Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа «Осень. Мастер-класс красивого пейзажа с пошаговыми фото

Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа «Осень»

Для дипломного была выбрана пора года осень. Этой поре присущи такие качества как богатство цветовой палитры, прозрачность воздушной среды, настальгичность и умиротворенность обстановки. Осень любимая пора многих художников и поэтов. А.С. Пушкин называл осень «унылой порой очарования», С.А. Есенин также посвятил осени ряд стихотворений:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

На предложенном нами пейзаже изображена осень конца октября. Формат полотна выбран небольшой, 60Х80. Это обусловлено стремлением к камерности восприятия работы, предназначенной для небольшого помещения, возможно рабочего кабинета или офиса.

Свое мироощущение, рожденное впечатлениями детства, а также знания, приобретенные во время творческой работы, учебы в университете воплотились в художественном образе осени. В основу композиции работы легло большое количество выездов на природу, где выполнялись зарисовки и этюды с натуры. Хотелось бы привести слова В.К. Бялыницкого-Бирули: «Природа - великая школа. Горе художнику не сумевшему полюбить природу, не сумевшему понять ее. И счастлив художник, который с ней сживается!». Именно поэтому мы считаем, что для живописца главное - это работа с натуры. Русский художник-пейзажист Е.И. Зверьков по этому поводу говорил, что только на натуре, на природе можно открыть что-то новое в себе.

Членение композиции на планы создает глубину, горизонтальный же ритм как бы уходит в бесконечность, за рамку картину и тем самым еще сильнее заставляет почувствовать ощущение простора. В работе использован пространственный принцип построения композиции, основанный на законах пленэрной живописи, благодаря чему создается ощущение воздушной среды, в которой растворяются дали с зеркалом воды. Утонченность колористического решения картины раскрывается в богатстве и разнообразии цветовых оттенков, сотканных из теплых тонов первого плана и изыскано-холодных - дольнего. На переднем плане прослеживаются тончайшие переходы зелени, где-то еще изумрудной, где-то охристой, а где-то отливающей легкой желтизной.

На просторе разлита сверкая река, а на горизонте - охристо-фиолетоватая полоса пробуждающегося в дымке леса. Цветовая гамма в целом отличатся каким-то особым благородством, богатством цветовых отношений. Композиционный центр отмечен ярким цветовым пятном отражения утреннего солнечного света переходящим мягким акцентом на фигуру пожилой женщины. Завершает композиционный ритм дерево в традиционном осеннем наряде. Для передачи пространства большое внимание уделялось работе цветом, который словно смазывает изображение, который становится не цветом, а густым воздухом, пронизывающим природу своим мерцающим светом. Живописными приемами возбужденные краски успокоены, достигнута изысканность цветовых отношений.

Урок ИЗО 4 класс «Осень». План-конспект урока Изобразительного искусства (ИЗО) в 4 классе.

Тема урока: Золотая веселая осень. Хмурая осень. Гуашь, акварель

Форма проведения: творческая мастерская

Цели урока:

1. Учить детей видеть и отражать в рисунке впечатления от золотой/хмурой осени, передавать ее колорит, используя разные цвета красок.

2. Развитие чувства цвета, гармонии и эстетики восприятия окружающего мира.

3. Воспитывать у детей любовь к природе через эстетическое восприятие и воспроизведение в рисунках.

Оборудование: альбом, гуашь или акварель, осенние листья, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень», музыка П. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь».

План урока

  1. Организационный этап (2 мин)
  2. Вступительная беседа (5 мин)
  3. Сообщение темы (3 мин)
  4. Обсуждение темы, подготовка к работе (10 мин)
  5. Практическая работа (20 мин)
  6. Выставка работ (3 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)

Ход урока

1. Организационный этап

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

– Давайте проверим, как вы научились слушать. На перемене вы должны были приготовить к уроку определенные предметы. Я их называю, а вы проверяйте, есть ли они на парте: альбом, гуашь или акварель, осенние листья.

– Садитесь.

2. Вступительная беседа

– Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

— О каком времени года это стихотворение?

— Ребята, подскажите мне, какие вы знаете признаки осени? (желтые и красные листья на деревьях, птицы улетают в теплые страны, летают паутинки, чаще идут дожди и др.)

— Какого цвета деревья осенью? Почему?

— Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

— Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Какого цвета становятся листья осенью?

— Да, листва имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Вот, например, из деревьев красными бывают листья только у рябины, осины и клёна. Ольха и многие ивы до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы. Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист - какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Чтобы в этом убедиться, присмотритесь к листочкам, которые вы принесли.

В своем стихотворении «Осень» Э. Федоровской красочно описывает осень как замечательного художника:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

Все стоит в пурпуре только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета.

— Скажите ребята, почему осень называют «золотой»? (много желтых листьев, похожих на золото)

3. Сообщение темы

— Ребята, вот если я скажу – Золотая веселая осень. Как вы ее себе представляете?

— А если я скажу – Хмурая осень?

— Как видите, осень бывает разной.

— Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

— Да, наша тема «Золотая веселая осень. Хмурая осень»

4. Обсуждение темы, подготовка к работе

— Осень была и является вдохновением для творчества поэтов, художников, композиторов.

На доске вывешиваются 2 картины И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень»

— Эти две картины написал один художник – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, как по-разному он изобразил осень на своих картинах.

— О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная»? О какой – «Хмурая, ветреная»?

— Назовите цвет красок, которые художник использовал для первой картины. А для второй?

— Сравните то, как изменяется ваше настроение, когда вы смотрите то на одну, то на другую картину.

— Ребята, как вы думаете, зачем я попросила вас сегодня принести осенние листочки?

— Так, но не только для этого. Я хочу вам передать секрет рисования деревьев с помощью листьев.

— Скажите, какие части есть у дерева? (ствол, ветки, листья и т.д.)

— Присмотритесь к листочкам. Они похожи на деревья? Можно ли увидеть у них ствол, веточки?

— Правильно! Конечно же, можно! Поэтому наши листья могут нам помочь нарисовать дерево. Нам только надо намазать их нужным нам цветом или несколькими цветами вперемешку, раз уж мы говорим об осени, и сделать отпечаток.

Показ учителя.

— А чтобы нарисовать дерево без листвы, нужно листик наш оборвать, оставив только веточки.

Показ учителя.

— Надеюсь, что этот секрет вам пригодится, и кто-то из вас применит его в работе.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

5. Практическая работа

По вариантам: 1 вариант рисует золотую веселую осень, 2-й – хмурую.

– Работайте аккуратно.

Звучит музыка Чайковского, дети работают над осенним пейзажем, учитель направляет работу учащихся.

6. Выставка работ

Работы по вариантам вывешиваются под картинами И. Левитана

Предлагаем подробную инструкцию по написанию осеннего пейзажа гуашью. Готовая картина станет прекрасным украшением интерьера, особенно оформленная в багет.

Этот творческий мастер-класс поможет повысить навык работы с гуашью, научиться рисовать отражение деревьев в воде, развить чувство композиции и умение отражать красоту природы на рисунке.

Вам понадобятся: гуашь, бумага для акварели, кисти.

Этапы выполнения:

1. Рисуем линию горизонта светло-голубым.

2. Покрываем верхнюю часть неба тёмно-голубым.

3. Добавляем белую гуашь и закрашиваем оставшуюся часть неба до линии горизонта.

4. Рисуем воду, закрашивая фон светло-голубым, переходящим в тёмно-голубой.

5. Рисуем облака белой гуашью.

6. Землю рисуем небольшими мазками коричневым, светло-коричневым и жёлтым цветом.

7. На дальнем плане рисуем дерево

8. На фоне воды рисуем зеркальное отражение этого дерева



9. Таким же образом рисуем ещё несколько деревьев

10. Рисуем крону дерева яркими осенними цветами полусухой кистью методом тычка, а в отражении воды используем менее насыщенные оттенки.

11. По такому же принципу рисуем остальные деревья.

12. Можем дорисовать ёлочку и кустарники.

13. На переднем плане рисуем ствол сосны и ветви.

14. Рисуем крону сосны зелёной краской горизонтальными мазками.

15. Проведём горизонтальные полосы на фоне воды полусухой тонкой кистью белой гуашью. Рисуем рядом с сосной ещё пару деревьев.

16. Полусухой кистью методом тычка рисуем кроны деревьев, опавшую листву небольшими мазками тех же цветов и травку.

Ваша работа готова! Теперь её можно оформить багетом и украсить интерьер, а можно подарить.



Конечно же не обязательно рисовать в точности, как показано в мастер-классе, ведь это творческий процесс. Желаем вдохновения и успехов!

Цель урока: научить детей выражать свое отношение к природе через изображение.

Задачи урока :

  • воспитывать чувства восхищения, любви к родному краю, природе.
  • закрепить навыки работы акварельными красками в теплой гамме.

Оборудование:

  • Презентация "Осенний пейзаж в творчестве русских художников" (И.И.Левитан, И.С.Остроухов В.Д.Поленов и др.).
  • Аудиозапись "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди "Осень" из цикла "Времена года".
  • Выставка детских рисунков «Осенний листопад».
  • Акварельные краски, кисти. бумага.
  • Стихи русских писателей об осени.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин).
2. Вводная беседа (1 мин).
3. Объяснение нового материала (10 мин).
4. Самостоятельная работа (30 мин).
5. Подведение итогов и оценка работ (2 мин).

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Натюрморт, пейзаж, портрет)
Учитель: Что изображают художники в пейзажах? (Природу: деревья. лес. речку).
Учитель: Как называют художников, которые рисуют природу? (Пейзажистами)
Учитель: Вот и мы сегодня будем художниками-пейзажистами.

Тема нашего урока "Изображение осеннего пейзажа"

"И осень тихою вдовой.
Вступает пестрый терем свой"

(Иван Бунин, Листопад)

Учитель: Осень ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты (Включаю музыку), ее описывают в стихах поэты. Кто из вас знает стихи об осени.? (Дети читают стихи, звучит тихая музыка, на экране демонстрация слайдов с изображении осени)

Слайд 3. Ученик читает стихотворение

Учитель: Особенно красив печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу.
Осень. Этому прекрасному времени году посвятили вдохновенные строки поэты, мгновения увядания природы запечатлели на своих полотнах художники.

Слайды 4-5." Золотая осень" И.И. Левитана. Анализ картины.

Учитель: Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»

– Ребята, какие стихи А.С. Пушкина здесь можно вспомнить?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Учитель: картину "Золотая осень" Левитан написал в 1895 году (в 30 лет0, в ней он обобщил и подытожил свой многолетний опыт работы над образом осенней природы.

Слайды 6-8. Портрет Художника И.И. Левитана.

Учитель: Судьба художника была нелегкой. Родился в бедной еврейской семье. С ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась вскоре после поступления в училище. Учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин.

Слайды 9-11. "Золотая осень" И.С. Остроухова. Анализ картины.

Учитель: «Унылая пора! Очей очарованье!» – так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотисто – желтыми красками пылает солнечный осенний день. Деревья обступили тропинку, обняли ее. Она чуть заметно вьется среди них и уходит куда-то вправо. Деревья покрыты светло-желтыми листьями. У клена они крупнее, прорезанные. Ветки деревьев склонились к земле, устланной множеством опавших листьев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Сквозь кружево веток и уцелевших листьев проглядывает голубое небо. Листья на деревьях с винно-красным багрянцем, с бронзовой прозеленью горят на солнце яркими теплыми красками. Только трава еще не совсем поменяла наряд, она расцвечена различными оттенками – от ярко-изумрудного до нежно-желтого, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна.

На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.

Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.

Слайд 12. Портрет художника И.С. Остроухова.

Учитель: Илья Семенович Остроухов – один м из талантливейших и видных пейзажистов 80-90 годов 19 века. Многим в своем развитии он был обязан Поленову и абрамцевскому художественному кружку. Выставки передвижников пробудили у Остроухова любовь к искусству. Особенно сильное впечатление произвели на него картины Поленова, которые и привели его к решению заняться живописью. Увлечение живописью привод Илью Семеновича в Абрамцево в мамонтовский кружок, в среду таких художников, как Репин, Поленов, братья Васнецовы, Серов, Левитан. С 1886 года входит в семью пейзажистов Московской школы. Появление его пейзажей на передвижных выставках заставило художников сразу же обратить внимание на этого немолодого уже по летам живописца. Общение с передвижниками сыграло огромную роль в формировании творчества и помогло так быстро развернуться его таланту.

Слайды 13-16 В.Д. Поленов «Золотая осень » 1893г. Анализ картины.

Учитель: Настоящим гимном в честь пламенеющей осени, преображающей скромную природу Подмосковья, одевающей в «багрец и золото» ее леса, воспринимается картина художника В.Д. Поленова «Золотая осень» . Мы видим глухой уголок подмосковного леса у реки Оки. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях.
Царит ничем не нарушаемая тишина. Осень еще только вступает в свои права. Деревья частью стоят еще зеленые. Но березы уже успели сменить свой наряд. И теперь их листва сверкает золотом в лучах по-летнему приветливого солнца. Утоптанная тропинка манит в лес пройтись в осенней тишине, когда еще не шуршат под ногами опавшие листья, когда еще зеленеет трава, и цветут последние осенние цветы. Сочетание еще не поблекших красок лета и звонких красок осени, придают богатство, нарядность и живописный колорит картине.

Слайд 17 Портрет В.Д. Поленова

Учитель: Это один из первых художников эпических пейзажей, прославляющих гармонию, красоту и величие природы.
Творчество Поленова в 90-х годах неразрывно связано с его впечатлениями от жизни на берегу реки Оки. В 1890 г. художник приобрел в Тульской губернии небольшое имение, построил по своему проекту дом с мастерской для друзей-художников и большую часть года проводил там. он запечатлевает Оку в различные времена года и различных ее состояниях.

(Звучит фонограмма пьесы "Октябрь.Осенняя песня" П.И. Чайковского из цикла времена года).

Учитель: Перед вами осенний пейзаж "Октябрь" так назвал ее автор, художник-передвижник Ефим Волков. Посмотрите на картину и попробуйте ее описать. (Ответы уч-ся).

Учитель: А, так описывает ее искусствовед "Лучшим произведением Волкова является картина "Октябрь", написанная в 1883 году. Лирическое содержание передано здесь тоньше, чем в пейзаже "Осень". Прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, хорошо выдержаны основная колористическая гамма. С особой тщательностью проработан художником передний план, занятый молодой березовой рощей. Сквозь голые ветви деревьев открывается вид на реку и дальний лес. Художник избежал сухости и дробности рисунке деревьев и вместе с тем сумел сделать выразительными и светлыми хрупкие стволы берез, бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.

(Звучит фонограмма пъесы "Октябрь.Осенняя песня" П.И.Чайковского из цикла времена года).

Слайд 19.

Чтец.

Обрывает ветер листья с октября.
Улетели птицы в дальние края.
Не узнать опушки, где жила весна.
И слышна повсюду только тишина.
Сыплются с деревьев золото и медь
Тишина, как птица, научилась петь.

А какой, она видится вам, юные художники? Настало время творческого конкурса. Сегодня вам предстоит изобразить осеннюю природу. За работу Друзья. В вашем распоряжении 25 мин.

(Звучит фонограмма концерта "Осень" А.Вивальде из цикла "Времен года")

Самостоятельная работа.

Дети рисуют осенний пейзаж. Учитель ведет индивидуальную работу в классе.

Подведение итогов. Рефлексия.

На доску прикрепляются лучшие работы учащихся. анализ работ, отмечаются хорошие удачные фрагменты работ. Выбирают победителей конкурса, награждаются грамотой за 1,2,3 места, номинации "Самый яркий рисунок", и др. Проставляются оценки. уборка рабочего места.

Тема урока: «Осенний пейзаж в нашем творчестве» 6 класс

Цель и задачи урока:

Образовательная:

Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.

Развивающая:
Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.
Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Оборудование урока:

бумага,
краски акварельные, гуашевые,
кисти (широкие, узкие),
баночка с водой,
палитра,
тряпочка,
компьютерная презентация на тему «Осень в произведениях великих художников»
компьютерная презентация на тему «Жанры живописи. Тест».
аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Оформление классной доски:
слова: пейзаж, тон, композиция, колорит; цветовой круг.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.
- Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.
- Что же такое пейзаж?
- С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?
Компьютерная презентация – тест «Жанры живописи». (При помощи компьютерного теста проверить умение учащихся отличать пейзаж от других жанров)

3. Беседа на тему «Роль цвета в живописи» с использованием презентации «Осень в произведениях великих художников»
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

Почему так велика роль цвета в живописи?
- Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?
- Что такое колорит?
- Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа?
(желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)
- Отчего зависит выбор цветовой гаммы?
Показ презентации «Осень в произведениях великих художников»
Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...

4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж.
- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
- Попробуйте показать это в своём рисунке

Самостоятельная работа учащихся - звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.

5. Итог урока.

Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда - сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним... Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие – грусть.