План урока сияние византийской живописи. по сырой штукатурке. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие

Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

  1. Учиться анализировать памятники искусства.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Тема урока, его место в целом программы.

«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

  1. Византийская архитектура.
  2. Искусство мозаики.
  3. Мастерство иконописи.
  4. Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Эпиграф.

В Боровицкая.

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «Храмы мира. Путь горний».
  2. Рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.
  3. Выразительное чтение стихотворения О.Мендельштама «Айа–София».
  • Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
  • Какие характерные архитектурные особенности собора упоминаются в стихотворении?

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).

  1. Что такое византийская мозаика.
  2. Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».
  3. Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;
  • декоративность;
  • колористические эффекты;
  • сопоставление контрастных цветов;
  • регламентация цветовой гаммы;
  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

  • Что такое смальта?
  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

  1. Что такое икона.
  2. Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Обсуждение вопросов.

  • Какое место занимают иконы в православном мире?
  • Как икона «Владимирская Богоматерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон?
  • Каковы характерные особенности икон?

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
  • высокий лоб – средоточие духовного начала;
  • сияющий нимб вокруг головы;
  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
  • цвет на иконах символичен.

Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
  • В центре внимания художника стоит человек.
  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

  • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.
  • Синтез различных видов искусств.
  • Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.
  • Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

МХК 9 урок19 Мир византийской культуры. (слайд 1)
(щелчок) В безоблачном небе над берегами Босфора парил орёл со змеёй в когтях. Змея извивалась, пыталась ужалить, но орёл камнем упал вниз и раздробил ей голову ударом мощного клюва.

Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина (слайд 2) которые искали место для новой столицы.

Битву орла со змеёй они истолковали, как знак свыше и в 324- 330 гг.на месте старой греческой колонии Византии был основан город Константинополь (щелчок) - «новый Рим», столица бу­дущего Византийского государства.

Сказочно красивым представ­лялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.((слайд 3)+4 щелчка)


Византийская империя(слайд 4) стала могущественной державой, импе­рией «ромеев», как называли себя ее жители, считавшие себя на­следниками римлян. (щелчок) С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой - началом культуры средневековой.
Византия - наследница античности - испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески перера­ботать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Ма­лой Азии - тип купольной базилики, у персов научилась придвор­ному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии хрис­тианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собст­венный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.
Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, (слайд 5) иде­ально отвечающий требованиям христианского богослужения. Ви­зантийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обо­снованным законам (канонам), которым следовали живописцы За­падной Европы и Древней Руси.

Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-приклад­ном искусстве.


Достижения византийской архитектуры

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней ор­ганично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Глав­ным архитектурным сооружением был храм, так называемая бази­лика(слайд 6) (греч. «царский дом»), назначение которой существенным об­разом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торже­ственных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то визан­тийские храмы стали центром, где верующие собирались на бого­служение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.


Базилика отличается простотой плана: (слайд 7) это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так назы­ваемые нефы (слайд 8) (греч. «корабль»), число которых достигает 3 или 5.
Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим - центр земли. На востоке к ос­новному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем(слайд 9) - священной частью хра­ма.
Характерную черту архитектуры базилики составляют деревянные балочные перекрытия, обращенные во внутреннее пространство храма. К входу в здание на западе обычно примыкает двор - атри­ум, окруженный крытой колоннадой.
Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутрен­ним обликом. (слайд 10) Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг,(щелчок) он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами,(щелчок) отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов.(щелчок)
Зато интеръеры базилики украшены облицовкой из мрамо­ра и гранита, (слайд 11) мозаиками(щелчок) и фресковыми росписями на стенах,(щелчок) рос­кошными предметами декоративно-прикладного искусства.(2 щелчка) (слайд 12 + 5 щелчков)
Позднее все большее значение приобретает новый тип храма - крестово-куполъный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. (слайд 13+щелчок) (слайд 14+3щелчка)
Наивысшее достижение византийской архитектуры (слайд 15) - собор Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с ку­польным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. (слайд 16) От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христи­анского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Визан­тийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. (слайд 17)
От­ныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжест­венные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевид­цев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высо­ких волнах моря, выделяется среди других строений».
(слайд 18) В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре кото­рого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Цент­ральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором вопло­щено представление о космическом подобии мира. Снизу купол ка­жется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окна­ми не видны.
Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыка­ют два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. (слайд 19) Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены вол­нистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движе­ния. Один из современников писал: «...в соборе ничто не останавли­вает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрите­лю трудно сказать, что ему больше всего понравилось».(музыка)
Айя-София - здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

Так выразил свои чувства от увиденного поэт О. Э. Мандельштам в стихотворении «Айя-София».

(4 щелчка)

. Мерцающий свет византийских мозаик

Мировую славу приобрели мозаики Византии. (слайд 20) Используя антич­ную технологию изготовления мозаик, византийские мастера на­шли и свои, оригинальные способы их создания. (слайд 21) Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иног­да каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. (слайд 22) Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и иск­риться золотом, пурпуром и синевой.


Мозаичисты Византии пользо­вались всем богатством красочной палитры. (слайд 23) Им хорошо были знако­мы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и неж­ных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных. (слайд 24)

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания (слайд 25) и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимал­ся как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект не­меркнущего, священного сияния. (слайд 26)


Если светлый фон античной мозаики позволял передавать про­странство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византий­ских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрите­лей ощущение сопричастности с изображенным. (слайд 27)
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - го­рода на севере Италии, в VI в. центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаич­ные росписи церкви Сан Витале. (слайд 28) Потоки света, лью­щего из купола и арочных проемов галерей, заставля­ют мозаики загораться неземным блеском. (слайд 29) На боко­вых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики(слайд 30) с изображением императора Юстиниана(слайд 31) и его жены Феодоры со свитой.
На мозаике в центре(слайд 32) изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венча­ют диадема и нимб - символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана - двое при­дворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - по­жилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигу­ры не ступают, а как бы парят над землей.
Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. (слайд 33) Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монета­ми. Вокруг шеи и на плечах - роскошные ожерелья. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб.
Спустя много ве­ков в Равенне побывал поэт А. А. Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:
Всё, что минутно, всё, что бренно, (слайд 34)

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках. (слайд 35)

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота(слайд 36)

В стенах прохладных базилик...


Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (слайд 37) (VII в., разрушена в 1922 г.). Изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством обли­ка, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. (слайд 38)
Спокой­ные позы святых естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ла­дони которых просвечивает свет, делают фигуры особенно жизненными и привлекательными.
Музыка Византии

Выразительна и интересна византийская музыка, о высоком на­значении которой говорил один из отцов церкви, епископ Констан­тинополя Иоанн Златоуст (слайд 39) (между 344 и 354-407 гг.):

«Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к жи­тейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».(музыка)
О сильнейшем эмоциональном воздействии церковного богослу­жения известно давно. Древняя летопись рассказывает о том, как киевский князь Владимир (слайд 40) (?-1015 г.) собрал бояр и старцев на со­вет и спросил их о том, какая вера лучше: магометан, иудеев, като­ликов или греков. «Государь! - сказали бояре и старцы. - Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству».
Прислушался Владимир к совету старцев и послал десять благоразумных мужей для этого испытания. Посетив множество городов и стран, они прибыли в столицу Византии Конс­тантинополь и пошли в Софийский собор. Замерли они от красоты увиденного и услышанного. Особенно поразило их божественное пе­ние, которого им никогда ранее не приходилось слышать. (В те вре­мена в хоровом пении Софийского храма участвовало 111 человек, а в сольном - 25.)
Возвратились послы в Киев и с восторгом рассказали обо всем Владимиру:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рас­сказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людь­ми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит слад­кого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

«Повесть временных лет»
Как видим, церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того красотой. Звучащая музыка представлялась им божественной, а ее исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило Свя­щенному Писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божествен­ных песнопениях. Вот почему церковное пение в Средние века, и в ча­стности в Византии, часто сравнивали с пением ангельским. Счита­лось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ.(музыка)
История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, (слайд 41) позволившего с точностью записывать и воспроиз­водить мелодию. С помощью особых знаков указывали, в какой то­нальности следует исполнять музыкальное произведение, где повы­шать или понижать звук, где ускорять или замедлять темп музыки.
(слайд 42) Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., пос­тавили точку в истории Византийской империи. Но это не был ко­нец ее художественного и культурного развития.

Византийская империя справедливо считается прямой наследницей империи Римской. Просуществовала она более тысячелетия и даже после нападения варваров, которое удалось благополучно отбить, она еще несколько столетий оставалась наиболее сильным христианским государством.

Основные черты Византийской империи

Прежде всего следует сказать, что название “Византия” появилось не сразу – до 15 века это государство называли Восточной Римской империей. Располагалась эта империя на востоке Средиземноморья, а в период своего расцвета имела земли в Европе, Азии и даже Африке.

Благодаря средиземноморскому климату земледелие и скотоводство в стране развивались и процветали. Также на ее территории активно добывались полезные ископаемые, такие как золото, олово, медь, серебро и не только. Но важным была не только ее способность обеспечивать себя всем необходимым, но и то, что империя имела очень выгодное расположение: например, через нее проходил Великий шелковый путь в Китай. Составлял путь благовоний 11 тысяч километров, он проходил через многие важные точки и принес государству немалую часть его богатств.

Византийскую империю и восточнохристианский мир связывал не менее знаменитый путь – “из варяг в греки”, который начинался в Скандинавии и, проходя через Восточную Европу, вел в Византию.

Столицей византийской империи был Константинополь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Константинополь.

Численность населения государства была очень высокой – таким количеством людей не могла похвастаться ни одна европейская страна. Например, в Средние века в Византии проживало 35 миллионов человек – очень большое по тем временам число. Основная часть населения разговаривала на греческом языке и являлась носителем эллинской культуры, однако в Византии нашлось место и сирийцам, и арабам, и египтянам, и представителям других этносов.

Две традиции в жизни византийцев: античная и христианская

Византия сохраняла античное наследие дольше, чем государства Западной Европы, поскольку оно стало краеугольным камнем ее государственного устройства. Как и у римлян, у византийцев было два любимых развлечения: театральные постановки и конные состязания.

Однако к 8 веку господствующей стала традиция христианская: все жанры искусства прославляли Бога и его подвижников. Так, самым распространенным жанром литературы становятся жития святых, а живописи – иконопись. Выдающиеся деятель этого периода – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Рис. 2. Иоанн Златоуст.

Именно в Византии возник крестово-купольный тип церкви, который впоследствии станет основным архитектурным направление при постройке храмов в Древней Руси. Украшали церкви мозаиками – это еще одна характерная черта византийской церковной традиции.

Рис. 3. Образец византийской мозаики.

Интересно: Образование в Византии было очень развитым и общедоступным – даже бедняк мог пойти в школу и потом претендовать на государственную должность, что было и почетно, и прибыльно.

Что мы узнали?

Сколько веков просуществовала Византийская империя и когда появилось то ее название, которое принято сейчас, какие основные черты она имела, и какой город был ее столицей. Также были рассмотрены особенности ее культуры, в которой смешались античная и христианская традиции. Обращено особое внимание на выгодность ее географического положения: через Византию пролегали путь из варяг в греки и Великий шелковый путь. Еще уделено особое внимание архитектуре и образованию, а также литературе и образу жизни византийцев в целом: перечислены его характерные черты.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 8.