Евангельские сюжеты в храмовой живописи. Библейские образы и сюжеты в русской живописи. Авраам в изобразительном искусстве

Смирнов В. Л.

Каждый, кто знакомится с творчеством старых европейских мастеров, неизбежно столкнётся с тем, что повторяются многократно одни и те же сюжеты и образы.

Все старые мастера бесчисленное количество раз изображали Мадонну с младенцем, святое семейство, сцену Благовещенья или такие эпизоды из жизни Христа, как бегство в Египет, отдых на пути в Египет, сцены Страстей Господа Иисуса Христа: Распятие, Снятие с креста, Оплакивание, Положение во гроб и т. д.

Почти все художники самых разных стран изображали Святого Себастьяна, Марию Магдалину, Давида, Святого Иеронима. Отчасти такое постоянство сюжетов и образов, характерное для искусства всех западноевропейских стран, объясняется тем, что основными заказчиками произведений искусства были монастыри и церкви. Простой народ тоже был глубоко верующим, и художникам было легче объясняться с ним на языке знакомых ему библейских образов и сюжетов. Изображая события из Ветхого и Нового Завета, старые мастера старались выделить в них то этическое нравственное начало, которое было ближе их личному чувству и становилось особенно поучительно для их верующего зрителя.

Обратимся к некоторым сюжетам.

Христос и ученики в Эммаусе

Чем привлёк этот сюжет таких великих художников, как Тициан, Караваджо, Веласкес и Рембрандт? Караваджо и Рембрандт не раз обращались к нему в разные периоды своего творческого пути. Этот же сюжет изображали и другие, менее прославленные художники, например испанец Педро Орренто или итальянский художник Якопо Бассано, а также ряд других старых мастеров.

Сюжет прост. После своего воскресения из мёртвых Иисус Христос явился двум своим ученикам, которые шли из Иерусалима в Эммаус и обсуждали события последних дней: казнь, погребение Иисуса Христа и его непонятное исчезновение из гроба. Когда по дороге к ним присоединился Христос и заинтересовался их беседой, они не узнали его, рассказали ему все события последних дней, а он в ответ объяснил им, что все эти события уже были предсказаны пророками. Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой. Во время ужина "Он был узнан ими в преломлении хлеба" (Лк. 24:35), но в этот момент Христос стал невидимым.

Художники обычно выбирали для изображения тот момент, когда Христос преломлял хлеб и ученики внезапно узнавали его. Караваджо и Рембрандт показывают в своих картинах потрясение учеников, узнавших в спутнике своего учителя - Господа Иисуса Христа. Отчего же это потрясение? Ведь ученики долгое время странствовали вместе с Христом, слушали его проповеди и, конечно, знали предсказания ветхозаветных пророков о Мессии, о его смертной казни и воскресении через три дня. Да и Христос по воскресении своём явился к ним в том же человеческом обличии, которое они прежде знали. Откуда же тогда потрясение? Почему они не могли Его узнать сразу? Тем более, что сами признались, как ликовали, как радовались их сердца, когда они беседовали со своим спутником и слушали его. Ведь это было знамение им!

Всё дело в том, что эти картины показывают нам большую ограниченность, недостаточность тех наших знаний, которые мы приобретаем повседневным житейским опытом. Евангелие учит нас, что истинное познание сути вещей даёт вера.

Человек в продолжение всей жизни видит вокруг себя одни и те же предметы окружающего мира, существующие по неизменным законам; наблюдает одни и те же явления природы; да и сама человеческая жизнь в основе своей протекает единообразно: человек рождается, растёт, учится, трудится, растит и воспитывает детей, старится и умирает. И вот это привычно-неизменное движение всего миропорядка да ещё суетные повседневные и часто мелочные заботы притупляют духовное око человека, и он видит вокруг себя одно только однообразное движение мёртвой материи, поэтому верит лишь привычному. Фома не верил в воскресение Христа, пока не потрогал Его раны. На это Иисус ответил ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:29). Люди перестают видеть чудесное в том, что окружает их, перестают видеть Бога в каждом творении. А между тем чудо постоянно нас окружает. Разве не чудо, что из крохотного древесного семени, например, сосны, вырастает именно сосна? Разве не чудо рождение человека? И если люди за внешним видом окружающих вещей не умеют разглядеть их сокрытую сущность, их тайну, то в отношениях их друг к другу ещё больше близорукости и легкомыслия.

Большинство видят только внешность другого, не проникая в глубинную сущность его. Когда, например, соседку Ломоносова спросили, каким человеком был он, она ответила: "Непутёвый был человек. Его жена постоянно приходила ко мне за сковородкой". Эта женщина даже и не подозревала в своём соседе великого учёного. Так и ученики Христа по его воскресении не узнали в нём Бога, т. к. знали, что Христос мёртв и похоронен. А люди не воскресают. Ведь при земной жизни Иисуса Христа они, несмотря на совершённые Им на их глазах многие чудеса, считали Его великим пророком, народным вождём, который спасёт от врагов свой народ и всю страну, а вовсе не вочеловечившимся Богом. Поэтому Иисус и сказал им: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!". (Лк. 24:25).

Словом, из-за слабой Веры, или даже её полного отсутствия, спутники Христа и не узнали его.

На картине Рембрандта "Христос в Эммаусе" возле стола лежит лестница. Лестница - символ восхождения в небеса, к Богу, символ духовного совершенствования. Ступени лестницы - ступени духовного роста. Каждая ступень означала обретение какого-то духовного качества. Лестница лежит на полу, по ней нельзя подниматься, что означает остановку духовного роста учеников Христа, разрыв связи с Богом, отсутствие Веры.

Список литературы

библия изобразительный живописец светский

В русском искусстве начала XX в., когда известная часть русского общества оказалась под влиянием религиозно-мистических настроений, тема земной жизни Господа утеряла прежнее трагическое звучание. Теперь она приобрела философский и лирический оттенок. Данная тенденция особенно хорошо различима на примере работ Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942) и Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926). Е.Н. Петрова пишет о творчестве М.В. Нестерова и В.М. Васнецова: "В разной степени и у каждого по-своему, но в произведениях этих мастеров заметно слияние эстетического самовыражения и искренне религиозного чувства. У Васнецова - монументально-экспрессивного, у Нестерова - лирического, утончённого" [Там же].

Поразительно, но библейские сюжеты и образы встречаются в творчестве представителей разного рода модернистских течений. В середине 1910-х гг. Казимир Северинович Малевич (1879 - 1935), автор скандально известного "Чёрного квадрата", по словам Е.Н. Петровой, "воплотил в символической стилистике несколько евангельских сюжетов: Вознесение (Торжество неба), Положение во гроб, Христос в окружении ангелов (Автопортрет) и Моление о чаше (Молитва)" [Там же].

К евангельским сюжетам обращались многие из творцов "русского авангарда". Наталия Сергеевна Гончарова (1881 - 1962) стала автором цикла, посвящённого евангелистам (1911). Св. Георгия неоднократно изображал в своих композициях, выполненных в абстракционистском стиле, Василий Васильевич Кандинский (1866 - 1944). Целый ряд сюжетов из Нового Завета присутствует в творчестве Павла Николаевича Филонова (1883 - 1941). Среди них - "Святое семейство" (1914), "Волхвы" (1914), "Трое за столом" (1914 - 1915), "Святой Георгий" (1915), "Мать" (1916), "Бегство в Египет" (1918).

Библейские сюжеты и образы, в том числе связанные с фигурой Христа, присутствуют и в творчестве Марка Шагала (1887 - 1985), родившегося в Витебске в семье ортодоксальных иудеев. Первое его произведение на тему Священного писания - "Голгофа" (1912 г.). В 1938 г. он создал картину "Белое распятие", которую Михаил Вайшенгольц рассматривает как реакцию Шагала на юдофобские тенденции, нараставшие по всей Европе на протяжении всего предвоенного периода .

К библейской тематике Шагал обращался и позже. Так, в 1960 - 1966 гг. он работал над картиной "Жертвоприношение Авраама" . Витраж "Исаак встречает свою супругу Ревекку" (1977 - 1978) украшает церковь св. Стефана в Майнце .

В 1930-е - 1980-е гг. в СССР художники, несмотря на существовавшие ограничения, использовали в своих произведениях библейские мотивы достаточно часто. Некоторые из них посвятили религиозной живописи значительные периоды своей творческой карьеры. Среди мастеров, обращавшихся в своём творчестве к библейским сюжетам и образам, - Давид Петрович Штеренберг (1881 - 1948), Павел Дмитриевич Корин (1892 - 1967). Особо выделить следует, по-видимому, творчество Сергея Михайловича Романовича (1894 - 1968). С.М. Романович в 1940-е гг. написал картины "Поцелуй Иуды", "Буря на Тивериадском озере", в 1950-е гг. - "Благовещение", "Поругание Христа", "Се человек", "Снятие с креста", в 1960-е гг. - "Возложение тернового венца" и др.

Все эти работы были выполнены в модернистской манере. Не меньший интерес проявляли к сюжетам и образам из Священного Писания представители "андерграунда" 1960-х - 1970-х гг. К началу "перестройки" использование христианских мотивов в изобразительном искусстве уже не осуждалось, а негласно одобрялось. В дальнейшем это одобрение приобрело официальный характер.

Нет, они, конечно, не в том смысле "нелюбимые", что кто-то якобы к ним испытывает неприязнь, а в смысле противопоставления горячо любимым худониками. Например, масса есть картин на тему "Сусанна и старцы" или "Вирсавия" - может быть, из-за "клубничности" сюжета, или "Первородный грех Адама и Евы" - а где же еще прикажете средневековым живописцам голых людей изображать?! Еще любили художники рисовать Юдифь в процессе отпиливания головы Олоферна или сразу после него - эффектно же и со скрытым противоречием: нежная дама - и вдруг такие кровавые наклонности! И еще "Жертвоприношение Исаака", и "Возвращение блудного сына", и еще много разных других сюжетов.

Вот давайте посмотрим, к каким библейским сюжетам в изобразительном искусстве прибегали редко, и немного восстановим справедливость своим о них упоминанием.

"Сотворение Евы". Средневековая книжная миниатюра 14-15 века.

Конечно, не живопись пока, но вполне уже подробное изображение. Меня оно умиляет своей обстоятельной технологичностью - вот так вот взял Господь ребро Адама, и на конце его чудесным образом сначала образовалась женская голова, а потом и остальные части тела. Голова, скорее всего, стала тут же рекомендации давать: так, вот здесь побольше, повыпуклее, а вот тут чуток и убрать можно! На картинке бог словно грозит ей: ты это, не очень-то выступай!


"Бог приводит Еву к Адаму", византийская мозаика 12 века.

Адам недоумевает, конечно: вот, оказывается, какие занятные штуки можно из моих ребер делать! "Дайте две!"


"Ной выпускат голубя". Книжная миниатюра.

Про Каина и Авеля не упоминаю - их нередко изображали в момент братоубийства во всяких эффектных позах, так что перескочим через пару-тройку поколений. Итак, Ной.

Известно, что пока потоп шел полным ходом, Ной плавал на своем ковчеге с кучей всякой живности. Чтобы узнать, не пора ли выходить на землю, он трижды выпускал голубя. Первый раз птица вернулась ни с чем, второй принесла оливковый лист, давший понять, что где-то земля уже освободилась от воды, а в третий раз голубь не вернулся - осталася где-то вить гнездо. Ной понял, что бедствие кончилось и пора искать берег.


Еще один Ной с голубем. Мозаика собора святого Марка в Венеции (12-13 век)

Сначала, кстати, Ной выпускал ворона, но тот в воде нашел труп и тут же принялся угощаться, забыв о своем покровителе. Тогда пришлось прибегнуть к помощи "неплотоядного" голубя.


"Три ангела посещают Авраама", Аэрт де Гельдер

История о том, как праотец Авраам принимал в гостях трех ангелов, появившихся пред ним в обычном, человеческом обличье. Он вообще был человеком очень гостеприимным, даром что знатный и небедный старец, а в этот раз и вовсе в лепешку разбивался, словно чувствовал, что гости непростые: и сам за теленком лучшим бегал, чтобы приготовить его, и за столом без рабов прислуживал. В благодарность ангелы пообещали ему долгожданного наследника. Жена его, Сарра, даже засмеялась про себя - ведь ей уже 90 годков стукнуло, но ангелы попеняли ей за неверие. А ведь и вправду понесла старушка вскоре и родила сына Исаака, родоначальника иудеев. Нехорошо, правда, с наложницей Агарью получилось, той, которая давно уже родила Аврааму сына Исмаила - ее выгнали с приплодом в пустыню. Правда, оба выжили, и от них пошел род мусульманский. Правда, "Изгнание Агари" - это как раз горячо любимый художниками сюжет.


"Гибель Содома" Керстиан де Кейник.
Сюжет известный, а вот изображали его редко. На дороге слева и позади группы убегающих виднеется белая фигура - это чрезмерно любопытная жена Лота. Во время бегства из уничтожаемого ангелами Содома она нарушила наказ ангелов и обернулась - и тут же превратилась в соляной столп. Пришлось потом дочерям Лота подпаивать отца и по-очереди делать с ним детей (внуков?), чтобы род не прервался. Но это уже любимый живописцами "клубничный" сюжет.


Еще один Содом. Художник Питер Шоубрек.
Если помните, так же была уничтожена и Гоморра. Здесь, на картине, все уже убежали, остался только столп-жена и тонущие в огне крики погибающих содомитов.


"Летница Иакова", Микаэль Лукас Вильман
Очень странный мистический сюжет - Иакову приснилась лестница, ведущая на небеса, и ангелы, которые по ней поднимались и спускались. Такой себе тоннель в другое измерение.


"Иаков и Рахиль"Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио, 16 век

С Иаковом связана еще одна красивая истоия. Он с первого взгляда просто насмерть влюбился в свою кузину Рахиль. За право жениться на ней он отработал на ее отца, своего дядю Лавана, семь лет, "и показались они ему как несколько дней, ибо он любил ее". Дядя был тот еще фрукт, и подсунул Иакову в темноте, когда пришло время, старшую свою дочь, менее красивую, Лею. Когда обман обнаружился, Иакову было предложено отработать еще семь лет, раз он берет двух дочерей Лавана. То есть, если он влюбился в 17-летнюю девушку, то получил уже 31-летнюю женщину. И Иаков сделал это! Есть такой прекрасный роман "Как несколько дней". Почитайте, он замечательный! Библейскую легенду я узнала, когда читала эту книгу, хотя они почти никак не связаны.


"Иов на гноище". Фреска 14 века, Сербия.
Иов - праведник-приправедник, которого бог решил испытать и даже договорился об этом с дьяволом. У бедняги-Иова отняли состояние, детей, жилье, "наградили" его проказой. И сидел он на куче навоза, соскребая глиняным черепком струпья со своей воспаленной кожи. Жена его, конечно, ворчала и роптала на бога, который подверг ее мужа-правдедника таким испытаниям, но кормить бедолагу своего не переставала. На фреске очень интересно изображена техника кормления - при помощи такой вот лопатки (милосердие милосердием, а лепра - это вам не шуточки!). Я из-за такой необычной детализации и поместила сюда это изображение, а вообще Иова на гноище изображали часто. Он, если помните, остался верен господу, за что ему вернули здоровье и богатство, и дети новые родились в том же количестве.


"Дочери фараона приносят младенца Моисея", фреска 3 века в синагоге Дура-Европос, Сирия

Очень необычное архаичное изображение. Царевна и ее служанки изображены не в привычных нам классических традициях, мы видим их настоящими восточными женщинами, какими они и были на самом деле. Одной служанке, как видите, пришлось полностью раздеться и войти в воду, чтобы изловить корзину с ребенком. А сюжет был всегда довольно популярен.


"Испытание младенца Моисея", Джорджоне

Когда дочь фараона принесла показать найденного младенца своему отцу, малыш схватил с его головы царский венец и бросил его на землю. Это не понравилось фараону и он решил испытать Моисея. Малышу принесли блюдо с угольями и блюдо с золотом и драгоценными камнями. Ангел направил ручку малыша, и тот схватил уголек и сунул себе в рот. С тех пор многие евреи слегка картавят. Подозрения фараона развеялись, ребенка (на свою голову) оставили во дворце.


"Моисей спасаеет дочерей Иофора", Россо Фиорентино

Дочери священника Иофора (числом семь) хотели напоить своих овец из источника, но их грубо прогнали пастухи. Молодой Моисей заступился за девушек. Поздне на одной из них он женился. Такая себе скучноватая история, обычная бытовая сцена, но на картине изображена, как грандиозное побоище.


"Самсон с ослиной челюстью". Соломон де Брай

Вообще, у древних челюсти копытных были популярным оружием, ведь и Каин убил Авеля такой же. Самсон в живописи "прославился" раздиранием пасти льва, разрушением храма филистимлян и непредусмотрительным отдыхом на коленях у вероломной Далилы, обрезавшей его волосы, в которых хранилась сила удальца. Еще он известен тем, что 1000 филистимлян убил ослиной челюстью. Вот таким, тихим, домашним, любовно поглаживающим свое оружие, его изображали редко.


"Саул мечет копье в Давида", Гверчино

Саул - это такой древний иудейский царь. Поначалу вроде нормальный был человек, а потом начал чудить. Юный Давид, убивший великана Голиафа, был очень популярен в народе, а Саул ему завидовал и еле юношу терпел. Во время одного из праздненств во дворце он не удержался, и метнул копье в Давида, когда тот услаждал слух окружающих песней. Парень еле успел сбежать.


"Гибель Авессалома", Франческо Песеллино

Давид, словно назло своему обидчику Саулу, со временем все-таки стал царем. У него был сын Авессалом, который вздумал бунтовать против отца и поднял на него свое войско. Его армия была разбита, а сам он бежал, но во время погони зацепился длинными волосами за сучья дуба. В этот момент один из военачальников Давида метнул в него три копья. Обычно художники изображают, как он все три копья сразу и бросает. Не смотря на предательство сына, Давид горестно его оплакивал.


"Смерть Сисеры" Артемизия Дженилески

Вот эта милая девушка, которая так спокойно и деловито забивает в голову спящему кол для крепления шатра - Иаиль из рода кенеев. Процедуре прибивания головы к полу подвергся ханаанский военачальник Сисера, гонитель иудеев, нехорошийй, как говорят, человек. Вообще, Артемизия Дженилески любила подобные сюжеты, в которых мужчины попадали в разные нехорошие ситуации. Сама она от мужчин пострадала и видимо мстила подобным образом. Известна прискорбная история, когда она подала в суд на своего учителя живописи за то, что он ее изнасиловал. Учителя осудиди, но почти сразу оправдали и выпустили из тюрьмы. Поговаривали, что он попросту был любовником Артемизии и обещал жениться, но не сделал этого, так как уже был женат.


"Покарание Иезавели" Андре Челести, 17 век

Иезавель - подлая дочь сидонского царя, злая правительница и угнетательница иудейского народа, пытавшаяся искоренить его религию. С ней боролся пророк Илия. За все свои злодеяния Иезавель получила сполна - ее в конечном итоге выбросили из окна, ее тело растоптали лошади и растерзали псы. Видите, на картине собачки доедают пожилую леди? Это и есть злокозненная Иезавель.


"Иона и кит" Ян Брейгель старш.

Ионе бог приказать ехать в языческие земли и проповедовать, но пророк решил избежать опасной миссии и хотел уплыть на корабле в совсем другом направлении. Тогда на море поднялась страшная буря, корабль кидало из стороны в сторону, и моряки стали бросать жребий, чтобы узнать, кто прогневил бога. Жребий пал на Иону. Пророк понял, что тяжкой участи ему не избежать, и кинулся в пучину морскую, где его поглотила большая рыбина (кит, как, пишут в некоторых источниках). Через несколько дней кит выплюнул Иону невредимого, и пришлось ему все-таки отправляться, куда было приказано, и проповедовать. Закончилось все успешно: Ионе удалось обратить в истиную веру целый народ.

Это были ветхозаветные сюжеты, а теперь давайте обратимся к редким новозаветным.


"Святое семейство" Бартоломе Эстебан Перес Мурильо, 17 век
Нечасто вот так изображали маленького Христа, святого Иосифа и Деву Марию. А очень симпатично же!


"Детство Христа в доме Иосифа" Геррит ван Хорст, 17 век.
Здесь тоже редкий сюжет - Иосиф обучает Иисуса мастерству плотника, мальчик помогает ему, держа свечу. Есть такая картина и у Караваджо.


Очень редкая греческая икона - Первые шаги Иисуса Христа (прим 15-16 век). К сожалению, она сильно повреждена; чтобы понять ее иконографию, привожу более позднюю подобную икону:


Первые шаги Иисуса Христа. Греция



"Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами" Ламберт Ломбард, 16 век

Легенда известная, а вот изображали ее редко.


"Не прикасайся ко мне!" Лавиния Фонтана

Такие работы были, конечно, но их немного (у Джотто, например). Это первое явления Христа людям после Воскресения, его увидела Мария Магдалина, но Христос запретил ей приближаться: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".


"Немилосердный должник", Доменико Фетти

Это уже пошли притчи Христовы. В одной из притч рассказывается, как некоего раба освободили, простив ему целую кучу денег долга. И первое, что он сделал, как только получил свободу, это вцепился в горло своему должнику, который должен ему был какие-то копейки.


"Притча о работниках виноградника" Рембранд
Рассказ о бунте виноградарей, которые возмутились, что одинаково заплатили и тем из них, кто пришел на работу первым и трудился весь день, и тем, кто успел поработать только последний час. Виноградник - аллегория веры, царства небесного. Не важно, кто и когда примет его, награда всем будет одна.

Вот такие нечастые сюжеты. Теперь будете знать, что изображено на некоторых непонятных картинах. А мы к этому, возможно, еще когда-нибудь вернемся.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница".

И он сдержал слово. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием "Из жизни Христа", которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

Генрих Семирадский

Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий.

Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.

Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.

Александр Иванов

"Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого", - писал о знаменитом живописце Николай Гоголь.

Александр Иванов - автор картины "Явление Христа народу", которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям "Храма человечества", но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием "библейские эскизы". Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Николай Ге

Картина Ге "Тайная вечеря" потрясла Россию, как когда-то "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила: "Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки", а члены Академии Художеств, непротив, долго не могли определиться в суждениях.

В "Тайной вечере" Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек "без лица".

Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова

Илья Репин

Cчитается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как-будто бы "живыми" портретами.

Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. "Я почти ничего не писал там - некогда, хотелось больше видеть... Написал образ русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…" Позже он говорил: "всюду живая Библия", "так грандиозно я почувствовал Бога живого", "Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия".

Иван Крамской

Свое полотно "Воскрешение дочери Иаира" Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году - первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале так похожие на палестинскик пустыни.

Марк Шагал

Автор знаменитого "Библейское послание" Марк Шагал с детства любил Библию, считаяее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано началпостигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.