Октябрьская революция в литературе и кинематографе. Февральская революция в литературе Россия, кровью умытая. Артем Весёлый

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

1917 год в русской литературе Выполнила учитель русского языка и литературы Степанова Л.В.

2 слайд

Описание слайда:

Один из лучших памятников любой эпохи – это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы. И их было немало. Но как встретили русские поэты и писатели революцию 1917 года и последовавшую за ней Гражданскую войну? Каково было их отношение к революционным событиям?

3 слайд

Описание слайда:

Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. «Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему», – так характеризовал Александр Фадеев «левое» крыло русской литературы. Наиболее яркие представители его – Александр Серафимович, Александр Фадеев, Николай Тихонов, Константин Тренев, Всеволод Вишневский, Эдуард Багрицкий, Михаил Светлов и др.

4 слайд

Описание слайда:

Сергей Есенин, Александр Блок, Владимир Маяковский приветствовали великое событие: «Слушайте, слушайте музыку революции!» (А. Блок), «Четырежды славься, благословенная» (В. Маяковский), «Что нам слюна иконная в наши ворота ввысь?» (С. Есенин). Тот, кто не принял новую идеологию, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже жизнью. Среди них были Исаак Бабель, Иван Бунин, Иван Шмелёв, Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Михаил Булгаков и др.

5 слайд

Описание слайда:

История развития русской литературы в ХХ веке. После 1917 года часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на три направления: литературу русского зарубежья (И.Бунин, В.Набоков, И.Шмелев), литературу не признанную официально и в свое время в СССР не печатавшуюся (М.Булгаков, А.Ахматова, А.Платонов) и русскую советскую литературу (М.Горький, В.Маяковский, М.Шолохов).

6 слайд

Описание слайда:

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895–1925) События 1917 года не могли оставить поэта равнодушным. Первый период революции, давший крестьянам землю, был принят поэтом благожелательно. Первым откликом на Октябрьскую революцию была поэма «Преображение», датированная ноябрем 1917 года. Революция представлена началом всего сущего на Земле, началом изобилия и великолепия. В поэме «Иорданская голубица», написанной в 1918 году, поэт признает свою принадлежность к революции. Стихотворение «Небесный барабанщик» (1919) совсем иное, оно близко к призывно-обличительной лирике пролетарских поэтов. Это – призыв к борцам революции сплотить ряды против врага – «белого стада горилл», угрожающего юной социалистической России. Бунтарский дух, разухабистость и безоглядность сквозят в лихих воззваниях произведения. Однако в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал смотреть не в будущее, а в настоящее. Революция не оправдала чаяния поэта на недалекий «мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, … ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Листьями звезды льются В реки на наших полях. Да здравствует революция На земле и на небесах!

7 слайд

Описание слайда:

Иван Шмелев (1873–1950) «Лето Господне» Название романа «Лето Господне» взято из Евангелия от Луки, где сказано, что Христос пришел «проповедовать Лето Господне благоприятное». Герой произведения ощущает свое родство со всеми, всеединство людей, духовного и природного мира. В чувстве сопричастности всему миру, единства с ним, по Шмелеву, – важнейшая особенность русского национального характера. Писатель в поисках духовной опоры возвращается к Руси христианской, к Москве своего детства. Герой-повествователь мальчик Ваня – персонаж автобиографический. В доме отца мальчик знакомится с многочисленными людьми, он учится различать людей добрых и злых, праведников и «охальников». Авторский стиль подчеркнуто лиричен, повесть проникнута настроениями благодарения, умиления. В произведении в полную меру проявился талант Шмелева – художника слова: замечательны описания московского быта, явлений природы, людей. Персонажи книг Шмелева сыплют пословицами, поговорками, прибаутками, поют песни, соблюдают православные обряды. Культура русского православия органично входит в образную ткань книги писателя.

8 слайд

Описание слайда:

Иван Бунин (1870–1953) «Окаянные дни» В дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко отрицательное отношение к революции, свершившейся в России в октябре 1917 г.. Он воспринимал большевистский переворот как разрыв исторического времени. Сам Бунин ощущал себя последним, кто может чувствовать «это прошлое время наших отцов и дедов». Он хотел в «Окаянных днях» столкнуть осеннюю, увядающую красоту прежнего и трагическую бесформенность нынешнего времени. За распадом российской дореволюционной жизни Бунин угадывает распад мировой гармонии. Единственное утешение он видит в религии. Писатель ощущал свою ответственность «вместе со значительной частью интеллигенции за то», что в стране произошла, как ему казалось, культурная катастрофа. Он корил себя и других за прошлое равнодушие к делам религии, полагая, что благодаря этому к моменту революции пуста была народная душа. Глубоко символичным представлялось Бунину, что русские интеллигенты бывали в церкви до революции только на похоронах. Вот и пришлось в результате хоронить Российскую империю со всей ее многовековой культурой!

9 слайд

Описание слайда:

Владимир Маяковский (1893–1930) Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Если старому миру он четырежды крикнул: «Долой», то революции он воскликнул: «Четырежды славься, благословенная!» Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Основным методом его творчества первых послереволюционных лет явился революционный романтизм, главной темой – борьба за утверждение нового общества. Коммунизм и будущее стали для него практически синонимами. Новый строй оказался его кредо, символом веры, которому поэт посвятил свое творчество и свою жизнь. Поэт сплавляет стихи и публицистику, его язык сжат, емок, афористичен. Сюжеты его произведений часто условны, фантастичны, образы тяготеют к сатирическому или героическому гротеску. Моральное и идеологическое кредо поэта основывалось, как и у многих современников, на искренней вере в торжество идей справедливости и добра. Многие темы и мотивы поэзии получают новое направление, пафос произведений становится более жестким и публицистическим, усиливаются жизнеутверждающие мотивы

10 слайд

Описание слайда:

Александр Блок (1880–1921) «Двенадцать» Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана по «горячим следам» октябрьских событий 1917 года.Интеллигентами того круга, к которому относился Александр Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь, – полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон Разгул революционной стихии поэт воспринимал как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности – такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме, образ, который появляется в финале, – Христос. Образ Христа предугадывается в произведении с самого начала – уже с его названия: число 12 было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, – это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Поэма Александра Блока «Двенадцать» проникнута верой автора в грядущее воскрешение России и воскресение человеческого в человеке.

11 слайд

Описание слайда:

Зинаида Гиппиус (1869–1945) Октябрьская революция ужаснула Зинаиду Гиппиус: она восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В октябре Гиппиус писала: «Все, в ком была душа, – и это без различия классов и положений, – ходят, как мертвецы. Мы не возмущаемся, не страдаем, не негодуем, не ожидаем… Встречаясь, мы смотрим друг на друга сонными глазами и мало говорим. Душа в той стадии голода (да и тело!), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости». Поэтическим документом времени, отразившем отношение Гиппиус к происходившему в 1917–1918 годах, стал сборник «Последние стихи. 1914– 1918» (1918 год). Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, Гиппиус остро переживала свою отчуждённость от родины. По её инициативе в Париже было создано общество «Зелёная лампа» (1927–1939), призванное объединить те разнообразные литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России. Если гаснет свет – я ничего не вижу. Если человек зверь – я его ненавижу. Если человек хуже зверя – я его убиваю. Если кончена моя Россия – я умираю.

12 слайд

Описание слайда:

Исаак Бабель (1894–1940) «Конармия» представляет собой нерасторжимое художественное единство – цикл рассказов, объединённых образом героя-повествователя Кирилла Васильевича Лютова. Рассказы доступны, но вместе с тем очень сложно построены. В них намеренно не высказывается авторская позиция, и это допускает множество толкований. Образы автора, рассказчика и героя находятся в сложном соотношении, создают впечатление сразу нескольких точек зрения, высказанных в произведении. «Конармия» – одна из самых беспощадных и откровенных книг. Перед читателем предстаёт жизнь на войне, в которой переплетены воедино правдоискательство и духовная слепота, смешное и трагическое, героизм и жестокость. Конармейцы в изображении Бабеля предстают людьми с противоречивыми характерами, непредсказуемыми, неординарными. В центре «Конармии» – проблема человека в революции, человека, вступившего в борьбу за новое, справедливое устройство общества. Жестокость некоторых нарисованных Бабелем сцен, натуралистичность картин быта красноармейцев вызваны необходимостью показать достоверность того, что происходило ежедневно. Герои Бабеля поступают жестоко, потому что этого требует логика времени.

13 слайд

Описание слайда:

Анна Ахматова (1889–1966) Революция 1917 года была воспринята Анной Ахматовой как катастрофа. Но революция для Ахматовой – это и возмездие, расплата за прошлую греховную жизнь. И пусть сама лирическая героиня не творила зла, но она чувствует свою причастность к общей вине, а потому готова разделить судьбу своей родины и своего народа: Кому и когда говорила, Зачем от людей не таю, Что каторга сына сгноила, Что Музу засекли мою. Я всех на земле виноватей Кто был и кто будет, кто есть. И мне в сумасшедшей палате Валяться – великая честь. Одним из способов художественного осмысления происходящего в стране становится использование библейских мотивов и исторических параллелей, которые все чаще и чаще возникают в лирике Ахматовой. «Я» в лирике Ахматовой этой поры превращается в «мы», теперь она говорит от лица «многих». Именно словом поэта «оправдан будет каждый час» не только самой Ахматовой, но и ее современников.

14 слайд

Описание слайда:

Михаил Булгаков (1891–1940) Революция 1917 года имела огромное влияние на Михаила Булгакова, изображение этого события прочно вошло в творчество писателя. «Белая гвардия» Михаила Булгакова, может быть, единственный в советской литературе «деполитизированный» роман о революции и гражданской войне. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, «Белую гвардию» он любил более других своих произведений. В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров – те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, – отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Сам писатель явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к мирной жизни, к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной жизни, устройству быта, несмотря на господство большевиков, разрушивших прежнюю жизнь и пытающихся заменить старую культуру новой, революционной. Булгаков воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны.

15 слайд

Описание слайда:

Михаил Шолохов (1905–1984) Сборник «Донские рассказы» Михаил Шолохов, прошедший Гражданскую войну и видевший все ее стороны, создавал на реальных событиях. Рассказы написаны в духе своего времени и пронизаны коммунистической идеологией, что соответствует стилистической манере соцреализма. «Донские рассказы» Шолохова объединяет общая тематика – жизнь простых людей на Дону во время гражданской войны. Глубина концепции сборника «Донские рассказы» кроется в том, что в несправедливых и страшных условиях войны главное – оставаться человеком. На примере главных героев автор призывает к этой истине. В своих рассказах автор попытался показать через историю конкретного человека трагедию нации. «Донские рассказы» Михаила Шолохова отражают взгляд на войну как национальную трагедию русского народа. Шолохов показал, что в гражданской войне нет правых и виноватых, люди гибнут глупо и бессмысленно.

16 слайд

Описание слайда:

Выводы В русской литературе в 1917 году отразились сложнейшие процессы общественной и духовной жизни эпохи исторического перелома. Но давайте не будем никого строго судить. Ни тех, кто воспел события тех лет, искренне веря в мировую революцию, когда все люди станут одной большой и дружной семьей. Ни тех, кто наступал на горло собственной песне, чтобы идти в ногу со своим веком. Ни тех, кто «бросил землю на растерзание врагам», обрекая себя на добровольное изгнание. Жизнь – очень сложная штука. А самое ценное для нас в творческом наследии поэтов ХХ века– это идеи гуманизма, терпимости, ценности человеческой жизни и, конечно, огромной любви к своей родине, стране «с названьем кратким «Россия».


Революция – это всего лишь ошибка неопытных политиков или же продуманное глобальное событие? Скорей первое, ведь власть не хотела править, да и уже не имела такой возможности. Для того, чтобы взять народ под железный контроль, у правящей верхушки не находилось ни сил, ни влияния. Крестьяне и рабочие также это осознавали. Все это и привело к свержению царя и установлению власти Советов. Но нуждалась ли страна в глобальных изменениях? И тут уже мнения расходятся. Одни считали революцию напрасной и искали альтернативу этому процессу. Для других она была фатальной неизбежностью. Другой вопрос: могла ли страна избежать таких кровавых результатов? Несомненно, да. Можно было предотвратить хаос и разруху. Предводители революционного движения просто отправили крестьян в «свободное плавание», что и привело к уничтожению культурного наследия.

Мародерство малообразованных слоев превратило страну в руины.

Все эти изменения были восприняты людьми совершенно по-разному. Эти точки зрения нашли воплощение в различных произведениях культуры и искусства.

Какое значение для развития человеческого общества имела Великая Октябрьская социалистическая революция? Это событие коренным образом изменило жизнь людей России. Произошел переход от старого капиталистического мира к новому, социалистическому. Это означало, что настал конец эксплуатации одного человека другим. Впервые за всю историю нашего государства угнетенным классам была дана не только свобода, но и возможность прожить свою жизнь достойно и благополучно.

Освобожденные крестьяне и рабочие стали хозяевами собственной жизни. В этом масштабном процессе, начавшемся после социалистической революции, произошла переоценка ценностей, духовных ориентиров.

Октябрьская революция открыла широкий простор для многообразных творческих поисков. Первыми, кто высказал свое истинное мнение, были поэты.

В.В. Маяковский, как известно, всем сердцем принял революцию, называя её «моя революция». В поэме «Облако в штанах», написанной в 1914-1915 годах, он не только предугадывал события семнадцатого года, но и высказывал свою убежденность в их успехе:

В терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

Сам же он призывал людей к разрушению старого порядкаво имя создания нового, уверяя, что этого можно достичь только благодаря революционным преобразованиям:

Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,

как у каждого порядочного праздника –

выше вздымайте, фонарные столбы,

окровавленные туши лабазников.

В послеоктябрьской поэме «Хорошо!» Маяковский показал тернистый путь к освобождению и жизнь людей разных сословий после революции. Несмотря на все тяготы, которые испытали они в это время, поэт верил, что страна возродится, но уже новой, с новыми идеями и ценностями. В.В. Маяковский заканчивает поэму словами, полными веры в то, что тысячи отданных жизней стоили того, чтобы страна процветала:

Весну человечества,

Рожденную

В трудах и в бою,

Мое отечество,

Республику мою!

Как видим, В.В. Маяковский был яростным глашатаем Великой Октябрьской революции и следовал в своем творчестве её идеям.

Совсем иначе воспринимал революцию, как известно, С.А. Есенин. Будучи центральными фигурами в советской литературе, С.А. Есенин и В.В. Маяковский постоянно вступали в полемику. Несмотря на это, крестьянский поэт, как и его оппонент, радостно принял революцию. В поэме «Преображение» отразилось восприятие революционных действий певцом российской природы:

Рушит скалы златоклыкий,

Новый сеятель

Бредет по полям,

Новые зерна

Бросает в борозды.

Но нельзя сказать, что революция вызывала у него такой же бурный восторг, поэтический и человеческий, каку Маяковского.

Известный символист двадцатого века А.А. Блок встретил Октябрьскую революцию восторженно. В 1918 году он написал поэму «Двенадцать». В ней поэт запечатлел образ той революции, в которую ему хотелось верить. С помощью цветовых и предметных символов А.А. Блок показывает происходящее. Так, революция изображена в виде очищающего пожара, метели, вселенского ветра:

Ветер, ветер-

На всем божьем свете.

А среди представителей старого мира пред нами «буржуй на перекрестке», «барыня в каракуле», «товарищ поп», писатель-«вития» . Им противопоставлены бойцы красной гвардии. Но вид их далеко не героический. Они одеты как попало, понятие «дисциплина» для них не главное, но они свято верят в правое дело революции, поэтому их двенадцать, как и апостолов Иисуса Христа. Да и в конце поэмы появляется образ-символ:

В белом венчике из роз-

Впереди – Исус Христос.

Все это позволяет понять, что революция для поэта – священна. В поэме показаны не только события 1917 года, но и послереволюционный хаос, анархия, царившая в стране. Хотя социалистическая революция была кровавой и беспощадной, но Блок-символист верил, что все происходящее свершается во имя справедливости.

Но не только поэзия обращается к теме революции. Она становится одной из важнейших в зарождающемся кинематографе.

Интересна позиция режиссера Михаила Ромма, снявшего художественный фильм « Ленин в Октябре», посвященный двадцатилетию Октябрьской революции. В нем отобразились и полная нищета, царившая в период правления Временного правительства, и стремление Центрального Комитета партии большевиков создать новый, справедливый мир. В этой кинокартине было показано, как простые рабочие отстаивали свою честь, как боролись за революционную идею. На протяжении всего фильма мы всей душой поддерживаем большевиков и сопереживаем Ленину. И не случайно, ведь режиссер именно этого и добивался, чтобы зритель был на стороне революции.

Уходя вглубь истории, нельзя не вспомнить экранизацию Сергея Эйзенштейна « Октябрь».Юбилейный фильм, приуроченный к годовщине Октябрьской революции 1917 года, раскрывал все аспекты жизни людей в это нелегкое время. Перед нами мелькают кадры о том, как люди стояли сутками в очередях, чтобы купить хоть какое-то продовольствие, как расстреливали мирную демонстрацию. Конечно, все это не может не задеть за душу. Так режиссер добился доверия зрителя и вызвал сочувствие к народу и большевикам.

Многие верили, что все проблемы можно было решить мирным путем. Если бы правительство прислушалось к требованиям, нуждам своего народа. Если бы не дезинформировало, не держало «в ежовых рукавицах» цензуру. Не идея подняла народ на восстания и демонстрации, а всего лишь их собственные нужды. А коренной переворот произошел не просто в стране, но и в сознании каждого. Поэтому Октябрьская революция имела такое значение. И если бы ее не было, то мы бы сейчас не читали такие замечательные произведения, не смотрели бы киновыдающихся режиссеров, связанные с революцией.

В этот периодпроблемой всей старой писательской интеллигенции была необходимость политически самоопределиться, занять определённую позицию по отношению к советской власти.

Из-за грандиозного Октябрьской революции 1917 года - единая национальная литература была разделена на три ветви: литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. У них достаточно различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы.

Большая часть буржуазно-дворянских писателей эмигрировали ;

Дворянские потомки и буржуазные демократы объединились на почве лютой ненависти к пролетарской революции.

Оставшаяся в пределах СССР, однако, чуждая пролетарской революции значительная часть буржуазно-дворянской писательской интеллигенции образовала открыто выраженную оппозицию советской власти :

· одни (напр. М. Кузмин, Ф. Сологуб, Гумилев и др.) устраивали антисовеский саботаж в виде «эстетического бойкота»

· другие, изображая в своём творчестве революционную современность, на первый план выдвигали мотивы хаоса, смерти, гибели и опустошения;

Поскольку советская власть попутно разрешала и задачи буржуазно-демократической революции, то проявлялись попытки приспособить отдельные стороны революции к своим буржуазным идеалам и тенденциям.

Под флагом революции пытаются выступать и различные представители богемы - разложившейся и деклассировавшейся буржуазной интеллигенции:

Но решающим моментом литературной жизни первых лет революций был приход в ряды советской литературы лучших представителей старой интеллигенции - Брюсов, Блок, Андрей Белый , возглавлявшие самые основные тенденции русского символизма, сумели порвать со старым миром и приветствовали пролетарскую революцию:

В. Брюсов вступил в коммунистическую партию, стал инициатором и руководителем большой культурной работы, принимал большое участие в литературном воспитании молодого поколения начинающих пролетарских поэтов. Неразрешенное противоречие между революционным политическим сознанием и эстетикой и поэтикой символизма составляет подлинную трагедию последних лет творчества Брюсова .

Другой характер был присущ приходу к революции А. Блока . Ненависть к мещанскому застою буржуазного общества, одушевлявшая его творчество в предреволюционную эпоху, помогла приходу поэта к Великой социалистической революции. Но вскоре наступает разочарование Блока в революции . Суровое лицо гражданской войны и голода, реальные условия, в которых совершалась революция, его пугали, вызывали в нем настроения тоски и безнадежности.


Во многом аналогичен и путь А. Белого .

Гораздо решительнее и органичнее вошла в революцию группа футуристов во главе с Владимиром Маяковским . Непосредственно после победы Октября футуристы начинают безоговорочно сотрудничать с советской властью , в частности организуя газету «Искусство коммуны»

Первенствующая роль в советской литературе этих лет принадлежит естественно основоположникам и зачинателям пролетарской литературы - Горькому, Серафимовичу, Демьяну Бедному .

Лейтмотивом творчества Горького была борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма, уничтожающего человеческую личность.

В теснейшей связи с конкретными задачами революционной борьбы пролетариата развивается в этот период литературная деятельность А. Серафимовича . Работая в качестве корреспондента «Правды», Серафимович создает целый ряд статей, очерков, фельетонов, корреспонденции с фронтов гражданской войны, собранных впоследствии в книге «Революция, фронт и тыл».

Особо значительное место в литературе первых лет революции принадлежит Демьяну Бедному. , который видит назначение своей поэзии в агитации и пропаганде идей пролетариата, обращая их и к его ближайшему союзнику, к массам многомиллионного русского крестьянства.

Таким образом, литература с конца 1917 г. до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Знакомо ли вам выражение «Дети-цветы жизни»? А вот слова ученого и педагога В.Воронова: «Цветы, неожиданно зацветшие в марте, были погублены и разметаны октябрьской бурей». О чем оно? Речь идет о детях - о тех, чье детство совпало с революционными событиями 1917 года…

Сначала с февральскими, которые приняли с восторгом и надеждой на лучшую жизнь все слои общества. Даже дети пели «Марсельезу», привязывали красные ленточки и верили в свободу Родины.

Октябрь 1917 перевернул жизнь каждого ребенка. Дети оказались заложниками революции, ведь они принадлежали к различным социальным, национальным, религиозным группам, имели разный уровень образования и достатка, их родители придерживались разных политических взглядов.

Страшным стало то, что в одной и той же семье вдруг обнаруживались «каин» и «авель» и брат мог убить брата…

В художественной литературе и кинематографе сложно встретить объективное описание тех октябрьских событий. Тем более сложно проследить и прочувствовать жизнь детей в то время. Но мы попробуем.

В Национальной электронной детской библиотеке представлено 4 произведения в разделе «Дети в Октябрьской революции 1917 года». Только два из них доступны для чтения. Это «Пашка-миллионщик» Б.Емельянова и «Записки витмеровца» А.Ильина. Из первой книги мы узнаем историю бедного мальчишки, которому революция дала хлеб, жильё, надежду на достойную жизнь. «Всё это твоё, парень! Навсегда. Навечно. Октябрьская революция победила». Во второй повествование ведется от лица юноши - члена межученической организации. Он участвовал в событиях октября 1917 года. И это уже другой взгляд - осмысленный, идейный, революционный.

«Пашкины колокола» Арсения Рутько, «Петроградская повесть» Н.Жданова - вот ещё произведения о событиях тех дней. Я читал и восхищался смелостью детей, участвовавших в революционных событиях.

Эти дети были свидетелями штурма Зимнего дворца, боев на московских баррикадах. Под страхом смерти они расклеивали на улицах листовки с первыми декретами советской власти: «О мире», «О земле»… На гребнях баррикад стояли они наравне со взрослыми. Одним словом - герои.

Герой повести А. Рутько «Пашкины колокола» - настоящий московский Гаврош Павлик Андреев, мой сверстник. Он погиб в возрасте 14 лет. В его честь названа улица в Москве. «Пашка ни о чем не думал, его будто бы вела какая-то посторонняя, невидимая, но необоримая сила». А сила эта - любовь к Родине.

В «Петроградской повести» Н.Жданова герой - совсем маленький мальчик, девятилетний Гриша Бугров. После смерти матери-учительницы его новыми учителями стали матросы и красногвардейцы. Их слова: «Наша правда мужицкая - вся в земле кроется. Сколько годов по земле ходим, и пашем, и сеем, и потом её поливаем и кровью, землю-то, а она всё не наша», «Теперь, парень, такой ветер подует по земле - не удержишь. Любую силу сметёт, любую стену повалит!» - стали девизом жизни Григория.

Таких мальчишек было много. В Санкт-Петербурге есть небольшой монумент, надпись на котором гласит: «Честь и слава детям питерских рабочих, погибшим в октябре 1917 года».

Все эти дети из нового мира, мира революции - «кто был ничем, тот станет всем».

А задумывались ли вы, что стало с детьми тех, кто не принимал революцию, для кого октябрь 1917 года стал «кровавым».

Совсем недавно я познакомился с книгой «Зеленая ветка мая» Марии Прилежаевой. Мои впечатления дополнили другие герои. Это дети из дворянских семей. Героиня этой книги - скромная девушка Катя. На её долю выпали тяжёлые испытания: смерть матери и брата, нищета и голод. Но она не сломалась. Осталась благородной, воспитанной, не изменила своим принципам и идеалам. Дальнейшая жизнь «бывшей дворянки» проходит в деревне, где она учит грамоте деревенских баб и ребятишек.

Дети-дворяне, дети-казаки, дети-кадеты… В художественной литературе советского периода нет таких героев, потому что о них просто не писали.

Это уже совсем другой мир и другое детство. Об их судьбах мы можем узнать из книги «Дети эмиграции. Воспоминания».. В Тшебовской гимназии детям было предложено написать сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года». В этой книге собраны выдержки более чем из 2400 детских сочинений. Прочитанное потрясает... «Это было время, когда кто-то всегда кричал «ура», кто-то плакал, а по городу носился трупный запах». А вот и заветные слова: «Сколько их было... героев, еще мальчиков, беззаветно отдавших жизнь свою за правое дело». Значит, были «герои» и среди детей другого мира - мира контрреволюции.

Я вдруг задумался: что потеряли и что приобрели дети этих двух миров? Ведь и одни, и другие - дети ! «Неудержимо летели они на зарево пожара, окрыленные только любовью к России, часто опаляя свои детские крылья». И по одну и по другую сторону баррикад они «видели то же, теми же детскими глазами впитывали в себя все это».

Время всё расставило по своим местам. Те дети выросли. И уже совсем не важно, к какому миру они принадлежали тогда, сто лет назад. Главное, что их дети, внуки, правнуки - русские люди.

Сейчас нет ни октябрят, ни пионеров. Но 29 октября 2015 года в нашей стране возникло новое Всероссийское военно-патриотическое общественное движение - Юнармия. Главная его цель - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России, ее героям, выдающимся ученым и полководцам. Я надеюсь, что благодаря этому движению наша любовь к Родине будет идти от сердца, а не «провозглашаться устами взрослых», (которые до сих пор неоднозначно говорят об Октябре 1917) .

Я уверен, что наше поколение не будет жарить сосиски на Вечном Огне, осквернять портреты революционеров, разрушать памятники.

Пусть будет один счастливый мир и одно счастливое детство.




талантливые произведения художественной литературы.
Переворот 1917 г. в России закончила идеологическую войну в истоке XX в. Одержало победу реалистическое понимание с его конструкцией, что же Личность обязан непосредственно создавать собственную новую жизнедеятельность, разбив старинный уклад жизни вплоть до причины и отодвинув в сторонку подходящие законы развития. Путешествия в бухту Инал с Краснодара в комфортных автобусах.
И всегда осуществилось: взбунтовался население в население, братья в братьев, «глад», разрушение, гонения в храм, рост беззакония, праздник лжепророков с марксизма, обмораживание мыслями «свободы, равноправия, братства», обнаружившими отображение в творчестве наиболее одаренных, наиболее выбранных. И трагичен конец данных выбранных. Переворот «напылила вокруг, нак оптила и исчезла перед убийственный свист», а Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского и многочисленных иных никак не, стало быть.
Еще в 1915 г. в первой своей поэме "Облако в штанах" Маяковский пророчески говорил о грядущей в 1916 году революции. И она не заставила себя ждать. В феврале 1917 грянула очередная русская революция, вслед за ней - Октябрьская...
Маяковский никак не без гордыни упоминал

Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе
План.
I Вступление
II Основная часть
III Заключение
IV Список литературы

Список литературы
1. Революция 1917 года в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - www.historicus.ru/39/
2. Октябрь 1917: вызов для XXI века / Под общ. ред. А. Сорокина. - М.: Ленад, 2009. - 384с.
3. Революция. Октябрьская революция: март 1917 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: revolucia1917.ru/mart1917goda.html