Художественная литература в доу проект. Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе с использованием детской книжной графики. Ребёнок как активный участник воспитательно-образовательного процесса

Детский литературный проект «Золотой ключик»

Проект представлен : детьми подготовительной к школе группы №6 , воспитателем Часовских С.О.
Познавательный. Творческий. Краткосрочный.

Актуальность:
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Задачи:
1 Знакомить детей с явлениями окружающей действительности через искусство (художественную литературу).
2 Формировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности, развивать фантазию, умение формировать замысел и находить форму для его воплощения.
3 Развивать диалогическую и монологическую форму речи, культуру речевого общения в различных ситуациях общения.
4 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства (сопереживания, сострадания, справедливости).
5 Развитие интереса к художественной литературе, книге.
6 Развивать творческие способности.
7 Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга

План проекта.
1. Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Самостоятельная художественная деятельность по прочитанным главам сказки.
3. Изготовление альбомов «Буратино»
4. Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие).
5. Пересказ сказки рисункам детей.
6. Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю.»
7. Изготовление папки «Викторина в стихах по сказке А.Н.Толстого. Рисуем сказку. Литература и прикладное творчество»

Достигнутые результаты.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей вырос интерес к художественной литературе, желание самостоятельно рассматривать книги, передавать знания, полученные из книг в самостоятельной художественной деятельности. Родители выслушали пересказ сказки по рисункам детей.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники детской центральной библиотеки, родители.

Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга - необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.

Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать произведения детских писателей. А ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам, как источнику новой информации, произведению искусства.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям детской литературы;
  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
  • Развивать элементы творчества, формировать умение использовать прочитанное в разных видах деятельности;
  • Привлечение родителей к педагогическому процессу, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
  • Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформирован интерес к книгам и умение использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности.
  • Развиты творческие способности, коммуникативные навыки, связную речь, значительно пополнить словарь;
  • Развита способность детей узнавать и называть прочитанные детские произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
  • Сформировано умение самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять «Книжки-малышки» ;
  • Сформировано умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы) .

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация для родителей
  • Изготовление «Книжек-малышек» совместно с детьми;
  • Участие в фотовыставке «Моя любимая книга» ;
  • Разгадывание кроссворда «Книги К.И. Чуковского» совместно с детьми.

Продукты проектной деятельности:

  • Пополнение центра книги в группе;
  • Фотовыставка «Моя любимая книга» ;
  • Выставка «Книжек-малышек»
  • Продуктивная деятельность в организованной образовательной деятельности;
  • Выставка «Закладки для моей любимой книжки» ;
  • Рекомендации «Как и какую литературу читать детям 4-5 лет» ;
  • Кроссворд по произведениям К.И. Чуковского;
  • Интерактивная презентация к итоговому мероприятию «Путешествие в Книгоград» .

Реализация проекта

I этап. Подготовительный.

Цель:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе
  • Подбор детской и методической литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов, для реализации проекта.
  • Подбор информации для оформления родительского уголка.
  • Договорённость о творческом сотрудничестве с МБУ Вознесенской ЦБС детской библиотекой.
  • Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
  • Консультации «С какими книгами лучше дружить дошколятам» ;
  • Анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
  • Совместное изготовление родителей с детьми «Книжки-малышки» ;
  • Участие в фотовыставке «Моя любимая книга» .

II этап. Основной.

День 1. «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом» (День С.Я. Маршака)

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к его творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев;
  • В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.

Социально-коммуникативное развитие Путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я. Маршака) ;

Экскурсия в библиотеку детского сада

Речевое развитие Чтение произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом» , «Пожар» , «Сказка о глупом мышонке» , «Усатый-полосатый» , «Рассеянный с улицы Басеянной» в детском саду и дома.

Игра «Умники и умницы» по произведениям С.Я. Маршака

Физическое развитие Утренняя гимнастика «О том, как загорелся кошкин дом»

Подвижная игра «Найди свой домик»

Познавательное развитие Интегрированное занятие «Кошкин дом»

Дидактическая игра «Найди героев сказки»

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Художественно-эстетическое развитие Музыкальная игра «Мыши водят хоровод» , лепка «Кошкин дом» .

День 2. «Забавные картинки для детей» (День В.Г. Сутеева)

Задачи:

  • Познакомить детей с автором и художником В.Г. Сутеевым;
  • В дидактических, подвижных играх, в творческих видах деятельности, в театральной деятельности закрепить знания детей сюжетов и героев сказок В.Г. Сутеева.

Социально-коммуникативное развитие Театральная деятельность «Драматизация сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Г. Сутеева.

Речевое развитие Чтение произведений В.Г. Сутеева «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Кто сказал мяу?» , «Три котенка» , «Цыпленок и утенок» в детском саду и дома.

«Кто быстрее под грибок» , подвижная игра «Ласковые котята»

«Узнай героя по описанию» , дидактическая игра «Последовательные картинки» по серии «Забавные картинки» В.Г. Сутеева, дидактическая игра «Узнай по голосу»

Художественно-эстетическое развитие Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка» (по произведениям В. Сутеева)

Музыкальная игра «Зайка серый умывается»

День 3. «Доктор Айболит» (День К.И. Чуковского)

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
  • Способствовать формированию умения высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи;
  • Тренировать память, расширять кругозор, развитие внимания, воображения, восприятия.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского.

Театральная деятельность «Постановка сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»

Ремонт «заболевших» книг «Книжкина больница»

Речевое развитие Чтение произведений К.И. Чуковского «Доктор Айболит» , «Телефон» , «Краденое солнце» , «Тараканище» , «Бармалей» , «Путаница» , «Муха-Цокотуха» , «Федорино Горе» в детском саду и дома.

Физическое развитие Подвижная игра «Путаница» , подвижная игра «Кто быстрее»

Познавательное развитие Дидактическая игра «Как вести себя с больным» , дидактическая игра «Помоги Федоре» , организованная образовательная деятельность «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Кроссворд «Сказки К.И. Чуковского»

Художественно-эстетическое развитие Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности «Поможем Доктору Айболиту вылечить медвежат»

День 4. «Незнайка в гостях у ребят» (День Н.Носова)

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством Н.Носова, создавать условия для создания детьми творческих работ на основе прочитанного;
  • Развивать творческое воображение, мышление, память, формировать умение у детей соблюдать правила подвижных, настольных и дидактических игр.
  • Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям Н.Носова.

Настольно-печатная игра «Незнайка в солнечном городе» .

Речевое развитие Чтение произведений Н.Носова «Незнайка на Луне» , «Заплатка» , «Огурцы» , «Мишкина каша» , «Приключения Незнайки» в детском саду и дома

Физическое развитие Подвижная игра «Найди себе пару» , спортивное развлечение «Незнайка в гостях у ребят» , подвижная игра «Кошки мышки»

Познавательное развитие Математическая игра «Поможем Незнайке»

Организованная образовательная деятельность «Николай Носов и его произведения» .

Дидактическая игра «Незнайка в стране геометрических фигур»

Художественно-эстетическое развитие Организованная образовательная деятельность «Кораблик для Незнайки»

День 5. «Сказка в гости к нам пришла» (День сказок)

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами сказочных произведений, формировать умение узнавать героев сказок, знать названия и автора, пересказывать содержание высказывать свое отношение к героям сказок;
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный, магнитный)
  • Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстрация по разным видам сказок.

Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» - кукольный театр.

Беседа «Расскажи свою любимую сказку» - рассказы детей.

Речевое развитие Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко» , «Лисичка со скалочкой» , «Три поросенка» , «Теремок» , «Колобок» , «Маша и медведь» в детском саду и дома.

Физическое развитие Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» , подвижная игра «Пятнашки» .

Познавательное развитие Беседа «Что такое библиотека?»

Мероприятие «Наши любимые сказки» - провели сотрудники детской центральной библиотеки.

Дидактическая игра «Доскажи словечко» - загадки о героях сказок.

Художественно-эстетическое развитие Рисование на тему «Мой любимый герой сказки»

III этап. Заключительный.

  • Подведение итогов проектной деятельности;
  • Проведение итогового мероприятия – детская викторина «Путешествие в страну «Книгоград»
  • Оформление пальчикового театра по сказкам;
  • Фотовыставка «Моя любимая книга» ;
  • Выставка «Книжка-малышка» , изготовленных детьми совместно с родителями;
  • Составление рекомендаций для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 лет.

Список используемой литературы

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / авт. -сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015 г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007 г.
  5. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
  6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР -детский сад «Солнышко»п. Чернянка Белгородской облласти.»

Проект

« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Руководитель проекта: Захарова Е.В.

Вид проекта : исследовательско-творческий, долгосрочный

Участники проекта : дети средней группы «Озорные лучики»,родители, воспитатель, сотрудники районной детской библиотеки.

Актуальность :

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Исскуство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми.

Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект « Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок.»

Цель:

1. Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.,как к источнику знаний.

2.Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

3.Способствовать формированию устойчивого интереса к книге через создание единой системы работы между МАДОУ” Солнышко”, детской районной библиотекой и родителями .

Задачи реализации проекта:

Работа с детьми: 1.Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

обогащать и расширять словарный запас детей.

3.Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений, в инсценировках.

4. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

5.развивать артистические способности;

6.развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

7.Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

8.Обеспечить расширение социальных связей семей с сотрудниками детской библиотеки, развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.

Методическая работа с кадрами:

1. формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

2.повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

3.развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

4.внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

1. познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,

2.участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;

3.оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.

4..Способствовать зарождению традиции семейного чтения.

Основные формы реализации проекта:

с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;

с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;

с социумом: т ематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

Предметно-пространственная среда :экран, проектор, фонотека сказок,детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, различные виды кукольных театров, зал районной детской библиотеки.

Этапы реализации проекта

  • 1.Подготовительный этап
  • Постановка цели,определение актуальности и значимости проекта
  • Заключение договора с районной библиотекой
  • Р азработка плана взаимодействия ЦРР д/с «Солнышко» с сотрудниками детской библиотеки
  • Организация развивающей среды в группе .

Перспективный план работы

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3 Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2.Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят»

3.Заключение договора с районной библиотекой.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят»

3.Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

4. Оформление книжного уголка в группе.

Декабрь

1.Разработка и утверждение плана взаимодействия Чернянской районной библиотеки с МАДОУ ЦРР Д/С «Солнышко».

2.Мастер -класс для педагогов доу на тему « Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказки».

3.Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

Январь

1. «Рождественнские посиделки»-развлечение (совместно с работниками библиотеки)

2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского(подбор литературы, иллюстраций)

3.Дидактические игры по сказкам.

Февраль

1.Консультация для воспитателей.

2. Досуг «Путешествие по сказкам»

3. Изготовление родителями «Книжек-малышек со сказкам»

Март

1. Литературная гостиная «Творчество С.Михалкова»

2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

3.Создание « Книжкиной больницы»

Апрель

1. Литературная гостиная « Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина»

2. Викторина « Мои любимые сказки»

3.Создание книжек -самоделок.

Май

1. Участие в конкурсе драматизаций сказок.

3. Отчет-презентация по проекту «Путешествие по сказкам»

2. Основной этап

1.Чтение разных сказок.

2.Рисование детьми героев сказок.

3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4.Р ассматривание картин, беседы по их содержанию.

5.Экскурсия в детскую библиотеку

6..Загадки о сказках, героях сказок.

7. Пересказ прочитанных сказок.

8.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Организация выставок произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки.

10..Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

11.Инсценирование сказок.

12. Анкетирование родителей

13.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

14.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15.Чтение сказок с детьми.

16. Оформление папок-передвижек по теме проекта.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами»

17.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

18.Изготовление книжек-малышек.

19.Консультации:памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

Взаимодействие с педагогами ЦРР « Солнышко», с сотрудниками районной детской библиотекой.

1.Педагогический совет «Развитие речи детей »- мастер -класс « Приобщение детейк художественной литературе через чтение сказок»

  1. Консультация для воспитателей на педчас «Оформление книжного уголка в группе»
  2. Презентация проекта «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» в рамках педсовета.

4. План работы с сотрудниками детской библиотеки.

3. Заключительный этап:

  1. Анализ результатов проекта, обобщение.
  2. Выставка творческих работ родителей и детей: книжек-малышек, рисунков по сказкам.

3. Драматизация сказки.

4.Презентация проекта в рамках педсовета.

Предполагаемые результаты:

  1. 1.Оснащение развивающей среды в группе: .подбор фонотеки сказок, оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по сказкам.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3.Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Популяризация семейного чтения.

5.Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.

6.Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7.Развитие коммуникативных способностей детей,умения договариваться, помогать друг другу.

8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.


Татьяна Звонова
Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы»

Вид проекта : творческий, познавательный

Участники проекта : дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно -эстетическое развитие

Объект : развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет : формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Проблема : необходимость чтения детям сказок

Место проведения : детский сад №1

Продолжительность : краткосрочный (3 месяца)

Цели : познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.

Задачи :

Образовательные :

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения .

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.

3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом) .

4. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие :

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Развивать артистические, творческие способности, с помощью воспитателя инсценировать народные сказки.

3. Развивать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общение с взрослыми) .

Формы работы с детьми : чтение сказок, беседа, использование игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, просмотр сказок с использованием ИКТ, игры-инсценировки, этические беседы, кукольные спектакли, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, загадывание загадок.

Ожидаемые результаты :

Слушать произведения художественной литературы (сказки)

Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Анализировать явление, событие, поступки литературных героев , оценивать их;

Воспроизводить содержание произведения;

С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Отгадывание загадок

Предполагаемый результат :

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в привитии любви к русским народным сказкам, уметь инсценировать небольшие по содержанию сказки с помощью взрослого, в усвоении вечных ценностей : справедливости, правдолюбия, милосердия, великодушия, сочувствия, стремлении к добру.

Пояснительная записка

Сказка - прекрасное творение искусства. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке : «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему : к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней-шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми» . Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью : в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта :

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова .

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои , но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Дети не любят слушать и читать художественную литературу , но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием

компьютерного оборудования, через драматизацию сказок с участием самих детей .

План реализации проекта

Этапы проекта Содержание деятельности

Практические мероприятия

I.Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить детям принести в группу любимые книги со сказками из дома, провести беседы с ними.

2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему : «Бережное хранение книг» 1. Беседы «Моя любимая сказка» и .

2. Проведение игры «Книжная больница»

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 3. Организовать экскурсию в библиотеку д/сада.

Взаимодействие с педагогом-психологом 3. Игра-занятие «Необыкновенные книжки»

Знакомство детей с книгами библиотеки.

Обучение педагогом-психологом приемам владения куклами БИ-БА-БО

III. Реализация идеи 4. Чтение р. н. сказок : «Теремок» , «Волк и лиса» , «Маша и медведь» , «Лисичка-сестричка и волк» , «Заюшкина избушка» , «Волк и семеро козлят» , «Петушок и бобовое зернышко» , «У страха глаза велики» .

Показ их с помощью пальчикового и кукольного театров.

5. Выставка : «Наши любимые сказки»

6. Итоговое мероприятие- презентация с использованием ИКТ «Путешествие по сказкам» 4. Игра «От загадки к сказке» - формировать умение отгадывать загадки к сказкам.

5. Игра «Покажи героя» - дети определяют имя героя, имитируя его походку.

6. Инсценировка детьми сказки «Теремок»

7. Оформление коллажа «Наши любимые сказки»

8. Проведение конкурса совместно с родителями «Мой любимый сказочный герой»

9. Проведение ООД по развитию речи_ «Сундучок сказок» , «Путешествие по сказкам» .

Взаимодействия с родителями

1. Познакомить родителей с планом работы по проекту : «Дарите детям сказки» 1. План по реализации проекта

2. Провести родительское собрание. 2. Родительское собрание : «Роль сказки в жизни ребенка»

3. Анкетирование родителей по данной теме. 3. Результаты анкеты

4. Консультации для родителей 4. Консультации : «Приобщение детей к художественной литературе » , «Как правильно читать детям книги»

«Какое время в режиме дня выделить для чтения?» , «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?»

Вывод : По завершению реализации проекта

Дети научились внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы, анализировать поступки, с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, отгадывать загадки, раскрылись творческие способности. Но самое главное, в детях стали проявляться такие качества, как справедливость, сочувствие, стремление делать добрые дела.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК» Р.П. МОКШАН

Проект « PRO чтение»


Подразделения, организации, вовлеченные в проект

  • Министерство образования Пензенской области
  • ГАОУ ДПО ИРР ПО (координатор проекта)
  • ФГБОУ ВПО ПГУ
  • Областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова
  • Областная библиотека для детей и юношества
  • Образовательные организации и библиотеки Пензенской области







Координатор проекта, исполнители

Координатор проекта:

Пискунова Ольга Александровна

Исполнители:

Чупшева Наталья Анатольевна Лядова Юлия Алексеевна Пискунова Ольга Александровна Зубрилина Надежда Николаевна Дмитриева Любовь Владимировна Тыкушина Вера Яковлевна Фаст Светлана Александровна Атянина Надежда Михайловна Головина Надежда Викторовна Трушникова Ольга Павловна Акимова Ирина Викторов на


Сроки и этапы реализации проекта


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. ;
  • Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 13.06.2014 № 426;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Основания для инициации проекта

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • О проведении в 2014 году в России Года культуры;
  • О проведении в 2015 году в России Года литературы;
  • Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом 24.11.2006 г.

Актуальность

Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

Проблема чтения

осознается в

современном мире

общенациональная

и государственная.


Цель Повышение уровня читательской компетентности детей, рост читательской активности населения региона


Задачи

  • Провести мониторинг читательской компетентности и читательской активности детей и родителей.

2. Разработать программы семейного и досугового чтения.

3. Провести мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.

  • 4. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.

Мероприятия для воспитанников ДОО:

  • Проведение литературных утренников: «Русские народные сказки», «Веселая книга в детском саду», «Наши любимые стихи» и др.
  • Организация деятельности клуба «Книголюбы» (для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов)
  • Организация Дня книги в дошкольных группах детского сада (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)
  • Организация тематических выставок в уголке книги

Мероприятия для родителей воспитанников ДОО:

  • Акция «Читаем дома вместе с детьми»
  • Организация деятельности Литературной гостиной
  • Проведение консультаций, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.
  • Создание литературно-художественного

детского журнала

  • Презентация детских книг для

родителей «Книги моей домашней

библиотеки»

  • Издание буклета «Как

помочь ребенку полюбить


. Мероприятия и акции, направленные на поддержку и развитие чтения:

  • Педагогический совет «Как воспитать у ребенка любовь к чтению?»
  • Марафон родительских собраний «Читающие родители – читающий ребенок»
  • Флеш-моб «Почитаем перед сном»
  • «Час семейного чтения»
  • Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам»
  • Марафон-эстафета «50 книг, прочитанных вместе с родителями»
  • 2. Конкурсы :
  • Конкурс проектов «Читающий детский сад» «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья) «Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка для дошкольников)
  • Конкурс проектов «Читающий детский сад»
  • «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья)
  • «Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка для дошкольников)

  • МБУК (Межпоселенческая центральная районная библиотека Мокшанского района) :
  • - Провести цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка»
  • - Организовать и провести форумы и фестивали:
  • «Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги «Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья
  • «Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги
  • «Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья
  • - Организация круглых столов и диспутов о роли книги в жизни человека, семьи, социума
  • - Разработать методические рекомендации по проведению акций:
  • Буккроссинг «Прочитай – оставь другому!»
  • -Создание буклетов по актуальным проблемам организации семейного чтения

  • Образовательной организации :
  • Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»
  • Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения
  • Создать программы семейного и досугового чтения:
  • Часы родительской грамотности («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок» и пр.)
  • Материнский всеобуч « Книга в руках мамы » (создание уголка для мам, встреча матерей, с писателями, издателями детской литературы, привлечение психологов, педагогов, библиотекарей)
  • Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!»
  • Организовать и развивать деятельность клуба семейного чтения «Книголюбы»

Результаты проекта

Показателями эффективности проекта являются :

  • позитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению;
  • привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся к концу 2015 года; не менее 50% семей – к концу 2017 года;
  • увеличение числа участников конкурсов, акций, мероприятий, направленных на повышение уровня читательской компетентности не менее чем на 10% ежегодно;
  • разработка программ семейного

и досугового чтения не менее 70%

образовательных организаций к

концу 2015 года; 100% – к концу