Все про мировую художественную культуру. Мировая Художественная Культура - что это такое? Что такое культура? Виды искусства. Видео

Цели занятия: Обобщить и систематизировать представления о том, что заключают в себе понятия «культура» и «цивилизация» , сравнить их содержание; Сформировать представление о том, кто такой «культурный человек» ; Вывести соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация» .

Культура – от латинского culture. Первоначально это слово означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения – culture animi, в переводе обработка, совершенствование души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века. В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.

Культура - это ― совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека. ― совокупность духовного опыта человечества. ― созданная человеком часть окружения. ― способ жизни, которому следует общность или племя. ― общий и принятый способ мышления. ― то, что отличает человека от животного. ― система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Культура и цивилизация: вечный поиск истины Как вы понимаете термин «цивилизация» ? Что оно включает в себя? Что значит – быть цивилизованным?

Цивилизация Практическая значимость С точки зрения требований, предъявляемых ко всем членам общества Относительно времени появления Человек постигает, овладевает результатом Культура

Цивилизация Культура Практическая значимость полезна С точки зрения требований, предъявляемых ко всем членам общества Должны овладеть все – Овладевают единицы – усреднение, уникальность и унификация, неповторимость стандартизация Относительно времени появления Повторение, возможность усовершенствования Открытие, творчество, уникальность Человек постигает, овладевает результатом Навязывается человеку, он ОБЯЗАН, если хочет быть цивилизованным Свобода выбора и предпочтений, овладение возможно только при личной заинтересованности не имеет практической пользы

Культурный человек Добровольно, сознательно выполняет то, что необязательно, так как это приносит ему радость, удовлетворение, духовное обогащение. При выборе опирается на свои принципы, убеждения, моральные установки, эстетические ориентиры.

Соотношение между К. и Ц. Культура и цивилизация соотносятся между собой через духовность. Если понимать культуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично, что именно духовность является источником культуры: духовность культура цивилизация

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Обязательный минимум знаний

по зарубежной художественной культуре

РАЗДЕЛ I

Художественная культура древности

1. Художественная культура Древнего Египта. Религиозные представления и культ мертвых у древних египтян как основа их архитектуры и искусства. Периодизация древнеегипетской художественной культуры – Додинастический период, Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, Позднее время. Погребальные сооружения – пирамиды и храмы. Пирамидный комплекс в Гизе. Храмы в Карнаке и Луксоре, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

2. Художественная культура Междуречья. Шумер и Аккад. Важнейшее достижение храмовой архитектуры Междуречья – зиккурат. Зиккурат бога Луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.). Рельеф, мелкая пластика, мозаика. Скульптура III тысячелетия. Штандарт из Ура (2600 г. до н. э.). Искусство старовавилонского периода (2000–1600 гг. до н. э.). Стела с законами Хаммурапи. Архитектурные памятники Вавилона в нововавилонский период (I тысячелетие до н. э.). Врата богини Иштар, роль изразцового кирпича в декоре архитектурных сооруже­ний. Искусство Ассирии. Художественные особенности ассирийско­го рельефа.

3. Эгейское искусство. Кносский дворец и его фрески. Львиные ворота в Микенах. Вазопись стиля Камарес.

4. Художественная культура античной Греции. Периодизация греческого искусства – архаика, классика, эллинизм.

Архитектура

Основные типы греческих ордеров и храмов.

Архитектура классического периода – афинский Акрополь.

Скульптура

Архаика – типы куросов и кор. Классика. Скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель.

Скульптура эллинизма – алтарь Зевса в Пергаме, «Лаокоон» Агесандра, Атенодора, Полидора.

5. Художественная культура античного Рима. Периодизация римского ис­кусства – республиканский период, имперский Рим.

Основные типы архитектурных сооружений – амфитеатры, стадио­ны, храмы, триумфальные арки, триумфальные колонны и их скульп-турный декор.

Воплощение имперского стиля в памятниках эпохи Августа. Монумен-тальная и станковая скульптура Древнего Рима и ее связь с религиоз­ными культами. Римский скульптурный портрет и его типология.

РАЗДЕЛ II.

Художественная культура Средневековья и Возрождения.

1. Художественная культура Западной Европы в Средние века. Христианство – духовная основа культуры европейского Средневековья. Структура раннехристианской базилики и система декорации. Понятие иконографии и ее роль в религиозном искусстве. Зарождение и распространение романского стиля. Характерные осо­бенности строения и декорации романской базилики. Роль скульптуры в романском храме. Скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. Роль монументальной живописи в романской базилике. Зарождение и распространение готического стиля. Собор Нотр-Дам в Париже. Соборы Нотр-Дам в Шартре, Реймсе и Амьене. Готический витраж. Сен-Шапель в Париже.

2. Художественная культура Византии. Собор Св. Софии в Констан-тинополе. Архитектура и мозаичная декорация церкви Сан-Витале в Равенне. Роль иконы и иконографии в истории византийского искус­ства. Сложение и развитие типа крестово-купольного храма. Система живописной монументальной декорации византийского храма – мозаи-ки, фрески.

3. Художественная культура итальянского Ренессанса. Периодизация – Проторенессанс, раннее Возрождение, Высокое Возрождение, позднее Возрождение. Гуманизм – идейная основа культуры Возрождения. Значение античного наследия.

Творчество Джотто ди Бондоне. Искусство Флоренции в эпоху ран­него Возрождения – Брунеллески, Альберти, Мазаччо, Боттичелли, Донателло. Искусство Высокого Возрождения – творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Джорджоне, Тициан и венеци­анская школа живописи. Архитектурные сооружения Браманте и Палладио.

4. Художественные особенности Северного Возрождения. Творчество братьев ван Эйк, Альбрехта Дюрера, Ханса Гольбейна, Иеронима Босха и Питера Брейгеля.

РАЗДЕЛ III

Художественная культура XVII–XVIII вв.

1. Европейское искусство и стиль барокко. Проявление стиля барокко в архитектуре и скульптуре Лоренцо Бернини. Творчество П.П. Рубенса – высший взлет фламандского барокко.

Портреты А. ван Дейка, жанровые картины Я. Йорданса, натюрморты Ф. Снайдерса.

2. Реалистические искания мастеров голландской и испанской живописи XVII в. Соотношение мифа и реальности в творчестве Д. Веласкеса, Х. Рембрандта. Портреты Рембрандта.

Роль «малых голландцев» и причины развития жанровой живописи, натюрморта, пейзажа в голландской живописи XVII в.

3. Классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве Франции XVII в. Архитектурно-парковый ансамбль Версаля. Творчество Н. Пуссена – мифологические и религиозные сюжеты, становление классицистических принципов живописи.

4. Архитектура и изобразительное искусство XVIII столетия. Дальнейшее развитие архитектуры классицизма во Франции (Малый Трианон в Версале, Площадь Согласия в Париже).

5. Стиль рококо в искусстве и архитектуре Франции XVIII в.

6. Образы театра и театральность образов в творчестве Ж.А. Ватто.

7. Реалистические черты в живописи Г. Курбе, Ж.Б.С. Шардена.

8. Неоклассицизм в творчестве А. Кановы.

РАЗДЕЛ IV

Художественная культура XIX–XX вв.

1. Выражение идеалов романтизма в живописи Германии. Роль пейзажа в творчестве Каспара Давида Фридриха.

2. Романтизм и творчество Ф. Гойи.

3. Особенности романтизма во Франции.

Творчество Т. Жерико и Э. Делакруа.

4. Живопись французского импрессионизма – творчество на пленэре, интерес к точной передаче сиюминутного состояния световоздушной среды, солнечного света. Подчинение живописной техники новым целям и задачам живописи.

5. Постимпрессионизм. Поиски новой художественной формы в твор­честве П. Сезанна, гуманизм и экспрессия цвета в живописи В. Ван Гога, обретение новых духовных ценностей вне европейской культуры в искусстве П. Гогена.

6. Стиль модерн в искусстве Европы.

7. Искусство фовистов. Истоки фовистической манеры в неклассиче­ских формах искусства. Живописная техника фовизма. Творчество А. Матисса.

8. Пикассо и кубизм.

9. Сюрреализм как направление в искусстве. Творчество С. Дали.

10. Новые направления в архитектуре ХХ в. Творчество Ле Корбюзье.

Обязательный минимум знаний

по русской художественной культуре

РАЗДЕЛ V

Художественная культура Древней Руси

1. Православие – духовная основа древнерусского искусства. Роль ви­зантийских традиций в русском искусстве. Искусство Киевской Руси. Храм Софии Киевской – архитектурный образ, росписи, мозаики. Роль иконы и иконостаса в искусстве средневековой Руси.

2. Художественная культура древнерусских княжеств – Новгород, Владимиро-Суздальское княжество. Переработка византийских черт и сложение местных архитектурно-художественных традиций в искусстве Великого Новгорода. Храм Св. Софии Новгородской, Георгиевский собор Юрьева монастыря. Фрески церкви Спаса на Нередице. Творчество Феофана Грека – фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице. Новгородская школа иконописи. Княжеский характер культуры и искусства Владимиро-Суздальской Руси середины XII – первой трети XIII в. Концепция богоизбран­ности княжеской власти и архитектура Владимира. Художественные особенности архитектуры храмов Владимиро-Суздальского княже­ства. Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на Нерли, Дмитриевский собор, собор Св. Георгия в Юрьеве-Польском.

3. Творчество Андрея Рублева – выражение характерных черт религи­озности и миропонимания Московской Руси: фрески Успенского со­бора во Владимире, икона «Троица». Образ новой государственности в архитектуре Московского Кремля – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Творчество Дионисия – яркий образец «общерусского стиля» в искусстве: фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Шатровая архитектура – храм Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного (Покрова Богородицы что на Рву).

4. Переходный характер русской художественной культуры XVII в. Сосуществование двух направлений – придворная традиция и го­родская посадская культура. Проникновение светских черт в искус­ство. Интенсивное храмовое строительство в Москве и провинциях. Идея возведения Нового Иерусалима на реке Истре – ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря. Храмовая живопись Ярославля. Искусство Симона Ушакова.

РАЗДЕЛ VI

Русская художественная культура XVIII–XX вв.

1. Художественная культура Петровской эпохи. Роль европейских тради­ций в искусстве и архитектуре XVIII в.

2. Строительство Санкт-Петербурга, разработка новой типологии обще­ственных и жилых сооружений. Деятельность ведущих архитекторов Петровского времени – Д. Трезини, Ж.Б. Леблона.

3. Расцвет стиля барокко в творчестве Ф.Б. Растрелли. Дворцы Санкт-Петербурга и его пригородов.

4. Архитектура классицизма в России – творчество Дж. Кваренги, Ч. Камерона, И.Е. Старова. Продолжение традиций классицизма в твор­честве крупнейших зодчих начала XIX в. – А.Н. Воронихина (Казанский собор в Санкт-Петербурге), А.Д. Захарова (здание Адмиралтейства). Архитектурные ансамбли столицы – К.И. Росси, В.П. Стасов.

5. Изобразительное искусство первой половины XIX в. Отражение роман­тических тенденций в художественной культуре. Портретная живопись эпохи романтизма – творчество О.А. Кипренского, В.А. Тропинина. Противоречие между академической формой и романтическим содер­жанием в творчестве К.П. Брюллова. Творчество А.А. Иванова и его картина «Явление Христа народу».

6. Рождение бытового жанра в творчестве А.Г. Венецианова.

7. Изобразительное искусство второй половины XIX в. Дальнейшее раз­витие бытового жанра и нарастание критических тенденций в творче­стве В.Г. Перова. Создание Товарищества передвижных художествен­ных выставок и реалистическое искусство. Творчество Н.И. Крамского («Христос в пустыне»). Н.Н. Ге («Что есть истина») и значение религи­озно-нравственной проповеди в искусстве. Возникновение реалисти­ческого пейзажа. Образы русской природы в пейзажах И. Шишкина, поэтика повседневности в пейзажах А.К. Саврасова. Пейзаж на­строения И.И. Левитана. Многообразие жанров и тем в творчестве И.Е. Репина. Образы русской истории в живописи В.И. Сурикова. Эпические образы русских сказаний в творчестве В.М. Васнецова.

8. Русское искусство конца XIX – начала XX в. Основные черты стиля мо­дерн в творчестве архитектора Ф.О. Шехтеля. Творчество В.А. Серова. М.А. Врубель и живопись русского символизма. Сказка и миф в его творчестве. Тема Демона у Врубеля. Объединение «Мир искусства» и обращение к традициям ушедших эпох. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова и соединение в его стиле черт постимпрессионизма и символизма. Творчество мастеров – участников выставки «Голубая роза».

9. Искусство русского авангарда начала XX в. Развитие авангардных тенденций в живописи художников «Бубнового валета». Абстрактная живопись В.В. Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова.

10. Русское и советское искусство первой половины XX столетия. Сохранение культуры станковой живописи и новая образность в творчестве К.С. Петрова-Водкина.

11. Понятие социалистического реализма и его роль в творчестве С.В. Герасимова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки. Скульптурное твор­чество В.И. Мухиной.

РАЗДЕЛ VII

Теория искусства

Необходимый минимум знаний в области теории искусства – аби­туриенты должны понимать и уметь применять при описании и анализе произведений искусства следующие термины:

  • стиль: романский, готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн;
  • композиция, колорит, перспектива, сюжет;
  • средства художественной выразительности видов изобразительно­го искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики.
  • жанры искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, батальный жанр, анималистический, исторический, мифологический.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ

а) М.О. Микешин

b) А.М. Опекушин

c) М.М. Антокольский

2. «Могучая кучка» – это:

а) объединение русских художников в XIX в.

b) объединение русских музыкантов в XIX в.

c) объединение художников-авангардистов

3. Какие из перечисленных ниже искусств характеризуются как времен­но-пространственные:

a) театр и кино

b) архитектура и монументальная живопись

4. В центре композиции картины Д. Веласкеса «Менины» находится:

a) портрет короля и королевы Испании

b) инфанта Маргарита

c) сам художник Диего Веласкес, который смотрит на зрителя

5. Герои картины «Аркадские пастухи» Н. Пуссена рассматривают:

a) саркофаг с надписью

b) скульптуру, изображающую богиню Афродиту

c) амфору с изображением сцены из Троянской войны

6. Какой тип сооружения представляет собой храм Василия Блаженного:

a) крестово-купольный

b) базиликальный

c) центрический

7. Какие из приведенных ниже стилистических пар сосуществовали в XVII и XVIII вв.:

a) готика и барокко

b) барокко и классицизм

c) барокко и рококо

d) классицизм и неоклассицизм

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

1. Пирамида Хеопса, середина III тысячелетия до н. э., Гиза, Египет.

2. Большой Сфинкс, середина III тысячелетия до н. э., Гиза, Египет.

3. Скульптурный портрет Нефертити, XIV в. до н. э., Государственные музеи, Берлин.

4. Штандарт из царской гробницы в Уре, ок. 2600 г. до н. э., Лондон, Британский музей.

5. Стела со сводом законов Хаммурапи из Суз, XVIII в. до н. э., Париж, Лувр.

6. Врата богини Иштар в Вавилоне, VI в. до н. э. Берлин, Государствен-ные музеи.

7. Храм Парфенон на Акрополе, 447–438 до н. э., зодчие Иктин и Калликрат, скульптурный декор Фидия, Афины.

8. Храм Пантеон, II в., Рим.

9. Храм Св. Софии в Константинополе, 532–537, зодчие Исидор Милетский и Анфимий Траллесский.

10. Церковь Сан-Витале в Равенне, VI в.

11. Собор Нотр-Дам в Париже.

12. Витраж собора в Шартре: Богоматерь «прекрасного окна», 1194–1225.

13. «Троица», Мазаччо, ок. 1427, фреска, Санта-Мария Новелла, Фло-ренция.

14. «Весна», С. Боттичелли, ок. 1482, темпера/дерево, 203×314, галерея Уффици, Флоренция.

15. «Давид», Микеланджело, 1504, мрамор, Галерея Академии, Флоренция.

16. «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1498, смеш. техника, трапезная монастыря Санта-Мария делла Грациа, Милан.

17. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи, 1503–1505, м/х, Лувр, Париж.

18. «Сотворение Адама», Микеланджело, 1508–1512, фреска потолка Сикстинской капеллы, Ватикан, Рим.

19. «Сикстинская мадонна», Рафаэль, 1513–1514, м/х, 270×201, Картинная галерея, Дрезден.

20. «Афинская школа», Рафаэль, 1510–1511, фреска Станцы делла Сеньятура, Ватикан, Рим.

21. «Спящая Венера», Джорджоне, 1510, м/х, 108×175, Картинная гале­рея, Дрезден.

22. «Менины», Д. Веласкес, 1656–1657, м/х, 318×276, Музей Прадо, Мадрид.

23. «Возвращение блудного сына», Рембрандт, ок. 1669, м/х, 262×206, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

24. «Автопортрет с Саскией на коленях», Рембрандт, 1635, м/х, 161×131, Картинная галерея, Дрезден.

25. «Бобовый король (“Король пьет!”)», Якоб Йорданс, ок. 1638, м/х, 157×211, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

26. «Аркадские пастухи», Н. Пуссен, 1637–1639, м/х, 185×121, Лувр, Париж.

27. «Смерть Германика», Н. Пуссен, 1627, м/х, 148×198, Художествен-ный институт, Миннеаполис.

28. «Жиль», Ж.А. Ватто, 1718–1720, м/х, 184,5×149,5, Лувр, Париж.

29. «Свобода, ведущая народ», Э. Делакруа, м/х, 1831, 260×325, Лувр, Париж.

30. «Похороны в Орнане», Г. Курбе, 1849–1850, м/х, 315×668, Музей Орсе, Париж.

31. «Завтрак на траве», Э. Мане, 1863, м/х, 208×264,5, Музей Орсе, Париж.

32. «Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889, м/х, 73,7×92,1, Музей со­временного искусства, Нью-Йорк.

33. «Танец», А. Матисс, 1909–1910, м/х, 260×391, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

34. «Бульвар Капуцинок», К. Моне, 1873, м/х, 61×80, ГМИИ им. А.С. Пуш-кина, Москва.

35. «Портрет Амбруаза Воллара», П. Пикассо, 1909–1910, м/х, 93×65, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

36. «Бурлаки на Волге», И.Е. Репин, 1870–1873, м/х, 131×281, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

37. «Боярыня Морозова», В.И. Суриков, 1887, м/х, 304×587,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

38. «Последний день Помпеи», К. Брюллов, 1833, м/х, 456,5×651, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

39. «Явление Христа народу», А.А. Иванов, 1837–1857, м/х, 540×750, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

40. «Проводы покойника», В.Г. Перов, 1865, м/х, 45×57, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

41. «На пашне. Весна», А.Г. Венецианов, первая половина 1820-х годов, м/х, 51,2×65,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

42. «Грачи прилетели», А.К. Саврасов, 1871, м/х, 62×48,5, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

43. «Владимирка», И.И. Левитан, 1892, м/х, 79×123, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

44. «Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой», В.А. Серов, 1887, м/х, 91×85, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

45. «Демон (сидящий)», М.А. Врубель, 1890, м/х, 116,5×213,8, Государ-ственная Третьяковская галерея, Москва.

46. Икона «Троица», Андрей Рублев, 1425–1427, темпера/дерево, 142×114, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

47. Портрет А.С. Пушкина, О.А. Кипренский, 1827, м/х, 63×54, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

48. «“Что есть истина?” Христос и Пилат», Н.Н. Ге, 1890, м/х, 233×171, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

49. Памятник А.С. Пушкину, А.М. Опекушин, 1880, бронза, гранит, Москва.

50. Успенский собор Московского Кремля, арх. Аристотель Фиораванти, 1475–1479.

51. Храм Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы что на Рву) в Москве, 1555–1560.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотвор­чество: Учеб. пособие / Н.А. Яковлева [и др.] ; ред. Н.А. Яковлева. М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока (Серия «Малая история искусств»). М., 1975.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004.

Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи. СПб.: Азбука-Классика, 2008.

Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

Даниэль С. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. СПб.: Азбука-Классика, 2003.

Демус О. История средневизантийской системы // Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э.С. Смирновой, ред. и сост. А.С. Преображенский. М.: Индрик, 2001.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1–2. М., 1996.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. М., 2002.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. М., 2003.

История искусства. Т. 2 / Отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Белый город, 2013.

История русского искусства: В 3 т. / Под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 1991.

История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1989.

Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А. и др. Искусство XVIII века (Серия «Малая история искусств»). М., 1977.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М.: Азбука, 2010.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М.: Искусство, 1947–1948.

Лившиц Л. Русское искусство X–XVII веков. М., 2000.

Львова Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения (+CD). СПб, 2008.

Львова Е.П. и др. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (+CD). СПб, 2008.

Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. и др. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр (+CD). СПб, 2008.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1961.

Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяконов И.М., Луконин В.Г. Искусство Древнего Востока // Памятники мирового искусства. М., 1968.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л.; М., 1964.

Полевой В.М. Искусство ХХ века. 1901–1945 (Серия «Малая история ис­кусств»). М., 1991.

Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013.

Прусс Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. (Серия «Малая исто­рия искусств»). М., 1974.

Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Ривкин Б.И. Античное искусство (Серия «Малая история искусств»). М., 1972.

Сарабьянов Д.В. и др. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн (+ CD). СПб, 2008.

Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV в. М.: Искусство, 1987.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. СПб.: Азбука-Классика, 2007.

Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-Классика, 2009.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков. СПб.: Азбука-Классика, 2004.

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.