Без соли без хлеба худая беседа. Короткая или полная или чересчур худая шея. "без соли, без хлеба - худая беседа" в книгах

Денис Фоменко, и.о. генерального директора ГП "Артемсоль", рассказал Delo.UA, как живется украинскому монополисту без российского рынка.

— Что сейчас происходит с поставками соли на российский рынок?

— О решении Роспотребнадзора запретить ввоз нашей соли на территорию России мы узнали из СМИ, а также из сообщения на сайте этого ведомства. Официальных уведомлений о несоответствии качества нашей продукции мы так и не получили. "Артемсоль" через официальных представителей в РФ несколько раз обращалась к руководству российского ведомства с просьбой разъяснить ситуацию, однако официального ответа у нас так и нет.

— Компания полностью прекратила поставки соли в Россию?

— По факту Роспотребнадзор приостановил ввоз пищевой соли украинского производства 26 января 2015 г. Причиной такого решения, как следует из публикаций СМИ, стали претензии к качеству. Однако мы считаем эти обвинения необоснованными. Что касается соли технического назначения, она отгружается в Россию, как и прежде.

— Какова доля продаж приходилась на российский рынок?

— Около 55% от общего объема производства продукции "Артемсоль" шло на российский рынок, из них 30% — пищевая соль.

Российский рынок крайне важен для нашего предприятия, и мы стараемся решить вопрос возобновления поставок, но пока безрезультатно.

— Кто является крупнейшим потребителем украинской соли помимо России?

— Около 10% производимой нами соляной продукции идет на внешний рынок помимо России. "Артемсоль" осуществляет поставки в 22 страны мира. Среди потребителей в Европе такие страны, как Польша, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, а также Сербия.

На постсоветском пространстве это Беларусь (наш самый крупный потребитель после РФ), Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузия, а также Литва, Латвия и Эстония.

— Все ли нормально с поставками в другие страны СНГ?

— На данный момент претензии к качеству продукции "Артемсоль" не поступали как со стороны контролирующих органов, так и со стороны потребителей.

— Увеличиваются ли поставки в ЕС?

— В страны ЕС мы поставляем пока только техническую соль — для использования в химической промышленности и для обработки дорог в зимний период. Как известно, европейцы в качестве пищевой соли традиционно употребляют не каменную, а выпаренную. Поэтому пока говорить о крупных экспортных партиях поваренной соли пищевого назначения в том виде, в котором она добывается у нас, сложно.

Однако сейчас мы ведем активные переговоры с нашим крупнейшим потребителем в Евросоюзе — Польшей — о начале поставок в польские торговые сети поваренной соли.

Кроме того, на сегодня у нас уже есть заключенные договора на поставку продукции ГП "Артемсоль" в страны Балтии и Дунайского региона.

Для увеличения нашего присутствия на европейском рынке нам необходимо наладить выпуск продукции премиум-сегмента, учитывая традиционные вкусы европейцев. Поэтому в данный момент мы изучаем и просчитываем проект строительства фабрики по производству выпаренной соли, чтобы в дальнейшем расширить рынок сбыта.

— На сколько снизился объем продаж соли в 2014 году?

— По итогам 2014 года предприятие произвело более 3 млн тонн соли, что на 11% меньше по сравнению с 2013 годом. Пропорционально изменились и показатели по продажам. С учетом сегодняшней экономической и политической ситуации этот результат можно считать вполне приемлемым. К тому же по отдельным видам продукции, например фасованной соли пищевого назначения, показатели производства даже несколько возросли — на 4,5% по сравнению с 2013 годом.

Есть и позитивная динамика другого рода. Так, мы ликвидировали посреднические схемы при реализации соли в Украине, странах СНГ и дальнего зарубежья, за счет чего предприятие дополнительно получило более 16 млн грн. Кроме того, нами перезаключены прямые договора с облавтодорами Украины, устранены посредники, что также привело к значительной экономии средств.

— Как обстоят дела с оздоровительно-рекреационным бизнесом в соляных шахтах?

— Спелеосанаторий на сегодняшний день является отдельным подразделением, принадлежащим частному лицу. Рассматриваются варианты его возвращения под контроль государства, однако какие-то конкретные решения, насколько мне известно, еще не приняты.

На занятии по теме “Конструкция и декор предмета быта” учащиеся знакомятся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Рассматривая разнообразные по форме и декору предметы крестьянского быта, более подробно останавливаемся на форме, конструкции солониц, украшении их резьбой и росписью. Урок можно начать со старинного предания и раскрыть понятие слова “промысел”, а так же отношение русского крестьянина к соли. По этой теме можно провести два урока: на первом уроке продумывается конструкция солонки, а затем учащиеся вырезают детали солонки из бумаги.

Для этого необходимо определить две главные части будущего изделия: вертикальную и горизонтальную. Далее вертикальную часть сложим пополам вдоль. Полученный сгиб - это центр, середина будущего изделия. с помощью линии наметим половину силуэта солонки и вырежем. Затем учащиеся продумывают композицию росписи или резного узора, включая полюбившиеся образы и мотивы, дополняя их геометрическими и растительными элементами. По мере выполнения рисунка узора, детали солонки можно затонировать охристой акварелью “под дерево”. На втором уроке учащиеся выполняют роспись солонки (настенные коробки). Перед началом практической работы необходимо еще раз продемонстрировать разнообразные варианты украшения солонок.

Роспись может выполняется акварелью или гуашью. Урок завершается выставкой и обсуждением работ. Учащиеся анализируют свои работы, определяют самые удавшиеся, сильные и определяют положительные качества в слабых работах. А также можно предложить ребятам попробовать определить может ли найти применение в нашей повседневной жизни солонка (настенная коробка).

Есть старинное предание, будто мир начался – с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье.

Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Дерево искони было самым доступным и любимым материалом народного художественного творчества, т. к. творчества “нехудожественного”, безразличного к совершенству выразительности, народ никогда не знал.

Соха ли, прялка ли, наличник – что ни брались выделывать крестьянские руки, всему придавали красоту, затейливый узор, плавность линий – на радость глазу и сердцу.

Слово “промысел” произошло от слова “промыслить”, то есть подумать, как добыть средства для жизни. И промысел существовал до тех пор пока, приносил доход, кормил.

По-крестьянски расчетливые мастера понимали: сработают совсем просто – люди не купят, будет работа слишком затейлива – себе в убыток, много не сделаешь. А цена возрастет – опять же не купят. Крестьянская сметка всегда помогала мастеру находить ту меру выразительных средств, достаточных чтобы и украсить предмет, и продать его не в ущерб выгоде.

Знаете ли вы, что традиция собираться вместе за праздничным столом уходит корнями в далекое, дохристианское прошлое? И что каждый предмет, поставленный на стол наших предков, имел особое обрядовое значение и никогда не появлялся случайно?

Застольный этикет наших предков был очень строг. Сидеть за столом и вести себя нужно как в церкви. Вставать на столешницу считалось святотатством, избегали класть на неё и предметы, не относящиеся к еде. Хлеб и соль ставились на самое почётное место. Народные мастера создавали из дерева удивительно разнообразные формы солониц и богатство их декора. В пословицах и поговорках, былинах, сказках и народных песнях хлеб и соль почти всегда упоминаются вместе. Неразлучны они и на обеденном столе. “Без хлеба несытно, а без соли невкусно”, “Без соли, без хлеба худая беседа”, - гласят народные пословицы.

Хлеб и соль исстари считались символом достатка и благополучия, щедрости и гостеприимства. По старинному обычаю и сейчас дорогих гостей встречают на Руси хлебом - солью, а непрошеные уходят “несолоно хлебавши”. Без соли человек не может обойтись так же, как без воздуха и воды. Потому-то к соли всегда относились очень бережно - просыпать соль считалось большим грехом. Хранили ее в надежных солонках, или солоницах. Размеры, пропорции, конструкции, материалы и декоративная отделка определялись назначением солонок.

Отправляясь в дальнюю дорогу, вместе с хлебом обязательно брали соль, насыпая ее в дорожные солонки. Их чаще всего плели из бересты или еловых, сосновых, кедровых корней. Солонки из бересты имели форму куба, утицы или сапожка. Чтобы соль не просыпалась и не волгла, солонку плотно закрывали надежной пробкой.

“Стол кривой” - говорят гости, если хозяйка забывает поставить на него солонку. Старинные солонки, подаваемые на стол, отличались от своих дорожных собратьев более внушительными размерами и богатым декоративным убранством. В древнем Новгороде были распространены широкие приземистые солонки, выточенные на токарных станках. На Севере встречались точеные солонки, расписанные масляными красками. Но чаще всего солонки скульптурно обрабатывались режущими инструментами. Народные мастера придавали им форму лебедя или утки и даже льва. Солонка в виде утицы или лебедушки была широко распространена на русском Севере. (Приложение 3) . В древности птицы, в том числе утка и лебедь, почитались народом как символом счастья и семейного благополучия. Их скульптурное или живописное изображение было своеобразным оберегом. До сих пор. в некоторых крестьянских семьях сохранился обычай постоянно держать солонку - утицу на обеденном столе, накрытом скатертью. Вырезая солонку - утицу, мастер оставлял между клювом и грудью перемычку, которая служила удобной ручкой. Спинку вместе с частью хвоста отпиливали и резцами выбирали в туловище вместительное углубление для соли. Затем выпиленную часть устанавливали на прежнее место вместо крышки. Около хвоста просверливали отверстия, в которые круглый стержень, так называемую вертлюгу. (Приложения 4) . Если необходимо было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону. У некоторых солонок - утиц крышка были съемными. Солонки декорировали лаконичной резьбой или росписью. Если же сырьем служила ценная древесина березового капа, то мастера старались выявить и подчеркнуть естественную красоту текстурного рисунка.

В Верхнем и Среднем Поволжье распространение получили так называемые солонки - кресла. Видимо, их имел в виду поэт Б. Дубровин: Отзывалось бессолье - ударом!

Без нее не прожить на земле!
Государыня - соль!
И недаром
Солоница,
Как трон, на столе!

По форме подобные солоницы действительно напоминали кресла, а некоторые из них, искусно декорированные резьбой, вполне можно сравнить с троном. Отдельные части солонок носят те же названия, что и детали кресла, например спинка, подлокотники, ножки и т. п. За многие столетия в крестьянском быту выработался особый тип крышки солонки - кресла. Два цилиндрических стержня, вырезанные из выступов крышки - вертлюги вращаются в отверстиях, просверленных в подлокотниках боковых стенок. Крышка, вращающаяся на вертлюгах, легко откидывается и упирается в спинку солонки. Возвышаясь над корпусом солонки, спинка служила удобной ручкой, за которую ее переносили. Иногда в спинке прорезали сквозное фигурное отверстие. Такую солонку можно было повесить на стене кухни в удобном месте. Конструкция солонок разработана с таким расчетом, что в ней нет ни единого гвоздя или какого-либо другого металлического крепежа. И это не случайно - ведь металлические детали от соли и влаги быстро ржавеют или окисляются, а затем разрушаются.

Знаменитый русский мастер Иван Васильевич Савинов, живший в деревне Тимирево не далеко от Москвы выполнил солоничку которая, похоже, предназначалась в дар друзьям; чтобы украсить ее, немало потрудился мастер. Сама она вырезана в виде стульчика с крышкой (такую форму имеют многие крестьянские солоницы). (Приложение 6) . Все стенки ее испещрены резным орнаментом и сценками из деревенской жизни. Вот два странника с котомками и посохом. Их сменяет крестьянка, которая печет блины. Рядом – три веселых мужика сидят за столом, перед ними на тарелке стопка блинов, а хозяйка подносит еще целое блюдо. Сейчас начнется веселый пир. Но делу – время, потехе – час, как говорит народная пословица. Тут же мы видим крестьян за работой. Один пашет сохой, погоняя лошадь, другой сеет из лукошка. Все сценки очень живые, достоверные в мельчайших деталях. Подпись на задней стенке указывает: “Волостной судъ” - несколько бородатых мужиков явно пришли к какому-то делу. (Приложение 7)

В отделке и этой солонки Савинов остался верен своей любви к скульптурным изображениям: солонка стоит на ножках, вырезанных в виде бородатых голов. А сверху, на крышке, - три курочки: как живые, идут друг за другом, вот-вот закудахчут.

По технике изготовления солонки - кресла можно разделить на три типа: долбленые, столярные и бондарные. Долбленые солонки вырезают из целого куска дерева, выбивая полость специальными резцами. Столярные собирают из отдельных дощечек, используя приемы соединения деревянных деталей, например в шип. Бондарные солонки тоже собираются из отдельных дощечек, но скрепляются они друг с другом, как клепки бондарной посуды, с помощью ивового обруча. Но много таких солонок изготовляли мастера Поволжья на продажу. Их охотно покупали не только крестьяне, но и горожане. Прочные, надежные и вместительные солонки служили им долгие годы.

Не секрет, что кое-кто в наше время держит соль в стеклянных банках, закрывая их пластмассовыми крышками. Стоит ли говорить, насколько неудобна такая “солонка”? К тому же ее постоянно приходится убирать с глаз долой - ведь вряд ли кому придет в голову поставить такую солонку на видное место как украшение. Да к тому же всегда есть риск разбить банку и просыпать соль. Деревянная же солонка, будь то старинная или же сделанная совсем недавно, прекрасно вписывается в интерьер современного жилища. Прятать ее нет необходимости, а уж об ее удобстве и говорить не приходится - оно подтверждено многовековым опытом народа. (рис. 1, рис. 2)

В Мурманском художественном представлена выставка из цикла простые вещи «Без соли, без хлеба худая беседа». Солонки.

«Хлебъ соль ешъ а правду решъ» — искусно вывела рука резчика на задней стенке костромской солоницы XVIII века. Нарядно крашенная узорными поясками и розетками, она привлекает к себе внимание, заставляет задуматься. Отчего так много времени, рукоделья и выдумки потратил мастер на убранство столь обычного в наше время предмета? Отчего так любовно и бережно хранились они многие годы, заняв, наконец, достойное место в музейных коллекциях?

Солонки очень разнообразны по форме, технике изготовления, декору. Одни — долбленые, в виде плывущих утиц или гордо откинувших головы коников. Другие, «стульчики», — похожи на нарядно убранные троны с витыми колонками и пышным резным убранством. Третьи — плетенные из березового лыка или корня сосны. Все они привлекают внимание пластичностью линий, разнообразием украшений.
Обычно солоница выдалбливалась из цельного куска дере¬ва, чаще всего березы. Инструменты были самые незамысловатые — топор, нож, тесло. Основной инструмент — умелые руки крестьянина. Длинными зимними вечерами, при свете лучины резал он необходимые в хозяйстве вещи, украшая их нарядной резьбой и вкладывая в их декор свое, по-крестьянски простое и мудрое, полученное от предков, представление об устройстве мира.

Обычно предметы прикладного искусства, связанные с крестьянским бытом, безымянны. Деревенские мастера не ставили своей подписи на изделиях, выходивших из их рук. Лишь по форме, пропорциям и элементам убранства можно предполагать возможное время и место производства памятника. Вот почему нам особенно дороги вещи, авторство которых установлено.
Небольшой предмет обихода — деревянная солоница как бы донесла до нас частицу прошлого, рассказала о традициях и обычаях ушедших поколений. Как и все произведения крестьянского художественного творчества, солоницы исполнены духовности. Безусловно, одними из основных требований к ним были добротность и долговечность. Поэтому, создавая свои произведения, народные резчики прежде всего заботились о том, чтобы польза предмета и его красота были неразрывно связаны между собой.

Ныне производятся как «обыкновенные» солонки, так и представляющие собой произведения искусства: выполненные из дорогих материалов, нетипичной формы (например, сделанные в виде какого-либо животного или забавного существа), богато украшенные или расписанные.На выставке представлены солонки из собрания музея и частных коллекций.






Без соли, без хлеба - худая беседа

Ср. Без соли без хлеба - худая беседа .

Наш брат, русский человек, любит почавкать.

Лесков. Островитяне. 5.

См. наш брат.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "без соли, без хлеба - худая беседа" в других словарях:

    Без соли, без хлеба худая беседа. См. ГОСТЬ ХЛЕБОСОЛЬСТВО …

    Безъ соли, безъ хлѣба худая бесѣда. Ср. Безъ соли, безъ хлѣба худая бесѣда. Нашъ братъ, русскій человѣкъ, любитъ почавкать. Лѣсковъ. Островитяне. 5. См. Наш брат … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (половина беседы). См. ПИЩА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    См. Вранья на на зуб не положишь … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Жен. взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. О чем у вас вечор беседа шла? | Речь, говор, слово, язык, наречие, способ объяснения, произношения; слог, оборот речи. У галичан иная … Толковый словарь Даля

    Беседа - – всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    беседа - всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха. Без соли, без хлеба худая беседа. В чужой беседе всяк ума купит. Жить в соседах, быть в беседах. Хорош беседник, да накладен (много… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    Легок на помине. Его помяни только, а он и тут. Помянули волка, а он и тут. Помяни волка, а волк из колка. Ни слуху, ни духу, ни вестей, ни костей. И глаз не кажет. И облику его не видаем. Хоть бы плюнул к нам (т. е. навестил). Как молодой месяц… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Толковый словарь Даля

    Ср., муз. пятая нота в порядке, ге. II. СОЛЬ жен. составное вещество, соединение щелочи и кислоты в одно, по химическому сродству; в сем ·знач. селитра и купоросы соли, также гипс, известь, мел и пр. | Соль, поваренная, кухонная, солнокислый натр … Толковый словарь Даля