Популярный святой в сюжетах западноевропейского искусства. Библейские сюжеты в русском искусстве XX в. Пьеро делла Франческа. Благовещение

В феврале исполняется 185 лет со дня рождения Николая Ге – русского живописца и рисовальщика, мастера исторических и религиозных полотен. Критика и особенно церковь не всегда принимали его трактовку евангельских сюжетов, слишком натуралистическую для русского искусства, но вполне традиционную, как показывают коллекции Большого собрания изящных искусств ASG, для Западной Европы.

Родился будущий художник Николай Ге в 1831 году в семье воронежского помещика. Необычная фамилия является производным от Gay – дед художника был французом и эмигрировал в Россию в конце XVIII века, скорее всего, бежав от революции.

В три месяца ребенок остался без матери – в год его рождения в центральных губерниях России свирепствовала холера. По настоянию отца все заботы о младенце взяла на себя его няня – крепостная.

Способности к рисованию Николая Ге обнаружились еще в гимназии, но не смея ослушаться отца, он учился сначала в Киевском, а затем в Петербургском университетах на математическом факультете. Однако основное время он посвящал рисованию в стенах Эрмитажа. В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, в которой обучался семь лет. Большая золотая медаль, полученная в конце обучения, дала ему возможность выехать за счет Академии в Европу.

Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, является то, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах. Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично.

В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств.

Николай Ге
Тайная вечеря. 1863 г.
Холст, масло. 283х382 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сегодня картина считается мощным произведением, отражающим специфику восприятия художником библейского мифа. В небольшой комнате с высокими потолками и каменными стенами в одном из домов города Иерусалима стоит обыкновенная кушетка, на которую облокотился Иисус. Молодой Иоанн в ногах у него, а сзади стоят другие апостолы. Седоглавый Петр (считается, что в нем Ге изобразил себя) - во главе стола. За ним видны еще несколько нечетких темных фигур. Справа, у стены, расположен светильник, очень ярко освещающий всю фигуру Петра (больше всего лицо), белую скатерть стола, наклоненную голову Христа и переполненные тревогой и смятением глаза апостолов. Самого светильника не видно: его закрывает темный силуэт Иуды, облик которого мы угадываем, а не видим.

В композиции прослеживается библейская символичность: праведным светом доброты и мудрости освещен стол – художественное олицетворение общности духовной пищи для апостолов. Этим светом освещается Христос, растерянные взгляды апостолов, устремленные на Иуду, он попадает и на Петра, охраняющего райские врата. Все они в негодовании и замешательстве от поступка Иуды, заслонившего им свет разума. И лишь Иисус спокоен и грустен.

Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в ней «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию. Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика. Ге был избран Действительным членом Императорской Академии художеств. Таким образом, его творчество получило признание у искушенной столичной публики.

Николай Ге не отступает от религиозной темы и с 1869 по 1880 год пишет картину «Христос в Гефсиманском саду». Его критикуют и заставляют поверить в свою бездарность, но спустя некоторое время автор переделывает полотно, и тогда критики замолкают. Эта картина признана одним из шедевров великого художника.


Николай Ге
Христос в Гефсиманском саду. 1880-е.
Холст, масло.

Ге показывает зрителю Христа, который готов развести свои руки. Он знает свое предназначение, но согласиться с этим до конца ему достаточно сложно. До распятия осталось совсем немного времени, Иисус устал, и в Гефсиманском саду он терзается сомнениями и борется со своими страхами. Его одеяние растрепалось так же, как и душа великих грешников. На лице спасителя мы видим тревогу, но не отчаяние. Совершенно один в темном лесу он обращается к Отцу и знает, что его слышат и прощают.

Это полотно будет длительное время выставляться на закрытых выставках. О нем будут говорить и хорошее, и плохое. Николай Ге поймет, что это и есть настоящий успех.

Картина «Голгофа» стала одной из последних работ Николая Ге и, по мнению критиков, осталась неоконченной. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.


Николай Ге
Голгофа (Картина не закончена). 1893 г.
Холст, масло. 222,4х191,8 см.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В центре картины - Христос и два разбойника. Каждый персонаж картины наделён своими чертами характера. Так, автор ведёт диалог со зрителем, тонко намекая на происходящее и рассказывая о настроении каждого из героев. Сына Божьего одолевает отчаянье, он заламывает себе руки. Его глаза закрыты, а голова запрокинута. Из-за спины Иисуса выглядывает преступник со связанными руками. Он приоткрыл рот, а глаза сами собой расширились от ужаса. Справа стоит юноша, в прошлом разбойник, теперь – мученик, который печально отвернулся. Автор намеренно противопоставляет своих персонажей.

Слева в поле зрения возникает деспотичная рука, которая подаёт сигнал к началу казни. Фигура Иисуса излучает безнадёжность, он предчувствует долгую и мучительную смерть, у его ног уже положили крест. Николай Ге предельно точно показал, как Христа предали и отправили на позорную казнь. Всеми изобразительными средствами художник подчеркивает, что Сына Божьего казнили несправедливо. Задача, которую автор поставил перед собой, донести до зрителя, что Христос своим поступком искупил грехи всего рода человеческого и подарил людям шанс на спасение, пожертвовав своей жизнью.

Ге упрекали за пренебрежительное отношение к форме и злоупотребление контрастными красками. Возможно, это был единственный приём, способный выразить чувства художника. Не боясь преступить границы художественности, игнорируя нормы и условности, Николай Ге достиг потрясающих результатов в изображении физических и нравственных мук человека, обрисовав их с необычайной силой и достоверностью.

Кроме Николая Ге к драматичным религиозным сюжетам обращались и другие русские живописцы, в частности Александр Иванов (1806-1858) и Николай Крамской (1837-1887). Однако первопроходцами в данном иконографическом русле были западноевропейские мастера. Особенно популярна тема предательства Иисуса Иудой и в целом страсти Христовы среди старых мастеров в XVII столетии в эпоху Барокко, поскольку данные сюжеты позволяли изобразить на картинах сильные эмоции: страдание, боль, раскаяние, муки и сомнения.

Так, в Большом собрании изящных искусств ASG хранятся картины французских и фламандских мастеров XVII века, с помощью которых можно проследить сюжетную цепочку от «Моления о чаше в Гефсиманском саду» до «Крестного пути Христа на Голгофу».

За сюжет «Моления о чаше» брались многие художники, решая его с разной степенью успеха. Христа в Гефсиманском саду писали Андреа Мантенья (1455 г.), Джованни Беллини (1465-1470), Эль Греко (1605 г.) и другие, менее именитые, мастера, в частности, Карель Саварье – фламандский живописец, даты и обстоятельства жизни которого не известны. В собрании ASG хранится композиция Саварье, выполненная на меди, где Христос изображен молящимся в ночь перед арестом в Гефсиманском саду.


Карель Саварье

Фландрия, XVII в.
Медь, масло. 68,5×87 см.
БСИИ ASG, инв. №04-2418

В центре – коленопреклоненный Иисус. Он приложил руку к груди и смотрит в небеса, моля Бога о спасении от предстоящих мук. С ответом к Христу летят ангелы, один из которых несет в руках распятие и чашу, наполненную страданиями, которую Сыну Божьему придется испить до дна. Ученики Спасителя спят, а вдалеке уже идут стражники и Иуда.

Далее в череде трагических событий следует «Поцелуй Иуды» – сюжет, не оставляющий равнодушным никого, поскольку посвящен одной из самых мучительных тем человечества – предательству ближнего. Пожалуй, наиболее известной работой на этот сюжет сегодня в мире является фреска Джотто (ок. 1267-1337). На ней Иуда облачен в плащ желтого цвета, который до той поры считался одним из наиболее радостных и царственных цветов. Здесь же, по воле художника, за ним закрепляется негативный оттенок. На картине круга французского живописца XVII века Мишеля Корнеля Старшего (1642-1708) из собрания ASG предатель Иуда одет во все черное.


Мишель Корнель Старший, круг

Франция, ок. 1700 г.
Холст, масло. 38,5×47 см.
БСИИ ASG, инв. №04-2771

В центре полотна изображен Иисус в красном одеянии. Он покорно дает поцеловать себя Иуде в знак следовавшим за ним воинам, что это именно тот, которого им надлежит взять под стражу. В правой части мы видим солдат, вооруженных копьями и алебардами, они держат поднятые факелы и фонари. В композицию вошел и сюжет с отрубанием уха у слуги (левый нижний угол холста). Он упоминается во всех четырех Евангелиях, хотя только Иоанн поименно называет его участников: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх». Таким образом, художник из окружения Корнеля Старшего противопоставляет предательству Иуды верность другого ученика Христа, готового бороться за жизнь и свободу своего учителя.

После этого опознавательного поцелуя начнутся уже физические страдания Иисуса, где одним из самых тяжких будет Крестный путь – путь Христа из дома Пилата на гору Голгофу, где он будет распят. Во время этого пути Иисус был подвергнут бичеванию и поруганию воинами, увенчавшими его голову терновым венком. И здесь мы вновь вернемся к творчеству фламандца Кареля Саварье, написавшему картину «Крестный путь на Голгофу», также избрав для нее медную доску абсолютно того же размера, как и для «Моления о чаше».


Карель Саварье

Фландрия, XVII в.
Медь, масло. 68,5×87 см.
БСИИ ASG, инв. №04-1309

Глядя на эту многофигурную композицию, сложно сразу идентифицировать здесь фигуру Христа с его ношей. Внимание привлекает всадник на белой лошади, наблюдающий за ходом этой печальной процессии, а также всадники в металлических доспехах, следующие за ним. Христос изображен в центре, он припал к земле, лишившись сил. Люди, пытаясь помочь, поддерживают его крест, а святая Вероника вытирает пот с лица Спасителя простым полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся его лик. Справа – Богоматерь, скорбно наблюдающая за муками своего сына и поддерживающий ее ученик Христа – Иоанн. Вдали – Голгофа, к основанию которой уже добрался Иисус. На горе расположилось множество людей, ожидающих, когда и до них доберется обреченный на казнь мученик.

Тема Страстей Христовых является вечной в изобразительном искусстве. К ней обращались мастера разных школ и исторических эпох. В Большом собрании изящных искусств ASG есть работы и других мастеров, посвящавших свои произведения данной теме, например, картина мастерской Франса II Франкена «Крестный путь на Голгофу». Все это лишь доказывает большой интерес художников всех веков и стран к нравственным и духовным проблемам.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Нет, они, конечно, не в том смысле "нелюбимые", что кто-то якобы к ним испытывает неприязнь, а в смысле противопоставления горячо любимым худониками. Например, масса есть картин на тему "Сусанна и старцы" или "Вирсавия" - может быть, из-за "клубничности" сюжета, или "Первородный грех Адама и Евы" - а где же еще прикажете средневековым живописцам голых людей изображать?! Еще любили художники рисовать Юдифь в процессе отпиливания головы Олоферна или сразу после него - эффектно же и со скрытым противоречием: нежная дама - и вдруг такие кровавые наклонности! И еще "Жертвоприношение Исаака", и "Возвращение блудного сына", и еще много разных других сюжетов.

Вот давайте посмотрим, к каким библейским сюжетам в изобразительном искусстве прибегали редко, и немного восстановим справедливость своим о них упоминанием.

"Сотворение Евы". Средневековая книжная миниатюра 14-15 века.

Конечно, не живопись пока, но вполне уже подробное изображение. Меня оно умиляет своей обстоятельной технологичностью - вот так вот взял Господь ребро Адама, и на конце его чудесным образом сначала образовалась женская голова, а потом и остальные части тела. Голова, скорее всего, стала тут же рекомендации давать: так, вот здесь побольше, повыпуклее, а вот тут чуток и убрать можно! На картинке бог словно грозит ей: ты это, не очень-то выступай!


"Бог приводит Еву к Адаму", византийская мозаика 12 века.

Адам недоумевает, конечно: вот, оказывается, какие занятные штуки можно из моих ребер делать! "Дайте две!"


"Ной выпускат голубя". Книжная миниатюра.

Про Каина и Авеля не упоминаю - их нередко изображали в момент братоубийства во всяких эффектных позах, так что перескочим через пару-тройку поколений. Итак, Ной.

Известно, что пока потоп шел полным ходом, Ной плавал на своем ковчеге с кучей всякой живности. Чтобы узнать, не пора ли выходить на землю, он трижды выпускал голубя. Первый раз птица вернулась ни с чем, второй принесла оливковый лист, давший понять, что где-то земля уже освободилась от воды, а в третий раз голубь не вернулся - осталася где-то вить гнездо. Ной понял, что бедствие кончилось и пора искать берег.


Еще один Ной с голубем. Мозаика собора святого Марка в Венеции (12-13 век)

Сначала, кстати, Ной выпускал ворона, но тот в воде нашел труп и тут же принялся угощаться, забыв о своем покровителе. Тогда пришлось прибегнуть к помощи "неплотоядного" голубя.


"Три ангела посещают Авраама", Аэрт де Гельдер

История о том, как праотец Авраам принимал в гостях трех ангелов, появившихся пред ним в обычном, человеческом обличье. Он вообще был человеком очень гостеприимным, даром что знатный и небедный старец, а в этот раз и вовсе в лепешку разбивался, словно чувствовал, что гости непростые: и сам за теленком лучшим бегал, чтобы приготовить его, и за столом без рабов прислуживал. В благодарность ангелы пообещали ему долгожданного наследника. Жена его, Сарра, даже засмеялась про себя - ведь ей уже 90 годков стукнуло, но ангелы попеняли ей за неверие. А ведь и вправду понесла старушка вскоре и родила сына Исаака, родоначальника иудеев. Нехорошо, правда, с наложницей Агарью получилось, той, которая давно уже родила Аврааму сына Исмаила - ее выгнали с приплодом в пустыню. Правда, оба выжили, и от них пошел род мусульманский. Правда, "Изгнание Агари" - это как раз горячо любимый художниками сюжет.


"Гибель Содома" Керстиан де Кейник.
Сюжет известный, а вот изображали его редко. На дороге слева и позади группы убегающих виднеется белая фигура - это чрезмерно любопытная жена Лота. Во время бегства из уничтожаемого ангелами Содома она нарушила наказ ангелов и обернулась - и тут же превратилась в соляной столп. Пришлось потом дочерям Лота подпаивать отца и по-очереди делать с ним детей (внуков?), чтобы род не прервался. Но это уже любимый живописцами "клубничный" сюжет.


Еще один Содом. Художник Питер Шоубрек.
Если помните, так же была уничтожена и Гоморра. Здесь, на картине, все уже убежали, остался только столп-жена и тонущие в огне крики погибающих содомитов.


"Летница Иакова", Микаэль Лукас Вильман
Очень странный мистический сюжет - Иакову приснилась лестница, ведущая на небеса, и ангелы, которые по ней поднимались и спускались. Такой себе тоннель в другое измерение.


"Иаков и Рахиль"Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио, 16 век

С Иаковом связана еще одна красивая истоия. Он с первого взгляда просто насмерть влюбился в свою кузину Рахиль. За право жениться на ней он отработал на ее отца, своего дядю Лавана, семь лет, "и показались они ему как несколько дней, ибо он любил ее". Дядя был тот еще фрукт, и подсунул Иакову в темноте, когда пришло время, старшую свою дочь, менее красивую, Лею. Когда обман обнаружился, Иакову было предложено отработать еще семь лет, раз он берет двух дочерей Лавана. То есть, если он влюбился в 17-летнюю девушку, то получил уже 31-летнюю женщину. И Иаков сделал это! Есть такой прекрасный роман "Как несколько дней". Почитайте, он замечательный! Библейскую легенду я узнала, когда читала эту книгу, хотя они почти никак не связаны.


"Иов на гноище". Фреска 14 века, Сербия.
Иов - праведник-приправедник, которого бог решил испытать и даже договорился об этом с дьяволом. У бедняги-Иова отняли состояние, детей, жилье, "наградили" его проказой. И сидел он на куче навоза, соскребая глиняным черепком струпья со своей воспаленной кожи. Жена его, конечно, ворчала и роптала на бога, который подверг ее мужа-правдедника таким испытаниям, но кормить бедолагу своего не переставала. На фреске очень интересно изображена техника кормления - при помощи такой вот лопатки (милосердие милосердием, а лепра - это вам не шуточки!). Я из-за такой необычной детализации и поместила сюда это изображение, а вообще Иова на гноище изображали часто. Он, если помните, остался верен господу, за что ему вернули здоровье и богатство, и дети новые родились в том же количестве.


"Дочери фараона приносят младенца Моисея", фреска 3 века в синагоге Дура-Европос, Сирия

Очень необычное архаичное изображение. Царевна и ее служанки изображены не в привычных нам классических традициях, мы видим их настоящими восточными женщинами, какими они и были на самом деле. Одной служанке, как видите, пришлось полностью раздеться и войти в воду, чтобы изловить корзину с ребенком. А сюжет был всегда довольно популярен.


"Испытание младенца Моисея", Джорджоне

Когда дочь фараона принесла показать найденного младенца своему отцу, малыш схватил с его головы царский венец и бросил его на землю. Это не понравилось фараону и он решил испытать Моисея. Малышу принесли блюдо с угольями и блюдо с золотом и драгоценными камнями. Ангел направил ручку малыша, и тот схватил уголек и сунул себе в рот. С тех пор многие евреи слегка картавят. Подозрения фараона развеялись, ребенка (на свою голову) оставили во дворце.


"Моисей спасаеет дочерей Иофора", Россо Фиорентино

Дочери священника Иофора (числом семь) хотели напоить своих овец из источника, но их грубо прогнали пастухи. Молодой Моисей заступился за девушек. Поздне на одной из них он женился. Такая себе скучноватая история, обычная бытовая сцена, но на картине изображена, как грандиозное побоище.


"Самсон с ослиной челюстью". Соломон де Брай

Вообще, у древних челюсти копытных были популярным оружием, ведь и Каин убил Авеля такой же. Самсон в живописи "прославился" раздиранием пасти льва, разрушением храма филистимлян и непредусмотрительным отдыхом на коленях у вероломной Далилы, обрезавшей его волосы, в которых хранилась сила удальца. Еще он известен тем, что 1000 филистимлян убил ослиной челюстью. Вот таким, тихим, домашним, любовно поглаживающим свое оружие, его изображали редко.


"Саул мечет копье в Давида", Гверчино

Саул - это такой древний иудейский царь. Поначалу вроде нормальный был человек, а потом начал чудить. Юный Давид, убивший великана Голиафа, был очень популярен в народе, а Саул ему завидовал и еле юношу терпел. Во время одного из праздненств во дворце он не удержался, и метнул копье в Давида, когда тот услаждал слух окружающих песней. Парень еле успел сбежать.


"Гибель Авессалома", Франческо Песеллино

Давид, словно назло своему обидчику Саулу, со временем все-таки стал царем. У него был сын Авессалом, который вздумал бунтовать против отца и поднял на него свое войско. Его армия была разбита, а сам он бежал, но во время погони зацепился длинными волосами за сучья дуба. В этот момент один из военачальников Давида метнул в него три копья. Обычно художники изображают, как он все три копья сразу и бросает. Не смотря на предательство сына, Давид горестно его оплакивал.


"Смерть Сисеры" Артемизия Дженилески

Вот эта милая девушка, которая так спокойно и деловито забивает в голову спящему кол для крепления шатра - Иаиль из рода кенеев. Процедуре прибивания головы к полу подвергся ханаанский военачальник Сисера, гонитель иудеев, нехорошийй, как говорят, человек. Вообще, Артемизия Дженилески любила подобные сюжеты, в которых мужчины попадали в разные нехорошие ситуации. Сама она от мужчин пострадала и видимо мстила подобным образом. Известна прискорбная история, когда она подала в суд на своего учителя живописи за то, что он ее изнасиловал. Учителя осудиди, но почти сразу оправдали и выпустили из тюрьмы. Поговаривали, что он попросту был любовником Артемизии и обещал жениться, но не сделал этого, так как уже был женат.


"Покарание Иезавели" Андре Челести, 17 век

Иезавель - подлая дочь сидонского царя, злая правительница и угнетательница иудейского народа, пытавшаяся искоренить его религию. С ней боролся пророк Илия. За все свои злодеяния Иезавель получила сполна - ее в конечном итоге выбросили из окна, ее тело растоптали лошади и растерзали псы. Видите, на картине собачки доедают пожилую леди? Это и есть злокозненная Иезавель.


"Иона и кит" Ян Брейгель старш.

Ионе бог приказать ехать в языческие земли и проповедовать, но пророк решил избежать опасной миссии и хотел уплыть на корабле в совсем другом направлении. Тогда на море поднялась страшная буря, корабль кидало из стороны в сторону, и моряки стали бросать жребий, чтобы узнать, кто прогневил бога. Жребий пал на Иону. Пророк понял, что тяжкой участи ему не избежать, и кинулся в пучину морскую, где его поглотила большая рыбина (кит, как, пишут в некоторых источниках). Через несколько дней кит выплюнул Иону невредимого, и пришлось ему все-таки отправляться, куда было приказано, и проповедовать. Закончилось все успешно: Ионе удалось обратить в истиную веру целый народ.

Это были ветхозаветные сюжеты, а теперь давайте обратимся к редким новозаветным.


"Святое семейство" Бартоломе Эстебан Перес Мурильо, 17 век
Нечасто вот так изображали маленького Христа, святого Иосифа и Деву Марию. А очень симпатично же!


"Детство Христа в доме Иосифа" Геррит ван Хорст, 17 век.
Здесь тоже редкий сюжет - Иосиф обучает Иисуса мастерству плотника, мальчик помогает ему, держа свечу. Есть такая картина и у Караваджо.


Очень редкая греческая икона - Первые шаги Иисуса Христа (прим 15-16 век). К сожалению, она сильно повреждена; чтобы понять ее иконографию, привожу более позднюю подобную икону:


Первые шаги Иисуса Христа. Греция



"Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами" Ламберт Ломбард, 16 век

Легенда известная, а вот изображали ее редко.


"Не прикасайся ко мне!" Лавиния Фонтана

Такие работы были, конечно, но их немного (у Джотто, например). Это первое явления Христа людям после Воскресения, его увидела Мария Магдалина, но Христос запретил ей приближаться: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".


"Немилосердный должник", Доменико Фетти

Это уже пошли притчи Христовы. В одной из притч рассказывается, как некоего раба освободили, простив ему целую кучу денег долга. И первое, что он сделал, как только получил свободу, это вцепился в горло своему должнику, который должен ему был какие-то копейки.


"Притча о работниках виноградника" Рембранд
Рассказ о бунте виноградарей, которые возмутились, что одинаково заплатили и тем из них, кто пришел на работу первым и трудился весь день, и тем, кто успел поработать только последний час. Виноградник - аллегория веры, царства небесного. Не важно, кто и когда примет его, награда всем будет одна.

Вот такие нечастые сюжеты. Теперь будете знать, что изображено на некоторых непонятных картинах. А мы к этому, возможно, еще когда-нибудь вернемся.

Сказание о Вавилонской башне и рассеянии народов - последняя библейская легенда, посвященная всеобщей истории человечества. 11 глава книги «Бытие» заканчивается родословием потомков Сима, одного из сыновей Ноя, после чего на сцену выходят патриархи Авраам, Исаак, Иаков - родоначальники еврейского народа. Авраам

первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа.

В европейском искусстве образы библейских патриархов долгое время оставались в тени.
Ветхозаветная история воспринималась в христианском мире как пролог к событиям, изложенным в Новом Завете,



поэтому праотцы почитались прежде всего как предки Христа . Евангелие от Матфея начинается с «родословия Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова»: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его» . Через много поколений от потомков Иуды родился Иосиф, муж Марии, матери Иисуса.

Хотя Иосиф формально вовсе не являлся отцом Христа , считающегося Сыном Божьим, для церкви было чрезвычайно важно возвести род Иосифа, в семье которого родился и рос Иисус, к ветхозаветным патриархам и подчеркнуть, что в своей земной жизни Христос происходил из рода Авраама.

Естественно, что произведения, посвященные патриархам, не занимали заметного места в христианских храмах. В русских церквях с 15 в . изображения патриархов традиционно помещались в верхнем, так называемом праотеческом ряду иконостаса. В искусстве Западной Европы cцены из жизни патриархов можно встретить в скульптурном убранстве готических соборов, на фресках и мозаиках, на боковых створках алтарей.

Перелом в отношении к интересующей нас теме наступил в эпоху Высокого Возрождения,

Ренессанс заложил основу для грядущего торжества живописи: 17 век стал временем расцвета классической картины.

И не случайно именно в 17 столетии художники чаще всего обращались к сюжетам Ветхого Завета, среди которых их неизменно привлекали сказания о патриархах. Отметим, что хотя в 17 веке художник стал менее зависим от воли заказчика, он все же не был абсолютно свободен в выборе темы для будущей картины.

Так в католических странах - Италии и Испании - широкое обращение живописцев к Ветхому Завету не поощрялось; напротив, в протестантской Голландии такие ограничения в 17 столетии уже не имели силы. Тем не менее, значительные произведения на ветхозаветные темы создают не только голландцы - Рембрандт и художники его школы, но уроженец католической Фландрии Рубенс, набожные испанцы - Мурильо, Рибера, Веласкес, итальянец Караваджо.
Ничего вечного не существует, гармонии нет, мир пребывает в постоянном становлении, человек не совершенен, не идеален, но зато как многогранен, как интересен! Вот что декларировали художники 17 века, и именно ветхозаветные предания давали живописцам драгоценную возможность показать человека в переломный, как сейчас принято говорить, судьбоносный миг его жизни.

В сказаниях о патриархах характеры даны в развитии, их внутренняя эволюция очень убедительна. Присмотримся к фигуре Иакова. С помощью сомнительной уловки получает он благословение своего отца Исаака и право на первородство. Затем Иаков сам становится жертвой недостойной хитрости, игрушкой в руках тестя: вместо Рахили, за которую Иаков служил семь лет, Лаван отдает ему в жены Лию.

Таков Иаков в молодости. На склоне лет это уже не Иаков, а Израиль - почтенный отец большого семейства, проживший содержательную достойную жизнь. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text_9 «Время ангелов»,часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской. Есть еще одна причина, побуждавшая художников обращаться к темам Ветхого Завета: их интерпретация давала мастеру больше свободы, чем воплощение на холсте эпизодов из Евангелия.
Над евангельскими сюжетами тяготели многовековые каноны: сама сцена, персонажи, композиция, непременный набор атрибутов были «утверждены» еще в эпоху Средневековья. Эти весьма устойчивые каноны воспроизводились тысячи раз, и хотя живописцы 17 столетия трактовали их несравненно свободнее, чем средневековые и даже ренессансные мастера, все же в их задачу входило новаторство в рамках существующей традиции.

Обращаясь к ветхозаветным сказаниям, художник обретал гораздо большую независимость.

Несчетное число раз европейские художники изображали в алтарных композициях с распятьем скорбящую мать - деву Марию. Бессильно поникшая, она всегда стоит по правую руку Христа.

Меж тем мы насчитаем лишь несколько произведений , темой которых стала скорбь отца - Авраама, по велению Бога приносящего в жертву своего сына Исаака, но каждая из этих работ предлагает оригинальное решение темы

ЮДИФЬ

Персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи» , еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.

Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Юдифь. Джорджоне.

Около 1504г.

Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Выбрав момент, когда убийство уже было совершено , Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

ЛОТ

. Лот, в Библии — племянник Авраама , с которым он делил все радости и невзгоды страннической жизни. Впоследствии, разбогатев, Лот отделился от своего дяди, поселился в известном своею развращенностью городе Содоме и попал в плен к месопотамским царькам, сделавшим набег на богатое содомское пятиградие. От этого плена Лот избавлен был храбростью Авраама, но последующая жизнь Лота была злополучна. Он едва спасся от небесной кары, обрушившейся на развращенные города Содом и Гоморру, его жена превращена была в соляной столб, а ему пришлось вступить в кровосмесительную связь со своими дочерьми, которые впоследствии родили ему сыновей


«Лот с дочерьми».

Картина голландского художника Иоахима Эйтевала

АВРААМ

Авраам - по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа , родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов . Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Там он женился на Сарре. Вместе с Саррой он покинул родную страну. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. Следуя велению Яхве, Авраам на 75-м году жизни продолжил путь; в голодное время вместе с женой и своими людьми Авраам перешёл в Египет, где, из опасения быть убитым, выдавал Сарру за свою сестру. Между тем Авраама тревожила его бездетность, но Яхве снова обещал, что у него будет потомство бесчисленное, как песок земной. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Однако всё ещё бездетная Сарра отдала в жёны Аврааму свою рабыню Агарь, которая зачала ему сына Исмаила . Новое явление Бога подтверждает, что обещание, которое он дал, касается не Исмаила, а Исаака, которого предстоит родить Сарре. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов), и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре - 90, родился Исаак. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Но, когда связанный Исаак уже лежал на жертвеннике и Авраам поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел остановил руку Авраама, и вместо Исаака в жертву был принесён запутавшийся в зарослях баран. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Умер Авраам в возрасте 175 лет и был погребён рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела.

Питер Ластман. Авраам на пути в Ханаан. 1614 г.

Картина иллюстрирует текст библейской легенды, повествующей о том, как Авраам, избранник бога, выводит свой народ в плодородную Ханаанскую землю. Трудный путь окончен, впереди обетованная страна, и в лучах божественного света он и его спутники, среди которых Лот и Сара в голландской одежде) замерли в дозах изумления и благодарности.



Питер Пауэл Рубенс. Уход Агари из дома Авраама.

Агарь - в ветхозаветных преданиях - египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама .

Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем, сама предложила, чтобы её муж "вошёл" к Агари с намерением усыновить зачатое дитя. «Аврам послушался слов Сары... Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою...».Сара стала притеснять Агарь, и та убежала от нее в пустыню, но вестник Бога приказал ей вернуться. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил, ибо услышал Бог о страданиях твоих. Силен он будет, как дикий осел, и пойдет от него многочисленный народ" . После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына...». Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов , Агарь занимает важное место в арабских преданиях.

В арабской литературе сохранилось много легенд об Агари, в живописи сцена изгнания Агари и Измаила из дома Авраама многократно воспроизводилась художниками всех времён.

ИСААК

Сын престарелых Авраама и Сарры , сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда ему было 37 лет, Авраам получил повеление принести его в жертву, и Исаак с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесён жертвенный нож, но отклонён ангелом. Женат Исаак был на внучке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей — Исава и Иакова. Жизнь его прошла без других столь же выдающихся событий, и он умер 180 лет от роду, став одним из наиболее долго проживших патриархов.

Жертвоприношение Авраама, 1635.

Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна

Чтобы испытать силу веры Авраама , к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. Авраам не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах, а многие века изображение жертвования Исаака было в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников.

библия изобразительный живописец светский

В русском искусстве начала XX в., когда известная часть русского общества оказалась под влиянием религиозно-мистических настроений, тема земной жизни Господа утеряла прежнее трагическое звучание. Теперь она приобрела философский и лирический оттенок. Данная тенденция особенно хорошо различима на примере работ Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942) и Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926). Е.Н. Петрова пишет о творчестве М.В. Нестерова и В.М. Васнецова: "В разной степени и у каждого по-своему, но в произведениях этих мастеров заметно слияние эстетического самовыражения и искренне религиозного чувства. У Васнецова - монументально-экспрессивного, у Нестерова - лирического, утончённого" [Там же].

Поразительно, но библейские сюжеты и образы встречаются в творчестве представителей разного рода модернистских течений. В середине 1910-х гг. Казимир Северинович Малевич (1879 - 1935), автор скандально известного "Чёрного квадрата", по словам Е.Н. Петровой, "воплотил в символической стилистике несколько евангельских сюжетов: Вознесение (Торжество неба), Положение во гроб, Христос в окружении ангелов (Автопортрет) и Моление о чаше (Молитва)" [Там же].

К евангельским сюжетам обращались многие из творцов "русского авангарда". Наталия Сергеевна Гончарова (1881 - 1962) стала автором цикла, посвящённого евангелистам (1911). Св. Георгия неоднократно изображал в своих композициях, выполненных в абстракционистском стиле, Василий Васильевич Кандинский (1866 - 1944). Целый ряд сюжетов из Нового Завета присутствует в творчестве Павла Николаевича Филонова (1883 - 1941). Среди них - "Святое семейство" (1914), "Волхвы" (1914), "Трое за столом" (1914 - 1915), "Святой Георгий" (1915), "Мать" (1916), "Бегство в Египет" (1918).

Библейские сюжеты и образы, в том числе связанные с фигурой Христа, присутствуют и в творчестве Марка Шагала (1887 - 1985), родившегося в Витебске в семье ортодоксальных иудеев. Первое его произведение на тему Священного писания - "Голгофа" (1912 г.). В 1938 г. он создал картину "Белое распятие", которую Михаил Вайшенгольц рассматривает как реакцию Шагала на юдофобские тенденции, нараставшие по всей Европе на протяжении всего предвоенного периода .

К библейской тематике Шагал обращался и позже. Так, в 1960 - 1966 гг. он работал над картиной "Жертвоприношение Авраама" . Витраж "Исаак встречает свою супругу Ревекку" (1977 - 1978) украшает церковь св. Стефана в Майнце .

В 1930-е - 1980-е гг. в СССР художники, несмотря на существовавшие ограничения, использовали в своих произведениях библейские мотивы достаточно часто. Некоторые из них посвятили религиозной живописи значительные периоды своей творческой карьеры. Среди мастеров, обращавшихся в своём творчестве к библейским сюжетам и образам, - Давид Петрович Штеренберг (1881 - 1948), Павел Дмитриевич Корин (1892 - 1967). Особо выделить следует, по-видимому, творчество Сергея Михайловича Романовича (1894 - 1968). С.М. Романович в 1940-е гг. написал картины "Поцелуй Иуды", "Буря на Тивериадском озере", в 1950-е гг. - "Благовещение", "Поругание Христа", "Се человек", "Снятие с креста", в 1960-е гг. - "Возложение тернового венца" и др.

Все эти работы были выполнены в модернистской манере. Не меньший интерес проявляли к сюжетам и образам из Священного Писания представители "андерграунда" 1960-х - 1970-х гг. К началу "перестройки" использование христианских мотивов в изобразительном искусстве уже не осуждалось, а негласно одобрялось. В дальнейшем это одобрение приобрело официальный характер.

Просмотры: 8 850

Сюжеты Ветхого Завета Сюжеты Нового Завета
Ад и потоп
Адам и Ева (гравюра Дюрера)
Артаксеркс, Аман и Эсфирь
Вавилонская башня
Валаамова ослица
Избрание семидесяти старейшин Моисеем
Изгнание Элиодора
Медный змий
Моисей, разбивающий Скрижали Завета
Наказание восставших Левитов
Обрезание сына Моисея
Ослепление Самсона
Первый траур
Переход через Красное море
Пир Валтасара
Поклонение волхвов
После потопа
Призвание Моисея
Самоубийство Саула
Самсон и Далила
Смерть и завещание Моисея
Сон Иакова
Сотворение Адама
Сошествие Ноя с горы Арарат
Страшный суд
Схождение с горы Синай
Юдифь и Олоферн
Вавилонская блудница
Вифлеемская звезда
Зверь, вышедший из моря
Камо грядеши
Отречение апостола Петра
Путь в Дамаск
Бегство в Египет
Благовещение
Блудный сын в таверне
Брак в Кане Галилейской
Воз сена
Возвращение блудного сына
Возложение тернового венца
Вручение ключей апостолу Петру
Голгофа
Динарий кесаря
Древо жизни
Избиение младенцев
Искушение Христа
Кающаяся Мария Магдалина
Коронование терновым венцом
Крещение Христа
Мадонна с безбородым Иосифом
Мария Магдалина
Маэста
Нагорная проповедь
Нахождение Спасителя во Храме
Не трогай меня
Несение креста
Обезглавливание Иоанна Крестителя
Обращение Савла
Оплакивание Христа
Отречение Петра
Пир в доме Левия
Поклонение волхвов
Поклонение пастухов
Поцелуй Иуды
Преображение (Рафаэль)
Призвание апостола Матфея
Призвание первых апостолов
Распятие Христа
Сад земных наслаждений
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Семь деяний милосердия
Семь радостей Марии
Семь скорбей
Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Снятие с креста
Страшный суд
Суд Синедриона. «Повинен смерти»
Суд Пилата
Тайная вечеря
Увенчание терновым венцом
Успение Богородицы
Христос в Гефсиманском саду
Христос в пустыне
Христос в родительском доме
Христос во время шторма на море Галилейском
Христос и грешница
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии
Четыре апостола
Что есть истина?
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
Явление Христа народу
Ужин в Эммаусе
Неверие Фомы

А теперь лирики

Произведения искусства по сюжетам Библии создаются на протяжении последних двух тысячелетий. Сложившаяся за это время галерея художественных образов передает сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания, вдохновлявший художников, и позволяет проследить не только смену направлений и стилей изобразительного искусства, но прежде всего мироощущение людей разных эпох, их восприятие человека и окружающего мира. В этом томе собрана лишь небольшая часть произведений изобразительного искусства (более 2700 репродукций), иллюстрирующих Ветхий и Новый Завет в живописи, гравюре, книжной миниатюре, мозаике и фресках от первых веков нашей эры до начала 20 столетия.
Вторая заповедь запрещает создание любых изображений («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…» Исх. 20:4). В один из тех исторических периодов, когда эта заповедь трактовалась менее жестко — как запрет на изготовление статуй (кумиров) и других трехмерных изображений, в еврейском искусстве были созданы первые произведения на сюжеты Священной истории. На рубеже нашей эры в Александрии Египетской был разработан цикл иллюстраций к Септуагинте (греческому переводу Библии). Хотя эти иллюстрации не сохранились до настоящего времени, их влияние прослеживается в изображении сюжетов Ветхого Завета как в настенных росписях римских катакомб, так и в византийской книжной миниатюре. Долгое время существование александрийского цикла оставалось недоказанным, пока в 1931 году не были обнаружены руины синагоги в Дура-Европос в Месопотамии. Росписи западной стены, датируемые примерно 244 г. н.э., представляют основные сюжеты Ветхого Завета: жертвоприношение Авраама, нахождение Моисея, Исход, помазание Давида на царство, торжество Мардохея, видение Иезекииля и др. Живописные панели из Дура-Европос помогли исследователям подтвердить связь между различными памятниками, композиционно воспроизводившими сцены александрийского цикла. Следы влияния иллюстраций к Септуагинте заметны также в библейских сценах, изображенных на мозаичных полах синагог 6 века н. э. в Палестине и северной Африке (например, сцена жертвоприношения Авраама из синагоги в Бейт-Альфа).

Зарождение христианской изобразительной традиции относится к 2-7 векам н. э., когда создаются росписи в римских катакомбах (многоярусных подземных галереях-лабиринтах). В эпоху гонений на христиан катакомбы использовались для захоронения наиболее почитаемых членов общины, а также были местом собраний и проведения религиозных церемоний. Сцены катакомб покрыты росписями, в которых встречаются изображения персонажей и сцен Ветхого Завета (Моисей, иссекающий воду из скалы, Адам и Ева и др.), но преобладают новозаветные сюжеты, а также символические и аллегорические изображения Христа в виде рыб, Доброго Пастыря и т. д. Здесь же находится и первое из известных нам изображений Богоматери.

После признания христианства государственной религией Римской империи в 4 веке н.э. постепенно обозначаются расхождения между западной и восточной церквами (разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) фактически произошло в 1054 году). Формируются два различных подхода к изображению священной истории. В Византии вырабатывается и закрепляется канон: «истинные», чудесным образом явленные изображения Иисуса Христа, Богоматери стали подлинниками, с которых делались списки. Возникает особая система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещается на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, выбор элементов пейзажа подчиняется выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру.

На Западе в средние века главным заказчиком произведений изобразительного искусства становится Церковь. Создаются настенные росписи храмов, мозаики, скульптура, большое распространение получает книжная иллюстрация. В раннесредневековой западной книжной миниатюре можно заметить влияние как византийских образцов (Евангелие Оттона), так и традиций римской миниатюры (Евангелие Карла Великого). В это время рукописная книга была роскошью, которую могли позволить себе немногие. Для неграмотного в большинстве своем населения иллюстрированной книгой был сам храм. Но уже в преддверии Ренессанса, в 15 веке, появляется новый вид искусства — гравюра — гораздо более дешевый и доступный. Печатная графика вплоть до 20 века остается самым демократичным видом искусства. Первоначально большинство иллюстрированных гравюрами печатных изданий составляли книги религиозного содержания, а в станковой гравюре к библейским сюжетам обращались такие мастера как Дюрер, Рембрандт и многие другие. Завершают традицию книжных иллюстраций к Библии в настоящем собрании гравюры Гюстава Доре, сочетавшего в своем творчестве романтическую трактовку сюжетов со смелыми пространственными построениями и драматическими эффектами освещения.

В западной Церкви, начиная с позднего Средневековья, происходит постепенный отказ от сложившихся типов изображений; наряду с религиозной, появляется светская живопись. Если в Средние века единственным заказчиком была церковь, то в эпоху Ренессанса одни и те же художники выполняют как церковные, так и светские заказы. Само название нового периода в развитии западноевропейского искусства — Возрождение — означает возвращение к античной культуре и эстетике. Художественными принципами нового искусства становятся объем изображаемых фигур, трехмерность пространства. Персонажи живописных полотен и фресок изображаются не как обобщенные образы, а как современники художника, которому зачастую позируют бедняки. В изображении героев Ветхого и Нового заветов мастера любуются их физической красотой — мужественной силой и мощью (Микеланджело) или нежной женственностью (Леонардо да Винчи).

События Священной истории становятся в полотнах Караваджо и Тинторетто сценами из современной жизни, а эпоха барокко вносит в них элементы чувственной красоты, интерес к декорации и украшениям, нюансам и подробностям. Особняком от других мастеров этого периода стоит творчество Рембрандта, в произведениях которого на библейские сюжеты глубина чувства и концентрация эмоциональных ощущений переданы минимумом художественных средств («Возвращение блудного сына»).

Реформация и эпоха Просвещения вытеснили религиозные темы в искусстве на второй план. Постепенно происходит отход от изображения героев Священной истории в современных художнику одеждах и обстановке. Мастера классицизма, романтизма, а затем и реализма стремятся к исторически верному воспроизведению интерьеров, одеяний и пейзажей, путешествуют в Палестину (как, например, Тиссо) для зарисовок с натуры.

Интерес к библейским, в первую очередь, евангельским сюжетам возрождается в кругу прерафаэлитов, группы английских художников, поставивших себе целью освобождение от академических условностей и возвращение к традиции искренности и «наивной религиозности» раннего Возрождения. Чувственная красота, стилизация и декоративность в картинах прерафаэлитов наполняются мистически-восторженным религиозным переживанием («Беата Беатрикс» Россетти), а события Священной истории разыгрываются в детально воспроизведенной повседневной обстановке («Мастерская плотника» [Иисус в родительском доме] Милле).

Символисты, в поисках мечты, таинственной и чувственной Идеи, также обращаются к религиозным сюжетам. Образ Саломеи становится одним из наиболее частых мотивов, так, в картине Гюстава Моро «Видение» (Танец Саломеи) чувственность танцовщицы, таинственное и экзотичное место действия соединяются с реалистичной передачей истекающей кровью головы Иоанна Крестителя, создавая фантастическую атмосферу, отличную от традиционных интерпретаций этого сюжета.

Древняя Русь с принятием христианства заимствовала и иконописную традицию. Светская живопись впервые появляется лишь в 17 веке, а ко времени правления Петра I обозначаются два течения: традиционалистское, поддерживаемое духовенством, и светское. В 18 веке расширяется круг книжных образцов, появляется возможность учиться за границей, что приводит к постепенному освоению западной традиции, появляются картины на религиозные темы. К евангельским сюжетам обращаются К. Брюллов, Г. Семирадский, А. Иванов, Н. Гё, И. Крамской, В. Верещагин и многие другие художники 19 века.

Ветхий Завет, при большом разнообразии сюжетов, представлен меньшим количеством иллюстраций. Самые популярные эпизоды и персонажи этого раздела — Адам и Ева, Моисей и исход из Египта, Иудифь. В Новом Завете художников привлекали преимущественно события из жизни Богоматери и Иисуса Христа (см. Рождество, Крещение и т. д.), реже деяния апостолов (см. Апостолы, Стефан) и Апокалипсис.

Пейзаж с изображением сна Иакова: ангельская лестница, достигающая неба
(Быт. 28:10-16)

Художник: Вильманн, Михаэль Лукас Леопольд
Дата создания: около 1691
Размер: 87 x 106 см
Материал, техника: холст
Местонахождение: Бреслау, Музей изобразительных искусств (до 1945)
Стиль, эпоха: барокко
Страна: Германия

Вконтакте