Понятие информации, ее виды и свойства. Что такое средства массовой информации? Виды, функции, примеры

Понятие информации

В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).

В литературе можно найти большое число определений термина «информация» , которые отражают различные подходы к его толкованию:

Определение 1

  • Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).

Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Определение 2

Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.

Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.

Виды информации

Информация может существовать в различных видах :

  • текст, рисунки, чертежи, фотографии;
  • световые или звуковые сигналы;
  • радиоволны;
  • электрические и нервные импульсы;
  • магнитные записи;
  • жесты и мимика;
  • запахи и вкусовые ощущения;
  • хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Различают основные виды информации , которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:

  • графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
  • звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
  • текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
  • числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
  • видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.

Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.

Замечание 1

Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.

Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).

Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.

Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:

  • создание;
  • прием;
  • комбинирование;
  • хранение;
  • передача;
  • копирование;
  • обработка;
  • поиск;
  • воспринятие;
  • формализация;
  • деление на части;
  • измерение;
  • использование;
  • распространение;
  • упрощение;
  • разрушение;
  • запоминание;
  • преобразование;

Свойства информации

Информация, как и любой объект, обладает свойствами , наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:

  • Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
  • Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
  • Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
  • Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  • Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
  • Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
  • Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
  • Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
  • Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Средства массовой информации (с фр. калька) - это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.

Масс-медиа, СМИ, средства массовой информации - это способ, позволяющий донести разного рода информацию, используя принцип широковещательного канала. Они вещают для большой аудитории, их работа постоянная. СМИ доносят до народа различную информацию - словесную, звуковую,визуальную.

Термин, которым обозначаются информационные издания, пришел в русский язык в 70-х годах прошлого столетия, благодаря приказу Отдела пропаганды при ЦК КПСС. Термин «СМИ» вытеснил, привычный в то время термин «СМК» (средства массовой коммуникации), введенный в 60-х годах.

Изначально СМИ выполняли информационную и развлекательную функцию, но сейчас открыто утверждают, что СМИ характеризуют в первую очередь как «формирующие общественное мнение». Они перестали быть однонаправленной коммуникацией, потому как существует механизм так называемой обратной связи, когда аудитория непосредственно может влиять на форму подачи информации и выражать свою точку зрения.

СМИ - это пресса (газеты и журналы) и электронные СМИ (телевидение,радио,издания,сети).

Благодаря тому, что стал активно развиваться механизм обратной связи, то есть аудитория получила возможность выражать свое мнение, характер СМИ перестал быть однонаправленным. СМИ - часть наиболее широкой сферы средств массовой коммуникации.

Периодичность (не менее раза в год), массовость, принудительность (один вещатель - много слушателей) - это всё признаки СМИ. Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации" СМИ -- это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

  • - иная форма периодического распространения массовой информации,
  • - периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • - кинохроникальная программа,
  • - теле-,
  • - радио-,
  • - видеопрограмма.

К СМИ не относятся библиотеки, интернет-блоги, малотиражки, конференции, форумы, стенгазеты и т.п. Хотя в наше время появляется всё больше работ о том, что, возможно, книга также является средством массовой информации.

Однозначно роль СМИ в разных странах разная. Это зависит от того насколько они внедрены в повседневную жизнь людей. К примеру, в России, обычный человек в день точно пользуется хотя бы одним из видов средств массовой информации: будь это радио, пресса, телевидение, Интернет. Но в КНДР Интернет запрещён, в связи с тем, что с каждым днём появлялось всё больше критики в адрес правительства от анонимных пользователей.

СМИ в форме печатных изданий вошли в нашу жизнь почти сразу же после изобретения Гутенбергом в 1456 году наборного шрифта и печатного станка. Однако с появлением в XX веке электронных средств связи, в особенности телевидения, характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. За последние 60 лет телевидение преобразило повседневную жизнь людей больше, чем, возможно, любое другое изобретение в истории человечества. Печатные СМИ и радио также во многом изменились под влиянием телевидения, хотя оно и не стало им заменой. Своим основным источником удовольствия люди чаще всего называют просмотр телепередач, за которым, далеко отстав, следуют общение с друзьями, оказание помощи окружающим и использование отпуска. Телевидение не только изменило наше времяпрепровождение, оно также революционизировало наш образ мышления и наше мировоззрение. В настоящей книге особое внимание уделяется именно этому влиянию СМИ на наше восприятие и когнитивную способность. Масс-медиа - это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание.

СМИ - это нечто намного большее, чем просто канал, по которому мы получаем знания, хотя и эта их роль далеко не маловажна. Процесс передачи этих знаний может сам по себе стать объектом внимания. Когда в 1991 году во время войны в Персидском заливе правительства и военное командование США и Саудовской Аравии лишили прессу доступа в зону конфликта, характер освещения боевых действий стал одной из основных тем сообщений о войне. СМИ не только передавали новости - они сами стали темой новостей. Если взять вьетнамскую войну, то ученые, главы государств и широкая общественность до сих пор обсуждают роль, которую СМИ сыграли в том, что эта война находила все меньшее одобрение у людей в период с 1965 по 1972 год .

В России существуют некоторые признаки, которые определяют СМИ. Издание должно быть массовым, то есть выходить не менее 1 тыс. экземпляров. Это относится к газетам, журналам и рассылкам:

  • - обязательное наличие периодичности, то есть выход не реже, чем один раз в год.
  • - издание должно иметь признак принудительности: сигнал из одного источника и массовую аудиторию слушателей.

В российском законодательстве дано понятие средств массовой информации (СМИ). Они обязаны проходить регистрацию в Роскомнадзоре. Их печатная продукция (каждый экземпляр) должна быть передана в библиотеки или сохранена в течение одного года. СМИ предоставлены права и гарантии, запрещена цензура.

У каждого издания свои методы производства информации и способы ее подачи широкой публике.

Телеканалы. На территории России вещают 23 телеканала, имеющих общероссийскую направленность, спутниковые и кабельные (около 117). 15 телеканалов, чье вещание выходит за пределы страны. 180 каналов, которые вещают в отдельных регионах, а так же несколько каналов, распространенных в небольших городах и селах. Всего по стране примерно 3320 телеканалов.

Печать. На первом месте по распространенности, среди СМИ России, стоят печатные издания. На начало 2009 года по стране зарегистрировалось:

  • - 27 425 газет и еженедельников,
  • - 20433 журнала, 787 альманахов и т.д.

Всего по России - 51 725 печатных СМИ (на первую половину 2009 года).

По данным 2008 года, ежедневную прессу читают около 11,3% населения крупных городов России (6 522 200 человек), еженедельную - 24,2% (14 019 200 человек). А вот тех, кто время от времени читает журналы, куда больше - таких около 62%. Наиболее популярны теле- и киногиды, их читает 28,5% населения. На втором месте стоят журналы мод и женские журналы - 28,1%.

Похожие исследования проводились и в США. За данными исследовательского центра Pew Research Center for the People & the Press,Интернет обогнал по значимости ежедневную прессу еще в 2008 году. Сегодня только третьамериканцев читает газеты, 40% же пользуются интернет-источниками (сайтами, электронными версиями тех же газет) для ознакомления с новостями. А вот телевидение не сдает своих позиций и является наипопулярнейшим источником информации: около 70% населения Америки смотрят новости по телевизору.

Телевидение для американцев является своеобразным идолом. "Ящик" стал неотъемлемым атрибутом жизни современного человека, а телевидение превратилось в институт, оказывающий мощное влияние на общественные процессы. В этой стране четко видно, как телевидение может формировать это самое общественное мнение и мировосприятие.

Информационное агентство USIA основано в 1953 году как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной правительственной пласти, для проведения общественной дипломатии в поддержку внешней американской политики. USIA - это основной орган исполнительной власти, который обязан консультировать и информировать президента и государственного секретаря по поводу реакции на внешнюю политику страны и международного общественного мнения.

USIA имеет в своем распоряжении 190 отделений в 142 странах мира; 6300 сотрудников (около трети их них - иностранцы, нанятые работать в местных представительствах агентства, 520 человек управляют зарубежными отделениями); страницу в Интернете, что дает доступ к информационным ресурсам в любой точке земного шарав любое время дня и ночи; систему спутникового телевидения"Уорлднет" (Worldnet), которая позволяет, используя технические мощности в представительствах USIA и посольствах Америки, передавать выступления американских государственных деятелей и информационные материалы практически по всему миру 24 часа в сутки.

На сегодняшнее время существует 5 информационных служб, которые объединены в единую систему госвещания Америки за рубеж: Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), Voice of America и Worldnet Television and Film Service, которые являются федеральными программами, и Radio Free Asia и Radio Liberty/Radio Free Europe, которые имеют статус частных некоммерческих корпораций.

Можно сделать вывод о том, что наиболее на первом месте по популярности средств массовой информации стоит телевидение, на втором Интернет, а затем идут радио и пресса.

Интернет самое молодое из СМИ, но практически сразу после появления, интернет стал использоваться как источник информации, а так же как средство массовой коммуникации. Традиционные СМИ перешли на страницы Интернета. Так появились интернет-СМИ. Несмотря на то, что аудитория у них еще не так велика, они продолжают ее завоевывать. Практически все средства информации имеют свои сайты в интернете. Информация на них постоянно обновляется. Случается, что они запаздывают с выходом, а иногда предлагают оплатить доступ к архиву. Наряду с интернет-СМИ, существует интернет-радио и интернет-телевидение.

Многочисленные организации обсуждают вопрос - насколько равны эти два понятия: интернет-СМИ и СМИ. Развитие интернета расширяет аудиторию, которая предпочитает интернет-СМИ.

Сразу после своего появления Интернет начал активно распространятся и занимать лидирующие позиции, он ставил своей основной задачей выполнение функций средства массовой информации (интернет-СМИ). Такие СМИ очень напоминают обычную стенгазету. Оба имеют непостоянную, случайную аудиторию, общедоступность, одноэкземплярность. Хотя аудитория таких интернет-СМИ сейчас менее численная, чем, например, телевидения или прессы, однако очень многие традиционные средства массовой информации имеют свои сайты в Интернете. В основном это интернет-версии различных изданий. Материалы на таких сайтах либо публикую с некоторой задержкой, либо делают просмотр таких материалов/архивов платным. Обычно доход такого интернет-СМИ - это в основном реклама, но возможны варианты спонсирования какой-либо организацией или как вещательного органа.

СМИ, как убеждены многие, это "четвертая власть". Настолько влияние газет, журналов, ТВ, радио и онлайн-источников заметно в современном обществе. Какова роль и функция СМИ? Каким образом осуществляется законодательное регулирование медиа-сферы? Какие новшества нас могут ожидать в этом аспекте?

Определение термина "СМИ"

Согласно популярной трактовке, - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством тех или иных технологических каналов. СМИ, как правило, имеют целевую аудиторию и тематическую (отраслевую) направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной и т. д.

Технологические каналы, о которых идет речь, сейчас принято подразделять на оффлайновые (именуемые также "традиционными") и онлайновые. К первым относятся печатные газеты и журналы, радио, телевидение. Ко вторым - их аналоги, которые функционируют в Интернете в виде статей на веб-страницах, ТВ- и радиотрансляций в режиме онлайн, а также видео- и аудиороликов, выкладываемых как запись и иных способов представления контента при помощи цифровых технологий (флеш-презентаций, HTML5-скриптов и т. д.).

Возникновение СМИ

Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, прообразы СМИ существовали уже в те времена, когда человечество еще не изобрело не то чтобы и алфавита, но даже и полноценного языка. Наскальные рисунки древности, считают некоторые ученые, уже могли выполнять ряд функций, характерных для тех, которые выполняют современные средства массовой информации. Например, посредством них одно кочевое племя могло сообщить (намеренно или случайно) другому, которое приходило на их место, о том, какие ресурсы присутствуют на данной территории - вода, растительность, минералы, дать общие сведения об особенностях климата, (например, нарисовать солнце) или же отобразить элементы теплой одежды на рисунках.

Однако "массовость" СМИ обрели, конечно же, только по факту изобретения носителей информации, предполагавших техническую возможность тиражирования источников в большом количестве копий. Это позднее средневековье - время, когда появились первые газеты. На рубеже 19-20-го веков были изобретены телефон, телеграф, чуть позже - радио и ТВ. К тому моменту сообщества развитых стран начали испытывать ощутимые потребности в коммуникации в силу процессов, отражающих аспекты политического строительства, социально-экономические проблемы, назревавшие по факту интенсификации производства и внедрения новых рыночных механизмов. Власть и бизнес стали активно задействовать доступные технологии для коммуникации с сообществом. Этот тренд быстро приобрел массовый характер, и появились средства массовой информации в том виде, в котором мы знаем их сегодня.

СМИ получили огромную востребованность, прежде всего, в политической среде. Они превратились в ключевой механизм коммуникации между властью и обществом, а также в эффективный инструмент дискуссии между различными политическими организациями. СМИ стали ресурсом, контроль над которым мог гарантировать способность тех или иных заинтересованных групп управлять сознанием людей в масштабе всего общества или отдельных его представителей. Появилась власть

СМИ наделены специфическими функциями. Рассмотрим их.

Функции средств массовой информации

Базовой функцией эксперты называют информационную. Она заключается в ознакомлении сообщества или конкретных групп, его формирующих, со сведениями, отражающими события, прогнозы. Также информационная функция может выражаться в опубликовании теми или иными участниками политического процесса или сведений с целью информирования не только общества, но также и значимых фигур или организаций своего уровня. Это может выражаться, например, в публикации профильных интервью, где предприниматель рассказывает о конкурентных преимуществах своей фирмы - такого рода информация может быть рассчитана на прочтение не столько со стороны целевых клиентов, сколько теми, кто может считаться конкурентами фирмы или же, например, потенциальными инвесторами. При этом формы преподнесения информации могут быть разными. Среди основных можно выделить две - в виде фактов и в виде мнений (или посредством сбалансированного смешивания этих двух моделей).

Ряд экспертов считает, что СМИ выполняют образовательную (и в какой-то мере социализирующую) функцию. Она заключается в передаче целевым группам граждан или обществу в целом знаний, которые помогают повысить уровень вовлеченности в те или иные процессы, начать понимать то, что происходит в политике, в экономике, в обществе. Также образовательная функция СМИ важна с той точки зрения, что целевая аудитория понимает язык читаемых источников, становится постоянной, заинтересованной в получении новых сведений. Влияние средств массовой информации на уровень как таковой образованности, конечно, не столь велик. Этой функцией, в свою очередь, призваны заниматься школы, вузы и иные учебные заведения. Однако СМИ могут гармонично дополнять те знания, которые человек получает в образовательных учреждениях.

Социализирующая функция СМИ может заключаться в содействии людям в приобщении к реалиям общественного окружения. Средства массовой информации могут дать людям ориентиры в выборе тех ценностей, которые будут способствовать скорейшей адаптации к специфике социально-экономического и политического процессов.

Кто кого контролирует?

СМИ, если говорить о демократических режимах, также выполняют функцию контроля над теми или иными явлениями в политике и экономике. При этом субъектом, который его выполняет, призвано быть само общество. Взаимодействуя со СМИ, социум (как правило, в лице отдельных активистов, выражающих интересы определенных групп) формирует соответствующую проблематику, а сами средства массовой информации делают ее публичной. Власть, в свою очередь, или же субъекты экономических активностей, предприятия, отдельные деятели бизнеса, будут вынуждены реагировать на соответствующие запросы общества, "отчитываться" за обещания, за реализацию тех или иных программ, решение актуальных проблем. В ряде случаев контроль дополняется функцией критики. этом смысле не меняется - главное, донести соответствующие замечания и предложения до широких масс. А затем, в свою очередь, транслировать ответную реакцию властей или бизнесов.

Одна из специфических функций СМИ - артикуляционная. Она заключается в том, чтобы дать возможность обществу, опять же, в лице активистов, представляющих чьи-то интересы, выражать свое мнение публично, доносить его до иных аудиторий. С артикуляционной соседствует также и мобилизационная функция СМИ. Она предполагает наличие каналов, при помощи которых те же самые активисты, которые отражают чьи-то интересы, включаются в процесс политического или экономического характера. Они становятся не просто представителями чьих-то взглядов, но также и непосредственными фигурами на уровне власти или бизнеса.

СМИ и закон

Российские средства массовой информации, как и СМИ в большинстве стран мира, работают в соответствии с установленными нормами закона. Какого рода нормативными актами регулируется деятельность медиа-сферы в РФ? Основной источник права у нас - Закон "О средствах массовой информации", который вступил в силу в феврале 1992 года. Однако принят он был еще в декабре 1991-го. Поскольку тогда СССР еще формально существовал, орган, принявший этот акт, именовался Верховным Советом России. А подписывал его Президент РСФСР, Борис Николаевич Ельцин. Предшествующим данному правовому акту считается советский Закон "О печати", вступивший в силу в августе 1990 года. Эксперты отмечают тот факт, что оба источника права разрабатывали в основном одни и те же авторы.

История российского законодательства о СМИ

Какие нормативно-правовые акты предшествовали двум, что мы назвали выше? Историки отмечают, что законы, регулирующие деятельность СМИ, действовали еще до Октябрьской революции. Однако после смены власти они были отменены. Очень скоро, однако, появился Декрет о печати, подписанный в октябре 1917 года. В нем было сказано, что, как только новая политическая система обретет стабильность, какое-либо административное воздействие на работу печатных изданий будет прекращено. Предполагалось, что будет свобода слова, ограниченная лишь в возможных мерах ответственности перед судебными органами. Правда, принятие закона, который бы закреплял эти положения, так и не состоялось, вплоть до 1990 года.

Цензура и гласность

Большевики, как отмечают историки, почти сразу по факту установления своей власти закрыли несколько десятков газет, ввели цензуру. Деятельность советских СМИ не регулировалась никаким законом и находилась, как считают эксперты, под прямым контролем КПСС и Совмина СССР. Взаимодействие средств массовой информации и власти в СССР происходило фактически в одностороннем порядке. Функционеры центральных органов или же подчиненные им лица в составе структур на уровне союзных республик и входящих в их состав субъектов, как отмечают историки и юристы, принимали соответствующие постановления, касающиеся ключевых аспектов редакционной политики, назначали ведущих должностных лиц в изданиях, решали организационные вопросы. Аналогичная ситуация имела место также в сфере радио и телевидения. Таким образом, в СССР легально функционировали исключительно государственные средства массовой информации.

Однако во второй половине 80-х в стране появилась гласность. Практика прямого вмешательства властей в деятельность СМИ как-то не увязывалась со складывающейся действительностью в этой сфере. Де-факто издательства стали играть огромную роль в социально-политическом развитии СССР. Но де-юре они были бесправны. Издательства не имели возможности, как отмечают некоторые эксперты, распоряжаться прибылью от реализации огромных тиражей. В результате руководство страны приняло решение разработать закон о средствах массовой информации, который бы юридически закрепил ту значимость, которую приобрели СМИ в эпоху гласности. Необходимо было создать медиа-сферу, действующую независимо от линии партии.

Так, с 1 августа 1990 года в СССР открылась возможность для функционирования СМИ в рамках гласности. Единственным механизмом, который многие эксперты посчитали отголоском времен цензуры, стала обязательная регистрация СМИ, требовавшая соблюдения некоторых формальностей. Таких, как, например, определение лица или организации, учреждающей средство массовой информации, - закон предписывал это делать.

Новый закон о СМИ?

Принятый формально еще в СССР, правовой акт, регулирующий деятельность СМИ, в силе до сих пор. Однако за все время существования закона в него регулярно вносились периодические поправки. И сегодня дискуссии на предмет того, не подредактировать ли данный правовой акт в очередной раз, вписать ту или иную норму, не утихают. Конечно, речь о принятии принципиального закона пока не идет (во всяком случае, публичных данных, известных широкой общественности, об этом нет). Однако предложений о различного рода поправках, которые бы влияли на деятельность средств массовой информации в России, достаточно много.

В числе самых свежих, которые приняты Госдумой, та, что касается ограничения во владении долей в СМИ для иностранцев. Что конкретно здесь имеется в виду? До последнего времени в акционерных долях и уставном капитале российских СМИ иностранцы могли присутствовать в каких угодно пропорциях (исключая сферу радио и телевидения). Осенью 2014 года Госдума в трех чтениях приняла поправки к закону о СМИ, по которым с 2016 года зарубежные инвесторы смогут владеть не более чем 20% от активов российских средств массовой информации.

Ограничение доли иностранцев

С последствиями принятия закона в новой редакции может столкнуться, как считают эксперты, не одно средство массовой информации. Примеры имеются в большом количестве. Велика доля иностранцев в активах таких издательств, как Sanoma Independent Media, Bauer, Hearst Shkulev и многих других. Обойти нормы закона, полагают юристы, проблематично. Нормы, изложенные в акте, не допускают, чтобы иностранцы владели долями в медиа-активах через посредническую цепочку из разных юрлиц. К чему это может привести?

Эксперты считают, что результатом вступления поправок в силу может стать желание некоторых медиа-брендов прекратить деятельность в РФ. Во многом потому, полагают аналитики, что у владельцев СМИ не будет возможности выстраивать редакционную политику в желаемом формате. В связи с чем узнаваемость стиля медиа-бренда может потерять в качестве, читатели перестанут покупать соответствующие издания, а владелец понесет убытки. По мнению ряда экспертов, целесообразность закона может вызывать сомнения в связи с тем, что самые чувствительные для законодателя сферы медиа-пространства в России (политика, социум) иностранцами контролируются не столь значительно. Гораздо больше зарубежного влияния в "глянцевых" изданиях, практически не имеющих отношения к делам государственной важности.

Закон о блогерах

В числе других нашумевших инициатив российского законодателя - поправки, связанные с деятельностью блогеров. В соответствии с ними, владельцы Интернет-порталов (или страниц в социальных сетях и иных подобных им онлайн-проектов) в определенном выражении приравниваются к СМИ, если аудитория на соответствующих страницах превышает 3 тыс. пользователей ежедневно. Правда, в данном случае поправки касаются не закона "О средствах массовой информации", а другого правового акта, относящегося к регулированию сферы информационных технологий.

Какого рода обязательства, характерные для СМИ, должны будут выполнять Прежде всего, это предоставление настоящей фамилии, имени и отчества. Также блогер обязан указать электронный адрес, для того чтобы с ним можно было вести юридически значимую переписку. В свою очередь, ФИО и e-mail блогер или же хостинг-провайдер сайта, где размещается проект, должен перенаправить в Роскомнадзор.

В блоге не должна публиковаться информация, которая может, в силу своего содержания и направленности, противоречить нормам законодательства. Например, становятся недопустимыми необоснованные и затрагивающие в негативном выражении интересы других лиц высказывания, суждения, публикация компрометирующих и личного характера сведений.

Учреждения Всемирная газетная ассоциация

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ ) - средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала , охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

  • Печатные издания (пресса): газеты , журналы
  • Электронные СМИ: телевидение , радио , сетевые издания.

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи , то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии , то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)

Первопроходцами изучения СМК являются Ч. Кули , Р. Парк , У. Липпман и многие другие.

Россия

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

Телеканалы

23 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 3320.

Печать

Печатные издания - самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725 [уточнить ] печатных СМИ.

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май - октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания - 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

Казахстан

По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных - 9 %, рекламных - 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %. В 2012 году действует 2514 газет и журналов, 238 электронных СМИ, из них около 100 телевизионных каналов и радиостанций, 7893 интернет-сайтов.

В 1992 году уже выходило 735 новых газет и журналов, в том числе на казахском языке 260, на русском - 395, уйгурском - 4, узбекском - 5, немецком - 2, корейском - 21. В 2007 году, по данным Министерства культуры и информации, в Казахстане 7281 изданий СМИ. Из них негосударственных - 78 %, государственных - 22 %. Электронных СМИ - 212. Печатные СМИ составляют 50 % от общего числа масс-медиа. Из них общественно-политических - 16 %, научных - 9 %, рекламных - 10,5 %, детских, молодежных, женских и религиозных - по 2 % каждого. Электронные СМИ - 212 телеканалов. Аудитория телеканала «Хабар» - 95,70 %, «Казахстан» - 96,25 %, «Ел арна» - 75,50 %, «Первый канал-Евразия» - 78,60 %, Казахское радио - 86,99 %.

Спутниковый канал CaspioNet осуществляет вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки. Возникло кабельное и эфирно-кабельное ТВ. Это 80 операторов, «Алма-ТВ» (вещает в 13 городах страны), «Казинформтелеком»; «Секател»; «Казцентр-ТВ» (по 5 городов); «КВК» (4 города).

В информационном пространстве функционируют 2392 иностранных СМИ: 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. До 1000 каналов систем спутникового телевидения; 80 представителей зарубежных средств массовой информации. Из зарубежных СМИ: на русском языке - 90 %, на английском - 5 %, на других языках мира - 5 %.

Белоруссия

USIA. Информационное агентство функционировало с 1953 года как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.

Под сферу их деятельности попадают практически все страны мира, в том числе и Россия. ЮСИА является основным органом исполнительной власти, ответственным за информирование и консультации президента, госсекретаря и других руководителей государства по вопросам международного общественного мнения и реакцию на внешнеполитические действия США.

ЮСИА располагает 190 отделениями в 142 странах. На службе в агентстве состоят 6300 сотрудников, более 2,5 тыс. из которых наняты за рубежом для работы в местных представительствах агентства. Деятельностью зарубежных отделений управляют 520 сотрудников, командируемых из США. Наличие собственной страницы в Интернет делает данные информационные ресурсы доступными практически из любой точки мира 24 часа в сутки. В распоряжении ЮСИА находится система спутникового телевидения «Уорлднет» (Worldnet), позволяющая 24 часа в сутки передавать информационные материалы и выступления американских госдеятелей практически по всему миру, используя технические мощности в посольствах США и представительствах ЮСИА.

В настоящее время система госвещания США на зарубеж объединяет пять информационных служб, подотчётных Совету. Три из них, Voice of America, Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), a также Worldnet Television and Film Service, имеют статус федеральных программ, в то время как Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia являются частными некоммерческими корпорациями. Штат указанных служб насчитывает более 3,3 тыс. сотрудников, занятых подготовкой и выпуском программ на английском и 60 иностранных языках продолжительностью 1750 часов эфирного времени в неделю. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета по статье расходов на внешнеполитическую деятельность правительства США (385 млн долл. в 1996 году).

Телевидение для американцев представляет собой своеобразный идол, которому поклоняется страна. Именно посредством телевидения во многом формируется общественное мнение, восприятие американцами окружающего мира и происходящих событиях, как правило, под соответствующим правильным углом в «нужном» идеологическом ракурсе.

Интернет-СМИ

С появлением и распространением Интернета он стал сам по себе во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, появились интернет-СМИ . Они быстро завоевали популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» (как их стали называть) СМИ. Почти все СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Обычно основные доходы интернет-СМИ поступают также от рекламы, хотя СМИ может быть и спонсируемым как вещательный орган какой-либо организации. Вопросы о том, насколько равноправны понятия СМИ и интернет-СМИ, является предметом многочисленных обсуждений и судебных исков во всём мире (см., например: дело Терентьева).

  • Интернет-СМИ в силу специфики сети Интернет наиболее похожи на обычную стенгазету , вывешенную в общедоступном месте. Таким же образом информация в них, как правило, имеется в единственном экземпляре, ознакомление с ней происходит исключительно по инициативе читателя неодновременно, требуется знать адрес: географический для стенгазеты, электронный для интернет-СМИ, аудитория читателей по этим причинам достаточно случайна и непостоянна у обоих этих источников информации.
  • Интернет-СМИ в России официально регистрируют как СМИ в учреждениях Роскомнадзора. При этом регистрация для них не является обязательной.

См. также

Примечания

Литература

  • А. Черных. Усталость сострадать // Мир современных медиа . - М .: Территория будущего, 2007. - С. 180-194.
  • Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - М .: Добросвет, КДУ, 2009. - 234 с. - 1000 экз. - ISBN 9785982276131

Ссылки

  • Mass Communication. Ed. by W. Schramm, Urbana. 1966.
  • C. Wright Mills. The Mass Society Chapter in the Power Elite, 1956

Wikimedia Foundation . 2010 .

периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

источники предоставления информации людям при помощи различного рода технологий, затрагивающих широкие слои потребителей. К таким средствам массовой информации относятся: газеты, журналы, радио, телевидение, информационные агентства и интернет-издания. На сегодняшний день практически все, о чем информируют средства массовой информации, проходит неявный контроль со стороны власть имущих, хотя цензура запрещена законом. Другими словами, через средства массовой информации власть управляет людьми, воздействуя на их сознание и подсознание (см. манипуляция общественным мнением).

Современные средства массовой информации основное внимание стали уделять ярким картинкам и образам. Главным источником получения информации становится экран телевизора. К чему ведет такая тенденция главенства образов Она означает резкое ослабление таких форм воздействия на человека, как логика, рациональные аргументы, факты. Людей усыпляют бесконечными ток-шоу, сериалами и сплетнями об известных людях. Через средства массовой информации идет идеологическая промывка мозгов. Власть показывает только то, что выгодно ей. В частности, людям внушается миф о русском фашизме, о разгуле ксенофобии и экстремизма в России. При этом истинное положение вещей об этнических преступных группировках, о геноциде собственного народа, о бедственном положении Русского народа и о многом и многом другом остается невысказанным.

Многие газеты или журналы, в которых рассказывается правда, выходят только в электронном виде посредством интернета, который все больше и больше подвергается нападкам со стороны всевозможных общественных деятелей, устами которых завуалировано говорят узурпировавшие власть негодяи. Так в последнее время стало модным говорить о контроле за интернетом со стороны государства, причем такие идеи вбрасывают в массы «любители свободы» правозащитники и либералы. Однако по причине отсутствия доступа к интернету большей части граждан России, электронные издания не могут донести информацию до всех. Это создает своего рода информационный голод, когда многие люди чувствуют, что что-то происходит не так в их доме, но не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.

См. также: беженец, журналисты, информационная война, манипуляция общественным мнением, массовая культура, международный терроризм, межнациональная ненависть, миграционная политика, миротворческая операция, общественный резонанс, олигархия, оранжевая революция, развитая демократия, разжигание, русский фашизм, скинхеды, творческая элита, телевидение, толерантность, холодная война, цензура, элита, язык ненависти.

Отличное определение

Неполное определение ↓