Мистические работы уильяма блейка. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Художник, философ Уильям Блейк творил, обращаясь только к будущим поколениям. Он твердо знал, что только потомки сумеют оценить его произведения. А сейчас, на рубеже XVIII - XIX столетий, не найдет признания у современников. Он оказался прав: все тайны его гения не раскрыты до сих пор.

Жизненный путь

Уильям Блейк всей своей неяркой внешними событиями жизнью не дает особого простора биографам. Он родился в Лондоне в 1757 году в небогатой семье лавочника, там же прожил всю жизнь до самой смерти, до семидесяти лет. Заботу и участие родных, восхищение очень узкого кружка его почитателей и учеников - это Уильям Блейк получил в полной мере. Некоторое время он обучался ремеслу гравера и этим впоследствии зарабатывал. Повседневная жизнь, которую вел Уильям Блейк, была полна рутины и добывания Он занимался изготовлением гравюр по чужим оригиналам, гораздо реже - по своим собственным. Он создал иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Чосера, Книге Иова. Вот одна из иллюстраций к Данте «Вихрь любовников».

Это мощный и страшный поток, который не придет в голову простому обывателю, до которого художник не опускался. Поэтому когда Уильям Блейк пытался утвердить себя как художника, то сталкивался с глухой стеной непонимания. Лишь двадцать лет спустя после его смерти для широкой публики он был «открыт» прерафаэлитами. Не поняты до конца до сих пор тот мир и разнообразное творческое наследие, которые оставил Уильям Блейк. Биография духовная у него сложна и наполнена яркими событиями.

Поэзия

Одна из творческих задач, которую поэт решал на протяжении всей жизни, - создание новой мифологической системы, так называемой Библии Ада. Самое известное и в своем роде совершенное произведение - «Песни невинности и опыта». Его стихотворения бессмысленно рассматривать каждое по отдельности. Они связаны между собой множеством тончайших нитей и приобретают истинное звучание только в контексте всего цикла.

Внутренние переживания

У него были десятилетия, когда он надолго замолкал. Это показывает его мучительные и напряженные духовные искания. Современники его не понимали, но, возможно, именно поэтому его творчество было ориентировано на его внутреннее видение. А оно было макро- и микрокосмогоническим, смелым, фантастическим, с необычной игрой линий и острой композицией. Этим Уильям Блейк, картины которого не были приняты современниками, поражает нас сейчас. Он взял их из того мира, который знал или видел раньше. Это тот самый Блейк, который видел бесконечность в ладони и вечность в одном часе. «Ньютон» - одна из наиболее известных его картин.

В ней физик представлен Великим Архитектором Вселенной с одним из масонских символов в руках. Уильям Блейк предвосхитил Дали, который будет претендовать на звание первого в мире художника в области квантовой физики. Нет, Сальвадор Дали надолго опоздал.

Прошлое Альбиона

Англией правит ее мифологическое прошлое, считал Уильям Блейк. Картины пишутся на темы кельтов и друидов, обладавших особыми знаниями и мифами.

Именно воспоминания о них, по мнению Блейка, могут выявить ранее скрытые истины.

Иллюстрации к Библии

Создавая иллюстрации к Библии, он не пишет пастухов или младенца Иисуса, но мистически видит Сатану. «Брак Неба и Ада» - одна из его книг, написанная в подражание библейским книгам пророчеств. Это же мы видим на его картинах. То, что написал Уильям Блейк, «Красный дракон» - это серия акварельных картин, созданных для иллюстрации Библии, книги Это Большой с семью головами и коронами на них. Его хвост «смел» треть звезд с неба на землю. Эти картины изображают дракона в различных сценах.

Первая картина «Большой красный дракон и жена, облаченная в солнце». Разными богословами она толкуется примерно так. Жена - это Церковь, свет Христов, и солнце над ней священно. В муках она рожает ребенка, которого намерен поглотить дракон. Но ей удается спастись бегством.

От ярости дракон напускает воду, которая должна поглотить и жену, и землю.

Он невероятно страшен и уверен в своей силе.

Некоторые современные взгляды на теологию

На эти ужасы можно взглянуть иначе. Церковь Христа была создана как место Любви и Милосердия. Никакого дьявола в первоначальном учении не было. Его идея парадоксальным образом развилась и обрела силу в период Средневековья как и идея Ада для управления душами паствы. С одной стороны - Рай - пряник, с другой - Ад - кнут, к которому человека толкает дьявол. Так Дьявол обрел стараниями Церкви необыкновенную силу. А ныне близкий к музейному. Мало кто всерьез о нем задумывается.

Но это нисколько не умаляет работ Блейка. Они предлагают размышлять о том, что есть Добро и что - Зло. Он был пророком и многое предвидел, как и собственную смерть.

В шесть часов вечера в день своей смерти Блейк почувствовал ее, пообещал жене, что всегда с ней будет, и умер. Так чем же была для него смерть?

Художник, поэт и мыслитель Уильям Блейк - один из наиболее ярких и оригинальных талантов в европейской живописи конца XVIII - начала XIX века. Уже в детстве будущий художник отличался неординарностью. Яркие видения, часто носившие характер божественных откровений, сопровождали мастера на протяжении всей жизни и во многом определили стиль и образный строй его произведений. Позже он говорил: «Я знаю, что мой мир - мир воображения и образов, я вижу все, что изображаю из этого мира, не каждый видит его таким же».

Блейк никогда не работал с натуры. В десять лет он стал учеником рисовальной школы Генри Парса, где занимались исключительно копированием античных слепков. Большее значение для Блейка имело обучение с 1772 года в мастерской Джеймса Безайра, гравера, изготовлявшего таблицы для изданий древностей. Блейк много работал для него в Вестминстерском аббатстве; делая рисунки с английской скульптуры, он проникся образами средневекового искусства, ставшего для него одним из главных источников вдохновения. В готике Блейка привлекала способность одухотворенной материи отрешиться от тяжести земного притяжения, устремляясь вверх, к небесному. Он проявлял также большой интерес к творчеству Микеланджело, а среди современников - к работам Флаксмена, Фюсли и Барри. В 1779 году Блейк поступил в школу Королевской академии художеств.

В ранних работах, выполненных главным образом пером и акварелью, Блейк близок принципам неоклассицизма. Но уже с 1790-х годов его творчество отмечено разрывом с классицистическими традициями и открытым обращением к наследию Средневековья. При этом он не копировал и не стилизовал свои произведения под творения готических мастеров, но обращался к основам их искусства. Как и средневековые миниатюристы, Блейк мыслил книгу неким целостным организмом, часто выступая одновременно как автор текстов, иллюстраций и оформления, а также печатник своих изданий. Гравируя вместе иллюстрации и текст, он умел видеть каждую страницу в единстве текста, шрифтов и рисунков, помещенных на полях, а иногда между строк.

Первую книгу - "Песни Невинности" (частное собрание) - Блейк выпустил в 1789 году. Она пронизана ощущением светлого лиризма. В ней впервые проявилось то простодушие ребенка, то наивно-прекрасное начало, которое не покидало Блейка даже в самых трагических произведениях и роднило его искусство с фольклором. Один из листов - иллюстрация к стихотворению «Дитя-Радость» (1789, Англия, частное собрание) - украшен огромным алым цветком на гибком стебле, своими извивами заполняющим всю страницу. В чашечке цветка расположились молодая мать с прелестным младенцем на коленях и предстоящий пред ней то ли эльф, то ли ангел. Как все образы Блейка, это изображение многозначно. Наряду с образами народной поэзии здесь прочитывается намек на христианские сюжеты Благовещения и Рождества.

Но уже скоро пасторальное настроение «Песен Невинности» сменяется пессимизмом и ощущением тревоги «Песен Опыта» (1794). Вместо Дитя-Радости появляется символический образ Больной Розы. Блейк, живший в эпоху социальных потрясений, воспринимал происходящее как начало катаклизмов космического уровня. В политике он был столь же радикален, как и в творчестве: симпатизировал войне за независимость в Северной Америке и Французской революции (хотя впоследствии и разочаровался в ней). Критически относился к официальной церкви, но глубоко интересовался теософией Э. Сведенборга и трудами немецкого философа-мистика Я. Бёме. Мастер считал поэтов и художников непризнанными законодателями мира. Подобные взгляды характерны для духовной жизни эпохи романтизма. Стремясь воплотить космогоническое видение драмы человечества, Блейк творил свою мифологию, полную библейских ассоциаций, основанную на апокалипсических предчувствиях, населенную персонажами-символами, среди которых Счастье, Знание, Воображение и поэтическое творчество (Лос), Страсть (Лувах), Слабость и Сомнение (Теотермон) и, наконец, Уризен, олицетворяющий одновременно всемогущего Бога-Творца и порабощенного Человека.

В 1790-1796 годах Блейк создал серию нерифмованных поэм, известных под общим названием "Пророческие книги". Среди них такие, как "Бракосочетание Неба и Ада" (ок. 1790-1795), "Книга Уризена" (1794), "Книга Лоса" (1795). Мир Блейка раскрывается здесь как борьба и соединение крайностей. По его словам, он творил, глядя сквозь натуру, а не на ее внешнюю оболочку. Пространство в его композициях - не связанная с конкретным местом категория. Он расширяет его до масштаба Вселенной, в которой действуют его герои, боги, демиурги, творящие мир, то вознесенные в своем величии, то низвергнутые в бездну стихий.

Близка Пророческим книгам отдельно выпущенная гравюра «Элохим, создающий Адама» (1795, Лондон, Галерея Тейт), воплотившая сложное философское содержание, напряженный спиритуализм, своеобразное осмысление библейских персонажей. Блейковский Элохим (одно из имен бога в Ветхом Завете) с лицом, напоминающим трагическую маску античного театра, влекомый стремительной энергией, словно завис на какое-то мгновение над безжизненным телом Адама, пытаясь влить в него эту энергию. Одна нога Прародителя обвита Змеем, намекающим на будущее грехопадение. Здесь отражен взгляд Блейка на акт сотворения человека как на первую ступень падения. Сложная диалектика добра и зла пронизывает все последующее творчество мастера.

Главное средство выразительности у Блейка - линия; контур фигур он чаще всего делал цветным. Художник применял цветную печать, а затем прорабатывал изображение пером и раскрашивал от руки акварелью. Таким образом каждый экземпляр его книг уникален.

Кроме книг наследие мастера содержит темперные композиции и около ста акварелей на библейские темы. В них на смену полным страсти и мощи персонажам приходит мир героев, понятых как некие почти бесплотные мистические видения, озаренные внутренним, божественным светом. В них появляется замедленность движения, отстраненность. Акварель становится более прозрачной, палитра - жемчужно-сероватой с голубыми и розовыми рефлексами. В композиции «Уличенная в прелюбодеянии» (ок. 1805, Бостон, Музей изящных искусств), являющейся вольной трактовкой сюжета Христос и Мария Магдалина, изысканно удлиненная фигура Христа склоняется до земли перед грешницей, полной достоинства и самоуглубленности. И лишь стремительно удаляющиеся спины фарисеев на заднем плане нарушают композиционное равновесие.

Значительный период жизни Блейк отдал самой большой своей поэме «Иерусалим» (1804-1820), в которой его мистический символизм достиг апогея. Здесь полные страдания и титанических усилий гиганты сталкиваются в неразрешимых конфликтах космического масштаба. Обращаясь в поэме к образу Альбиона, художник устремляет свой взгляд в глубину английской истории, к верованиям друидов, интерес к которым пробудили в нем опубликованные шотландцем Джеймсом Макферсоном "Поэмы Оссиана" (1760-1765). В иллюстрациях появляются такие мотивы, как Стоунхендж.

Кроме своих собственных сочинений Блейк иллюстрировал произведения великих поэтов прошлого. Самыми известными являются акварели к Божественной комедии Данте (1824-1827). В них удивительным образом мироощущение художника соединилось с миром поэзии великого итальянца. В творчестве Данте английский мастер получил мощный импульс для своих фантазий. Иллюстрации к Божественной комедии далеки от буквального следования тексту. Блейк стремится, скорее, к внутреннему образному созвучию поэмы и своих композиций. Особой прелести полны листы, посвященные женским образам. Голубовато-жемчужная акварель становится особенно прозрачной в сценах с Беатриче или Франческой да Римини, линии приобретают текучую неопределенность, фигуры на заднем плане становятся похожими на миражи. Таинственно смутные очертания персонажей, возникающих как бы из тумана, исполнены глубокой меланхолии. Работу над циклом иллюстраций к Данте прервала смерть мастера.

Дальнейшая судьба его наследия оказалась не простой. На некоторое время оно было забыто. В конце 1840-х годов искусство Блейка было возвращено из забвения прерафаэлитами, на формирование которых оно оказало большое влияние, но в полной мере было оценено и изучено в ХХ столетии.

Татьяна Воронина

Уильям Блейк - английский поэт XIX века, который стал символом романтической эпохи. Но он также известен как великолепный художник и график. Его работы вдохновили многих творцов. Уильям Блейк считался великим поэтом, оригинальным мыслителем и гениальным художником. Для вас мы собрали истории десяти необычных картин Уильяма Блейка.

«Песни невинности и опыта» (1789)

« Песни невинности и опыта» - это двойной набор иллюстрированных стихотворений, в которых изображены «Два противоположных состояния человеческой души», детская невинность и чистота против гнева и разочарования. Самая известная «песня невинности» Уильяма Блейка - «Агнец» (Агнец, агнец белый! Как ты, агнец, сделан?), а его противопоставление «Тигр» (Тигр, Тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах). Главный вопрос Блейка заключается в том, как один Бог создал обоих существ: одного мягким, а другого свирепым? «Агнец» был положен на музыку Воганом Уильямсом (который утверждал, что ненавидел стихотворение), Джоном Тавенером и Алленом Гинзбергом. А «Тигр» вдохновил песни Джони Митчелла и группы «Tangerine Dream».

«Сатана или Проклятая душа в Аду» (1789)

У Блейка Сатана, скорее, напоминает замученного в Аду человека с широко разинутым ртом и закатанными глазами. Взглянув на Адово пламя, изображенное прекрасными волнистыми линиями, можно увидеть, как Блейк экспериментирует с овальной иглой, французским методом гравировки 18-го века. А плоть Сатаны изображена очень резкими линиями - крошечные разрезы, запутанные в точечно-розовом узоре. Ещё в возрасте 14 лет Уильям Блейк был учеником гравера. И хотя сегодня его считают мастером в этой области, в 2005 году искусствовед Мей-Ин Сун утверждал, что гравюры Блейка свидетельствуют о бесконечных трудностях, разногласиях и неоднократных ошибках.

«Ветхий днями» (1794)

Гравюра «Ветхий днями» украшает книгу «Европа, пророчество». Уильям Блейк особенно любил этот образ, поэтому создал его в нескольких экземплярах. На картине изображен Бог, которому художник дает имя Уризен. В мифологии Блейка это репрессивная, сатанинская сила, пытающаяся принести человечеству единообразие, создавая разного рода ограничения (в книге «Америка, пророчество» Уризен - злой бог, который правил во время Просвещения). Он изображен на коленях в пылающем диске, окруженном темным облаком, с гигантским циркулем, которым он видимо, измеряет черную пустоту. Копия картины была показана Блейку в последние дни его жизни, поэтому художник создавал свои мрачные цвета на больничной койке.

«Радостный день или Танец Альбиона» (1794)

Голый юноша, одна половина тела которого напоминает Христа, а другая - витрувианского человека, стоит на скале, отбрасывая мирские кандалы, чтобы поприветствовать лучистый рассвет. Этот утопический образ 1780 года: американская революция была в самом разгаре. За эту картину Блейк был схвачен уличной толпой во время антикатолического бунта лорда Гордона. Альбион - древнее имя Британии, которое занимает центральное место в мифологии Блейка, рядом с его Четырьмя Зоа (персонажы Уризен, Тармас, Лува, Уртона), которые были созданы после падения Альбиона.

«Ньютон» (1795-1805)

«Искусство - Древо Жизни. Наука - это Древо Смерти », - писал мистик Блейк. Он осудил научное трио Исаака Ньютона, Джона Локка и Фрэнсиса Бэкона, назвав их бесплодными материалистами. Здесь изображена, скорее идея, чем портрет Ньютона. Он сидит на скале, покрытой водорослями, и делает вычисления при помощи циркуля, как Уризен в «Ветхом днями». Он может быть на дне моря или же в черной дыре. На сегодняшний день это одна из двенадцати «больших цветных гравюр» Блейка в галерее Tate. А вдохновленная этой работой бронзовая скульптура Эдуардо Паолоцци находится напротив Британской библиотеки.

«Коттедж Блейка» (1804-1810)

Ангел парит над Блейком в саду его покрытого соломой коттеджа в Фелпхаме, Сассекс, где художник жил с 1800 по 1803 год и писал об это месте:

«Далеко до сладкого Фелфама, потому что там есть Небеса

Лестница Ангелов спускается по воздуху»

Только два из девяти домов, в которых он жил сохранились до наших дней. Общество Блейка собирает деньги, чтобы купить этот дом, потому что, некоторые утверждают, что там он сидел голым в саду, читая «Потерянный рай» своей жене.

«Иерусалим» (1804)

Гимн, который начинается словами:

«На этот горный склон крутой

Ступала ль ангела нога?

И знал ли агнец наш святой

Зелёной Англии луга?»

Радикальный христианин Блейк смело нападает на ортодоксальность и индустрию, называя их «тёмными фабриками сатаны», отчасти ссылаясь на мельницы Альбиона в Ламбете, которые сгорели в 1791 году. Многие произведения ссылались на эту поэму, но, пожалуй, самым ярким стал фильм «Огненные колесницы», так как заимствовал в качестве названия самую знаменитую строчку гимна. «Иерусалим» также является последней пророческой книгой Блейка. На его обложке изображена несущая таинственный шар фигура, которая приглашает нас за дверь стихотворения, или к самой смерти.

«Ангелы охраняют Христа в гробнице» (1805)

Данная работа написана при помощи акварели, пера и чернил. Он изображает момент, когда Мария Магдалина посетила гробницу Иисуса после распятия и обнаружила, что два ангела парят там, где лежало тело. Блейк взял этот образ из Книги Исхода Ветхого Завета: израильтяне создают «трон милосердия», окруженный золотыми ангелами. Художнику удалось создать настолько тонкие цвета, что изображение кажется почти монохромным. Блейк рассказывал, что однажды в возрасте 8 лет он видел дерево, полное ангелов, «распутывающихся на каждом суку, как звезды».

«Адам дает имена животным» (1810)

Картина выполнена в технике темпера на деревянной поверхности и находится в Доме-музее Поллока в Глазго. Молодой Адам, который очень похож на портреты кудрявого молодого Блейка, дает имена зверям после падения. Змей переплетается, на удивление дружелюбно, вокруг левой руки Адама и задумчиво смотрит на него. Животные, позади него, пасутся в пасторальном ландшафте, как будто все до сих пор не ведают о грехе, совершенном человеком в Эдемском саду. Над головой Адама желудь указывает на зиму, но в мифологии Блейка дуб также является деревом друидов, на котором был распят Христос. Падение человека, змея, Адам и Ева являются центральными персонажами в видениях Блейка.

«Призрак Блохи» (1819-1820)

Одержимый сверхъестественным, Блейк утверждал, что видения посещали его каждый день с самого детства. Со своим другом, астрологом Джоном Варли, они даже пытались вызвать духов. И изображенное на картине чудовищное существо явилось к Блейку как раз во время одного из таких сеансов, заявив, что блохи были заселены душами людей, которые «по своей природе кровожадны до избытка». Чешуйчатое существо, похожее на вампира, пускает слюни в чашку для кровопускания. Но мир искусства времен Блейка счёл его сумасшедшим.

Блейк Уильям (Blake William)

(28.11.1757-12.08.1827), английский живописец, гравер, поэт. Искусству живописи и гравюры учился в Лондоне у гравёра Дж.Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778), испытал влияние Дж.Флаксмена. В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книгу Иова», 1818-1825; «Божественную комедию» Данте, 1825-1827 и другие произведения), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII - первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.

Художник-мистик

Современники не оценили талант Блейка, а его самого считали "полусумасшедшим визионером". Лишь через сто лет после смерти мастера его признали одним из величайших деятелей английского искусства.

Смерч возлюбленных

Уильям Блейк был одним из самых оригинальных художников в истории мирового искусства, хотя прожил жизнь, на первый взгляд, прозаическую и скучную. Он даже никуда не выезжал из Лондона (не считая тех трех лет, что он прожил в поместье одного из своих покровителей). Объяснение этому можно найти одно - Блейку не требовались внешние впечатления, поскольку душа его всегда была переполнена впечатлениями внутренними.



На формирование личности художника во многом повлияли его родители. Отец Блейка был весьма образованным для своего круга человеком. Образованность эта носила, правда, особый характер - Блейк-старший читал Сведенборга и Бёме, увлекался мистическими трактатами и духовидческими откровениями. Свободы детей он ни в чем не ограничивал. И, таким образом, маленький Уильям довольно рано начал читать все, что попадалось под руку, - то есть все тех же Бёме и Сведенборга. Вскоре впечатлительный мальчик сообщил матери, что "видел ангелов в кронах деревьев и пророка Иезекииля на лужайке". Мать отшлепала юного визионера (семья Блейков, несомненно, была не совсем обычной, но "молоть чепуху" в ней детям все-таки не дозволялось).
Увидеть мир в одной песчинке

И космос весь - в лесной травинке,
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность...
Уильям Блейк

АДАМ И ЕВА


ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

"Мистический стиль" Блейка-художника развивался не на пустом месте. По свидетельствам современников, Блейк всю жизнь оставался глубоко верующим человеком. Он полагал, что искусство, религия и воображение неразделимы, как Святая Троица. И эту идею мастер последовательно воплощал в жизнь. Другие художники его времени - например, Флаксмен и Фюсли - также отдавали предпочтение воображаемым сюжетам перед сюжетами, взятыми "из жизни". Однако если для них это было, по большому счету, игрой, то Блейк относился к своим картинам более чем серьезно.

АДАМ И ЕВА

Работы его не всегда поддаются однозначной расшифровке, в них порою скрывается несколько смысловых слоев, их символика сложна и многогранна. Этим картины Блейка отличаются от картин его современников, поскольку если последние и заключали в свои работы некие "загадочные символы", то все это был весьма наивный символизм. Отгадать "загадку" не составляло труда. Не то - у Блейка, в чьих небольших по формату картинах (вот еще одно его отличие от современных ему живописцев - он почти никогда не писал "масштабных" полотен) таится великое множество символических посланий, не все из которых можно сразу разглядеть.

НАВОХУДОНОСЕР


Среди живописцев прошлого Блейк выделял Микеланджело, восхищаясь мощью его образов. Еще одной особенностью творчества Блейка является то, что в нем художник часто руководствовался видениями. С течением времени ему становилось все труднее отделять их от реальной жизни. Сам Блейк говорил, что эти видения "не просто облачко тумана; они настолько отчетливы, что постоянно напоминают о существовании потустороннего мира, не менее реального, чем этот бренный мир".

ВЕЛИКИЙ АНХИТЕКТОР

Только во второй половине XIX века пробудился интерес к творческому наследию художника. Одним из поклонников Блейка был Данте Габриэль Россетти. Десятилетним мальчиком (в 1847 году) он случайно купил блейковский альбом зарисовок, и с этого момента началась его любовь к этому (уже совершенно забытому к тому времени) художнику. В 1893 году творчеством нашего героя заинтересовался известный ныне поэт Уильям Батлер Иейтс, а в 1920 году о нем написал Томас Стернз Элиот. Но для того чтобы интерес к Блейку стал все английским, потребовалось еще несколько лет. Только в 1927 году, когда отмечалось столетие со дня смерти художника и поэта, Блейка, наконец, признали, "одним из величайших деятелей искусства Великобритании".

ДАНТЕ И ВЕРГИЛИЙ У ВРАТ АДА

Необычность блейковского мира почувствует каждый, кто откроеттомего стихов,иллюстрированныйгравюрами.Стихи ирисунокссамогоначала составляли единый художественныйкомплекс-этомногоеобъясняетвих образности. Еще существеннее самфакт,что Блейквынужденнооказалсяв стороне от литературных баталийсвоего века,отеговкусов,увлечений, споров. От его расхожих понятий. Даже от его обиходного поэтического языка.

В 1826 году Линелл прививает Блейку интерес к Божественной комедии Данте. Произведение вдохновляет Вильяма на создание целой серии гравюр. Но смерть Блейка в 1827 году не даёт ему реализовать свою смелую задумку, и только считанные работы в акварели и всего 7 пробных оттисков остаются завершёнными. Но даже они были удостоены восхищения:

‘Несмотря на всю сложность содержания Божественной комедии, акварельные иллюстрации к ней, талантливо выполненные Блейком, находятся в ряду величайших достижений художника. Мастерство в области акварельной живописи в его работах поднимается на совершенно новый уровень, об этом говорит эффект, которого Блейк достиг, сумев воссоздать абсолютно уникальную атмосферу каждого из трёх «миров» по которым скитается герой, в своих иллюстрациях.’

Иллюстрации Блейка к поэме не сопровождают описываемое буквально, они, скорее, заставляют критически пересмотреть происходящее, порой предоставляя новое видение духовных и моральных сторон произведения.

Днесь провижу я: Сон стряхнет земля (В глубине души Это запиши), Чтобы наконец Найден был Творец И в пустыне сад После всех утрат. В дальней той стране, Где нет конца весне, Девочка лежит Лет семи на вид. Лика долго шла. Птицам нет числа. Голоса в глуши Дивно хороши. "Слышу в тишине: Плачут обо мне И отец и мать. Как мне задремать? Наступила ночь. В пустыне ваша дочь. Разве можно спать, Если плачет мать? Лике не до сна, Если мать грустна. Если дремлет мать, Можно мне поспать. Сумрачная ночь! Лике спать невмочь. Глядя на луну, Я глаза сомкну". К ней приходит сон, И со всех сторон Собралось над ней Множество зверей. Старый пляшет лев, Лику разглядев, Лес ликует весь: Место свято здесь. И вокруг нее Кроткое зверье, Так что лев-старик Перед ней поник. Он лизал ее, Он лобзал ее. Алая слеза Зверю жжет глаза. В умиленье лев. Девочку раздев, Львица в темный грот Спящую берет. Перевод В. Б. МикушевичаВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА

Добро, Смиренье, Мир, Любовь - Вот перечень щедрот, Которых каждый человек, Моля и плача, ждет. Добро, Смиренье, Мир, Любовь Познал в себе Творец, Добро, Смиренье, Мир, Любовь Вложил в детей Отец. И наше сердце у Добра, И наш - Смиренья взгляд, И в нашем образе - Любовь, Мир - наш нательный плат. Любой из нас, в любой стране, Зовет, явясь на свет, Добро, Смиренье, Мир, Любовь - Иной молитвы нет. И нехристь - тоже человек, И в том любви залог: Где Мир, Смиренье и Любовь, - Там, ведомо, сам Бог. Перевод В. Л. Топорова

СУД ПАРИСА


В семье лавочника. Он был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. Уильям никогда не посещал школу, получая образование на дому — его учила мать. Родители были протестантами и весьма религиозными людьми, поэтому всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия.

Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартина ван Хеемскерка и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. Тогда же он увлёкся и поэзией.

БОЛЬШОЙ КРАСНЫЙ ДРАКОН



Архетип Создателя — образ, который часто встречается в работах Блейка. Так, демиург Уризен молится перед тем как создать мир. " Грозный Лос " третья в сборнике книг иллюстрированных Блейком и его женой, более известных как Иностранные Пророки. Блейки были «сектантами» и предполагалось, что они относились к Моравийской церкви. С ранних лет Библия произвела огромное воздействие на Блейка. На протяжении всей его жизни она будет оставаться главным источником вдохновения для него.

РОЖДЕНИЕ ХРИСТА

В день своей смерти Блейк неустанно работал над иллюстрациями к Данте. Говорят, что, в конце концов он отложил работу и повернулся к жене, которая всё это время сидела на кровати рядом с ним, не в состоянии сдержать своих слёз. Посмотрев на неё, он воскликнул: «О, Кейт, прошу, оставайся недвижима, я сейчас нарисую твой портрет. Ты всегда была ангелом для меня». Завершив портрет (ныне утерянный и до нас не дошедший), Блейк отложил все свои кисти и принадлежности и стал распевать гимны и песенки. В 6 часов вечера того же дня, пообещав жене, что будет с ней вечно, Блейк отошёл в другой мир. Гилкрист говорил, что женщина, которая жила в этом же доме и присутствовала при смерти Блейка, сказала: «Я видела смерть не человека, но блаженного ангела».

ИЛЛЮЗИЯ К ПОЭМЕ "ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ"


Блейк Уильям (Blake William) (28.11.1757–12.08.1827), английский живописец, гравер, поэт. Искусству живописи и гравюры учился в Лондоне у гравёра Дж.Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778), испытал влияние Дж.Флаксмена. В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книгу Иова», 1818–1825; «Божественную комедию» Данте, 1825–1827 и другие произведения), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям. Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, изысканные линеарные формы работ живописца вызывают представление о потустороннем мире. Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение. Гравер и книжный иллюстратор по профессии, Блейк выразил свой талант в поэзии и в поразительных по воздействию мистических и символических картинах. Духовный мир представлялся Уильяму Блейку более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей. Блейк жил в бедности и умер непризнанным 12 августа 1827 года. В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

Увидеть мир в одной песчинке
И космос весь - в лесной травинке,
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность...