Верхневолжская набережная Нижнего Новгорода. Усадьба Рукавишниковых. Архитектурное наследие рукавишниковых Чертежи усадьбы Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

Популярные за человека!

Усадьба Рукавишниковых - государственный историко-архитектурный музей-заповедник в Нижнем Новгороде.

Усадьба Рукавишниковых - самое заметное и богатое здание Верхне-Волжской набережной . Главный дом усадьбы украшен лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. На втором этаже усадебный дом связан с двухэтажным кирпичным флигелем. Во внутреннем дворике расположены фонтан и веранда.

Здание усадьбы является объектом культурного наследия регионального значения.

История усадьбы Рукавишниковых

Изначально двухэтажный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Якову Серапионову Везломцеву , а в 1868 году годах на торгах был куплен нижегородским купцом 1-й гильдии Михаилом Григорьевичем Рукавишниковым . Согласно окладной книге 1871 года, дом был оценен в 4000 рублей.

После смерти Михаила Григорьевича, сын Сергей Михайлович Рукавишников решает превратить усадьбу на набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Проекта реконструкции усадьбы не обнаружено. Известно, что в 1975 году начались работы по возведению нового здания усадьбы, а 1876 году в усадьбу был проведён водопровод, для чего на территории строится одноэтажное каменное здание для размещения локомобиля - устройство для подъёма воды. Основные строительные работы главного дома были закончены к 1877 году, отделка внутренних помещений продолжалась и позже вплоть до 1880-го года.

В состав нового усадебного дома был включён объём старого здания усадьбы, а в некоторых местах частично сохраняет планировочную структуру старого дома.

После завершения реконструкции дом-усадьба Рукавишникова становится самым заметным и богатым в Нижнем Новгороде.

В советское время усадьба Рукавишникова была национализирована. В 1918 году сюда переехал Губернский музей. С 1924 года в усадьбе получил постоянную прописку краеведческий музей, ныне Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - старейший и самый крупный музей Нижегородской области.

С 1994 по 2010 годы в здании усадьбы проводились реставрационные работы, которые включали в себя максимально возможное восстановление первоначальной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания.

Музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых»

За более чем столетнюю историю существования музея, накоплены богаты коллекции, насчитывающие более 320 тыс. единиц хранения. Это музейные предметы из частных собраний дворян Абамелик-Лазаревых, Шереметевых, В.М. Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой), Д.В. Сироткина, А.О. Карелина и многих других.


Интернет:
www.сайт/M636 - официальная страница
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - W1316 , официальный сайт www.ngiamz.ru

Филиал или подчиненная организация:
Нижегородский Кремль - M643
Музей нижегородской интеллигенции - M649
Музей истории художественных промыслов Нижегородской области - M1883
Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья - M1884
Выставочный зал "Покровка, 8" - M1885
Нижегородский острог - M2552

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник «Бородинское поле» - M442

Выездные и обменные выставки:
"Старый Нижний в работах фотомастеров А.О. Карелина и М.П. Дмитриева" - 30 фоторабот выдающихся мастеров конца XIX- начала XX вв., отображающих облик одного из старейших и красивейших городов России
"Подвиг народного единства". Выставка рассказывает об одном из самых драматических периодов Российской истории и посвящена Нижегородскому ополчению 1611-1612 гг. под предводительством К. Минина и Дм. Пожарского. На ней представлены акварели в стиле книжной миниатюры XVII в. (18 работ)
"Со крестом в сердце и оружием в руках" - выставка военных лубочных картинок посвящена ратным подвигам соотечественников. Значительное место в выставке занимают лубки, иллюстрирующие выдающиеся военные сражения (начиная с XVI в. и заканчивая Первой Мировой войной), а также военные песни. Выставка включает 34 работы
"Невинно вино, укоризно же пьянство". Яркие сюжеты, остроумные, поучительные тексты и актуальность темы делают выставку исключительно привлекательной и запоминающейся (18 работ)
"Минувших дней прекрасные фрагменты". Oб особняке Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной (25 работ)
"Святой Преподобный Серафим Саровский" - выставка, посвященная 300-летию Саровской пустыни. Она включает репродукции икон, лубочных картинок, фотографий М.П. Дмитриева, старинных открыток, фрагменты путеводителя для паломников в Саровскую Пустынь (28 работ)
Фотовыставка "Символика Российского государства" - выставка знакомит с историей государственных символов на протяжении трех столетий. Среди изображений - знамя Нижегородского ополчения 1812 г., военные фотографии дореволюционной и советской России, образцы коронационных и агитационных сервизов, монеты и бумажные деньги XIX-XX вв., произведения декоративно-прикладного искусства Нижегородской области (30 работ)
"Жизнь без утайки" - серия лубочных картинок на бытовую тему. Семья, любовные отношения, наставления детей, хозяйство, благосостояние, народный праздник - много сюжетов найдете вы на выставке лубочных картинок. Но самое интересное - вглядываясь в лубки, понимаешь, что подобные истории не редкость и в наши дни (22 работы)
Выставка "Солдатский треугольник" посвящена Великой Победе. Она представляет тексты писем времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Фронтовые письма являются необходимым источником не только для изучения исторических событий, но и для познания исторической психологии людей. Именно их изучение позволяет внести ощутимый вклад в "человеческую историю" (21 работа)

Виртуальные ресурсы:
см. выше

Адрес: Верхне-Волжская набережная, 7

Режим работы: вт.-четв.10.00- 7.00 и пятн.-вс.12.00-19.00

Стоимость: 140-270 руб.

Одним из интереснейших и популярнейших туристических объектов Нижнего Новгорода является Усадьба Рукавишниковых (Верхне-Волжская набережная, 7). Это поистине дворцовое сооружение, возведенное одним из представителей богатейшего купеческого рода Рукавишниковых в 1877 году , восстановлено совсем недавно. До 1994 года это красивое здание было занято городским Краеведческим музеем . Потом долгое время шли реставрационные работы.

"Усадьба Рукавишниковых" в Нижнем Новгороде

И вот в 2010 году Музей-Усадьба Рукавишниковых начала принимать посетителей в качестве основного туристического объекта Нижегородского Музея-заповедника . Сегодня в интерьерах этого удивительного особняка 19 века можно заодно ознакомиться с экспозициями декоративно-прикладных коллекций, ювелирными экспонатами и прочими богатствами из музейных запасников.

Парадный вход в особняк

Рукавишниковы и Нижний Новгород

Наверное, мало найдется людей, которые не видели (воочию или дистанционно) Памятника В.Высоцкому на Ваганьковском кладбище. Академически известен и Памятник Ф.Достоевскому около Ленинской библиотеки в Москве. Многие хорошо представляют себе Памятники Ю.Никулину и у Цирка на Цветном бульваре и на Новодевичьем кладбище, и Памятник Александру Второму около Храма Христа Спасителя на Волхонке.

Памятник скульптора А.Рукавишникова поэту В.Высоцкому

Автор всех этих и многих других известных скульптур известных людей – Народный художник РФ А.И.Рукавишников , генеалогическое древо которого начиналось именно здесь – в Нижнем Новгороде в начале 19 века.

Памятник А.Рукавишникова Ф.М.Достоевскому в Москве

Родоначальником ставшего впоследствии известного нижегородского купеческого рода считается губернский крестьянин Григорий Михайлович Рукавишников , который перебрался сюда после закрытия Макарьевской ярмарки и открытия Ярмарки Нижегородской .

Начав с покупки нескольких лавок, он занялся торговлей «железом» , а позднее стал хозяином «стального завода» Кунавинской слободы. Он был купцом третьей гильдии, а его сын дорос уже до статуса купца первой гильдии.

«Железный старик» и его дети

Михаил Григорьевич Рукавишников не только продолжил дело отца, но и поднял его на невиданную высоту. Увеличив выпуск стали, которая покупалась даже Персией, он стал ведущем поставщиком уральских горных заводов. Кроме ведения торговых дел, Михаил Григорьевич работал в тюремном попечительском комитете и был советником мануфактур. Занимался он и благотворительностью на городские нужды. Его вклад в развитие города был оценен присуждением ему звания Почетного гражданина Нижнего Новгорода. Вдова Михаила Григорьевича - Любовь Александровна позже продолжила благотворительную деятельность, построив детскую больницу и богадельню.

Наследство «железного старика» составило более 30 миллионов рублей ! Оно было пропорционально поделено между многочисленными наследниками – женой, 7-ю сыновьями и двумя дочерьми, которые создали семейный бизнес по оптовой торговле железом и выпуску стали. Главой семейной фирмы стал старший из сыновей – Иван Михайлович , который всеми силами удерживал фирму на плаву и также вел общественную и благотворительную деятельность.

Другой сын – Сергей Михайлович - как раз и явился строителем Дворцового здания на Верхне-Волжской набережной. На сооружение самого прекрасного особняка в городе ушла большая часть отцовского наследства, но здание стало городской достопримечательностью сразу же после его постройки.

Фото усадьбы Рукавишниковых в конце 19 века

По инициативе Сергея Михайловича появляются и другие великолепные городские здания. В стиле модерн на Рождественской улице, 23 и Нижне-Волжской набережной, 11 (арх.Ф.Шехтель) создаются корпуса крупнейшего доходного комплекса, который возник в результате перестройки пострадавших в пожаре двух домов Рукавишниковых. На первом этаже там разместились магазины, а второй с третьим этажами одного из домов были отданы Русскому торгово-промышленному банку . Самыми почетными и состоятельными банковскими клиентами были Рукавишниковы, в связи с этим в простонародье банк часто назывался просто «Банком Рукавишниковых» .

Архитектурно корпусное здание, смотрящее на Нижне-Волжскую набережную, было решено в стиле неоготика с остроконечными башенными завершениями и с полихромной керамической облицовкой.

Корпус "Банка Рукавишниковых" на Нижне-Волжской улице

Корпус же, украшающий Рождественскую улицу, был более нарядным – цветная облицовочная керамика плюс украшения из чугунного литья. На этом корпусе перед нами работы начинающего скульптора С.Коненкова – рабочий и крестьянка.

"Банк Рукавишниковых" с улицы Рождественская

Оставили свой след в истории города и другие дети Михаила Григорьевича. Одна из дочерей «железного старика» – Варвара Михайловна – занималась благотворительностью , детским приютом, состояла в членстве Общества помощи бедным. Она собрала большую коллекцию произведений живописи, которая впоследствии полностью вошла в фонды городского Художественно музея .


Еще один из сыновей «железного» старика – Владимир Михайлович – известен попечительством над Кулибинским ремесленным училищем и как основатель музыкальной городской школы .

Митрофан Михайлович - самый младший брат третьего поколения - сделал благотворительность своим основным занятием, направляя мощные потоки пожертвований на развитие монастырско-церковных сооружений. От него Нижнему Новгороду остались Здание Кирилло-Мефодиевского братства и строение Хирургической больницы Красного креста, и тоже большая коллекция картин, украшающая сегодня залы городского Художественного музея (Васнецов , Крамской , Айвазовский и т.д.).

В начале 20 века совместно детьми третьего поколения Рукавишниковых был построен двухэтажный каменный дом в стиле модерн (арх.П.Домбровский) на Варварской улице. Это был, так называемый, Дом трудолюбия .

Дом Трудолюбия на Варваринской. Нач.20 века.

Да, были такие дома до революции, но не для тех, кто любит трудиться, а для нищих, которые могли выполнять там несложную поденную работу за пищу и кров. Так вот, этот Дом трудолюбия официально носил имя Михаила и Любови Рукавишниковых . Он стоит и поныне, но уже в четырехэтажном виде (д. 32,Д).


Последующие поколения Рукавишниковых

Из следующего поколения Рукавишниковых наиболее известными стали сыновья Сергея Михайловича (хозяина Усадьбы) – Иван Сергеевич и Митрофан Сергеевич . Оба они приняли революцию и помогали оформлять в своем бывшем доме народный музей. До этого они же очень много сделали для открытия исторического музея в стенах Дмитриевской башни Нижегородского кремля .

Иван Сергеевич был хорошо известен как поэт-символист Серебряного века еще до революции. Особо его прославил нашумевший в начале 20 века роман «Проклятый род» , сюжет которого очень близок к истории семьи Рукавишниковых. Но хотя роман является не автобиографией, а полностью художественным произведением с очень своеобразным и поэтичным языком изложения, представители трех родов Рукавишниковых легко в нем вычленяются. За этот роман Иван Сергеевич был отторгнут семьей, особенно ее старшим поколением. Отец же лишил его миллионного наследства.


В начале 20-х гг. 20 века Иван Сергеевич входил в число профессорского состава Литературного института Москвы , возглавлял Дворец искусств. Занимался он и переводческой деятельностью.

Митрофан Сергеевич стал профессиональным скульптором, положившим начало династии скульпторов. Его сын – Иулиан , а позже и внук - Александр , о котором говорилось в начале, стали известными и признанными советскими скульпторами. Кстати, сын Александра – Филипп – сегодня является продолжателем династии скульпторов Рукавишниковых.

История создания Усадьбы Рукавишниковых

В 40-х годах 19 века «железный» Михаил Рукавишников удачно приобрел двухэтажный особняк с усадебным участком на Откосе , так тогда называлась будущая Верхне-Волжская улица. Домиком практически никто не пользовался, это было просто вложение денег. После смерти Михаила этот дом по завещанию перешел к его родной сестре, которая туда и переехала.

Однако, месторасположение дома не давало покоя Сергею Михайловичу , который мечтал именно здесь построить дворец, каких в городе еще не бывало. Поскольку тетя съезжать отказывалась, то Сергей уговорил ее продать ему усадебный сад, с условием, что сама она останется жить в своем доме.

Архитектурный проект нового Особняка был создан таким образом, что тетушкин дом оказывался внутри него, прирастая боковыми крыльями и верхним этажом. Таким образам, и тетушка осталась доживать век в своем жилище, и Сергей Михайлович осуществил свою мечту, построив удивительное сооружение, украшающее город до сих пор.


Вел архитектурно-строительную деятельность П.Бойков – московский архитектор. Скульптурами занимался санкт-петербургский скульптор М.Микешин . Усадьба Рукавишниковых была первым городским объектом, где функционировал лифт и было проведено электричество . Парадная лестница сооружается из мрамора. Всего в доме было около пятидесяти комнат , в которых, в конечном счете, должно было проживать 8 членов семьи. Но дети вырастали и уезжали на учебу.


В своем романе Иван Сергеевич пишет, что они - дети - не любили этот огромный и помпезный дом, называя его «крепостью» , а отца «комендантом» . Возможно, это было связано с довольно строгим воспитанием в старообрядческой семье, а может это был просто художественный вымысел. Как бы ни обстояли дела в этом семействе, сам Особняк произвел небывалый фурор в городе - более роскошного и богатого строения не было ни у кого.

Фрагмент Особняка Рукавишниковых

Трехэтажное на века построенное бело-голубое здание, богато украшенное рельефной лепниной , вазами и всевозможными лепными масками , атлантами и кариатидами , еще более поражает воображение своим внутренним убранством, напоминающим скорее петербургские дворцы, нежели купеческую провинциальную усадьбу. Прекрасен и оформленный фонтаном и верандой внутренний дворик.

Кариатиды, украшающие Усадьбу

Сразу же, войдя внутрь через массивную и дорогую дверь, оказываешься в некой сказке – роскошная беломраморная широкая лестница идет сразу на верхний этаж! Стены в начале и конце лестницы украшены огромными зеркалами в обрамлении скульптур.

Лестница Особняка

Высокие, отделанные росписями и лепниной, потолки. Вдоль лестницы два ряда окон в два этажа, между которыми также размещены скульптуры и лепнина. Это лестница для гостей. По ней они поднимались в парадные залы дома-дворца, осознавая статус и финансовый уровень хозяев.

Окна лестничного пролета

А сегодняшние посетители начинают осмотр дома с первого этажа , знакомясь с представителями рода Рукавишниковых и с историей постройки самой Усадьбы. Здесь можно увидеть генеалогическое древо рода, фотографии работ скульптурной династии Рукавишниковых и литературные труды Ивана Сергеевича.

Комната первого этажа Музея-Усадьбы

Здесь же готического стиля Кабинет хозяина дома - так называемая комната со львами, лепные морды которых украшают стены. Есть и другие помещения, в которых сегодня экспонируются различные выставки из музейного фонда. Бывшие тетушкины апартаменты легко определяются более низким уровнем пола.

Кабинет хозяина

Все интерьерные помещения второго этажа : Бальный зал, Фиолетовая гостиная, Столовая, личные покои и т.д. – поражают высоким качеством исполнения общего дизайнерского решения. Все помпезно, роскошно и гармонично.

Бальный зал

Третий этаж , ранее жилые комнаты семьи, сегодня посвящен еще одному знатному роду – нижегородской ветви графов Шереметьевых . Там можно узнать очень много интересного о различных представителях этого рода, которые дружили с Пушкиным, стрелялись на дуэлях, строили замки и т.д.

Стенд третьего этажа Музея

Все экспонаты третьего этажа привезены из Шереметьевского замка , который находится сегодня в Республике Марий Эл в крайне запущенном состоянии и ждет своей реконструкции и новой обновленной жизни в качестве туристического объекта. Но это уже совсем другая история.


А туристы Усадьбы Рукавишниковых в Нижнем Новгороде могут наслаждаться красотой замка, представлять себя на месте хозяев, смотреть из окон особняка на прекрасные волжские пейзажи.


Кстати, посещение данного музея довольно комфортно – здесь, кроме обычных мест общего пользования есть кафе , где можно отдохнуть и книжный киоск , выбор краеведческой литературы в котором довольно широк.

Дворец-усадьба Рукавишниковых работает со вторника по четверг с 10.00 до 17.00, а с пятницы по воскресенье – с 12.00 до 19.00.

На что посмотреть в Нижнем Новгороде, подробно рассказывают справочники, путеводители и рекламные проспекты многочисленных туристических агентств. Один из древнейших городов Европы с каждым годом привлекает к себе все большее количество туристов. История Нижнего Новгорода очень интересна, особенно страницы, связанные с купечеством.

Знаменитая фамилия

Фамилия Рукавишников в России очень известная - миллионеры-меценаты, писатели, поэты, артисты и космонавт. В царское время было как минимум две известнейшие династии, одна из них нижегородская. Они оставили о себе память не только в литературе и справочниках. Осталась прекрасная усадьба Рукавишникова. Нижний Новгород в своих окрестностях (в селе Подвя́зье, Богородском районе) имеет еще одну усадьбу, носящую фамилию династии, которая тоже является историческим и архитектурным памятником. Очевидно, можно для уточнения, о каком именно особняке идет речь, в скобках указывать город или село, в котором она находится.

«Из грязи - в князи»

Династия Рукавишниковых, имеющая отношение к Нижнему Новгороду, началась с Михаила Григорьевича (1811-1874), который был купцом I гильдии, входил в попечительский комитет о тюрьмах. Кроме того, он был удостоен почетного звания мануфактур-советника, которое соответствовало VIII классу в табеле о рангах и давало право на потомственное дворянство (дед Михаила Григорьевича был простым крепостным, который нажил первоначальный капитал благодаря своей смекалке). Присваивалось звание крупным промышленникам и купцам России. По другим данным, основатель династии был владельцем первого в этом городе сталелитейного завода и крупным ростовщиком-процентщиком.

Имение за проценты

В результате именно этого вида его разносторонней деятельности к нему в 1740 году за долги отошел особняк купца III гильдии Серапиона Везломцева, который в наше время известен как Музей-усадьба Рукавишниковых. Нижний Новгород, пятый по численности город России, и в те времена не был заштатным городишком. Новгородские купцы даже III гильдии могли позволить себе иметь особняки, в которых потом 37 лет будет проживать богатейшая семья города. Один из сынов, пошедший по стопам отца, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, будучи не только миллионером, а одним из самых решил перестроить особняк, превратив его во дворец.

«По купцу и товар»

Для этой цели был приглашен архитектор П. С. Бойцов, а из Санкт-Петербурга был выписан художник М. О. Микешин, специалист по дворцовому оформлению усадеб. Цель, поставленная перед мастерами, - максимально показать и подчеркнуть возможности и мощь владельца. Пристроенные крылья и возведенный 3-й этаж вместе со старым домом должны были обеспечить наличие 50 комнат, в которых стала бы проживать семья из 8 человек. Цель была достигнута, именно этот особняк на Верхне-Волжской набережной, известный как усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород), на долгие годы (презентация состоялась в 1877 году) стал самым роскошным домом в городе, знаменитым далеко за пределами

Роскошь, как самоутверждение

Дворец ничем не уступал столичным собратьям. Здесь было все, что олицетворяло собой роскошь, - мраморная лестница и атланты, поддерживающие балкон, внутренний дворик с фонтаном и верандой, получившийся в результате присоединения продолженным вторым этажом двухэтажного каменного флигеля. Фасад украшали горельефные (фигура на плоскость выступает более чем на половину объема) изображения кариатид, богатая лепнина и роспись. С дворцами его роднил и двухцветный, бело-голубой окрас. Даже в столицах обсуждались общая художественная цельность особняка, высокое эстетическое качество интерьеров, стильность и насыщенность отделок здания, его архитектурные особенности. Одним словом, усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) стала «притчей во языцех».

«Мы пойдем другим путем…»

Однако сыновья Сергея Михайловича, Иван и Митрофан, выросшие в этой роскоши, мало того что не пошли по стопам отца (один стал писателем, второй скульптором), так первый из них, прозаик и поэт-символист, написал роман «Проклятый род», ставший, как сказали бы сейчас, бестселлером и лишивший его миллионного наследства. Иван Рукавишников считался среди поэтов Серебряного века «мастером триолета» (стихотворение из восьми стихов на две рифмы), ну, то есть совсем не купец. Его брат Митрофан, ставший известным скульптором, знаменит тем, что вместе с Кольцовым по собственному проекту изготовили муз для ниш Большого театра после их уничтожения в 1942 году в результате попадания бомбы.

Дом-памятник

Семья распалась, а дом остался, и даже не пострадал в революцию, а в 1924 году особняк на Нижегородском спуске стал краеведческим музеем и больше никогда не менял хозяев. Разве что его переименовали в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Перестроечные годы не обошли его стороной - с 1994 года в течение 16 лет особняк был закрыт. И вот, великолепно отреставрированный, в 2010 году он распахивает свои двери посетителям и становится одной из главных достопримечательностей города. В народе его называют Музей Рукавишниковых, потому что и Митрофан, и Иван Сергеевичи сделали все, что могли для открытия его в 1896 году (сначала в Дмитриевской башне кремля). В нынешнем своем виде восстановленный во всем великолепии особняк представляет собой очень хорошо сохранившийся большой городской усадебный комплекс, относящийся к последней трети XIX века. Его фонды насчитывают 300 тысяч экземпляров, накопленных за почти 100-летнюю историю существования, а 8 филиалов разбросаны по всей области.

«…Ладно ль за морем иль худо, и какое в свете чудо…»

Сама усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) является памятью и об удачливых купцах - в некоторых залах на постоянной основе действует выставка под названием «Пристойны быть по торгам своим…». Конечно, особняки должны были соответствовать оборотам капитала и положению владельца в обществе. Выставка рассказывает о самых ярких новгородских купцах и предпринимателях - Каменских, Сироткиных и Рукавишниковых. Купечеством Россия (особенно Новгород) славилась всегда. Его воспевали в былинах (легендарный новгородский купец Садко). Часто купцы бывали дипломатами и первооткрывателями (Афанасий Никитин), очень часто меценатами (Третьяков, Морозов, братья Щукины - все выходцы из купечества или «темного царства» по Добролюбову).

Еще одно, не менее знаменитое владение

Как отмечалось выше, в Новгородской области была еще одна усадьба Рукавишниковых. Подвязье - село, расположенное в 15 км от районного центра Богородска. История ее последнего облика такая же, как и у городской. «Миллионщик» Сергей Рукавишников выкупает у дворян Приклонских имение и перестраивает его сообразно своему статусу и миропониманию. Но получилось это не сразу, а только в 1879 году. Имение, с начала XVI века принадлежало боярам Сколковым, первым хозяином из рода Приклонских был Михаил Васильевич, еще в XVIII веке был директором Московского университета, и последняя его хозяйка (женщина совсем не бедная, ее муж Козлов составлял конкуренцию соседу Шереметьеву) наотрез отказывалась продавать «дворянское гнездо» холопскому потомку.

Красавец-объект, заждавшийся реставрации

Усадьба Рукавишниковых (Богородский район) не менее знаменита, чем поместье на Верхне-Волжской набережной. Славный русский дворянский род Приклонских, среди представителей которого были и декабристы, остался в истории имения, которое так и называется - Усадьба Приклонских-Рукавишниковых. Так, в честь победы над Наполеоном на территории родового гнезда тогдашним хозяином Андреем Приклонским был выстроен необычайный для православия храм-ротонда. Однако новый владелец, помня нанесенную ему обиду, с присущим ему размахом перестроил почти все. О необычной роскоши усадьбы говорит хотя бы такой факт. Здесь было четыре оранжереи, оборудованные в соответствии с последними научными и техническими возможностями того времени. На зависть всем соседям, особенно известному агроному-селекционеру А. В. Португалову, здесь произрастали самые диковинные овощи и фрукты. Сейчас эта уникальная, сказочной красоты (о которой можно судить даже по такой малости, как сохранившаяся часть главного входа) усадьба ждет своего восстановления.

Кроме легендарных владений купцов Рукавишниковых, есть много еще того, на что посмотреть в Нижнем Новгороде просто необходимо. Десятки интереснейших объектов ежедневно посещаются тысячами туристов. Это Дом Петра Первого и «Домик Каширина», описанный в «Детстве» Горького, Михайло-Архангельский собор и Нижегородский кремль, музеи Нижегородской интеллигенции и Речного флота, и Нижегородский художественный. Здесь есть памятники Чкалову, Евстигнееву, Минину и Пожарскому. И, конечно же, в Нижнем Новгороде многое связано с Максимом Горьким, имя которого населенный пункт носил с 1932 по 1990 год. «Под городом Горьким, где ясные зорьки…» - даже нынешнее поколение знакомо с этой строчкой из популярнейшей когда-то песни. Но слава о Нижнем Новгороде гремела по стране задолго до рождения великого пролетарского писателя.

Уникальное место расположения

Есть что посмотреть в Нижнем Новгороде - основанный Юрием Всеволодовичем, князем Владимирским, в 1221 году как фортификационное сооружение на месте слияния Волги и Оки, город столетиями был крупнейшим торговым центром России. Новгородская ярмарка прославилась в веках - именно здесь определялись цены на ходовые товары. Безусловным достоинством города из-за его места положения (историческая часть расположена на у подножья которых находится Стрелка - место слияния Волги и Оки) являются видовые панорамы. Обзор с 80-метровой высоты позволяет любоваться уникальными видами, лучшие из которых открываются изнутри Кремля и от «Аллей любви», расположенных по его периметру, с упомянутой выше Верхне-Волжской набережной и парка «Швейцария». Красивый старинный город. Об этой, почти 800-летней, его истории и рассказывают многочисленные Фото, в большом количестве представленные в разнообразных источниках, не оставили без внимания ни одного уголка этого легендарного города, и показывают его старинную и современную красоту в различных ракурсах.

April 14th, 2013

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.

является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного завода М. Г. Рукавишниковым . Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику - процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома - превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.


Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это - пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.



Внутренний дворик с фонтаном и верандой - уютное место отдыха

В течение 16 лет (с 1994 г.) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников - писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца - овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

Войдем же внутрь этой усадьбы.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.



Стены лестницы богато украшены лепниной.


Потолок расписан в стиле барокко


И конечно, главное украшение лестницы - зеркало

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.

Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.


Стены покрыты барельефами в том же стиле

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.




На полу зала - наборный паркет из различных пород дерева

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства - тамбур, выполненный из резного дерева.

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.