Готическое изобразительное искусство. Готический стиль в архитектуре Средневековья. Архитектурные стили: готический стиль

Готический стиль в искусстве пришел на смену романскому, и принес множество новшеств и техник. В архитектуре это нашло отражение в соборных городских храмах, просторных, с высокими сводами, наполненных солнечным светом за счет огромных окон вместо привычной росписи на стенах. В живописи и скульптуре сюжеты все более тяготели к реальным, прорабатывались объемы и ярко передавались эмоции персонажей. Фигуры свободно располагались в окружающем их пространстве, характерными для готики были слегка изогнутые S-образные позы.

Зарождались основные направления искусства в рамках готического стиля во Франции и после получили широкое распространение по территории всей Европы.

Архитектура готического периода

Самым ярким строением архитектуры готического периода считается городской храм. В основе его лежит нервюрный свод. Подобные каркасные строения уже были в романском периоде, но зодчие
XIII - XVI вв. довели технику до совершенства, значительно облегчив сооружение, без потери его прочности.

За счет изменений в конструкции свода удалось уменьшить давление на стены. Необходимость в их прочной монументальной конструкции отпала, появлялась возможность сэкономить расходные материалы и радикально изменить пространство. Оно стало единым, исчезли многочисленные колонны, отсутствовало четкое деление на зоны. Зодчие смогли в краткие для того времени сроки (до 40 лет) возводить здания до 40 метров высотой.

Существенные изменения претерпели и стены. Большие росписи стали постепенно отходить в прошлое. На смену им пришли огромные витражные окна, которые помимо красивого художественного эффекта давали возможность наполнить здания храмов естественным светом. Внутреннее убранство с характерным декором из серебра и позолоты, благодаря им заиграло новыми красками.

(Готические витражи в Соборе Святого Витта )

Витражная техника была известна мастерам стекольного дела и ранее, но новые конструкции позволяли создавать большие по площади витражи с потрясающими художественными приемами и тематическими сюжетами. Излюбленным изображением в цветном стекле стала притча о блудном сыне, в течение нескольких веков украшавшая витражи храмов по всей Европе.

Самыми изысканными витражами периода можно смело назвать окна часовни Сент-Шапет, расположенной во Франции. Мастера и зодчие сумели превратить здание в подобие стеклянной клетки с удивительными ажурными окнами во всю высоту стен. Между собой они были разделены изящно декорированными несущими конструкциями. Часовня всех своих посетителей поражала и продолжает удивлять обилием света и легкостью внутреннего пространства

(Главная капелла в кафедральном соборе Толедо )

Спустя несколько веков после зарождения готического направления, церковь вмешалась в дела зодчие и потребовала изменить планировку, вернув деление пространства на зоны. Внутреннего и внешнего убранства изменения не коснулись. Фасады зданий, своды и стены изнутри щедро украшались скульптурами, изображениями и монументами, которые с каждым десятилетием становились все объемнее и реалистичнее.

Примерами классического готического архитектурного искусства в Европе являются:

  • Кафедральный собор в Толедо (Испания);
  • Кельнский собор (Германия);
  • Кентерберийский собор (Англия);
  • Собор Парижской Богоматери (Франция).

Скульптура готического искусства

Основой готической скульптуры являлись статуи. Характерной их особенностью было слияние с фасадами зданий. Издали они казались единым целым и лишь вблизи отделялись от них и становились интересными сюжетами, которые хотелось рассматривать подолгу.

Скульпторами фигуры прорабатывались с особой тщательностью. Внимание уделялось не только мелочам в виде драпировки тканей и одежде в целом, но и общему настроению, динамике, которые передавались зрителю.

В проработанные лица скульптур и их взаимодействие с другими персонажами композиции вкладывались эмоциональные порывы, переживания и страдания. В постановке фигур акцент делался на динамику движений, застывшую в моменте.

Яркой демонстрацией готического направления в пластике являются статуи и декор стен портала Шартрского собора в Париже, Магдебургского и Страсбургского собора в Германии.

Интересным дополнением скульптурного убранства многих храмов являются растительные мотивы. Объемная лепнина имитирует цветы, плоды и листья растений, которые произрастали в регионе возведения храма.

Живопись готического искусства

Тяга к натурализму и желание изображать героев картин как можно реалистичнее, коснулась и живописи готического периода. Основным лейтмотивом эпохи стали религиозные и бытовые сцены, внимание в которых сосредотачивалось на страданиях и переживаниях изображенных людей и персонажей.

(Картина Нидерландского художника Рогир ван дер Вейдена )

Искусно художниками вкраплялись, вначале ненавязчиво, в виде отдельных элементов атрибуты повседневной жизни: подсвечники, растения, бутылки, книги и т.д. В XV веке на картинах стали появляться пейзажи, служащие фоном для сюжетов. Религиозная тематика по-прежнему превалировала.

Художники готического периода пользовались приемом с изображением пустоты для подчеркивания материальности передаваемого кистью сюжета.

Активно в этот период начала развиваться книжная миниатюра. Исписанные красивыми и витиеватыми буквами, напоминающими вензеля, страницы стали дополняться характерными для готики иллюстрациями. Здесь также присутствовали реалистично изображенные люди на фоне природы. Рисунки дополнялись обрамлением с детально проработанными растительными элементами и мотивами.

Самыми яркими представителями среди мастеров владения кистью и красками готического периода являлись:

  • Лоренцетти;
  • Кампен;
  • Ван дер Вейден;
  • братья Ван Эйк.

Прорывом периода готического искусства можно по праву назвать архитектуру и достижения зодчества. Что касается прочих видов искусства, зарождающаяся тяга к натурализму с каждым веком расцветала все больше, подготавливая почву для реализма, характерного эпохе Возрождения. Именно в конце готического периода скульптуры стали отделяться от фасадов храмов, а на картинах все чаще разворачивались бытовые сцены.

Готика характеризует третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной Европы.
Само название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение "вечного города" Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории. Термин "готика" появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.

Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками. "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля. С начала XIX века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Факт рождения готического стиля многие специалисты считают кульминацией романского искусства и, вместе с тем, его отрицанием. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный "возрожденческий" характер (см. Возрождение). XII век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы.


О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. ЛадовскиИ: "Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше". Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в XIII веке. Угасание приходится на XIV - XV века (пламенеющая готика).

Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний.

В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Родина готики — Франция, королевская область Иль-де-Франс, откуда она распространилась как знак королевской власти по Франции, в конце XII в. стиль пришел и в остальные страны Западной Европы.

Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.


Готическая конструкция здания предусматривала выделение строительного каркаса: опоры несли составлявшие основу свода стрельчатые арки (нервюры) с облегченными распалубками, распор которых погашался за счет вынесенных наружу контрфорсов и передающих распор соединительных арок — аркбутанов.


Стена поэтому не играла в готике конструктивной роли, ее заменяли широкие проемы окон, порталов, облегченное здание неукротимо росло вверх, устремляясь к небу высокими шатрами башен, шпилей, пинаклей и флеронов (украшений в виде цветка), рождая мысль о гармонии и многообразии божественного универсума. Пронизанное светом внутреннее пространство храмов обрело единство.

Возросла роль ведущих архитекторов (сохранились их имена), которые пользовались исполненными в масштабе чертежами. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV-XVIV вв. готику сменяет Возрождение.

Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Условия формирования и развития готического стиля
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Готика. Рыцарский щит
Готическое искусство — искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы — высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу XIII в. коммунальных революций.

В некоторых странах королевская власть, опирающаяся на союз с городами, возвышается над силами феодальной раздробленности. Цеха и гильдии укрепляют свои позиции. Обустраиваются города-коммунны, города-республики, частно-владельчиские города. Юридически закрепляется "Магдебурское право". Начало этому было положено в XII веке в немецком городе Магдебург.


Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.


Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления. В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны.

Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности. Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира.

Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа. В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).

Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города. Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной "божественной вселенной".

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья. Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225-1274гг.) разрабатывает проблему дуализма - раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности. "Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения" - так пишет Фома Аквинский в "Сумме теологии".
Источники.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: "Готическое искусство"

Введение

"Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость", - так говорил о готике русский писатель Н. В Гоголь.

Гомтика (от греч. Гпфийкп) - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV-XVI века, пришедший на смену романскому стилю и постепенно вытеснивший его тяжеловесность и массивность.

Впервые это понятие применил Джорджо Вазари, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике, так как обращалось к высшим божественным силам в рамках христианского мировоззрения. Это, во многом, объясняет строительство большого количества, прежде всего, соборов как средоточия религиозной и культурной жизни средневековья.

Однако нельзя не отметить зарождающийся интерес к человеку, красоте земного мира, житейским сценам, природе. Не случайно в этот период в литературе появляется любовная лирика трубадуров, развивается городская литература, комические театральные жанры, а в живописи основное место занимает портрет. Влияние церкви еще остается, однако растет самосознание народа, интерес к человеческим чувствам и реальной жизни. Не смотря на то, что готическое искусство называли "варварским", именно оно подготовило почву Ренессансу.

Чаще всего данным термином именуют архитектурный стиль, но понятие "готика" охватывает также скульптуру, живопись, витраж, фреску и многие другие произведения изобразительного искусства исследуемого периода.

Ранняя готика зародилась еще в рамках романского стиля. Однако уже к XIII веку относится расцвет готического стиля (высокая готика), а через столетие начинается период распада стиля, именуемый "пламенеющая готика". В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика как завершающий этап развития данного стиля, отличающийся экспрессивностью форм, остротой, гротеском, даже некой вычурностью.

В современности термин обрастает множеством новых значений, связанных с разнообразием сферы применения. Для кого-то это стиль средневекового искусства, соборы Франции XII века, а позже Германии, Австрии, Чехии, Испании, неоготика Англии XVIII века, готический роман XIX века, для современных дизайнеров это уже стиль в интерьере и одежде, для представителей сформировавшейся готической субкультуры это готический рок и т.п.

На страницах данной работы мы рассмотрим зарождение и формирование готического стиля в искусстве Западной Европы средних веков, в России, собственно, шедевры готики, а также сферы ее проявления в современной культуре.

1. Готический стиль в архитектуре, скульптуре и живописи

Готическое искусство возникло в середине XII века на севере Франции, в дальнейшем распространившись на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, позднее проникнув и в Италию. В архитектуре готический стиль приходит на смену романскому. Это храмы, соборы, монастыри с многочисленными арками, с заострённым верхом, узкими и высокими башнями и колоннами, богато украшенным роскошным фасадом с многочисленными резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветными витражами.

Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). В XII веке аббат Сугерий написал трактат "Об освящении церкви Сен-Дени", где обозначил символичность всех элементов готического собора. По его мнению, храм - это некий корабль, Вселенная, разделенная поясом витражей вверху и массивностью стен в нижней части на небесный и земной миры. Арки, в свою очередь, символизируют разрыв круговорота времени, быстротечность и конечность которого подчеркивает готический храм. Витражные окна-розы, наоборот, выражают цикличность времени, пропуская сквозь себя божественный свет. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность.

На фоне тяжеловесных построек романского стиля готические соборы поражают своей легкостью, устремленностью в небесный свод, богатейшим декором, напоминающим тончайшее кружевное плетение, красотой и роскошью витражей и скульптур. Внутренний и внешний облик определяли арки стрельчатой формы - характерная черта готического стиля, призванная усилить легкость и динамичность архитектурного произведения. Внутри готические соборы производили сильнейше впечатление, благодаря свету, проникающему сквозь цветные стекла витражей и заполняющему обширное пространство с многочисленными колоннами и стрельчатыми арками.

К шедеврам готической архитектуры относят Собор в Шартре, Собор в Реймсе, где короновались французские короли, Собор в Амьене, несомненно, Собор Парижской Богоматери во Франции; Кёльнский и Мюнстерский соборы в Ульме в Германии, Собор в Кентербери - главный храм английского королевства, а также Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, Соборы в Солсбери, Эксетере, Линкольне, Глостере, Часовня Королевского колледжа в Кембридже. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита. В Испании Санта-Мария-дель-Мар.

Соборы, несомненно, были главными и важнейшими постройками того периода. Однако вместе с соборами весь городской пейзаж наполнялся готическими зданиями больниц, крытых рынков, жилых домов и т.п. Большое количество светских сооружений характерно для итальянского искусства.

Скульптура

В создании образа готического собора смысловую нагрузку несла каждая мельчайшая деталь, огромная роль отводилась скульптуре, оформляющей, в основном, наружные стены. Не одна, и не две, а десятки тысяч скульптур украшали соборы зрелой готики, выражая устремленность всего здания ввысь в тектоническом аспекте.

Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики. Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах. Капители, выступы карнизов заполнялись листьями и плодами. Статуи были органически связаны со стенами и опорами, напоминая о синтезе архитектуры и скульптуры готических соборов. Образы святых обретают индивидуальность, человечность, словно приближаясь к земному миру, к каждому посетителю храма. Простота и изящество форм, сдержанные жесты служат выражением нравственной силы и духовного совершенства. Готические мадонны - воплощение грации, женственности и чистоты.

Готическая скульптура выразительна и динамична. Это работы Клауса Слютера, создавшего Мадонну фасада церкви погребения Филиппа, фигуры Колодца Пророков в Шаммоле. В Германии наибольшую известность получили работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта.

Живопись

В этой главе, прежде всего, речь пойдет о витражах, игравших огромную роль в декоре готических храмов. Многочисленные витражные композиции воспроизводили религиозные и литературные сюжеты, исторические события. Техника витража несла в себе эмоциональное сочетание цветового и светового начал, преображая интерьер храма и вытесняя фресковую живопись.

Помимо этого, расцвета достигает книжная миниатюра, на фоне появления светской иллюстрированной литературы. Религиозные книги, несомненно, доминировали и были богато иллюстрированы. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый "Великолепный часослов герцога Беррийского" (около 1411--1416).

В связи с интересом к человеку, его внутреннему миру, индивидуальности характера, развивается жанр портрета, достигший расцвета в период поздней готики, на фоне духовного возрождения Европы в аспекте развития гуманистического подхода к человеческой личности. Готический художник уделял большое внимание выразительности деталей портрета, стараясь передать индивидуальное, единичное своеобразие личности. Отметим, что это был один из первых светских жанров готического искусства.

Среди художников готики получили известность такие имена, как: Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавшие во Флоренции и Сиене. В алтарной живописи это Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Большой вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой, ознаменовавшей собой заключительный этап развития готического искусства.

2. Готика в России

В связи с тем, что в эпоху средневековья Россия находилась под влиянием византийской культуры, мы можем говорить только о неоготике, пришедшей в русское искусство в конце XVIII века, когда неподалеку от Санкт-Петербурга по проекту архитектора Ю.М. Фельтена были построены в неоготическом стиле Чесменский дворец (1774--1777) и Чесменская церковь (1777--1780).

Что же такое неоготика и как она связана с готическим стилем средних веков? Неоготика как направление в архитектуре эпохи эклектики возникает в Англии в 40-е годы XVIII века и оказывается востребованной по всему миру. Это католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу и Киеве, это "Биг Бэн" и Тауэрский мост в Великобритании.

Говоря о неоготике в России, исследователи используют термин псевдоготика, так как это скорее некая стилизация под готику западноевропейского средневековья. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776--1796) под Москвой - целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца, "Оперного дома", "Хлебного дома" и других строений. Помимо этого, к неоготическому стилю можно отнести Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901--1911 годах в Москве. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881--1884) и др.

В Калининградской области сохранилось около двадцати замков и большое количество церквей, к сожалению, в большинстве своем в разрушенном состоянии. В самом Калининграде это средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Сохранилось несколько зданий и в Ленинградской области. В Выборге здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе. К сожалению, единственный в России кафедральный собор, заложенный шведами в 1293 году, был разрушен в период Великой Отечественной войны.

В отличие от европейцев русские архитекторы практически не используют каркасную систему готических соборов. Традиционная для православия крестово-купольная основа украшается стрельчатыми арками, постепенно поддаваясь влиянию "интернациональной" неоготики. Результатом чего становится строительство многочисленных католических костёлов для прихожан польского происхождения на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева.

3. Готика в современной культуре

Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. К сожалению, в рамках наших мелкогабаритных квартир не каждый может позволить себе готическую роскошь. Однако современные дизайнеры используют стилизацию под готику в оформлении интерьеров помещений. Для украшения загородных домов подойдут арочные окна, красочные витражи, оригинальные мозаики. Готический интерьер сочетает в себе яркие цвета и массивную мебель, различные орнаменты, декорирующие стены и окна. Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл.

Обращаясь к другим областям искусства, отметим, что предтечей современных "ужасов" явился готический роман, возникший во второй половине XVIII века и наполненный мистикой семейных проклятий, таинственных приключений с элементами сверхъестественного, призванный повергнуть читателя в приятный ужас. В XX веке в рамках "готического" жанра развивается "литература ужасов" (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился новый литературный жанр - тёмное фэнтези

Потусторонние силы, живые мертвецы, исполнение клятвы, явление призраков - отметим, что это излюбленные сюжеты современного киноискусства.

В конце 70-х годов XX века в Великобритании зарождается особая готическая субкультура, представителей которой (подростки 14-15 лет) отличает специфический имидж и интерес к готической музыке. Это явление уже связано с эволюцией музыкального жанра готик-рок. В 1980-х годах широкую популярность обрели такие исполнители, как Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees и др.

Составляющими данной субкультуры являются, прежде всего, готическая мода и готическая музыка. В одежде это преобладание чёрного цвета, атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв. В настоящее время готическая субкультура распространена преимущественно в Европе и Северной Америке, в меньшей степени - в Азии и Австралии. Представителей ее мы замечаем и на наших с вами улицах.

готический стиль культура архитектура

Заключение

Готическое искусство отразило глубокие и острые противоречия эпохи, в результате чего и само было внутренне противоречиво: переплетение реалистичности, простоты человеческого чувства с религиозной строгостью, отрешенностью от всего земного. Не случаен и синтез архитектуры, скульптуры и живописи, используемый в создании готических соборов, где каждая деталь несла свою смысловую нагрузку.

Классическое выражение готический стиль получил, несомненно, в церковной культуре. Однако преобладание в период поздней готики светской тематики и области применения обогатило готическое искусство в жанровом и стилистическом аспектах. Не смотря на это, произведения готического искусства отличаются глубокой одухотворенностью, проявлением нравственной жизни человека в религиозно-поэтическом аспекте.

В связи с развитием буржуазного общества и ослабления церковного влияния готического искусство утрачивает свою прогрессивность, но не ценность, так как зародившиеся здесь гуманистические тенденции стали основой следующей эпохи в развитии западноевропейской культуры -эпохи Возрождения.

Список литературы

1. Муратова М.К. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. 1988. - 452с.

2. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. - 336с.

3. Виолле-ле-Дюк Э. "Энциклопедия готической архитектуры"."Эксмо, Наше слово". 2013. - 536с.

4. Алленов М. Русское искусство XVIII начала XX в. М.: Трилистник. 2000. - 474с.

5. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. - М.:1. ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

6. Хазов В. К. Символика молодёжной субкультуры готов (рус.)// Гуманитарные исследования. 2009. № 2. С. 27-31.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Готическое искусство как одно из направлений в мировом искусстве. Его хронологические рамки. Характеристика каждого из этапов развития готического искусства. Готическое направление в архитектуре, скульптуре и живописи Франции, Англии и Германии.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Происхождение термина "готика". Система аркбутанов и контрфорсов, основные особенности готической архитектуры, выдающиеся архитектурные произведения Европы. Готическое направление в живописи, скульптуре. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике.

    презентация , добавлен 11.11.2010

    Готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Феодально-церковные основы в идеологии и культуре времени Готики. Синтез искусств в Готике.

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Значение и символизм готики - периода в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и части Восточной Европы, пришедшего на смену романскому стилю. Особенности архитектурного стиля. Развитие жанра портрета. Готическая мода.

    презентация , добавлен 24.03.2014

    Понятие и отличительные свойства готики как периода в развитии средневекового искусства, охватывавшего почти все области культуры и развивавшийся на территории Европы с XII по XV век. Наиболее известные шедевры архитектуры, выполненные в данном стиле.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Начало эпохи готического стиля в XII веке, предпосылки его формирования. Происхождение термина "готика" и особенности готической архитектуры. Религиозные сюжеты и реалистические тенденции. Характеристика региональных стилей во Франции, Англии, Германии.

    реферат , добавлен 25.03.2009

    История возникновения готики, исследование ее парадоксальных особенностей в пространственных видах искусства. Ознакомление с маньеризмом - художественным течением в европейской культуре XVI века. Его специфика и наиболее известные представители.

    реферат , добавлен 01.07.2011

    "Интернациональная готика" была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил. Космополитизму готики противостояли также реалистические тенденции в искусстве европейских стран.

    реферат , добавлен 07.03.2005

    Приход готического стиля на смену романскому в XII-XV веках. Эволюция стиля: ранняя готика, период расцвета и поздняя готика. Архитектура храмов, соборов, церквей и монастырей. Система аркбутанов и контрфорсов. Распределение нагрузки. Готические своды.

    реферат , добавлен 30.01.2011

    Исследование возникновения и развития барокко как стиля искусства, свойственного культуре Западной Европы с конца XVI до середины XVIII века. Общая характеристика и анализ развития направлений стиля барокко в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке.

лова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют к нему никакого отношения.

Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное людям того времени.

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры.

Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются – неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

АРХИТЕКТУРА

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам Милана идёшь к центру города, перед глазами высятся бесконечные ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем не редкий при строительстве готических соборов, их часто достраивали и перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства Готического стиля созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Церковно-религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле и назначении вещей. Например, монеты помогают воссоздать политически пёструю карту феодальной Европы.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных крестов, ларцов и т.д.

Готические доспехи имели заострённые контуры, состояли из отдельных металлических пластин, скреплённых между собой ремнями. Доспехи содержали до 160 пластин, вес колебался от 16 до 20 кг.

ГОТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроенная по частям одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к фигуре обладателя. Готическую моду с её прилегающим платьем, характерной постановкой тела и способом ношения одежды мы можем наблюдать, глядя на монументальные фигуры святых и королей на фасадах и порталах соборов, а также по художественным миниатюрам средневековых художников. Изменённый крой одежды проявился, прежде всего, в выкройке рукавов и их соединений с плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела таким образом, что видно, собственно, само тело.

К традиционной одежде принадлежал также плащ, сшитый из суконной ткани, и подшитый материей другого цвета либо мехом.

Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй. Они имели своё символическое значение. Так, например грусть подчёркивалась не только тёмной одеждой, но и положением покрывала, которое в это время глубоко натягивали на лицо.

Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки. Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.

В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата.

Нижняя одежда женщин в поздней готике стала ещё более сложно выкроена, и теперь ещё больше прилегала к телу. Женская фигура в это время изображается с высоко поднятой и выступающей вперёд грудью, благодаря высоко поднятому поясу, а глубокий вырез в виде буквы «V» уменьшает лиф платья.

Проповедники обличали эту одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Роскошь в одежде порождала у них также опасение за будущее экономики своего народа. Они резко выступали против всяких излишеств в костюмах и особенно – против роскоши одежды, в которой верующие ходили в костел.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С развитием образования развивалась и литература. Поэты-рыцари сочиняли стихи; обрабатывая народные песни, они создавали целые стихотворные романы и поэмы о военных подвигах феодалов.

Самая знаменитая рыцарская поэма – «Песнь о Роланде» была сложена во Франции XI – XII веках. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря. Он совершает сказочные подвиги и гибнет, ни минуты не помышляя о том, чтобы нарушить клятву верности своему сеньору.

В «Песне о Роланде» отразились и чувства народа: в ней говорится о горячей любви к «милой Франции», о ненависти к врагам. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Францию.