Бронзовый век - коротко о культуре и искусстве. Ранний бронзовый век. Подразделения Бронзового века

Бронзовый век археологическая эпоха, последовавшая после медного века. Для этого периода характерно изготовление холодного оружия и орудий труда из бронзы, появление первых скотоводов, письменности, государственных образований основанных на рабовладельческом строе. Железный век сменил данную эпоху в первом тыс. до н.э.

Появление исторического термина
Впервые понятие бронзового века использовал в своих трудах Гесиод, разделив историю развития человечества, на пять эпох.

После того как археология преобразовалась в самостоятельный научный раздел знаний, была разработана периодизация доисторического развития человечества. Она базировалась на разделении материалов орудий труда. Отчетливее всего исторические этапы прослеживаются на ближневосточных землях и Средиземноморья. Например, археологические находки Древнего Китая не позволяют выделить полноценные бронзовый и железный века.

Особенности эпохи
В конце четвертого тыс. до н. э. человечество начало открывать для себя полезные свойства металла и использовать их в своей жизни. После открытия бронзы, ее освоения и распространения, она стала играть важную роль в жизни людей. Для добычи и плавления металла требовались специализированные знания и умения. Именно поэтому литейное и кузнечное дело, впоследствии стали отдельными профессиями.

Возделывание земли перешло на новый уровень, что дало возможность совершенствовать производства. Теперь люди могли вести семейное хозяйство и оставлять себе излишки произведенной продукции. Так создались благоприятные условия для дальнейшего появления частная собственность и имущественного расслоения.

В бронзовый период на территории Центрального Казахстана и ряде других земель формируются горно-металлургические области, оказавшие значительное влияние на развитие близлежащих регионов.

Бронза способствовала расширению связей между государственными образованиями и обменным отношениям. Так орудия труда и оружие распространились в районы, где не было месторождения металлов. За право обладания сырьем, скотиной и сельскохозяйственными угодьями начались войны. Появились талантливые военачальники, полномочия которых затем расширялись до управления странами, так начался культ вождя. Даже после смерти вождю продолжали поклоняться. В эпоху появления металла зарождается обычай сооружать специальные могилы – курганы. Пышность усыпальниц и их размеры свидетельствовали о статусе и имущественном состоянии умершего.

Земледелие и различные ремесла в эпоху бронзы особенно активно развивались в Средней Азии.

Популярным и востребованным творчеством становятся все виды обработки и литья металлов от ковки до гравировки. В широких масштабах развивается изготовление украшений из металла: кольца, обручи, диадемы, серьги, фибулы на одежду, а также пряжки. Ценилось оружие с украшениями на рукоятках, самыми распространенными были изображения животного мира. В захоронениях бронзового периода частыми артефактами становятся: праздничные сосуды из металла, украшенные тонкой гравировкой. Археологи находят множество скульптурных изображений небольшого размера. Характерно, что большая их часть мужские, что отображает явные изменения в общественном устройстве.

Большинство находок украшают орнаменты животного мира (клюв, когти, глаза, голова и пр.). В декоративно-прикладном искусстве выделилось новое направление «звериный стиль».

Классификация периодов
Перед бронзовой эпохой на большинстве территорий проходила эпоха неолита, но в некоторых регионах цепочка развития дополнялась энеолитом (век меди и камней). Хотя отдельные регионы (например, южные земли Сахары) сразу перешагнули в железный век.

Бронзовый век делится на: ранний, средний и поздний.

Ранний. Впервые орудия труда из металла начали использовать на Ближнем Востоке, там медь добывали с четвертого тыс. до н.э. Большая часть изделия из бронзы содержала примеси олова. Первые находки в Иране относятся к концу четвертому тыс. до н.э. На территории Кавказа бронзовые изделия делались с содержанием мышьяка.

Фактическим началом эпохи становится 35-33 ст. до н.э., когда Циркумпонтийская провинция стала основным центром изготовления бронзы.

Культуры разделяются на 2 основные группы сообществ Евразии. В юге от Саянских гор жили государственные образования с земледельческим и скотоводческим хозяйствами. У них была развитая социальная структура, в дальнейшем образовавшая государства. В севере от Евразийских степей жили племенные сообщества кочевников.

Средний. Охватывает период до 19 ст. до н. э. и характеризуется расширением региона использования предметов из бронзы. Теперь на новый уровень развития переходят северные земли.

Поздний. Приходится на 3 и 2 тыс. до н. э., в это время Циркумпонтийская провинция окончательно распадается. Взамен появляются новые металлургические районы. Наиболее известной и большой по площади охвата являлась Евразийская степная провинция по производству металла. Металлургические районы славились производством качественных изделий с разнообразными узорами и формами.

В 13-12 ст. до н.э. на обширной территории, охватывающей Евразию, началось преобразование культур. Длилось оно несколько столетий и характеризовалось переселением народов. Ученые называют этот временной отрезок катастрофой бронзового века, ставшей началом железной исторической эпохи. Дольше всего эпоха бронзы просуществовала в Атлантической Европе, сохраняясь в период переселения кельтских племен.

Пьер-Филипп Томир вырос в семье потомственных чеканщиков и уже в 14 лет пошел по стезе отца Л.-Ф. Томира, поступив в Академию Святого Луки. Мальчик оказался столь талантлив в изваянии скульптур, что вскоре стал любимым учеником настоящего виртуоза скульптурного портрета Ж.-А. Гудона. Помимо этого, учителем будущего известного скульптора-бронзовщика был О. Пажу.

Одаренный ученик добился таких успехов, что уже в возрасте 21 года получил от академии золотую медаль. Еще в молодом возрасте Томир понял, что хорошие заработки может принести декоративная бронза, создаваемая для знатных особ. Он выбрал себе в учителя прославленного бронзовщика Пьера Гутьера, создавшего к тому времени прекрасные образцы бронзы для французских дворцов.

Одаренный юноша и в этом направлении добился высочайшего мастерства, благодаря чему в 1776 году получил звание мастера бронзового литья и золочения и сумел наладить собственное производство. В 1806 году он стал первым из бронзовщиков, кого наградили золотой медалью.

После образования фирмы Томир выполнил серию работ по заказу своего учителя Гудона и известного скульптора Л.-С. Буазо. Среди них две уменьшенные копии из бронзы известной скульптуры «Вольтер», созданной Гудоном. Томир отправил их императрице Екатерине II, увеличив тем самым количество титулованных заказчиков. В дальнейшем российский императорский двор и русская аристократия охотно делали талантливому мастеру заказы на интерьерную бронзу. По словам исследователя бронзы П.П. Вейнера, редкий русский аристократический дом не мог похвастать работами славного французского мастера Томира.

В 1780-х годах Томир стал штатным бронзовщиком Севрской мануфактуры и трудился здесь вплоть до 1813 года. В это же время Людовик XVI сделал его своим придворным поставщиком. С 1806 года компания Томира изготавливала бронзу для дворцов в Фонтенбло, Тюильри и Компьене, а также выполнила заказ к женитьбе Наполеона Бонапарта на Марии-Луизе Австрийской.

Томир имел статус первого парижского бронзовщика и вскоре стал известен на всю Европу. Помимо родной Франции он выполнял крупнейшие заказы для дворцов Голландии, Италии и Испании.

Работы Томира являются подлинными шедеврами, которым пытались подражать многие мастера. Он создал множество великолепных часов, канделябров, каминных гарнитуров, подносов, декоративных ваз, торшеров, скульптур, поражающих своим великолепием, четкостью форм и прекрасной проработкой деталей. Каждое из его произведений можно назвать королевским, достойным украшения самых величественных дворцов мира.

В 1823 году, когда мастеру было 72 года, он покинул свою должность, но до конца жизни контролировал свою компанию. После смерти талантливого скульптора-бронзовщика его фабрика просуществовала до конца 1850-х годов.

Изящные работы мастера

Часы

Одной из весьма удачных работ Томира являются часы со скульптурами весталок, несущих священный огонь. Вся скульптурная группа получилась столь роскошной, что стала достойным украшением дворца Тюильри. Часы были созданы по мотивам рисунка известного пейзажиста Юбера Робера по прозвищу «Робер из Развалин». В отличие от обычных женщин жрицы богини Весты не подчинялись мужчинам, были неприкосновенны и могли распоряжаться имуществом по своему желанию. Именно такими они и предстают в работе Томира - свободными и далекими от мирской суеты.

Первая версия этих часов выполнена в 1788 году из фарфора, патинированной и золоченой бронзы. Фарфоровые части часов созданы мастерами Севрского фарфорового завода, на котором Томир работал бронзовщиком. Позже появилось еще более десятка экземпляров этого изделия. Часы с фарфором сегодня хранятся в ряде музеев в Париже, США и Испании. Существуют и другие варианты этой композиции, созданной с помощью мрамора. В разных вариациях модели можно встретить в качестве опоры фигуры львов или леопардов, разные сюжеты для лепного декора.

Часы «Весталки, несущие священный
алтарь». Мрамор, бронза.
Автор модели П.-Ф. Томир.
1790-е. гг.

Многие работы, созданные Томиром, находятся в Государственном музее «Царское Село». Одной из них являются каминные часы с музой Эрато. Муза поэзии представлена автором грациозной, нежной и погруженной в романтические переживания. Поэтический образ Эрато создан с помощью характерной позы и движений, которые даже в статике выгладят плавными, игры на лире и одухотворенного лица.

Часы со скульптурой музы Эрато.
П.-Ф. Томир. Л. Муане.
Золоченая бронза.
1810-е г.

Другой моделью из собрания «Царского Села» является популярная скульптурная группа Томира, состоящая из каминных часов «Минин и Пожарский» и двух канделябров с фигурами слав. Этот скульптурный ансамбль заказал Томиру крупный русский промышленник Николай Николаевич Демидов. Промышленник просил создать ему шесть экземпляров часов по известной в то время гравюре 1808 года.

В 1820 году мастер создал каминные часы и дополнил их канделябрами с фигурами слав. Слава представляет собой крылатое существо, которое прославляет кого-либо с помощью рожков разной длины в зависимости от того, идет ли речь о хорошей или о дурной славе. Славы были частыми спутницами французской ампирной бронзы. В данной композиции каждая из них держит в руке по четыре рожка для прославления русских национальных героев.

Часы так понравились жителям Франции, что Томир наладил серийное производство всего ансамбля. Скульптурную группу из каминных часов и двух канделябров отливали в трех размерах с некоторыми изменениями. В частности, существуют мраморный и золоченый варианты основания скульптуры.

Ансамбль из каминных часов
«Минин и Пожарский»
и двух канделябров.
П. Томир. 1820 г.

Канделябры и вазы

В 19 веке декорирование стола в домах знатных особ считалось делом, требующим особого мастерства и вкуса. Недостаточно было подать изысканные блюда на великолепных фарфоровых сервизах, выполненных лучшими мастерами эпохи. Хозяин должен был следовать специальному этикету парадных приемов, подразумевающему наличие на столе изящного декора. Над последним трудилась целая плеяда талантливых мастеров. Особой популярностью в начале 19 века пользовались многопредметные композиции из золоченой бронзы: канделябры, вазы, корзины для цветов и прочие предметы, служащие украшением стола.

Компания Томира была ведущей во Франции в плане производства настольных украшений, которые по-другому называли surtout de table. На сегодняшний день в Эрмитаже сосредоточена одна из крупнейших в мире коллекций украшений для стола, созданных компанией Томира. Она состоит из 12 плато и 77 предметов.


Каждое плато представляет собой роскошный скульптурный ансамбль из изящных ваз с рельефным декором, корзин для фруктов, канделябров, вазочек и других предметов. Любой элемент такого ансамбля является самостоятельным произведением искусства, выполненным с большим мастерством. Поверхность самого плато Томир делал зеркальным, что создавало интересный эффект на парадном столе. Отражение зажженных свечей, сверкающего хрусталя и золоченой бронзы создавало у присутствующих ощущение торжественности, величия момента.

Канделябры Томир также украшал фигурами античных персонажей. Например, скульптуры для вазы-канделябра на шесть свечей представлены тремя сильфами. Сильф в мифологии - это небольшое существо, олицетворяющее стихию воздуха. Мастер изобразил их в виде трех крылатых мальчиков, легко стоящих на основании изделия. Эта модель встречается в разных вариантах. Один из них без рожков для свечей с аналогичными фигурами присутствует в Музее декоративного искусства Парижа. Также известно, что один экземпляр был куплен в 1824 году в магазине Ж. Корбье для украшения апартаментов русской императрицы Марии Федоровны в Царскосельском дворце.

Не меньшей популярностью в 19 веке пользовались монументальные канделябры с военной атрибутикой. Войны Наполеона были одним из главных событий этого периода, которое оставило яркий след в искусстве. Многие бронзолитейные заводы Франции создавали канделябры с военными трофеями, но первенство среди них принадлежало Томиру. Величественные светильники с атрибутами военного времени можно считать визиткой его компании.

Наиболее монументальные канделябры он создал для Тронного зала французского дворца Фонтебло. Полутораметровые светильники из золоченой бронзы, украшенные лавровыми венками, органично вписываются в помпезную обстановку Тронного зала, подчеркивая его величие и роскошь.

Тронный зал дворца Фонтебло.
Франция.

Еще одним экспонатом разных музеев, включая Эрмитаж, является пара канделябров со щитами, знаменами и мечами. Для апартаментов Марии Федоровны был создан канделябр на шесть свечей с восьмиугольным щитом, знаменами и панцирями. Эти светильники также были приобретены в магазине Жерома Корбье.

Характерными элементами для канделябров этой группы является наличие рожков в виде валторн, щитов с копьями и мечами, знамен и панцирей. В самом верху композиции мастер помещал фигуру орла, славы или шлема. Основание часто делали мраморным, украшая его рельефным декором с изображением разной военной атрибутики: щитов, мечей, копий, фигурок Нептуна, Амфитриты и других элементов.

Для ваз, созданных Пьером Томиром, характерно изобилие лепного декора, изящные формы и наличие многоугольных подставок. Вазами украшали парадные столы или интерьер, что определяло их размер, форму и обилие декора. Среди вариантов для surtout de table встречаются вазы в форме античных треножников. Для них характерна форма чаши, установленной на треугольное основание.

Помимо золоченой бронзы в вазах Томира присутствуют и другие материалы. Например, очень эффектно смотрится резная ваза из слоновой кости, хранящаяся в Эрмитаже. Оплетенные листьями ручки, утонченный цветочный декор по всей поверхности, плавные формы самого изделия и линий декора на тулове, скульптурные элементы - все это подчеркивает высокий художественный вкус французского мастера. Такая работа, безусловно, требующая огромного мастерства и терпения, поистине достойна того, чтобы украсить лучшие дворцы мира.

Не менее великолепна фарфоровая ваза, отлитая на Севрской фарфоровой мануфактуре. Это огромное изделие в стиле ампир, богато украшенное золоченой бронзой.

Прочие изделия

Работы Пьера Томира очень многочисленны и разнообразны по своему типу. Помимо роскошных канделябров, ваз и часов мастер изготавливал люстры, скульптуры, мебель для высокопоставленных лиц. В частности, он декорировал кровать Наполеона для дворца в Бордо, создал колыбель для сына Наполеона, шкаф для драгоценностей Марии Антуанетты. Многие из этих предметов находятся в музеях разных стран мира.

Кровать Наполеона из дворца
в Бордо. П. Томир. Франция.

Скульптуры Томира в основном представлены фигурами античных персонажей, однако встречаются и работы на другие темы. Так, среди прочих есть фигуры простолюдинов, лица которых лишены утонченности, характерной для муз, сильфов и прочих античных существ. Простоту автор демонстрирует с помощью мешковатой одежды в заплатах, простой обуви и поз, лишенных грации и величия.

Томир создал и ряд бюстов известных людей, в частности Наполеона, Вольтера, Руссо, а также отлил фигуры Вольтера по модели Морана.

Клейма на изделиях Томира

Самым первым клеймом Томира, относящимся к 1780-м годам, является надпись «ТН» с указанием номера модели. Десятилетие спустя появились клейма «F. C. THOMIRE 1798 Paris» и «Thomire F. C. 1799 P».

В 1804 году, когда была создана фирма «Томир, Дютерм и К°», изделия Томира помечали клеймом этой компании. Надпись гласила: «Thomire, Duterme et C». В частности, оно присутствует на торшерах, созданных Томиром для наполеоновского кабинета в Тюильри. В более поздний период в названии фирмы не стало имени Дютерма, что привело и к его исчезновению из клейм.

Самым частым клеймом, встречающимся на изделиях Томира, является надпись: «Thomire a Paris». Это клеймо относится к 1820-м годам, когда производство достигло наивысшего расцвета. При этом буквы фамилии заметно выделяются на фоне остальных слов.


На часах клеймо «Thomire a Paris» наносили на циферблат, а также делали подпись на тыльной стороне изделия: «Thomire et Moinet horloger».


На работах, выполненных совместно с другими мастерами (часовщиками, мастерами по фарфору и т.д.), в клейме могли указать обоих авторов. Например, на часах с музой Эрато, созданных совместно с часовщиком Луи Муане, стоит клеймо: «Thomire & C-ie, Moinet aine H-er».

Интересно, что российские бронзовщики порой не гнушались тем, чтобы выдать свои работы за эталонную бронзу знаменитого Томира. Чтобы выдать свои изделия за французские, бронзовщики старались не клеймить свою продукцию. На фабрике братьев Вишневских и вовсе ставили клеймо Томира, пряча клеймо собственного завода под накладками изделий.

Не менее любопытно и частое соседство клейм THOMIRE A PARIS и AGR на некоторых вазах, конфектурах и других изделиях, хранящихся в Эрмитаже. Существует версия, что под аббревиатурой AGR скрывается Александр Герен - основатель знаменитой фабрики Феликса Шопена. Когда Герен руководил своим бронзолитейным производством, Ж. Шопен (отец Феликса Шопена) присылал ему из Франции множество моделей для отливки, среди которых могли быть и работы известного Томира. Возможно, фабрикант заключил негласное соглашение о том, чтобы отливать работы Томира при условии сохранения на изделиях клейма французского мастера.

Вконтакте

Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку.

В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н.э., но у различных культур они отличаются.

Общая периодизация

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века.

В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км².

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Ранний бронзовый век

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв.

Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов.

  • Охотники
  • Скотоводы-кочевники
  • Земледельцы
  • Земледельцы/Ранние цивилизации
  • Ранние цивилизации

* Розовая граница - бронзовый век на 2000 до н.э.

К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах.

Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом. тысячелетии д.н. э.

Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3-го тысячелетия д.н. э.

С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии.

Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай - Памир и Тянь-шань - Кавказ - Карпаты - Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства.

Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами.

Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Поздний бронзовый век

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции.

К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция.

От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции.

Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах.

С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

В 13/12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий - до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).

Бронзовый век в степной полосе

Курганная гипотеза относит к периоду поздней бронзы раскол прежде единой протоиндоевропейской общности, населявшей причерноморские степи. Обозначения бронзы в различных индоевропейских языках происходят от одного корня. Мария Гимбутас и её последователи связывают с протоиндоевропейцами такие культуры раннего бронзового века, как катакомбная и ямная.

К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад.

Андроновская культура, связываемая с индоиранцами, занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта, Аркаим). Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.

Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири - в первую очередь, карасукская и тагарская. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита

Бронзовый век на Ближнем Востоке

На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):

  • РБВ - Ранний бронзовый век (3500-2000 до н. э.)
  • СБВ - Средний бронзовый век (2000-1600 до н. э.)
  • ПБВ - Поздний бронзовый век (1600-1200 до н. э.)

Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II , СБВ IIa и т. д.

Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция).Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива.

Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.

Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы).

Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль.

Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.

Железо появилось на Ближнем востоке, а также в Анатолии, уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Подразделения Бронзового века

Древний ближневосточный Бронзовый век может быть разделён следующим образом:

Архитектура бронзового века

Фотогалерея



Дата начала: 3500/3300 гг. до н. э.

Дата окончания: 1300/1100 гг. до н. э.

Полезная информация

Бро́нзовый век

Европа

На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён, которое положило конец многовековому развитию Старой Европы. Основные культуры бронзового века в Европе — унетицкая, погребальных полей, террамарская, лужицкая, белогрудовская.

Эгейские острова

Первые города-государства, образованные в XVII—XVI вв. до н. э. — Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.

В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее выросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Афины, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Эгейская цивилизация установила крупную торговую сеть. Эта сеть импортировала олово и древесный уголь на Кипр, где олово сплавлялось с медью для получения бронзы. Бронза пользовалась огромнейшим спросом не только в Средиземноморье, но и за его пределами. Изотопный анализ некоторых образцов меди показал, что некоторая её часть импортировалась даже из такой отдалённой области как Великобритания. В то время получило широчайшее развитие такое ремесло как навигация.

Навигация к тому моменту достигла такого уровня, какого не достигала до приблизительно 1750 н. э. Например, мореходы Эгейского моря умели определять долготу, на которой они находятся. Очевидно, что минойская цивилизация с центром в Кноссе, координировала и защищала эту торговлю.

Средняя и Южная Азия

Бронзовый век на Индийском субконтиненте наступил в 34 веке до н.э, в эпоху зарождения Цивилизации долины реки Инд.

Как показали археологические раскопки, жители Хараппы были знакомы с медью, бронзой, свинцом и оловом и разрабатывали новые методы их обработки и получения.

Промежуточное положение между индской и месопотамской занимала т. н. маргианская цивилизация.

Восточная Азия

Китай

Бронзовые предметы были обнаружены на месте раскопок Культуры Мацзяяо (3100-2700 гг. до н.э), однако официально считается что бронзовый век Китая начался при династии Ся. Культура Эрлитоу, династия Шан и культура Саньсиндуй использовали бронзовые ритуальные сосуды, инструменты сельского хозяйства и оружие..

Индокитай

В Бан Чанге (Таиланд) были обнаружены бронзовые артефакты датируемые 2100 г. до н. э..

В донгшонской культуре широко использовались бронзовые барабаны. Они производились приблизительно с 600-ых годов до н. э. и до третьего столетия до н. э. Эта культура располагалась в областях поблизости от Красной реки на севере Вьетнама, но барабаны были найдены и поперёк области, простирающейся из Индонезии к южному Китаю.

Америка

Южная Америка

Первые находки изделий из мышьяковистой бронзы в Южной Америке относятся к культуре мочика (середина I тысячелетия н. э., северное Перу). Культуры тиуанако и уари выплавляли уже классическую оловянистую бронзу. Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.

Месоамерика

Единичные находки бронзовых предметов (возможно, южноамериканского происхождения) были сделаны на западе Мексики. В целом же термин «бронзовый век» к культурам Месоамерики не применяется (см. месоамериканская хронология).

Северная Африка

Если древний Египет и ряд соседних культур северо-востока Африки (например, Нубия) сыграли важную роль в истории бронзового века, то на прочей территории Африки искусство обработки металла появилось значительно позднее.

Несмотря на то, что в северную Африку проникали европейские культуры бронзового века (так, в Марокко обнаружены следы культуры колоколовидных кубков), металлургия проникает туда лишь во времена финикийской колонизации, около 1100 г. до н. э., а в центральной Африке металлургия появляется ещё позднее, во времена европейского Средневековья.

Архитектура бронзового века

В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества.

Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.

Продолжался от 3500 лет до 1100 лет до н. э. Однако у различных культур бронзовый век наступил в разное время, так что в разных точках планеты эти временные рамки могут отличаться. Как бы то ни было, считается, что люди начали использовать бронзу 3500-3000 лет до н.э. В это время закончился последний период каменного века или медный век, после чего наступила эпоха бронзовой культуры.

Название бронзовому веку дало главное изобретение человека в это время. После открытия меди и олова, человек научился создавать их сплав (бронзу), что дало новый толчок к развитию и усовершенствованию предметов труда и охоты. Всего выделяют три этапа бронзового века - ранний, средний и поздний. На раннем этапе зона культур, была относительно небольшой, однако с ходом времени всё больше и больше территорий, заселённых людьми, перенимало металлургию с использованием бронзы, превращая её буквально в повсеместную.

Как известно, холодная ковка меди появилась ещё в предыдущем - медном периоде. Стоит отметить, что учёные до сих пор не могут однозначно ответить, каким образом древним людям удалось догадаться, что медь можно обрабатывать при помощи огня и плавления. Как одно из предположений: кусочки меди, которые оказались в породе или которые остались после холодной ковки, попали в сильный костёр и впоследствии расплавились. Люди это увидели и стали использовать огонь для того, чтобы плавить медь и создавать таким образом более современные изделия. Но и тут возникают вопросы. Дело в том, что температура горения костра достигает разве только 700 градусов, тогда как температура плавления меди превышает 1000 градусов. Случайно ли было открыто плавление меди, например, в результате длительного нахождения кусочков в самом эпицентре возгорания или при горении каких-либо сильногорючих материалов, или каким-то другим способом, но факт остаётся фактом. Люди обнаружили такую особенность меди и придумали новый способ обработки.

Где именно впервые был изобретён способ получения бронзы остаётся спорным вопросом, однако, судя по археологическим данным, первые изделия из меди с примесью олова обнаружены в Ираке и Иране. Данные находки датируются IV тысячелетием до н.э. Также древние бронзовые изделия, датирующиеся примерно тем же временем, найдены на Северном Кавказе и в Анатолии. Это может говорить о том, что открытие бронзы могло произойти одновременно в нескольких местах.

Социальная сторона человеческого общества в бронзовом веке продолжала развиваться. В обществе заметны всё большие различия между богатыми и бедными. Зажиточные люди начинают отделять себя от бедных слоёв, появляются первые богатые дома. Зачастую вокруг этих домов строятся другие богатые дома, организуя таким образом зажиточные районы, вокруг которых вырастают поселения обычных людей, занимающихся сельским хозяйством, животноводством, различными ремёслами. Таким образом растёт количество крупных городов. Помимо ремёсел активно развивается торговое дело, которому способствует переход человека от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, а также производство изделий из меди и бронзы. Скупка и продажа изделий из металла, а также самих материалов приобрела значительных размах. Помимо изделий, которые изготавливались из практичных соображений, то есть для труда и охоты, большое распространение получили предметы украшений. Также считается, что в бронзовом веке зарождается первая письменность, которая оказалась необходима людям, которые теперь жили не маленькими поселениями, независимо друг от друга, а в больших городах, которые сообщаются с другими городами, ведут с ними торговлю и другие дела.

Следующим после бронзового стал железный век.

Бронза - это сплав меди с оловом, алюминием, свинцом, кремнием и бериллием. В состав сплава могут входить самые разные металлы, по названиям которых дается имя: оловянная бронза, алюминиевая. Процент примесей не должен превышать 2,5%. Исключением являются никель и цинк - медные сплавы с этими элементами называются мельхиором и латунью соответственно. Однако незначительное количество цинка все же может присутствовать в составе - его количество должно быть ниже суммы всех остальных примесей, иначе сплав будет считаться латунью.

Само название произошло от итальянского «bronzo». Впервые сплав начали использовать еще в 35-33 веке до н.э . (точные даты не установлены), когда начался бронзовый век, пришедший на смену медному. Благодаря улучшению обработки меди и олово удалось получить достаточно прочный и красивый сплав, который продержался почти до 11 века до н.э. Ее использовали для производства наконечников стрел и копий, кинжалов, ножей, мечей и другого холодного оружия, для производства деталей мебели, зеркал, посуды, ваз, кувшинов, украшений, статуй и монет.

В Средние века бронзу применяли для изготовления церковных колоколов и пушек, последние изготовлялись из специальной пушечной бронзы до XIX века.

Физические свойства

Физические свойства сплава зависят от его состава и могут значительно колебаться. В отличие от латуни бронза обладает более высокой антикоррозийной стойкостью и антифрикционными свойствами. Она более прочна и оказывает стойкое сопротивление воздуху, воде, соли, органическим кислотам. Также бронзу легко паять и сваривать .

Получение

Бронзу получают путем сплавления меди с разными металлами для повышения определенных характеристик. Для этого используют индукционные печи и тигельные горны , пригодные для плавки любых медных сплавов. Плавку обычно проводят под слоем древесного угля или флюса. Для плавки могут использовать как свежую руду, которая еще не подвергалась обработке, так и вторичные отходы. Последние обычно добавляют к свежей медь в процессе сплавления.

При использовании только свежей руды соблюдают следующий порядок: в разогретую предварительно печь складывают уголь или флюс, загружают медь и прогревают до ее расплавления - 1150Со - 1170Со. Затем металл окисляют добавлением фосфористой меди, иногда ее вводят в несколько приемов - 50% сразу, 50% - в ковше. После раскисления вводят дополнительные добавки, прогретые до 100Со - 120Со .

Если дополнительные металлы тугоплавкие, то их сперва полностью растворяют в жидкой меди, а затем прогревают до определенной температуры. Вытащив сплав из печи, его раскисляют вводом 50% фосфористой меди, чтобы избавиться от окислов.

Если используют вторичные металлы или отходы, то сперва чистую медь расплавляют, раскисляют фосфористой медью и добавляют вторичные металлы. После расплавления последний в жидкую медь вводят добавки и дожидаются их расплавления. После нагревания до определенной температуры сплав раскисляют фосфористой медью, засыпают просушенным флюсом или прокаленным древесным углем. Смесь нагревают и оставляют на 20-30 минут, временами перемешивая. Когда время закончится, с поверхности удаляют выступивший шлак и разливают по формам.

Оловянная

Оловянная бронза наиболее широко применяется в современной промышленности. Это сплав меди с оловом (в классическом соотношении 80% к 20%), который обладает хорошей прочностью и твердостью, при этом легче плавится и обладает высокой антикоррозийной стойкостью и антифрикционными свойствами.

Оловянная бронза с трудом поддается ковке, прокатке, резке, заточке и штамповке и в основном пригодна исключительно для цельного литья. Небольшая осадка (не более 1%) позволяет использовать материал при создании особо точных изделий в художественном литье.

По желанию к сплаву могут добавить другие металлы .

  1. Цинк (не более 10%) повышает коррозионную стойкость сплава и используется для создания элементов кораблей и судов, которым придется часто контактировать с морской водой.
  2. Благодаря добавлению свинца и фосфора можно существенно улучшить антифрикционные свойства бронзы, также сплав легче обрабатывается давлением и резанием.

Безоловянные

В некоторых случаях применение олова недопустимо. В этом случае на помощь приходят другие металлы, добавление которых позволяет получить необходимые характеристики. И хотя оловянная бронза является эталоном и наиболее востребована, безоловянные бронзы не уступают ей.

Свинцовистая или свинцовая

Свинцовая бронза является прекрасным антифрикционным сплавом, хорошо сопротивляются давлению, обладает повышенной прочностью и тугоплавкостью. Ее применяют для изготовления подшипников, подвергающихся наибольшему давлению при работе.

Кремнецинковая

Кремнецинковая бронза состоит из меди (97,12%), кремния (0,05%) и олова (1,14%). Она довольно текучая и пластичная, что позволяет использовать ее в качестве материала для изделий сложной формы. Она обладает повышенным сопротивлением при сжатии, не магнитится и не дает искры при обработке. Отличается упругостью и антифрикционными свойствами, не теряет пластичности при пониженных температурах, хорошо спаивается. Часто содержит никель или марганец.

Бронзу используют при изготовлении пружин, подшипников, решеток, направляющих втулок, испарителей и сетей.

Бериллиевая

Бериллиевая бронза является наиболее твердой из всех видов. Она обладает повышенными антикоррозийными свойствами и жаропрочностью, устойчива при низких температурах, не дают искр при ударах и не магнитятся. Металл закаляют при 750Со - 790Со, состаривают - при 300Со - 325Со. В бериллиевую бронзу иногда добавляют никель, железо или кобальт, чтобы облегчить технологию закалки. Кроме того, никелем можно заменить бериллий.

Материал используют для создания пружин и пружинящих деталей, мембран, для деталей часов.

Алюминиевая

Алюминиевая бронза состоит из меди (95%) и алюминия (5%). Имеет приятный золотой цвет и блеск, выдерживает длительное воздействие агрессивной среды, например, кислот. Сплав обладает большей плотностью отливки, жаропрочностью и повышенной прочностью, хорошо переносит низкие температуры. Из недостатков стоит отметить более слабую коррозийную стойкость, более сильную усадку, а также сильное газопоглощение в жидком состоянии.

Бронзу используют для изготовления деталей автомобилей и в пороховом производстве, выплавляют шестеренки, втулки, монеты и медали.

Остальные металлы

Помимо указанных выше, в бронзе могут присутствовать и другие элементы. Никель и железо увеличивают температуру рекристаллизации и способствуют измельчению зерна. Хром и цирконий снижают электропроводность и повышают жаропрочность бронзы.

Маркировка

Чтобы выбрать правильный вариант металла, достаточно внимательно посмотреть на его маркировку. Это поможет безошибочно определить особенности и характеристику выбранного вида.

Первыми идут буквы «Бр» - это означает «Бронза». Затем в ряд расположены одна или несколько букв, за которыми прячутся добавки: О - Олово, А - Алюминий, К - Кремний, Н - Никель, Мц - Марганец, Ж - Железо, С - Свинец, Ф - Фосфор, Ц - Цинк, Б - Бериллий. Следом через дефис записаны цифры - это процентное содержание каждой добавки по очереди.

Например, обозначение Бр А Ж Н -10 -4 -5 можно расшифровать так: Бронза с содержанием Алюминия (10%), Железа (4%) и Никеля (4%).

Применение

Бронзу активно используют в промышленность и самых разных сферах. В первую очередь бронзу применяют в одноименном прокате: ее выпускают в виде труб, проволоки, листов и прутьев. Металл можно встретить и в автомобилестроении, химической, пищевой, строительной и топливной промышленностях. Из нее производят шестеренки, подшипники, втулки, пружины и другие детали, которые подвергаются воздействию агрессивной окружающей среды и часто работают при повышенном давлении. В отличие от латуни бронза прекрасно переносит механические нагрузки и более пластична.

Из металла производят предметы искусства, скульптуры, кованные изделия, украшения, посуду и художественные предметы.