Как написать удачный сценарий короткометражного фильма. Как снять короткий метр е01 – Основные правила написания сценария

Короткометражные фильмы - это отличный способ начать кинокарьеру. Хорошие короткометражки помогут вам создать уникальный стиль и собственное видение полнометражных лент. Интересный и увлекательный сценарий - один из наиболее важных аспектов короткометражного фильма. Сначала обдумайте идеи, концепции и персонажей будущей киноленты. Затем напишите черновой вариант сценария, который с первого кадра сможет увлечь зрителей происходящими событиями и персонажами. Доработайте сценарий и покажите его своим знакомым, чтобы узнать мнение со стороны и внести необходимые правки до начала съемок.

Шаги

Часть 1

Обдумайте идеи

    Придумайте необычную концепцию. Она должна быть слегка преувеличенной или превосходить реальную жизнь. Возьмите повседневную ситуацию и сделайте ее странной. Вдохновляйтесь воспоминаниями из детства или необычным сюжетом из выпуска новостей.

    • Например, используйте детское воспоминание о походе к стоматологу, только превратите своего врача в серийного убийцу с бормашиной.
    • Еще можно использовать популярные задумки для фильмов, добавив к знакомой ситуации долю необычности. Например, человек находит труп на пляже. А что, если труп принадлежит пришельцу с другой планеты?
  1. Сосредоточьтесь на конкретной теме. В качестве вдохновения можно использовать общие темы вроде “идентичности”, “утраты” или “дружбы”. Добавьте собственную интерпретацию, чтобы достичь эффекта свежести и новизны.

    • Например, сосредоточьтесь на “идентичности” и снимите фильм о родителях, которые росли в бедности и неблагоприятном районе. Выберите тему “дружбы” и покажите дружбу между ребенком и взрослым человеком.
  2. Придумайте интересного персонажа. Часто короткометражные фильмы сосредоточены лишь на одном человеке. Такой подход позволяет раскрыть персонажа за ограниченное время. Покажите такого героя, который сможет вызвать сочувствие у зрителей. Откажитесь от стереотипов и клише. Сделайте своего героя уникальным, но близким каждому, чтобы люди могли отождествлять себя с персонажем.

    • Например, покажите жизнь паренька, который стремится хорошо учиться в школе, а дома имеет дело с отцом-алкоголиком. Также можно рассказать о пришельце, который пытается вернуться на родную планету.
  3. Составьте план сюжета . План сюжета обычно включает шесть частей: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку. Любая короткометражка должна включать все эти элементы. Пример плана сюжета:

    • Экспозиция: введите место действия, протагониста и конфликт. Например, парень стремится к успехам в учебе, а дома постоянно ссорится с отцом-алкоголиком.
    • Завязка: событие, которое меняет привычный ритм жизни главного героя. Например, наш парень знакомится с новым соседом, который на несколько лет старше и учится в той же школе.
    • Развитие действия: покажите развитие персонажей и отношений между ними. Например, ребята подружились и стали не разлей вода.
    • Кульминация: высшая точка, наиболее драматический момент фильма. Например, отец главного героя вступает в перепалку с соседским парнем, которая перерастает в драку.
    • Сворачивание действия: главный герой сталкивается с последствиями кульминации. Например, парень убивает отца, чтобы спасти своего старшего друга.
    • Развязка: конфликт разрешается и герой получает или не получает желаемое. Например, друзья хоронят отца и клянутся никому не рассказывать о случившемся.
  4. Смотрите другие короткометражные фильмы. Смотрите чужие фильмы, чтобы увидеть успешные короткометражки глазами зрителя. Выбирайте различные жанры от ужасов до историй взросления и романтических комедий. Следите за развитием персонажей и сюжета в условиях ограниченного времени. Посмотрите следующие фильмы:

Часть 2

Создайте черновой вариант
  1. Начните с действия и знакомства с персонажем. В начале ленты покажите кадр, который сможет заинтересовать зрителей. У вас есть буквально 20 секунд, чтобы привлечь внимание к фильму. К примеру, покажите персонажа, который занят таинственным или напряженным делом. Также можно начать с увлекательных кадров и диалога.

    • Например, покажите крушение инопланетного корабля на пляже рядом с отдыхающей семьей. Такое вступление наверняка заинтересует зрителей. Они захотят увидеть дальнейшие события.
  2. Не откладывайте завязку. Экспозиция и завязка в короткометражном фильме должны занимать не больше двух минут. Предоставьте необходимую информацию о персонаже и сути конфликта в начале фильма, чтобы приковать зрителя к экрану.

    • Например, в первой сцене главный герой выходит из дома и отправляется в школу. В это время его отчитывает отец-алкоголик, а в школе его обижают хулиганы.
  3. Используйте ограниченное количество мест и персонажей. Ограничьтесь одним, двумя или тремя персонажами, чтобы сценарий был кратким и успешным. Это же касается и места действия. Тогда вам не придется тратить дополнительные средства на большое количество съемочных площадок и актеров, а сценарий будет сжатым и сосредоточенным.

    • Например, в качестве центрального места действия можно выбирать школу, а дополнительного - спальню главного героя.
    • Также можно обойтись одним главным и двумя второстепенными персонажами или только двумя главными действующими лицами.
  4. Учитывайте особенности жанра. Короткометражные фильмы становятся более успешными, если они относятся к конкретному жанру - ужасы, триллер, романтическая комедия, фильм-взросление. Выберите жанр, который вдохновит вас на хороший сценарий. Используйте как уже знакомые, так и уникальные образы.

    • Например, напишите сценарий фильма ужасов, в котором протагонист влюбляется в зомби во время зомби-апокалипсиса. Также можно снять фильм о взрослении, в котором главный персонаж подружился с пришельцем-подростком, выжившим после аварии на пляже.
  5. Сосредоточьтесь на визуальной части. Не забывайте, фильм - это прежде всего наглядный вид творчества. Используйте визуальный ряд в свою пользу, чтобы привлечь зрителя. Покажите очень увлекательные или необычные кадры. Визуальный ряд должен способствовать развитию героя и задавать тон истории.

    • Например, опишите место действия как "солнечные день на пляже, много отдыхающих, которые загорают и резвятся на песке". Также можно описать персонажа как "зеленый пришелец с сумкой на поясе".
  6. Указывайте звуки в сценарии. Звук или шум указывают в сценарии ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, так как это помогает придать сценам остроты ощущений.

    • Например, напишите: “Роман ЧАВКАЛ во время завтрака” или “Зомби РЫЧАЛ в кровати”.
  7. Используйте лаконичные и эффектные диалоги. Продолжительность короткометражного фильма ограничена, поэтому не используйте многословные или описательные диалоги. Они лишь должны работать на развитие сюжета и персонажей. Используйте диалоги из двух-трех реплик. Достаточно часто в короткометражках урезают диалоги в угоду наглядным действиям.

    • Например, введите застенчивого главного персонажа, который отвечает на любые вопросы при помощи одного-двух слов. Также герой может общаться только со своим питомцем и молчать в присутствии других людей, предпочитая язык действий.
  8. Экспериментируйте с формой и временем. Короткометражный фильм - отличная возможность выбрать необычную хронологию и последовательность событий сюжета. Начните с конца, чтобы двигаться к началу. Используйте воспоминания, чтобы перемещаться во времени.

    • Например, в первой сцене покажите лес и двух парней, которые закапывают тело взрослого мужчины. Затем покажите зрителям события в обратном порядке.
    • Структура сюжета должна быть понятной зрителю. Эксперименты не должны идти в ущерб сюжету. Необычный подход призван дополнять историю, а не отвлекать от главного.
  9. Придумайте глубокую или неожиданную концовку. Большинство короткометражных фильмов запоминаются благодаря сильной концовке. Удивите зрителя или покажите неожиданный поворот в развитии сюжета. Концовка должна шокировать или поражать, а не просто разрешать проблему в предсказуемой манере.

    • Например, может оказаться, что мать ребенка подговорила старшего парня помочь ему убить отца.

Вот вам несколько литературных сценариев короткометражных фильмов. В них соблюдены основные принципы кинодраматургии:

1.Наличие характеров у основных персонажей.

2.Сюжетная тайна, которая должна держать внимание зрителя.

3.Лаконизм диалогов.

4.Расчет на соучастие зрителя, на его догадки и активный поиск смысла истории.

5.Точные нужные детали, подробности.

6.Доступность реализации, преобладание интерьеров, минимум простейших декораций.

7.Описание действия в настоящем времени.

8.Доля иронии как залог долголетия кинопроизведения.

Сценарий короткометражного игрового фильма «Щи»

ИНТ. Закусочная. День.

В закусочной самообслуживания возле лотка, где лежат пирожные с фруктовым желе, стоит негритенок лет девяти. В тот момент, когда он уже приготовился схватить лакомство и убежать, раздается старушечий голос.

СТАРУШКА

Мальчик...

Он испуганно оборачивается. Невдалеке за столиком сидит перед обеденным подносом седая женщина, держит в руке блистер с таблетками.

СТАРУШКА

Мальчик, принеси, пожалуйста, стакан воды вон оттуда.

Негритенок направляется к бойлеру, берет пластиковый стаканчик, нажав на рычаг, наливает воду, несет ее старушке.

НЕГРИТЕНОК (предупреждает)

Вода очень холодная.

Старушка принимает лекарство.

СТАРУШКА

Спасибо, дорогой... Садись... Ты хотел фруктовое пирожное?

Мальчик смотрит на поднос с обедом, стоящий перед старушкой: салат, суп, компот.

НЕГРИТЕНОК

Я люблю щи.

Женщина роется в кошельке, достает две монеты.

СТАРУШКА

Как тебя зовут?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Вот тебе, Саша, двадцать рублей. Поди, купи щи...

Старушка приступает к своему обеду, а негритенок идет на раздачу, получает тарелку супа, берет ломтик хлеба и ложку...

СТАРУШКА

Иди, иди сюда.

Мальчик садится к ее столу и начинает есть.

НЕГРИТЕНОК

Вы богатая?

СТАРУШКА

Я пенсионерка.

Он с пониманием кивает и затем говорит после паузы.

НЕГРИТЕНОК

У меня брат тоже пенсионер.

СТАРУШКА (удивляется)

Он настолько тебя старше?

НЕГРИТЕНОК

У него голова трясется.

СТАРУШКА (сочувственно)

Вот как!... И он такой же, как ты, темненький и курчавый?

НЕГРИТЕНОК

Да... И он... У нас мама белая.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Папа во Франции... Мама к нему ездит.

СТАРУШКА

А почему же он не с вами?

НЕГРИТЕНОК

Он говорит – ему здесь холодно.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Мне не холодно... Я же русский.

Негритенок заканчивает есть щи и встает.

НЕГРИТЕНОК

Спасибо... Ну, я пойду?

СТАРУШКА

Ты в каком классе?

НЕГРИТЕНОК

Во втором.

СТАРУШКА

А кем хочешь стать?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА (удивляется в очередной раз)

Поэтом? И ты пишешь стихи?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Ну, почитай.

Негритенок принимает торжественную позу, собирается с мыслями, вспоминает.

НЕГРИТЕНОК (начинает декламировать)

Зима... Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь...

Сценарий короткометражного игрового фильма «Европа плюс»

Просторный светлый двор новенького 16-этажного дома. Детская площадка с пестрыми конструкциями. Клумба со свежепосаженными цветочками. Молоденькие липки держатся за крепкие колья. Аккуратный бетонный забор окружает площадку для мусора, на которой стоят стройно четыре новеньких разноцветных контейнера. На каждом контейнере эмалированная табличка. На зеленом – «Пищевые отходы», на желтом – «Бумага», на синем – «Металлы», на красном – «Стекло», на черном – «Пластик». Отдельно к забору прикреплен маленький контейнер с надписью «Duracell».

Вдоль этого парада движутся старушка и мальчик. У каждого в руках большой пакет с мусором. Они внимательно читают надписи на табличках и старательно раскладывают по контейнерам то, что полагается туда класть. И уходят...

Музыкальная лирическая пауза.

В просторный чистый двор бесшумно въезжает новенький изящный мусоровоз. Металлической ловкой лапой он подхватывает один за другим все контейнеры и ссыпает все их содержимое в свой просторный блестящий кузов... И так же бесшумно уезжает...

На заборе остается лишь случайно забытый маленький контейнер с надписью «Duracell»…

Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут- развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла "Дикие истории": один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест - все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка "Паук" - юноша и девушка едут в машине, они в ссоре - мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.

По сути, одна минута короткометражки - это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.

Какие приемы используют для создания короткометражек

При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.

Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О.Генри "Деловые люди". Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным - у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот - ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.

Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку "Паук". Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.

То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то - говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить "страсть к путешествиям". Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.

Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса "Сад расходящихся тропок".

Выбор сюжета

По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.

Казалось бы, снять гораздо легче, чем полноформатную ленту. В реальности реализовать подобную задумку оказывается на порядок сложнее. Ведь за короткий отрезок времени нужно познакомить зрителя с действующими лицами, раскрыть сюжетные подоплеки. Как написать сценарий для детей и взрослых? Предлагаем ознакомиться с дельными советами касательно создания хорошей истории.

Структура сценария

Структура сценария короткометражного фильма в общих чертах должна соответствовать следующей схеме:

  1. Экспозиция - завязка всей истории, когда зрителя знакомят с местом действия, персонажами, главным героем, антагонистом. Именно здесь обозначается центральная линия сюжета. Успех трудов автора сценария во многом зависит от качества экспозиции. Нередко заинтересованные в работе лица отказываются от ознакомления с рукописью в целом, если завязка оказалась вялой.
  2. Внутренний конфликт героя - во второй условной части сценария короткометражного фильма происходит рассказ о препятствиях, которые возникают на пути центрального персонажа. Стремительно наращивается напряжение.
  3. Развитие действий - персонаж полностью осознает и принимает вызов судьбы. Преодолевая трудности, личность меняется. Герой достигает черты, перешагнув которую невозможно будет вернуться назад.
  4. Подготовка к кульминации - раскрывается весь драматизм истории в сценарии короткометражного фильма. Персонаж находится в непростом положении. Цели и мотивы кажутся размытыми. Внезапно судьба преподносит герою шанс достичь желаемого, избавившись от внутреннего конфликта. Действующее лицо настраивается на достижение победы.
  5. Развязка - заключительная часть повествования в сценарии короткометражного фильма. Последний акт представляет собой наиболее эмоционально насыщенный, динамичный отрезок истории. Центральный персонаж, наконец, решает проблему. Наступает финал, которому может сопутствовать неожиданный сюжетный поворот. Герой делает окончательный выбор. Зритель осознает перемены, которые произошли с персонажем. Кульминационная часть ни в коем случае не должна выглядеть затянутой. Автору сценария короткометражного фильма следует сосредоточить основное внимание на активных действиях, избегая рассуждений.

«Краткость - сестра таланта»

Как написать сценарий к короткометражному фильму? Постарайтесь максимально сократить историю. Грамотная реализация идеи позволяет не только сделать сюжет предельно насыщенным, но также свести к минимуму затраты на производство ленты. Автор должен осознать, как сделать картину дешевой, но создать вокруг происходящего на экране впечатление дороговизны. Если планируется подаваться на конкурс сценариев короткометражных фильмов, старайтесь уложить хронометраж в 7-8 минут. Организаторы фестивалей не любят картины, которые понапрасну «съедают» время в общем показе. К тому же история будет выглядеть написанной более талантливо, если сюжет вызовет самые яркие эмоции у зрителя в течение считаных минут.

О выборе сюжета

Готовясь к написанию сценария для короткометражного фильма (комедии либо драмы), постарайтесь сформировать нестандартную концепцию. Сюжет должен выглядеть несколько гротескно, преувеличено. В качестве вариантов возьмитесь за несколько ситуаций, которые приходят в голову на текущий момент. Сделайте историю странной, вдохновляясь воспоминаниями из глубокого детства либо резонансными событиями в обществе. Видоизменяйте задумки из популярных фильмов. Фантазируйте, раздумывайте над этическими проблемами. Главное, писать о вещах, которые вызывают у вас яркие эмоции, браться за темы, близкие по духу.

Сгенерируйте интересного героя

Зачастую в короткометражках все действие сосредоточено на одном персонаже. Решение дает возможность качественно раскрыть личность человека в течение короткого временного отрезка. Описывайте героя таким образом, чтобы зритель испытал яркие эмоции, например сочувствие либо радость. Избегайте распространенных стереотипов. Например, раскройте образ человека, который стремится творить добро, но крайне ограничен неблагоприятным социальным окружением, обстоятельствами, материальными возможностями.

Сокращайте количество сцен

Продюсерам часто доводится читать сценарии, насыщенные сценами драк, аварий, погонь, прочего. Авторам историй бывает сложно осознать, насколько сложно втиснуть подобные задумки в ограниченный хронометраж. Учитывая сказанное, рассматривайте каждую написанную строчку в качестве сцены активного действия. Избегайте масштабного мышления, если для съемки будущего фильма будут использоваться ограниченные ресурсы.

Авторы сценариев совершают крупную ошибку, умещая идею для съемок полноценной ленты в короткометражку. Подобные решения здесь попросту не работают. Задача полного метра - отправить зрителя в некое путешествие с многочисленными ответвлениями сюжета. Короткометражные фильмы страдают от недостатка времени для акцентирования внимания на второстепенных героях и событиях. Множество успешных лент данной категории представлены в виде «среза жизни» единственного персонажа, где на первое место выходит мощная подача особенностей характера. Наличие многочисленных идей в одной короткометражке ухудшает посыл и снижает накал страстей.

Хорошие короткометражные ленты происходят в одной либо паре локаций. Концентрация внимания происходит на центральной сюжетной линии. Обычно ознакомить зрителя с главной идеей автора удается благодаря съемкам нескольких коротеньких сцен.

Составляйте лаконичные диалоги

Прописывая реплики персонажей в сценарии короткометражки, создавайте небольшие фразы. В который раз ориентируйтесь на ограниченный хронометраж будущей ленты. Обычно длинные, затянутые и многословные диалоги, которые выступают лишь сопровождением сцен, быстро утомляют зрителя. Фразы должны максимально раскрывать характер героев, намекать на те или иные варианты развития сюжета. Урезайте диалоги в угоду действиям, которые будут происходить на экране.

Удивите зрителя

Занимаясь написанием сценария, постарайтесь перевернуть сознание людей, которые будут просматривать готовую короткометражку. Возьмите, казалось бы, простую ситуацию и подайте историю в неожиданном свете. Как пример рассмотрим следующую ситуацию. Грабители проникают в дом спящей семьи. Зрителю изначально ясно, кто выступает жертвой. Однако внезапно безоружный хозяин жилья дает отпор непрошенным гостям, заставляя злоумышленников находиться в положении слабой стороны конфликта.

Вдохновляйтесь чужими творениями

Чтобы написать хороший сценарий, посмотрите ленты, которые уже пользуются успехом среди широкой аудитории. Это могут быть детские короткометражные фильмы, творения в жанре драма, ужасы. Ознакомьтесь с душещипательными романтическими историями. Внимательно следите за изменениями, которые происходят с персонажами за короткое время.

Организуйте вычитку сценария

Предложите знакомым послушать историю. Чтение сценария позволит понять, насколько естественно выглядят диалоги и действия персонажей. Попросите товарищей оценить логичность сценарных ходов. Узнайте мнение максимально возможного количества людей. Дайте прочесть сценарий личностям, которые уже успели зарекомендовать себя в индустрии кино.

В заключение

Вот мы и выяснили, на какие аспекты стоит ориентироваться, принимаясь за написание сценария к короткометражному фильму. На самом деле существуют исключения из любого правила. Поэтому не нужно всецело полагаться на вышеуказанные рекомендации. Иногда срабатывают прочие, оригинальные творческие подходы. Многое определяется тем, с какой целью выполняется написание сценария, и на кого рассчитан результат. Возможно, в некоторых ситуациях следует отходить от устоявшихся правил и нарушать неписанные законы.

Наверное, каждый человек, который брал в руки камеру с возможностью съемки видео, рано или поздно задумывается (быть может, мечтает) о создании своего собственного фильма. Хотя бы короткометражного.

Естественно, не так все просто, как в фантазиях, и съемка кино – это очень трудоемкая, ресурсоемкая и затратная вещь. Но сейчас не об этом. Сейчас хотелось бы поговорить о том, с чего однозначно стоит начать, приступая к съемке короткого метра. А именно – об идее и сценарии.

Это, конечно же, очевидно – не выйдешь же ты в город и не станешь снимать что попало. Но я лично знаю многих людей, которые так и делают. Если ты снимаешь короткий ролик на минуту, без сюжета, а просто раскадровку под музыку, то можно строить линию или в голове, или уже на этапе поста. Снимая же серьезный короткий метр, стоит все-таки подойти к этому более серьезно.

Если идея либо есть, либо нет, то со сценарием нужно просто тренироваться.

Итак. Зачем мы пишем сценарий для короткого метра? Для того чтобы его снять. Зачем мы хотим его снять? Для себя или для участия в конкурсе? В любом случае, регламент короткометражки – от 5 до 45 минут. Поэтому, начиная стучать по клавиатуре или скрипеть пером, стоит контролировать объем и не заходить в дебри сюжетных перепетий. Идеальное время – 5-10 минут. Это именно тот хронометраж, который позволит не заскучать зрителю, быть принятым на фестивале короткого кино, и главное – без лишних затрат сделать повествование интересным, красиво его снять и смонтировать.

Когда вы пишите сценарий для короткометражного кино, помните главное – вам это еще снимать. Лично у меня часто бывает так: я разгонюсь, напишу сценарий на обзор, а потом, уже в процессе съемки, пытаюсь понять, зачем я это писал и как это снимать. В принципе, те же вопросы задает мне и наш оператор. Поэтому рассчитывайте свои силы как оператора.

Можно расписать погони, перестрелки, взрывы, падения метеоритов или медицинскую операцию на открытом сердце. А вот снять все это не представится возможным. Кстати, даже если вы примерно представляете себе, как вы смонтируете погоню на машинах, имея в арсенале и понимание хромакеинга, и несколько автомобилей для съемки, лучше делать скромнее, но качественнее. А дешевые спецэффекты вызовут только смех.

Кстати, то же самое стоит помнить и о диалогах. Если человек захочет слушать, он включит радио. А в 5 минутах ролика хочется смотреть. Экспериментируйте с визуальными образами.

Если вы все-таки прочитали предыдущие строки и дошли сюда, стоит отметить, что положительную роль в вашем визуальном рассказе сыграет создание конфликта, напряжения, диллемы – чего-то такого, что подогреет интерес к фильму. Естественно, можете прямо на этапе создания сценария продумать и дополнительные интершумы, которые позволят придать напряженности атмосфере.

Избегайте заезженных рассказов – постарайтесь придумать что-то свое, что-то, что будет близким вам по духу, что поможет раскрыть потенциал короткого метра в полном объеме. Попробуйте посмотреть на проблему с другого ракурса, продумать альтернативные пути – все это сделает ваш фильм только интереснее.

И, конечно же, помните о тех правилах, . В вашем распоряжении всего пять-десять минут, поэтому все пункты вам придется воплощать в жизнь в условиях малого хронометража. Это сложнее, но в то же время позволит одарить ваших персонажей более яркими, насыщенными характерами, которые, при правильном подходе, позволят получить действительно достойный результат.

В следующем выпуске мы поговорим о том, что нужно продумать для того, чтобы создать короткометражный фильм своими силами, подробно разберем подготовительную фазу и попробуем обсудить все трудности, которые могут возникнуть на этом этапе.