Поиск смысла жизни в произведениях известных писателей. Несколько интересных сочинений. Смысл жизни: что это такое и стоит ли его искать в книгах

13 книг о смысле жизни + 7 вопросов, на которые нужно найти ответы + 7 имен известных философов, которые пытались разобраться в проблеме.

О смысле жизни написано множество книг.

Писатели изощрялись, как могли. Пытались растолковать, в чем же состоит этот самый смысл жизни для человека и где его искать. Описывали в красках людей, которые бездарно существовали без смысла и тех, кто сумел найти свое место в этом мире.

Если вы уже интересовались этой темой, то знаете, что книги о смысле жизни есть как художественные, так и научные.

Ну, это уж решать вам. Моя задача – показать вам лучшие образцы.

Смысл жизни: что это такое и стоит ли его искать в книгах?

Я немного понимаю людей, которые скептически отзываются о тех, кто ищет смысл жизни в книгах, особенно – в художественных.

Конечно, найти готовую инструкцию для исполнения в художественных, психологических или философских произведениях нельзя. А вот получить пищу для размышлений можно!

1) Как разобраться, что такое смысл жизни?

Главный вопрос, как по мне, состоит даже не в том, (над этим вопросом бьются лучшие умы еще с древних времен и никто так однозначного ответа и не нашел), а в том, стоит ли его, этот самый смысл, искать.

Может быть, вместо того, чтобы копаться в себе, решать какие-то философские задачи и предаваться размышлениям, начать просто жить и наслаждаться этой жизнью?

Если вы все же не прочь подумать над смыслом жизни (а думать – это полезно), предлагаю вам попытаться найти ответы на вот такие вопросы:

  1. Имеет ли сейчас моя жизнь смысл?
  2. Что я готов изменить, чтобы смысл в ней появился или же стал более явственным?
  3. Есть ли у меня миссия? Если есть, то какая?
  4. Какие цели я перед собой ставлю и все ли они имеют смысл?
  5. Боюсь ли я смерти? Если боюсь, то по какой причине? (Напоминаю: бояться смерти и хотеть ее – разные вещи).
  6. Чувствую ли я себя счастливым человеком? Если нет, то чего мне не хватает для счастья? Как я могу этого достичь?
  7. Кто или что мне может помочь найти ответы на все эти вопросы?

Первые 6 вопросов оставлю вам для разбора, а вот с последним пособлю. Помощь в поиске смысла жизни вам могут оказать:

  • книги;
  • фильмы, например, «Гигантский механический человек», «Чистый лист», «Форрест Гамп», «Дети природы», «1+1», «Учитель на замену», «Пятая печать», «Вкус вишни» и другие;
  • духовный наставник;
  • тренер по личностному росту.

2) А можно ли найти в книгах смысл жизни?

Вот за что я ценю своих лучших подруг, так это за то, что с ними можно поболтать на посиделках не только на «женские» темы, но и поговорить о более серьезных проблемах.

Однажды мы завели разговор о смысле жизни.

Каждая высказалась по поводу того, как она его понимает и где его можно искать.

Мы в основном сошлись во мнении, что лучшее подспорье для изучения вопроса – это книги.

И только одна не согласилась, мотивируя это тем, что в книгах, во-первых, истории выдуманы, а если даже сюжет и построен на реальных событиях, то подан с точки зрения автора. А вполне логично, что ваше мнение и мнение автора могут и не совпасть

Мы задумались, но потом Марина тихо произнесла: «А я думаю, что книги – это лучший из всех существующих тренажеров для мозгов. Умным может считаться лишь тот человек, который не ест все в том виде, в котором ему пытается скормить продукт автор, а тот, что перерабатывает его и ищет свой смысл».

Согласитесь, правдивость этой мысли неоспорима, ведь книги не просто дают знания, они учат думать и анализировать.

Книги о смысле жизни, пусть и не ответят на все ваши вопросы, но точно активизируют мыслительные процессы, а без этого человеку разумному – никак нельзя.

Книги о смысле жизни существуют издавна

Если вы думаете, что книги о смысле жизни – это современное явление (ну, может, если не современное, то относительно новое – 1–2 века), то сильно ошибаетесь. Еще античные философы писали произведения, чтобы решить эту сложную проблемы.

Наиболее известные философские и психологические гипотезы о смысле жизни:

  • Сократ считал, что смысл в улучшении своей души, ведь именно это позволит пройти земной путь с достоинством и без злых помыслов.
  • Аристотель, не мудрствуя лукаво, советовал стать счастливым человеком.
  • Антисфен соглашался с Аристотелем, вот только слово «счастье» заменял на добродетель.
  • Эпикур уверял, что смысл человеческого существования, – вести жизнь богов: жить где-то в укромном месте, с близкими людьми, иметь простые радости и не вмешиваться в политические разборки.
  • Шопенгауэр верил, что наши поступки – не результат наших решений, а исполнение некой «мировой воли».

    Если вы глупец, то будете гнаться за всеми мыслимыми и немыслимыми наслаждениями и в результате – проиграете. А вот умные люди – скромны и желают малого.

  • Кьеркегор наверняка вдохновлялся античными философами, потому что в своих книгах описывал абсурдность человеческого существования, которое имеет смысл лишь тогда, когда человек создает свои ценности в противовес всем и обретает счастье.
  • Оригинальный взгляд на вещи имел Ницше, который считал, что смысл существования каждого из живущих на Земле – приготовиться к приходу сверхчеловека.

Говорить о трудах философов, которые уже стали классикой, можно очень долго.

Если имеете должную подготовку и чувствуете в себе достаточно сил, читайте философские книги. Практически каждая из них – о смысле жизни.

Книги о смысле жизни на любой вкус

Ну, правда, большинство героев книг только и занимаются тем, что ищут, в чем резон их существования, решают, как стать счастливым человеком, как преодолеть препятствия на своем пути и т.д.

Но все же есть те книги, что цепляют больше других, что оставляют незабываемое послевкусие. Может быть потому, что они более глубокие и ценностные для читателя.

10 художественных книг о смысле жизни

Смысл жизни – это как раз такая штука, о которой много пишут не только психологи и философы, но и прозаики.

Любите серьезную художественную литературу? Тогда вам точно понравится многое из этой подборки.

    Э.-Э. Шмитт «Оскар и Розовая Дама».

    Эта книга заставит прослезиться даже самых зачерствевших людей. История мальчика, неизлечимо больного раком, которому актриса-неудачница предлагает проживать каждый день, будто это 10 лет.

    Совет актуальный для тех людей, что глупо и без особого смысла тратят свое время, отведенное им на земле.

    Р. Бах «Иллюзии».

    Достаточно известный роман, который нужно прочесть хотя бы для того, чтобы получить возможность блеснуть своей эрудицией в обществе.

    Основная мысль произведения предельно проста: делать что-то чудесное под силу любому человеку, который искренне этого захочет.

    П. Коэльо «Вероника решает умереть».

    Молодая девушка решает свести счеты с жизнью, потому что не видит в ней смысла. Попытка суицида указывается неудачной и приводит ее в словенскую психбольницу.

    Случайно барышня, которая вроде бы хотела умереть, узнает, что существование ее действительно будет недолгим. Провести последние дни в психушке? Вот уж нет!

    Сбежать на волю, чтобы оторваться по полной и понять, что жизнь – прекрасна.

    С. Моэм «Бремя человеческой души».

    Даже атеисты часто верят в то, что у человека есть не только бренное тело, но и душа. Некая частица внутри нас, которая порой и руководит нашими мыслями, желаниями и поступками.

    Каждая человеческая душа, по мнению С. Моэма, имеет как светлую, так и темную сторону. Главное – сделать правильный выбор.

    У. Голдинг «Шпиль».

    Что бы вы сказали о своем знакомом, который ни с того, ни с сего решил построить в вашем городе башню со шпилем высотой больше 120 метров?

    Сказали бы, что он сошел с ума? Попытались бы отговорить от этой навязчивой идеи? Отправили бы к доктору проверить голову?

    А если ваш знакомый убежден, что именно в этом состоит его миссия в этом мире? Он считает, что нашел смысл своей жизни, так разве вы вправе его судить?

    Д. Киз «Цветы для Элджерона».

    Одно из лучших произведений американской литературы, выполненное в жанре научной фантастики.

    Имеет ли смысл существование умственно отсталого человека? Как меняется жизнь того, кто получает шанс стать из «идиота» гением? А что если эти изменения временны и вскоре все вернется на круги своя?

    А может нужно просто понять, что жизнь каждого человека имеет свою миссию? Книга заставляет искать ответы на эти и многие другие вопросы.

    Ф.С. Фицджеральд «Ночь нежна».

    Что стоит за словосочетанием «американская мечта»? Слава, деньги, успех или большая трагедия, которая способна уничтожить любого, кто играет не по правилам?

    Тонкий психологический роман, который сам автор называл любимейшим среди своих произведений. Роман о большой любви, победах и поражениях.

    Э.М. Ремарк «Искра жизни».

    Вообще-то каждое произведение Ремарка можно назвать книгой о смысле жизни, поэтому, если вы являетесь поклонником этого замечательного немецкого писателя, значит уже продвинулись на шаг вперед в изучении вопроса.

    Какой резон существования у узников концлагеря? Ответ прост: выжить и понять, насколько большая ценность жизнь.

    А. де Сент-Экзюпери «Цитадель».

    Думаю, «Маленького принца», будучи человеком образованным, вы наверняка читали, а вот с этим романом знакомы далеко не все.

    Последнее произведение Сент-Экзюпери.

    Возможно, именно опыт прожитых лет позволил понять автору, что смысл жизни каждого человека в том, чтобы обрести свою родину, найти свой очаг, возле которого будет тепло, уютно и безопасно, а также – быть рядом с любимыми и родными.

    О. де Бальзак «Шагреневая кожа».

    Вечная классика, к которой мы в школе относимся невнимательно, считая нудной и неинтересной.

    И правда, оценить это произведение под силу лишь взрослому, который любит книги, что заставляют думать. Можно ли избежать соблазна, если получаешь в подарок магический предмет, что исполняет любое твое желание, но при этом сокращает жизнь?

    А вы бы распорядились им лучше, чем Рафаэль – герой книги?

Искать смысл жизни, конечно, можно и нужно! Книги — один из способов.

А можно, для начала, попробовать разобраться в себе:

Книги другого стиля о смысле жизни

Если вы не хотите продираться сквозь метафоры, гиперболы и другие художественные приемы, если ищете более серьезную литературу, чем романы, то вот вам несколько других книг .

Не буду утверждать, что они ответят на все ваши вопросы или что на одной из страниц вы отыщите суть своего существования.

Даже если вы взглянете на отзывы в интернете, то увидите, что некоторые восхваляют предложенные мною книги, некоторые – ругают их, не выбирая слов, утверждая, что незачем их читать.

Но ведь вы никогда не узнаете, к какому лагерю примкнуть, если не прочтете эти произведения, правда?


Название и автор Описание
1 А. Новак «Книга, которой нет»
Вот, пожалуй, трудно лучше объяснить, о чем эта книга, чем это сделал издатель. На обложке произведения значится: «Как бросить беличье колесо и стряхнуть пыль со своей мечты».

Вы действительно сможете сделать и то, и другое, если будете вдумчивым читателем и настроитесь на одну волну с автором.

2 Толле Экхарт «Сила Настоящего»
Эту книгу можно отнести к образцам духовной литературы. Автор опирается не на чужой опыт или чужие мысли, а рассказывает о том, что помогло ему измениться, как он открыл ощущение внутреннего бытия, как проходила его внутренняя трансформация.

На собственном примере Экхарт показывает другим, как можно найти смысл жизни и освободиться из внутреннего рабства.

3 Р. Шарма «Кто заплачет, когда ты умрешь?»
Робин Шарма – личность легендарная для тех, кто заботится о своем личностном росте и саморазвитии. Его книга – это своеобразная энциклопедия решений простых и сложных проблем.

То есть вы получаете не столько теоретическую, сколько практическую помощь в поиске смысла жизни.

Читайте эти и другие книги о смысле жизни , и вам будет гораздо легче разобраться в себе.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

В помощи людям

  1. Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» . Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
  2. Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.

В материальных ценностях

  1. Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» , считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения.
    2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.

В служении Родине

  1. Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» . Узнав о начале войны, он безоговорочно отправился на фронт. Да, ему было трудно – несколько ранений, плен, но Андрей ни разу не задумывался о том, чтобы предать свою Родину. Даже мысль об этом вызывала у него отвращение. Храбро вёл себя Соколов и в лагере. Вспомним эпизод, когда герой отказался пить вместе с немецким комендантом Мюллером. Как мы видим, смысл жизни для Андрея – это его отчизна и любовь к ней.
  2. Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» , Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.

В любви

  1. Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
  2. Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.

Поиски смысла жизни

  1. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
  2. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.

Ложный смысл жизни и последствия ошибки

  1. В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
  2. В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
  3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.

Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)

Тезисы

Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.

Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

Служить делу жизни - вот главная цель человека.

Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.

Цитаты

Надо жить! У последней черты! На последней черте… (Р. Рождественский).

- «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» (Л. Толстой).

- «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).

- «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).

- «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А. Пушкин).

- «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...


И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский).

Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории.

Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.

В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев)

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Возможный вариант вступления/заключения

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Тезисы

От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Человека нельзя лишать свободы.

Нельзя насильно сделать человека счастливым.

Свобода - это осознанная необходимость.

Мы несем ответственность за чужую жизнь.

Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!

Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

Цитаты

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)

Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?.. (Ф.И. Тютчев)

- «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).

- «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).

- «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).

- «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).

- «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).

- «Свобода - это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).

- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).

Логика последовательности трех литературных методов, вполне можно сказать, мировоззрений - классицизма, романтизма и реализма - является ключом к пониманию процессов, происходивших в литературе и обществе XIX и XX веков.

Классицизм был первым осознанным и четко оформленным методом в искусстве Нового времени. С него начался тот ряд, который продолжается в настоящее время.

Как хорошо известно, каждое направление получает энергию утверждения и развития из отрицания своего предшественника. Но классицизм основывается исключительно на подражании, на традиции. Только с романтизма начинается культ «нового».

Во имя нового идет непрерывная смена школ, стилей, мировоззрений. Романтизм стоит у истоков исторического ускорения. Так же и в жизни общества и отдельных людей происходит кардинальная переориентация в мире. Девизом времени становится новое, что, в частности, породило такое явление, как мода.

В целом человек начинает руководствоваться в своей жизни не старым, а новым, не традицией, а разумом. «Лихая мода наш тиран - недуг новейших россиян», - заметил Пушкин. Вместо убеждения, что истина имеет своим важнейшим признаком древность, появляется не менее стойкий стереотип: истина - то, что открыто современным знанием. Если раньше на вопрос: как жить? человек отвечал не колеблясь: так, как жили предки, то теперь он опирается на передовые, прогрессивные идеи. Начало этого переворота в России происходило на глазах Пушкина, что и дало ему возможность стать родоначальником но­вой русской литературы.

Знаменательно, что автор «Евгения Онегина» для характеристики современного человека обращается к литературным направлениям и осмысляет исторические перемены через сравнения литературных вкусов читателей разных эпох. В них он находит точные приметы совершающихся метаморфоз.

Мир классицизма - мир неизменных, четких критериев и оценок, твердых представлений о добре и зле, пороке и добродетели, истине и лжи. Главная его категория - иерархия, расставляющая все предметы, проблемы, темы в соответствии с неоспоримой, общепринятой значимостью. Человек эпохи классицизма жил в строго упорядоченном мире, ясно сознавая о место в нем, т.е. обладал тем, в чем будут испытывать недостаток люди эпохи, простирающейся от крушения классицизма наших дней.

В романтизме на место строгих требований и правил явилась свобода, певцом которой был Пушкин, верность ей он сохранил до конца. Но Пушкин ясно видел сопутствующие свободе теневые стороны и их раскрытию посвятил свой роман «Евгений Онегин». Рассказав о вкусах читателей романов, где всегда торжествует добродетель, поэт замечал:

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он.

Одну из важнейших примет наступающей новой эпохи Пушкин увидел в поэтизации порока и зла, чего никогда не было раньше и что свидетельствовало о предельно возможной степени разрушения всяких основ. Перед нами ведь не утвержден иной нормы, а прославление того, что необходимо отвергал порицать, т.е. утверждение неограниченного отрицания. Отрицание обеспечивало развитие как необходимый момент движения, но одновременно, разрушив основы жизни человека, породило трагическое мироощущение личности, лишенной незыблемых ценностей, которое и выразил романтизм. Пушкин ввёл разочарованного героя. «Со времени Пушкина в мире показались какие-то неслыханные прежде жалобы на жизнь. Элегия сменила оду» 1 .

«Жалобы на жизнь», разочарование, равнодушие к жизни охлаждение чувств - все это следствие потери смысла жизни.

Ситуация человека, не знающего смысла своего существова­ния, стала коренной в европейской литературе от Байрона до экзистенциалистов. И в русской литературе в одном ряду с Онегиным, Печориным стоят и Иван Ильич Толстого, и Николай Степанович из «Скучной истории» Чехова, и герои Бунина.

Романтизм выразил разочарование и одновременно безграничной силы порыв к идеалу. Его глубинным импульсом было «стремление к недостижимому, любовь к беспредметному» 1 .

Не может быть удовлетворенного романтика, обретшего гармонию с окружающим миром и с самим собой. Справедливо, что «поэзия древних была поэзией обладания», поэзия романтизма - «это поэзия томления»2.

Но томление и порождает стремление к обладанию нормами, правилами, законами и, наконец, ценностями, придающими смысл жизни.

Обретение смысла жизни было задачей, поставленной романтизмом, требовавшим выйти за его пределы.

Путь от томления, разочарования, равнодушия к обладанию и любви к жизни проходят герои русского романа. Когда мы мысленно обозреваем их последовательность от Евгения Оне­гина до Алеши Карамазова и князя Нехлюдова («Воскресение»), мы отчетливо видим направление процесса.

Пушкин писал о герое «Кавказского пленника», бывшего ро­мантическим предшественником Онегина: «Я в нем хотел изоб­разить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличитель­ными чертами молодежи XIX века»3.

Пушкин, а вместе с ним и русский роман в целом, составляющий стержень русской литературы XIX века, начинает с главного вопроса, с самого глубокого уровня любого мировоззрения - с вопроса о ценности жизни, о ее оправдании. Поте­ря современным человеком смысла жизни очевидно и справед­ливо связывалась романтиками с прогрессом, с историческим развитием Европы. Поэтому излюбленная для романтиков ситуа­ция: разочарованный, цивилизованный герой в среде «дикого», патриархального народа. Пушкин недаром назвал своего пленника «европейцем».

Патриархальные народы - черкесы, цыгане находились на предысторической ступени. Их гармония и непосредственность были несовместимы с развитием. Зато им неведома была болезнь современного человека - равнодушие к жизни, разочарование.

Европейцам выпала другая доля: развитие, история. Дисгармония, которой они подвержены, - источник жизни, обеспечивающий движение на историческом пути.

Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи справедливо назвал героев романтических поэм Пушкина "скитальцами", покинувшими свой дом. Но он, очевидно, был не прав, видя в беспочвенности участь только русского интеллигента. Такова была европейская и, как показала история, мировая судьба.

Интенсивное историческое развитие XIX и особенно XX ве­ка сделало образ романтического скитальца пророческим. Разве герои Кафки или «Посторонний» Камю не родственники по прямой линии Чайльд Гарольду, Алеко, пленнику?

Именно романтическими поэмами и «Евгением Онегиным» была поставлена Пушкиным задача, решением которой занялись его последователи: Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Л. Толстой - поиском смысла жизни в исторически меняющемся мире.

Поэтому в русской литературе, начиная с «Кавказского пленника» и «Цыган», идет непрекращающаяся до сих пор дискуссия о прогрессе и выдвигаются различные концепции истории. Дело, конечно, не в том, что некоторые темы и идеи сохранились на протяжении полутора веков, хотя это тоже показатель единства литературы.

Критика Алеко городской цивилизации, нарушающей гармо­нию человека с природой, звучит совершенно актуально и сейчас. Его слова о «неволе душных городов», где «люди в кучах, за оградой не дышат утренней прохладой», воспринимаются как декларация какой-нибудь партии «зеленых». Вспомним Л. Толстого, его «Люцерн», «Казаков» и, наконец, «Воскресение». «Как ни старались люди, собравшиеся в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались ...» Знаменитое начало «Воскресения», служащее камертоном всему роману, подвергает критике городскую цивилизацию примерно с тех же руссоистских позиций, что поэмы Пушкина.

Затем традиционное противопоставление цивилизации и при­роды, города и деревни вдруг вынырнуло в 60-е годы уже XX века в «деревенской прозе». Ее явление было неожиданно и потому особенно эффектно в силу прочно устоявшегося в общественном сознании предрассудка, рассматривавшего всю русскую литературу XIX века как сплошное прославление прогресса. Все настоящие писатели назывались поэтому у нас прогрессивными. Истина, добро, красота были доступны только прогрессивным художникам. И эпоха безоговорочного господства над умами идеи прогресса в нашей стране закончилась сравнительно недавно, когда исчезло с лица земли «все прогрессивное человечество», исчезло так же незаметно, как и появилось.

Но в действительности русская литература XIX века была не панегириком, а обсуждением, диспутом о прогрессе . В ней был представлен полный диапазон оценок прогресса: от фанатического его восхваления Белинским, Чернышевским, Писаревым до столь же фанатичного его неприятия К. Леонтьевым, между которыми разместились Тургенев, Гончаров, Достоевский, Л. Толстой. Можно сказать, что центральная задача, объединяющая усилия всех писателей, состояла в поисках смысла жизни в связи с прогрессом. Направление поиска было дано Пушкиным, он показал, в какую сторону надо двигаться, явившись создателем «поэзии действительности».

Стоит задуматься, почему и случайно ли русская реалистическая литература началась с романа, носящего имя героя, стоящего во главе ряда «лишних» людей и персонажей, так или иначе соотнесенных с ними: Печорина, Бельтова, Рудина, Обломова, Райского? У Пушкина образ «лишнего человека» - центральный: поэт был им занят большую часть зрелого творчества с 1820 по 1833 год.

Выражение «лишний человек» стало столь привычным и приевшимся всем со школьной скамьи, что его обсуждение кажется совершенно излишним и почти невозможным. Но в привычном, общепринятом нередко содержится, может быть, самое существенное.

Наиболее известные интерпретации образа Онегина, принадлежащие Белинскому и Достоевскому, сейчас представляются узкими. Через призму исторического опыта XX столетия образ пушкинского героя видится символическим. Трагедия человека, не имеющего смысла жизни, стала приметой нового времени . А поскольку суть Онегина заключается в отпадении его от всеобщего, в отсутствии у него Бога и религиозного воззрения на мир, то становится очевидной его связь с героями Л. Толс­того, Достоевского, Чехова, Бунина. То, что казалось чертой десятилетия 30-х годов XIX века, обнаружило свойство периодического возрождения .

Какой-то идеи, придающей прочный смысл жизни на десятилетия, оцененной в литературе как безусловная, не нашлось. Успокаивающий принцип объяснения чередования потерь и обретений смысла жизни изменением общественно-политической ситуации не лишен доли истины, но перед лицом катастроф - войн и революций XX века - приходится признать его явную недостаточность.

Казалось бы, у Толстого и Достоевского нашелся убедительный ответ пессимизму, неверию и равнодушию к жизни. Но после Пьера Безухова, Андрея Болконского, Алеши Карамазова явился Иван Ильич («Смерть Ивана Ильича») и Николай Степанович из «Скучной истории».

Пушкин проблему ставит в локальном, национально-историческом аспекте и в глобальном, мировом. Но традиционно во многом благодаря Белинскому у нас сложилась прочная традиция понимания «Онегина» в контексте преддекабристской эпохи.

Белинский в качестве глашатая нового реалистического миропонимания довел до предела идею историзма «Евгения Оне­гина», объявив устаревшим содержание романа, считая это «величайшим достоинством».

Критик рассматривал «Евгения Онегина» только в контексте текущего времени, фиксируя изменения, происходящие в пределах десятилетия. Будучи фанатиком прогресса, Белинский был совершенно убежден, что все идет к лучшему и история есть поступательное движение, где каждая последующая эпоха превос­ходит предыдущую в интеллектуальном и духовном развитии.

Поэтому он не обратил, да, видимо, и не мог обратить внимание на мысли и наблюдения Пушкина, носящие общий характер. Отличительной чертой эпохи поэт считал эгоизм, присущий не только великосветскому прожигателю жизни:

Все предрассудки истребя,

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы,

Для нас орудие одно,

Нам чувство дико и смешно.

Пушкин недаром прибегает к обороту «мы все». «Эгоизм - наше законное божество, ибо мы свергнули старые кумиры и еще не уверовали в новые»1. Именно так «эгоизм - законное» явление. Здесь значение слова эгоизм несколько отличается от повседневного. Оно выражает мысль об отсутствии вне человека предмета достойного поклонения. И Пушкин говорит о том же, о потере религии его современниками: «Все предрассудки истребя» . Религию в качестве предрассудка отрицала философия Просвещения, бывшая последним словом мудрости. Характерно, что страдающий от скуки Онегин ищет спасения в чтении, путешествиях, но только не в религии, он даже не вспоминает о ней, и среди книг, которые он читает, не было Библии. Кажется, что дорога к христианским истинам закрыта для Онегина абсолютно. Декабристы упрекали Пушкина за выбор для романа такого заурядного, по их мнению, героя, как Онегин. Но автора «Евгения Онегина» интересовали не героические личности, а характерные, репрезентативные или, попросту говоря, типичные. Он стремился прежде всего постигнуть дух своего времени. Безверие оказалось характерной чертой не толь­ко 30-х годов XIX столетия, но всего XIX века, что подтвердило правоту и точность его выбора.

Онегин после короткой и бурной светской жизни, пресытившийся и разочарованный, стал читать книги, которые большей частью его не удовлетворяли. А в тех, которые «он из опалы исключил», он нашел, по существу, оправдание своего мрачного скепсиса, неверия и скуки. Из всего, что он читал, ему оказались близки только произведения Байрона:

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно.

Онегин сам современный человек. У него в кабинете вмес­то религиозных символов присутствуют совсем иные: Байрон и Наполеон, вместо распятого на кресте Спасителя - полководец:

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

А Байрон и Наполеон были властителями дум, по определению Пушкина. Они в романе представлены символами эгоизма, двух его вариантов. Английский поэт был певцом «унылого эгоизма», французский император - воплощением стремления к власти и славе, обожествлению своего «я».

Ничего другого эпоха не могла предложить Онегину. Так русский реализм начался с исследования индивидуализма, продолженного Лермонтовым в «Герое нашего времени».

Хандра Онегина - «это недуг, которого причину давно бы отыскать пора». Собственно, этим и занят Пушкин в романе, в чем и состоит одна из черт реализма как объясняющего искусства. Литература обратилась к действительности, к тому, что окружает человека, рядом с ним, в отличие от романтизма, устремленного к необыкновенному, экзотическому. Из всех черт реализма устремленность к обыкновенному оказалась наиболее глубинным и долговечным импульсом. Можно сказать, что идея обыкновенного была движущей силой развития русской литературы от Пушкина до Бунина и Набокова.

Классицизм был строго иерархическим искусством иерархического общества, где достоинства человека определялись по его положению в государстве. Идеал классицизма, по существу, был языческим .

Романтизм был борьбой с классицистическим пониманием человека: « Мир тридцать лет сражался и истекал кровью. Аристократизм, унижающий человеческое достоинство, должен быть отброшен - борьба начиналась с этого»1.

Но романтизм сам породил новое неравенство в отношении к человеку и действительности, в частности отдал предпочтение редкому, экзотическому, необыкновенному. Для реализма не стало запретных тем, для него не существовало деления действительности на сферы, достойные и не достойные изображения в литературе.

Это движение к всеохватности началось еще с романтизма и шло с исключительной интенсивностью. В начале века утверждение Карамзина, что крестьянин тоже человек, воспринималось как поразительное открытие. Пушкин первый стал вводить в литературу героев из низших сословий серьезно, без экзотики и сентиментального умиления. « Станционный смотритель», «Гробовщик», «Капитанская дочка», затем Гоголь с его знаменитым « маленьким человеком » - таковы главные вехи преодоления социальных границ в изображении человека в русской литературе. Натуральная школа с ее характерным жанром физиологического очерка порождена этим вниманием к героям всех сословий, профессий, занятий. В дальнейшем почти каждого русского писателя хвалили за то, что он рисует обыкновенных людей и простую, повседневную жизнь.

Нам представляется, что от Карамзина до Бунина с его программным: «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле » - идет одна непрерывная линия развития . Но решающий шаг сделан Пушкиным. В «Евгении Онегине» он рассказал, как изменились его взгляды:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордый девы идеал,

И безымянные страданья.

Здесь в четырех строчках мы находим отличительные черты романтического мироощущения: экзотику (море, пустыня, груды скал) и стремление к недостижимому: нельзя изжить страдания, не имеющие причины («безымянные»), как и достичь идеала.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

Эти стихи Пушкина стали символом веры новой литерату­ры . С.М. Бонди писал, что еще не разъяснено наукой, с помощью какого чуда Пушкину удалось обыкновенные вещи, самую прозаическую действительность показать как прекрасную, и почему, если воспользоваться словами ученого, читателю «становится милым, дорогим то, мимо чего они раньше проходили равнодушно»1.

Показательно, что только в реализме о красоте возникают вопросы «как?» и «почему?», а суть прекрасного в романтизме и классицизме очевидны.

Понятно, что героизм, воспетый поэтом-клссицистом, прекрасен, как и титаническая, необыкновенная личность или яркий, экзотический пейзаж в романтизме. Но «калитка, сломан­ный забор»! В чем их обаяние, к каким глубинным чувствам они обращаются в нас?

Их красота выражает идею значимости каждой человеческой жизни, поверх всех возможных норм, систем и ценностей, всегда носящих временный и частичный характер. Красота обыкновенного в реализме - это признание непознаваемой бесконечной сущности человека.

Из всех свойств реализма она оказалась самым долговременным. Ее можно встретить и у писателей, которые во многом отошли от традиций реализма, как, к примеру, у Бунина и Набокова .

Устами своей героини из «лирического» рассказа «Неизвестный друг» Бунин утверждал: «В сущности, все в мире прелестно, даже вот этот абажур на лампе...»

Более того, именно «обыкновенности» принадлежало решающее слово в споре различных концепций человека и действительности.

Но, как известно, реализму был присущ комплекс свойств и идей. Он был объясняющим на исторической основе искусством. Сама по себе эта установка на исследование действительности в искусстве, вопреки общему убеждению, совсем не очевидна и может быть совершенно уникальна. Ее обязательная предпосылка в том, что действительность нам неизвестна, по­этому ее нужно постичь. Ведь классицизм не познавал дейст­вительность, потому что она была ему известна. Имеется в ви­ду, разумеется, духовная реальность норм, идеалов, правил.

Требование изображения обыкновенного человека сложно вза­имодействовало с установкой на историческое объяснение дей­ствительности. На место героя высоких нравственных качеств пришел репрезентативный герой, представляющий социальную группу, сословия, эпоху, идею. В сравнении с героями класси­цизма и романтизма он воспринимался как обыкновенный, но по отношению к героям последующей литературной эпохи - как необыкновенный человек. Декабристы упрекали Пушкина за ничтожность характера Онегина. Но рядом с героями Чехо­ва он представляется стоящим на пьедестале. В сущности, в категории «обыкновенности» заключалось отрицание

Тема: Устное сочинение-описание по картине Ф. Рокотова «Портрет А.П. Струйской».

Цель: развивать устную речь учащихся, учить устно описывать портрет человека.

Оборудование:

Ход урока.


  1. Слово учителя.
Рассмотрите «Портрет А. П. Струйской», автором которого яв­ляется художник Ф. Рокотов (см. цветную вклейку).

2. Просмотр презентации.

Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет». Какую деталь в портрете Струйской выделяет поэт? Какие выразительные языковые средства он использует для ее характеристики? Най­дите предложения с обращениями и обособленными членами. Объ­ясните постановку знаков препинания в них.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

3. Опишите (уст­но) ваше впечатление от портрета Ф. Рокотова, используя слово­сочетания: выдающийся художник-портретист, галерея портре­тов, отражать внутренний мир, выразительные детали, колорит картины.
Домашнее задание: комплексный анализ текста.

Тема: Способы сжатого изложения текста (тезисы, конспект).

Цель: научить слушать содержание текста, уметь выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Подготовиться к сжатому изложению.

Оборудование: презентация, проектор, экран, компьютер.

Ход урока.

1. Работа с новым материалом.

Известны три способа компрессии текста:

Исключение подробностей, деталей (удаление):

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - меди­циной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. - Чем бы современный школьник ни занимал­ся в будущем, он может и должен представить себя за ком­пьютером;

Обобщение конкретных, единичных явлений (объединение): Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II , шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за доч­кой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. - Оскар, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету;

Сочетание исключения и обобщения (замена):

В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением ново­го искусства. - Иностранные газеты назвали...

Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленно­сти учащихся.

Известны следующие приемы сжатия материала:

Сокращение отдельных членов предложения, некоторых одно­родных членов предложения;

Образование сложного предложения путем слияния двух смеж­ных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

Сокращение сложного предложения за счет менее существен­ной части;

Разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

Перевод прямой речи в косвенную;

Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Выделяют следующие требования к сжатому изложению:

Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каж­дой смысловой части;

Использование по возможности грамматических форм, отлич­ных от предъявленных для восприятия;

Установление смысловой связи между предложениями;

Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Результаты диагностических работ показывают, что учащиеся не могут сжато пересказать текст на письме, подменяя его конспекти­рованием или отрывочным изложением. Чтобы этого избежать, необходимо научиться понимать текст, разграничивать главную информацию от второстепенной.

Перечислим некоторые вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации:

Прочитайте предложения (текст) и подчеркните в них главную информацию.

Какие предложения, перестроив, можно соединить?

Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микро­тему каждого из них.

Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.

Упростите выражение, заменив его синонимом.

Запишите предложение(я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали.

Определите и запишите основную проблему текста.

Сравните два текста (один - подробный, второй - сжатый вари­ант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?

2. Закрепление материала.

Упражнение 1

1. Прочитайте отрывок из интервью самобытного писателя Бори­са Петровича Екимова, отметившего недавно 75-летний юбилей. Подчеркните (выделите) главную информацию текста.

Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево - мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, - преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замеча­тельная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, род­никовой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязательно молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и чело­веческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожале­нию, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...

Запись должна выглядеть следующим образом: Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дере­во - мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, - прехо­дяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязатель­но молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и человеческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...

2. Превратите выделенную информацию в целый текст, тогда у вас получится сжатое изложение.

Вся настоящая литература о жизни человеческой, поэтому писа­тель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, - преходяща.

Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь, в которой много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? К сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...

Упражнение 2

1. Прочитайте текст известного исследователя жизни и творче­ства Н.Гоголя Игоря Золотусского.

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только вре­менным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоро­нен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там писались «Мертвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя - это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

2. Объясните членение текста на абзацы.

(В этом тексте 2 микротемы, которые раскрыты в разных абза­цах.)

3. Назовите микротемы текста.

(1. Города и поселки, без которых нельзя представить Н.В.Гоголя. 2. Особенность мира Гоголя: не только внутренний мир, но и живые черты тех мест, которые помнят писателя.)

4. Подчеркните главную информацию. Запись может выглядеть следующим образом:

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя предста­вить без Васильевки, без Диканьки. Сорочинец, без Петербур­га, где он стал писателем, Рима. Москвы. В Сорочинцах он родил­ся, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там писались «Мертвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя - это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые пом­нят его.

5. Будут ли являться слова путник и странник синонимами? Ответ обоснуйте.

Путник - тот, кто совершает далекий путь пешком.

Странник (устар.) - 1. Странствующий человек (обычно без­домный или гонимый). 2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец // Толковый словарь С.И.Ожегова.

6. Можно ли опустить некоторые факты, чтобы написать сжатое изложение данного текста?

(Текст И.Золотусского представляет собой лаконичное повество­вание. Почти все факты значимы для раскрытия проблемы текста, поэтому целесообразно подробно его пересказать.)

Домашнее задание: теория, комплексный анализ текста.

Тема: Сжатое изложение (2 часа).

Цель: закрепитьумение выделять в тексте микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, развивать письменную речь учащихся.

Ход урока 1.

1. Прослушайте текст.
Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влия­нию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чув­ствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Учёные считают, что именно ради такой самореализации человек и живёт. Его не устраивает и не может устроить су­ществование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование ис­тинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремлённость в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности - востребованными другими людьми, обще­ством.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие за­датки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни - это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, лично­стью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружаю­щим.

(По ГА. Маслову)
2. Выделите из каждого абзаца микротемы.


Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Выбор жизненного пути имеет первостепенное зна­чение для судьбы человека. Об этом выборе человек за­думывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свою личность.

2

Человек живёт ради самореализации, а потому ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит ис­тинным смыслом его существование, будет полезно об­ществу.

3

Поиски смысла жизни - это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека.

4

Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью.

3. Чтение текста второй раз.

4. Напишите сжатое изложение.

Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом .

Помните, что при написании сжатого изложения следует за­менять конкретное и отдельное обобщающим, а также исклю­чать несущественное.

Объём изложения - не менее 90 слов.

Пишите изложение в соответствии с логикой и замыслом автора.

Ход урока 2.


  1. Чтение и редактирование изложений.

  2. Написание на чистовик.

Тема: Разноаспектный анализ текста.

Цель: выявить пробелы в знаниях учащихся.

Ход урока.

1. Прочтите текст и выполните задания А1-А7, В1 -В14.

(1)Когда Серёжка задумывается, - кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

«(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? - философствует он в такие ми­нуты. - (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тя­нет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... ^По­чему я такой, что сам себя не могу понять?» (7)И Серёжка спрашивает отца:

- (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

(9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в ав­тостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удо­вольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(П)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»

(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, при­нести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..

- (17)0 чём ты думаешь? - спрашивает отец, прервав свой рассказ.

- (18)Пап, а собака - умное существо? (19)0на понимает, что ей говоришь?

- (20)По-моему, понимает.

- (21)А как понять человеку, что она чувствует?

- (22)Наверное, надо научить её говорить, - шутит отец.

- (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.

- (24)Ну, как знаешь, - отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?

- (26)А ветеринар - неплохая специальность! - кричит за стенкой отец.

(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и ре­шат... (30)А тут важно не ошибиться.

(По Е. Велтистову)

К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведи­те кружком.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему, когда Серёжка задумывается о выбо­ре будущей профессии, он ни на чём не может остановиться»?

1) Серёжка - человек капризный, поэтому ему ничего не нравится.

2) Серёжку многое интересует, и ему трудно сделать оконча­тельный выбор.

3) Серёжка ничего не знает о тех профессиях, из которых должен выбрать одну.

4) Серёжка рассчитывает на то, что родители сделают этот выбор за него.
А2. Почему Серёжка считает, что «раньше всё было просто»!

1) Прошлое он представляет себе по рассказам взрослых лю­дей, давно определивших свой жизненный путь.

2) Серёжка относится к- минувшему пренебрежительно и считает как близкое, так и отдалённое прошлое примитивным.

3) Прошлое вообще не вызывает интереса у Серёжки, и он невнимательно слушает рассказы отца о его молодых годах.

4) Серёжка относится поверхностно ко всему, что -прямо не касается его самого, в том числе и к прошлому.
A3. Как характеризует героя информация, заключённая в пред­ложениях 14-16?

1) Серёжка - человек безответственный, собиравшийся взять домой собаку без согласия родителей.

2) Серёжка склонен к сентиментальности, он любит вспоми­нать трогательные моменты своей жизни.

3) Серёжка - человек нерешительный и слабохарактерный, и поэтому его легко подтолкнуть к поступку, который противо­речит его правилам.

4) Серёжка добр и отзывчив, он способен протянуть руку помощи существу, попавшему в трудное положение.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «разгадывать» (предложение 5).

1) искать решение

2) расшифровывать

3) выяснять

4) предсказывать будущее

А5. Какое предложение текста противопоставлено по содер­жанию предложению 12: «Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться»?

1) 23 2) 3 3) 6 4) 26
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Поче­му автор называет героя не Сергеем, не Серёгой, а Серёжкой?» Такая форма имени говорит о том, что...

3) герой произведения - школьник, подросток.

4) окружающие не принимают героя всерьёз.
А7. Прочитайте предложения 11-13. Какое средство речевой вы­разительности использовано автором в одном из этих предложений?

2) однокоренные слова

3) олицетворение

4) сравнение
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово ЗДОРОВЕННЫЕ из предложения 9 сино­нимичным словосочетанием, не имеющим стилистической окра­ски (стилистически нейтральным). Напишите это словосочетание.

В2. Из предложения 26 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

В3.Из предложений 5-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

_____________________________________________________________________________________________

В4. Из предложений 24-25 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы.

_____________________________________________________________________________________________

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Нет(1) не обиделся. Но(2) к сожалению(3) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно(4) а они и решат...

_____________________________________________________________________________________________

В6. Замените словосочетание СКИФСКИЕ КУРГАНЫ (пред­ложение 5), построенное на основе согласования, синонимич­ным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­чившееся словосочетание.

_____________________________________________________________________________________________

В7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

_____________________________________________________________________________________________

В8.Среди предложений 21-25 найдите предложение с од­нородными членами. Напишите номер этого предложения.

_____________________________________________________________________________________________

В9. Среди предложений 14-17 найдите предложение с обо­собленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

_____________________________________________________________________________________________

В10. Укажите количество грамматических основ в предложе­нии 3.

_____________________________________________________________________________________________

Ответы:


Al

2

A2

1

A3

4

A4

2

A5

3

A6

3

A7

4

Bl

очень большие

B2

ветеринар

B3

раскапывать; разгадывать

B4

обиделся

B5

2,3

B6

курганы скифов

B7

всё было просто

B8

24

B9

16

B10

2

Домашнее задание: По выбору учащихся. 1) Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны за­пятые?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Е. Велтистова.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, ил­люстрирующие разные функции запятых.

2). Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл последних слов текста: «А тут важно не оши­биться».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текс­та, подтверждающих ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.