Хозяин клиники где прошли последние годы врубеля. Михаил Врубель – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель Родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (“врубель” по-польски - воробей.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой, и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. По воспоминаниям старшей сестры Анюты, с которой Врубеля связывали теплые дружественные отношения: “элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией”.

Долг службы отца требовал частых перемещений. Врубель с детства испытал много новых впечатлений, переезжая из Омска а Астрахань, затем в Петербург, в Саратов, Одессу, и опять в Петербург.

Рисовать Врубель начал рано. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. В Саратове Врубель обучается рисованию с натуры у частного педагога; в Одессе посещает рисовальную школу. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия “Страшного суда” Микеланджело, “наизусть, воспроизвел ее во всех характерных подробностях”.

Врубель получил прекрасное образование. В 1874 году он окончил Ришельевскую Классическую гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года Врубель совершил первую поездку в Швейцарию, Германию и Францию с семьей, в которой он подрабатывал гувернером и домашним учителем.

По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию Художеств. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем этапе своего творчества Врубель много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи.

В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Чистяков рекомендует его как способного мастера композиции Адриану Прахову -руководителю реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, который впоследствии курировал исполнение росписей во Владимирском соборе. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Это стало его первой крупной монументальной работой. Он создал “Сошествие Святого Духа на апостолов” на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции “Надгробный плач”).

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

В 1887 г. Врубелю поручается исполнение фресок для Владимирского собора по ранее сделанным эскизам. В том же году художник стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.

Осенью 1889 г. Врубель переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. В киевский и ранний московский период Врубель ведет богемную жизнь: часто бывает в цирке, дружит с цирковой наездницей и вместе со своими приятелями К. Коровиным и В. Серовым ходит к ней в гости. В Москве он знакомится с С. И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника.

Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале 1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Он говорил, что в основе всякой красоты - “форма, которая создана природой вовек. Она - носительница души… “Декоративно все, и только декоративно”. Врубель, по его словам, “ведет беседу с натурой”, “вглядывается в бесконечные изгибы формы”, “утопает в созерцании тонкостей” и видит мир как “мир бесконечно гармонирующих чудных деталей...”. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий; кристаллики льда, образующие узоры на стеклах; игру света и тени, и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 - 1887) “Белая акация”, “Белый ирис”, “Орхидея”; панно “Богатырь” (1898), “Одиллия” (1894), “Сирень” (1901), “Кампанулы”, “Раковины” и “Жемчужина” (1904) ,“Тени лагун” (1905) и т.д. К. Коровин писал о творчестве художника: “Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш, или перо, или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина”. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле”.

В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Главной же темой творчества Врубеля в это время стала тема Демона, в которой он в символической форме ставит “вечные” вопросы добра и зла, изображает свой идеал одинокого бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость. Сама мысль создать “нечто демоническое”, возникла еще в Киеве. Осенью 1886 года, Врубель показывая свои первые наброски отцу, говорил что Демон - дух “не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый”.

Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (“Пан”, 1899, “К ночи”, 1900, “Сирень”, 1900).

До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру “Маска льва”. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем (“Полет Фауста и Мефистофеля”).

В 1890-е гг. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения “Венеция” (1893), “Испания” (ок. 1894) и “Гадалка” (1895), “Принцесса Греза” (1896); иллюстрирует произведения М. Лермонтова, изданные к 50-летию со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова “Садко”, 1897, “Царская невеста”, 1899, “Сказка о царе Салтане”, 1900; исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики “Снегурочка”, “Лель”, “Садко”, “Египтянка” и др.; панно “Микула Селянинович и Вольга”; “Роберт и монахини” (бронза, 1896), “Морской царь “ (керамика, 1899-1900). Музыка Н. А. Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной стихии, была одним из стимулов в обращении художника к “изобразительному фольклору” (майолика “Купава” 1898 - 1899 г., “Морская царевна” 1897 -1900 гг., “Прощание царя морского с царевной Волховой” (1899), “Садко” 1899 - 1900 гг.)

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно - “Принцесса Греза” (по Э. Ростану) и “Микула Селянинович”. Мамонтов превратил дебют Врубеля настоящий бенефис; несмотря на то, что специальная комиссия Петербургской Академии художеств отвергла панно Врубеля “как нехудожественные”, меценат решил показать их и на арендованном им рядом с входом на выставку участке земли соорудил павильон, нам крыше которого громадными буквами было написано “Панно Врубеля”. По указанию Мамонтова на этой на выставке были представлены восемь картин Врубеля и его скульптура. В то же самое время в городском театре Нижнего Новгорода проходили гастроли Мамонтовской частной оперы, представлявшей спектакль “Гензель и Гретель” в декорациях Врубеля, а портал сцены был украшен занавесом “Италия. Неаполитанская ночь”, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.

В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы, которая вскоре стала его женой. Она была любимой певицей Римского-Корсакова, писавшего для нее партии сопрано в всех своих операх, начиная с “Царской невесты”. Врубель влюбился в голос Надежды Ивановны прежде, чем узнал и полюбил ее саму, он полюбил образ, мечту, которую она воплощала.

Врубель писал много портретов жены, которые стали одной из важных страниц его творчества. Художник выступал оформителем почти всех спектаклей жены, сам придумывал ей костюмы и грим, сам одевал ее перед спектаклем, присутствовал на всех ее выступлениях и был рад огромному успеху жены.

Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). По воспоминаниям мемуаристов Врубель, не любил живопись Ге, но в своем творчестве он обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, невольно следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге. Врубелю довелось несколько раз летом поработать в мастерской Ге, на его хуторе близ Чернигова. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Ночной колорит живописных “ноктюрнов” Врубеля “Сирень” (1900) и “Пан”, связанных единством мифологического сюжета, картины “К ночи” и “Царевна-Лебедь” перекликается с поздними произведениями Ге. Но Врубель, в отличие от “глухой ночи” Ге, благодаря световым и цветовым колебаниям, красочно изображает ночь глубокую и прозрачную, полную волшебства. “Ночной пленэр” этих произведений Врубель противопоставляет господствующему в то время дневному.

Возврат Врубеля к демонической теме в конце 90-х годов сопровождается воспоминанием о ночных сценах Ге - художник создает свой цикл на демоническую тему, как бы продолжая в нем идею цикла картин Ге о страстях Христа.

Врубель был счастлив в браке, его популярность росла как на дрожжах, но все же именно в это время у художника появились первые симптомы душевной болезни, которые обострились и привели к срыву после рождения сына с заячьей губкой. Художник постоянно находился под наблюдением врачей.

В 1900-е гг. в творчестве Врубеля возникают черты болезненного надлома, нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину “Демон поверженный” (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его “магического театра”. Работу над ней он продолжал даже во время выставки, меняя на глазах у публики черты и выражение лица демона, световое и цветовое решения картины. Бенуа писал: “Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое...” Это произведение принесло художнику славу декадента.

После нервного срыва начинаются годы Врубеля в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала мужа и даже часто пела для него. Врубель был очень привязан к жене и умел поэтизировать недостатки ее внешности. По словам сестры Забелы он “часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему”. Врубель видел в жене нечто ангельское, это легко заметить по ее “Портрету на фоне березок” (1904).

Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: “Обдумывает ход (игра в шахматы)”, “Кровать”; из цикла “Бессонница”, “Дерево у забора” (1903-04); графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904); “После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель”(1905); натюрморты “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”. Поздним автопортретам Врубеля характерны горькая складка губ и гордое, замкнутое выражение лица. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова.

Врач-психиатр Ф. А. Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, писал в своих воспоминаниях: “Часто приходится слышать, что творчество Врубеля больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... До тех пор пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства...”

За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Художник пробыл в психиатрической лечебнице с 1902 по 1910 год, но он так и не узнал, что в 1906 г. Академия наук присвоила ему звание академика; не знал о триумфальном успехе в России и Европе объединения “Мир искусства”, в первых выставках которого он участвовал. Все политические и культурные события конца XIX - начала XX вв. пришлись на период его болезни. Врубель оказался отрезанным от культурной жизни своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Его считали своим учителем и художники “Голубой розы”, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля; поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый.

Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.

В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой”.

Врубель был умным и глубоким человеком, прекрасно знал классическое искусство и литературу, иностранные языки. Он был открытым и легким в общении, но весь состоял из парадоксов. Но несмотря на легкомысленное богемное существование, Врубель очень серьезно относился к своему творчеству, и в то же время, при всем серьезном и ревнивом отношении к своим произведениям в процессе работы, он легко расставался со ними тогда, когда они уже были готовы.

В нем было заложено что-то загадочное, он любил интриговать и удивлять окружающих. Некоторые странности проявлялись в поведении художника еще задолго до его болезни. Известен случай, когда Врубель, будучи в Киеве, исчез из города, сообщив впоследствии окружающим, что был на похоронах отца, а через некоторое время отец появляется живым и здоровым перед теми же самыми людьми.

Смерть Врубеля привела к всплеску его популярности. Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства. А. Бенуа в своей статье, опубликованной в день похорон, писал: “Жизнь Врубеля … дивная патетическая история, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения … будут оглядываться на последние десятки XIX века как на “эпоху Врубеля”.

Картины художника

Автопортрет. 1882г.

Автопортрет. 1905г.

Автопотрет. 1880г.


Аллегория Нижегородской ярмарки


Богатыть. Декоративное панно.

Венеция. Декоративное панно

Видение пророка Иезекииля


Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.


Гадалка 1

Гамлет и Офелия 1

Гамлет и Офелия


Гензель и Гретель (Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка).

Голова Иоанна Предтечи. Этюд


Девочка на фоне персидского ковра


Демон поверженный


Демон сидящий 1


Жемчужина

Женский портрет


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Испания

Итальянский рыбак


К ночи


Кувшинки


Летящий Демон


Море


Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача

Натурщик 1

Натурщик

Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан

Обручение Марии с Иосифом


Пирующие римляне


Полет Фауста и Мефистофеля


Портрет В.А.Усольцевой


Портрет В.Я. Брюсова


Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева

Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок.

«Откуда приходят к нам художники?» - задумывался А. Блок. Не из древних ли трагедий? Какую печать они несут? Биография Михаила Врубеля отвечает: печать рока и безумия. Художник был феноменально одарен. Ему была подвластна монументальная роспись, графика, театральные декорации, скульптура. Как выглядел Михаил Врубель? Фото 1897 года нам это демонстрирует.

Происхождение

Удивительна наследственность Врубеля. Она поражает разнообразием этнического состава. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Душевная мягкость, отрешенная задумчивость - это пришло к нему от матери, в 23 года умершей от туберкулеза. Вспыльчивость, горячность, неожиданные решительные поступки и стойкость, когда приходилось преодолевать жизненные трудности, - это от отца. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. А глаза были материнские - карие.

Детство

Это был красивый, веселый, изобретательный ребенок. Он придумывал игры по мотивам приключений Майн Рида и Фенимора Купера и увлекал и объединял всех вокруг себя. Но одновременно он мог часами сидеть, читая и рассматривая иллюстрации и репродукции картин. Миша родился в Омске в 1856 году. Но служба отца проходила в переездах. Они жили и в Астрахани, и в Харькове. Там он вторично женился, и его жена много времени уделяла детям от первого брака. Своих у нее еще не было.

В Саратов, очередной город, где жили Врубели, привезли копию «Страшного суда» Микеланджело. И вот тут впервые проявилась поразительная визуальная память Михаила. Он по воспоминаниям нарисовал фреску со всеми подробностями. К этому времени он уже брал уроки рисования. Семья была большой и бедной. Отец Михаила не сделал карьеры, вероятно, потому, что происходил из неимущих дворян и был католиком. Но для детей родители старались сделать все возможное, чтобы они могли следовать своим способностям и увлечениям.

Так безмятежно складывалась в детстве биография Михаила Врубеля. Тревоги и сложности, переезды и неустроенный быт, нищета - это все придет позже, начиная с юной самостоятельной жизни.

В Академии

Окончив одесскую гимназию, где он серьезно изучил и литературу, и историю, и немецкий, французский и латинский языки, а затем и Петербургский университет, в 1880 году Врубель поступает в Академию художеств. Теперь жизнь, которую будет вести Михаил Врубель, биография его навсегда будут связаны с искусством. Его начинают интересовать трагические темы, общечеловеческие, философские.

Не случайна его работа «Гамлет и Офелия» (1884 г., ГРМ). Его привлекают сильные и мятежные личности. Позируют ему Валентин Серов и его двоюродная сестра. Темен колорит, но кобальт играет всеми оттенками. Картина осталась незаконченной, потому что так уж сложилось. Художника, не закончившего Академию, приглашают на работу в Киев. Живописец Михаил Врубель, биография которого внезапно меняется, проявит там свою еще неизвестную грань таланта как мастера монументальных росписей.

Киев, Италия и снова Киев

По предложению искусствоведа А. Прахова он с увлечением работает, расписывая Кирилловский собор фресками. Им созданы четыре оригинальные композиции взамен утраченных и отреставрировано 150 фрагментов фресок, которые относятся к 12-му веку. Пять лет, проведенных в исканиях и трудах, оплачивались крайне скудно. Но искусствовед, чтобы положить конец увлечению молодого художника его женой, отправляет Врубеля в Равенну.

Наиболее всего его привлек не расцвет Ренессанса, а более раннее искусство и готические мозаики и витражи. Он жадно впитывает пластические и колористические решения итальянцев, что при его поразительной визуальной памяти, которая проявилась еще в детстве, для него несложно.

Результатом станут при возвращении в Киев шедевры - акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В ней максимально выражена и скорбь Марии, и ее страдание, и безмерная любовь. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.

Москва (1890-1902)

В Киеве ему поручались далеко не самые важные работы. Постоянных заработков у него не было, и случайно Врубель уезжает в Москву, на короткое время, просто встретиться со знакомыми. Он останется здесь надолго. И это будет самый плодотворный и яркий период в творчестве, чего еще не познал Михаил Врубель. Биография его спишет знакомство с и Саввой Мамонтовым.

Демон и Тамара

В это время издается к юбилею Лермонтова собрание сочинений в двух томах. Малоизвестному, но интересному Врубелю поручено иллюстрировать «Демона». Для себя художник уже обращался к этой теме, но не был удовлетворен результатом. Тут же он выполнил 30 черно-белых рисунков акварелью. Они поразительно выразительны. Тамара у него связывает небесное и земное.

и другие работы

В 1894 году Врубель получает заказы на создание декоративных панно. «Венеция» представляет живущий полнокровной жизнью, а «Испания» навеяна оперой «Кармен». В некоторой близости к ней стоит полотно «Гадалка» (1895).

На картине знаменательно изображен туз пик на первом плане. То, как он нарисован, означает добрые дела и взаимные чувства. Ожидания, владевшие автором, его не обманули. К нему пришла любовь и Надежда. Через несколько месяцев он обвенчается с Надеждой Ивановной Забелой. Так обновится биография Михаила Врубеля. Это произойдет в 1896 году. А вместе с певицей в его жизнь входит музыка. Художник полон сил. Он творит.

Михаил Врубель: картины с названиями

В эти годы (с 1896-го по 1902-й) создан новый мир - мир Врубеля. Он напишет ряд великолепных портретов - «С. И. Мамонтова», «К. Д. Арцыбушева», панно «Принцесса Грёза» и полотна «Микула Селянинович», «Сирень», «Утро», «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь», «Демон летящий», «Демон поверженный», «Портрет сына», сюиту портретов жены. Он работает истово, не жалея себя, по 14 часов в сутки. И приходит болезнь.

Неотвратимость (1903-1910)

Душевные недуги из-за того, что окружающие их просто не понимают, смотрят со страхом или насмешкой, всегда тяжелы и для больного, и для его близких. А ведь это самые обыкновенные заболевания, как болезнь желудка или сердца, но там окружающим все понятно, и они полны сочувствия. Не так с депрессиями и помутнением сознания. И как горько читать о болезни Врубеля сейчас, когда есть целый спектр лекарств, которые могли бы вывести его из прогрессирующей болезни.

По крайней мере, на более долгий срок оставить его в обществе здоровых людей. А тогда он уходил и терял с ними контакт. Тем не менее он пытался понемногу писать. Вот роза в стакане, вот портрет Брюсова, на которого сам поэт хотел быть похожим.

Самое тяжелое

Это последний период, когда художник ослеп. Четыре года он проведет в полной темноте, когда в голове роятся замыслы и их нельзя перенести на полотно. Остается одно: слушать музыку, чарующий голос жены, слушать, как ему читают книги. Но он пребывал в другом мире, мире галлюцинаций, из которого изредка выходил. Перед самой смертью он вернулся в наш мир, вымыл, как это он любил, себя с одеколоном. И к утру его не стало. Шел 1910 год.

Так тихо и безропотно ушел не понятый современниками гений - Михаил Врубель. Биография и творчество были протестом против зла, наполненным всей страстью его пылкой натуры. В своих трагических образах он воплощал свет и благородство. Борьба двух противоположных начал - света и тьмы - тема его произведений. Блок говорил над его могилой, что своих оставил всем «как заклинателей против лилового зла».

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Отец его, Александр Михайлович, происходил из польской семьи, был офицером на службе в Омской крепости с 1853 по 1856 года. Мама Анна Григорьевна была родственницей декабриста Басаргина Н.В. К сожалению, она умерла, когда Михаилу было всего 3 года. В 1859 году отца Врубеля переводят в Астрахань, затем начались активные переезды по службе. С детства Михаил Врубель побывал во многих местах России. Когда Михаилу исполнилось 7 лет, отец снова женился. В этом браке у него было 3 детей, один из которых умер еще маленьким.

В связи с частыми переездами,Врубель учился в разных школах. В Одессе он закончил Ришельевскую классическую гимназию, в Петербурге ходил в рисовальный класс Общества поощрения художников, в Саратове ходил к частному педагогу по рисованию. Затем была снова рисовальная школа в Одессе. В 1874 году Михаил поступает в С-Петербургский университет на юридический факультет. После его окончания Врубель служил юристом в Главном военно-судном управлении. Весь период учений Врубель уже увлекался рисованием, у него была очень хорошая зрительная памать. Ему нравилось копировать различные гравюры с журналов. Затем он перешел к мифическим образом и античности ("Сцена из античной жизни ", "Пирующие римляне ").

В 1880 году Врубель начал ходить в вечерний класс Академии художеств П.П.Чистякова. Эта школа дала многое художнику, здесь уже у него появилась собственная манера письма: картины напоминали мозайку, предметы как будто бы состояли из множества кристалов.

В 1884 году Врубель участвует в реставрации фресок и росписей Кирилловской церкви в Киеве. Пригласил его профессор А.В.Прахов. На стенах церкви созданы такие произведения как "Сошествие святого духа на апостолов" и "Надгробный плач ". Дальше в 1887 году идет работа над фресками Владимирского собора в Киеве. Появляются работы "Воскресение ", "Ангел с кадилом и свечой ". Одна из знаменательных работ того времени, написанная на хорах Киевской церкви - "Сошествие святого Духа на двенадцать апостолов ". Тема была выбрана Праховым, а писалось произведение Врубелем самостоятельно.

В 1885 году Врубель едет в Италию, в Венецию для изучени византийских мозаек. Там же он продолжает писать иконы для Киевской церкви: "Христос", "Богоматерь с младенцем ", "Св. Кирилл", "Св. Афанасий".

Нахождение в Италии повлияло на творчество художника. Появилась тяга к Востоку. По прибытии обратно в Киев были написаны Врубелем "Девочка на фоне персидского ковра " и "Восточная сказка ".

В 1889 году Врубель приезжает в Москву. Там он знакомится с Мамонтовым и с членами его кружка. К этому времени Врубель уже создал иллюстрации к произведениям Лермонтова (13 рисунков). Большинство из них относились к "Демону ". После этого образ Демона не покидал творчество Врубеля.

Михаил Врубель кроме рисования мог заниматься лепкой. В 1888 году он создал фигуру и бюст Демона . Затем опять серию картин с Демоном. Все они были написаны в особой манере, картины были как будто "кристализованы". Образы героев, гор как-будто бы состояли из мерцающих кристалов. Все это было очень необычно для публики. В детстве художник увлекался минералогией, изучал драгоценные камни. Видимо это сыграло решающую роль в таком его видении. А работах чувствуется трагизм, вечная борьба добра и зла.

В 1891 году Врубель становится главой гончарной мастерской в имении С. И. Мамонтова в Абрамцево. Здесь он создает свои шедевры: "Купава", "Волхова ", "Мизгирь".

В 1894 году Врубель снова отправляется за границу. Он побывал в Риме, в Париже, Милане и Афинах.

Врубель все больше начинает увлекаться монументальным искусством. Он создает такие шедевры как "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович ". Картины были заказанны для павильона Нижегородской всероссийской выставки. Параллельно Врубель работал над декорациями оперы С. И. Мамонтова, . А. Римского-Корсакова. Под впечатлением опер появляется картина "Фауст ", которая наполненна глубоким филосовским смыслом.

А.Бенуа выссказался о Врубеле так: "Он предлагал себя, свои богатства. Он готов был подарить нас храмами и дворцами, песнями и кумирами. Он ничего не просил за это; он молил только, чтобы ему давали выявляться, чтобы освобождали его от тяжелого бремени наполнявшего его существо вдохновения. Но мир не принимал его, чуждался и даже презирал. Зачем блеск, игра, краски, веселье, когда и так живется в тусклости, в делах, во мраке и суете. И не верил никто Врубелю. Изредка кто-нибудь из чудачества купит у него картину или закажет ему стенопись, но сейчас же связи обрывались, филистеры погружались в отдых от сделанного усилия стать чудаками, а художник снова оказывался без дела и применения..."

Врубель продавал свои работы за гроши. "Пан ", "Царевна-лебедь " уходили вдвое дешевле, чем художник собирался продавать. Его легко было уговорить, он особо не противился.

В 1896 году Михаил Врубель наконец-то влюбился. Это была достаточно известная певица Надежда Ивановна Забела. Она привнесла новую веру для Врубеля. Врубель создает серию ее портретов, в каких-то мифологических произведениях так же отмечен ее образ. Это был новый виток творчества художника. Он рисует замечательные портреты В. Я. Брюсова, С. И. Мамонтова.

В 1902 году на свет появляется одно из самых сильных произведений по своей трагичности - "Демон поверженный ". Можно сказать, что демоны отражают судьбу самого Врубеля. Ведь будучи таким одаренным, он так и не сумел осуществить все свои грандиозные планы. В первом "Демоне " 1890 года еще видна надежда и чувствуются силы, а в последнем демоне уже чувстуется неизбежность конца. Когда Врубель работал над "Демоном поверженным ", у него начали проявляться первые симптомы его душевной болезни. Родные и близкие замечали это. Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку" - Е.И.Ге. В 1901 году Врубеля болезнь окончательно покосила. Говорили о том, что причиной тому слишком напряженная и нервная работа над картиной. Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу. Пол года он был полностью изолирован от общества, даже родные не имели права навещать его из-за тяжелого состояния. Когда ему стало лучше, Врубель снова пытался взяться за кисти. Но сил не хватало, не было творческого подъема, наступила депрессия. Он уезжает с сыном Саввой в Крым, чтобы набраться новых впечатлений и для улучшения состояния. В тот момент, когда они остановились в имении фон Мекка, Савва заболел. Болезнь оказалась неизлечимой. Год выдался очень тяжелым для семьи Врубеля. Смерть единственного сына, Забела потеряла голос, душевная болезнь Михаила - все навалилось разом. В 1904 году к художнику пришла слава. Он уже снова в С-Петербурге, более менее выздоровивший. В 1906 году художник теряет зрение, он ослеп.

1 апреля 1910 года Врубеля не стало. Его торжественно похоронили в С-Петербурге. Блок говорил прощальную речь: "..у Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение"

После себя Врубель оставил около 200 произведений.


Первый русский символист Михаил Врубель обладал особой манерой исполнения своих художественных произведений, так что его картины трудно перепутать с работами других художников. Все знавшие художника и его друзья отмечали особый темперамент и своеобразный характер мастера, который и отобразился в его замечательных работах. Познакомимся поближе с творчеством великого русского художника и представим галерею самых известных картин Михаила Врубеля.

Немного биографии и особенности творчества…

Портрет Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омск, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру свое истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Художник много путешествовал, поэтому представим моменты озарения мастера и написание картин во времени и пространстве.

Киевский период. 1880-1889

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объем работ, но самое главное - смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоистоки византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Икона, написанная Врубелем для иконостаса Кирилловской церкви, прославила художника и стала отправной точкой на его творческом пути.

Как отмечают специалисты, икона выполнена по всем канонам христианской иконографии, но Врубель привнес в нее портретную выразительность и необычность.

Поговаривали, что мастер был тайно влюблен в жену своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, и с иконы на прихожан церкви смотрит именно она — Эмилия, и их младшая дочь.

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передает черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремленный, но немного напряженный взгляд, как бы символизирует, что художник еще находится в творческом поиске, еще ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесенных карандашных линиях уже чувствуется твердая рука мастера.

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошел к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника - в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Москва. 1890-1902

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашел свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий - наш материал .

Врубель жил в русской культуре и находил в ней вдохновение. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина.

Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нем заключен великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции.

Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности - стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к темным водам морской пучины.

Это не картина, а иллюстрация к произведению Михаила Лермонтова «Демон». Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника.

Выполненная черной акварелью, иллюстрация передает весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника.

На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире темных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в ее выборе - между небесным и земным.

Отойдя от образа демона, Врубель, с присущей ему страстью, начал писать сказочные сюжеты.

Это полотно считают самым известным панно российской столицы, а написал его художник по мотивам драмы Эдмона Ростана. В это время он написал два полотна, которые должны были выставляться на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но комиссия не допустила их к просмотру.

Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Греза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины.

Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-милетнего перерыва.

Само произведение выполнено в темных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что не понятен окончательный замысел.

Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и темных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в ее незаконченности…

В 1901 году у Надежды Забелы и Михаила Врубеля рождается сын, которого назвали Саввой. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект - у него была заячья губа.

Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искаженное испугом и серьезным взглядом.

Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году,- еще больше повергло художника в депрессию.

Последние работы

Идея написать этот сюжет зародилась еще в 1899 году, а жизненные потрясения и прогрессирующая болезнь окончательно утвердили автора в правильности выбора, и в 1902 Врубель закончил свое полотно.

Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться.

Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает свое полотно.

Последняя крупномасштабная работа живописца, созданная на стенах больницы В.П. Сербского, стала вершиной его творчества.

Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела - яркие символы борьбы противоположностей.

Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями - «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета - поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

Интересные факты жизни Михаила Врубеля…

  • К образу Демона Врубель приступил еще во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счете, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже весела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнес «Едем а Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округе разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а ученые и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно - Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронесся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окруженный людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив свое время, предсказав в своих картинах некоторые события своей собственной жизни.

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884); тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902; обе работы – Третьяковская галерея).

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.