Периодизация русской литературы XIX века: история, этапы развития и интересные факты. Основные закономерности и этапы развития русской литературы XIX века. Общая характеристика литературного процесса, общественно-исторические обстоятельства. Принципы пери

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»

Цели:

    Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

    Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

    Усложнение смысловой функции речи студентов.

    Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Задача: Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

    Периодизация русской литературы.

    Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

    1. «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

    1. О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

  1. Новая тема. Слово учителя.

    1. Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

    1. Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

нравственные качества

Самооценка

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

    1. Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

    Закрепление.

Вопросы для закрепления:

    1. Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

      Назовите периоды русского освободительного движения?

      В чем заключается самобытность русской литературы?

  1. Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

    Оценки, выводы.

В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

  1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.
  2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.
  3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.
  5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.
  6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Поскольку на роль таковых системообразующих элементов, критериев периодизации выдвинуто к настоящему времени более чем достаточное количество ориентиров, то и вариантов периодизации как истории культуры в целом, так и историй различных составляющих исторического процесса также имеется великое множество. Время человека, культуры, исторического существования периодизируются по-разному. Для каждого варианта периодизации, также как и для типологии культуры, существенным и определяющим является выбор основания, которое находится, как правило, либо в материальной, либо в духовной сфере, либо примыкает к одной из них. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

Периодизация истории русского литературного языка, принята в современных программах и учебниках, основана на периодизации развития древнерусской народности в русскую (великорусскую) народность, а русской народности в русскую нацию. Такая периодизация истории русского литературного языка принципиально правильна, так как исходит из положения о связи истории языка с истории народа. Несомненно, также и то, что периодизация истории литературного языка должна учитывать внутренние законы развития языка, различный характер взаимодействия литературного языка с «нелитературным», а также различный характер взаимодействия типов и стилей литературного языка, изменение их роли в разные исторические эпохи. На основе перечисленных выше факторов может быть предложена такая схема периодизации истории русского литературного языка.

I. Литературный язык древнерусской (древневосточно-славянской) народности (X в. - начало XIV в.).

1. Образование и первоначальное развитие двух типов русского литературного языка (XI - XII вв.).

В этот период, период Киевской Руси, складывается два типа русского литературного языка - книжно - славянский и народно - литературный. В складывании народно - литературного типа языка огромную роль играет устно народное поэтическое творчество. Так как грамматический строй и словарный состав русского и старославянского языков этого периода очень близки, народно - литературный и книжно - славянский типы литературного языка самым активным образом взаимодействуют друг с другом. Особняком в этот период стоит «деловой язык», который не обнаруживает сколько-нибудь существенных связей ни с устной народной поэзий, ни с книжно - славянской традицией.

2. Появление и усиление областных различий в народно - литературным типе языка (XIII-XIV вв.).

В связи с образованием обособленных феодальных княжеств возникают некоторые территориальные вариации народно - литературного типа языка. Областные различия в деловой письменности пропускают весьма сильно. Поскольку книжно - славянский тип литературного языка в этот период изменяется очень мало, намечается некоторое сближение областных вариаций народно - литературного типа языка с аналогичными вариациями «делового языка».

II. Литературный язык русской (великорусской) народности (XIV в.- середина XVII в.).

1. Формирование литературного языка русской (великорусской) народности (XIV в.- середина XVII в.).

Народно - литературный тип языка сближается и взаимодействует со складывающимся разговорным языком великорусской народности. Поскольку народно - литературный тип языка отражает происшедшее к этому времени значительные изменения в грамматическом строе, словарном составе и звуковой системе живой русской речи, а книжно - славянский тип, наоборот, подвергается известной архаизации, образуется существенный разрыв между народно - литературным и книжно - славянским типами языка. «Деловой язык» в это время оказывается весьма близким по своей структуре к народно - литературному типу языка, и между ними начинается постепенно усиливающееся взаимодействие.

2. Сближение книжно - славянского типа языка с народно - литературным и литературного языка с «деловым языком» (середина XVI - середина XVII в.).

Всё более укрепляется и развивается народно - литературный тип языка, он активно черпает ресурсы как из книжно - славянского типа литературного языка, так из «делового языка». Начинается тенденция к коренному изменению характера взаимодействия книжно - славянского и народно - литературного типов в системе литературного языка.

III. Литературный язык начальной эпохи формирование русской нации (середина XVII - середина XVIII в.).

Со всей силой начинается проявляться тенденция к свойственному национальному языку единообразия литературных норм. Разрушается противопоставление двух типов литературного языка, и возникает система литературного языка, основанная не на противопоставлении двух его типов, а на противопоставление двух его стилей - «высокого» и «простого». Отражение этого процесса явилась возникшая на русской почве в начале XVII в. и получившая наиболее детальную разработку в трудах Ломоносова «теория трех стилей». К концу этого периода весьма явственно ведущая роль языка художественной литературы в системе литературного языка.

IV. Литературный язык эпохи образования русской нации и общенациональных норм литературного языка (середина XVIII - начало XIX в.).

Система литературного языка, основанная на противопоставлении «высокого» и «простого» стилей, хотя и представляла собой шаг к большему единству по сравнению с системой двух типов, но не могла удовлетворить растущей потребности в становлении единых норм литературного языка. Поэтому вторая половина XVIII и начало XIX в. проходят под знаком разрушения противопоставления «высокого» и «простого» стилей и выработки единых норм национального выражения. Этот процесс завершается в творчестве Пушкина. В этот период ведущим в системе литературного языка остаётся язык художественной литературы (в широком понимании этого слова, т.е. включая сюда и язык сатирических журналов, драматургии и т.п.).

V. Литературный язык русской нации (середина XIX в. - наши дни).

1. Обогащение и дальнейшее развитие литературного языка во второй половине XIX - начале XX в.

В этот период возрастает и выдвигается на первое место роль научно - публицистического стиля в системе литературного языка. Язык художественной литературы активно взаимодействуют с территориальными диалектами, различными социально - профессиональными жаргонами, а также языком научно - публицистической литературы.

2. Развитие литературного языка.

Литературный язык древнерусской (древневосточнославянской) народности, Х - начало XIV в.

Образование и первоначальное развитие двух типов русского литературного языка, Х - XII вв. Язык древнерусской (древневосточнославянской) народности.

Древнерусская (древневосточнославянская) народность образовалась в результате объединения восточнославянских племен.

Многочисленные восточнославянские племена в IX в. занимали огромную территорию: от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге и от рек Буга и Припяти на западе до рек Волги, Оки и Дона на востоке. Занимая столь обширную территорию, будучи отделены друг от друга большими расстояниями, отдельные восточнославянские племена и группы племен имели, естественно, различия в хозяйственной жизни, нравах, обычаях и, что для нас в данном случае особенно важно, в языке.

Объединение племен в государство способствует и объединению племенных диалектов. Правда, на этом этапе исторического развития диалектные различия остаются еще весьма сильными, но в Киеве, объединяющем все восточнославянские племена и их земли, образуется своеобразный сплав, своеобразное соединение восточнославянских диалектов - так называемое койне (общий язык). В этом общем языке как бы стираются, выравниваются диалектные особенности. Этот язык выполняет роль государственного языка Киевской Руси. Этот же язык становится и языком значительной части устной народной словесности, которая складывается, перерабатывается, обрабатывается в Киеве.

Развитие государственности, торговли, ремесел, развитие культуры ведет к интенсивному развитию письменности. Развитие письменности, во свою очередь, способствует дальнейшему развитию обогащению и нормализации языка.

Периодизация истории мировой литературы

Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Смысл любой периодизации заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей. Этапыпериодизации мировой литературы:

Античная литература (8 в. до н.э. - 3 в. н.э.).

Архаический период - до 6 вв. до н.э. Длинный ряд веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. Предания, которые лежали в основе, греки знали с детства. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть (Poetus novos - оскорбление - Цицерон - Катуллу). Произведения укладывались в гекзаметр.

Классический или Аттический период. 5-4 вв. до н.э. Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

Эллинистический период - до завоевания Греции Римом., обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская литература, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом.

2) Средневековая литература (5 - 13 в.). Периодизация:

Средневековье условно делится на три основных периода:

· Раннее Средневековье (конец V - середина XI веков).

· Высокое или классическое Средневековье (середина XI - конец XV веков).

· Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI-XVII века).

Представители французской школы Анналов выдвинули идею «Долгого Средневековья». По ней период средневековья заканчивается в конце XVIII века

Характерные черты: представление о Божественном характере истины и красоты, воплощающейся в «зримых образах» – в единстве, целостности, порядке, форме; художественное освоение реальной жизненной характерности как непосредственного проявления Божественной сущности мира или как происков дьявола, проявления греховного начала в человеке; мысль о Божественной предопределенности человеческой судьбы.

Периодизация литературы Эпохи Возрождения (14- 17 в.).

Итальянская литература. Петрарка - первый европейский гуманист. Произведения: "Письмо к потомкам", борьба "между Христом и Цицероном", "О презрении мира", гуманистический тезис о "подражании древним" и латинская поэзия Петрарки "Африка". Поэтическое новаторство Петрарки в "Книге песен". Боккаччо - Мотив любви в произведениях "неаполитанского периода" "Амето", "Фьезоланские нимфы", "Элегия мадонны Фьяметты". Проза - "Декамерона".

Литература зрелого Возрождения (Кватроченто). Изложены идеалы в "Сказании об Орфее" Полициано . В этот период происходят комические обработки рыцарских сюжетов поэм Пульчи "Морганте", “Влюбленный Роланд" Боярдо .

Литература позднего Возрождения (Чинквеченто). Расцвет пасторали в XVI в. "Аркадия" Саннадзаро . Пастораль - общеевропейский ренессансный жанр. Расцвет творчества Тассо "Освобожденный Иерусалим", в котором изложен синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов.

Немецкая литература представлена религиозно-этическими взглядами Рейхлина в "Письма темных людей" как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм, так же "Диалоги" У. фон Гуттена как антиклерикальный памфлет. Идет отражение мифопоэтических и натурфилософских представлений позднего Средневековья в "народных книгах" о Докторе Фаусте.

Французская литература. Происходит развитие поэзии в первой половине XVI в. в творчестве Маро; возникновение новеллистических сборников. Выходит в свет творчество Рабле - роман "Гаргантюа и Пантагрюэль".

Испанская литература. Рассвет творчества Сервантеса - пасторальный роман "Галатея", ""Назидательные новеллы"; авантюрные новеллы с любовно-героическим сюжетом; нравоописательные новеллы с плутовским сюжетом; пасторальный и плутовской элементы в "философских" новеллах. “Странствия Персилеса и Сихизмунды" как опыт реформирования рыцарского романа.

Периодизация литературного процесса в Англии. Издаются сонеты Сиднея. Рассвет творчества Спенсера; синтез куртуазных ценностей и гуманистических идей в "Королеве фей". Развитие английской прозы во второй половине XVI в. "Эвфуэс" Лили. Рассвет творчества Шекспира "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и др.

3) Периодизация Эпохи классицизма (17 в.) Классицизм – литературное направление, развивавшееся в течение XVI – XIX вв. Расцвет его приходится на XVII – XVIII вв. Классицизм стал ведущим направлением в искусстве Франции в это время. Термин означает «образцовый» .

Пьер Корнель (1606–1684) – французский драматург, расцвет его творчества приходится на 1-ю половину XVII в. Его пьесы «Сид» (1637) и «Гораций» (1640) являются образцом жанра классицистической трагедии. Сюжет трагедии «Сид» основывается на реальных событиях средневековой истории – главным героем здесь стал Руй Диас, герой испанской Реконкисты. Корнель использует факты из юности реального Сида – историю его любви и брака.

Жан Расин (1639–1699) – французский драматург, расцвет его творчества приходится на вторую половину XVII в. и определяет второй период развития французского классицизма. В трагедиях Расина более сложно трактуются человеческие чувства, неоднозначно понимается личность. На первый план выдвигаются страсти, Расин очень тонко рисует психологию героев. Его трагедии близки скорее к жанру любовно – психологической драмы. Самые значительные его трагедии: «Береника», «Андромаха», «Федра». Трагедия «Федра» (1667) написана на основе античного мифа, но автора волнует не исторический или политический материал, а трагедии личности, преступления и страсти. Его герои страдают сами и причиняют страдания другим.

Комедия французского классицизма оформилась в творчестве великого драматурга Жана–Батиста Мольера (Поклена) (1622–1673). Мольер обладал синтетическим театральным талантом: он был не только драматургом, но и актёром, постановщиком своих спектаклей, директором труппы. Мольер утвердил жанр сатирической комедии, затрагивал в ней социальные, религиозные вопросы, проблемы семьи и брака, литературы и искусства в целом. Он считал, что комедия должна осмеивать пороки времени, развлекая, поучать. В легкой, остроумной, захватывающей форме в комедиях Мольера дискутировались актуальные современные проблемы. Поэтому нередко вокруг них разворачивалась литературная борьба. Автору приходилось часто отстаивать свои пьесы, многие из которых запрещались и подвергались цензуре. Самые известные комедии Мольера: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скапена», «Мнимый больной». Все они написаны в 1660–70-е гг.

4) Периодизация Эпохи Просвещения (18 в). Просвещение – это умственное, идейное движение XVIII в. Оно порождено временем, буржуазно-демократическими изменениями. Просветительство выражало интересы новой социальной силы – третьего сословия. Таким образом, это буржуазная и мелкобуржуазная идеология, сформировавшаяся в период подготовки буржуазных революций в Европе.

Роман раннего Просвещения в Англии – представлен творчеством Джонатана Свифта (1667–1745) и Даниэля Дефо (1660–1731). Оба знаменитых романа – «Приключения Робинзона Крузо» Дефо и «Путешествия Гулливера» Свифта – описывают приключения главных героев в «достоверной» форме (дневника), в них присутствует «островная» тема, характерная для английской литературы, просветительская тематика. Но в них дан разный взгляд на природу человека; творчеством С. Ричардсона, Г.Филдинга, Дж. Смоллета, Л.Стерна. Жанр романа становится популярным и самым значительным в английской литературе. Три важнейшие модели романа представлены в творчестве Сэмюэла Ричардсона (семейно–бытовой роман: «Памела», «Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона»), Генри Филдинга («комическая эпопея»: «История Тома Джонса, Найдёныша», «История Джозефа Эндрюса»), Лоуренса Стерна (сентиментальный роман: «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).

Во Франции Самые известные произведения Дидро: романы «Монахиня», «Жак - фаталист», трактат «Племянник Рамо», «Письмо о слепых…». Просветительская программа Дидро изложена в его романе «Монахиня» (1760). Роман написан от 1-го лица, в форме исповеди героини. Она выступает в роли обвинителя. Главное её качество – чувство свободы. Это естественное чувство, которое подавляется в монастыре и в обществе. Монастырь превращается для неё в тюрьму. Но монастырь – это лишь худший вид общества. Весь мир вокруг построен на подавлении, унижении, угнетении человека. Законы общества так же, как и законы религии, противостоят естественным законам. Естественный человек нигде несвободен. Поэтому ситуация в романе символична – человек заключён в четыре стены как в клетке, он бьётся о стену, но не может стать свободным.

Развитие сентиментализма во французской литературе связано с творчеством ЖАНА-ЖАКА РУССО. Во Франции сентиментальный культ чувства связывался ещё и с социальными проблемами.

Взгляды Руссо наиболее демократичны и радикальны. Система его философских и социальных воззрений получила общее определение «руссоизм». Он изложил свою концепцию в знаменитых трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре» (1749–1762).

Германия. Немецкое Просвещение разрабатывало больше философские и теоретические проблемы (эстетика, история, философия культуры и языка). В первую половину века Просвещение развивалось замедленно, затем наоборот убыстренными темпами.

1 период Просвещения: 1-ая половина XVIII в. (до 1750-ых гг.). Представитель – И.К. Готшед (1700–1766) – теоретик литературы, драматургии, дидактик. Ведущее направление в этот период – классицизм.

2 период – середина XVIII в. (1750 – 60-е гг.) – Расцвет Просвещения. Представители – Лессинг, Виланд, Клопшток, Винкельманн. Г.Э.Лессинг (1729–1781). Самый значительный теоретик литературы и драматург, «отец новой немецкой литературы» (Чернышевский). Вклад его в немецкую культуру настолько значителен, что о его времени говорят как об «эпохе Лессинга». С именем Лессинга связано развитие просветительского реализма.

Лессинг критикует классицизм с позиций требований нового времени, формулирует принципы новой немецкой национальной драмы, предлагает новую систему драматических жанров. Он считает, что характеры героев должны быть «реальными», «обыкновенными», «будничными». Театр должен быть правдивым и иметь воспитательное воздействие. В центре его собственных драм – герой, отстаивающий своё право на личную свободу, уважение и достоинство.

3 период: 1770–80-е гг. – Позднее Просвещение в последнюю треть века в немецкой литературе происходит бурное развитие, в ней сосуществуют и сменяют друг друга самые противоречивые тенденции. Всё большее внимание привлекают идеи сентиментализма, который начал развиваться ещё с 1740-х гг. В этот период творили два великих классика немецкой литературы – Фридрих Шиллер (1759–1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832). Два самых крупных явления немецкой литературы этого периода – это движение «БУРЯ И НАТИСК» и течение «ВЕЙМАРСКАЯ КЛАССИКА». Движение «Буря и натиск» – немецкий вариант позднего европейского сентиментализма. Теоретиком был Гердер. Оно развивалось в 2 периода: 1) 1770-е гг. (Гердер; Гёте); 2) конец 1770-х–1 пол. 1780-х гг. (Шиллер).

В развитии русской литературы выделяют несколько определенных периодов. Разные ученые определяют разные периоды в формировании русской литературы. Основными периодами являются:

  • древнерусская литература (11-17 век)
  • литература 18 века
  • литература золотого века (19 век)
  • серебряный век (конец 19 – начало 20 века)
  • русская литература советского периода (1922- 1991)

Древнерусская литература

Под понятием «древнерусская литература» понимают письменные произведения, которые были созданы на территории Киевской и Московской Руси, в промежутке между 11-17 веком. Основные особенности древнерусской литературы:

  • произведения носили религиозный или исторический характер
  • отсутствие авторства, были лишь составители, летописцы
  • свод правил по которым формировались произведения (ход событий, поведение, характеристики героя
  • медленное развитие (связанно с тем, что книги были рукописными, недостаток грамотных людей).

Жанры древнерусской литературы так же были немногочисленными и отличались от современных, к ним относились:

  • летопись (например, «Повесть временных лет»)
  • житие (например, «Житие Сергия Радонежского»)
  • поучение (например, «Поучение Владимира Мономаха»)
  • хождение (например, «Хождение за три моря»)
  • слово (например, «Слово о Законе и Благодати»)
  • воинская повесть (например, «Сказание о Мамаевом побоище»)

Письменность пришла на Русскую землю вместе с христианством, затем появилась письменная литература. Древнерусская литература подразделяется на два периода:

  • Киево-Новгородский период (10-12 век, известное произведение того периода «Слово о полку Игореве»)
  • Период Московской Руси (13-17 век, известные произведения – «Сказание о мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Житие Сергия Радонежского»).

Литература 18 века

Русская литература 18 века четко и ярко отображала общественную жизнь того времени. В произведениях той эпохи мы видим и влияние реформ Петра I, политику и общество вовремя правления Екатерины II.

В это время происходит пробуждение националистического самосознания, критикуется преклонение перед иностранным, просыпается интерес к русскому народу, его быту и традициям.

В этот период начинают свое формирования литературные направления, основываются литературные школы. За 18 век русская литература догнала по-своему развитию литературы стран Европы.

В этот промежуток времени на русскую литературу оказывали влияние немецкая, французская, английская культуры, но в итоге русская культура смогла сформировать свою собственную национальную литературу.

Еще в конце 17 века начинает формироваться тяга к реализму. Писатели хотят отобразить в своих произведениях как можно больше действительности.

В это время литература встает рядом с другими творческими направлениями, такими как живопись, музыка. Литература стала отвечать требованиям культурной жизни. Литература из церковной превращается в светскую.

Литература 18 века вела пропаганду нравственности, добра и правды. Литература «говорит» нам о том, что все люди чувствуют одинаково, царь – тоже человек и должен служить народу и подчиняться законам, крестьяне тоже люди, которые умеют чувствовать, страдать.

Несомненно, европейские взгляды оказали влияние на становление русской литературы 18 века, но дальше наша литература смогла адаптироваться и вырастить на этой европейской почве свои собственные плоды высокоморальных идей.

Золотой век русской литературы

Золотым веком русской литературы называют период 19 столетия, во время которого большое количество талантливых писателей смогли заявить о себе и оставили нам произведения, которыми по сей день восторгаются читатели во всем мире.

Центральной персоной поэзии Золотого века принято считать А. С. Пушкина, кроме него к великим поэтам этого периода так же относят М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, К. Н. Батюшкова, А.А. Бестужева, В. А. Жуковского, И. А. Крылова и др.

Характерной чертой герое произведений того времени является личная свобода, примеры этих характеров представлены в произведениях А. С Пушкина «Евгений Онегин» - Татьяна Ларина, А. С. Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий. Писатели пропагандируют свободные взгляды, которые не всегда совпадали с мнением властей, поэтому начинают создаваться тайные общества, в которых состоят литераторы.

К ярким представителям русской литературы 19 века относят А. С. Грибоедова, который презирал тщеславные и эгоистичные высшие социальные слои; М. Ю. Лермонтова, который наиболее ярко в своих произведениях акцентировал внимание на философских идеях, он был сторонником идей декабристов, отстаивал права и свободы простых людей, выступал с критикой в адрес императорской власти; А. П. Чехова, который в своих произведениях высмеивал пороки дворянского сословия.

Серебряный век русской литературы

Серебряным веком русской литературы называют период с конца 19 и до начала 20 века, за который было написано больное количество прекрасных произведений. Истоками серебряный век уходит в золотой век русской литературы, так как именно отголоски идей Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Чехова видны в произведениях века серебряного.

Замечание 1

Характерными особенностями этого периода являются мистицизм, кризис веры, духовности. В поэзии серебряного века сплелось многое: библейские сказания, мифология, влияние культуры Европы и русского народного творчества.

Известными представителями литературы «Серебряного века» являются А. Блок, И. Бунин, Н. Гумилёв, С. Есенин, А. Ахматова, В. Маковский, А. Куприн. В литературе «серебряного века» выделяют следующие направления:

  • символизм (смысл направления заключается в негативной оценке прогрессивных идей, разочаровании в силе научного познания)
  • акмеизм (представители этого направления делали акцент на материальной стороне, на предметности тем и образов)
  • футуризм (основная идея – разрушение культурных стереотипов)
  • имажинизм (главное в данном направлении – образ, создание метафор, для представителей этого направления характерен эпатаж, анархические мотивы.

Советский период - это совершенно новый виток в развитии культуры России, само собой это нашло отражение и культуре вообще и в литературе в частности. Русская литература советского периода соединила в себе: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Основное литературное направление этого периода - социальный реализм, доминирующий жанр – роман. Советская литература пропагандирует образ человека как строителя нового мира. В это время формируется большое количество новых жанров и направлений. Яркими представителями литературы советского периода являются М. Горький, Н. Островский, М. Цветаева, В. Аксенов, М. Булгаков и др.