Все произведения булгакова. Произведения Булгакова. Список самых знаменитых произведений Михаила Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков, лучшие произведения которого представлены в данной статье, в литературной жизни СССР занимал обособленную позицию. Ощущая себя наследником литературной традиции 19 века, он был одинаково чужд и соцреализму, насаждаемому идеологией коммунизма в 1930-е годы, и духу авангардистского экспериментаторства, свойственному русской литературе 1920-х годов. Писатель резко сатирически, вопреки требованиям цензуры, изображал негативное отношение к строительству нового общества и революции в СССР.

Особенности мировоззрения автора

Произведения Булгакова отразили мировоззрение интеллигенции, в периоды исторических сломов и тоталитарного режима сохранявшей приверженность традиционным нравственным и культурным ценностям. Такая позиция многого стоила автору: его рукописи были запрещены к печати. Значительная часть наследия этого писателя дошла до нас лишь через десятилетия после его смерти.

Предлагаем вашему вниманию следующий список самых известных произведений Булгакова:

Романы: "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Записки покойника;

Повести: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце";

Пьеса "Иван Васильевич".

Роман "Белая гвардия" (годы создания - 1922-1924)

Список "лучшие произведения Булгакова" открывает "Белая гвардия". В своем первом романе Михаил Афанасьевич описывает события, относящиеся к концу 1918 года, то есть к периоду Гражданской войны. Действие произведения происходит в Киеве, точнее, в доме, где в то время жила семья писателя. Прототипы среди друзей, родственников и знакомых Булгаковых имеются почти у всех персонажей. Рукописи данного произведения не сохранились, но, несмотря на это, поклонники романа, проследив судьбу прототипов героев, доказали реальность и точность описываемых Михаилом Афанасьевичем событий.

Первая часть книги "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) была опубликована в 1925 году в журнале под названием "Россия". Полностью произведение вышло в свет во Франции через два года. Мнения критиков не были единогласны - советская сторона не могла принять героизацию классовых врагов писателем, а эмигрантская - лояльность к представителям власти.

В 1923 году Михаил Афанасьевич писал, что создается такое произведение, что "небу станет жарко...". "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) в дальнейшем послужила источником для известной пьесы "Дни Турбиных". Возник также и ряд экранизаций.

Повесть "Дьяволиада" (1923 год)

Продолжаем описывать наиболее известные произведения Булгакова. К ним относится и повесть "Дьяволиада". В повествовании о том, как близнецы загубили делопроизводителя, писатель раскрывает вечную тему "маленького человека", который стал жертвой бюрократической машины советской власти, в воображении Короткова, делопроизводителя, ассоциирующейся с дьявольской, разрушительной силой. Уволенный с работы, не сумевший справиться с бюрократическими демонами служащий в конце концов сходит с ума. Произведение впервые было опубликовано в 1924 году в альманахе "Недра".

Повесть "Роковые яйца" (год создания - 1924)

Произведения Булгакова включают в себя и повесть "Роковые яйца". События ее происходят в 1928 году. Владимир Ипатьевич Персиков, гениальный зоолог, обнаруживает уникальный феномен: красная часть светового спектра имеет стимулирующее воздействие на эмбрионы - они начинают гораздо быстрее развиваться и достигают размеров, гораздо более крупных, чем их "оригиналы". Существует лишь один недостаток - данные особи отличаются повышенной агрессивностью и способностью к быстрому размножению.

Один совхоз, возглавляемый человеком с фамилией Рокк, решает использовать изобретение Персикова для восстановления численности поголовья кур после того, как по России проходит куриный мор. Он забирает камеры-облучатели у профессора, но в результате ошибки вместо куриных к нему попадают крокодильи, змеиные и страусиные яйца. Пресмыкающиеся, вылупившиеся из них, непрестанно размножаются - они движутся к Москве, сметая все на своем пути.

Сюжет этого произведения перекликается с "Пищей богов" - романом Г. Уэллса, написанным им в 1904 году. В нем ученые изобретают порошок, который вызывает существенный рост растений и животных. В результате экспериментов в Англии появляются и крысы, а позже и куры, различные растения, а также люди-великаны.

Прототипы и экранизации повести "Роковые яйца"

По мнению известного филолога Б. Соколова, прототипами Персикова можно назвать Александра Гурвича, знаменитого биолога, или Владимира Ленина.

Сергей Ломкин в 1995 году снял по мотивам этого произведения одноименный фильм, включив туда и таких героев произведения "Мастер и Маргарита", как Воланд (Михаил Козаков) и кот Бегемот (Роман Мадянов). Олег Янковский с блеском исполнил роль профессора Персикова.

Повесть "Собачье сердце" (1925 год)

Произведение, которое написал Булгаков Михаил ("Собачье сердце"), имеет следующий сюжет. События происходят в 1924 году. Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигает невероятных результатов в области омоложения и задумывает уникальный эксперимент - совершить операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Бездомный пес Шарик используется в качестве подопытного животного, а вор Клим Чугункин, погибший в драке, становится донором органов.

У Шарика постепенно начинает выпадать шерсть, вытягиваются конечности, появляется человеческий облик и речь. вскоре придется, однако, горько пожалеть о совершенном.

При проведении обыска в квартире Михаила Афанасьевича в 1926 году были изъяты рукописи "Собачьего сердца" и возвращены ему лишь после ходатайства за него М. Горького.

Прототипы и экранизации произведения "Собачье сердце"

Многие исследователи творчества Булгакова придерживаются точки зрения, что писатель изобразил в этой книге Ленина (Преображенский), Сталина (Шариков), Зиновьева (ассистентка Зина) и Троцкого (Борменталь). Считается, кроме того, что Булгаков предсказал массовые репрессии, произошедшие в 1930-е годы.

Альберто Латтуада, итальянский режиссер, в 1976 году снял по книге одноименный фильм, в котором профессора Преображенского играет Макс фон Зюдов. Особой популярности, однако, эта экранизация не имела, в отличие от культовой картины режиссера вышедшей в 1988 году.

Роман "Мастер и Маргарита" (1929-1940 годы)

Фарс, сатира, мистика, фантастика, притча, мелодрама, миф... Порой кажется, что произведение, которое создал Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита", объединяет в себе все эти жанры.

Сатана в образе Воланда царствует по нашему миру с лишь одному ему известными целями, останавливаясь время от времени в разных селениях и городах. Однажды, во время весеннего полнолуния, он попадает в Москву 1930-х годов - то время и место, где никто не верит ни в Бога, ни в Сатану, отрицается существование Иисуса Христа.

Всех тех, кто вступает в контакт с Воландом, преследуют заслуженные наказания за свойственные каждому из них грехи: пьянство, взяточничество, жадность, эгоизм, ложь, равнодушие, грубость и т.д.

Создавший роман о Мастер находится в сумасшедшем доме, куда его загнала жесткая критика со стороны товарищей-литераторов. Маргарита, его любовница, мечтает лишь о том, чтобы найти Мастера и возвратить его к себе. Азазелло дает ей надежду на то, что эта мечта осуществится, но для этого девушка должна оказать одну услугу Воланду.

История произведения

Первоначальная редакция романа содержала детальное описание внешности Воланда, помещавшееся на пятнадцати рукописных страницах, которые создал Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита", таким образом, имеет свою историю. Сначала Мастера звали Астарот. В 1930-х годах в газетах и советской публицистике вслед за Максимом Горьким закрепился титул "мастер".

По сообщению Елены Сергеевны, вдовы писателя, Булгаков перед смертью сказал такие слова о своем романе "Мастер и Маргарита": "Чтобы знали... Чтобы знали".

Произведение было опубликовано лишь после смерти писателя. Впервые оно появилось на свет лишь в 1966 году, то есть через 26 лет после кончины своего создателя, в сокращенном варианте, с купюрами. Роман сразу же приобрел популярность среди представителей советской интеллигенции, вплоть до того, что в 1973 году состоялась официальная публикация. Копии произведения перепечатывались вручную и таким образом распространялись. Елена Сергеевна сумела сохранить рукопись в течение всех этих лет.

Большой популярностью пользовались многочисленные спектакли по мотивам произведения, поставленные Валерием Беляковичем и Юрием Любимовым, также были сняты фильмы Александра Петровича и и телесериалы Владимира Бортко и Юрия Кары.

"Театральный роман", или "Записки покойника" (1936-1937 годы)

Булгаков Михаил Афанасьевич произведения писал до самой своей смерти в 1940 году. Книга "Театральный роман" осталась неоконченной. В ней от лица Сергея Леонтьевича Максудова, некоего писателя, повествуется о писательском мире и театральном закулисье.

26 ноября 1936 года была начата работа над книгой. Булгаков на первой странице своей рукописи указал два названия: "Театральный роман" и "Записки покойника". Последнее было дважды подчеркнуто им.

По мнению большинства исследователей, данный роман - самое смешное творение Михаила Афанасьевича. Он создавался на одном дыхании, без набросков, черновиков и исправлений. Жена писателя вспоминала, что, пока она накрывала ужин, ожидая возвращения мужа вечером из Большого театра, он усаживался за письменный стол и писал пару страниц этого произведения, после чего, довольный, потирая руки, выходил к ней.

Пьеса "Иван Васильевич" (1936 год)

К самым известным творениям относятся не только романы и повести, но и пьесы Булгакова. Одна из них, "Иван Васильевич", предлагается вашему вниманию. Сюжет ее следующий. инженер, делает в Москве, в своей квартире машину времени. Когда управдом Бунша заходит к нему, тот поворачивает ключ, и между квартирами исчезает стена. Обнаруживается вор сидящий в квартире Шпака, его соседа. Инженер открывает портал, ведущий во времена Москвы 16 века. Иван Грозный, испугавшись, бросается в современность, а Милославский и Бунша попадают в прошлое.

История эта началась в 1933 году, когда Михаил Афанасьевич договорился о написании "веселой пьесы" с мюзик-холлом. Первоначально текст назывался иначе, "Блаженство", в нем в коммунистическое будущее уходила машина времени, а Иван Грозный появлялся лишь в одном эпизоде.

Данное творение, как и другие пьесы Булгакова (список их можно продолжить), при жизни автора не публиковалось и не ставилось вплоть до 1965 года. в 1973 году по мотивам произведения снял свой знаменитый фильм под названием "Иван Васильевич меняет профессию".

Это лишь основные творения, которые создал Михаил Булгаков. Произведения этого писателя вышеперечисленными не исчерпываются. Продолжить изучение творчества Михаила Афанасьевича можно включив и некоторые другие.

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в семье доцента (с 1902 года - профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, в Киеве. В семье было семеро детей

В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами".

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах. Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов. Одновременно в советской прессе началась интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году у М. Булгакова возник замысел романа о дьяволе, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных». В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1932 году на сцене МХАТа состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Опыт работы во МХАТе отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936г Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене исправления к последнему варианту романа «Мастер и Маргарита». Правка, однако, автором закончена не была.
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.

на основе статьи из ru.wikipedia.org

«Вечёрка» предлагает вам вспомнить самые известные произведения мастера литературы XX века.

«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)

В первом своём романе Булгаков описывает события Гражданской войны в конце 1918 года. Действие книги происходит в Киеве, в частности, в доме, в котором жила семья писателя в то время. Почти у всех персонажей есть прототипы - родственники, друзья и знакомые Булгаковых. Несмотря на то, что рукописи романа не сохранились, поклонники романа проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий.

Часть книги впервые была опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был опубликован через два года во Франции. Мнения критиков разделились - советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская – лояльность по отношению к власти.

В 1923 году Булгаков писал: «Смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». Книга послужила источником для пьесы «Дни Турбиных» и нескольких киноэкранизаций.

«Дьяволиада» (повесть, 1923)

В «повести о том, как близнецы погубили делопроизводителя» Булгаков раскрывает проблему «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в воображении делопроизводителя Короткова ассоциируется с дьявольской силой. Не сумев справиться с демонами бюрократии, уволенный с работы служащий сходит с ума. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Недра» в 1924 году.

«Роковые яйца» (повесть, 1924)

1928 год. Гениальный зоолог Владимир Ипатьевич Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы - организмы начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Есть только один минус – такие особи отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению.

После того, как по всей стране проходит куриный мор, один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у профессора камеры-облучатели, однако, в результате ошибки, к нему вместо куриных попадают крокодильи, страусиные и змеиные яйца. Вылупившиеся пресмыкающиеся беспрестанно размножаются - сметая все на своем пути, они движутся к Москве.

Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов», в котором учёные изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты приводят к появлению в Англии нападающих на людей гигантских крыс и ос, позже к ним присоединяются гигантские растения, куры и люди-великаны.

По мнению филолога Бориса Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть знаменитый биолог Александр Гурвич и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин .

В 1995 году режиссёр Сергей Ломкин снял по мотивам повести одноименный фильм, в котором задействовал персонажей из романа «Мастер и Маргарита» - кота Бегемота (Роман Мадянов) и самого Воланда (Михаил Козаков). Роль профессора Персикова с блеском исполнил Олег Янковский .

«Собачье сердце» (повесть, 1925)

1924 год. Выдающийся хирург Филипп Филиппович Преображенский достигает фантастических результатов в области практического омоложения и задумывает небывалый эксперимент - операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза. В качестве подопытного животного профессор использует бездомного пса Шарика, а донором органов становится погибший в драке вор Клим Чугункин.

Постепенно у Шарика вытягиваются конечности, выпадает шерсть, появляется речь и человеческий облик. Вскоре профессору Преображенскому придётся горько сожалеть о содеянном.

Многие булгаковеды придерживаются мнения, что писатель изобразил в книге Сталина (Шариков), Ленина (Преображенский), Троцкого (Борменталь) и Зиновьева (ассистентка Зина). Кроме того, считается, что в этой повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.

В 1926 году, при проведении в квартире у Булгакова обыска, рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького.

В 1976 году итальянский режиссёр Альберто Латтуада снял одноименный фильм с Максом фон Зюдовым в роли профессора Преображенского, однако особой популярности он не имел. Совсем иная судьба ожидала .

Отрывок из фильма "Собачье сердце" (1988)

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940)

Сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, миф… иногда кажется, что эта книга объединяет в себе все возможные и невозможные жанры.

Сатана, представившийся как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

Всех, кто входит в контакт с Воландом, преследуют наказания за свойственные им грехи: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость и т.д.

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, пребывает в сумасшедшем доме, куда его привела жёсткая критика со стороны современников-литераторов. Его любовница Маргарита мечтает только об одном - найти Мастера и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Азазелло, но для её осуществления Маргарита должна оказать Воланду одну услугу.

В первой редакции романа содержалось детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 рукописных страниц. В ранних редакциях романа персонажа звали Астарот. В 1930-х годах титул «мастер» в советской публицистике и газетах прочно закрепился за Максимом Горьким.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

При жизни автора «Мастер и Маргарита» не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации (в 1973 году) распространялся в перепечатанных вручную копиях. Елена Сергеевна в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Огромной популярностью пользовались спектакли по мотивам романа, поставленные и Валерием Беляковичем, также были сняты фильмы Анджея Вайды и Александра Петровича и телесериалы Юрия Кары и .

Отрывок из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (1994)

«Театральный роман» («Записки покойника») (1936-1937)

Неоконченный роман, написанный от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

Работа над книгой была начата 26 ноября 1936 года. На первой странице рукописи Булгаков обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое было дважды подчёркнуто автором.

Большинство исследователей считает роман самым смешным произведением Булгакова. Создавался он с необычайной лёгкостью: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминала, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая руки от удовольствия.

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)

Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Когда к нему заходит управдом Бунша, инженер поворачивает ключ в аппарате, и стена между квартирами исчезает, обнаруживая сидящего в квартире соседа Шпака вора Жоржа Милославского. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский попадают в прошлое.

Началась эта история в 1933 году, когда Булгаков договорился с мюзик-холлом о написании «весёлой пьесы». Первый её текст назывался «Блаженство» - в нём машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде.

Булга́ков Михаи́л Афана́сьевич (3 (15) мая 1891, Киев - 10 марта 1940, Москва) - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография и творчество

Выдающийся русский советский писатель и драматург, известный также произведениями других жанров; один из самых значительных авторов советской литературыры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился на Воздвиженской улице в Киеве 3(15 мая) 1891 г. в многодетной семье (четыре дочери и трое сыновей) профессора церковной истории Киевской духовной академии. А умер в Москве, на ул. Фурманова, 10 марта 1940 г., продолжая «сколько хватает сил» править роман «Мастер и Маргарита» (1928- 1940), впитавший многие - неотделимые от судьбы - мотивы творчества, растущие из глубин мировой литературы и Библейского контекста.

Домом для М.А.Булгакова был Киев, здесь он учился в Первой киевской гимназии (1901-1909), огорчая мать приступами отроческой самостоятельности, а затем на медицинском факультете Киевского университета (1909-1916). Здесь он получил звание «лекаря с отличием» («Автобиография», 1924), а ранее, в 1913 г., повенчался с юной Т.Н. Лаппа. В родительском доме были написаны первые рассказы. Частой гостьей Булгаковых была бабушка со стороны матери - А.И. Турбина. Смерть матери, весна, май и вишневые деревья окажутся для Турбиных («Белая гвардия») символами Дома, в который нет возврата в революционную распутицу, превратившую жизнь самого Булгакова в затянувшуюся Страстную неделю, четыре дня из которой (с Великой Среды по Великую Субботу, включая Пасхальный рассвет) описаны в «Мастере и Маргарите». Те же символы - смерть героев, май, зацветающие вишни, надежда обрести дом и покой - повторятся в развязке его последнего романа. Воланд манит миражом утраченного дома, но способен лишь лишить героев Светлого Воскресения.

Послереволюционный Киев - особый хронотоп в творчестве Булгакова, в котором его герои переживают вечные коллизии любви, чести, долга пред Царем и Отечеством. Семья и дом - духовная опора, которой нет вне Киева. За его пределами Булгаков становится не столько провидцем, сколько изобретателем полных реминисценций (из Пушкина , Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского , Чехова , Мольера, «Фауста» Гете и Гуно, Гофмана, Андерсена и др.) сюжетов для героев-одиночек, словно принявших 15 капель гомеопатического раствора Ивана Васильевича («Театральный роман»), позволяющих не чувствовать, что в шутовском обличье является рок. Ад приучает жить в атмосфере апокалипсического фарса. Сверхъестественное зло парализует волю, повергая в безволие смеха, морфия или сна.

В борьбу с болезнями и «тьмой египетской» в душах людей Булгаков вступил летом 1916 г., когда, ускоренным выпуском окончил университет Св. Владимира, работал в прифронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. В 1916-1917 гг., освобожденного по болезни от призыва, Булгакова назначают доктором в земскую больницу села Никольского Смоленской губернии, затем переводят в Вязьму. Здесь, в глухой провинции, он начинает работать над «Записками юного врача», само название которых указывает на влияние не обычайно популярных «Записок врача» В.В.Вересаева (1901).

Революция застала Булгакова в Вязьме, но уже в начале 1918 г., он едет через Москву, где надеется освободиться от военной службы и пристрастия к морфию, в Киев. В родной город Булгаков прибудет в марте 1918 г. и попытается заняться частной врачебной практикой и творчеством, станет свидетелем десяти из четырнадцати переворотов («Киев-город», 1923) - причем каждая новая власть постарается призвать его на службу, - узнает о расстреле царской семьи, а в августе 1919 г., после взятия Киева генералом Деникиным, будет мобилизован в Белую гвардию и отправится на Северный Кавказ военврачом, сочиняя в поезде рассказ, опубликованный в ненайденном номере газеты.

Первой публикацией Булгакова считается газетная статья «Грядущие перспективы» (г. Грозный. 1919. - № 47. - Ноябрь.), в которой звучат нотки неприятия революции с монархических позиций.

Но в 1919 г. в душе Булгакова произошел переворот: во Владикавказе деникинцы бросили слегшего с тифом молодого писателя, и он решился сотрудничать с новой властью.

В 1920-1921 гг. Булгаков работает во владикавказском подотделе искусств, читает лекции о Пушкине и Чехове , пишет пять пьес для местного театра. Три из них будут поставлены. Но затем Булгаков, еще недавно стремившийся к постановкам в Москве , уничтожит рукописи. Уцелеют лишь написанные в соавторстве с Ю.Л.Слезкиным «Сыновья муллы». Несовершенное должно гореть. Едва ли Булгакова мог порадовать в те дни афоризм Воланда «рукописи не горят» - не горят лишь договоры с ним, которые уничтожаются не огнем, а покаянием. В отличие от своего Мастера Булгаков не писал в соавторстве с Воландом, хотя это искушение преследовало его. Творчество - всегда договор с Богом или дьяволом. Оно либо окрыляет, либо тяготит творца. Булгакова порой тяготили созданные им образы, например покончивший собой Хлудов в ранней редакции (1933 и 1934) «Бега». Максудов, автобиографический герой «Театрального романа» (1936-1939), при свете адского огня в электрической печке и отсветах болезненно-прозорливого воображения, уже явно заключает договор со своим Воландом - с управляющим материальным фондом театра Гавриилом Степановичем, призывавшим о душе подумать.

На Кавказе Булгаков продолжал мечтать об эмиграции. В дальнейшем великий Исход интеллигенции из России утратит для писателя библейское звучание и масштаб и - отчасти под влиянием эмигрантских воспоминаний Л.E. Белозерской-Булгаковой, второй жены писателя, - превратится в тараканьи бега. («Бег», 1926-1937).

В последние дни своего пребывания на Кавказе Булгаков встречается с О.Э. Мандельштамом , который, видимо, повлиял на его решение уехать в Москву.

Итак, в конце 1921 г. Булгаков оказался в столице. Устроился при помощи Н.К. Крупской секретарем в Литературный отдел Главполит-просвета при Наркомпросе. Но это Лито недолго просуществовало в нэповской Москве. В поисках заработка, в хлопотах о получении жилья Булгаков не оставлял мысли завершить начатый во Владикавказе большой роман. В трудный момент, с письмом на имя Ленина, Булгаков является на прием в Наркомпрос. И вновь, уже после смерти Ленина, молодому писателю помогает Н.К. Крупская: Булгаков (с первой женой) получает право на жилье в коммунальной квартире № 50 в доме на Садовой, распахнувшей перед ним свои двери и нравы, многократно описанные в рассказах, фельетонах, «Мастере и Маргарите».

Сменив множество профессий (конферансье, инженер...), Булгаков уже весной 1922 г. начинает печататься в «Рабочем», «Рупоре», «Железнодорожнике», «Красном журнале для вех», «Красной ниве». Становится постоянным фельетонистом газеты «Гудок», работая над «четвертой полосой» с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем и Ю. Олешей. Пишет для берлинской газеты «Накануне» (редакторы коей Ю.В. Ключников и Ю.Н. Потехин были в числе авторов сборника «Смена вех», обосновывавшего сближение эмиграции с Советской Россией). В воскресном литературном приложении к газете, выходившем под редакцией А.Н.Толстого, в 1922 г. напечатаны «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Красная корона» и «Чаша жизни» Булгакова.

Удивительно чуткий к искажениям человеческой природы, Булгаков в 1923-1925 гг. создает «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), опубликованные Н.С. Ангарским в альманахе «Недра», «Собачье сердце»(1925). (Последняя рукопись наряду с дневником была изъята при обыске квартиры Булгакова 7 мая 1926 г. и возвращена после хлопот Горького и Е.П. Пешковой, а также после попытки Булгакова демонстративно выйти из Всероссийского союза писателей.). О первых повестях Е.Замятин отозвался как о «фантастике, корнями врастающей в быт».

Метафорой преображения человеческого материала в Советской России стал эксперимент профессора Преображенского, пересадившего Шарику гипофиз человека. Не подобного ли «гомункулуса» предстоит создавать Мастеру. У Булгакова чудовищ порождает сон Сердца, а не Разума.

Знаком творческой зрелости Булгакова явился роман «Белая гвардия» (1925, 1929). В Турбиных Булгаков возрождает редкую сердечную проницательность и интуицию добра и зла - ту зрелость душевную, которая не позволяет Гражданской войне расторгнуть семейные узы. В 1926 г. в содружестве с МХАТом Булгаков пишет на основе романа пьесу «Дни Турбиных», премьера которой состоялась 5 октября 1926 i Пьесу ждал зрительский успех и разгром критики, особенно рапповской, испугавшейся «антисоветских» настроений автора. В результате в 1929 г. пьесу сняли с репертуара. Мхатовская постановка была возобновлена лишь в 1932 г. «Контрреволюционный» спектакль выдержал почти тысячу (987) представлений. Его многократно посещал Сталин .

На рубеже 20-30-х гг. в печати развернулась травля писателя, пьесы его не ставились, произведения не печатались. Средств к существованию не было. В «Письме правительству» (1930 г.) Булгаков просит предоставить ему работу или отпустить за границу. 18 апреля 1930 г. Сталин ответил телефонным звонком: Булгаков получил должность режиссера МХАТа, где проработал до 1936 г. История взаимоотношений с театром положена в основу незавершенного «Театрального романа» (1936-1939). 2 октября 1937 г. Булгаков пишет Борису Асафьеву: «За семь последних лет я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно...»

Кроме «Дней Турбиных», пьесы Булгакова либо быстро сходили со сцены («Зойкина квартира», театр Вахтангова, 1926; «Багровый остров», Московский Камерный театр, 1928; «Кабала святош (Мольер)», МХАТ, 1936; инсценировка «Мертвых душ», МХАТ, 1932), либо репетировались, но не были доведены до премьеры («Бег», 1926-1937; «Адам и Ева», 1931; «Блаженство», 1934; пьеса о молодом Сталине «Ба-тум», 1939), либо были поставлены лишь после смерти автора («Александр Пушкин», инсценировки «Полоумный Журден», «Война и мир», «Дон Кихот»). Ни одна из пьес или инсценировок Булгакова не была опубликована при его жизни. Не напечатана и написанная по заказу для задуманной Горьким серии «Жизнь замечательных людей» «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), символически разделенная на 33 главы и впервые называющая гения мастером.

В 1936-1940 гг. Булгаков работал либреттистом-консультантом в Большом театре, создавая либретто опер на музыку В.П. Соловьева-Седова, И.О. Дунаевского и др.

Взаимоотношения гения и власти стали одной из центральных тем в творчестве зрелого Булгакова. Будучи не от мира сего, творец остро чувствует враждебность мирового закона и ищет спасения у царственной Прихоти - тени Неисповедимости Божьей. Союз гения с властью превращает его в Фауста, борьба с Князем мира сего - делает его подражателем Христу. Гений Булгакова всегда на распутье, всегда между Фаустом и Христом, а последнее обращение к авторитету власти закончилось для Булгакова трагически. Во МХАТе решили поставить к 60-летию Сталина пьесу «Батум», которая была запрещена. Пресса обвинила Булгакова в желании любой ценой наладить отношения с властью. Нападки и клевета в прессе привели к обострению его болезни и смерти.

В роду М. Булгакова были священники, от которых он получил странное наследство - долг вести духовную брань. «Мастер и Маргарита» - энциклопедия искушений. Пройдя сквозь круги цензурного ада, Булгаков создает маргинальный сюжет, в котором цензурируемым текстом оказывается само Евангелие, цензором - черный богослов, «вдохновивший» Л. Толстого и Ренана.

В романе нет евангельского Христа. Создавая Га-Ноцри, Булгаков снимает антитезу Фауста и Христа: герой не борется с Князем мира сего (в мистическом и социальном смысле) и не получает от него помощи. Иешуа - преображенный автобиографический герой Мастера, воображение которого парализовано Воландом, внушающим мысль о мессианском достоинстве гения. Мастер - гений, впавший в прелесть и не столько себя уподобляющий Христу, сколько мечту о Христе - себе. Искушение видеть в себе Христа (вспомним Блока, Пастернака и Высоцкого) велико, ибо писатель одинок в нарочито уродливом социалистическом мире, бытие которого достойно осуждения даже на основании «заповедей» «отцензурированного» Евангелия, ибо в булга-ковской Москве, в отличие от Иешуа, никто не называет своего ближнего «добрым человеком». Эти слова «евангелия» тоже уловка Волан-да, создающего все новые поводы для осуждения человечества. Искушение гениев состоит в том, что они воспринимают не смерть за мир, а жизнь в падшем мире как свою Голгофу. За несколько дней до смерти Булгаков несколько раз перекрестил себя и жену и произнес, имея в виду роман: «Чтобы знали...». А сегодня, может быть, и нам предстоит узнать на страницах романа сокровенные истины, помогавшие Булгакову сохранить христианское сердце в атмосфере черной мессы 30-х гг.

«Мастер и Маргарита»

Главное произведение Булгакова и одно из художественных достижений русской и мировой лит-ры 20 века - многоплановый филосовско - фантастический роман «Мастер и Маргарита» - создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рукопись была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: «Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на многие языки придали творчествуву Булгакова «мировой резонанс» (М. Чудакова).

Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с различным уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) - эту открытость, принципиальную «неэлитарность» произведений Булгакова хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов; разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, литературные, исторические и культурные ассоциации, - вызвали широкий веер интерпретаций (от «иконоборческого» до «христианско - апологетического» и «мистического») и неутихающую по сей день полемику.

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиографическая, история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и художественно близка к совершенству, в то время как «московские» страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Булгаков размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане - мессии) и обывательства. При всей сложности роман Булгакова за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Булгаковым также предприняты попытки использования фантастических тем и сюжетов в драматургии, однако его фантастастические пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон «Адама и Евы»; «пародию на Ж. Верна « (а по сути - на весь «социалистический эксперимент») представляет пьеса «Багровый остров».

В двух пьесах Б. - «Блаженство» и «Иван Васильевич» - применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй - в прошлое; вторая повесть экранизирована («Иван Васильевич меняет профессию»).

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

Произведения Михаила Булгакова

  • Грядущие перспективы (1919)
  • Киев-город (1923)
  • Белая гвардия (1922-1924)
  • Записки на манжетах (1923)
  • Роковые яйца (1924)
  • Вьюга (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Звёздная сыпь (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 году.
  • Крещение поворотом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Полотенце с петухом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Пропавший глаз (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Тьма египетская (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 году.
  • Стальное горло (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия») (1925), в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году.
  • Зойкина квартира (пьеса), поставлена в 1926.
  • Морфий (1926)
  • Трактат о жилище. Сборник рассказов (1926)
  • Бег (1926-1928)
  • Багровый остров (1927)
  • Мастер и Маргарита (1929-1940), в СССР опубликован в 1966 году.
  • Кабала святош (1929)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (1934)
  • Последние дни (Пушкин) (пьеса в четырех действиях) (1935)
  • Иван Васильевич (1936)
  • Мольер (Кабала святош) (постановка) (1936)
  • Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году.
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь») (1939)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) - реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия - Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) - реж. Алекса́ндр Пе́трович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии 370 мин.) - реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) - реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) - реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) - реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) - реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, 500 мин.) - реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) - реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) - реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) - реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) - реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) - реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) - реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) - реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) - реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) - реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона”) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) - реж. Алексей Праздников

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в Вязьме. В 1913 году Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982).

После начала Первой мировой войны Булгаков работает врачом сначала в прифронтовой зоне, потом в резерве. С 1917 года он стал регулярно употреблять морфий, с целью облегчить боли после заражения дифтерией. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует[источник не указан 316 дней]. В конце августа 1919 года, по одной из версий, Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии - попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая вскоре становится его новой женой.

С 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину. Отметим, что в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Леопольд Авербах, Виктор Шкловский, Керженцев и многие другие.

В 1928 году Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита» (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить о таких романах последнего, как «Голем», который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и «Зелёный лик»). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош» (1930), но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. В январе 1932 года Сталин (формально - Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТ и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает уремией. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.