Тьюторство в образовании - это что такое? Описание. Тьютор (tutor) — профессия будущего

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тьюторское сопровождение инновационного развития образовательных учреждений

А тьютор – кто? Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

А тьютор – кто? Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

А тьютор – кто? Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

А тьютор – кто? Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат) Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы Психолог работает с развитием психических процессов Учитель Задает нормы: содержание, маршрут, темп работы

Направления тьюторства в Российском образовании: Дистанционное обучение; Психологическая служба – коучинг; Консультационная работа; Тьюторство в школе: в начальной, старшей, средней, высшей; Тьюторство в системе повышения квалификации.

Подходы к тьюторству: Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов; Средняя школа: проект, исследование, спонтанное творчество; Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной школе; Дополнительное образование.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии открытого образования в работе тьютора Дебаты Критическое мышление Портфолио Социально-культурные технологии Образовательные путешествия Проектная и исследовательская деятельность Кейс-стади

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

Меняется мир непрерывно и спешно Меняется всё – от концепций до слов И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов! Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

За последние десять лет многократно увеличилось количество публикаций по тьюторству. В подобной ситуации отношение к проблеме традиционно имеет тройственный характер: «тьюторство - это полная ерунда», «в тьюторстве что-то есть» и «кто же не знает, что такое тьюторство»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

  • Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
  • Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
  • Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
  • Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Основные направления тьюторства в Российском образовании: (на слайде)

  • Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников, на индивидуальной образовательной программе в начальной школе.
  • Тьюторство в подростковой школе основывается на технологиях аналитической и проектной работы, на школе индивидуализации образования, на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
  • Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника, на организации для формирования образа будущего как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старшеклассников, на тьюторском сопровождении как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии тьюторского сопровождения - технологии, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).

Но в арсенале тьютора должен быть целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.


Преподаватель кафедры ООТ

Тьютор как новая профессия в образовании

В современной российской школе появилась новая должность и соответственно новая педагогическая позиция – тьютор.

Заметим, что понятия «тьютор» и «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле новыми для достаточно большой части педагогического сообщества. С 1996 года в Томске проводятся Межрегиональные научные тьюторские конференции, по материалам которых выпущены сборники научных докладов и методических разработок. В сфере дистанционного образования взрослых и профессионального повышения квалификации тьюториалам и индивидуальным тьюторским занятиям отведена большая часть учебного времени. В прессе, освещающей заказы на образовательные услуги, достаточно часто встречаются упоминания о гувернерах-тьюторах в качестве индивидуальных репетиторов.

С 2002 года на кафедре открытых образовательных технологий Московского института открытого образования открыты курсы повышения квалификации, на которых учителя знакомятся с понятием «тьютор» и осваивают различные виды деятельности , характерные для этой специальности. В 2010 на кафедре открыты курсы профессиональной переподготовки педагогических кадров по специальности «тьютор в сфере образования».

«Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология слова «тьютор» - tutor (от латинского глагола tueor - «смотреть», «надзирать») связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж». От его варианта с приставкой «inturor» произошло слово «интуиция».

В чем базовая принципиальная особенность образования, сердцевиной которого является тьюторство?

Тьюторство – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия обучающегося. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы . Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанное с этим понятием индивидуализация образования.

Итак, тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (, д. п.н., профессор МПГУ, президент тьюторской ассоциации в России.)

Исходя из данного определения, принцип индивидуализации лежит в основе тьюторской работы. Однако зачастую и в теории, и на практике происходит путаница хорошо известного и достаточно разработанного принципа «индивидуального подхода» и рассматриваемого «процесса индивидуализации», а вслед за ней очевидная подмена смыслов, которая ведет к искажению целей и результатов педагогической деятельности.

Рассмотрим каждое из понятий с точки зрения трех составляющих: субъекта обучения - учащегося, средств обучения – методов и приемов и знания, то есть содержания образования. На необходимость и в каком-то смысле обреченность индивидуального подхода в обучении указывал еще в «Великой дидактике». Уже тогда знаменитый пансофик продемонстрировал глубокое понимание того, что все люди – разные. А поскольку цель всеобщего обучения формулировалась как «обучить всех – всему», то есть каждого словно подтянуть, «подтащить» к единому знанию, то эту «разность» нужно преодолеть, нивелировать с помощью специально подобранных средств – методов обучения.

Исторически обоснованная иллюзия о том, что «всех всему» обучить в принципе можно, что видимый и доступный мир познаваем, а сумма знаний постоянна и неизменяема, постепенно развеивается. Однако общая схема индивидуального подхода (выросшая из данного принципа) остается неизменной. Учащиеся «разные», так как у каждого собственный ведущий тип восприятий, но научить необходимо всех одному и тому же. Итак, содержание общее, учитель выбирает адекватные методы и средства, подходы к обучению в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.

Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый из обучающихся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него является более необходимым. Цель педагога - помочь каждому определить собственный путь к области знания, нужной для него. С каждым обучающимся «по-разному двигаться к разным областям знания». Особенно актуален этот тезис в контексте профильной школы. Каким образом и в каком объеме должна преподаваться математика в гуманитарных классах, в классах естественно-научного профиля, физико-математического? А если учащийся считает для себя, для своего будущего равно важными занятия по математике, истории архитектуры и музыки, какова должна быть особенность его образовательной траектории? Учет и соблюдение принципа индивидуализации предполагает построение наряду с классно-урочной системой (в свете максимального использования и развития ее возможностей) педагогики открытого образования.

Открытость как специфическое качество системы образования в данном контексте понимается в качестве организационно-педагогического условия. Речь идет о предоставлении возможности самостоятельного выстраивания учащимся своей образовательной программы. Отметим, что открытость отличается от вариативности . Принцип вариативности развивает культуру выбора из готовых, предложенных кем-то вариантов: кружков в дополнительном образовании , факультативов и элективных курсов. Вариативность - принцип выстраивания учебного плана (как компонента программы).

Открытость – образовательной программы. В перспективе открытости весь окружающий мир для ребенка начинает обладать образовательным потенциалом. Ученик сам реализует познавательный интерес, выбирает желаемое из многообразия всего, что для него на данный момент существует. Самостоятельно – отнюдь не значит стихийно и бесконтрольно. Тьютор оказывает тщательно спланированное и организованное сопровождение. Тьютор учит искать эффективные ходы, задавать грамотные вопросы, а главное, осмысливать полученный опыт, его успешность или ограниченность, уязвимость. Задача наставника-тьютора - научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить задачи собственного развития, намечать перспективы роста.

Очевидно, что такая деятельность не может быть осуществлена в массовом порядке в пространстве школьного урока. Принцип открытости реализуется в преодолении школьного контекста, размывании школьных рамок, внешних границ. Изменение такого обыденного мыслительного стереотипа, согласно которому обучение – это то, что происходит в школе, регламентируется установленными учебниками, календарно-тематическими планами , школьными звонками. Открытость в образовании осуществляется в максимальном использовании образовательных ресурсов. Совместно с тьютором учащийся планирует и осуществляет индивидуальные исследовательские работы, участвует в групповой исследовательской деятельности . Реализует личные и коллективные проекты, анализирует опыт игровой деятельности. Традиционные уроки в этом случае получают иное освещение и наполнение для учащегося. Во-первых, он приходит туда со значимым для него вопросом, который сформулирован в ходе тьюторской встречи (вопрос может касаться как предметного материала, так и способа организации занятий, взаимодействия с другими учениками, учителем). Во-вторых, любое событие на уроке, которое произведет впечатление на ученика, будет непременно зафиксировано и осмыслено с помощью тьютора. Возможно, ретроспективно наполнено иным содержанием.

Например, учащийся 8-го класса, анализируя во время тьюторского часа наиболее неудачный, с его точки зрения, урок, обратил внимание на то, что неуспех связан с его неумением быстро и разборчиво вести записи. Был сформулирован рабочий вопрос: «Какие существуют эффективные способы ведения конспекта?». Согласно базовой тьюторской технологии (ведущий инструмент – вопрос: «А как ты думаешь, где можно найти ответ?») учащийся составил карту предполагаемого поиска и запланировал миниисследование. Это было открытое интервью с одноклассниками, родителями, педагогами, а также с помощью тьютора была организована встреча со значимым для учащегося человеком, чье мнение и профессиональные навыки он считал безупречными. По результатам опросов был составлен личный план развития – «Мое золотое перо». Далее работа велась в двух направлениях: регулярное совершенствование моторных навыков письма и следующий виток исследования: сравнительный анализ обучения чистописанию в школах разных стран. Особенно привлекло учащегося иероглифическое письмо в современных Китае и Японии. В качестве прикладного проекта им были разработаны упражнения на основе восточной каллиграфии, цель которых «привести ум в порядок, дать ощущение легкости кисти руки».

Если функция учителя – передача знаний, воспитателя – формирование нравственных ценностей и норм, то тьютор осуществляет особый тип гуманитарного педагогического сопровождения – тьюторского сопровождения . Это сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Понятие тьюторского сопровождения находится в ряду понятий «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение», однако имеет существенный отличительный признак.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус направлен на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются с тьютором.

Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа. Например, учащийся идет в поход. Педагогическое сопровождение: четкий инструктаж, список необходимых предметов, знакомство с предстоящим маршрутом, распределение должностей и обязанностей, возможно, совместное планирование досуга и т. д.

Педагог-тьютор задаст вопрос: «Как ты думаешь, где (и когда) можно узнать о том, как подготовиться к походу?». И на основании уже имеющегося опыта поможет составить карту предстоящего поиска. Пообщаться с бывалыми туристами? Какие вопросы задать? Как поступить с полученной информацией? Всему ли следует безоговорочно доверять? Почитать готовые инструкции и советы? Как искать и работать с источниками? Совершить пробную «вылазку»? Сымитировать, проиграть предстоящий поход? Тьютор поможет спланировать подобный способ действий. А каким ты видишь активный отдых? Был ли у тебя подобный опыт? А чем для тебя экскурсия отличается от путешествия? Можно ли превратить самую скучную экскурсию в увлекательное действо?

Педагог-тьютор старается использовать практически любую ситуацию в качестве образовательного ресурса.

В осуществлении тьюторского сопровождения соблюдается ряд принципов .

В первую очередь следует отметить принцип модульности . Модуль понимается как завершенный цикл деятельности обучающихся. В соответствии с представлениями ряда исследователей (например, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых образовательных модуля: исследовательский (его еще называют знаковым, научным), коммуникативный (в центре внимания – общение), игровой (или ролевой – в котором знания получаются через живое действие).

Формы работы в научном модуле: от простых и привычных в школьной жизни, однако вызывающих затруднения, до освоения технологии учебного исследования. От культуры составления доклада, сообщения, реферата, конспекта, анализа материала в учебных пособиях , составления библиографии и т. п. до прохождения полного алгоритма исследования с формулированием проблемы, выделением объекта и предмета исследования, выдвижением гипотезы, методов и приемов, планирования работы, анализ и публичная защита полученных результатов т. д.

Осваивая коммуникативный модуль, учащийся учит задавать вопросы, брать интервью, участвовать в групповых дискуссиях, круглых столах , конференциях.

Богатейший образовательный опыт несомненно можно приобрести, проигрывая вымышленные ситуации в деловой или ролевой игре, тренинге, на театральной сцене.

Задача тьютора – «провести» обучающегося через разные способы работы. Осмыслить успехи и неудачи. Путем анализа пройденного пути прояснить индивидуальный «образовательный профиль». Собственные предпочтения и попутно сформируются навыки работы в каждом модуле.

Следующий принцип – гибкость. Это проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, неизменная поддержка инициативы в выборе способов деятельности.

Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.

Учет принципа индивидуализации позволяет ориентироваться на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность.

Открытость реализуется в создании условий для управления учащимся собственной познавательной и образовательной деятельностью .

Схему полного тьюторского действия можно представить, используя три измерения, например, отложив их на трех осях: ось X, ось Y, и ось Z.

Позиция педагога, осуществляющего тьюторское сопровождение, состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут, во-первых, удовлетворить стихийно возникший познавательный интерес, во-вторых, сформировать особый комплекс умений – культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.

Ось X – представляет собой шкалу так называемого инфраструктурного расширения. Это направление тьюторского сопровождения связано с расширением «образовательной географии»: учащийся в беседе с тьютором узнает о тех местах в социуме, где он может чему-либо научиться. Встречи, спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары и конференции и т. п. Чрезвычайно важно: педагог-тьютор не предоставляет готовые перечни, варианты учебных занятий, а рисует карту вместе с ребенком, опираясь на актуальный на данном этапе уровень осведомленности. Случается, что источник информации находится совсем рядом и фактически доступен ребенку, однако тот даже не догадывается о его существовании либо не умеет воспользоваться такого рода услугами. Библиотека на соседней улице, в которой проходят научные и деловые встречи; факультатив либо элективный курс в другой школе, или классе, занятия в студии, семинары, куда можно прийти вольным слушателем.

Тьютор несомненно раздвигает границы, работая в зоне ближайшего развития. Однако в строгом соответствии с принципами тьюторского сопровождения темп, маршрут и характер движения задается обучающимся. Задача тьютора на этом уровне работы – так организовать общение с ребенком, чтобы проявить, сделать очевидным образовательный потенциал, плавно переведя его в доступный для работы ресурс. Разумеется, профессионал тьютор сам должен обладать полнотой информации, постоянно обновляя собственный инфраструктурный «ареал».

Например, учащийся заинтересовался научными разработками на стыке биологии и химии, тьютор помог выбрать подготовительные курсы в вузе и спланировал посещение конференции проектных исследований студентов 3-4 курсов, открытую лекцию по нанотехнологии, помог оформить подписку на тематическую рассылку (новости научного мира).

Ось Y отмечает продвижение в границах учебного предмета. Проникновение учащегося в разные области знаний. Задача тьютора – ввести юного исследователя в культурную традицию. Познакомить с типами специализаций в выбранной области. Например, Московская и Санкт-Петербургская лингвистическая школы, их отличие. В перспективе сопровождение познавательного интереса учащегося, его расширение и углубление, предельно раздвигает, расширяет предметные рамки.

Ось Z измеряет работу в антропологическом русле. Это объясняется осознанием, насколько важно понимать себя, свои силы, знать границы своих возможностей. Допустим, учащийся планирует стать врачом. Продолжить династию. Задача тьютора – так построить совместную работу, чтобы ребенку стало ясно, с какими трудностями (боязнь крови, физические нагрузки, сложный режим, общение с людьми) придется столкнуться и на какие собственные качества можно опереться, какой личный опыт использовать.

Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла – взаимосвязанных этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический . Каждый из этапов имеет свою специфику и способы работы педагога и учащегося.

На первом этапе происходит встреча тьютора с подопечным, выяснение образовательной ситуации. На данной начальной ступени особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности. Демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики – педагогические. Разработаны специальные тьюторские методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, измерение имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса. Учащийся готовит «Представление» выбранного интереса, рассказ о себе, историю возникновения интереса. В целом работа на данном этапе направлена на развитие и стимулирование мотивации образовательной деятельности.

Следующий шаг – проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется так называемая «карта» интереса. Собирается тематический портфолио, посвященный данной теме. Тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Задача тьютора – поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.

Третий этап - собственно реализация образовательного поиска и представление найденных сведений, полученных результатов. Защита-представление организуется разными способами: от устного 3-х минутного сообщения во время тьюториала (занятия в минигруппе, не более 15 учеников), классного часа , урока (тьютор поможет договориться с учителем-предметником) до специально оформленной презентации в период Конференции учебно-исследовательских и проектных работ, творческих фестивалей и т. п. Тьютор не вмешивается, оказывает консультации «по требованию».

Аналитический (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлектировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Удачно ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность выбранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски.

На отдельной встрече организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов - презентации. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи выступления. Тьютор совместно с подопечным разрабатывают критерии удачного выступления, структуры анализа(устного и графического). Завершает цикл – планирование будущего поиска, фиксация пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие. Базовая технология – индивидуальная встреча, консультация. Используется групповая работа, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), технология модерации, тьюторское сопровождение познавательных интересов, проектной и исследовательской деятельности, целенаправленная работа с процессом самообразования подростков. В качестве отдельных технологий в групповой работе активно используются образовательный туризм («клуб образовательных путешествий») и тьюторское сопровождение коллективной творческой деятельности в сфере дополнительного образования.

Результаты, «материальные следы» совместной работы учащегося с тьютором фиксируются и сохраняются в портфолио – специально структурированной папке. Тьюторский портфолио, который ведется учащимся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя его, видоизменяясь и помогая отслеживать этапы образовательного пути, является инструментом самооценки.

Педагог-тьютор организует сбор и анализ портфолио учащимся и одновременно ведет собственный портфолио, фиксирующий применяемые педагогические стратегии и их эффективность.

Литература

1. Ковалева сопровождение как управленческая технология. - Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов. – М.:АПКиПРО,2002.-с.69.

2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Специализированный учебный курс/, Теслинов А. Г, и др. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций..-Томск, 2005.

4. Школа персонального образования. Руководство для управленцев в сфере образования, педагогов, родителей. – М.: Институт учебника «Пайдейя», -2003.

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме.



Одно из распространенных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой - нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию.

Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придётся не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы». Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую . Исходя из вышесказанного, введение принципа индивидуализации образования, является более чем актуальным вопросом современности. Поэтому сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Возникновение тьюторства

Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк - знаменитый английский педагог, живший в XVII в. - указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора - развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование - это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора - не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Трактовки тьюторства в современном образовании

Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор - лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача - быть знающим наставником своих воспитанников .

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство .

1. Тьюторство - поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство - сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство - фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

Основные виды тьюторства в высшем образовании

В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса - самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов.

Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.

«Тьютор-стажёр» . Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить университетское пространство.

«Академический тьютор» - магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно модульной системы обучения.

«Тьютор-наставник» - прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, возможно, имеющий учёную степень. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

«Тьютор-супервизор» - профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.

Перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании

Тьютор - это педагог, однако особый педагог, цель которого заключается в помощи студенту научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он стремиться направить своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно.

Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определённым целям и задачам.

Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «…профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП».

Так как образовательные потребности студентов разнообразны в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.

Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся…

Помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы;

Помощь в адаптации первокурсников (абитуриентов) к новой учебной среде;

Помощь в организации самостоятельной работы;

Помощь при усвоении общих и профессиональных компетенций;

Контроль учебных проектов, исследований, участия в олимпиадах;

Контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;

Помощь в подготовке дипломной работы.

Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций .

Выводы

Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании.

Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства, поможет решить данную задачу.

Использованные источники
1. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. С. 38.
2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы. - 2001. - 107 с.
3. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. - 2013. - Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.

Случайные материалы:

Кто такой тьютор? Что это за профессия, из какой она области и зачем она нужна? Чем занимается тьютор?

Первая мысль, которая приходит в голову — очередная новомодная профессия, о которой в нашей стране ничего не слышали. Если о ней раньше ничего не слышали, нужна ли она вообще?

Тьютор — это личный наставник или куратор школьника, студента, новичка на предприятии. Сегодня тьюторы появляются во многих московских школах, внедряясь в систему нашего образования со школьного звена. У нас на таких специалистов родители смотрят с недоверием, а вот за рубежом, в Америке или Англии, эта профессия широко распространена.

Кто такой тьютор расскажет это короткое видео:

Нельзя сравнивать тьютора с учителем, так как цели их работы тоже различны. Наставник основной целью ставит индивидуальное обучение ребенка, школьника, студента. Его задача — организационный процесс индивидуального обучения, правильный психологический настрой подопечного, подготовка расписания занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Индивидуальный тренер обязан найти подход к любому ребенку, вне зависимости от уровня его успеваемости и поведения, наладить с ним более глубокий психологический контакт, позволяющий разобраться в том, что ребенку в действительности интересно, и понять, какими талантами он обладает.

Подобный подход позволяет еще на раннем этапе провести профориентацию школьников и направить их на изучение необходимых в будущем предметов и наук.

Тьюторы пришли к нам из университетов Кембриджа и Оксфорда, где они считались связующим звеном между студентами и профессорами. Личные наставники следили за тем, какой курс выбрали их подопечные, какие предметы они посещают и как эффективно они занимаются самообразованием. В их задачу также входила адаптация подопечного в университете, выбор подходящих курсов для слушания, составление расписания учебного процесса, подготовка к экзаменам. Однако, тьюторы не являются индивидуальными консультантами — они работают с группами студентов, уделяя каждому из них достаточно внимания.

Где в России работают тьюторы?

Как правило, в частных школах. В общий образовательный процесс эта профессия еще не вошла. Часто наставники работают с детьми с ограниченными возможностями, когда стандартное обучение невозможно.

Сложностью этой работы является то, что возникает необходимость четкого распределения обязанностей и времени, так как необходимо оказать равное внимание каждому подопечному. Каждого нужно поддержать, настроить на обучение, помочь наладить общение в коллективе, решить организационные вопросы, разъяснить, как занять свое место в жизни даже человеку с ограниченными возможностями, вдохнуть в него стремление развиваться и силу воли. Принято считать, что наставник всегда поможет решить сложную ситуацию, связанную с учебой, расскажет, как поступать и что делать.

Однако есть один минус — в России практически нет подобных специалистов, а также очень мало учебных заведений, которые проводят профессиональную переподготовку кадров по данной профессии. Из-за нехватки профессиональных кадров функции наставников при работе с детьми — инвалидами берут на себя родители, социальные работники, педагоги школ, волонтеры. Наставник приучает детей к самостоятельности, объясняет, как жить с особенностями и выстраивать отношения со здоровыми людьми и окружающим миром.

В отличии от России, в Америке и Европе тьюторы работают со всеми желающими. За рубежом каждый студент знает, что по любому вопросу, связанному с образовательным процессом, он может обратиться к своему куратору.

Каковы требования к кандидатам на должность тьютора?

Этот человек должен хотеть помогать другим людям и, преимущественно, детям. Он должен быть всегда в хорошем настроении, доброжелателен и позитивно настроен, относиться к воспитанникам как к равным. Все эмоции и недовольства придется держать при себе, контролировать свою мимику, жесты, поведение. Коме этого, при работе с детьми необходимо хорошо разбираться в педагогике, быть психологом для каждого подопечного, знать и уметь применять методики коррекционного развития. Также тьютор для школьников и детей детсадовского возраста должен иметь высшее педагогическое образование со специализацией «тьюторское сопровождение образовательной деятельности».