Булгаков михаил афанасьевич произведения. Лучшие произведения Булгакова: список и краткий обзор

«Вечёрка» предлагает вам вспомнить самые известные произведения мастера литературы XX века.

«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)

В первом своём романе Булгаков описывает события Гражданской войны в конце 1918 года. Действие книги происходит в Киеве, в частности, в доме, в котором жила семья писателя в то время. Почти у всех персонажей есть прототипы - родственники, друзья и знакомые Булгаковых. Несмотря на то, что рукописи романа не сохранились, поклонники романа проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий.

Часть книги впервые была опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был опубликован через два года во Франции. Мнения критиков разделились - советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская – лояльность по отношению к власти.

В 1923 году Булгаков писал: «Смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». Книга послужила источником для пьесы «Дни Турбиных» и нескольких киноэкранизаций.

«Дьяволиада» (повесть, 1923)

В «повести о том, как близнецы погубили делопроизводителя» Булгаков раскрывает проблему «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в воображении делопроизводителя Короткова ассоциируется с дьявольской силой. Не сумев справиться с демонами бюрократии, уволенный с работы служащий сходит с ума. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Недра» в 1924 году.

«Роковые яйца» (повесть, 1924)

1928 год. Гениальный зоолог Владимир Ипатьевич Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы - организмы начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Есть только один минус – такие особи отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению.

После того, как по всей стране проходит куриный мор, один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у профессора камеры-облучатели, однако, в результате ошибки, к нему вместо куриных попадают крокодильи, страусиные и змеиные яйца. Вылупившиеся пресмыкающиеся беспрестанно размножаются - сметая все на своем пути, они движутся к Москве.

Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов», в котором учёные изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты приводят к появлению в Англии нападающих на людей гигантских крыс и ос, позже к ним присоединяются гигантские растения, куры и люди-великаны.

По мнению филолога Бориса Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть знаменитый биолог Александр Гурвич и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин .

В 1995 году режиссёр Сергей Ломкин снял по мотивам повести одноименный фильм, в котором задействовал персонажей из романа «Мастер и Маргарита» - кота Бегемота (Роман Мадянов) и самого Воланда (Михаил Козаков). Роль профессора Персикова с блеском исполнил Олег Янковский .

«Собачье сердце» (повесть, 1925)

1924 год. Выдающийся хирург Филипп Филиппович Преображенский достигает фантастических результатов в области практического омоложения и задумывает небывалый эксперимент - операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза. В качестве подопытного животного профессор использует бездомного пса Шарика, а донором органов становится погибший в драке вор Клим Чугункин.

Постепенно у Шарика вытягиваются конечности, выпадает шерсть, появляется речь и человеческий облик. Вскоре профессору Преображенскому придётся горько сожалеть о содеянном.

Многие булгаковеды придерживаются мнения, что писатель изобразил в книге Сталина (Шариков), Ленина (Преображенский), Троцкого (Борменталь) и Зиновьева (ассистентка Зина). Кроме того, считается, что в этой повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.

В 1926 году, при проведении в квартире у Булгакова обыска, рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького.

В 1976 году итальянский режиссёр Альберто Латтуада снял одноименный фильм с Максом фон Зюдовым в роли профессора Преображенского, однако особой популярности он не имел. Совсем иная судьба ожидала .

Отрывок из фильма "Собачье сердце" (1988)

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940)

Сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, миф… иногда кажется, что эта книга объединяет в себе все возможные и невозможные жанры.

Сатана, представившийся как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

Всех, кто входит в контакт с Воландом, преследуют наказания за свойственные им грехи: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость и т.д.

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, пребывает в сумасшедшем доме, куда его привела жёсткая критика со стороны современников-литераторов. Его любовница Маргарита мечтает только об одном - найти Мастера и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Азазелло, но для её осуществления Маргарита должна оказать Воланду одну услугу.

В первой редакции романа содержалось детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 рукописных страниц. В ранних редакциях романа персонажа звали Астарот. В 1930-х годах титул «мастер» в советской публицистике и газетах прочно закрепился за Максимом Горьким.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

При жизни автора «Мастер и Маргарита» не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации (в 1973 году) распространялся в перепечатанных вручную копиях. Елена Сергеевна в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Огромной популярностью пользовались спектакли по мотивам романа, поставленные и Валерием Беляковичем, также были сняты фильмы Анджея Вайды и Александра Петровича и телесериалы Юрия Кары и .

Отрывок из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (1994)

«Театральный роман» («Записки покойника») (1936-1937)

Неоконченный роман, написанный от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

Работа над книгой была начата 26 ноября 1936 года. На первой странице рукописи Булгаков обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое было дважды подчёркнуто автором.

Большинство исследователей считает роман самым смешным произведением Булгакова. Создавался он с необычайной лёгкостью: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминала, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая руки от удовольствия.

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)

Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Когда к нему заходит управдом Бунша, инженер поворачивает ключ в аппарате, и стена между квартирами исчезает, обнаруживая сидящего в квартире соседа Шпака вора Жоржа Милославского. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский попадают в прошлое.

Началась эта история в 1933 году, когда Булгаков договорился с мюзик-холлом о написании «весёлой пьесы». Первый её текст назывался «Блаженство» - в нём машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде.

Михаил Афанасьевич Булгаков относится к выдающимся писателям 20 века, перу которого принадлежат произведения, ставшие литературной . Многие из художественных трудов прозаика не были признаны при жизни и возымели популярность, только после его кончины. Книги Булгакова, список которых представлен ниже, позволили писателю увековечить свое имя и стать одним из самых читаемых авторов в России.

Похождения Чичикова

«Похождения Чичикова» сатирическая повесть Булгакова, в которой все гоголевские герои оживают и отправляются путешествовать по России в начале 20 века. Главный герой произведения Чичиков садится в машину и направляется в гостиницу, где бывал столетие назад. Книга повествует о жульнических проделках главного героя уже в современной России, которые все же раскрываются. Произведение заканчивается тем, что сообщается: все изложенное было всего лишь сном.

День нашей жизни

«День нашей жизни» ─ небольшое по объему произведение Михаила Афанасьевича. В книге передана скандальная атмосфера квартиры номер 50 в доме 10, находящийся на улице Садовой. Там некоторое время писатель проживал со своей супругой Т. Н. Лапой. Позднее эту же жилье Булгаков опишет и в своем романе «Мастер и Маргарита», получившая репутацию нехорошей квартиры.

Роковые яйца

«Роковые яйца» относятся к фантастическим произведениям Булгакова. В центре сюжета книги ─ зоолог Персиков, эксперименты которого привели к роковой ошибке. В стране начался куриный мор, и чтобы стабилизировать ситуацию, зоолог разрабатывает специальный излучатель, позволяющий намного быстрее развиваться эмбриону в яйце и появляться на свет. В качестве эксперимента он собирается провести опыт также на яйцах не только птиц, но и крокодилов, страусов, змей. По ошибке большая партия яиц направляется не к Персикову, а в совхоз, где начинают на практике использовать излучатели зоолога. Целое полчище гадов заполоняют страну и движутся к Москве. Возмущенный народ, который считает во всем виновным Персикова, врывается в его квартиру и убивает экспериментатора.

Дьяволиада

«Дьяволиада» ─ книга Михаила Афанасьевича Булгакова, затрагивающая тему «маленького человека», который становится жертвой бюрократической машины. Главный герой Коротков ассоциирует ее с дьявольской силой. Его увольняют, после чего персонаж сходит с ума и сбрасывается с крыши многоэтажного дома. Долгое время литературный труд отказывались публиковать, а сам писатель признавал, что повесть не удалась.

Собачье сердце

«Собачье сердце» ─ одна из лучших книг Булгакова, экранизированная в 1988 году. События в повести разворачиваются в 20-х годах прошлого века. Один из главных персонажей произведения профессор Преображенский решает провести эксперимент и пересадить гипофиз погибшего бродяги псу Шарику. Собака перерождается в человека по имени Полиграф Полиграфович Шариков, который очень туп, агрессивен и любит выпить. От хозяина гипофиза новый персонаж унаследовал только худшие черты. Ему прекрасно удается адаптироваться в обществе, кроме этого ему дают должность начальника по очистке московских улиц от бродячих животных. Преображенский понимает, что эксперимент не удался и решает вернуть Шарикова в его первоначальное обличье.

Записки на манжетах

«Записки на манжетах» относится к автобиографическим произведениям Михаила Афанасьевича. Книга при жизни писателя ни разу не появлялась в публикации полностью. Булгаков практически в деталях описывает свою жизнь на Кавказе, а также свои первые месяцы в Москве. Основная проблема книги заключается в непростых отношениях между Булгаковым и властью. Повесть включает в себя две части и начинается с диалога главного героя, страдающего тифом и его приятеля. Они разговаривают о необходимости создания в газете отдела искусств, который в последующем и возглавит главный герой. Дальнейшие события книги повествуют о судьбе прототипа Булгакова, его скитаниях и приверженности своему любимому делу.

Мольер

«Мольер» исторический роман, который также является биографией самого писателя, написанная в художественной форме. Впервые книга появилась в свет после смерти Булгакова. При жизни издательства отказались публиковать роман из-за отсутствия в ней «марксисткой идеи». Жизнь главного героя автор излагает с самого рождения. Он пишет о том, что на свет родился один из великих гениев. Пока что это ничем не примечательный новорожденный, но в будущем его ждет слава лучшего на своем веку комедиографа.

Театральный роман

«Театральный роман» относится к неоконченным произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Второе название романа ─ «Записки покойника». Книга написана от первого лица, которое является писателем некоего Сергея Леонтьевича Максудова. Несмотря на всю трагичность второго названия, произведение получилось очень веселым. Особенностью художественного труда заключается в том, что он создавался без каких-либо набросков и черновика. Предисловие ведется от лица некого издателя, который решил исполнить волю покойного Максудова и опубликовать его роман. При этом издатель предупреждает, что все написанное является плодом больного воображения погибшего автора.

Белая Гвардия

«Белая Гвардия» по праву входит в список лучших книг, написанных Булгаковым. В романе описываются события 1918 года, которые происходили в Украине в период Гражданской войны. В центре произведения семья русских интеллигентов, а также их близкие знакомые и родственники. Военные события сказались на них социальным катаклизмом. В книге прослеживается много биографических набросков. Так, главные персонажи являются прототипами друзей и родственников самого писателя. Об этом говорят документальная точность описываемых Булгаковым событий и действующих лиц. В романе четко прослеживается процесс разрушения русской интеллигенции. Изначально в задумки автора входило написание трилогии, но увидела свет лишь одна книга из трех.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» ─ одно из главных творений выдающегося писателя 20 века. Книга при жизни Михаила Афанасьевича не была завершена. Редактированием оставленных черновых рукописей занималась в последующем супруга покойного. Роман включает в себя две сюжетные линии, одна из которых связана с Мастером, пишущего роман о Понтии Пилате. Чем дальше читатель углубляется в книгу, тем становится менее заметной грань между двумя этими частями великого произведения. Полное объединение двух сюжетных линий происходит в последних главах, когда к Воланду (Дьяволу) приходит один из учеников Иешуа (Иисуса). Книга несет в себе глубоко философский смысл, где нет четких граней между Злом и Добром, Правдой и Ложью.

Михаил Афанасьевич Булгаков, лучшие произведения которого представлены в данной статье, в литературной жизни СССР занимал обособленную позицию. Ощущая себя наследником литературной традиции 19 века, он был одинаково чужд и соцреализму, насаждаемому идеологией коммунизма в 1930-е годы, и духу авангардистского экспериментаторства, свойственному русской литературе 1920-х годов. Писатель резко сатирически, вопреки требованиям цензуры, изображал негативное отношение к строительству нового общества и революции в СССР.

Особенности мировоззрения автора

Произведения Булгакова отразили мировоззрение интеллигенции, в периоды исторических сломов и тоталитарного режима сохранявшей приверженность традиционным нравственным и культурным ценностям. Такая позиция многого стоила автору: его рукописи были запрещены к печати. Значительная часть наследия этого писателя дошла до нас лишь через десятилетия после его смерти.

Предлагаем вашему вниманию следующий список самых известных произведений Булгакова:

Романы: "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита", "Записки покойника;

Повести: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце";

Пьеса "Иван Васильевич".

Роман "Белая гвардия" (годы создания - 1922-1924)

Список "лучшие произведения Булгакова" открывает "Белая гвардия". В своем первом романе Михаил Афанасьевич описывает события, относящиеся к концу 1918 года, то есть к периоду Гражданской войны. Действие произведения происходит в Киеве, точнее, в доме, где в то время жила семья писателя. Прототипы среди друзей, родственников и знакомых Булгаковых имеются почти у всех персонажей. Рукописи данного произведения не сохранились, но, несмотря на это, поклонники романа, проследив судьбу прототипов героев, доказали реальность и точность описываемых Михаилом Афанасьевичем событий.

Первая часть книги "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) была опубликована в 1925 году в журнале под названием "Россия". Полностью произведение вышло в свет во Франции через два года. Мнения критиков не были единогласны - советская сторона не могла принять героизацию классовых врагов писателем, а эмигрантская - лояльность к представителям власти.

В 1923 году Михаил Афанасьевич писал, что создается такое произведение, что "небу станет жарко...". "Белая гвардия" (Михаил Булгаков) в дальнейшем послужила источником для известной пьесы "Дни Турбиных". Возник также и ряд экранизаций.

Повесть "Дьяволиада" (1923 год)

Продолжаем описывать наиболее известные произведения Булгакова. К ним относится и повесть "Дьяволиада". В повествовании о том, как близнецы загубили делопроизводителя, писатель раскрывает вечную тему "маленького человека", который стал жертвой бюрократической машины советской власти, в воображении Короткова, делопроизводителя, ассоциирующейся с дьявольской, разрушительной силой. Уволенный с работы, не сумевший справиться с бюрократическими демонами служащий в конце концов сходит с ума. Произведение впервые было опубликовано в 1924 году в альманахе "Недра".

Повесть "Роковые яйца" (год создания - 1924)

Произведения Булгакова включают в себя и повесть "Роковые яйца". События ее происходят в 1928 году. Владимир Ипатьевич Персиков, гениальный зоолог, обнаруживает уникальный феномен: красная часть светового спектра имеет стимулирующее воздействие на эмбрионы - они начинают гораздо быстрее развиваться и достигают размеров, гораздо более крупных, чем их "оригиналы". Существует лишь один недостаток - данные особи отличаются повышенной агрессивностью и способностью к быстрому размножению.

Один совхоз, возглавляемый человеком с фамилией Рокк, решает использовать изобретение Персикова для восстановления численности поголовья кур после того, как по России проходит куриный мор. Он забирает камеры-облучатели у профессора, но в результате ошибки вместо куриных к нему попадают крокодильи, змеиные и страусиные яйца. Пресмыкающиеся, вылупившиеся из них, непрестанно размножаются - они движутся к Москве, сметая все на своем пути.

Сюжет этого произведения перекликается с "Пищей богов" - романом Г. Уэллса, написанным им в 1904 году. В нем ученые изобретают порошок, который вызывает существенный рост растений и животных. В результате экспериментов в Англии появляются и крысы, а позже и куры, различные растения, а также люди-великаны.

Прототипы и экранизации повести "Роковые яйца"

По мнению известного филолога Б. Соколова, прототипами Персикова можно назвать Александра Гурвича, знаменитого биолога, или Владимира Ленина.

Сергей Ломкин в 1995 году снял по мотивам этого произведения одноименный фильм, включив туда и таких героев произведения "Мастер и Маргарита", как Воланд (Михаил Козаков) и кот Бегемот (Роман Мадянов). Олег Янковский с блеском исполнил роль профессора Персикова.

Повесть "Собачье сердце" (1925 год)

Произведение, которое написал Булгаков Михаил ("Собачье сердце"), имеет следующий сюжет. События происходят в 1924 году. Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигает невероятных результатов в области омоложения и задумывает уникальный эксперимент - совершить операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Бездомный пес Шарик используется в качестве подопытного животного, а вор Клим Чугункин, погибший в драке, становится донором органов.

У Шарика постепенно начинает выпадать шерсть, вытягиваются конечности, появляется человеческий облик и речь. вскоре придется, однако, горько пожалеть о совершенном.

При проведении обыска в квартире Михаила Афанасьевича в 1926 году были изъяты рукописи "Собачьего сердца" и возвращены ему лишь после ходатайства за него М. Горького.

Прототипы и экранизации произведения "Собачье сердце"

Многие исследователи творчества Булгакова придерживаются точки зрения, что писатель изобразил в этой книге Ленина (Преображенский), Сталина (Шариков), Зиновьева (ассистентка Зина) и Троцкого (Борменталь). Считается, кроме того, что Булгаков предсказал массовые репрессии, произошедшие в 1930-е годы.

Альберто Латтуада, итальянский режиссер, в 1976 году снял по книге одноименный фильм, в котором профессора Преображенского играет Макс фон Зюдов. Особой популярности, однако, эта экранизация не имела, в отличие от культовой картины режиссера вышедшей в 1988 году.

Роман "Мастер и Маргарита" (1929-1940 годы)

Фарс, сатира, мистика, фантастика, притча, мелодрама, миф... Порой кажется, что произведение, которое создал Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита", объединяет в себе все эти жанры.

Сатана в образе Воланда царствует по нашему миру с лишь одному ему известными целями, останавливаясь время от времени в разных селениях и городах. Однажды, во время весеннего полнолуния, он попадает в Москву 1930-х годов - то время и место, где никто не верит ни в Бога, ни в Сатану, отрицается существование Иисуса Христа.

Всех тех, кто вступает в контакт с Воландом, преследуют заслуженные наказания за свойственные каждому из них грехи: пьянство, взяточничество, жадность, эгоизм, ложь, равнодушие, грубость и т.д.

Создавший роман о Мастер находится в сумасшедшем доме, куда его загнала жесткая критика со стороны товарищей-литераторов. Маргарита, его любовница, мечтает лишь о том, чтобы найти Мастера и возвратить его к себе. Азазелло дает ей надежду на то, что эта мечта осуществится, но для этого девушка должна оказать одну услугу Воланду.

История произведения

Первоначальная редакция романа содержала детальное описание внешности Воланда, помещавшееся на пятнадцати рукописных страницах, которые создал Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита", таким образом, имеет свою историю. Сначала Мастера звали Астарот. В 1930-х годах в газетах и советской публицистике вслед за Максимом Горьким закрепился титул "мастер".

По сообщению Елены Сергеевны, вдовы писателя, Булгаков перед смертью сказал такие слова о своем романе "Мастер и Маргарита": "Чтобы знали... Чтобы знали".

Произведение было опубликовано лишь после смерти писателя. Впервые оно появилось на свет лишь в 1966 году, то есть через 26 лет после кончины своего создателя, в сокращенном варианте, с купюрами. Роман сразу же приобрел популярность среди представителей советской интеллигенции, вплоть до того, что в 1973 году состоялась официальная публикация. Копии произведения перепечатывались вручную и таким образом распространялись. Елена Сергеевна сумела сохранить рукопись в течение всех этих лет.

Большой популярностью пользовались многочисленные спектакли по мотивам произведения, поставленные Валерием Беляковичем и Юрием Любимовым, также были сняты фильмы Александра Петровича и и телесериалы Владимира Бортко и Юрия Кары.

"Театральный роман", или "Записки покойника" (1936-1937 годы)

Булгаков Михаил Афанасьевич произведения писал до самой своей смерти в 1940 году. Книга "Театральный роман" осталась неоконченной. В ней от лица Сергея Леонтьевича Максудова, некоего писателя, повествуется о писательском мире и театральном закулисье.

26 ноября 1936 года была начата работа над книгой. Булгаков на первой странице своей рукописи указал два названия: "Театральный роман" и "Записки покойника". Последнее было дважды подчеркнуто им.

По мнению большинства исследователей, данный роман - самое смешное творение Михаила Афанасьевича. Он создавался на одном дыхании, без набросков, черновиков и исправлений. Жена писателя вспоминала, что, пока она накрывала ужин, ожидая возвращения мужа вечером из Большого театра, он усаживался за письменный стол и писал пару страниц этого произведения, после чего, довольный, потирая руки, выходил к ней.

Пьеса "Иван Васильевич" (1936 год)

К самым известным творениям относятся не только романы и повести, но и пьесы Булгакова. Одна из них, "Иван Васильевич", предлагается вашему вниманию. Сюжет ее следующий. инженер, делает в Москве, в своей квартире машину времени. Когда управдом Бунша заходит к нему, тот поворачивает ключ, и между квартирами исчезает стена. Обнаруживается вор сидящий в квартире Шпака, его соседа. Инженер открывает портал, ведущий во времена Москвы 16 века. Иван Грозный, испугавшись, бросается в современность, а Милославский и Бунша попадают в прошлое.

История эта началась в 1933 году, когда Михаил Афанасьевич договорился о написании "веселой пьесы" с мюзик-холлом. Первоначально текст назывался иначе, "Блаженство", в нем в коммунистическое будущее уходила машина времени, а Иван Грозный появлялся лишь в одном эпизоде.

Данное творение, как и другие пьесы Булгакова (список их можно продолжить), при жизни автора не публиковалось и не ставилось вплоть до 1965 года. в 1973 году по мотивам произведения снял свой знаменитый фильм под названием "Иван Васильевич меняет профессию".

Это лишь основные творения, которые создал Михаил Булгаков. Произведения этого писателя вышеперечисленными не исчерпываются. Продолжить изучение творчества Михаила Афанасьевича можно включив и некоторые другие.

Творчество

Повести и романы

Пьесы, либретто, киносценарии

Рассказы

Публицистика и фельетоны

Экранизации произведений

(3 (15) мая 1891, Киев - 10 марта 1940, Москва) - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982).

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает поработать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году становится его новой женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом проходит премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».

В 1928 году М. Булгаков едет с женой на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году М. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, которая становится его третьей и последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году М. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. М. Булгакову звонит И. Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году М. Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке М.Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе.

В январе 1932 года И. Сталин (формально - А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», М. Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году М. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена И. Сталиным, но, вопреки ожиданиям писателя, она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжает употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начинает диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Творчество

Свой первый рассказ М. Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 году.

1922-1923 годы - публикация «Записок на манжетах».

В 1924 году - издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.

В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».

В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,

В 1927 году М. Булгаков завершает драму «Бег».

С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира», в 1928-1929 год в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928).

В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.

В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

Произведения Михаила Булгакова

Повести и романы

  • Похождения Чичикова (сатирическая повесть, 1922)
  • Белая гвардия (роман, 1922—1924)
  • Дьяволиада (повесть, 1923)
  • Записки на манжетах (повесть, 1923)
  • Багровый остров. Роман тов. Жюля Верна. С французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков (роман, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • Роковые яйца (повесть, 1924)
  • Собачье сердце (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
  • Великий канцлер. Князь тьмы (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929)
  • Копыто инженера (роман, 1928—1929)
  • Тайному другу (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
  • Мастер и Маргарита (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966 году)
  • Жизнь господина де Мольера (роман, 1933)
  • Театральный роман (Записки покойника) (неоконченный роман, 1936—1937, в СССР опубликован в 1965 году)

Пьесы, либретто, киносценарии

  • Зойкина квартира (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
  • Бег (пьеса, 1926—1928)
  • Багровый остров (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
  • Кабала святош (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
  • Адам и Ева (пьеса, 1931)
  • Полоумный Журден (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
  • Ревизор (киносценарий, 1934)
  • Последние дни (Александр Пушкин) (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
  • Необычайное происшествие, или Ревизор (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
  • Иван Васильевич (пьеса, 1936)
  • Минин и Пожарский (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
  • Чёрное море (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • Рашель (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
  • Дон Кихот (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)

Рассказы

  • №13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна (рассказ, 1922)
  • Арифметика (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • В ночь на 3-е число (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • В театре Зимина (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Как он сошёл с ума (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Каэнпе и капе (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Красная корона (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Налёт. В волшебном фонаре (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Необыкновенные приключения доктора (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Ноября 7-го дня (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Остерегайтесь подделок! (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Птицы в мансарде (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Рабочий город-сад (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Советская инквизиция (рассказ из сборника «Заметки и миниатюры», 1922)
  • Китайская история. 6 картин вместо рассказа (рассказ, 1923)
  • Воспоминание... (рассказ, посвященный смерти Ленина, 1924)
  • Ханский огонь (рассказ, 1924)
  • Полотенце с петухом (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Крещение поворотом (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Стальное горло (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Вьюга (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Тьма египетская (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Пропавший глаз (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Звёздная сыпь (рассказ из цикла «Записки юного врача», 1925)
  • Богема (рассказ, 1925)
  • Праздник с сифилисом (юмористический рассказ, 1925)
  • Бубновая история (рассказ, 1926)
  • Я убил (рассказ, 1926)
  • Морфий (рассказ, 1926)
  • Трактат о жилище (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Псалом (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Четыре портрета (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)
  • Самогонное озеро (рассказ из сборника «Трактат о жилище», 1926)

Публицистика и фельетоны

Публицистика и фельетоны

  • Благим матом (1925)
  • Богема (1925)
  • Братский подарок немецких рабочих (1922)
  • Брачная катастрофа (1924)
  • Бубновая история (1926)
  • Буза с печатями (1925)
  • Бурнаковский племянник (1924)
  • Бывший Зингер. Гос. механический завод в Подольске (1922)
  • В кафэ (1920)
  • В обществе и свете (1924)
  • В театре Зимина. Наброски карандашом (1923)
  • В школе городка III Интернационала (1923)
  • Вагонно-ремонтный завод московского трамвая (1922)
  • Война воды с железом (очерк, 1924)
  • Волчки на колесах (1922)
  • Восстановите платформу! (1925)
  • Гениальная личность (1925)
  • Гибель Шурки-уполномоченного. Дословный рассказ рабкора (1924)
  • Глав-полит-богослужение (1924)
  • Горемыка-Всеволод. История одного безобразия (1925)
  • Государственный завод минеральных и фруктовых вод № 1 (1922)
  • Громкий рай (1926)
  • Грядущие перспективы (1919)
  • Двуликий Чемс (1925)
  • Дело идет (Рабочая газета, М., 11 августа 1922)
  • Дело расширяется (Рабочая газета, М., 22 августа 1922)
  • День нашей жизни (Накануне, Берлин — М., 2 сентября 1923)
  • Детский рассказ (Советский артист, М., 1 января 1939)
  • Динамит!!! (Гудок, М., 30 сентября 1925)
  • Допрос с беспристрастием (Гудок, М., 9 августа 1924)
  • Дрожжи и записки (Гудок, М., 30 июля 1925)
  • Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя (Недра, М., март 1924, № 4)
  • Египетская мумия. Рассказ члена Профсоюза (Смехач, Л., 10 сентября 1924, № 16)
  • Желанный платило (Гудок, М., 10 декабря 1924)
  • Заколдованное место (Гудок, М., 9 января 1925)
  • Залог любви (Гудок, М., 12 февраля 1925)
  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану (Гудок, М., 3 июня 1925)
  • Заседание в присутствии члена (Гудок, М., 17 июля 1924)
  • Звездная сыпь (Медицинский работник, М., август 1926, № 29, № 30)
  • Звуки польки неземной (Гудок, М., 19 ноября 1924)
  • Знаменосцы грядущих боев. День 3-го сентября (Рабочая газета, М., 5 сентября 1922)
  • Золотистый город (Накануне, Берлин — М., сентябрь—октябрь 1923)
  • Библифетчик (фельетон, 1924)
  • Беспокойная поездка. Монолог начальства. Не сказка, а быль (фельетон, 1923)
  • Безобразия на заводе «Яриг» (фельетон, 1922)
  • Аптека (фельетон, 1925)
  • Автоклавы нужно получить, а корпус достроить (фельетон, 1922)
  • Акафист нашему качеству (фельетон, 1926)
  • Американские рабочие отдают нам свой труд (фельетон, 1922)
  • Банан и Сидараф (фельетон, 1924)
  • Банщица Иван (фельетон, 1925)
  • Белобрысова книжка. Формат записной (фельетон, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • Брачная катастрофа (фельетон, 1924)
  • Воспаление мозгов (фельетон, 1926)
  • Летучий голландец (фельетон, 1926)
  • Паршивый тип (фельетон, 1926)
  • Говорящая собака (фельетон, 1924)
  • Двуликий Чемс (рассказ)
  • Залог любви (рассказ)
  • Звуки польки неземной (рассказ)
  • Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева (фельетон, 1926)
  • Золотистый город (рассказ)
  • Игра природы (рассказ)
  • Как Бутон женился (рассказ)
  • Кондуктор и член императорской фамилии (рассказ)
  • Колесо судьбы (рассказ)
  • Мадмазель Жанна (рассказ)
  • Мертвые ходят (рассказ)
  • Москва краснокаменная (рассказ)
  • Они хочуть свою образованность показать...
  • О пользе алкоголизма (рассказ)
  • Площадь на колесах (фельетон, 1926)
  • Под стеклянным небом (рассказ)
  • Приключения покойника (рассказ)
  • Просвещение с кровопролитием (рассказ)
  • Путевые заметки (рассказ)
  • Работа достигает 30 градусов
  • Самоцветный быт (фельетон, 1926)
  • Смычкой по черепу
  • Сорок сороков
  • Спиритический сеанс
  • Стенка на стенку (рассказ)
  • Столица в блокноте (рассказ)
  • Таракан (рассказ)
  • Угрызаемый хвост (рассказ)
  • Целитель (рассказ)
  • Черный маг
  • Шансон д"этэ
  • Шпрехен зи дейтч?
  • Был май...
  • Вода жизни (фельетон, 1926)
  • Грядущие перспективы (фельетон, 1919)
  • В кафе (фельетон, 1920)
  • Неделя просвещения (фельетон, 1921)
  • Торговый ренессанс (фельетон, 1922, (в СССР опубликован в 1988 году))
  • Чаша жизни (фельетон, 1922
  • Бенефис лорда Керзона (фельетон, опубликован в Берлине в 1923 году)
  • День нашей жизни (фельетон, 1923)
  • Московские сцены (фельетон, 1923)
  • Комаровское дело (фельетон, 1923)
  • Киев-город (фельетон, 1923)
  • Лестница в рай (фельетон, 1923)
  • Часы жизни и смерти (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • В часы смерти (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • Египетская мумия (фельетон, 1924)
  • Москва 20-х годов (фельетон, 1924)
  • Путешествие по Крыму (очерк, 1925)
  • Письмо М. А. Булгакова правительству СССР (открытое письмо, 1930)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) - реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия - Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) - реж. Александр Петрович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии ~370 мин.) - реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) - реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) - реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) - реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) - реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, ~500 мин.) - реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) - реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) - реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) - реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) - реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) - реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) - реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) - реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) - реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) - реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона”) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) - реж. Алексей Праздников

Театральные постановки по произведениям Михаила Булгакова

Музеи

  • Государственный музей М. А. Булгакова в Москве, «Нехорошая квартира».
  • Культурный центр «Булгаковский дом» (Москва, Б.Садовая, д.10)
  • Дом Турбиных, литературно-мемориальный музей им. М.Булгакова в Киеве: Андреевский спуск, д. 13.
  • Музей одной улицы (музей Андреевского спуска) - часть экспозиции посвящена жизни Михаила Булгакова и его творчеству.

Память

120-летие

  • 15 мая 2011 года в Киеве прошло празднования 120-летия со дня рождения М. Булгакова.
  • 15 мая в 22:40 на телеканале «Культура» был показан художественный фильм «Театральный роман».
  • В Москве в музее-квартире на Большой Садовой подготовили три новые выставки:
    • «Новые поступления»;
    • «В ящике письменного стола»;
    • «Восемь снов. Бег».
  • В парке усадьбы Булгаковых в Буче Киевской области произошло празднование дня рождения М. Булгакова. Открыли памятник писателю, заложили сад и провели международный театральный фестиваль.
  • 18 мая 2011 года в высшей лиги Клуба Весёлых и Находчивых был сыгран 3-й четверть финал сезона, темой которого являлся «Булгаков и его творчество».

Известный писатель, драматург и театральный режиссер, Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве. В 1909 году Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета, который окончил с отличием в 1916 году. Во время учебы он женится на Татьяне Лаппа (первая из трех жен Булгакова). Около пяти лет Михаил работал военным врачом.

В 1921 году он перебрался в Москву и начал работать фельетонистом в различных столичных газетах. В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей, а в 1925 году пишет роман «Собачье сердце» , который впервые будет опубликован лишь в 1968 году. Публикация состоялась одновременно в журналах «Грани» (Франкфурт) и «Студент» (Лондон). В Советском Союзе это произведение впервые увидело свет в 1987 году и с тех пор неоднократно переиздавалось. Первыми в 1976 году этот роман экранизировали итальянцы, а в нашей стране «Собачье сердце» дождалось экранизации только в конце 80-х годов. Режиссером фильма был Владимир Бортко.

Осенью 1926 года во МХАТе ставят пьесу Булгакова «Дни Турбиных», которая была положительно воспринята как критиками, так и поклонниками автора. Вплоть до 1930 года, когда творчество писателя было запрещено советским правительством, каждый театральный сезон начинался с новых постановок по мотивам романов Булгакова.

После долгих репрессий со стороны партийного руководства страны Булгаков становится режиссером МХАТа и занимает эту должность вплоть до 1936 года. В следующие несколько лет Михаил работал в Большом театре переводчиком и либреттистом. Среди самых известных его либретто - «Минин и Пожарский», а также «Петр I».

В 1939 году здоровье автора резко ухудшается, и в этот же период он начинает диктовать своей жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков умер от гипертонического нефросклероза.

После смерти автора большинство его романов были экранизированы, а некоторые даже по несколько раз. Например, «Мастера и Маргариту» снимали не только в нашей стране, но также в Венгрии, Югославии и других странах. Следует отметить, что при каждой попытке экранизации романа обстоятельства удивительным образом препятствовали окончанию съемок. В разные годы несколько режиссеров пытались довести дело до конца, но фильмы так и не были закончены, в связи с чем роман снискал мистическую репутацию. Выпустить роман на экраны удалось лишь в декабре 2005 года режиссеру Владимиру Бортко - автору культовой экранизации «Собачьего сердца».