Монументальный. Что такое монументальное искусство Монументальное искусство в эпоху античности

Монументальная живопись - это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи
Техника Описание Пример
Фреска Изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок.
Живопись темперой Изображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле. Настенные росписи православных соборов.
Мозаика Изображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня. Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
Витраж Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. В убранстве средневековых готических соборов.

Памятники монументальной живописи Древнего Египта

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Монументальное искусство в эпоху античности

Со времен ранней античности такая роспись являлась самым распространенным способом украшения каменных построек. К сожалению, древнегреческие образцы практически не сохранились. Но те, что уцелели, - в основном мозаики, позволяют составить общее представление. В них нашла отражение характерная для эллинистической культуры пластичность.

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

Расцвет монументальной живописи в Европе

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Монументальная живопись в наши дни

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте - живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

На сессии Академии художеств СССР было образовано Отделение архитектуры и монументального искусства и ряд ведущих зодчих страны избраны членами и членами-корреспондентами. Тем самым Академия вновь объединила «три знатнейших художества - живопись, ваяние и зодчество».

Архитектура несет в себе огромные потенциальные возможности для постоянного эстетического воздействия на человека, ибо она создает среду для его обитания. Эти возможности неизмеримо возрастают, если архитектура выступает в содружестве с монументальной живописью, скульптурой, искусством художественного оформления интерьера и предметов обихода.

Стремительный рост техники, развитие индустриального, сборного домостроения, применение новых материалов обусловили иное, чем раньше, отношение к архитектурно-художественной форме при новой конструктивной основе здания.

Роль и значение монументальных искусств в современном строительстве стали несоизмеримо больше, чем в прошлом. Наметившийся разрыв архитектуры и изобразительных искусств должен уступить место их синтезу. И поэтому есть глубокий смысл в создании Отделения архитектуры и монументального искусства в Академии художеств.

В творческой художественной практике синтез искусств предусматривает соединение архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, дизайна, в результате чего создается произведение другого, более высокого эмоционального, эстетического воздействия, чем каждое из этих искусств в отдельности.

Для монументального искусства характерны особый внутренний строй произведения живописи или скульптуры, синтетическая общность их образа, который апеллирует к большим человеческим идеям, к массам. Монументальная живопись и скульптура обладают еще одним важным качеством: в содружестве с архитектурой они организуют пространство площади, улицы, интерьера общественного здания.

Для выдающегося произведения архитектуры особенно характерно наличие скульптуры и живописи, которые являются его органической составной частью; они раскрывают и дополняют идеи, заложенные в произведении; усиливают его идеологическое воздействие на человека.

Цели и возможности монументального искусства были различными, определялись условиями эпохи. Но и в тех случаях, когда художник был ограничен политическими или религиозными рамками, он силой своего таланта отбирал самое главное, самое ценное и непреходящее, применял те средства художественного выражения, которые наиболее активно воспринимались бы современниками и людьми будущих поколений.

Таким образом, уже само содержание, а вернее, сама природа монументального искусства требует его синтеза с архитектурой.

Синтез искусств является основным творческим инструментом для художественной организации городской среды в жилых районах, парках, на улицах и площадях, транспортных сооружениях - станциях метро, уличных переходах и мостах.

Отечественное градостроительное искусство требует единства творческой деятельности архитекторов, художников и ученых в строительстве жилых, промышленных и сельских комплексов, а также при решении судьбы имеющегося исторически ценного культурного наследия. При этом необходимы глубоко эрудированная оценка роли памятников прошлого и применение правильных методов включения их в современную и будущую жизнь населенных мест. Содружество искусств способствует сохранению индивидуального неповторимого облика города, обогащению его средствами живописи, скульптуры, малых форм архитектуры и прикладного искусства.

Рост духовных, эстетических потребностей населения определяет необходимость широкого творческого участия всех видов пространственных искусств в проводимом в нашей стране многообразном, огромном по масштабам строительстве. И вполне закономерна поэтому необходимость глубоко продуманных прогрессивных форм совместного творческого труда художников и архитекторов над созданием произведений, отличающихся высокой идейностью и мастерством.

Отделение архитектуры и монументального искусства Академии художеств, очевидно, и призвано способствовать решению таких задач. Оно объединит крупных ученых и практиков, которые должны подвергнуть творческому анализу уже накопленный опыт развития национального монументального искусства, а на этой основе и с учетом реального строительства - определять конкретные пути участия всех видов пространственных искусств в строительстве городов и сел нашей страны.

Произведения отечественного монументального искусства обогащают значительные архитектурные комплексы Волгограда, Санкт-Петербурга, Минска, Москвы и других городов. Они свидетельствуют не только о высоком мастерстве их авторов, но и о тех больших возможностях, какие дает совместный труд художника и архитектора.

Наряду с этими несомненными достижениями надо отметить, что в практике встречаются примеры, когда произведения, совместно созданные художниками и архитекторами, еще имеют много случайного, не достигается единство композиции архитектуры и монументального искусства; живопись или скульптура воспринимаются вне зависимости от архитектурно-пространственной среды, для которой они предназначены.

Такая несогласованность возникает не только из-за различия творческого «почерка» данного художника или архитектора, хотя это играет значительную роль; главное, с нашей точки зрения,- отсутствие таких организационных форм совместного труда, которые всемерно способствовали бы созданию полноценного произведения синтетического искусства. Очевидно, что наиболее целесообразным будет являться пример организации в Академии художеств научно-творческих мастерских, где представители всех художественных профессий могли бы работать совместно, а монументалисты смогут включаться в разработку архитектурного проекта с самого ее начала.

В таких архитектурно-художественных мастерских, возглавляемых опытными руководителями, будут создаваться методика и набор художественных приемов, которые обогатят российское зодчество и монументальное искусство. Мастерские должны быть хорошо оборудованы, чтобы имелась возможность широкого экспериментирования во всех видах монументального искусства и дизайна.

Особое значение приобретает разработка теоретической основы синтеза искусства. Несмотря на обширную литературу в этой области, пока еще нет четких теоретических предпосылок для правильного, целеустремленного его развития. Задачей современной художественной критики и науки является серьезный научный анализ произведений. На основе имеющейся богатой практики надо разработать научно обоснованную теорию синтеза пространственных искусств в градостроительстве, вооружить архитекторов и художников современной теорией ансамбля и создания художественно-осмысленной среды в городе. Необходимо также найти объективные критерии для оценки художественного уровня произведений синтеза архитектуры и монументального искусства. Это очень важно и актуально во избежание случайностей, в частности, в присуждении тех или других премий, что наносит ущерб дальнейшему творческому подъему отечественного искусства и архитектуры.

С решением теоретических проблем синтеза близко соприкасается необходимость подготовки квалифицированных кадров - архитекторов, художников-монументалистов и дизайнеров, профессиональная направленность которых должна отвечать растущим новым задачам.

Творческая разобщенность художников и архитекторов сказалась на учебном процессе архитектурного факультета института имени И.Е.Репина в Санкт-Петербурге, на программах и дипломных работах соответствующих факультетов в Москве.

Наибольшее внимание на художественную подготовку обращается на архитектурном факультете института имени И.Е.Репина Академии художеств Санкт-Петербурге. В других вузах, где готовятся архитекторы, подготовке к совместной работе архитекторов и художников уделяется мало внимания.

Создание в Академии художеств Отделения архитектуры и монументального искусства обязывает к пересмотру программ и учебного процесса всех архитектурных вузов страны соответственно новым задачам.

Ярким примером современного состояния синтеза искусств и его творческих возможностей, достижений и недостатков является градостроительная практика архитекторов Москвы.

Новый генеральный план развития столицы предусматривает включение в облик города произведений монументального искусства и содержит общее прогнозирование развития синтеза искусств. Генеральный план существенно пересматривает планировочную структуру города с целью сохранения памятников архитектуры и исторического облика его центральной части, а также дает художникам и архитекторам общую архитектурно-художественную концепцию формирования городской среды, которой не было в плане 1935 года. Но практическое развитие и осуществление общей концепции в совместной работе архитекторов и художников идет медленно. Это же можно сказать о формировании заповедных зон и комплексной реставрации памятников архитектуры.

Сохранение архитектурного наследия означает не только заботу о конкретных памятниках и ансамблях, но и восстановление исторического облика отдельных зон города, придание им того колорита, который переносит нас в определенную эпоху истории Москвы. С этой целью территория города, ограниченная Садовым кольцом, т.е. наиболее древняя часть Москвы, разделена на девять заповедных зон, проекты которых сейчас разрабатываются. В эту очень интересную работу должны включиться историки, а также художники, скульпторы, дизайнеры. С помощью интересных творческих находок они воссоздадут совместно с архитекторами колорит Пушкинской Москвы, Москвы начала ХХ-го века и более древних эпох ее развития.

Принятая в генеральном плане 1971 года полицентрическая система планировки города ставит перед художниками-монументалистами и архитекторами задачу создания целых комплексов произведений синтетического искусства, и среди них важнейшие - памятник Победы нашего народа в Великой Отечественной. Эти темы раскрывают перед художниками и зодчими большие возможности для претворения великих идей и образов в выдающиеся произведения искусства.

Принятая система планировки предусматривает создание районных городских центров, в каждом из которых сосредоточивается общественная и культурная жизнь района, равного по населению большому городу. Эти площади, в ансамбли которых войдут крупные общественные здания и объекты монументального искусства, станут местом знакомства с этапами прогрессивного развития нашего общества, его истории, праздничных гуляний, повседневных встреч и отдыха. Естественно, поэтому в комплексе с архитектурой на площадях, главных магистралях и в жилых районах найдут место произведения монументального искусства, малые формы архитектуры, разнообразные формы озеленения и благоустройства.

Приходится все же отметить, что работа в области монументальной пропаганды, за исключением отдельных несомненных достижений, все же отстает от огромных объемов строительства в Москве. И дело не только в качестве произведений, а в случайности ведущихся работ на отдельных выборочных объектах, в результате чего не всегда формируются законченные крупные городские ансамбли. Все еще остаются незавершенными значительные по содержанию, по памятным событиям городские площади, такие как площадь у Павелецкого вокзала, Киевская, Таганская и др., где средствами синтеза можно было бы раскрыть темы огромного социально-политического и художественного звучания.

Та же проблема актуальна и для новых районов Москвы - Орехово-Борисова, Чертанова, Ивановского, Ясенева и др. Построенные на основе новых принципов планировки, разнообразные по архитектурному, цветовому и объемному решениям, они все же остаются незавершенными, поскольку их художественное содержание не обогащено произведениями монументального искусства.

Перед Отделением архитектуры и монументального искусства Академии художеств возникают многообразные проблемы. Но если резюмировать кратко, то будущую его деятельность можно свести к двум основным направлениям - разработке общетеоретических проблем синтеза архитектуры и монументального искусства и влиянию на подъем синтеза искусств в практике совместной деятельности архитекторов и художников.

Первое направление включает определение роли архитектора и художника в жизни общества развитого социализма, идейно-художественной сущности этой роли, вопросов народности, национального своеобразия в архитектуре и монументальном искусстве, преемственности прогрессивных традиций. Сюда же относятся такие темы, как проблемы архитектурно-художественного ансамбля городов будущего, промышленных комплексов и сельских населенных мест, направленность в подготовке научных и творческих кадров, профессиональная оценка выполненных работ.

Второе направление должно содержать разработку проектов градостроительных ансамблей и отдельных монументальных произведений. Академические мастерские, руководимые членами Академии, могли бы выполнять рекомендации и конкретные эталонные проекты не только для Москвы, но и других городов страны.

При этом в сферу деятельности отделения будут входить разработка принципиальных проектов, объединяющих пространственные искусства, выполнение консультаций по важнейшим проектам, организация практического сотрудничества с академиями социалистических стран и Академией наук, разработка организационных основ и положений для упорядочения и повышения качества работ, совместно выполняемых архитекторами и художниками. Особое место займет участие в определении направленности теоретических и практических работ по сохранению и реставрации памятников архитектуры, истории и культуры в условиях развития градостроительства.

Следует иметь в виду, что роль синтеза искусств и вообще совместной деятельности художников и архитекторов возросла и будет все более возрастать, так как все элементы среды, окружающей человека, требуют их участия. Это одна из особенностей развития нашего общества, формирующего и воспитывающего человека коммунистического будущего.

Необходимо в государственном порядке определить организационную основу совместной работы архитекторов и художников по синтезу искусств и обеспечить для нее материальную базу.

Приступить к выработке научно-художественной концепции синтеза искусств, улучшить подготовку творческих кадров.

Установить, чтобы планы текущего и перспективного развития монументальных искусств были составной частью генеральных планов развития городов.

В заключение следует подчеркнуть, что создание Отделения архитектуры и монументального искусства Академии художеств открывает перед отечественной архитектурой и изобразительным искусством большие возможности; заботами партии и правительства дан новый импульс для их дальнейшего успешного развития. И несомненно, что творческая общественность, художники, архитекторы, ученые ответят на эту заботу созданием высокохудожественных произведений для наших городов, сел и промышленных комплексов.

Монументальна скульптура довольно-таки сильно отличается от других подобных типов искусства. Это обусловлено тем, что она воплощает в себе не только замысел автора, но и великий исторический момент или даже полноценный период. Как правило, такие памятники устанавливаются непосредственно там, где происходили различные действия, которым, собственно, они и посвящаются.

Во время просмотра монументальных скульптур зрителю необходимо делать обход. Дело в том, что в отличие от картин, статуи и памятники выглядят более реалистично. Соответственно, знакомиться с данным искусством нужно со всех точек обзора.

Определение

В современности существует несколько определений монументальной скульптуры. Во-первых, это памятник, стела, обелиск или что-то другое, что возводилось с одной целью - почтить память отдельной личности, сделавшей много хорошего для города или страны.

Во-вторых, это скульптура, посвященная историческим событиям. Обычно она устанавливается по окончании войн. Встречаются случаи, когда памятники воздвигаются в юбилейные годы того или иного города.

В обиходе же монументальна скульптура - это любое изваяние, которое имеет большие габариты. Но данное определение нельзя назвать научным, хотя оно и имеет место.

По сути, монументальная скульптура представляет собой произведение искусства, которое посвящается историческим событиям. Также она может воздвигаться в честь великих личностей. Ее характерные черты заключаются в крупных размерах и гармонии с архитектурой окружения.

В качестве целевой аудитории рассматривается массовый зритель. Нельзя сказать, что монументами могут быть только скульптуры с одной фигурой, их может быть больше. Иногда возводятся полноценные боевые моменты с участием нескольких личностей, орудий и так далее.

История монументальной скульптуры

В России, равно как и во всем мире, на протяжении долгих столетий совершенствовалось искусство скульптуры. Сначала в качестве материала использовалось дерево, затем камень. В начале Х века в Киеве появляется первое произведение монументального характера. Это рельеф богоматери Одигитрии.

Однако не стоит полагать, что монументально-декоративная скульптура на самом деле берет начало в Киеве. Дело в том, что славянские мастера обучались у византийских талантливых скульпторов. А в Византии рассматриваемый тип был уже довольно-таки популярен.

Первые виды монументальной скульптуры были посвящены вовсе не человеческой истории. Они олицетворяли войны между богами, покровителями городов или родов и так далее. И только спустя несколько веков происходит революция в мире данного искусства. Появляются первые памятники, с помощью которых планировали увековечить отдельных людей, реально существовавших и творивших полезные дела на планете.

Технология производства монументальной скульптуры

Перед тем как монументальна скульптура будет установлена в отведенном для нее месте, предстоит много работать. Существует несколько техник изготовления, однако каждая из них имеет общие черты. Процесс проходит в 7 этапов:

  1. Создание эскиза на бумаге.
  2. Создание графического эскиза, на котором будет изображаться будущая скульптура с разных сторон обзора.
  3. Создание небольшой модели статуи из мягкого материала. Как правило, для этого используется пластилин. В прошлом не было возможности попробовать слепить небольшую копию, поэтому все скульптуры делались «наживую».
  4. Создание рабочей модели, в которой автор подсчитывает все пропорции, вплоть до мелких деталей.
  5. Просчет пропорций в единой системе координат. Нередко снова выполняются эскизы, но уже с учетом проделанной работы.
  6. Начало работы с материалом. По сантиметру скульптор возводит свое будущее творение.
  7. Делаются завершающие движения, подправляются мелкие детали, такие как волоски, глаза, уголки губ и прочее.

Таким образом, на создание одной небольшой статуи могут уйти годы или даже десятилетия. Ведь необходимо продумать множество деталей, чтобы создать шедевр.

Материал производства

Монументальна скульптура может быть выполнена из различных материалов. Истинный гений способен использовать все то, что у него под рукой. Но чаще всего применяется следующее сырье:

  • Натуральный камень - мрамор или гранит. Первый позволяет сделать более мягкие линии и черты, но он слабо сопротивляется влаге. Поэтому для выставления статуй на улице чаще используют гранит. Изделия вытесываются из больших глыб.
  • Искусственный камень - композит. Этот материал заливается в форму. После того как скульптура высохнет, она становится полностью готовой. По виду изделия мало отличаются от мраморных или гранитных, но стоят намного дешевле.
  • Металл - бронза, латунь или медь. Способ производства аналогичен предыдущему варианту. Раскаленный металл заливают в форму, затем дают ему время высохнуть.
  • Гипс . Данный материал является самым простым для скульпторов. Сначала вместе с водой размешивается порошок, затем полученная смесь заливается в форму. Процесс сушки проходит быстро, буквально за полчаса.
  • Дерево . В этом случае скульптуры могут быть вырезаны из монолитного куска, либо создаваться по отдельным частям.

Выбор материала ориентирован только на желание скульптора, лишь изредка он подбирается в соответствии с требованиями заказчика изделия.

Виды монументальных скульптур

Монументальна скульптура бесконечна в своем разнообразии. Можно приводить множество примеров, которые будут связаны с этим искусством. Однако есть виды, по которым происходит классификация монументальных моделей:

  • Мемориал. Это скульптура, с помощью которой создатель пытается увековечить кого-либо.
  • Монумент. Это памятник, который посвящается историческим событиям или деятелям.
  • Статуя - памятник, посвященный отдельной личности.
  • Стела - вертикальная плита, на которой высечена надпись или выгравирован рисунок.
  • Обелиск - столб, состоящий из 4 граней, которые заостряются кверху.
  • Монументально-декоративная скульптура. Она выполняет сразу две функции. Во-первых, увековечивает событие или личность. А во-вторых, выполняется так, чтобы подходить под окружение, гармонировать с ним, то есть для декора.
  • Триумфальные колонны, арки или ворота. Это такие сооружения, которые выполняются в честь победы над кем-либо, избавления от гнета и так далее.

Вполне возможно, что в современности появятся талантливые скульпторы, которые внесут дополнительные виды в общую классификацию. Поэтому считать список законченным можно только на данный момент, нельзя отрицать его потенциальное пополнение.

Примеры

В каждой стране довольно-таки сильно распространена скульптура монументальная. Примеры можно приводить бесконечно долго. Это обусловлено тем, что любое государство имеет свою историю, свои важные моменты, своих великих людей. И чтобы передать знания будущим поколениям, воздвигаются памятники и обелиски, статуи и монументы, стелы и мемориалы.

В качестве российских примеров можно рассмотреть памятник Петру 1, расположенный в Санкт-Петербурге. Великий скульптор Фальконе трудился над ним почти 15 лет.

Также надо уделить внимание Она посвящена победе над Наполеоном, но Александр I отказался от ее возведения. Однако потомки императора сочли правильным все-таки увековечить этот важный для России исторический момент.

Из зарубежных монументальных скульптур можно рассмотреть статую Марка Аврелия, расположенную в Риме. Ее сохранность до сегодняшнего дня следует считать большой удачей. Когда все статуи Марка переплавляли, этот памятник сочли изваянием совсем другого человека. Поэтому сегодня на нее можно посмотреть, после реставрации она выглядит как новая.

Медный Всадник

Вообще в стране было множество подобных статуй. Однако в Средневековье все они были переплавлены в различные полезные изделия из бронзы. Конный образ Марка Аврелия сохранили только благодаря ошибке. Дело в том, что ее спутали с изваянием Великого.

В эпоху Возрождения памятник служил показательным образцом. Многие скульпторы, включая талантливого и даже гениального Донателло, обращались к нему, ориентировались по нему.

Александровская колонна

Александровская колонна появилась в проекте сразу после победы над Наполеоном. Однако император не поддержал идею, поскольку он был скромен, и благодарственная надпись в честь Александра I его не устраивала. Работа над обелиском прекратилась.

Позже, когда Карл Росси занялся проектированием Главного Штаба, он подстраивал архитектуру под Александровскую колонну. Поэтому в 1829 году Николаю I ничего не оставалось, кроме как принять проект. К сожалению, его разработку он доверил не Росси, а Монферрану.

Александровская колонна была сделана из красного гранита. Ее вершину украшает ангел. Она представляет собой самую высокую в мире триумфальную колонну. Также ее отличительной чертой является то, что под ней нет никакого фундамента или свайного укрепления. Она держится только благодаря точному расчету.

Здание адмиралтейства

В Санкт-Петербурге выполнялось по чертежам Петра I. Его возведение началось в 1704 году. Спустя 7 лет в центре фасада строения выполнили башню, шпиль которой украшал небольшой кораблик.

Здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге представляет собой одно из главных сооружений города. Это обусловлено тем, что с ним пересекаются три крупные улицы. Основной фасад по длине составляет 407 метров. Рядом имеется скульптурное убранство, включающее в себя несколько статуй и колонн.

Заключение

Так или иначе, важное место в искусстве занимает монументальная скульптура. Фото различных триумфальных изваяний, статуй или памятников украшают страницы многих исторических книг. Некоторые скульптуры хранятся в частных коллекциях, но даже их время от времени показывают на выставках. Однако по большей части все монументы располагаются на улицах городов, и каждый желающий может ознакомиться с ними на бесплатной основе.

(лат. Monumentum - памятник, напоминание) - род изобразительного искусства, произведения которого: отличаются значительностью идейного содержания и обобщенностью форм; создаются для конкретной архитектурной среды; выступают пластической или смысловой доминантой архитектурного ансамбля. К монументальному искусству относятся: памятники и монументы; скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий; витражи; городская и парковая скульптура; фонтаны и т.п.

Энциклопедический словарь

Абстрактное искусство – отказ от реальных портретов, предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Средства – линия, объем, цветовое пятно, фактура. Абстракционизм - (от латинского abstractus - отвлеченный) модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 1910-1913 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Авангардизм (авангард) , совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме. Акварель – краски, разводимые водой (без примеси белил). Прозрачность, сквозь которую проступает фактура основы, – бумаги, шелка, слоновой кости. Совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства при помощи цвета) и графики (линия, плоскость, фактура).

Английская акварель - живопись акварелью на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот прием акварельной техники дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы. Акватинта (итал. acquatinta), метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком.

Акватинта (итал. acqutinta - офорт и tinto - окрашенный, тонированный) - техническая разновидность гравюры, в которой металлическая доска протравливается через прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. В акватинте достигаются живописные эффекты, близкие к тоновому рисунку. Широко используется в сочетании со штриховым офортом, обогащая его тональными и фактурными оттенками. В русском искусстве применяется с конца 17 в. В 19 веке почти вытеснена литографией. Акриловые краски - синтетические краски, которые готовятся на основе акриловой кислоты, отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с изобразительной поверхностью. Акционизм (от английского action art - искусство действия) - обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации). Представители акционизма считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов. Истоки акционизма следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. Движение стремится стереть грань между искусством и действительностью. Аллегория - (от греческого allegoria - иносказание) в искусстве, воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например, женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия). Альфрейная живопись - орнаментальная живопись стен и потолков, в том числе под лепнину. Альфреско (от итальянского a fresco - по сырому) - классический способ стенописи, настенная живопись по сырой известковой штукатурке щелочеустойчивыми пигментами, разведенными водой, либо красками, имеющими в своем составе известковое связующее. Ампир (от франц. empire, букв. - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш.Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин). Аналитическое искусство - метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881-1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х годов. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом "органического роста" художественной формы и "сделанности" картин. В своем искусстве Филонов шел от частного к общему, от "элементарных частиц" природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. В 1925 году Филонов возглавил коллектив "Мастера аналитического искусства".

ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ это не вид искусства, а род, «семейство», включающее архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа , выражающего и пропагандирующего господствующие идеи своего времени, своей эпохи. Архитектурные сооружения монументального искусства – это церковные храмы, дворцы, мемориальные ансамбли (например, на Поклонной горе). Их отличает особый возвышенный характер. Они рассчитаны на важные культовые или светские церемонии и ритуалы, настраивающие людей на единообразные реакции и единодушие. Архитектурные сооружения и ансамбли художественно организуют пространство для человеческой жизнедеятельности.

Архитектурное пространство – подходящая среда для синтеза искусств – главным образом изобразительных – скульптуры, живописи, графики и др. Монументальная скульптура – это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника). Монументальная живопись – это панно, роспись, мозаика, витражи. Содержание произведений монументальной живописи гармонирует с назначением и монументальным смыслом соответствующего архитектурного комплекса. Необходимая связь с архитектурой определяет своеобразие жанровой классификации монументальной живописи по её месту в архитектуре (экстерьерная или интерьерная, роспись на стене или потолке – плафон и т.п.). Известное значение в классификации имеет также материал и техника, в которых выполнены произведения (фреска , темпера, мозаика, бронза и т.д.). Монументальная графика – настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа.

Таким образом, кроме монументального образа объединяющим началом для монументальных искусств является связь с архитектурой.

В чем состоит содержательная основа монументального образа? Какова цель его воздействия на зрителя? Во многом ответ содержится в этимологии термина «монументальное»: от латинского «монумент» (памятник) и «монере» (напоминать, внушать, призывать). Монументальное искусство ориентируется на массовое восприятие и стремится воздействовать на эмоции и мысли множества людей, организовать их в определенном направлении. Оно ставит перед собой задачу вывести человека за узкие рамки, границы его частного «я» и приобщить к «большому миру». Этот «большой мир» – человеческий коллектив, человеческий род, строй мироздания, космос. Для «большого мира» характерны масштабы изображаемого пространства и времени . В монументальном искусстве пространство тяготеет к бесконечности (примером могут служить золотые фоны византийских мозаик). Оно избегает исторической и географической определенности пространства, ориентированного на ближайшее окружение, жанрово обжитое. Время здесь стремится к такой длительности, которую трудно измерить частной человеческой жизнью. Нередко оно производит впечатление остановленного времени, вневременности, вечности. Приобщаясь к такому «большому миру», человек чувствует свою значительность, масштабность. Восходя к высшему, всеобщему, человек одновременно растворяет в нем свою индивидуальность.

Для монументального искусства характерна определенная постоянная среда бытования. За редким исключением, произведения монументального искусства находятся не в музеях, а являются частью архитектурного и природного ансамбля, имеющего важное общественное значение. Это искусство улиц и площадей, создающее постоянно существующую архитектурно-пространственную среду и рассчитано на постоянное общение со многими, нередко одними и теми же людьми (жителями одного района, города и т.д.) в различные моменты их жизни. В этом, в частности, состоит отличие монументального искусства от зрелищных искусств , временно оформляющих монументальные празднества и экспозиционные ансамбли выставок, павильонов и т.п.

Отмеченные особенности монументального искусства определяют своеобразие его художественной формы. В первую очередь оно стремится к большому (иногда грандиозному) размеру . Характеризуя меру обобщенности формы монументального искусства, обычно отмечают присущую ему обобщенность силуэта и объема. Это связано, отчасти, с тем, что это искусство функционирует, как правило, на больших расстояниях. Отсюда и такие свойства, как лаконизм художественного языка, отчетливая ритмика , броскость, повышенная «интонация». В то же время в отличие от зрелищных искусств, оно избегает чрезмерной экспрессивности, спокойно, уравновешенно, ясно, просто, цельно и величаво.

Принято проводить различие между искусством монументальным и монументально-декоративным, разновидностями которого являются монументально-декоративная скульптура и монументально-декоративная живопись и монументально-декоративная графика. Все эти виды изобразительного искусства не только участвуют в создании синтетического монументального образа, но обладают самостоятельной эстетической функцией – украшать, декорировать, и собственной эстетической ценностью, отличной от монументальности – красотой, лиризмом и т.д. Например, многие портретные памятники поэтам, художникам, музыкантам, созданные в 19 в. и во второй половине 20 в., можно рассматривать как мост от героико-эпической монументальной пластики к чисто декоративной скульптуре.

«Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Археологи находят уже в этот период такие виды синкретической деятельности первобытного человека, которые сочетают в себе материальные и духовно-магические аспекты. Продукты этой деятельности можно вполне определенно назвать древнейшими монументами человеческой культуры. Это и наскальные росписи Альтамиры и Ласко, таинственные и до конца не разгаданные камни Стоунхенджа, каменные бабы южно-русских степей и Сибири, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение (так называемые «менгиры» в Бретани и других районах) (). Расцветы монументального искусства совпадают, как правило, с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному. Новое время (особенно с 17 в.) развивается главным образом под знаком станкового, камерного искусства. На рубеже 19–20 вв., когда сама архитектура превратилась в оформительскую (например, в стиле «модерн»), и находилась в состоянии упадка, монументальное искусство сошло на нет. Попытки реставрировать монументальное искусство в 20 и 21 вв. в его прежней форме обречены на неудачу. Перспективы, которые здесь открываются, могут быть связаны с новейшими стилями в архитектуре.

Евгений Басин