"использование инновационной технологии синквейн в речевом развитии дошкольников". «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Государственное казенное коммунальное предприятие «Детский сад № 14 » города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» отдела образования города Павлодара акимата города Павлодара

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе

с детьми с общим недоразвитием речи»

Г.Павлодар, 2017 г./ж.

Введение

Непременным условием для всестороннего развития ребенка , для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий , многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений . Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка , который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Итак что же такое синквейн??

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей-предметников, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН это средство творческого самовыражения.

В переводе с французского слово «синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Для чего используется:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме , слово-ассоциация , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно . Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы , как основы развития речи в целом , формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя) . Игры включаются в разные виды деятельности детей , в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки» :«Узнай игрушку» , «Чудесный мешочек» , «Назови ласково» , «Один- много» , «Чего не стало?» , «Разрезные картинки» , «Чего не хватает?» , «Кто что делает?» , «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок :

Какой? - Что бывает таким же?

Что делает? - Что (кто) делает так же?

На что похоже? - Чем отличается?

Актуальность выбранной темы

Актуальность технологии «синквейн» заключается в следующем:

    Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

    Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

    Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.

    Учит определять грамматическую основу предложений.

    Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

    Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Технология синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Теоретическая база исследования

В логопедической практике присутствуют трудности в обучении связной речи, так как неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Данная технология не только развивает и обучает детей но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, память, внимание.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию - она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять". Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей , не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей .

Синквейн – это не способ проверки знаний детей , это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру : Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем : «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна . Проанализировав полученные результаты,корректируем представления детей о данном понятии . Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей . В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов , легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну ;

коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка (например, дан синквейн без указания темы , но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна . Лексическая тема «Игрушки»

2. Круглый, гладкий

3. Прыгает, катится, сдувается

4. у меня есть круглый, гладкий мяч.

5. Игрушка

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

составление синквейна по прослушанному рассказу;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Практическая база исследования

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на занятиях по развитию речи и по произношению, так же можно использовать на занятиях по основе грамоте. Начиная уже со средней группы, таблицы данной технологии я использую как для запоминания стихов так и рассказов.

Один из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»

Логопед предлагает детям вместе с девочкой Арай придумать короткое стихотворение про самолет.

1 Что это? (самолет)

2 Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)

3 Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)

4 Составь предложение со словом «самолет» (.Мама купила мне огромный самолет)

5 Назови другим словом (воздушный транспорт)

Второй вариант это «Ёлочка»

Предположим, что лексической темой будет «Деревья»

1 Что это? (это яблоня)

2 Яблоня какая? (яблоня ветвистая, яблоня высокая)

3 Что можно сделать с яблоней? (собрать с яблони плоды, обрезать ветки, полить корень)

4 Составь предложение со словом «яблоня» (У бабушки в деревне в саду растет яблоня)

5 Назови другим словом (дерево).

Третий вариант схемы «Пирамида»

Можно использовать на занятиях основы грамоты.

1 Что это? (Буква А)

2 Буква А какая? (буква А гласная, буква А поющая)

4 Составь предложение с буквой А. (Я могу написать букву А).

5 Назови другим словом. (Гласный звук)

Одна из наиболее любимой схемой детей является в виде вот таких Матрешек.

Лексическая тема «Посуда»

1 Что это? (кастрюля)

2 Какая она? (металлическая, большая)

3 Что мы с ней можем сделать? (Помыть, поставить на плиту, замарать).

4 Составь предложение. (Мама варит суп в кастрюле).

5 Назови другим словом. (Посуда)

Пятый вариант схемы синквейн « Кубики»

Лексическая тема «Зима»

1 Что это? (зима).

2 Какая она? (зима морозная, зима долгая)

3 Что делают зимой? (зимой катаются, зимой мерзнут, зимой одеваются потеплее)

4 Составь предложение. (Зимой я люблю кататься на санках).

5 Назови другим словом. (мороз)

Технологические карты занятий в коррекционной логопедической работе

с детьми с ОНР

1 .Білім беру облысы /Образовательная область: «Коммуникация»

Бөлім /Раздел: Развитие речи

Тақырып/Тема: «Фрукты»

Мақсат / Цель: закрепить технологию по рассказыванию с помощью синквейна и мнемотаблиц,

Міндеттері:Задачи: закрепить умение в изменении слов в уменьшительно-ласкательную форму, учить работать по командам, развивать связную речь, прививать усидчивость.

Билингвальный компонент : алма – яблоко, алмурт- груша

Құрал-жабдықтар : Оборудование: шкатулка, марблс, синквейн плакат, плакаты, мнемосхема, игра «Подбери похожие слова», волшебная палочка, логокуб, кусочки фруктов на тарелке, салатница, карточки фрукты.

Ход занятия

Мотивационно-

Побудительный этап

Организационный момент

Круг радости

В Казахстане мы живем, есть у каждого свой дом,

Есть работа, есть друзья,

Мама, папа есть и я

Мы играли, веселились,

Мы шутили и резвились,

А теперь пришла пора

Заниматься детвора.

Организационно-поисковый этап

Биоэнергопластика

«Лошадка», «Барабан» под музкыку

Пришел повар, рассказывает, что его помощники перепутали ингредиенты для салата. Просит помощи.

Дети на вкус определяют фрукты.

Как назвать одним словом: яблоко, банан, лимон?

Ребята, когда мы будем выполнять задания на этой салатнице будут появляться ингредиенты для фруктового салата.

Игра с Марблс(камешки)

Какие фрукты вы знаете? За ответ дается камешек.

Считают камешки, определяют, кто больше назвал фруктов.

Билингвальный компонент: а лма – яблоко, алмурт – груша

Дыхательное упражнение по Стрельниковой под музыку

Игра «Загадай» в шкатулке картинки с фруктами, нужно описать, чтобы дети угадали по описанию фрукт.

Игра «Волшебники» подходят к доске и волшебной палочкой проводят и превращают в маленький фрукт.

Пример: это яблоко я превращаю в маленькое яблочко.

Физминутка

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Игра «Подбери похожие слова» Задание по командам из 2-х детей с карточками. Собрать мозайку и проговорить слова. (Яблоко-яблочко, яблочки, яблочный)

Рассказывание по схеме синквейн

Лимон. Лимон кислый, лимон желтый. Лимон падает, желтеет, кушают. Папа купил лимон. Лимончик.

Рассказывание по мнемотаблице.

Это ананас. Ананас коричневый и зеленый. Ананас сладкий и кислый. Ананас растет на земле. Из ананаса можно приготовить сок.

Рефлексия с логокубом

В какие игры играли?

На какие вопросы отвечали

Выходит снова повар и благодарит ребят за помощь.

Күтілетін нәтиже:

Ожидаемый результат:

Нені білу керек: Знать: название фруктов

Нені игереді: Иметь: представление о фруктах

Нені біледі : Уметь: рассказывать о фруктах, работать у доски и в команде

2.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Произношение

Тақырыбы / Тема: Звуки [Т, К]

Мақсаты/ Цель: Выполнять дифференциацию звуков [Т-К]

Міндеттері/ Задачи:

Формировать умение у детей давать характеристику звуку (твердый - мягкий), (гласный – согласный), выполнить звуковой анализ слова «Утка»

Развивать слух, внимание

Развивать мелкую моторику руки

Прививать усидчивость

Картинки, раздаточный для звукового анализа, массажные мячики, волшебная палочка,микрофоны, обозначения для игры «Сигнальщики», логокуб

Сө здік жұмыс / словарная работа: ткань

: ткани - маталар

показ, объяснение, ТРИЗ

Круг радости

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Пирожок», «Подуй на пирожок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел? Утка

Какие согласные звуки вы слышите в слове УТКА?

Давайте повторим (взяли микрофоны) «ТК, ТК, ТК, ТК, КТ, КТ, КТ, КТ»

Характеристика звуков Т,Ть, К, Кь.

Вопрос-ответ индивидуально.

Звук Т какой?

Звук Ть какой?

Звук К какой?

Звук Кь какой?

Проговаривание слогов с микрофонами: Кто, кто, кто, так, так, так, тук, тук, тук, тик, тик, тик, ток, ток, ток, кот, кот, кут, кот, кат, ток, тук, так.

Проговаривание слов с массажными мячиками:

Утка, точка, ткани, тоска, такси, кто, стульчик, столик, конфета, фотка.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Игра с волшебной палочкой . Назвать слова с К, Т в начале слова.

Игра «Сигнальщики» определить звуки Т, Ть, К, Кь в словах, поднимая обозначение: тень, ток, утка, кот, маска, конфета, киви.

Звуковой анализ слова утка

Вопрос - ответ

Сколько звуков в слове?

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Какой третий звук?

Какой четвертый звук?

Синквейн Слова ЗВУК

Гласный, согласный

Звучит, поет, скрипит

Я слышу разные звуки

ТРИЗ. - Возьмите микрофоны и проговорите в каких словах есть звук Т, Ть, а в каких звук К, Кь?

Рефлексивно – корригирующий этап

Прощаются с Уткой

Что мы сегодня делали?

Дети отвечают по логокубу

«Выполняли гимнастику язычка, звуковой анализ, выполняли физминутку, играли с волшебной палочкой.

Білу /Воспроизводит : дифференфицирует звуки Т, К в словах

Игеру/ Применяет : дифференциацию звуков Т,К в самостоятельной речи

Меңгеру/ Понимает: значение слов «твердый - мягкий», «гласный - согласный»

3.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Развитие речи

Тақырыбы / Тема: «Одежда, головные уборы»

Мақсаты/ Цель: расширить и активизировать словарь

Міндеттері/ Задачи:

Уметь изменять слова в уменьшительно-ласкательную форму и единственное во множественное число

Развивать связную речь детей

Развивать внимание, мышление

Прививать усидчивость

Құрал - жабдықтар/Оборудование: Кукла Жужа, картинки А3, игрушки, карточки, волшебная палочка, мяч, логокуб, монеты, мнемосхемы

Сө здік жұмыс / словарная работа: сезонная одежда

Билингвалды компоненті/ Билингвальный компонент :одежда – киімдер

Әдіс-тәсілдер/ Методические приемы: показ, объяснение, ТРИЗ, синквейн

Мотивационно -побудительный этап

Круг радости

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Организационно –поисковый этап

Дыхательная гимнастика

«Сдуй снежок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел?

Поздоровайтесь с куклой Жужой.

Кукла Жужа не может найти лишний предмет. Давайте поможем.

На доске 4 картинки, (чулки, машина, платье, рубашка). Найти лишнее.

Как назвать эти картинки одним словом? (Одежда)

Хоровое проговаривание слов. Игра «Повтори за куклой» Платье, рубашка, носки, футболка, пальто, куртка, шуба, юбка, майка, халат.

Билингвальный компонент одежда – киімдер

Ребята, Жужа не может запомнить головные уборы. Давайте проговорим слова, возьмите в руки массажные мячи и повторяйте за мной.

Слова: панама, кепка, шапка, берет, фуражка, платок, шляпа.

Игра «Скажи предложение» с волшебной палочкой. Например, это вязанная шапка ее носят зимой, чтобы не замерзнуть.

Физминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Игры на 2 подгруппы

1 группа Игра «Назови ласково » кепка – кепочка, шапка – шапочка…

2 группа Игра «Один-много» одна кепка – много кепок, одна юбка – много юбок…

За правильные ответы кукла Жужа раздает монеты.

Синквейн Рассказывание об одежде

Что это?

Одежда какая?

Что делают с одеждой?

Придумай предложение со словом одежда.

Как назвать другим словом?

Мнемотаблица «Расскажи-ка»

Отвечают на вопросы с опорой на схему:

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделана?

Для кого предназначена?

Рефлексивно – корригирующий этап

Логокуб дети бросают по очереди.

Что мы сегодня делали?

Прощаются с Куклой Жужой.

Считаем количество монет, Поздравляем победителей.

Күтілетің нәтиже /Ожидаемый результат:

Білу /Воспроизводит: Обобщенные слова «одежда», «Головные уборы»

Игеру/ Применяет : навыки использования синквейна

Меңгеру/ Понимает : значение слов «рукава», «воротник», «манжеты»

Заключение

Итог: таким образомметод синквейн органично вписывается в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.

2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.

3. Активизировано употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.

5. Развито ассоциативное мышление.

6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.

Считаю, что чем разнообразней будут схемы синквейна тем, больше будет интереса у детей с общим недоразвитием речи отвечать на занятия, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

    Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

    Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

    Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

    Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

    Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005.

    Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.

    Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.

    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. ,1999.

Введение 3-4

Актуальность выбранной темы 5

Теоретическая база исследования 6-8

Практическая база исследования 9- 13

Приложение (конспекты занятий для детей 14-23

с ОНР в старшей группе)

Заключение 24

Мария Журавлёва
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс

«Использование технологии «Синквейн »

в речевом развитии дошкольников »

Цель :

Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию .

Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.

Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа) .

Развивать ассоциативное мышление и память.

Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.

Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

Оборудование :

альбомные листы по количеству детей, фломастеры , авторучки по количеству детей, черный маркер, ватман.

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование технологии «Синквейн » в речевом развитии дошкольников ».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн .

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры .

Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

Открываются новые творческие интеллектуальные возможности

Способствует обогащению и актуализации словаря

Является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

Используется для закрепления изученной темы

Является игровым приемом

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов . Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн » , чтобы вы запомнили его хорошо (проговариваем несколько раз) .

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн » ? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму) .

Приступим к составлению совместного синквейна , и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю) . Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх : от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему : «цветы» , например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу - ромашка) .

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная) .

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит) .

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи .

(Как я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!

Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2) .

Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны ) . Кому из вас понравились такие стихи?

Когда придете домой - научите своих родных и близких составлять синквейны .

Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании тданной технологии , можно организовывать выставки, конкурсы детских в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка. Победители выявляются путем голосования. Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх и неловкость перед аудиторией.

Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 Капелька»

Мастер-класс

Использование технологии «Синквейн »

в речевом развитии

дошкольников

Подготовила воспитатель

Журавлева М. Р.

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн " происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам :

1 строчка - одно существительное;

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи , в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников .

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все .

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Виды работы над синквейном .

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего) .

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы , первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн :

На занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование : «кто назовет больше нужных слов» .

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ) .

Организация: ГБУДО ЦВР

Населенный пункт: г. Кировск

Цель: Использование технологии «методики «синквейна» в развитии связной речи.

Задачи: Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Учить самостоятельно работать со схемой «синквейна». Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и самостоятельности.

Материал: ИКТ (аудиозапись, видеописьмо), песочные часы,картинки, конверт с цветными кружочками, схема синквейна, смайлики.

Ход занятия.

Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года. Весна».

Педагог: Ребята, давайте с вами сядем на коврик, закроем глаза и окунемся в теплый весенний денек.

(Релаксационный момент)

Педагог: Дети, каждый из вас представил весну по- своему, давайте поделимся своими впечатлениями друг с другом.

(Педагог добивается от детей полных предложений)

Педагог: Ребята, но сегодня день какой - то холодный, пасмурный, как будто и не весна вовсе. Чтобы солнышко пригрело и улыбнулось, нам нужно с вами выполнить задание, которое нам передали с видеописьмом и песочными часами.

(На экране видео: руководитель т/о ходит по парку ранней весной; задает детям вопрос)

- Ребята, за одну минуту песочных часов вы должны назвать 7 весенних признаков. Как только вы справитесь с заданием, солнышко выйдет из-за тучи и начнет светить ярче.

(Ответы детей. Педагог крепит солнышко на доску)

Педагог:

Кто пришёл так тихо- тихо? Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот тихо так пройти не смог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла весна!

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. И у меня для вас есть еще одно. Я буду вам загадывать загадки, а вы, отгадав их, должны найти соответствующую картинку.

  1. Снежок растаял и с полей, бежит проворливый…(ручей).
  2. Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный,

Чистый маленький... (Подснежник)

  1. Тучи ветром нагоняются,
    Он на землю собирается.
    Коль на землю попадёт,
    Сад польёт и огород…(Дождь)

Педагог: Молодцы ребята, вы верно отгадали загадки. Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем физкуьтминутку.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

Педагог: Ребята,посмотрите, что это за схема, как она называется?

(Демонстрируется схема «синквейна»)

Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах.

Педагог: Давайте с вами вспомним,какое слово на первой строке мы должны сказать. (Название предмета)

На второй строке какие слова должны быть? (Слова – признаки)

На третьей строке какие слова должны быть? (Слова – действия)

На четвертой строке? (Нужно составить предложение с данным словом)

И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение.

У нас с вами есть 3 картинки: ручей, подснежник, дождь. Давайте разделимся на 3 команды, для этого нужно взять из коробочки разноцветные кружочки. Дети, у которых кружочки голубого цвета, будут составлять синквейн о ручейке; дети с зелеными кружочками – о подснежнике; ребята с белыми кружочками – о дождике. Готовы? Приступаем к заданию.

РУЧЕЙ

Весенний, звонкий

Течет, шумит, льется

Шумит весенний, звонкий ручеек.

Вода

ПОДСНЕЖНИК

Красивый, нежный

Растет, пахнет, радует

Весной появились первые подснежники.

Цветок.

ДОЖДЬ

Теплый, мокрый

Идет, мочит, брызгает

На улице начался дождь.

Зонт

Педагог : Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы отгадали все загадки, назвали признаки Весны, составили интересные синквейны. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует Весна нас своими весенними преобразованиями. Давайте и мы Весну–Красну поблагодарим, песенку ей споем.

(Хоровод «Веснянка»)

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда,

Ой, весна, ой, весна,

Нету снега, нету льда.

Мы весняночку поем,

Весну красную зовем

Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем

Педагог: За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики.

Литература:

  1. Комарова, Т. С., Комарова, И. И., Туликов, А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. - М., Мозаика-синтез., 2011.
  2. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. - М: ТЦ Сфера. - 2002.
  3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.
  4. Эльвина Азатовна «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников».

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.Составление синквейна – один из способов частичного решения проблем нарушения речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения верны: . заведующий МБДОУ «Детский сад «Колосок» с.Хватовка»

Юматова Н.В.________________________

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок »с.Хватовка

Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Мастер – класс

По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста»

Проведен в рамках курсов повышения квалификации

2013 год

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия. Как они помогают в развитии речи?

Что такое синквейн

Кто ясно мыслит - тот ясно излагает.
Античная поговорк а

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети - цветы жизни
Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи Но это не японская поэзия. Это - синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый дом
Мы - дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна - добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1. Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе - и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», - писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Выводы о синквейне

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их
  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной
  • Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…