Проект по русскому языку "Я и моё имя". классические формы поэзии. Актуальность исследования. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком. Цели

"Тайна имени" исследовательский проект по русскому языку

Проект ориентирован на развитие у учащихся аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнения, сопоставления и отбора необходимых фактов; ассоциативного мышления - установление ассоциаций с ранее изученными знакомыми фактами и явлениями; логического мышления - умения выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, принимаемых для решения проблемы.

Цель проекта : 1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они

обозначают.

Задачи проекта : 1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего

имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

Планируемый результат : Углубить знания о своих именах

Создать именной альбом обучающихся 3 класса

1. Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?

Мы учимся в 3 классе МОБУ «Академическая СОШ»18 девочек и мальчиков.

Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Нам захотелось узнать больше о наших именах.

Мы поставили перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена.

Цель нашей работы.

Мы поставили перед собой цель: узнать, какие имена носят ребята в нашем классе, школе.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе, школе?

лайд 5.Гипотеза

Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.

Как мы проводили исследование.

1.Изучали литературу.

2.Беседовали с родителями

3. Искали информацию в Интернете;

4. Проводили опрос учащихся школы, анкетирование, наблюдение, собирали информацию из литературных источников.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 18 человек.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия

и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена - ОНОМАСТИКА

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека –Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера – Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье – Первый, Второй, Третьяк и другие,

Анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

50% обучающихся назвали в честь близких родственников;

20% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

5%- были названы именами, потому что они редкие;

5% - не смогли ответить на этот вопрос.

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало дополнительного материала
об именах

Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Вот пятерка наиболее популярных имён 20- 30 х годов:

Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция

Донэра - Дочь Новой ЭРы

Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

    Ворс - ВОРошиловский Стрелок

Мы подбирали пословицы и скороговорки об именах

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

« Не имя красит человека, а человек имя»

Литература:

1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.

3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОВЕНЬКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Проект

по русскому языку

Тайна имени

Выполнили

учащиеся 3-А класса

Руководитель: Туз Е.П.

Ровеньки

2017 год

Содержание

    Введение

    Аннотация проекта

    Цели и задачи проекта

    Планируемый результат

    Актуальность

    План проведения проекта

    Основная часть

    Заключение

1.Введение

Почти каждый из нас хоть раз задавался вопросом, что обозначает то или иное имя для мальчика и девочки. Нам интересно узнать каково точное значение имени, которым нарекли нас наши родители, какова его история, этимология, что это имя означает для других людей, и что предрекает нам. Полная тайна имени может раскрыть для нас потаенные черты характера наших друзей, близких и коллег, помочь избежать ошибок в общении с ними.

2.Аннотация проекта

Проект ориентирован на развитие у учащихся аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнения, сопоставления и отбора необходимых фактов; ассоциативного мышления - установление ассоциаций с ранее изученными знакомыми фактами и явлениями; логического мышления - умения выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, принимаемых для решения проблемы.

3. Цель проекта:

1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в начальной школе, что они обозначают.

Задачи проекта:

1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся 1-4 классов с целью определения частоты употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

4. Планируемый результат:

Углубить знания о своих именах

5. Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

6. План проведения проекта

Подготовительный этап

    Анкетирование.

    Определение темы проекта.

    Определение направлений работы, составление плана.

План работы ребенка:

7. Основная часть

Имена, имена, имена

В нашей жизни звучат не случайно.

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в 1-4 классах. В анкетировании приняли участие 256 человека.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена ОНОМАСТИКА

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье Первый, Второй, Третьяк и другие.

Какие же имена есть в нашей начальной школе?

Девочки Алина -3

Альбина -1

Ангелина -5 Анастасия -10

Анна -6

Александра -3

Анжелика -1 Валерий -1

Арина -4

Валерия -4

Валентина -1

Вероника -3

Виктория -3

Виолетта -2

Владислава -3

Дарина -1

Дарья -7

Диана- 1

Доминика – 2

Елена -5 Евгений -6

Ева -1

Елизавета 3

Екатерина -5

Изабелла -1

Илона -1

Ирина -3

Кира -3

Камила -1

Карина -1 Каролина -1 Кристина -2

Ксения -2

Мария -6

Маргарита -1

Мирослава -1

Наталья -1

Олеся -3

Ольга -5

Полина-7 Рамина -1

Светлана -1

София -15

Таисия -1

Ульяна -2

Эвелина -1

Эльвира -1

Эсмира -1

Юлия -2

Ярослава -1

Яна -2

Всего -136 чел.

Мальчики

Алексей -3

Александр -13

Антон -1

Андрей -3

Артем -5

Богдан -5

Вадим -4

Валерий -1

Виктор -2

Виталий -1

Влад -1

Владимир -1

Владлен -1

Давид -1

Даниил -7

Денис -5

Димир -1

Дмитрий -4

Егор -2

Захар -1

Иван -3

Илья -5

Кирилл -8

Константин -2

Максим -5

Марк -1

Мирослав -1

Михаил -7

Роман -1

Ростислав -1

Руслан -1

Рустам -1

Прохор -1

Никита -9

Святослав -1

Станислав -1

Олег -1

Ярослав -1

Ян -1

Эрик -1

120 чел.

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы:

Больше всего имен на букву

«А»- 55 имён.

«Д» -28 имен

«В» - 26 имен

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

Что означает имя Артем

"невредимый "

Тёма, Артемий .

Тайна имени Артем

Спокойны, никогда не навязывают другим своего мнения. В школе обычно не возникает никаких проблем. Много читают, всегда объективны в оценке ситуаций, всегда говорят правду, и порой им достается за это. Похожи на мать. Доброжелательны и общительны.

Великие люди по имени Артем

Микоян,Сергеев


Что означает имя Александр

Александр – мужественный защитник

Варианты имени и как ласково называть

Саша, Саня, Шурик, Санёк, Сашуля, Сандро, Алек, Алекс, Сандор, Алехандро, Алексис.

Тайна имени Александр

Александры способны добиваться своего, из них получаются неплохие руководители, умеющие управлять коллективом и отдающие должное способным, одаренным сотрудникам. Пользуются репутацией справедливых людей

Великие люди по имени Александр

Македонский, Невский, Суворов, Грибоедов, Радищев и другие.

Что означает имя Антон

Антон –От греческого - противник. От латинского - широкий.

Варианты имени и как ласково называть

Антоний, Антуан, Антонио, Энтони, Антек, Тони, Тённис, Тюннис.

Тайна имени Антон

Как правило, это очаровательный ребенок. Обаяние, располагающее к нему людей, он сохраняет и в зрелом возрасте. Характером обычно похож на мать, но крепко держится за отца, даже если родители разведены и живут врозь. Впрочем, Антон всю жизнь старается с большим уважением относиться к обоим. Очень работоспособен. Трудолюбив. Мастер своего дела. В раннем детстве болезненный. Много читает.

Великие люди по имени Антон

Чехов, Макаренко ,Дельвиг



Что означает имя Анастасия

Анастасия –От греческого «воскресшая»

Варианты имени и как ласково называть

Настя, Настасья,Настенька, Настюша

Тайна имени Анастасия

Настенька - имя из русских сказок. Девочке с таким именем как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Ее все любят в детстве, и Анастасия не обманет ожиданий - она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Напротив, она беззащитна перед хитрыми, злыми людьми, ее легко обмануть или обидеть. Девочка растет мечтательной, любит детские сказки, у нее хорошо развито воображение. А вот ест плохо, чем частенько расстраивает родителей. Придется родителям приложить немало усилий к и тому, чтобы научить Настеньку убирать за собой игрушки, складывать книги, наводить в своей комнате порядок.

Великие люди по имени Анастасия

Цветаева, Вертинская, Волочкова.



Что означает имя Алина

Алина –От древнегерманского «благородная»

Варианты имени и как ласково называть

Аля, Алинка

Тайна имени Алина

Болезненная в детстве девочка, очень раздражительная, упрямая и дерзкая, не терпящая никаких замечаний. Часто воспитывается в неполной семье, одной матерью, а вот характер она унаследовала от отца, да и внешне похожа на него. У нее хорошая память, она быстро схватывает услышанное, и в школе Алина учится хорошо. Она любит рисовать и читать исторические романы. Алина самолюбива, стремится всеми командовать, конфликтна и умудряется в школе испортить отношения едва ли не со всеми учителями, да и с матерью постоянно ссорится из-за пустяков. Предпочитает дружить с мальчиками.
Великие люди по имени Алина

Кабаева, Гроссу.

Что означает имя Богдан

Богдан –От старославянского - данный богами

Варианты имени и как ласково называть

Ботан, Божидар

Тайна имени Богдан

Богдан - это спокойный, знающий себе цену человек. В нем заметно стремление хорошо и основательно устроиться в жизни. Может порой достичь высокого мастерства в профессии, достаточно конкретной, не требующей вдохновения и импровизации. С окружающими несколько замкнут и суховат. Прижимист. Из «зимних» иногда выходят художники, музыканты, военачальники, историки.

Великие люди по имени Богдан

Бельский, Ступка, Титомир.


Что означает имя Вероника

Вероника –От греческого - несущая победу, от латинского - истинное, подлинное изображение

Варианты имени и как ласково называть

Ника, Вероничка

Тайна имени Вероника

В детстве робки, застенчивы и нерешительны, подвержены простудным заболеваниям. С возрастом в характере этих чувствительных крошек становятся заметны такие черты, как раздражительность и, особенно, упрямство. Кроме того, у некоторых из них возникает аллергия на запахи, они могут упасть в обморок от вида крови .

Великие люди по имени Вероника

Тушнова, Першина, Кастро

Что означает имя Виктор

Виктор –От латинского - победитель

Варианты имени и как ласково называть

Витя, Викториан, Вико, Виторио.

Тайна имени Виктор

Виктор будет прекрасно чувствовать себя в той сфере деятельности, где нет места мечтаниям и долгим раздумьям. Из них получаются хорошие электрики, среди них много футболистов, подходит им и профессия футбольного тренера. Если же у них талант художника, то лучше всего он реализуется в графике. Увлекаются игрой в теннис, обожают водить автомобиль

Великие люди по имени Виктор

Кочубей, Гюго, Васнецов

Что означает имя Вадим

Вадим –От древнерусского «обвинять, клеветать»

Варианты имени и как ласково называть

Вадик, Вадя

Тайна имени Вадим

Из Вадимов получаются неплохие руководители. Они хорошо чувствуют людей, заботливы, помнят от своих обещаниях. Необычайно трудолюбивы и целеустремленны. Взявшись за что-нибудь, не остановятся до тех пор, пока не добьются своего. Не лишены расчетливости и некоторой хитрости, тщательно продумывают свои поступки и высказывания. Обладают хорошими «пробивными» способностями, достать что-нибудь редкое и дефицитное - для них одно удовольствие, они видят в этом определенную игру, спортивный интерес .

Великие люди по имени Вадим

Спиридонов, Алисов .


Что означает имя Анна

Анна –От древнееврейского «благодать», «милостива»

Варианты имени и как ласково называть

Андель, Анита, Энн, Аннели, Энне, Анко, Нанна, Хана, Аннина, Аня, Нюта, Нюра, Нюся, Нэнси, Аника, Анетта, Наннетте, Нанон

Тайна имени Анна

Растет артистичным ребенком, любит все красивое. С удовольствием ухаживает за щенками, котятами, приносит в дом выпавших из гнезда птенцов. Доброта Аннушки не знает, кажется, границ. Если кто-то рядом плачет - лучшей утешительницы не найти. Анна покладистая, врагов у нее практически не бывает. Рукодельница, шьет своим куклам платья, а позже, став взрослой, шьет себе, не отказывает и подруга.

Великие люди по имени Анна

Болейн, Ахматова,Самохина, Седокова.


Что означает имя Константин

Константин –От латинского «твердый, постоянный

Варианты имени и как ласково называть

Костя, Констанц, Кюёсти, Костаки, Констанций, Константино, Консуэло, Силард.

Тайна имени Константин

Константин - ответственный и добросовестный человек. При этом хитроват и упрям. Но делу, которым занимается, отдает всю душу. Деликатен. С подчиненными мягок, скорее попросит, чем прикажет. Имеет предрасположенность к алкоголю. Сильно развито воображение. Может раздражаться по пустякам.

Великие люди по имени Константин

Аксаков, Циолковский, Ушинский





Что означает имя Кирилл


Кирилл – Господин, Владыка

Варианты имени и как ласково называть:
Кирилка, Киря, Кира, Кирюха, Кируха, Кирюша, Киро, Кирюня, Кируня, Кируся, Киряха, Киряша, Кирька, Кирка.

Тайна имени Кирилл


Кирилл очень любознателен, начитан, общителен, самостоятелен, терпелив. Ему присуща огромная работоспособность, однако порой Кирилл бывает излишне строг и требователен, ему не хватает мягкости и пластичности.

Великие люди по имени Кирилл

Лавров, Кондрашин, Мазуров, Мерецков, Москаленко, Молчанов.


Что означает имя Ксения

Ксения –От греческого «гостеприимство», «чужеземный»

Варианты имени и как ласково называть

Аксинья, Ксюша, Оксана, Ксена.

Тайна имени Ксения

Ксению скорее интересуют гуманитарные науки, чем техника, большие способности у нее к языкам, но щедрее всего природа наделила ее музыкальным талантом, и если она всерьез начинает заниматься музыкой, то достигает в этой области больших профессиональных успехов. Ксения живо реагирует на несправедливость, но бороться будет только за свои собственные права, хотя на словах может сочувствовать и другим. И вообще она больше интересуется своим внутренним миром, чем работой. Наилучшим для нее является благоустройство домашнего очага. Она превосходная и, главное, очень запасливая хозяйка.
Великие люди по имени Ксения

Эрдели, Пономарева .



Что означает имя Наталья

Наталья –От латинского «родная».

Варианты имени и как ласково называть

Наташа, Ната, Натали, Наталина, Ноэль, Нателла.


Тайна имени Наталья

Наталья любит путешествовать, завзятая туристка. Еще одно ее увлечение - рисование. Наталья знает себе цену и, как все самолюбивые люди, очень нуждается в похвале - она удесятеряет ее энергию. Наоборот, даже самое пустячное замечание буквально убивает. Она злопамятна и обиды помнит всю жизнь.

Великие люди по имени Наталья

Гончарова, Фатеева, Гундарева, Варлей .


Что означает имя Ульяна

Ульяна –принадлежащая древнеримскому роду Юлиев

Варианты имени и как ласково называть

Уля, Юлиана.

Тайна имени Ульяна

Одаренная от природы, Ульяна способна добиться достаточно высокого положения в обществе. Помешать ей может только чрезмерная искренность и открытость, она не умеет льстить, не хочет ни под кого подлаживаться. Высказать прямо в глаза нечестному человеку все, что о нем думает, тоже не способна: не позволяет врожденная деликатность и хорошее воспитание; более того, обидев кого-нибудь ненароком, очень переживает. Привлекательность, доброжелательность и приветливость Ульяны помогают ей создать хорошую семью. У нее уютный дом, в который она вкладывает много сил. Друзья любят бывать у нее в гостях.
Великие люди по имени Ульяна

Громова, Лаптева, Шилкина


Что означает имя Эльвира

Эльвира –От германского «защитница людей.

Варианты имени и как ласково называть

Эля, Элечка

Тайна имени Эльвира

Трудолюбивая, в ее руках все горит и спорится, терпеть не может медлительных, нерешительных людей, поэтому больше дружит с мужчинами, чем с женщинами. Окружающие считают ее сильной и мужественной, но те, кто знает ее хорошо, близко к своим секретам не подпускают - тайны хранить она не умеет.

Великие люди по имени Эльвира

Кокорина, Маслова

Что означает имя София

София- От греческого «премудрость»

Варианты имени и как ласково называть

Соня, Софа, Софья, Софи, Зофия, Фай, Фей, Фиа.

Тайна имени София

Нежная, утонченная девочка. Не плакса, не рохля. Добра, в ее доме часто можно встретить попавшую в беду кошку или собаку. С незнакомыми людьми держится стеснительно, недоверчиво. Хотя с близкими друзьями она тоже не очень откровенна, они знают, что на Софью всегда можно положиться: если надо - отдаст последнее. Софья усидчива и педантична, что способствует ее успехам в учебе. Принципиальна, всегда готова постоять за свои идеи. Ценит хорошие отношения с родственниками, последние всегда занимают важное место в ее жизни. Рукодельница, любит кропотливую мелкую работу, часто обладает музыкальными способностями, увлекается театром.

Великие люди по имени София

Лорен, Ротару


Что означает имя Никита

От греческого - победитель.

Варианты имени и как ласково называть

Никитка, Ники, Ник

Тайна имени Никита

Это мужчины, которые знают себе цену. Они эгоистичны и целеустремленны, выбирают себе цель, идут к ней прямым путем. Не любят, чтобы ими командовали, они настойчивы, упрямы и одновременно - чувствительны и ранимы. Внешне похожи на мать, характер же у них - отцовский

Великие люди по имени Никита

Одоевский. Михалков

Управление образования администрации Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа

на тему: « Тайна имени»

Выполнили учащиеся 3в класса

Ивлева Виолетта

Власов Сергей

Пронина Софья

Скворцов Денис

Танкова Дарья

Яшкова Ирина

Руководитель

учитель начальных классов

И.Ю. Кисёлева

Жуковка 2017

    Введение…………………………………………………………………...стр. 3-5

    Основная часть……………………………………………………….........стр.6

    1. Имена и прозвища в Древней Руси……………………………….стр.6-7

      История возникновения имён……………………………………..стр.7-9

      Откуда к нам пришли наши имена………………………………..стр. 9-10

      Толкование имен……………………………………………………стр. 10

      Анкетирование……………………………………………………...стр.11-12

      Социологическое исследование………………………....................стр.12

3.Заключение…………………………………………………………………....стр.13-14

4.Список использованной литературы………………………………………..стр.15

5.Приложение…………………………………………………………………...стр.16-18

Введение.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Еще в древние времена человек столкнулся с проблемой как обращаться друг к другу.

Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя человека возникло не случайно.

Каждый человек после своего рождения получает имя. Он его не выбирает, за него это делают другие. К сожалению, мало кто из нас знает, что обозначает данное нам имя и какова история его происхождения.

Что они означают наши имена?

Отвечая на данный вопрос, мы выяснили, что никто не знает значение своего имени.

Нам захотелось узнать историю происхождения и значения имен, совпадают ли наши черты характера со значением наших имен, насколько распространены наши имена.

Поэтому тема нашей исследовательской работы «Тайна имени».

Нам захотелось узнать:

Когда и как возникли имена;

Откуда они пришли в наш язык;

Что означают наши имена;

Какие имена наиболее популярные в настоящее время.

Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению имен.

Цель : с помощью изучения имени показать индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка.

Задачи:

    Изучить истории и значения имён.

    Развивать навыки исследовательской деятельности.

    Изучить имена учеников начальной школы.

    Выяснить, знают ли ребята моего класса значение своего имени и историю его происхождения.

    Установить популярность имён среди обучающихся начальных классов.

    Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.

Объект исследования: наши имена.

Предмет исследования: история происхождения, значение наших имен

Гипотеза исследования: Мы предположили, может ли человек жить без имени, что может сказать имя о человеке .

Методы исследования:

1. Анализ литературы;

2. Работа с Интернетом.

3. Анализ списков обучающихся школы;

4.Систематизация известных сведений и результатов;

5.Анкетирование;

6.Социологическое исследование;

7.Беседы с родителями;

8. Провести собственное наблюдение за одноклассниками.

Актуальность работы заключается в следующем:

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны.

Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.

Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

2.Основная часть.

2.1. Имена и прозвища в Древней Руси

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, – Спартака, царицы Ассирии – Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов – одного из семи “чудес света”.

А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут.

Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде нет.

Есть народы, у которых человек за свою жизнь сменяет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется, может быть, у имен и впрямь нет значения?

Имя – это бесценный дар, который даётся при рождении один раз и навсегда. Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре с другими людьми. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имён тесно связана с историей народа и его языка.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности. Например, Балагур, Светлана, Чернава, Черныш.

Были имена, которые часто отражали порядок появления детей. Например, Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк.

Отдельные имена характеризовали время рождения ребенка. Ребенка, который появился на свет зимой, называли Зима. Если родился в сильный мороз, так и называли – Морозом, а родившийся весной, получал имя Вешняк, от слова «вешний» - весенний.

Некоторые имена характеризовали явления природы, например, Метелица, христианские праздники, например, Постник, Мясоед.

Некоторые имена давали по профессии родителей, например, Рыбак, Муковоз, Кожемяка.

Другие имена отражали какие – либо особенности новорожденных, например, Пискун, Прыгунок, Лобик.

2.2. История возникновения имён

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Хотя в современном понимании к личным именам первобытных племен лучше всего подошел бы термин «прозвища». Тем не менее, имена пришли к людям раз и навсегда. Имя - это первое что упоминается в разговоре, когда речь заходит о том или ином человеке. Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируются в документах, наконец, мы сами будем давать имена нашим детям. А что же это такое – имя? Согласно словарю В.И. Даля, имя – это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». Изначальный смысл имени, наименования заключается в том, чтобы одним точным словом или фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность.

Имена людей – это часть истории и народов. У русских имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно.

На раннем этапе развития цивилизации люди долго не выбирали, какое имя дать ребенку. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей и всего того, что было на виду всегда.

Одни имена связывались с событиями из жизни людей, другие – указывали на занятия людей, приметы или особенности характера человека. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, например: Светлана, Беляк, Черныш, Мал, Косой, Рябой, Кудряш. Были имена, отражавшие порядок появления детей, например: Первой, Вторуня, Старшой. Вот несколько характеристик имен по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада, Добрава; по профессии – Кожемяка, Селянин и др. Можно не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но это действительно имена наших предков.

Существовало убеждение, что если дать ребенку имя известных в какой - то местности плохих людей, то и ребенок приобретет подобные отрицательные черты. Следовательно, нужно давать только хорошие. Отсюда сформировалась традиция, распространенная и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь».

Еще в летописи 11 века можно встретить хорошо знакомые имена (Олег, Игорь, Владимир, Ольга) и малознакомые (Рюрик, Аскольд, Лучезар). От этих имен веет древностью, героическими и славными походами древнерусских князей. В древней Руси использовались три группы имен:

Простые и двуосновные древнеславянские имена (Владимир, Святослав, Людмила)

Скандинавские имена (Олег, Игорь, Ольга, Аскольд)

Имена, используемые церковью (Иван, Федор, Елена).

С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые имена (Анна, Мария, Елизавета).

При крещении человеку давалось второе имя, древнегреческое, латинское, древнееврейское и другие. Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например: в документах значилось Стефан, а в быту звали Степан или Иоанн-Иван. Церковь не

все имена признавала. Так князю Киевскому Владимиру при крещении дали имя Василий, княгине Ольге – Елена.

В России, на протяжении довольно долгого времени : при крещении , священник предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка.

Дело родителей было только выбрать и согласиться с каким-либо из имен. Избежать же насильственного выбора имени и упросить священника дать другоеимя стоило немало трудов и средств.

Лишь в 1905 году эта прерогатива церкви была несколько ослаблена и родители уже могли назвать ребенка на свое усмотрение. После революции, с 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем без каких бы то ни было ограничений, и пошло новое поветрие на модные имена.

2.3. Откуда к нам пришли наши имена

В конце Xвеке киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на южную Русь. С этой целью он заключил договор о взаимопомощи с императором Византии…

Чтобы военный союз был прочным и долговечным, от киевского князя потребовали согласия на «крещение Руси». Князь Владимир принял такое условие.

Обряд «крещения» состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.

В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней

на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.

Древнегреческие и древнеримские имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство.

Например, греческое имя Тихон - обозначает «счастливый», римское имя Марина – «морская».

Древнееврейские имена означали обращение к Богу. Например, Михаил обозначает «равный Богу».

2.4. Толкование имен

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

2.5.Анкетирование

Следующим этапом исследовательской работы стало проведение анкетирования учащихся 1-4 классов. Было опрошено 193 человек. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся знают значение собственного имени, но не знают его происхождение, день именин. Выявились ребята, которые недовольны своими именами.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное.

В нашем классе 20 человек (вместе с учителем).

У нас есть: Анастасия, Сергей, Сергей, Виолетта, Евгения, Ирина, Евгений, Полина, Михаил, Владислав, Софья, Валерия, Кирилл, Денис, Дарья, Валерия, Александр, Ирина, Максим, Артем.

По происхождению есть имена:

    Греческие – 10 (Артем, Александр, Анастасия, Полина, Кирилл, Евгения, Евгений, Ирина, Софья, Ирина)

    Латинские – 4(Виолетта, Валерия, Максим, Валерия,)

  • Еврейские- 1(Михаил,)

    Русские- 4(Владислав, Денис, Сергей, Сергей)

    Древнеперсидские- 1 (Дарья)

2.6. Социологическое исследование

Мы провели социологическое исследование имён в 1-4классах и узнали, какие имена самые распространенные, а какие редкие.

Среди имён девочек:

    на 1 месте – Анастасия;

    на 2 месте имя- Валерия;

    на 3 месте имя - Дарья.

Среди имён мальчиков:

    на 1 месте – Евгений, Илья, Артем, Даниил

    на 2 месте имена - Максим, Денис, Иван;

    на 3 месте имена - Александр, Кирилл, Дмитрий.

Редкие имена, то есть те, которые встретились 1 раз:

Таким образом, мы можем сделать вывод:

    только половина наших имен достаточно распространенны школе;

    черты характера совпадают со значением наших имен.

Заключение

Свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории происхождения имен, изучил их значение. Проведя свою исследовательскую работу можно сказать, что в настоящее время много русских людей носят традиционные имена, хотя мода на имена меняется.

В процессе работы над темой «Тайна имени» мы научились: формулировать цели и задачи проекта, выбирать методы и способы работы, планировать предстоящую деятельность, собирать и анализировать информацию, самостоятельно проводить исследование и анкетирование, обобщать, представлять и оценивать полученные результаты.

Наша исследовательская работа предлагает каждому задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. Имя дают ребёнку при рождении его родители. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Необычное имя не только поддерживает уникальность человека, но и его отличие от других. Самое главное соблюдать меру, потому что человек, который совсем не похож на тех, кто его окружает, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

Важно помнить, что имя - это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или вообще выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Поэтому, прежде чем нарекать человека, необходимо прислушаться к советам:

1) имя должно легко произноситься;

2) должно соотноситься с отчеством;

3) должно быть легко запоминающимся;

4) от имени должны образовываться уменьшительно - ласкательные формы;

5) не должно вызывать у человека неприятных ассоциаций.

Исследовательская работа «Тайна имени» оказалась очень интересным, увлекательным. Мы узнали много нового и остались довольны своей работой.

Список литературы

1. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995г.

2. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М.: Русский язык, 1980г.

3. Советский энциклопедический словарь. Составитель Булатов Р. М.: «Советская энциклопедия», 1988.-159 с.

4. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских имёнах. – Л.: 1978 г.

5. Тайна имени: Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД». – 608 с.

6. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. Москва. ООО «Дом Славянской книги». 2009-671с.

7. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: 1992г.

Источники Интернет:

  1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?

    Знаешь ли ты значение своего имени?

    Знаешь ли ты происхождение своего имени?

    Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

    Доволен ли ты своим именем?

По русскому языку ученикам 3 класса по программе предлагается выполнить исследовательский проект «Тайна имени». Как сделать проект Тайна имени в форме сообщения или реферата, план проекта и основные требования к его выполнению.

Цель проекта: ознакомление учеников с миром имен, историей возникновения имени, значением и своеобразием. При выполнении проектной работы учащиеся проводят исследование своего имени (или имени на выбор), развивают умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом.

Как выполнить проект «Тайна имени». План

Проект Тайна имени можно выполнять в виде презентации, сообщения или исследования.

План проекта

  1. Цель и задачи проекта.
  2. Откуда приходят имена.
  3. Тайна моего имени: в истории, в разных странах.
  4. Результаты анкетирования.
  5. Выводы.
  6. Список используемой литературы

Лучше всего начинать проект с эпиграфа. Он обращает внимание на основную мысль проекта, показывает отношение автора к данной теме. Эпиграф помещается перед основным текстом, не выделяется кавычками и в точности повторяет авторский текст, включая пунктуацию. Ниже указываются инициалы и фамилия автора, чьи слова приведены в эпиграфе.

Для данного проекта можно использовать например такие эпиграфы:

Имена, имена, имена -
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна -
Так и имя - загадка и тайна.

Наш исследовательский проект «Тайна имени»
Что имя - звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченья.

Цель проекта Тайна имени: раскрыть тайну и значение своего имени, выявить происхождение, узнать больше сведений о выбранном имени.

В начале основной части следует дать определение понятию ИМЯ, использую словари и энциклопедии. Выяснить откуда появлялись имена людей. Рассмотреть значение выбранного имени. Дать свою оценку связи имени с судьбой человека.

В проекте желательно дать краткую историческую справку об старославянских языческих именах. Рассказать об именах оберегах, именах кличках. Выяснить почему некоторым детям давали несколько имен, и отчего имя малыша держали в секрете.

Рассказать о своем имени, его значении в истории нашей страны. Перечислить великих людей, носивших такое имя.

Можно привести стихи об имени.

Стоит рассказать как изменяются имена в истории. Почему некоторые имена исчезают и откуда приходят новые.

Сделать выводы по проделанной работе об индивидуальности и неповторимости каждого человека и его связи с именем.

Привести список используемой литературы (словари, энциклопедии, книги, ресурсы интернета).

Учитель может предложить выполнить данный проект в группе. Тогда каждый учащийся будет представлять свою часть проекта. В таком виде работы желательно провести исследование или анкетирование о том, как часто встречается данное имя среди учащихся класса и школы.

Отличную оценку за проект можно получить, если дополнить работу слайдами и фотографиями, которые легко воспроизвести на экране для всех учащихся.

Оформление титульного листа для проекта

На титульном листе указываются

  • Название образовательного учреждения.
  • Тема Проекта (дозволяется небольшой подзаголовок 4-6 слов).
  • Фамилия, имя и класс учащегося, написавшего проект..
  • Фамилия и инициалы учителя, консультирующего проект.
  • Город и год написания.

Проект «Тайна имени» поможет ребятам больше узнать о своих именах, научиться работать в коллективе, вести опросы и анкетирования.