Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади. История мавзолея Архитектурные особенности строения и интерьер

Этот текст - один из них. Что за тело лежит в мавзолее? Является ли оно настоящим телом Ленина, куклой или комбинацией того и другого? О том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак. «Лента.ру» публикует фрагменты его выступления.

Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

23 процента

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.

В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.

Два тела

Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму - то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия - все зависит от точки зрения.

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане - другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Ленин и ленинизм

Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.

В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.

В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть - канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.

В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Смерть

Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования - с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.

Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время - в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.

Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения - его можно было оставлять открытым.

Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.

Ленин будет жить

На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.

Но другие члены руководства страны - например, Леонид Красин - утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.

Ленин жив

К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».

24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».

Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com

В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно - планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая - комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела - обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.

Великий легитиматор

В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно - просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа - уникального политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным - погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.

Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело - всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно - как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com

С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.

Сегодня 85-я годовщина со дня смерти первого руководителя Советского государства, теоретика марксизма, основателя и лидера большевизма Владимира Ленина (Ульянова). 21 января 1924 года вождь большевистской партии и председатель СНК умер, после чего его тело было подвергнуто специальной обработке и помещено в Мавзолей на Красной площади.

Тело Ленина находится в Мавзолее вот уже более 80 лет, и с каждым годом у идеи захоронения вождя большевистской партии появляется все больше сторонников, в то же время значительно растет доля тех, кто затрудняется выразить свое отношение к этой проблеме.

По словам депутата, в дальнейшем содержании тела Ленина в Мавзолее нет никакого смысла. "Нахождение идеологического артефакта в центре столицы является аморальным актом, бессмысленным с точки зрения бюджетных трат, вредным с идеологической точки зрения и жестоким, как по отношению к родственникам Ленина, так и по отношению к людям, не разделяющим коммунистической идеологии", - сказал он.

Стоит отметить, что еще в 1924 году против идеи бальзамирования тела Ленина вдова Владимира Ильича - Надежда Крупская и его брат Дмитрий Ульянов. Между тем, против переноса тела Ленина с Красной площади сегодня выступает племянница Ленина Ольга Ульянова.

Среди сторонников перезахоронения тела Ленина по христианским традициям выступают первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска , президент Российского фонда культуры Никита Михалков, полпред президента в Центральном Федеральном округе Георгий Полтавченко.

Среди противников идеи перезахоронения, занимающих очень жесткую позицию, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, заявивший, что "инициатива о выносе тела Ленина - это еще одно проявление либерального фашизма".

Пирамида на Красной площади

В день смерти Ленина - 21 января 1924 года - в ЦК партии и Совнарком стали поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать тело вождя большевистской партии земле.

Уже через несколько дней - 27 января 1924 года - возле Сенатской башни Кремля на Красной площади появился Мавзолей по проекту Алексея Щусева. По словам коллег архитектора, Щусев был знаком с архитектурой египетских пирамид. На разработку проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у него ушло полночи, а на строительство - менее трех дней.

В результате, Щусев представил на суд высокопоставленных чиновников деревянное здание в виде куба со сторонами три метра и двумя последовательно уменьшающимися кубами наверху, сообщает egypt.kp.ru .

Тайна бальзамирования Ленина

Бальзамирование останков Ленина было начато только через два месяца после его смерти - в конце марта 1924 года. К этому времени посмертные изменения тканей тела, особенно лица и кистей рук Ленина, достигли критической точки.

Задачу "сохранения тела Ленина" взял на себя химик Борис Збарский и харьковский анатом Владимир Воробьев. Последний, кстати, впервые увидев тело Ленина, хотел отказаться от сложнейшей задачи, но коллеги убедили его остаться в столице.

Перед Збарским и Воробьевым стояла непростая задача - создать свой особый метод для сохранения тела вождя, поскольку замораживание для этого не подходило - в то время любая случайность могла привести к размораживанию тканей с последующей безвозвратной их порчей, пишет "Фармацевтический вестник" .

Кроме того, не подходила и древнеегипетская разработка - мумификация, поскольку при этой процедуре не только теряется 70 процентов веса, но и искажаются черты лица.

Тогда ученые решили применить бальзамирование. В создании своего метода они опирались на ранние исследования Николая Мельникова-Разведенкова, который еще в 1896 году предложил оригинальный способ изготовления анатомических препаратов с сохранением их естественной окраски с помощью пропитывания тканей спиртом, глицерином и ацетатом калия.

Ученые на протяжении четырех месяцев трудились, не покладая рук. В итоге Забарскому и Воробьеву удалось решить действительно уникальную задачу - бальзамирование целого тела с полным сохранением объемов, форм и всей клеточной и тканевой структуры.

Перед открытием мавзолея, 26 июля, Воробьев и его команда провели ночь в траурном зале. Харьковский ученый сомневался в своей работе, и непрестанно бранил Збарского, который когда-то уговорил его решиться на это рискованное дело.

Опасения ученых оказались беспочвенными - правительственная комиссия, появившаяся в Мавзолее на следующий день, признала результаты бальзамирования вполне удавшимися.

Стоит отметить, что успех Збарского и Воробьева зависел от работы еще одного человека - архитектора Константина Степановича Мельникова, который создал первый саркофаг для тела Ленина.

Первоначальный проект Мельникова был признан технически трудным. Тогда архитектор в течение месяца разработал еще восемь новых вариантов, один из которых был утвержден. Саркофаг Мельникова стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Эвакуация тела Ленина

Строительство окончательного, каменного варианта Мавзолея началось в 1929 году. В плане он практически повторял деревянный мавзолей, построенный по проекту Щусева. Монументальное сооружение было выполнено в красно-черных тонах из гранита, порфира и черного лабрадора. Над входом буквами из красного кварцита выложена надпись: ЛЕНИН. По обеим сторонам здания вдоль кремлевской стены были сооружены гостевые трибуны на 10 тысяч человек.

Почти семьдесят лет у входа в Мавзолей стоял караул, учрежденный приказом начальника Московского гарнизона.

Тело Ленина оставалось в Мавзолее до июля 1941 года. На период Великой Отечественной войны его пришлось эвакуировать в Тюмень, а по возвращении в Москву в 1945 году для Ленина был построен новый саркофаг, выполненный по проекту Алексея Щусева и скульптора Бориса Яковлева, пишет "Википедия" .

"Покушения" на Мавзолей

Еще в 30-х годах в обществе находились люди, не принимающие и не одобряющие идею сохранения Ленина в Мавзолее. В марте 34-го года Митрофан Никитин, рабочий одного из совхозов в Московской области, пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Ему помешали быстро среагировавшая охрана. Никитин на месте застрелился, пишет газета "Тихоокеанская звезда" .

При Никитине было обнаружено письмо протестного содержания на имя партии и правительства. В нем были следующие строчки: "Эту весну 1934 года опять очень много людей умрет на почве голода, грязи, от эпидемических болезней… Неужели наши правители, засевшие в Кремле, не видят, что народ не хочет такой жизни, что так жить дальше невозможно, не хватает сил и воли…"

Впоследствии инциденты в Мавзолее повторились. В ноябре 1957 года А. Н. Романов, житель Москвы без определённых занятий, бросил в Мавзолей бутылку с чернилами, но саркофаг не пострадал. Через два года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло, однако тело Ленина не было повреждено.

В июле 1960 года произошел гораздо более серьезный инцидент: житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. В результате, осколки стекла повредили кожу забальзамированного тела Ленина. Как показало следствие, намерение разрушить саркофаг Минибаев вынашивал с 1949 года, специально для этого он прилетел в Москву в 1960 году.

Поступок Минибаева стал первым в цепочке инцидентов, произошедших в Мавзолее в 60-х. Через год после него Л. А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в саркофаг, а затем бросила в стекло камень, разбив саркофаг. В апреле 1962 года житель города Павловский Посад пенсионер А. А. Лютиков также бросил камень в саркофаг.

В Мавзолее имел место и террористически акт. В сентябре 67-го года некий Крысанов, житель литовского города Каунас, взорвал начинённый взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. В итоге погиб террорист и еще несколько человек.

В 70-х годах Мавзолей оснастили новейшими приборами и аппаратурой для управления всеми инженерными системами, укрепили конструкции и заменили более 12 тысяч мраморных блоков, пишет cominf.ru .

Однако и после этого инциденты в усыпальнице Ленина не прекратились. В сентябре 1973 года, когда саркофаг Ленина уже был закрыт пуленепробиваемым стеклом, внутри Мавзолея неизвестным было взорвано самодельное взрывное устройство. Преступник и еще одна супружеская пара погибли.

Кто следит за останками Ленина?

За поддержанием прижизненного облика Владимира Ленина в надлежащем состоянии следят сотрудники Учебно-методического центра биомедицинских технологий, входящего во Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (НПО ВИЛАР). Перед сотрудниками центра стоит задача регулярно осматривать тело Ленина.

Раз в полтора года специалисты опускают останки в ванну со специальным раствором, используя для этого уникальные стереофотоустановки и приборы. По данным ученых, за последние 20 лет приборы не зарегистрировали каких-либо изменений.

В этом году эта процедура будет проводиться в течение двух месяцев - с 16 февраля по 16 апреля. Все это время Мавзолей работать не будет, пишет "Вечерняя Москва" .

Специалисты “Мавзолейной группы” считают, что тело Ленина сегодня находится в прекрасном состоянии благодаря новейшим достижениям науки, чего не скажешь от костюма на вожде, который время от времени приходится менять.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

… Красная площадь. Скоро 11 часов - откроется вход в Мавзолей В. И. Ленина. Солнце заливает площадь ярким светом, ласкает чёрно-красный гранит Мавзолея, играет на штыках часовых, замерших на посту перед входом в Мавзолей, освещает голубые ели вдоль Кремлёвской стены.

Последние секунды. Чеканя шаг, сменяются часовые. Плывёт над площадью перезвон курантов. С последним их ударом раскрываются настежь двери Мавзолея. Люди входят внутрь, спускаются в Траурный зал. Тишина, нарушаемая лишь шорохом шагов. В центре зала, в прозрачном саркофаге, Ленин. 80 секунд видит каждый Ленина. И эти 80 секунд - на всю жизнь.

Недалеко от Кремлёвской стены, посередине между Спасской и Никольской башнями, возвышается уступами строгое сооружение из полированного красного гранита и чёрного лабрадора. Это Мавзолей В. И. Ленина , воздвигнутый по проекту архитектора А. В. Щусева.

Первый Мавзолей Ленина, 1924 год.

Первоначально была спроектирована и построена в течение трёх дней временная деревянная усыпальница В. И. Ленина, чтобы желающие могли проститься с вождём. Она представляла собой увенчанный пирамидой куб, отделанный струганым чистым тёсом, с двумя боковыми пристройками для входа и выхода. Потом её заменили постоянным, тоже деревянным, сооружением. Его очень удачная, полюбившаяся народу архитектура в основном была сохранена при постройке нынешнего Мавзолея, который возвели в 1930 году, за год и четыре месяца.

Эскиз второго мавзолея Ленина.

Вспоминает академик архитектуры А. В. Щусев:

За пять лет образ мавзолея стал известным во всех уголках земного шара. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуру мавзолея - мне было поручено точно воспроизвести ее в камне. Непосредственное наблюдение за постройкой осуществляли товарищи Молотов и Ворошилов .

Этот третий вариант мавзолея решено было соорудить из красного, серого и чёрного лабрадора, с верхней плитой из карельского красного порфира, установленной на колоннах из разнообразных гранитных пород, доставленных из семи союзных республик . Мавзолей сооружался исключительно из советских материалов. Стены внутреннего центрального зала обрабатывались серым с чёрным лабрадором с вертикальными пилястрами из красного порфира и инкрустацией из ярко-красной смальты, имевшейся в мозаичном отделе Академии художеств.

Каркас мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован естественными породами гранита и лабрадора. Гроб, в котором покоится тело Владимира Ильича, сделан из стекла и помещён в особом стеклянном саркофаге конусообразной формы. Угол наклона стекла тщательно подобран. Монолитный камень чёрного лабрадора, на котором помещается гроб, весит 20 тонн. Монолит из чёрного лабрадора под главным входом в мавзолей, на котором инкрустацией из красного порфира выгравирована надпись - Ленин, весит 60 тонн.

Второй Мавзолей Ленина 1924-1929 гг.

Вокруг Мавзолея растут молодые серебристые ели. Возле стен у входа и на парапете нередко можно увидеть венки и цветы. Минуло уже девяносто лет, как не стало В. И. Ленина, десятки миллионов человек прошли мимо его гроба.

О причине этого небывалого в истории шествия сказал французский писатель коммунист Анри Барбюс такими проникновенными словами:

«Когда проходишь ночью по Красной площади, её обширная панорама словно раздваивается: то, что есть теперь, - родина всех лучших людей земного шара, - и то архаическое, что было до 1917 года. И кажется, что тот, кто лежит в Мавзолее посреди пустынной ночной площади, остался сейчас единственным в мире, кто не спит; он бодрствует надо всем, что простирается вокруг него, - над городами, над деревнями. Он - подлинный вождь, человек, о котором рабочие говорили, улыбаясь от радости, что он им и товарищ, и учитель одновременно; он - отец и старший брат, действительно склонявшийся надо всеми. Вы не знали его, а он знал вас, он думал о вас. Кто бы вы ни были, вы нуждаетесь в этом друге».
Чертеж второго Мавзолея с подписями.

Этим словам созвучны строки Валерия Брюсова , написанные в скорбные дни января 1924 года:

Кто был он! - Вождь, земной Вожатый
Народных воль, кем изменён
Путь человечества, кем сжаты
В один поток волны времён.
Земля! зелёная планета!
Ничтожный шар в семье планет!
Твоё величье - имя это,
Меж слав твоих - прекрасней нет!
Советские воины бросают фашистские знамёна к подножью Мавзолея.

В июле 1975 года, после выполнения программы «Союз - Аполлон», лётчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов в приветствии москвичам писал:

«Перед каждым полётом в космос мы непременно - и это стало традицией - приходим на Красную площадь, к Ленину. Свидание со священным для всех советских людей местом придаёт как бы особую силу и уверенность. Для любого из советских космонавтов, откуда бы он ни был родом, Москва является не только столицей нашей Родины, но и городом, где, образно говоря, начинается для нас дорога в космос».
Билет на посещение Мавзолея В. И. Ленина и И. В. Сталина. 1954 г.

У Мавзолея В. И. Ленина - почётный караул . Он учреждён приказом начальника гарнизона города Москвы, отданным 26 января 1924 года, - за день до похорон Ильича. 27 января эту вахту несли курсанты кремлёвской школы имени ВЦИК. Владимир Ильич был почётным курсантом и командиром этой школы, слушатели её работали с Ильичём на субботнике в Кремле, они стояли на посту № 27 - у входа в квартиру Ленина. С тех пор, днём и ночью, в дождь и пургу, несёт самую почётную службу караул на главном посту страны - № 1 .

Могилы у Кремлёвской стены

За Мавзолеем находятся могилы, в которых покоится прах Я. М. Свердлова, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского , М. И. Калинина, А. А. Жданова, И. В. Сталина , К. Е. Ворошилова , С. М. Будённого.

Похороны Л. И. Брежнева. Траурная демонстрация на Красной площади. 1982 г.

По обе стороны этих могил с надгробными бюстами протянулись невысокие изумрудно-зелёные прямоугольники, обрамлённые зеркально отполированным серым гранитом: это братские могилы борцов за победу Октябрьской революции в Москве. В ноябре 1917 года в них опустили 250 красных гробов.

В сентябре 1919 года здесь были погребены двенадцать партийных работников столицы, погибших при взрыве бомбы, брошенной врагами Советской власти в помещение Московского комитета партии, который находился тогда в Леонтьевском переулке (ныне улица Станиславского). Тут же покоится прах В. В. Воровского и П. Л. Войкова - советских дипломатических представителей за границей, чью жизнь оборвали злодейские выстрелы белогвардейцев.

За стройным рядом светло-зелёных молодых елей, привезённых из-под Нальчика, на Кремлёвской стене - таблички с датами рождения и смерти выдающихся деятелей партии и государства, деятелей советской культуры и науки, героев-лётчиков, космонавтов, урны с прахом которых замурованы здесь.

Среди них - Г. К. Орджоникидзе, С. М. Киров , В. В. Куйбышев, В. П. Чкалов, М. Горький, И. В. Курчатов, С. П. Королев, первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин .

Здесь же похоронены выдающиеся организаторы нашей промышленности - А. И. Ефремов, А. П. Завенягин, И. А. Лихачёв, Маршалы Советского Союза - Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, Р. Я. Малиновский, Г. К. Жуков , К. К. Рокоссовский, А. А. Гречко.

Кремлёвская стена между Спасской и Никольской башнями была реставрирована в 1973 году, к 56-й годовщине Октябрьской революции . На этом 300-метровом участке - 4 миллиона 600 тысяч кирпичей, каждый из которых был обследован и обработан. Пришедшие в негодность белокаменные детали (завершения зубцов - «ласточкины хвосты», водомёты) сняли, вытесали по шаблону вручную такие же из камня, добытого возле подмосковного села Мячкова, и установили на прежние места. В следующем году не менее тщательные и трудоёмкие работы были выполнены по реставрации Спасской, Сенатской и Никольской башен.

Справа и слева от Мавзолея В. И. Ленина поднимаются ступенчатые трибуны. В дни праздничных парадов и демонстраций их заполняли трудящиеся столицы, гости из других городов Советского Союза и зарубежные делегации из многих стран мира. Сначала трибуны были устроены из железобетона.

Булыжное покрытие Красная площадь в 1930-1931 годах сменила на серую брусчатку с синеватым отливом, перед тем было снято трамвайное движение. Камень (диабаз) заготовляли ка Онежском озере. Основание сделали из песка, на него укладывали брусчатку, из специальных леек каждый шов заливали битумом. Работу вели рязанские мастера-каменотёсы, земляки которых задолго до того так же устлали улицы Риги и Петербурга. В трудовой день нередко к ним приходил М. И. Калинин.

Прошло более сорока лет, и камень стал стареть. Некоторые шашки из, казалось, вечного материала деформировались, местами просело покрытие. Поэтому в 1974 году проведена частично его реконструкция. На свежий слой бетона ложилась тонкая «подушка» из песка, а сверху укладывались ячейки добротной брусчатки.

Особенно сложные работы в том же году были выполнены по реставрации Мавзолея В. И. Ленина. Ставшие на старое место мощные отполированные блоки добыты в тех самых месторождениях, где и прежние, и изготовлены на Московском камнеобрабатывающем комбинате, который находится в Долгопрудном.

Правее Мавзолея, у братских могил, в 1974 году создана мемориальная композиция, увековечивающая память героев, павших в борьбе за Советскую власть. Автор композиции - скульптор П. И. Бондаренко.

В 1973 и 1974 годах трибуны около Мавзолея были переделаны и облицованы гранитом серых тонов.

Наследие

Впервые идея перезахоронения В. И. Ленина была публично высказана в 1989 году на первом Съезде народных депутатов СССР. Тогда писатель Ю. Карякин заявил, что Ленин якобы хотел быть похороненным рядом со своей матерью. Его утверждение опровергла родная племянница Ленина Ольга Ульянова. В 1991 году на Съезде А. Собчак повторно предложил «выполнить последнюю волю» Ильича. Следует отметить, что Съезды народных депутатов транслировались по центральному телевидению на весь Советский Союз.

Позже выяснилось, что никаких документальных подтверждений этой «воли» нет. Помощник президента РФ Б. Н. Ельцина Г. Сатаров в августе 1997 года направил официальный запрос в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (ныне РГАСПИ). Ответ был таким:

В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище.

Пост №1 у Мавзолея В. И. Ленина был снят приказом начальника Главного управления охраны, комендантом Кремля М. Барсуковым[*] , через два дня после разгона Верховного Совета России.

План Мавзолея Ленина. Отрисовка: ParallelGraphics.

В 1974 году Мавзолей Ленина и захоронения у Кремлевской стены приняты на государственную охрану как памятники истории. В 1990 году Мавзолей Ленина и почетный некрополь у Кремлевской стены как часть ансамбля Красной площади и Кремля включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО[*] . В 1995 году они отнесены к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Критерий VI. … Мавзолей Ленина на Красной площади представляет собой яркий пример символической монументальной архитектуры. С целью провозглашения универсального значения русской революции, погребальные урны с прахом героев революции были замурованы в кремлевские стены между Никольской и Спасской башнями. Указанное место соединяет в себе исключительным образом сохраненное историческое наследие и современные символы одного из величайших событий современной истории.

В 2013 году была проведена реставрация Мавзолея с целью устранения крена фундамента и нарушения гидроизоляции.[*]

Литература:

  • Збарский Б. И., Мавзолей Ленина, 2 изд., М., 1946
  • Абрамов А., Мавзолей Ленина, 3 изд., М., 1972
  • Хан-Магомедов С. О., Мавзолей Ленина М., 1972

Адрес: Россия, Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1929 год
Окончание строительства: 1930 год
Архитектор: А.В. Щусев
Координаты: 55°45"13.2"N 37°37"11.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Место, где с 1924 года покоится забальзамированное тело В.И. Ленина, давно перестало быть просто ритуальной усыпальницей. Оно считается монументом ушедшей социалистической эпохе и имеет статус музея. Это одна из главных достопримечательностей Красной площади , которую посетило уже более 120 миллионов человек. Многие туристы, не зависимо от политических убеждений, специально приезжают в центр российской столицы, чтобы пройти мимо саркофага с телом коммунистического вождя.

Вид на Мавзолей, Красную площадь, Спасскую и Сенатскую башни Кремля

Как возникла идея строительства мавзолея

Лидер советских коммунистов умер 21 января 1924 года. Согласно официальной версии, идея сохранить его тело принадлежала рабочим и крестьянам, которые отправили в адрес правительства множество телеграмм. В них простые люди просили не проводить обычное захоронение.

Против сохранения тела выступал Лев Давидович Троцкий, однако он находился на Кавказе и не успевал вернуться в Москву к похоронам, которые были назначены на 27 января. Исследователи считают версию о «народном волеизъявлении» маловероятной, так как идея бальзамирования тела вождя никак не обсуждалась в печати, и ни одно из «многочисленных» писем так и не было нигде опубликовано.

По другому предположению, идея сохранения тела появилась потому, что не все желающие успевали проститься с умершим. Делегации из разных уголков России и из-за рубежа приезжали в столицу одна за другой, поэтому вдова Ленина Н.К. Крупская дала согласие поместить тело в склеп до окончания церемонии прощания. Однако она неоднократно высказывалась против бальзамирования.

Какой бы ни была истинная причина, руководство страны захотело превратить тело Ленина в «красную святыню», чтобы оно стало объектом поклонения и источником коммунистической веры. Уже через два дня после смерти лидеры государства твердо решили сохранить тело Ильича как можно более долгое время. Почти сразу же известный архитектор Алексей Викторович Щусев получил заказ на проект мавзолея. А работу по бальзамированию умершего возложили на академиков Владимира Петровича Воробьева и Бориса Ильича Збарского.

Вид на Мавзолей из ГУМа

История кремлевской усыпальницы

Усыпальницу планировали разместить на Красной площади. К тому времени ее участок возле Кремлевской стены уже являлся некрополем. Здесь лежали погибшие участники Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, и были похоронены некоторые партийные руководители. Когда шла Гражданская война, красноармейцы принимали перед могилами присягу, а в мирное время на площади проводили парады и демонстрации.

Первый мавзолей построили ко дню официальных похорон - 27 января. Стояли лютые морозы, поэтому промерзший грунт пришлось взрывать динамитом. Здание возводили в большой спешке, и сохранились свидетельства, что последние гвозди вбивали перед самым началом церемонии сноса тела в Траурный зал. Усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в полузавершенном виде до весны 1924 года.

Второй мавзолей также сделали на деревянном каркасе и обшили лакированным дубом. Он был готов к августу 1924 года и прослужил шесть лет. А затем его сменил каменный мавзолей, сохранившийся до наших дней.

Когда началась Великая Отечественная война, здание усыпальницы замаскировали под жилой дом. Эти меры предосторожности были необходимы, чтобы сберечь памятник во время налетов фашистской авиации. Летом 1941 года, когда немецкие войска наступали по всем фронтам, тело коммунистического лидера эвакуировали в Тюмень. Его хранили в здании Сельхозакадемии, а в апреле 1945 года вернули в столицу.

С 1953 по 1961 годом рядом с телом Ленина лежало забальзамированное тело Сталина. А в 1980-е года за зданием мавзолея сделали пристройку с эскалатором, с помощью которого престарелые руководители страны поднимались на трибуну.

Вид Мавзолея с Красной площади

Архитектурные особенности

Мавзолей отлично вписан в архитектурный ансамбль Красной площади и гармонично смотрится на фоне зубчатой Кремлевской стены. Здание имеет ширину 24 м и высоту 12 м. Оно похоже на египетскую пирамиду и сложено из пяти ступеней, построенных их прочных и долговечных железобетонных конструкций и кирпича. В отделке усыпальницы использованы гранит, порфир (малиновый кварцит), мрамор и черный лабрадорит. А над входом красными буквами написана фамилия коммунистического вождя.

Во время парадов по Красной площади часто проходит тяжелая техника. Чтобы архитектурное сооружение не испытывало серьезных проблем от сотрясения, котлован, где находится железобетонная плита фундамента, засыпан чистым песком. Последняя реконструкция здания проводилась в 2013 году - строители укрепили его основание.

С трибуны мавзолея много лет выступали перед народом советские лидеры и руководители коммунистической партии. Однако, с 1996 года эта практика была прекращена. Сегодня, когда на Красной площади проводят массовые праздники, мавзолей ограждают щитами.

Кремлевская усыпальница считается неотъемлемой частью главной площади российской столицы. Она находится под охраной ЮНЕСКО и внесена в список Всемирного наследия.

Вход в Мавзолей

Что можно увидеть внутри

В усыпальнице всегда тихо. Посетители проходят друг за другом по одному маршруту и находятся в мавзолее около минуты. Внутри здания царит полумрак.

Траурный зал, где установлен саркофаг, представляет собой квадратное помещение 10 м на 10 м. Он декорирован в черном и красном цвете и имеет ступенчатый гранитный потолок. Напротив входа в него помещен вырезанный из камня герб СССР образца 1930 года. Однако, из-за блеклого освещения разглядеть мелкие детали почти невозможно.

Тело Ленина покоится на возвышении в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, который обрамляют гранитные перила. Такие меры предосторожности были предприняты в 1973 году. На Ленине надет черный костюм, и слева на нем можно увидеть значок члена Центрального исполнительного комитета СССР. Фигура коммунистического вождя специально подсвечена, чтобы проходящие мимо могли разглядеть черты лица. Она резко контрастирует с темным окружением и поэтому кажется похожей на голограмму.

Кроме Траурного зала, в мавзолее существует черная комната-колумбарий, в нишах которой планировали сохранять прах других усопших. Но это помещение так и не было использовано, и посетителей туда не пускают.

Информация для туристов

Мавзолей открыт во вторник, среду, четверг, субботу и воскресенье с 10.00 до 13.00. На время реставрационных работ расписание обычно меняется, но об этом сообщают заранее. Попасть в мавзолей можно бесплатно через пропускной пункт в Никольской башне , расположенной со стороны Александровского сада. Стояние в очереди обычно занимает около 30-40 минут.

Вид Мавзолея со стороны Спасской башни

В мавзолей нельзя вносить громоздкие сумки, рюкзаки, емкости с жидкостями и большие по размерам предметы из металла. Если туристы имеют такой багаж, они сдают его в платную камеру хранения, которая находится в Александровском саду, возле Кутафьи башни . Все желающие попасть в мавзолей в обязательном порядке проходят через металлодетектор.

Внутри усыпальницы нельзя делать фотографии и снимать видео. При входе также положено сдавать мобильные телефоны и гаджеты. Если они остались на время посещения, сотрудники охраны имеют право просмотреть последние кадры, и, как правило, просят посетителей удалить эти файлы. Возле саркофага мужчинам необходимо снять головные уборы.

Следует иметь в виду, что вся территория вокруг Московского Кремля и особенно Красная площадь находятся под круглосуточным наблюдением видеокамер. Пришедшим сюда туристам рекомендуют иметь при себе паспорт или другой удостоверяющий личность документ.

Как добраться

До мавзолея удобнее всего дойти пешком от станций московского метрополитена «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Театральная», «Китай-город», «Лубянка», «Боровицкая», «Александровский сад» или «Библиотека им. Ленина».

Еще один текст, многократно перевранный и кастрированный украинскими СМИ. Читайте полную версию.

На одной из плит мавзолея Ленина в Москве есть совершенно удивительная надпись - "Niatomiyoteotl, in tlahtoani. Nehuatl nirusitlalpantecuhtli. Axcan nitechitoa". Найти ее нетрудно.
На правой стороне сооружения, что подходит прямо к кремлевской стене, на самой нижней, дальней плите выбиты эти буквы. Причина их возникновения столь зловещая, что всякий раз я мысленно содрогаюсь, когда вспоминаю свое расследование. История эта началась более двадцати лет назад и закончилась лишь недавно, вскрыв чудовищные пласты человеческих злодеяний и низменных страстей. Но давайте по-порядку.

Первого мая 1988 года на Красной Площади, у кремлевской стены был произведен последний массовый расстрел инакомыслящих. Такие публичные казни были нормой в Советской России, начиная с 1924 года. Расстрелы как правило бывали приурочены к праздникам и проходили при большом скоплении народа, в том числе, детей. Вот и в этот раз, лишь только стихли автоматные очереди, праздничные колонны русских начали первомайскую демонстрацию. Нарядно одетые люди шагали в ногу и пели гимны своим святым - Ленину, Сталину и Коммунистической Партии.
Сказать, что я был шокирован - значит ничего не сказать, особенно, учитывая то, что я посещал СССР в составе правозащитной делегации. Целью поездки была помощь в проведении демократических реформ по западному образцу и обеспечение развития свободы слова.
В глубокой задумчивости я прогуливался по Красной площади под вечер. С брусчатки смыли уже кровь, ветер разносил увядшие лепестки цветов и обрывки воздушных шариков. Вот тогда-то я и увидел эту зловещую надпись: "Niatomiyoteotl, in tlahtoani. Nehuatl nirusitlalpantecuhtli. Axcan nitechitoa". Будучи не в состоянии понять смысл, я тщательно скопировал ее в свою записную книжку, а заодно и сделал фото. Фотографировать у мавзолея запрещено, но я справедливо решил, что человеку с американским паспортом позволено иногда поступать по своему усмотрению, даже если он находится в такой стране, как Коммунистическая Россия.

Вернувшись в США, я попросил своих друзей, советских эмигрантов, перевести эту надпись. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что она сделана не по-русски, а каком-то другом языке! Один из друзей предположил, что это - итальянский. Вскоре выяснилось, что и итальянцы этот язык впервые видят. Однако они решили, что это может быть исландский язык, исходя из того, что некоторые слова - очень длинные. Но и здесь меня поджидало разочарование. Единственный в Нью-Йорке носитель исландского языка только пожал плечами и предположил, что надпись по-просту шифровка. А учитывая ее коммунистическое происхождение, он в этом и вообще не сомневается. Русские же слова, по его мнению, обычно по длине превосходят исландские, например (тут он поглядел в книги) "Укрспецлифтремонтмонтаж".
Одним словом, расследование зашло в тупик в самом начале. Продолжение же случилось спустя долгие восемнадцать лет.

Шел 2006 год, отгремела Оранжевая Революция в Киеве и вообще, события развивались с быстротой торнадо, где-нибудь в Южной Дакоте. Страны постсоветского пространства одна за другой выбрали свободу от путинской России.
В те дни я, как консультант российской оппозиции по вопросам демократии и прав человека, посещал кафедру исторических наук в одном из престижных университетов Денвера (Колорадо). Шла важная и кропотливая работа. Требовалось максимально сфальсифицировать роль Сталина в истории, чтобы помочь развитию демократических и антисоветских тенденций в странах бывшего СССР и восточного блока. Особый упор делался на разъяснительную работу в Польше, Украине, Грузии и Прибалтике.
Немало пришлось общаться мне с профессором Жаком Монро, автором знаменитых на весь мир монографий "Основы правозащитного движения в России" и "Место коммунизма - на свалке истории".
В один из дней мы вышли на перекур. Я внезапно вспомнил про странную надпись и рассказал профессору об этой загадке.
- Я думаю, надо искать в языках индейцев центральной Америки - сказал он, ни секунды не раздумывая.
- Почему?
- А вы разве не замечали, что Мавзолей на Красной Площади внешне ничем не отличается от пирамид Майя? Это же классическая теокалли, храм для человеческих жертвоприношений. Надпись можете показать?
- Вот пожалуйста, - ответил я, радуясь своей привычке никогда не расставаться со старыми записями.
- Так и есть! - воскликнул он, - Это науатль, язык ацтеков. Идемте со мной.
Кафедра иностранных языков оказалась в соседнем здании, и уже через полчаса я держал в руках расшифровку таинственной надписи: "Я лысый бог, повелитель и властелин России. Теперь я повелеваю вам."
- Но кто такой "лысый бог"? - изумился я, - И что он повелевает?
- В данном случае, мне почти все ясно. - ответил профессор. - Давайте сядем вот, на скамеечку, я сейчас объясню.

То, что он рассказал мне, перевернуло все мои представления об истории русского коммунизма, хотя я всегда считал себя знатоком данного вопроса. История эта началась незадолго до большевицкого путча 1917 года.
Как оно всегда бывает в России, у тогдашней оппозиции, партии большевиков, не было ни голосов в Думе ни денег на нужды революции. И поэтому их лидеры Ленин и Троцкий отправились на запад в поисках средств. Как сказал бы Путин, "шакалить". Ленин поехал в Германию, с которой тогдашняя Россия находилась в состоянии войны. Он справедливо рассудил, что сможет взять необходимый денежный кредит под обещание отдать немцам западные территории. (Так он в последствии и сделал) Троцкий отправился в США с обещанием в случае успеха революции отдать Америке богатый ресурсами Дальний Восток.
Ленину тогда удалось договориться с немецким правительством. Троцкий же успеха не добился. ("К сожалению не добился. - подчеркнул профессор Монро. - Если бы Америка тогда взялась за раздел России, этого не пришлось бы делать сейчас. Никто ведь не знал, что Ленин так быстро протянет ноги")
Однако, Троцкий не унывает и отправляется в соседнюю Мексику, где входит в контакт с представителями секты бога Атомьотеотля, имя которого переводится как "Лысый Бог". Культ Атомьотеотля в средневековой Мексике отличался такой жестокостью, что был запрещен еще в 13-м веке и ушел в глубокое подполье. Согласно представлениям ацтеков, этот бог был лыс и являлся покровителем народных восстаний. Лев Троцкий хорошо понимал, что захватить власть в России - это только полдела. Нужно ее еще и удержать. Для этого потребуется религия - новая, яркая и жестокая. Культ "Лысого Бога" как раз подходил для этих целей. А главным ее ритуалом были массовые человеческие жертвоприношения.
Троцкий тогда договорился с жрецами секты, что Ленин будет представлен как живое воплощение Атомьотеотля. А представители руководства секты смогут получать определенные материальные средства из Советской России.
Сказано - сделано. Троцкий возвращается в Россию, имея при себе новую идеологию для молодого рабоче-крестьянского государства. Через несколько лет после революции Ленин умирает. Вслед за этим, по приказу Троцкого возводится первый временный мавзолей в виде ацтекской пирамиды - теокалли. Вскоре строится второй, по сходному проекту. Тогда же начинаются и первые человеческие жертвоприношения. Однако, уже тогда наметились разногласия Троцкого со Сталиным. Первый считал, что жертвоприношение должно быть представлено эстетически. Жертву украшали цветами и пели гимны. Сталин решил, что важна не красота а массовость. И по его приказу, у кремлевской стены начали групповые расстрелы диссидентов по праздникам. Конечно, это было не единственное разногласие, и в конце концов, Троцкому пришлось вернуться в Мексику практически ни с чем. Обещание, данное жрецам, он выполнить не смог. В Москве достраивался третий, современный вариант ступенчатой пирамиды, посвященной жестокому "Лысому Богу". Уже готовы и плиты, с высеченными на них повелениями "великого тлатоани" Атомьотеотля своим подданным. Однако по приказу Сталина, плиты эти в срочном порядке отшлифовали с обратной стороны и установили этой гладкой стороной наружу. И только с одной плитой что-то случилось не так. Вероятно, она была бракованной и отшлифовать другую сторону не смогли. Поэтому ее установили "как есть", с фрагментом надписи. При этом ее спрятали подальше от людских глаз на дальней стене. Так и возникла эта загадочная надпись на ацтекском языке.
Тем временем дела Троцкого в Мексике шли все хуже. К руководству сектой пришел молодой и амбициозный жрец Истакойотль, "Белый Шакал". В один из дней он явился к Троцкому с ледорубом за пазухой. "О Атомьотеотль! Прими же в жертву презренного раба Льва Троцкого!" - воскликнул жрец и обрушил ледоруб на голову идеолога пролетарской революции.

Ну что ж. Рассказывать осталось немного. Что за веления предполагалось высечь на стене Мавзолея мы до сих пор не знаем. Скорее всего это обычный список "Заветов Ильича", который в России известен даже дошкольникам. В сущности, это цитаты из различных статей Ленина - "Очередные задачи советской власти", "Малая земля", "Что такое друзья народа" и пр.
Истакойотль, более известный под псевдонимом Рамон Меркадер умер в 1978 году в звании Героя Советского Союза. А спустя менее, чем десять лет человеческие жертвоприношения у Мавзолея прекратились.

"Интеллидженс Инсайд". Винсборо.
Юрий Шимановский