Тамань по сути является отправной точкой. Сюжет главы, её построение

Произведение «Герой нашего времени», вышедшее из-под пера М.Ю. Лермонтова, является поистине уникальным. Стандарты нарушает даже сама композиция, состоящая из двух основных частей: дневника Печорина, позволяющего увидеть внутреннюю жизнь героя, и повествование о Печорине, сошедшее с уст постороннего «наблюдателя».

Вопреки традициям, повести не следуют друг за другом в соответствии с хронологией событий, а гармонично дополняют друг друга, становясь единым целым.

Повествование Печорина начинается с рассказа о Тамани

Свою повесть Печорин начинает с рассказа о городке Тамань, являющегося по утверждению героя самым скверным городишком российского приморья. В Тамани Григорий Александрович рисковал умереть от голода, а также чуть не попрощался с жизнью, будучи утопленным.

Рассказ о Тамани, с которого начинается повествование о Печорине, является тем звеном, что позволяет распознать саму суть нашего героя. Однако многие нюансы, описанные в повести, рассказывает нам и Максим Максимыч.

В «Тамани» речь идёт о том, как Печорин, направляющийся на Кавказ, к месту службы, становится участником опасного предприятия: его жизнь оказывается под угрозой из-за «честных контрабандистов», чей покой он посмел нарушить. Но тяга Григория к риску проявилась уже в «Бэле», где, по словам Максима Максимыча жертвой нашего героя стала черкешенка.

Новизна «Тамани» заключается в видении ситуации глазами самого Печорина. Финал повести недвусмысленно указывает на тот факт, что рискованные ситуации, в которых оказывается наш герой, нельзя назвать стечением обстоятельств. По мнению Григория, всё произошедшее - знак судьбы, а он сам - её орудие.

Во всём виновна судьба

Печорин полностью осознаёт, что стал причиной несчастья многих людей, нарушив размеренное течение их жизни, словно камень, разорвавший беспечность водной глади источника. Наш герой прекрасно понимает, какую роль он играет в судьбах людей. Хотя подобные мысли постоянно вызывают у Григория тревогу, в «Тамани» они озвучены впервые.

Помимо всего прочего, значимость имеет и нравственный итог размышлений. Герой Лермонтова подтверждает догадку об абсолютном безразличии к страданиям людей: во всём произошедшем нет его, Печорина, вины, вся ответственность лежит на судьбе.

По утверждению героя, он не знает, что произошло со старухой и нищим слепым. По сути, ему, странствующему офицеру, не может быть дела до радости и горести других людей.

В повести удивительно переплетаются романтизм и реальность. Завораживающее описание бушующего моря, рассказывающее о том, как лодка постепенно приближалась к берегу, то поднималась на гребне волны, то быстро мчалась вниз. По словам автора лишь отважный пловец рискнёт пересечь пролив в такую ночь, а романтик Янко был именно таким.

Что касается реалистичности, то одним из ярких примеров является рассказ о характере и жизни вольных контрабандистов. Романтика Янко, победившего бурю, Лермонтов представил как остриженного по-казацки человека, с татарской шапкой на голове и большим ножом, торчащим из-за пояса.

Роль «Тамани» в «Герое нашего времени»

Следует отметить, что именно повесть «Тамань» является завершением первой части романа. Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста». По мнению некоторых исследователей, тот факт, что произведение разделено на две части, лишён художественной значимости и является исключительно формальным.

Тем не менее нет сомнений в том, что повесть «Тамань» заканчивает часть «Героя нашего времени», где первенство отдано внешнему изображению нашего героя. Именно эта повесть выделяется лаконичностью и точностью повествования.

Душевные переживания, серьёзные психологические ситуации рассказываются достаточно простым и лёгким для понимания языком. Хотя повесть и короткая, это с лихвой компенсируется ёмкостью её содержания.

«Тамань» по праву можно назвать важной составляющей романа Лермонтова. Именно она позволяет взглянуть на истинную суть Печорина, понять истоки и увидеть последствия его собственной драмы.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.

Особенность ее заключается в том, что роман состоит из пяти повестей и новелл с самостоятельными сюжетами, объединенных общим героем и идеей. В романе они следуют так: «Бэла», «Максим Максимыч», далее «Журнал Печорина», в который входят «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», а предваряет его «Предисловие». Эти части расположены с нарушением хронологической последовательности событий относительно биографии Печорина. С этой точки зрения части надо было бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа как единого произведения не получилось бы. Вот почему «Тамань», которая должна была бы открывать роман, оказывается в его середине.

В этом заключен глубокий идейный смысл. «Тамань» открывает «Журнал» Печорина, в котором он говорит от первого лица, рассказывая о некоторых ярких эпизодах из своей жизни. До этого читатель уже познакомился с героем, а в середине узнал из «Предисловия» о его смерти. Но самое главное – все эти сведения мы получаем от разных рассказчиков, а значит – видим героя с разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, но совершенно отличного от Печорина по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит - и для читателя) загадкой. В повести «Максим Максимыч» рассказчик меняется: это офицер, явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. Но его душа все еще остается для читателя тайной, которая и раскрывается самим героем в его «Журнале».

Начинается он романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

И затем в последующих частях романа читатель, знакомясь с героем все ближе и ближе, будет сталкиваться с подобным развитием событий. Действия героя пусты и бесполезны, страсти бессмысленны, а жизнь этой богатой и деятельной натуры в результате оказывается растраченной зря.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких частей. Каждая часть показывает нам главного героя глазами окружающих его людей.

В главе «Тамань» Лермонтов рассказывает о том, как Печорин попал в городок Тамань на берегу моря. Печорин стал жить в доме слепого мальчика. Слепец показался ему странным. Еще его внимание привлекла девушка. Вскоре Печорин узнал о том, что в городке есть банда контрабандистов. Именно с ними были связаны слепой мальчик и девушка. Печорин по своей натуре авантюрист, он жаждет приключений. Именно поэтому он тайно проследил за контрабандистами. Печорин решил их поймать. Девушка заманила его в ловушку, но Печорин смог спастись. Из этой главы мы можем понять еще лучше Печорина, его отношение к жизни, к опасности, к чувствам и судьбам других людей. Печорин смел до безрассудства. Он не умеет плавать, но поплыл на лодке в море с девушкой. Еще он решил сам проследить за бандой контрабандистов, хотя это было очень опасно. Печорин осознал всю опасность ситуации, в которой он оказался. Но близость смерти вызвала у него чувство досады. Печорин скучает. Он воспринял происшествие в Тамани, как небольшое приключение.

В этой главе мы видим события глазами самого Печорина. Глава показывает нам отношение к жизни главного героя романа. Это помогает лучше понять Печорина.

/ / / «Тамань» - анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Тамань», по сути, является отправной точкой приключений Печорина на Кавказе. Она является отдельной повестью и составной частью романа Лермонтова « ». Эта глава открывает перед нами дневник главного героя, знакомит с внутренним миром Григория Печорина.

Главный герой описывает Тамань, как очень скверный приморский российский город, где царил голод, и где его чуть не утопили. Печорин приезжает в этот городок по служебным делам. Остановившись у странных людей, главный герой замечает, что с ним по соседству живет слепой мальчишка и странная девушка-ундина. Поведение этой пары настораживают Печорина и зарождают в нем подозрения. Он решет, во что бы то ни стало, разгадать их тайну, устроив за ними слежку. Оказывается ундина и слепой мальчик сотрудничали с контрабандистами. Раскрытие этой тайны чуть не лишило жизни главного героя, ведь девушка пыталась утопить Печорина.

Глава «Тамань» помогает нам приоткрыть и понять внутренний мир главного героя. Тут мы видим потребность Печорина в испытании новых эмоций, ведь его никто не заставлял следить за ундиной и мальчишкой, им руководствовало внутреннее желание раскрыть тайну этой парочки.

Уникальность «Тамани» заключается в том, что в этой главе Печорин самостоятельно дает оценку своим поступкам. Он считает, что все происходящее с ним не случайно. видит себя «орудием» судьбы: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Печорин понимает, что своей любопытностью он вероломно вторгся в жизнь других людей, принеся им страдания. Эти мысли беспокоят и тревожат Печорина постоянно. Именно эти душевные переживания главного героя мы впервые встречаем в «Тамани».

Кроме того, заслуживают внимания выводы Печорина, сделанные в результате душевных переживаний. Отождествляя себя с «орудием» судьбы, главный герой не усматривает в случившемся своей вины, он остается безразличным к судьбе других людей, она его попросту не интересует. Печорин думает лишь о своих интересах и потребностях, реализация которых порой ломает человеческие жизни.

Глава «Тамань» построена на взаимном проникновении романтического и реалистического повествования. Так, романтическое описание природных пейзажей помогают раскрыть образ контрабандистов. Романтизм присутствует в описании вольного образа жизни, ловкости и смекалке контрабандистов. Но если внешний облик контрабандистов Лермонтов показывает нам с помощью приемов романтизма, то скудный внутренний мир показан, как он есть. Так, контрабандистами руководила их алчность, отношения между ними были построены на личной выгоде.

В заключении нужно сказать, что «Тамань» написана простым и доступным языком. Все душевные переживания, психологические моменты, поднимаемые в этой главе понятны читателю. В этой главе перед нами впервые открывается внутренний мир Печорина и дается оценка его поступков.

Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Деление на части, различающееся сюжетом и героями, отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике. I. Особенности сюжета и композиции Хронология сюжета 1.«Тамань» 2.«Княжна Мери» 3.«Бэла» 4. «Фаталист» 5. «Максим Максимыч» 6. Сообщение о смерти Печорина Композиция 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5. «Княжна Мери» 6. «Фаталист» «Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков. Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков). Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию. Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни. Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит). Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой. Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман. Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести – дневник Печорина. Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях. Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя. II. Роль главы «Тамань» в романе. 1. Сюжет главы, её построение. В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер. Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание. 2. Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы. 3. Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования. 4. Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира – способы выражения авторской позиции. 5. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя. 6. Влияние главы на русскую литературу «Пластун», стихотворение Н. Огарёва «У моря»). (рассказ Толстого 111. Высокая оценка романа В.Г. Белинским, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. Превращение цикла повестей в психологический роман – новаторское решение проблемы русского романа и начало дальнейшего его развития у Тургенева, Толстого, Достоевского. «Тамань» - одно из самых поэтичных творений русской классической прозы, высоко оцененное Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым. Главе «Тамань» была дана высокая оценка и В.Г. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или изменённым не рукою самого поэта стихом…» Эта глава романа выделяется ярко выраженной романтической стилистикой и особой сюжетной динамикой.