Мировая художественная культура xx века. Актёрские работы в театре. · «Сакунтала» Калидасы

Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма, ставшего специфическим путем художественного вырождения проблем этого столетия. Традиция была решительно отвергнута в пользу авангардизма. Его основные черты - отход от культурных ценностей XVIII -- XIX веков, прежде всего от принципа реализма, провозглашение независимости искусства от действительности, создание новых, ни на что ни похожих стилей языка, содержания в изобразительном искусстве.

Одним из самых известных течений модернизма в первом десятилетии XX столетия стал фовизм (от фр. fanve -дикий), представленный именам французских живописцев - А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью ярких пронзительных цветовых гамм. Природа, пейзаж использовались ими не столько в качестве объектов изображения, сколько поводом для создания напряженных цветовых композиций.

На протяжении первой четверти XX века одним из самых модных и влиятельных художественных методов был экспрессионизм (от фр. expression - выразительность) . Опираясь на философский интуитивизм А. Бергсона и феноменологию Э. Гуссерля, поборники данного художественного направления (немецкие художники Ф. Марк, Э. Нольде, П. Клее, русский художник В. Кандинский, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг и др.) провозглашали целью искусства не изображение современной действительности, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека. Они стремились средствами изобразительного, музыкального, литературного искусства (Ф. Кафка) передать напряженность человеческих эмоций, иррациональность возникающих у человека образов. Деформация нормальных фигур ради обостренной передачи человеческих страхов и страданий, нередко предстающих в виде скопища фантастических, кошмарных видений, становится стержневым направлениям их творчества. Окружающий мир изображается ими в бесконечном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному состоянию человека. Кричащие противоречия жизни Европы начала века, особенно остро проявившиеся в Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, а затем в Германии, породили в творчестве экспрессионистов яростный протест против войны и насилия, призыв к всемирному человеческому братству.

Одним из влиятельных художественных направлений в первой четверти XX века был кубизм (от фр. cube - куб) -- авангардистское течение в изобразительном искусстве, которое выдвинуло на первый план конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что дало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр. По выражению автора термина "кубизм", Л. Восселя, в картинах данного направления господствует "множество кубиков". Годом возникновения этого направления считается 1907 год, когда выдающийся художник П. Пикассо выставил свою программную кубическую картину "Авиньонские девицы" - большое панно, на котором изображена сцена борделя. Женские фигуры на картине почти не объемны, плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме, лица написаны грубоватыми штрихами. Наиболее известные представители кубизма П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Ф. Леже и др. своим творчеством демонстрировали отказ от воссоздания пространства посредством линейной перспективы, заменив его одновременным изображением предмета с нескольких разных точек зрения. Если на первом этапе развития кубизма (1907 - 1913 гг.), получившем название " аналитический", все изображения дробятся на мелкие плоскости и кубики, что, по мнению авторов, позволяет глубже проникнуть в суть предметов и явлений, то на синтетической стадии все большее внимание уделяется цвету, картины становятся все более абстрактными, декоративными и обобщенными, а аскетические зеленоватые, коричневатые и серые тона уступают место более ярким и контрастным. Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства, способствовал зарождению абстракционизма, футуризма, супрематизма.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В. Кандинский в книге "О духовном искусстве" (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед " застрявшую повозку человечества". Но сделать это можно, только создав " новую реальность", которая есть не что иное, как внутренняя субъективная реальность, исходящая из интеллекта и чувств художника. Суть абстрактного искусства в том, считают его поборники (В. Кандинский, П. Мондриан, Ф. Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее.

В абстракционизме различаются два основных направления. Первое из них, обозначенное творчеством В. Кандинского, Ф. Купки и др., главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремиться выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", неподвластные грубой предметности реальной действительности. Это в наиболее яркой форме воплощено в картине В. Кандинского " Эскиз 1 для композиции VII" (1913 г.), где буйство красных, оранжевых, желтых, голубовато-зеленоватых красок, перемежающихся черными полосами, над которыми возвышается красная фигура, напоминающая одновременно и лицо, и виолончель, должно, по замыслу художника, выразить сложную мелодию как бы звучащих чувств, эмоций, переживаний человека. Оно получило название абстрактный экспрессионизм.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П. Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (К. Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.) Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат. высший, последний) К. Малевича, лучизм М. Ларионова, беспредметничество П. Мондриана. Выдающийся художник К Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим "черным квадратом", который он считал не "пустым квадратом", а " восприимчивостью к абсолютной пустоте". За черным последовали иные изображения квадратов-красные, даже белые на белом фоне. В 1914 году появилась картина " Динамический супрематизм", давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера. Супрематизм рассматривался К Малевичем как абсолютное преобладание в художественной деятельности "чистого" ощущения, освобожденного от какой-либо связи с предметной реальностью.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта, широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространенное преимущественно в Италии и России. Его исходной точкой стало опубликование в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1910 г. итальянским поэтом Ф. Маринетти "Манифеста футуризма". Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов. Они стремились вырезать "раковую опухоль" традиционной культуры скальпелем техницизма, урбанизма и новой науки. Основное средство очищения мира от старой рухляди итальянские футуристы У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Их лозунг: "Война - единственная гигиена мира!". Некоторые из них после войны примкнули к фашистской партии итальянского диктатора Б. Муссолини. Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. В живописи и культуре для них характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображается наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение. В результате на картине возникают " размытые" кадры с изображением лошади с двадцатью ногами, автомобиля - с множеством колес. Еще одной важной особенностью футуризма было стремление внести в изобразительное искусство шумы и звуки технизированного мира при помощи визуальных средств. Дж. Балла, например, называет свою картину " Скорость автомобиля + свет + шум".

Футуризм в России существенно отличался от своего итальянского собрата. Его поборники А. Кручених, В. Маяковский, В. Хлебников, В Каменский, браться Бурлюки характеризовались стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском "словотворчестве и словоновшестве", что отчетливо проявилось в зауми В. Хлебникова. Их отличало обостренное ощущение грядущего "мирового переворота", неизбежного "крушения старья" и возникновение " нового человечества". Они стремились поставить свое искусство на службу революции, но к 20 годам пришлись не по вкусу новым властям, подверглись резкой критике, а их группировки были распущены.

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (от фр. surrealism , букв. сверхреализм, надреализм), сложившийся в 20-х гг. Его основные представители - писатели А. Бретон, Г. Апполинер, П. Элюар, Ф. Супо, художники С. Дали, П. Блум, М. Эрнст, Х. Миро, драматурги А. Арто, Ж. Шеале, кинематографисты И. Бергман, А. Хичкок и др.) провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность. Самый знаменитый художник этого направления - Сальвадор Дали называет свой подход к творчеству " параноидально-критическим методом", позволяющим образы, хорошо знакомые разуму, - людей, животные, здания, пейзажи- соединять в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, туловища женщин -- в лошадей, а раскрытые женские губы -- в розоватый диван. В его знаменитой картине " Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании (1936 г.)" секс и ужас переплетаются воедино: мягкая женская плоть в центре контрастирует с грубыми мозолистыми руками, одна из которых сжимает грудь, а другая вдавливается в землю, как старый корень виноградной лозы, питающийся вареными бобами, символизирующими простых людей, которые становятся жертвами войны.

Потрясенный катастрофами XX века, С Дали потрясает зрителя фантастическими, мастерски выполненными композициями, в которых причудливо переплетены страхи Эдипова комплекса, персонифицированные в портретах В. И. Ленина, вмонтированных в клавиатуру черного рояля ("Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле" (1931) и в фотографии фашистского диктатора на золоченной тарелке под мрачной тенью черного телефона, висящего на обрубленном дереве и испускающего из своей трубки гигантскую слезу (" Загадка Гитлера" (1939), с ужасами войны "Лицо войны" (1940-1941), где череп, глаза и рот мертвой головы наклонены над другими черепами. Возникающие из подсознания чувственные сны, кошмары и параноидальные фантазии, превращающиеся в скрытую реальность, образуют плывущую, колышущуюся, наполненную динамизма картину, в центре которой часто оказывается образ плотно одетой, полураздетой и совершенно обнаженной Галы (урожденной русской Елены Делувиной-Дьяконовой) - обожаемой художником его жены, которую он описывал очень сексуальной и страстной.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фото-искусство (Ф. Надара, Д. Камерон и др.), " театр абсурда" (Э. Ионеско, С. Бекет), кинематограф (А. Тарковский и др.).

катарсис художественный культура

XX век знаменует собой существенный перелом в истории человека и формах его культурной деятельности. Соглашаясь с тем, что уже начало XX века обозначило важный этап в развитии художественного сознания человечества, мы фиксируем не просто границу в смене картин мира, а некий глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это не означает, что речь идет о рождении в начале века нового всеобъемлющего стиля, о становлении новых приемов художественной выразительности, ведущих к сложению устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, мы являемся свидетелями мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков.

Нельзя, однако, забывать, что уже и XIX век предстал в панораме, не сводящейся к единой формуле художественных поисков. Тем не менее, художественные процессы XIX столетия можно, так или иначе, выделять, хотя и краткие, но вполне определенные периоды доминантного развития реализма, натурализма, импрессионизма, символизма. Принципиальное отличие художественных процессов XX века состоит в том, что разнородные художественные течения развиваются не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимаются как равноправные. Все их многообразие (модернизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и др.) создает всеобъемлющий собирательный портрет человека ХХ века.

Термином модернизм (от фран. - новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г.. Субъективность миропонимания заключалась в том, что в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты - элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому, надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Заботой о будущем, человек, может жить лишь до встречи с абсурдом. Именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе, поэтому человек обязан жить согласно тем нормам поведения и поступкам, которые соответствуют его душевному устройству, не создающими дискомфорта с самим собой и если для этого требуется вынужденное одиночество, то он должен выпасть из привычного социума. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.

Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью

Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: «мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах» .

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, порывающее с существовавшими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г. Авангардизм, тесно связан с модернизмом, понятие модерн шире, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому. В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом - все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философии. Поэтому авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство - это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо), характеризуются перестройкой традиционного типа искусства, еще не выработан язык авангарда, поэтому художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.

Абстракционизм - направление, в искусстве возникшее в 10-х годах XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г.. Абстрактное искусство, отрицающее познавательные задачи художественного творчества, является крайним проявлением модернизма. Основателем абстракционизма считается - Василий Кандинский. Сущность этого течения заключается в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Абстракционизм напоминает музыку, и Кандинский создал свой абстрактный язык живописи, где каждый цвет нес определенную символическую нагрузку. Другой представитель абстракционизма - Казимир Малевич. Его произведение «Черный квадрат» (1913г), выставлялся как некий новый планетарный знак.

Модернистское направление - сюрреализм, связан с Сальвадором Дали, возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Сюрреализм провозгласил источником искусства сферу бессознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а методом искусства - разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями Там же.. Реальный мир - это мир, который находится в нашем подсознании. Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в скульптуре и кино.

Постмодернизм - эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 1979 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта - эклектика (соединение различных элементов - Восток, Запад, Африка, европейская культура) . Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития. Постмодернизм - результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм - форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

Вторжение «неклассических форм» Кривцун в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика конца XIX века. По мысли Кривцуна, должен был быть провозглашен тезис о смерти искусства, чтобы оказалось возможным возрождение новой фазы его развития. Своеобразие новой фазы художественного творчества состояло и в том, что она подвергла ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства.

Общая характеристика художественной культуры ХХ века. Основные исторические события. Этапы развития европейской культуры ХХ века. Развитие интеграционных процессов в сфере экономики и культуры. Мировые войны, революции и их влияние на развитие художественной культуры. НТР, "электронная" революция и их воздействие на художественную культуру. Ускорение темпа развития художественной культуры. Глобальные катаклизмы эпохи и их воплощение в искусстве (П. Пикассо, И. Стравинский, М. Горький, Р. Тагор, Т. Манн, Б. Брехт, А. Берг, А. Скрябин, С. Эйзенштейн, А. Платонов, Ф. Кафка, Д. Оруэлл и др.). Развитие национальных культур и диалога между ними. Национальное и общечеловеческое в художественной культуре ХХ века.

Расширение видовых и жанровых границ искусства, изменение морфологической структуры мира искусств. Артизация пограничных форм творческой деятельности. Новые виды искусства. Доминирующая роль зрелищных форм художественной культуры и многообразие их жанров.

Массовая и элитарная культуры, их художественные модификации. Культура и искусство "третьего направления". Новое в функционировании художественной культуры. Дальнейшее развитие средств массовой коммуникации, технических средств фиксации, хранения и трансляции, тиражирования искусства. Новые способы художественного производства и формы потребления искусства (кинопроизводство, звукозапись, видеозапись, "компьютерное искусство", теле-радиотрансляция и др.). Художественное образование и воспитание в ХХ веке.

Основные художественные направления и их представители.

Реализм, его национальные и социальные модификации (Б. Брехт, Т. Манн, Э. Ремарк, А. Барбюс, Л. Арагон, Р. Роллан, М. Карне, Т Драйзер, Ч. Чаплин, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Толстой, С. Эйзенштейн и др.)

Экспрессионизм как явление немецкой и европейской культуры первой трети ХХ века. Особенности мировосприятия и мироощущения, воплотившегося в экспрессионистском искусстве. Культивирование крайних, отрицательных эмоциональных состояний, обращение к негативным сторонам действительности. Своеобразие выразительных средств и форм экспрессионистского искусства. "Новая венская школа" в музыке, группы "Мост" и "Голубой всадник" в живописи, экспрессионизм в кино ("Гомункулус" Р. Райнерта, "Кабинет доктора Калигари" Р. Вине и др.)

Кубизм в живописи (П. Пикассо, Ж. Брак). Русский кубофутуризм (группа «Бубновый валет»). Супрематизм (К. Малевич и объединение «Уновис»). Влияние супрематизма на русское и европейское искусство первой трети XX века). Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского. Его трактат «О духовном в искусстве». Роль творчества В. Кандинского и А. Скрябина в возникновении цветомузыки.

Сюрреализм. Предшественники сюрреализма. Манифесты сюрреализма. Обращение к "реальности сна". Темы и образы сюрреалистических произведений. Приемы и средства выразительности. Сюрреализм в поэзии (Л. Арагон, А. Бретон, Р. Витрак, Р. Деснос, М. Мориз и др.), живописи (С. Дали, Р. Магрит, И. Танги и др.), кино (Л. Бунюэль).

Другие школы и направления в искусстве ХХ века.

13. Художественная культура России. Основные этапы становления и развития. Древняя Русь Киевская Русь (X-XII вв.) Удельный период истории Древней Руси (вторая треть XII – сер. XV вв.) Московская Русь (вторая пол. XV – XVI вв.) Принятие христианства. Его влияние на культуру, в том числе художественную. Взаимовлияние язычества и христианства. Рождение письменности. Становление рукописной книжной традиции. Полицентризм русской культуры XII–XV вв. Основные центры церковно-религиозной культуры. Культовое зодчество. Основные памятники. Архитектоника крестово-купольного храма. Семантика внешнего декора. Внутреннее убранство храма (фрески, мозаика, иконы). Влияние византийского канона. Основные иконописные школы. Особенности региональных школ иконописи. Формирование единой русской культуры. Москва как культурный центр Древней Руси второй пол. XV – XVI вв. Московский Кремль. Архитектурные особенности. Шатровый стиль в архитектуре. Иконописное убранство соборов Московского Кремля. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия как высшее достижение древнерусской иконописи. Обмирщение русской культуры в XVII в. Ремесло и декоративно-прикладное искусств. «Нарышкинское (московское) барокко» в архитектуре. Изменения образного языка и смысла икон. С. Ушаков. Парсуны. Придворный театр.


Художественная культура XX в .

Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн, а также резким скачком в научно- техническом развитии общества. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – Авангардизм (от фр. «авант»- передовой и «гард»-отряд), или Модернизм (от лат. модернус- новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.

Перед архитекторами встала задача: преодолеть эклектику, вернуться к стилевой организации архитектуры и при этом уйти от классических форм, регулярной планировки, ответом на этот вызов стал модерн . Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Наиболее завершение стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.
Ставя перед собой задачу эстетической гармонизации общества, архитекторы в своих поисках коснулись, конечно, не только индивидуального строительства, но и строительства промышленных зданий, железнодорожных вокзалов, общественных и коммерческих учреждений, культовых зданий, доходных многоквартирных домов, среди которых дома «дешевых квартир» для рабочих. Во многих городах эти дома до сих пор составляют основную часть жилой застройки их исторических центров. Что бы ни проектировали архитекторы стиля модерн, они начинали изнутри, от наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Именно отсюда начинается современное искусство дизайна интерьеров, хотя современным мастерам далеко до их предшественников в смысле совершенства организации внутренних пространств и их функциональности.

Дом Мила, Барселона. Арх. А. Гауди

Основы для «новой архитектуры» Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965) искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях горизонтали и вертикали, в абсолютно белом цвете. Знаменитую виллу «Савой» отличают изысканное совершенство форм и четкость пропорций, органическое единство с природой, возможность полного уединения человека.

Жилой дом в Марселе – своеобразная модель идеального жилища для человека. Рассчитанный на 350 семей, он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья». Он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, бассейн, детский сад, т. Е. все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.

Художественная культура переживала невиданный до сих пор грандиозный распад на резко различные движения. В этих бурных и многочисленных художественных движениях можно выделить несколько основных: фовизм, экспрессионизм, абстрактивизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, пуризм, орфизм, конструктивизм.
Фовизм (от франц. Les Fauves - «дикие, хищники») основывался на необычной яркости цвета и нарочитой огрубленности формы. Фовисты максимально усиливали выразительность цветового пятна за счет контраста с дополнительными тонами, не заботясь о реальной окраске предметов. При этом чрезмерная красочность их картин, некая «Зрительная агрессивность», вела к неизбежному упрощению формы, появлению резких контуров, разделяющих яркие пятна цвета. Фовисты работали в основном в жанре пейзажа, иногда изображали различные сцены в интерьере. Редко они прибегали к портрету, а если это и случалось, что их портретное творчество отличалось легкой иронией по отношению к портретируемой модели. Главой этой школы считается французский художник Анри Матисс , который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Суть течения абстрактивизма (от лат. abstraction– отвлечение, удаление) заключалась в полном отказе от изображения реальных предметов и явлений в живописи, графике и скульптуре, художник отчуждался от действительности. По словам немецкого художника Пауля Клее, «чем ужаснее делался мир, тем абстрактнее становилось искусство». Крупнейшим представителем абстракционизма был русский художник Василий Кандинский (1866-1944), в творчестве которого мы видим абсолютное господство цвета над изображением. В его композициях красочные круги, квадраты, треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Кандинский связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»).

Василий Кандинский "Казаки"

Формированию кубизма (от фр. cubisme, произошло от cube - куб) как самостоятельного течения в изобразительном искусстве способствовала выставкаи в 1904 году картин Сезанна, призывавшего художников сводить весь видимый мир к простейшим геометрическим формам. Выдающимися выразителями кредо кубизма стали француз Жорж Брак (1882-1963) и испанец Пабло Пикассо (1881-1973). Брак упрощал формы до маленьких кубиков, создавал комбинации из переплетенных плоскостей, показывал предмет как бы сразу с разных ракурсов, таким образом была написана «Гавань в Нормандии» . Пикассо под влиянием «дикой» пластики негритянской скульптуры подвергал природные формы геометрической деформации. Неслучайно его программная для кубизма картина «Авиньонские девицы» вызвала скандал и была прозвана «вывеской для борделя». Тела в ней, рассеченные крупными плоскими гранями, оттененные цветом, образую жесткий динамичный рельеф.

Жорж Брак "Гаваньв Нормандии"

Сюрреализм как одно из направлений в искусстве сформировался во Франции в начале 1920-х годов. Свое название новое течение получило от французского слова «surrealisme», что в переводе означает «сверхреализм». Отличительной особенностью данного направления явилось использование парадоксальных сочетаний различных форм и аллюзий. В основе всех понятий сюрреализма лежит сюрреальность, выражаемая в совмещении реальности со сном. В качестве основного творческого подхода сюрреалисты предложили противоречивое, абсурдное сочетание натуралистических образов. Главной целью стояло отделение духовного от материального и его возвышение.
Художники с фотографической точностью создавали нелогичные, пугающие картины обычных предметов или использовали нестандартную технику живописи, дающую возможность выразить подсознание. В целях достижения глубин своего подсознания художники использовали самые разные методы, порой радикальные. Нередки были случаи, когда сюрреалисты работали под воздействием голода, наркотиков, гипноза, депривации сна или наркоза. Несмотря на полную хаотичность образов, в них все же можно было периодически просмотреть некую продуманность. Самые известные сюрреалисты: Сальвадор Дали (1904-1989), Рене Магритт (1898-1967).Сальвадор Дали умел придать своим картинам эффект оптической иллюзии, объединяя натуралистическое изображение с абсурдными темами. В одной из самых своих известных картин «Постоянство памяти» на пустынном фоне представлено странное существо, напоминающего останки какого-то морского животного. В нем одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Вокруг часы, они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести, монотонности времени.

Сальвадор Дали "Постоянство памяти"

В конце XIX века родилось кино . Первые короткометражные фильмы (15-20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер "Политый поливальщи"к отражаются тенденции зарождения игрового кино.
Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200-300 метров (15-20 минут демонстрации). Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое распространение и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приёмов.
Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами. Огромным успехом пользовались комические фильмы с Чарли Чаплином. Первые звуковые фильмы появились в 1928 году и были приняты не сразу. После Первой мировой войны европейское кино переживает упадок и на первое место выходит кино американское.
В живописной местности недалеко от Лос-Анджелеса, начинают сосредотачиваться крупнейшие американские киностудии. Датой официального рождения Голливуда считается 1913 год. Первый большой успех пришел в 1929 году к Уолту Дисней (1901-1966) с фильмом «Глупые симфонии» и первой в мире полнометражной мультипликацией «Белоснежка и семь гномов» (1937 год). Между этими фильмами на свет появились Плуто и Гуффи - другие популярные диснеевские герои, а также первый цветной фильм с Микки Маусом – «Концерт». Популяризации нового вида искусства способствовали премии, которые присуждались за достижения в кинематографии. Первое вручение премии состоялось 19 мая 1929 года, именно здесь было принято решение об учреждении ежегодного приза, который получил название «Оскар». С 1932 года берет начало традиция проведения международных кинофестивалей в Европе. Первый международный кинофестиваль состоялся в Венеции, в 1935 году первый международный кинофестиваль был проведен в Москве.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

Художественная культура. Русская художественная культура начала XX в

Русская художественная культура начала XX в. находилась в состоянии духовного кризиса, связанного с настроениями «рубежности», нарастанием индивидуалистических тенденций, отрицанием реализма и социальности в искусстве. По словам М.В. Нестерова, пришла эпоха «всеобщей переоценки ценностей». Одним из явлений того времени стало декадентство – господство упаднических мотивов, безнадежности и неприятия жизни; оно было чаще всего присуще модернистским течениям. Понятие «модернизм» (фр. moderne – современный) подразумевало новые тенденции в литературе и искусстве, шедшие вразрез с реалистическими традициями прежних лет. Последователи модернизма искали пути самовыражения личности в искусстве, уходили от объективной реальности и демонстративно отказывались от ее правдивого отражения. В литературе, живописи и музыке возобладал неоромантизм.

Для русской литературы начало XX в. – особый период. На это время приходятся последние годы жизни и творчества Л.Н. Толстого. В романе «Воскресение» (1899) писатель осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие революционным силам. Разрыв Толстого с церковью (1901) превратил «толстовство» в секту, враждебную православию. Большую популярность приобрело творчество А.П. Чехова, написавшего в те годы свои лучшие повести и рассказы – «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста», а также драмы «Чайка» и «Вишневый сад», поставленные на сцене Московского Художественного театра. Произведения Чехова стали летописью жизни русской интеллигенции на рубеже веков. Чуждый «политики», Чехов предвосхищал новую счастливую жизнь соотечественников, которые должны трудиться «во имя великого будущего». Сочинения А.М. Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» и др. воспевают стремление человека к свободе и любви, его готовность к самопожертвованию в борьбе за высокие идеалы. Горький провозгласил новое направление в литературе – «героический реализм», который не только изображает жизнь, но и способен быть «выше ее, лучше, красивее». В 1906 г. Горький написал драму «Враги» и роман «Мать». Выразив солидарность с революционерами, он снискал себе репутацию пролетарского писателя. На рубеже веков русская литература пополнилась именами молодых талантливых писателей – И.А. Бунина и А.И. Куприна, продолживших реалистические традиции XIX в.

Противовесом реализму в литературе стали модернистские направления – символизм, акмеизм, футуризм.

Принципы символизма, возникшего в 1890-е гг., декларировали Д.С. Мережковский и К.Д. Бальмонт. Причиной упадка литературы Мережковский считал преобладание реализма, противопоставляя ему «божественный идеализм». Основой нового искусства, по его мнению, предстояло стать «мистическому содержанию», выражаемому «символами». Символисты – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский и др. манили читателя сказочным идеальным миром, живущим по законам «вечной Красоты». Увлеченные «чистым» искусством, доставляющим эстетическое наслаждение его создателям, символисты отдавали предпочтение индивидуализму, самолюбованию и вели поиски сакрального мира, где торжествовал бы их «стихийный гений». Это сближало их с идеей «сверхчеловека» Ф. Ницше. Символисты уходили от социальной реальности. В 1905 г. они восторженно приняли «красные стяги революции» (А. Белый), но эта их «революционность» была лишь «эстетизированным» бунтарством, далеким от подлинной исторической драмы. Только самые талантливые из символистов сумели подняться над «чистым» эстетством. А.А. Блок написал циклы стихов «Родина» и «На поле Куликовом», обращаясь к сюжетам из народной жизни и русской истории. Творчество Блока и А. Белого тех лет находилось под сильным влиянием поэзии Н.А. Некрасова.

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка, цветущая пора) в русской поэзии возник как реакция на символизм с его отрицанием реальности. Родоначальниками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М. Городецкий. В 1910 г. Гумилев произнес «надгробную речь» символизму, а в 1911 г. создал литературный кружок – «Цех поэтов». Акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, Г.В. Иванов и др. обратились к реальной «земной проблематике» с ее эстетическими и чувственными образами. Они считали поэзию профессией, ремеслом (отсюда название «цех») и пытались заново осмыслить простые житейские истины, намеренно избегая социально-философских исканий. Живой отклик публики встретил первый поэтический сборник Анны Ахматовой «Вечер». Отмечались академизм ее слога, проникновение в мир человеческой души, доверительность. Выдающимся поэтом-акмеистом был Гумилев. Его стихи на исторические и природно-экзотические темы имеют неповторимую чеканность и точность. Идеалом лирического героя для Гумилева была самодостаточная и волевая личность.

В 1910-1912 гг. в русской поэзии появился футуризм. Название данного течения указывало на желание его последователей быть поэтами «будущего». Существовало несколько кружков футуристов. Самый крупный – кубофутуристы – Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Лидером эгофутуристов был И.В. Северянин. Б.Л. Пастернак и Н.Н. Асеев начинали творческий путь в футуристическом кружке «Центрифуга». Футуризм провозглашал свободу поэтического слова, космополитизм и отказ от литературных традиций во имя нового слова, нового стиля, нового героя, нового мира. Хлебников объявил себя «председателем Земного шара» и предрекал «перерождение языка» – создание «заумного языка», который объединит народы. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) футуристы призвали сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности», а на своем съезде в 1913 г. создали театр «Будетлянин», символом которого вскоре стал «черный квадрат» Малевича. Особое место занимало творчество Маяковского. Его ранние стихи полны лиризма, остроумия, искреннего протеста против ханжества и социального разложения, а также готовности участвовать в практическом созидании нового.

Настоящим явлением русской литературы начала XX в. стали «поэты из народа» с совершенно новым эстетическим кругозором. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин, А.В. Ширяевец, П.А. Радимов и др. проникновенно воспевали природу, дух и традиции крестьянской России, православную веру народа, его стремление к лучшей жизни (сборники «Радуница» и «Сельский часослов» Есенина, «Сосен перезвон» и «Песнослов» Клюева, «Песни» и «Потаенный сад» Клычкова, лирическая и бунтарская поэзия Орешина). Крестьянские поэты входили в различные кружки и общества – в монархическое по духу «Общество возрождения художественной Руси» при Феодоровском государевом соборе в Царском Селе (1915), в группу «Краса» (1915) и общество «Страда» (1915-1917) в Петрограде. До 1917 г. тема революции и «классовой борьбы» была не очень заметна в их творчестве, хотя Клычков участвовал в Московском восстании 1905 г., а Клюев 6 месяцев находился в тюрьме по «политическим» обвинениям. Оба поэта сочувствовали революционерам. Клюев восхищался их жертвенным служением «святому делу», сравнивал их с первыми христианами-мучениками и оплакивал «опаленных, сгибнувших, убитых». Поэтическое мировосприятие Орешина было менее сентиментальным. Его героем был обездоленный мужик-крестьянин. «Поэты из народа» едины в своих представлениях о прошлом, настоящем и будущем великорусского крестьянства с его «берестяным раем» или, как у Клюева, «избяным космосом» и собственным «мужицким Спасом».



В изобразительном искусстве главным творческим союзом оставалось Товарищество передвижников, объединявшее лучших живописцев России. В начале XX в. в него входили В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и др. Их картины отличаются высокообразным и правдивым изображением народной жизни, сюжетов русской истории, родной природы. К передвижникам были близки художники А.П. Рябушкин, А.М. Васнецов, В.В. Верещагин и др. Традиции этой школы во многом унаследовали живописцы, получившие известность в начале XX в.: М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и др.

Новым направлением в живописи стал импрессионизм, видными представителями которого были К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин и др. В своих работах они непредвзято запечатлели динамичный и быстро меняющийся окружающий мир. Восторженной поэтизацией человека проникнуты работы Серова. Ученик И.Е. Репина, Серов умело изображал глубокий психологизм человеческих образов, а также снискал известность своими пейзажами и историческими картинами. Символизм представлен в творчестве М.А. Врубеля, создавшего свой фантастический сказочный мир и стремившегося к раскрытию сложного внутреннего мира человека, и В.Э. Борисова-Мусатова. Модерн получил развитие в творениях мирискусников: А.Н. Бенуа, А.И. Куинджи, Е.Е. Лансере и др. В отличие от них, художники К.С. Петров-Водкин, М.Ф. Ларионов и др. следовали традициям русского лубка и иконописи. На рубеже веков пристальное внимание художников привлекала тема Древней Руси. Она нашла яркое отражение в работах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Философское осмысление православных первооснов русской жизни, исторического и духовного достояния русского народа находим в ранних работах М.В. Нестерова.

После революции 1905 г. в живописи усилились радикальные модернистские течения. В 1910 г. возник авангард, к которому относят футуризм А.В. Лентулова, абстракционизм В.В. Кандинского и К.С. Малевича, и др. В 1910-1911 гг. авангардисты образовали общество «Бубновый валет». По определению Малевича, авангард – искусство «чистых» форм и беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петрограде было представлено концептуальное творение Малевича – «Черный квадрат». Опыты В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, П.Н. Филонова, М.З. Шагала и других авангардистов были посвящены не конкретике реального мира, а воображаемым схемам мирового устройства.

Тема жизни и социальных чаяний крестьянства, его стремления к справедливому общественному переустройству («всеобщему благоденствию») накануне и после революции 1917 г. всесторонне раскрыта в творчестве Е.В. Честнякова и других народных художников.

Индустриализация страны привела к перевороту в архитектуре. Новые стройматериалы (железобетон, металлоконструкции) ускоряли темпы градостроительства, меняли облик городов. В архитектуре господствовали модерн и неорусский стиль. Неорусский стиль, следуя традициям и духу древнерусской архитектуры, гармонично сочетался с модернистскими тенденциями. Представители модерна и неорусского стиля – Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.М. Васнецов, А.В. Щусев и др. занимались постройкой зданий, предназначение которых было обусловлено потребностями эпохи. Наряду с храмами и особняками, это были вокзалы, банки, биржи, телеграфы, фабрики, заводы и магазины, ставшие украшением городов России.

Важной вехой в истории русского театрального искусства стало открытие в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ), созданного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко – создателями новой школы актерского искусства и режиссуры. Станиславский предлагал сделать новый театр «разумным, нравственным, общедоступным». Первой постановкой МХТ была драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», а в конце 1898 г. состоялась премьера «Чайки» Чехова, ставшей затем эмблемой МХТ. Репертуар театра почти полностью состоял из драматургии Чехова и Горького. В 1902 г. на средства мецената С.Т. Морозова было построено здание МХТ (архитектор Ф.О. Шехтель). МХТ стал примером умелого сочетания классических театральных традиций с насущными запросами современности. Опыт МХТ приобрел большое общественное значение, стремление передать на сцене «правду жизни» вызвало горячие споры. Яростными оппонентами МХТ были символисты В.Я. Брюсов и В.Э. Мейерхольд. Брюсов критиковал МХТ за «ненужную правду». Реалистическим и демократическим принципам МХТ Мейерхольд противопоставил эстетические эксперименты условного театра. В 1904 г. Петербурге был открыт Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской, близкий по духу МХТ и демократической интеллигенции.

Всемирную славу русскому балету принесли легендарная балерина А.П. Павлова и прославленный балетмейстер М.М. Фокин. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» композитора К. Сен-Санса был исполнен Анной Павловой и запечатлен художником В.А. Серовым, став символом балетного искусства. В 1911 г. Дягилев создал из лучших артистов балета, собираемых для участия в «Русских сезонах», постоянную труппу – «Русские балеты Сергея Дягилева». Помощником Дягилева являлся неутомимый новатор М.М. Фокин, видевший в балете «содружество танца, музыки и живописи».

Развитие русского музыкального искусства воплотилось в творчестве выдающихся композиторов и в создании системы музыкального образования. В начале XX в. были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве. Появились формы внешкольного музыкального образования: в 1906 г. в Москве по инициативе С.И. Танеева была открыта народная консерватория.

В музыке возрос интерес к внутреннему миру человека, «знамением времени» стало усиление лирического начала. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков – наследник традиций «Могучей кучки», написал лирическую оперу «Царская невеста» (1898). Лирические мотивы отражены в сочинениях С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина – выпускников Московской консерватории. Мастер оригинальных решений, Рахманинов, однако, следовал традициям русской классики и был верным учеником П.И. Чайковского. Творчество Скрябина было более сложным, новаторским и философским. Музыка И.Ф. Стравинского имела успех на балетной сцене (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Композитор проявлял интерес к далекому историческому прошлому русского народа, его фольклору.

Центрами музыкальной жизни оставались Мариинский и Московский Большой театры. Здесь выступали великие оперные певцы – Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Но возрастал авторитет и частной оперы С.И. Мамонтова, затем – С.И. Зимина. На сцене оперы Мамонтова впервые раскрылся уникальный талант актера и певца Шаляпина, ставшего, по словам А.М. Горького, такой же «эпохой» в русском искусстве, «как Пушкин».

Новым и очень популярным видом искусства стал кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов. Он построил в Москве кинофабрику, а также кинотеатры «Художественный», «Москва» (ныне – дом Ханжонкова) и др. Среди первых русских игровых фильмов – «Князь Серебряный» (1907), «Стенька Разин и княжна» (1908), «Петр Великий» (1910), «Оборона Севастополя» (1911).

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты политико-административного устройства Российской империи в начале XX в.?

2. Какие факторы обусловили переход от сословного деления российского общества к классовому?

3. Каковы итоги и социально-политические последствия революции 1905-1907 гг.?

4. Опираясь на содержание Основных законов 1906 г., проанализируйте характер изменений в государственном строе России. Стал ли этот строй конституционным?

5. В чем причины незавершенности Столыпинской аграрной реформы?

6. Какими мотивами руководствовалась Россия при выборе внешнеполитических союзников в начале XX в.? В чем заключались трудности выбора союзников?

7. Каковы основные противоречия в развитии русской культуры «Серебряного века»?

Литература:

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. М., 2006.

2. Дневники императора Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 т. / Отв. ред., сост. В.М. Хрусталев. М., 2012.

3. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001.

4. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.

5. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.

6. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

7. Тюкавкин В.Г . Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

8. Шацилло К.Ф . От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М., 2000.

9. Шелохаев В.В . Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914. М., 1991.