Проектная деятельность по театрализованной деятельности. Проект по театральной деятельности в доу. Игры со скороговорками

Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру;

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта:

— сотрудники ДОУ (воспитатели)

— дети средней группы.

— родители


Сроки и место реализации
: февраль — март 2012 года.

МДОУ «Детский сад №21» г. Сыктывкара.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

1) Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

2) Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Определение целей и задач.

3) Разработка проекта в группе.

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Проект «Театр для всех».

4) Индивидуальные беседы, консультации с родителям и по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Конкурс «У мамы не простые, у мамы руки золотые» (приурочен ко Дню 8 марта».


Основной этап

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Срок реализации: Февраль

Результат: Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.

2) Просмотр музыкального кукольного спектакля «По щучьему велению»

3) Просмотр представления по мотивам сказок У.Диснея .

Срок реализации: Март

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: Февраль — Март

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)

7) Репетиции спектакля «Заюшкина избушка» с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

8) Проведение экскурсии в Драматический театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента.


Заключительный этап

1) Смотр-конкурс работ родителей.

Срок реализации: Март

Ответственные: Администрация ДОУ, воспитатели.

Результат: Формирование у родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

2) Показ спектакля «Заюшкина избушка».

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Приобретение ширмы, уголка «Русская изба», народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.


Ожидаемый результат:

1. Участие в проекте 80% семей группы;

2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;

4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 4-5 лет;

5. Развитие эмоционального фона и речи ДОШКОЛЬНИКОВ.


воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 21» г. Сыктывкара

г. Сыктывкар, Россия

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности в ДОУ

Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру;

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта:

Сотрудники ДОУ (воспитатели)

Дети дошкольного возраста

Родители

Сроки реализации : октябрь - март 2016/17 учебного года.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

1) Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок реализации: октябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

2) Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок реализации: октябрь - ноябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Определение целей и задач.

3) Разработка проекта в группе.

Срок реализации: октябрь

Ответственные: Воспитатели

Результат: Проект «Театр для всех».

4) Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели

Результат: Смотр-конкурс театральных уголков (январь 2017г.)

Основной этап

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Срок реализации: в теч. года

Результат: Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.

2) Просмотры музыкальных кукольных спектаклей (1 раз в квартал).

3) Просмотр спектаклей Ивановского кукольного театра (1 раз в квартал).

Срок реализации: в теч. года

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Срок реализации: Февраль - в теч. года

Ответственные: Воспитатели.

6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)

7) Репетиции спектаклей с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, музыкальный руководитель.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

8) Проведение экскурсии в Ивановский кукольный театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д.

Срок реализации: в теч. года

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента.

Заключительный этап

1) Показ спектакля «Заюшкина избушка».

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Приобретение ширмы, уголка «Русская изба», народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.

Ожидаемый результат:

1. Участие в проекте 80% семей группы;

2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;

4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей;

5. Развитие эмоционального фона и речи ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Волшебный мир театра»

Актуальность.

В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

Цель проекта: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

Задачи:

Расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

Создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;

Способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

Формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

Способствовать формированию к дошкольников эстетического вкуса;

Способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».

Принципы:

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;

Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;

Принцип координации деятельности педагогов;

Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, педагоги, родители, социальное окружение.

Тип проекта- творческий

Срок реализации – февраль-март 2015г.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

Анкетирование родителей, педагогов;

Проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности;

Планирование основных мероприятий.

2. Основной этап.

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

«Театральная азбука»

Беседа о театре, о профессиях работников театра

Чтение сказок, художественных произведений

Рассматривание иллюстраций о театре

средняя

старшая

подготовительная

воспитатели

Беседа с презентацией «Театральный этикет»

средняя

старшая

подготовительная

ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководитель

Викторина «Театральные профессии»

старшая

подготовительная

Викторина «Герои сказок»

младшая

средняя

воспитатели

Посещение выставки книг в детской библиотеке

старшая

подготовительная

в течение проекта

ст. воспитатель, воспитатели

«Театральный калейдоскоп»

Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций

Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.

Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и билетов).

Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.

Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам

все группы

в течение проекта

Воспитатели, родители

Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;

Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»;

Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;

Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»

Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»

Младшая

В течение проекта

Воспитатели

Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;

Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;

Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;

Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка»

Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»

средняя

в течение проекта

Воспитатели

Театр марионеток: «Идет петушок», «Наш козел – стрекозел», «Заяц – хваста»;

Театр с «живой рукой»;

Упражнение в управлении куклами;

Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;

Упражнение на развитие памяти «Художник»;

Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»

Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»

старшая

в течение проекта

Воспитатели, учитель-логопед

Этюды с тростевыми куклами: «Ветер дует нам в лицо», «У бабушки козел», «Аленушка и лиса»;

Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»;

Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»;

Спектакли с участием кукол с «живой рукой»: «Кукла Матрешка», «Маша и Паша»

Комплекс игр «Развиваем речь, играя»

подготовительная группа

в течение проекта

Воспитатель, учитель-логопед

Театрализованное представление «Масленица»

Февраль-март

музыкальный руководитель, воспитатели

Конкурс работ «Театральная палитра» (дети, воспитатели и родители)

все

в течение проекта

Воспитатели, ст. воспитатель

«Неделя театра»

Показ театрализованных представлений с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие)

все

Март

Музыкальный руководитель, воспитатели

Работа с педагогами

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

Обмен опытом «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии дошкольников

октябрь

ст. воспитатель

Тематический контроль «Организация театрализованной деятельности в детском саду»

в теч. проекта

ст. воспитатель, муз. руководитель

Смотр-конкурс театральных уголков

январь

ст. воспитатель, муз, руководитель

Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания»

апрель

ст. воспитатель

Посещение театра

в течение проекта

Педагоги

Постройка снежных фигур по сказкам

в течение проекта

Педагоги

Работа с родителями

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

Анкетирование «Театр и дети»

октябрь

воспитатели

Групповые родительские собрания

все

в течение проекта

воспитатели

Наглядная информация «Развитие психических процессов у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

все

в течение проекта

педагог-психолог, муз. руководитель

Конкурс «Театральная палитра»

все

в течение проекта

воспитатели

Размещение материала на сайте ДОУ

все

в течение проекта

ст. воспитатель

Организация фото-галереи «В театр всей семьей»

все

в течение проекта

воспитатели

Наглядная информация «Дети и театр»

все

в течение проекта

воспитатели

3.Заключительный этап.

Подведение итогов

Публикация отчетов о работе на сайте ДОУ


Наталья Трофимова

Проект «Играем в театр»

Цель: Создание предпосылок для творческого развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности

Задачи:

Развитие творческих способностей

Развитие коммуникативных качеств

Нравственное воспитание

Формирование чувства успешной самореализации

Привитие культурно – эстетических норм

Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых

Участники:

Дети,воспитатели средней и подготовительной групп

Музыкальный руководитель

Педагог дополнительного образования по изодеятельности.

Родители

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь

Ожидаемые результаты: Постановка сказки Е. Тиличеевой «Зайцы и Лиса» (сборник «Музыкальные игры, издательство «Музыка», 1964) - с участие детей средней и подготовительной групп ДОУ.

В результате у детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности. Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям. Театрализованная деятельность поспособствует сплоченности детского коллектива, сокращению «дистанции» между взрослыми и детьми.

Этапы внедрения

1. Знакомство с театром

Просмотр видео материалов и презентаций, посвященных театру

Беседы о культуре поведения в театре

Знакомство с театральными профессиями

Посещение детских спектаклей в театрах нашего города

Воспитатели, педагоги: подбор дидактических материалов по теме «Театр»

Работа с родителями:

Информационный стенд «Наши театры»

Консультация «Театральная культура»

Совместные посещения детских театров города

2. Знакомство с литературным источником

Работа с детьми:

Чтение сказок

Выбор сказки для постановки

Обсуждение характеров героев/персонажей

Мораль сказки (поучительный смысл)

Знакомство с музыкальными характеристиками героев (муз. материал Е. Тиличеевой)

Рисование героев сказки, лепка

Изготовление афиши, билетов, программок

Работа с педагогами, воспитателями:

Обсуждение сценария

Работа над литературным источником (правка) в соответствии с программными требованиями развития дошкольников

Изготовление макета сказки

Работа с родителями:

Знакомство с творчеством Е. Тиличеевой, автором сказки «Зайцы и Лиса»

Беседа о значении театрализованной деятельности в развитии личности дошкольников

Консультация для родительских уголков «Как привить детям интерес к театру?

3. Работа над спектаклем

Совместная деятельность с детьми:

Подготовительные этюды, упражнения

Распределение ролей

Разучивание текста – выразительность речи, дикция, артикуляция, мимика,

Разучивание музыкальных номеров

Работа над выразительностью движений, характерных для данного героя

Построение мизансцен

Работа над сценической культурой

Репетиции индивидуальные, подгрупповые, объединенные

Воспитатели, педагоги:

Подготовка (изготовление) декораций, атрибутов, костюмов

Подбор музыкального материала

Построение мизансцен

Обсуждение грима

Работа с Родителями:

Подготовка/изготовление декораций, атрибутов, костюмов

Беседы о важности систематичности занятий с детьми

4. Демонстрация результатов работы

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Показ спектакля для родителей на Осеннем празднике

Показ спектакля в рамках «Недели театра» для всех воспитанников ДОУ (Приложение)

Воспитатели, педагоги:

Выставка детских работ

Организационные вопросы, связанные с выступлением детей

Работа с родителями:

Консультация «Искусство быть зрителем»

Видео/фотосъемка детского спектакля

Выставка фотографий «Лесенка успеха» - об участии в детей спектакле

5. Анализ результатов работы

Воспитатели, педагоги:

Поощрение детей участников спектакля

Обсуждение итогов проекта на педагогическом совете

Работа с родителями:

Анкетирование родителей по результатам работы

Сбор отзывов

Приложение:

«Неделя театра»

День показа сказки всем возрастным группам ДОУ

Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

Дети – зрители (в сопровождении воспитателей) отправляются в назначенное время на просмотр спектакля «Зайцы и Лиса». По пути они рассматривают афишу, рисунки, выставку «Пластилиновая сказка» (демонстрация детских работ, подготовленных при участии педагога дополнительного образования по изодеятельности).

Подходят к бутафорской кассе, где их встречает ребенок – кассир (подготовительная группа):

Кассир: Здравствуйте, ребята!

Дети и воспитатель: Здравствуйте! Мы хотим купить билеты в театр, на сегодняшний спектакль!

Кассир: Билеты у нас не продаются, они за отгадку даются!

Воспитатель: Как это «за отгадку»?

Кассир: Если мои загадки отгадаете – то билеты в театр получаете!

Кассир зачитывает детям загадки о сказках:

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

3. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Зайкина избушка)

4. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

5. Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

6. По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра.

(По щучьему веленью)

7. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

8. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

9. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился. (Колобок)

Кассир: Молодцы, хвалю, ребятки! Отгадали все загадки.

Вот билеты - …получите! К нам в театр проходите!

Кассир вручает детям билеты, которые заранее были изготовлены группой детей в свободной деятельности.

Дети: Спасибо!

Кассир: Добро пожаловать на сказочное представление!

У входа в «театральный» зал зрителей встречает ребенок - билетер.

В зале: звучит театральный звонок.

Музыкальный руководитель проводит беседу с детьми: Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть в нашем музыкальном зале! Сегодня мы будем играть «В театр». Кто - нибудь из Вас ходил в настоящий театр? Как он назывался? А что такое «театр»? Знаете ли вы, что у нас в детском саду тоже есть ТЕАТР? Где он находится? (В музыкальном зале). Он называется «Волшебная страна». Здесь всё, как в настоящем театре! Есть сцена, зрительские ряды, декорации, кулисы, гримерная, костюмерная …. И даже театральный звонок. Слышите? (звучит второй звонок) А сколько раз в театре «подают» звонок? Первый звонок вы слышали перед тем, как я поздоровалась с вами. Что означает каждый звонок? (дети отвечают). Правильно. До начала спектакля зрители находятся в фойе театра, а с первым звонком открываются двери в зрительный зал и гости могут занять места в соответствии с купленными билетами. Второй звонок в большей мере предназначен для артистов, он требует быть готовыми к выходу на сцену. Третий звонок оповещает о начале театрализованного действия.

А как нужно вести себя во время спектакля? (ответы детей)

Детям показывают презентацию «Правила поведения в театре», в ходе которой они запоминают «азы» театрального этикета и отвечают на вопросы в форме «выбери правильный ответ».

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами увидим сказку Елены Тиличеевой - «Зайцы и Лиса». А сыграют ее юные актеры из средней и подготовительной групп.

Звучит третий звонок: Звенит звонок, Заливается – наша сказка начинается!

Дети смотрят спектакль «Зайцы и Лиса»

По окончании спектакля Музыкальный руководитель проводит с детьми короткую беседу на тему «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». Дети рассказывают, чему научила их сказка. Ведущий подводит мораль сказки:

1. В дом «чужих» нельзя пускать,

это должен каждый знать!

2. Без друзей нам не прожить,

Дружбой нужно дорожить!

Проект организации театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников.
Педагогический проект «Театральный четверг».

Планирование театрализованных занятий для старших дошкольников.


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.формирование диалоговой речи у старших дошкольников средствами театрализованной игры.Образовательные:
учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
развивать артистические навыки детей;
развивать познавательные способности детей;
способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека, русские народные и классические детские музыкальные инструменты; книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы.
Реквизит: костюмы, маски, декорации; фото - галерея «Наши маленькие артисты», книга отзывов, афиши, пригласительные билеты, театральные программки, фото-альбом-архив.

Гипотеза проекта:

в основу исследования было положено предположение о том, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи старших дошкольников может быть эффективным при следующих условиях:
в ДОО, создание коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
создание единого центра сотрудничества педагогов и родителей воспитанников на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.

Для организации театрализованной деятельности, и оформлении развивающей предметно – пространственной среды со старшими дошкольниками используются следующие принципы:
принцип психологического комфорта, свободы и самостоятельности – создание условий, в которых воспитанники чувствуют себя «как дома», самостоятельный выбор «по душе»;
принцип гибкого зонирования и творчества (креативности)– построение непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу; приобретение собственного опыта творческой деятельности,
принцип целостного представления о мире – формирование целостной картины мира и личностного отношения воспитанника к полученным знаниям, а также умения их использовать в своей практической деятельности;
принцип вариативности и новизны – развитие у воспитанников вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задач, умение находить выход из трудного положения, преодоление стереотипности и однообразия среды;
принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников и обеспечение им продвижения вперед, учет педагогом индивидуальных особенностей каждого воспитанника: их характера, темперамента и т.д.

Ожидаемый результат:

Дети:
развитие диалоговой речи;
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т.д.
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный)

Подготовительный этап:

Сроки: сентябрь
Деятельность педагога:
изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Театральный четверг»;
проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольников;
определение содержания деятельности всех участников проекта;
создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций;
создание образовательной ситуации и игровой среды;
разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи».

Основной этап:

Сроки: октябрь – апрель
Совместная деятельность детей и педагога:

проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
участие воспитанников и педагогов в городских театральных конкурсах;
организация и проведение экскурсии в школьный музей «Кукольный театр»;
чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой» детям раннего, младшего и среднего дошкольного возраста;
зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние Святки».
фольклорное развлечение: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись»;
итоговое развлечение для старшего дошкольного возраста ко Дню защиты детей «В гостях у Хозяйки Медной горы»;
организация тематических выставок, стендов, ширм папок-передвижек, альбомов о различных театрах; подбор музыкального сопровождения;
подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
изготовление кукол для показа русских народных сказок;
проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
совместное участие в районных театральных конкурсах;
совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
участие родителей и детей в выставке рисунков по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
оказание помощи при декорации зала к проведению игрового занятия;
конкурс на лучшее название проекта;
просмотр различных детских спектаклей;
участие в итоговом театрализованном развлечении.
Самостоятельная деятельность детей:
организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, на гапитах, «Рукавичка», на магнитах, театр деревянных фигур, настольный театр, театр марионеток, театр на конусах и цилиндрах, на ложках и т.д.;
сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т.д.; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.

Заключительный этап:

Сроки: май
«Родительская гостиная» награждение, грамоты, фото-архив;
видеоклип (нарезка интересных моментов выступлений);
проведение итоговой педагогической диагностики по выявлению речевых умений и навыков;
мультимедийная презентация театрализованного развлечения «В гостях у Хозяйки Медной горы», подведение итогов педагогического проекта.

В работе с детьми использовались следующие средства:

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен;
владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;
работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра;
звукозапись, видеоматериалы.

При проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитывались:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные и поло-ролевые особенности.

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребенка;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и педагогов ДОО.
Помимо традиционных форм работы с семьей, активно использовались инновационные формы и методы работы:
«Круглый стол»;
тематические выставки;
анкетирование родителей, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
семейные творческие встречи;
открытые занятия для просмотра родителей;
«Родительская гостиная»;
конкурс «Семейных талантов»;
портфолио «Семейного успеха» и ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
«День открытых дверей»;
групповая газета «Дошкольник»;
интернет-группа «Солнышко» http://ok.ru/group/54310412156937 ;
сайт ГБОУ Школа № 1238 http://sch1238.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/roditel_skij_klub/gruppa_10/ ;
ведение блога

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для занятий театрализованной деятельностью, мы опирались на следующие принципы:
принцип обеспечения права на игру, основополагающий принцип, который позволил воспитанникам реализовать свое право на театрализованную игру, на выбор темы, сюжета, места и времени театрализованных игр;
принцип систематичности, усвоение материала давалось воспитанникам в определенном порядке, системе;
принцип комплексирования и гибкого зонирования, жизненное пространство группы дало возможность построить непересекающиеся сферы активности, это позволило воспитанникам заниматься театрализованной деятельностью, в соответствии с их желаниями и интересами, не мешая друг другу;
принцип активности, который стимулировал активность и познавательную деятельность детей, позволил им свободу выбора и действий;
принцип свободы и самостоятельности, который позволил воспитанникам самостоятельно определить свое отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
принцип новизны, который позволил преодолеть стереотипность и однообразие среды;
принцип универсальности, который позволил изменять игровую среду, трансформировать ее, моделировать развитие игры, делать ее насыщенной и мобильной и др.

Для организации и оснащения театрализованного уголка старшей группы понадобилось театрально-игровое оборудование:
большая и малая ширмы, ограждения, простейшие декорации, изготовленные родителями и детьми;
стойка-вешалка для костюмов,
костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В театрализованной деятельности мы использовали различные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, настольный, теневой театр фигур и масок, куклы-марионетки и т.д.
Для театрально-игровой деятельности использовались технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений, интерактивная доска.

В структуру проекта «Театральный четверг» входят следующие разделы:

1. «Культура и техника речи»;
2. «Основы театральной культуры»;
3. «Основы кукловождения»;
4. «Основы актерского мастерства»

Дополнительные разделы:

5. "Проведение тематических театрализованных праздников";
6. "Проведение тематических досугов и развлечений";
7. "Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование"
Педагогический проект «Театральный четверг» завершается постановкой развлечения, посвященного Дню Защиты Детей, под названием «В гостях у Хозяйки Медной горы».
(см. Приложение+фото)

Формы работы:

Театрализованные игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о театре.
Организация спектаклей, открытых занятий для просмотра родителями, показ представлений для малышей.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение детской литературы.
Оформление альбома о театре.
Формы родительского собрания «Круглый стол», «Семейные творческие встречи», «Родительская гостиная».
Тематические выставки, конкурсы.
Анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы.
Портфолио «Семейного успеха».
«День открытых дверей».
Групповая газета «Дошколёнок».

По окончании театрализованного проекта воспитанники старшей дошкольной группы умеют:
взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно;
запоминать заданные позы;
запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией и дикцией;
выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
составлять предложения с заданными словами;
сочинять этюды по сказкам; строить диалог.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализованный проект способствует формированию диалоговой речи воспитанников средствами театрализованной деятельности; способствует совершенствованию взаимоотношений между родителями, воспитателями и детьми; воспитывает интерес у детей к проведению совместной театрально-игровой деятельности, формирует желание совместно участвовать в спектаклях, постановках, театрализованных развлечениях и досугах, укреплению здоровья детей с помощью упражнений и гимнастики; мы добились поставленной цели, с помощью опытно - экспериментальной работы, а именно, педагогическим проектом доказали, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников эффективно при:
создании коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
объединении педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности воспитанника.

Приложение+фото 1.Раздел «Культура и техника речи»:
Тема 1. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных «И», «Э», «А», «О».
Тема 2. «Разогревающий массаж. Упражнение на произношение гласных и согласных «У», «Ы», «П», «Б».
Тема 3. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «К», «Г», «Т», «Д».
Тема 4. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Т», «Д».
Тема 5. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Л», «Р», «Н», «М».
Тема 6. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «С», «З», «Ш», «Щ».
Тема 7. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Повторение чистоговорок, скороговорок. Речевая игра с движением «Петрушка».
Тема 8. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. «Игра в дирижера».
2. Раздел «Основы театральной культуры»:
Тема 1. «Что такое театр?». Виды театров: настольный, магнитный, театр на гапитах, конусный театр, на цилиндрах, театр «Рукавичка», пальчиковый и т.д.
Тема 2. «Театр – волшебное царство игры». Ознакомление с различными видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 3. «Сказки из бабушкиного сундучка». Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актер.
Тема 4. «Тихо! Идет спектакль!». Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 5. «Все о театре». Рассматривание иллюстраций о театре. Изготовление театральных билетов.
3.Раздел «Основы кукловождения»:
Тема 1. «Удивительный мир кукол!». Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 2. «Сказка на столе». Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3. «Куклы на сцене». Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4. «Эти веселые зверушки!». Знакомство с элементами актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 5. «Вот как я умею!». Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 6. «Театральная разминка». Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 7. «Юные актеры». Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
4.Раздел «Основы актерского мастерства»:
Тема 1. «Фантазеры». Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тема 2. «В зоопарке». Музыкально-образные характеристики животных, птиц, пластичность жестов.
Тема 3. «Путешествие в мир животных». Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 4. «Угадай настроение». Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление и т.д..
Тема 5. «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем!». Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 6. «Мини – сценки из знакомой книжки». Понятие: режиссер, декоратор. Обыгрывание небольших по объему сценок.
5.Раздел «Проведение тематических театрализованных праздников»:
«День знаний»;
«Золотая осень»;
«Новогодний фейерверк»;
«8 марта - праздник мам»;
«День Победы».
6.Раздел «Проведение тематических досугов и развлечений»:
«Сказка о Капельке»;
«Праздник деревянной ложки»;
«Дорожная азбука»;
«В гостях у бабушки Настасьи. Святки-Колядки»;
«Профессия - почтальон»;
«Зимние спортивные соревнования. Как Весна с Зимой силушкой мерялись»;
Итоговое театрализованное развлечение «В гостях у Хозяйки Медной горы», посвященное Дню Защиты детей.
7.Раздел «Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование
Оформление художественных выставок: «День знаний»; «Золотая осень», «Зимний фейерверк», «В гостях у сказки» и т.д.
Атрибуты к досугу по ПДД «Дорожная азбука»; «Погружение в сказочную ситуацию», «Рождественские гуляния»; Масленица».
Оформление выставок: «Ата-баты шли солдаты!», «8 марта», «День Смеха», «День Победы».