Выставка "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии". Выставка рафаэля открылась в пушкинском музее Пушкинский музей выставка рафаэля

Выставка Рафаэля Санти в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина откроется 12 сентября. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора музея Марину Лошак.


Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ Рафаэля Санти - живописца, рисовальщика, архитектора эпохи Возрождения, одного из величайших гениев в истории мирового искусства. Творчество этого мастера повлияло на многих художников последующих поколений, в том числе и в России.

Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии»:

с 11:00 до 13:59: 400 рублей, льготный - 200 рублей,
с 14:00 до закрытия музея: 500 рублей, льготный - 250 рублей.
Бесплатные категории - бесплатно .

Продажа билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 12 сеансов каждый день и 13 сеансов в четверг. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.

Расписание сеансов для билетов в кассах:

11:00 - 11:45
11:45 -- 12:30
12:30 - 13:15
13:15 - 14:00
14:00 - 14:45
14:45 - 15:30
15:30 - 16:15
16:15 - 17:00
17:00 - 17:45
17:45 - 18:30
18:30 - 19:15
19:15 - 20:00
*20:00 - 21:00 - дополнительный сеанс в четверг.

Действует ограничение общего количества входных билетов на один сеанс - 150 штук. Продажа билетов в кассах будет открыта с 13 сентября.

Входной билет на выставку доступен для электронного заказа с 6 августа по максимальной цене 500 рублей, он включает посещение всех экспозиций и выставок Главного здания, действителен только на дату и сеанс, указанные на билете. Билет по электронному заказу необходимо будет получить в специальной, выделенной кассе в Галерее искусств (Волхонка, 14) - только там, а затем уже с билетом вы сможете без очереди пройти через служебный подъезд № 5. Действует ограничение количества входных билетов, доступных для электронного заказа: 70 штук на один сеанс. Обменять бланк электронного заказа на билеты в кассах музея будет возможно не ранее первого дня работы выставки.
Электронный заказ билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 6 сеансов. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.

Расписание сеансов электронных заказов билетов:

11:00 - 12:30
12:30 - 14:00
14:00 - 15:30
15:30 - 17:00
17:00 - 18:30
18:30 - 20:00

Льготные и бесплатные входные билеты, а также билеты меньшей стоимости на утренние и дневные сеансы можно будет приобрети непосредственно в кассах Музея (при наличии их в продаже) в день посещения, начиная с 13 сентября.

Комплексные билеты не дают права на посещение выставки.

На выставке будут представлены живописные и графические произведения. Ранее некоторые работы художника экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках различных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция), а в 2011 году - «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме.

Эпоха Возрождения имела огромное значение в истории культуры Европы, но, в первую очередь, это время отмечено небывалым расцветом разных видов искусства. Рафаэль, еще при жизни названный «божественным», - один из титанов эпохи, его имя стало синонимом Возрождения, а искусство мастера воплотило идеал красоты и гармонического совершенства.

Особое внимание на выставке будет уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное всеми качествами живого конкретного человека, предстает и как обобщенный образ личности своего времени. Рафаэль сумел творчески переосмыслить достижения Леонардо да Винчи, особенно в своем портретном творчестве. В то же время знаменитому леонардовскому «сфумато» (тончайшие переходы светотени) он противопоставил красочную палитру, построенную на градации чистых светлых тонов.

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.

Куратор выставки:
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова.

Выставка проходит под патронатом Президента Российской Федерации и Президента Итальянской Республики. Выставка реализована по инициативе и при всесторонней поддержке Посольства Италии в Москве.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автопортрет. 1505.
Дерево (тополь), масло.
Флоренция. Галереи Уффици, Галерея статуй и картин.


Восемь живописных и три графические работы прибыли в Пушкинский музей из Италии. Среди них — «Автопортрет» (1506), хранящийся в Галерее статуй и картин (Галереи Уффици), парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506), и «Мадонна Грандука» (1505) из Палатинской галереи, которая также с недавних пор входит в состав Галерей Уффици.
Ранее некоторые работы художника экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках временных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици), а в 2011 году — «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме. В 1955 году в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» в Москве экспонировалась знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Женский портрет (Немая). Около 1507.
Дерево, масло.
Урбино, Национальная галерея Марке.


Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле художника в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». Творчество Рафаэля как живописца, рисовальщика, архитектора и поэта воплотило высший идеал эпохи Возрождения. Синтезировав достижения своих предшественников, он во многом определил дальнейший путь развития западноевропейского искусства.
Рафаэлю удалось придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, благодаря чему между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство, что получило отражение в концепции выставки и ее названии — «Рафаэль. Поэзия образа».
Особое внимание на выставке уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии — представленными в контексте выставки текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.

Погрудное изображение молодой женщины в профиль. Около 1505.
Бумага, черный мел, перо, тушь, свинцовые белила, следы металлического штифта.
Флоренция, Галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр.


Предложенные кураторами выставки пересечения с литературой затрагивают и тему восприятия творчества Рафаэля в российской культуре. Многие русские поэты выражали свое преклонение перед художником в стихах, в их числе Г.Р. Державин и А.С. Пушкин, который обращался к Рафаэлю неоднократно, начиная со своего раннего стихотворения «Монах» и заканчивая поздними произведениями. Связь, возникающую между стихами Пушкина и живописью Рафаэля, подметил еще В.Г. Белинский, писавший о «Сикстинской мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
В представленном на выставке «Автопортрете» из Галереи Уффици (1506) правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с изысканной элегантностью одежды, создавая привлекательный образ, вдохновлявший художников последующих столетий на создание своих интерпретаций.
Продолжают экспозицию парные портреты Аньоло и Маддалены Дони (1505-1506), которые были заказаны Рафаэлю самим Аньоло Дони, известным коллекционером гемм и древностей, ценителем искусства. Портреты супругов стали выражением их общественного статуса, а в творчестве Рафаэля открыли новый этап, связанный с переездом во Флоренцию.
Портретное творчество Рафаэля этого времени будет представлено на выставке также «Портретом Элеоноры Гонзага» из Галерей Уффицци и «Женским портретом» из Национальной галереи Марке (Урбино).

Портрет Маддалены Дони. 1504-1507.
Дерево (липа), масло.
Флоренция, Галереи Уффици, Палатинская галерея.


Один из шедевров художника «Мадонна Грандука» получила свое название из-за принадлежности великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. Композиция этой картины, ставшей своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи: Мадонна и Младенец выступают из темного фона картины; они связаны чувством нежной любви, выраженной в жесте Младенца — он обнимает рукой Мать, при этом его взгляд обращен на зрителя. На выставке будет проде-монстрирован также подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над произведением.
Завершающим и самым крупным из представленных на выставке произведений станет алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Еванге-листом, Августином и Марией Магдалиной» из Национальной пинакотеки Болоньи, выполненная в римский период и являющаяся одним из классических произведений мастера. Среди тех, кто заслуженно восхищавшихся этим шедевром — немецкий поэт Вольфганг Гёте и русский художник Александр Иванов.
Творчество Рафаэля, в полном соответствии с духом эпохи Возрождения актуализировавшее завоевания классической античности, остается одним из высших достижений европейской культуры, не переставая быть актуальным и в наши дни. В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пуш-кина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00; касса (вход) с 11:00 до 19:00;
по четвергам с 11:00 до 21:00; касса (вход) с 11:00 до 20:00.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: с 11:00 до 13:59: 400 рублей, льготный - 200 рублей,
с 14:00 до закрытия музея: 500 рублей, льготный - 250 рублей.
Бесплатные категории - бесплатно.
Продажа билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 12 сеансов каждый день и 13 сеансов в четверг. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.
Подробнее с расписанием сеансов и лекций, а также информацией о покупке электронных билетов можно ознакомиться .

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag


  • Выставка «Анатомия кубизма».

    В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые…

  • Выставка "Скульпторы и livre d"artiste" в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

    Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку работ ведущих мировых скульпторов в изданиях livre…

  • В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)". Но сегодня мы хотим рассказать…

  • Ноябрьские праздники в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    В длинные ноябрьские выходные ГМИИ им. А.С. Пушкина приглашает вас к себе в гости. Начать можно с вечера пятницы - в рамках «Пятниц в…

  • Выставка "Наука о прекрасном".

    В Учебном художественном музее им. И.В. Цветаева, филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка "Наука о прекрасном. Преподавание истории…

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина 13 сентября открывается выставка живописи и графики Рафаэля. В Москву работы этого художника в таком количестве привезли впервые. Несмотря на то что в русском сознании Рафаэль занимает особое место, его имя исторически произносят как синоним понятия искусства как такового.

Его любили русские классики: копии картин Рафаэля висели в кабинетах Достоевского и Толстого, даже относилась к нему с пиететом — ватиканскую фреску «Преображение» воспроизводили в убранстве нескольких православных храмов, в частности такого значимого, как Спасо-Преображенский собор Углича.

Фоторепортаж: Рафаэля привезли в Москву

Is_photorep_included10189721: 1

Особое место в истории русской рафаэлианы занимает Сикстинская мадонна. Как утверждают знатоки, в России эта картина гораздо более популярна, чем в Италии, где была написана, и в Германии, где хранится в Дрезденской галерее. Почему-то русские копиисты с начала XIX века именно ее любили изображать для столовых и гостиных. И как известно, Пушкин жаловался, что не может купить такую копию, потому что стоит она 40 тыс. руб.

Наконец в 1955 году на выставке в том же ГМИИ среди трофеев Дрезденской галереи ее увидело едва ли не полтора миллиона соотечественников.

Картина написана для капеллы семейства даль Олио в церкви Сан-Джованни ин Монте в Болонье. По новейшим данным датируется 1515-1516 годами. Джорджо Вазари в своих прославленных «Жизнеописаниях живописцев, скульпторов и архитекторов» писал, что «это произведение принесло Рафаэлю хвалебные отзывы и приумножило его славу, в его честь было сочинено множество латинских и итальянских стихов. Например:
«Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии,
А Рафаэль нам явил также и душу ее».
Святая Цецилия — римлянка, язычница, уверовавшая в Христа и обратившая в христианство 500 язычников. С ней связана очень красивая и очень замысловатая история миссионерства, которую Рафаэль воплотил с какой-то ни на что не похожей легкостью. Крайне запутанный сюжет у него предстает совершенно прозрачным и доступным.

Мадонна с младенцем (Мадонна Грандука). Флоренция. Галерея Уффици. Палатинская галерея

Название объясняется просто: картиной владел Фердинанд III Лотарингский. История создания вещи неизвестна. Авторство долгое время подвергалось сомнению, пока в середине XIX века не устоялось в умах искусствоведов. От большинства Рафаэлевых мадонн отличается глухим черным фоном, обычно у него фигуры предстают на фоне пейзажа. Последние рентгенографические исследования, впрочем, говорят о том, что пейзаж таки был. Почему и кто его закрасил — загадка. По-видимому, первоначально изображение планировалось заключить в овал. Вторая загадка касается того, почему этого не произошло. В нынешней экспозиции, кстати, есть рисунок, очень напоминающий композицию картины, он выполнен в форме тондо.

Женский портрет (Немая). Урбино. Палаццо Дукале. Национальная галерея Марке

Происхождение портрета неизвестно. Один из портретов флорентийского периода, написанный под влиянием . Исследователи видели здесь даже своеобразную полемику с Леонардо. Фигура дана без всякой аффектации, подчеркнуто органично и естественно. Это не парадный портрет и не попытка как-нибудь польстить модели.

Автопортрет. Флоренция. Галерея Уффици. Галерея статуй и картин

Хрестоматийная вещь художника. Воспроизводится на обложках едва ли не всех монографий и каталогов, посвященных творчеству Рафаэля (каталог московской выставки исключением не стал). Окончательно подтверждено авторство только в 1983 году. Примерно тогда же была поставлена точка в спорах, является ли это изображение автопортретом. Трудно сказать, что именно позволило всем заинтересованным сторонам согласиться: да, это автопортрет. Документы ли, которых были изучены многие сотни, или все же некий консенсус иного порядка. Как бы то ни было, но все, что мы знаем о Рафаэле, и все, что придумали о нем, абсолютно соответствует облику этого слегка жантильного, но возвышенного молодого человека, которого мы видим на портрете. И это тот нередкий случай, когда мифология сильнее фактографии.

Итальянское искусство для ГМИИ им. Пушкина относится к числу приоритетных. В музее уже показывали работы Караваджо, Тициана и Лоренцо Лотто, а этой осенью продемонстрируют сразу 11 произведений «титана» эпохи Возрождения — Рафаэля. Всего в Пушкинский музей привезли восемь картин и три рисунка мастера. И, по словам посла Италии в России Чезаре Марии Рагальини, стоимость этих работ художника оценивается в €500 млн. Все они предоставлены итальянскими музеями, и в том числе флорентийской галереей Уффици .

Именно из Уффици в Москву приехал знаменитый «Автопортрет» Рафаэля. Его художник написал в 22 года. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с элегантностью одежды. Этот образ не раз вдохновлял художников последующих веков на создание своих интерпретаций. На выставке в Пушкинском музее общее внимание уделяют именно портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета: его герой, наделенный узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени.


В конце 1504 года, после приезда Рафаэля во Флоренцию, его популярность стала расти. Он получал много заказов на образы святых. Художник создал около 20 изображений Мадонн. В Москве покажут «Мадонну Грандука» , написанную в 1505 году. Композиция полотна, ставшего своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи. Два великих художника познакомились как раз во Флоренции. И Рафаэль тщательно изучал технику Леонардо. На выставке в ГМИИ им. Пушкина также покажут подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над «Мадонной Грандука» .


Выставка работ Рафаэля продлится до начала декабря. И еще до открытия экспозиции директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак прогнозировала очереди на нее. «Мы подготовились, и есть билеты онлайн. Но все равно очереди будут, я верю в нашего зрителя. Он будет стоять в очередях так же, как стоим мы, приезжая куда-то, чтобы увидеть что-то важное для себя», — отметила Лошак. В музее также ввели ограничения по времени посещения выставки. Сеансы будут длиться по 45 минут.

Рафаэля наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело называют одним из «титанов» эпохи Возрождения. Еще при жизни современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле в римском Пантеоне начертано: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль «абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем».

МОСКВА. Восемь картин и три рисунка гения эпохи Возрождения Рафаэля Санти (Raffaello Sanzio da Urbino, 1483-1520) будут показаны в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Общая стоимость шедевров оценивается почти в 500 млн евро. Выставка организована при поддержке Президента России и Президента Итальянской Республики. Картины, которые привезли в Москву, принадлежат музеям и галереям Италии, в том числе, всемирно известной галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции и Пинакотеке в Болонье (Pinacoteca Nazionale di Bologna). Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа» будет работать с 13 сентября по 11 декабря этого года.

Рафаэль Санти - Автопортрет

Организация выставки была сопряжена со множеством трудностей: надо было уговорить сразу нескольких директоров крупнейших мировых музеев предоставить шедевры из своих коллекций, найти компанию-страховщика. Директор Пушкинского музея Марина Лошак уверена, без поддержки «Роснефти» выставка не могла бы состояться. С ней солидарен и посол Италии в России Чезаре Рагальини (Cesare Maria Ragaglini): “В течение ближайших пяти лет организовать аналогичную выставку будет очень сложно. В 2020 году исполняется 500 лет со дня смерти Рафаэля и ни один музей не сможет получить эти работы для своих выставок.”

В центре выставки – одна из главных работ художника - знаменитый «Автопортрет» (Autoritratto, 1504-1506) из коллекции «Уффици». По словам посла, приезд Рафаэля в Москву станет одним из самых значимых культурных событий, когда-либо организованных посольством Италии, и первой крупной презентацией гениального итальянца в России.

Рафаэль - один из самых известных художников эпохи Возрождения. Он создал целый ряд исключительных работ, в том числе фреску «Афинская школа» (Scuola di Atene, 1509-1511) из коллекции музея Ватикана (Musei Vaticani), Сикстинскую Мадонну (Madonna Sistina, 1513-1514) из Галереи старых мастеров в Дрездене (Gemäldegalerie Alte Meister), «Преображение» (Trasfigurazione, 1518-1520) из Пинакотеки Ватикана (Pinacoteca vaticana), «Мадонну Грандука» (Madonna del Granduca, 1504) из галереи «Палатин» (Galleria Palatina) в Палаццо Питти, Флоренция, «Мадонну Бельведерскую» (Madonna del Belvedere, 1506) из коллекции музея истории искусства в Вене (Kunsthistorisches Museum Wien), «Oбручение Девы Марии» (The Marriage of the Virgin, 1504) от Пинакотеки Брера (Pinacoteca di Brera), «Святое семейство» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe, 1506) из Эрмитажа в Санкт-Петербурге и т. д.

Ренессанс был значимым периодом для развития культуры Европы, периодом беспрецедентного расцвета искусства. Рафаэль - один из титанов того времени. Современники называли его «божественным», а его имя стало синонимом целой эпохи. Его искусство воплощало в себе идеалы красоты и гармоничного совершенства. Значительное влияние творчество Рафаэля оказало не только на европейское, но и на русское искусство, и этот аспект стал одним из главных лейтмотивов выставки.

Особое внимание в рамках экспозиции уделено портретной живописи Рафаэля. Художника часто называют создателем нового типа портрета эпохи Возрождения, выполняемого с большой реалистичностью. На портретах Рафаэля мы видим не только гармоничный образ конкретного человека, но и обобщенный – всей эпохи. Талантливый художник и архитектор, он сумел повторить ряд творческих достижений Леонардо да Винчи (Леонардо да Винчи, 1452-1519), особенно в части портретных работ. В частности, под влиянием Леонардо была написана «Мадонна Грандука», ставшая эталонной для творчества Рафаэля. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть и подготовительный рисунок для этой картины, отчасти раскрывающий процесс работы художника над ней. Самая крупная из представленных – алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии» (The Ecstasy of St. Cecilia) из Национальной пинакотеки Болоньи (Pinacoteca nazionale di Вologna).

Билеты на выставку можно купить через интернет, стоимость билета от 200 (для льготных категорий) до 500 рублей. Посещение экспозиции организовано сеансами, каждый сеанс - по 45 минут. Выставка вызвала огромный ажиотаж среди москвичей, поэтому о приобретении билетов лучше позаботиться заранее.