Культурная история италии. Культура италии. Италия: население и демография


Культура Италии во 2-й пол. 20 века.
Содержание:
Введение………………………………………………………… ………………...3
Постановка проблемы и актуальность темы…………………………………….4
Цели и задачи исследования……………………………………………… ……...5
Источниковая база исследования……………………………………………… ...6
Глава I. Искусство Италии и сохранение культурного наследия во 2й половине XX века. Города Италии – составная часть культуры………………7
Глава II. Итальянская культура во 2й пол. XX века
2.1 Кинематограф и театральное искусство……………………………………12
2. 2 Музыка……………………………………………………………… ……….19
2.3. Литература…………………………………………………… ……………..22
Глава III. Праздники и фестивали в Италии 2й пол. XX века………………...27
Заключение…………………………………………………… ………………….31
Примечания…………………………………………………… …………………32
Список используемой литературы……………………………………………... 34

Введение.

Италия находится на Юго-западе Европы, в бассейне Средиземного моря. Она занимает Апениннский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. Территория – 301,2 тыс. км2. Столица – Рим. Крупнейшие города – Милан, Неаполь, Турин, Генуя и др. В пределах Италии находятся два государства – Ватикан и Сан-Марино, окруженные со всех сторон её территорией. Административно- территориальное деление – 20 областей. Население 57,8 млн. (1995 г.). 94% - Итальянцы. Официальный язык – итальянский. Господствующая религия – католицизм. Денежная единица – лира. Национальный праздник – первое воскресенье июня – День провозглашения Республики (2 июня 1946г.).
Итальянцы – очень веселый и жизнерадостный народ. Об итальянском характере трудно сказать что-либо определенное. Кроме того, они, безусловно талантливы. Исходя из качеств характера этой нации, их культура является почитаемой во многих странах Европы. (1)

Италия – одна из немногих стран, обладающих огромным культурным наследием. Богатая история повлияла на развитие искусства. История и культура Италии самым тесным образом переплетаются с наследием всего мира, то возникает желание хотя бы один раз в жизни увидеть эту прекрасную, удивительную и единственную в своем очаровании страну, сумевшую вдохновить на творчество бесчисленную вереницу поколений человечества.

На территории Италии трудились многие великие мастера: художники, скульпторы, ученые, поэты и писатели, композиторы и архитекторы и многие другие. Среди них есть и наши соотечественники. Многие великие русские люди жили и трудились в Италии.
Культура Италии имеет довольно разносторонний характер. XX век, а в частности его 2-я половина отличается новыми праздниками, новым кино, музыкой и литературой от предыдущих столетий.
Постановка проблемы и актуальность темы.

Одна из причин популярности Италии среди туристов это ее богатейшая история, состоящая из множества этапов, пронизанных интригами, закулисными историями и предательствами, богатых архитектурными постройками, произведениями искусства и литературы, отличающимися своей развитостью во всех сферах жизни общества. Безусловно, история Италии повлияла на развитие культуры и искусства этой страны. Трудно поверить, но более 50% мирового культурного наследия сконцентрировано именно в Италии.

Искусство Италии занимает одно из ведущих мест в мировой культуре.
Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, оно прошло путь заимствования и освоения культур соседних государств, достигло в своем развитии исключительных высот, умирало и возрождалось, достигая высот еще более невиданных, и оказало на мировое искусство самое значительное влияние среди всех стран мира.

2-я половина XX века является переломным моментом в жизни итальянцев, который повлиял на культуру.

Цели и задачи исследования.

Целью данной работы является исследование культуры Италии во 2-й половине XX века. Но для этого требуется более обширное изучение Италии с самого зарождения её культуры.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

    Исследование начать с изучения городов Италии как культурного наследия;
    Изучить кинематограф и музыку как составляющие культуры 2-й половины XX века; обратить главное внимание на новые жанры в этих отраслях;
    Рассмотреть праздники и фестивали в Италии, а в частности во 2-й половине XX века;
    Найти особенности итальянской литературы во 2-й половине 20 века.

Источниковая база исследования.

Исследование культуры, прежде всего, затрагивает источники, которые являются работами, как зарубежных путешественников, так и монографиями местных исследователей, в частности итальянцев. Но, так как мы затрагиваем культуру 2-й половины XX века, необходимо привлечь Интернет-ресурсы, из которых можно выявить огромное количество нужного материала по культуре Италии (например: международные сайты, библиотеки, туристические порталы и т.п.). Во многих научно-популярных журналах тема культуры очень актуальна, что даёт возможность опираться и на такие источники.

Глава I. Искусство Италии и сохранение культурного наследия во 2й половине 20 века. Города Италии – составная часть культуры.

На наш взгляд, Италия в сравнении с другими странами Европы, первая приступила к выработке концепции охраны национального достояния. Это объясняется хотя бы таким фактом, что эта страна владеет 40 процентами мирового культурного наследия. 40 объектов включены в Список всемирного наследия. В Италии, наряду с такими признанными культурными центрами, как Рим, Неаполь, Флоренция, существуют и другие не менее известные широкой общественности центры - Милан, Венеция, Модена и т.п.. Италия сосредоточила на своей территории наследие разных исторических эпох – Античности, Средневековья, Возрождения, что обуславливает особенности культурной политики в данной сфере. (1)
Уже в 1974 году в Италии создается Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон №657 от 14 декабря 1974 года), но видимо выполнение нескольких функций (охрана культурного наследия и окружающей среды) стало слишком сложной задачей, несмотря на преобладание комплексного подхода к охране наследия. И в 1975 году министерство было преобразовано в Министерство культурного достояния
(Министерство по вопросам охраны памятников культуры) (Закон №5 от 29 января 1975 года.
В ведение Министерства по вопросам охраны памятников культуры из министерства внутренних дел была передана архивная служба, из министерства народного просвещения – антиквариат, изобразительное искусство и библиотеки. И в результате этой реорганизации в министерстве была сосредоточена деятельность по охране археологического, исторического, библиотечного и художественного наследия. Министерство по вопросам охраны памятников культуры включает в себя четыре центральных управления. (2)
Существую и другие субъекты государственной культурной политики в области охраны национального достояния. Например, Министерство общественных работ. С 1950 г. Оно осуществляет реставрационные работы. Ему предписано заниматься работами чисто технического характера - художественные и исторические работы находятся в ведении соответствующих структур министерства культурного достояния. Еще один субъект – Министерство туризма, ответственное за разработку «туристических и культурных маршрутов в Италии". (1)
Регионам с особым статусом было предоставлено значительно больше полномочий. Они получили право даже на собственное законодательство. В административно- территориальном отношении Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Почти все области приняли законы, касающиеся культурной деятельности, библиотечной деятельности (16 областей), музеев (10), охраны культурных ценностей (16), исполнительского искусства (17), молодёжной политики (6).(3)

Практически одновременно с созданием специализированного государственного органа опеки над наследием в 70-х годах в Италии начался процесс децентрализации культуры, что подтверждается, например Декретом от 14 января 1972 г., президентским указом № 616 от 24 июля 1977 года, расширившим компетенцию регионов, оставляя за правительством контрольные функции.
В административно- территориальном отношении Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Почти все области приняли законы, касающиеся культурной деятельности, библиотечной деятельности (16 областей), музеев (10), охраны культурных ценностей (16), исполнительского искусства (17), молодёжной политики (6).
Итальянская культурная политика в области охраны культурного и природного наследия, начала формироваться раньше чем в других странах Европы, что можно объяснить наличием значительного количества культурных ценностей, обладающих не только национальной значимостью, но и мировой и сосредоточенных в рамках данной территории. Италия, владеет 40 процентами мирового наследия, что естественно, требует от нее невероятных усилий по его защите. Оценка культурного наследия Италии в сумму около 2 триллионов евро, как раз и указывает на новые тенденции в отношении наследия. Конечно же, это приблизительная сумма, так как стоимость некоторых культурных объектов вообще трудно определить.
Итак, многие города заслужили своё культурное достояние с древних времён вплоть до интересующего нас времени – 20 века, а в частности 2-й его половины. Таким образом, можно выделить несколько наиболее культурно ярких и интересных городов Италии как основу культуры. (4)

Рим - столица Италии, административный центр одноименной провинции и области Лацио. Один из древнейших городов мира, получивший название «Вечный город». В Риме главным центром культурного наследия является площадь Св. Петра. Это место свято уже более 16 веков, когда император Константин возвел здесь грандиозную церковь, в которой находится гробница Св. Петра. Базилика Св.Петра – самая грандиозная в мире, она вмещает 60 тыс. человек и по размеру вчетверо превосходит Исаакиевский собор в Петербурге. После Второй мировой войны территория Рима стала быстро разрастаться во всех направлениях. Построенная к Олимпийским играм 1960 года магистраль Виа Олимпико, связавшая Форо Италико с районом ЭУР, а также восточные и южные отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в двух уровнях частично облегчили решение транспортной проблемы. Районы старой застройки сохранялись по возможности в первоначальном состоянии, здесь возводились лишь отдельные сооружения, нередко органично связанные с историческим окружением: вокзал Термини (1938-1950, архитекторы Ан джоло Мац-цони (1894-1979), Эудженио Монтуори (1907-1982)), посольство Великобритании (1 970, английский архитектор Бэзил Спенс (1907-1982)). Выделяются постройки известного итальянского архитектора и инженера Пьера Луиджи Нерви (1891 - 1979): Дворец спорта (1958- 1960, совместно с архитектором М. Пьяченти-ни), Олимпийский городок (окончен в 1960) с палаццетто (Малый дворец спорта; 1957, совместно с архитектором Ан-нибале Вителлоцци) и стадион Фламинио (1959). Новое строительство развивается главным образом на окраинах города. Район ЭУР превратился в 1960-1970-х годах в крупный деловой центр Рима, продолжающий далее расти на юго-запад.
Из последних архитектурных достижений следует назвать построенный в 1994-2002 годах крупнейшим современным итальянским архитектором Ренцо Пиано (р. 1937) концертный зал в Музыкальном парке Рима (Auditorium Parco della Musica).

Верона – один из старинных прекрасных городов Италии, сохранивший свой облик через века. Узкие улочки, старинные замки, древние монастыри – это как раз та Италия, которую хотелось увидеть. Живописные виды старой Вероны открываются с моста Ponte Pietro (1-й век до н.э) через реку Адиге и. В Вероне сохранился Колизей, он меньше римского, но 22 тысячи зрителей собирают ежегодные Шекспировские фестивали.
Самый знаменитый памятник Вероны – дом Джульетты. Трехэтажный дом, где жила семья Капулетти, был построен в 13-м веке. В маленький двор выходит балкон 2-го этажа, где и происходили встречи влюбленных. Джульетту можно увидеть на балконе во время костюмированных шествий, а в остальное время бронзовая статуя Джульетты встречает тысячи туристов. Все стены возле статуи оклеены записочками на всех языках мира, в том числе и на русском.
Равенна в 20 веке тихий городок на востоке Италии, а в далекие времена он был столицей Западной Византийской империи, поэтому только здесь сохранились уникальные средневековые мозаики в Базилике Сан Витале и самом старом памятнике города - Мавзолее Galla Placidia, построенный в 4-5-м столетии.
Милан - Город был основан в 6-5 веках до н . э. галлами. Это один из самых древних городов Италии. Центр Милана - площадь Пьяцца Дуомо, на которой стоит памятник Витторио Эмануилу II. Здесь же стоит Миланский собор. На площади можно увидеть и Королевский дворец, где сейчас располагаются Государственный Музей Современного Искусства и Музей Cобора Дуомо. Недалеко находится всемирно известный оперный театр Ла-Скала. В Милане очень много соборов и церквей - церковь Сант-Амброджио , церковь Святого Маурисио, замок Кастелло-Сфорцеско, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие с росписью "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Многочисленные музеи Милана хранят в себе историю и культуру этого города. Наиболее популярны галерея Брера с коллекцией живописи, Музей Кастелло с античными скульптурами, фресками и майоликами, Картинная галерея Амброзиана, Национальный музей науки и техники, где выставлены научные проекты Леонардо да Винчи, Археологический музей. (2)

Италия - огромный музей. Каждый ее город мог бы быть серьезным культурным центром иной страны. Красота природы переплетена с историей. Архитектурные памятники разных эпох гармонично вписываются в пейзаж.

Глава II. Итальянская культура во 2й пол. 20 века.
2.1 Кинематограф и театральное искусство.

Во многих культурных отраслях XX век знаменуется неореализмом. Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художественной культуре 40-50-х гг., оказавшим влияние на развитие всего послевоенного кинематографа. Неореализм объединил самых разных кинематографистов, но в первую очередь молодых, по большей части дебютантов, единых в ненависти к фашизму, в стремлении правдиво рассказать о настоящей жизни Италии, её народа.

Первые фильмы неореализма ("Пайза" Р.Росселлини, "Солнце ещё всходит" А.Вергано) черпали сюжеты и образы в движении сопротивления. Следующие - "Трагическая охота", "Горький рис", "Нет мира под оливами", "Рим, 11 часов" Дж. Де Сантиса, "Похитители велосипедов", "Шуша", "Умберто Д" Де Сики, "Земля дрожит" Л.Висконти и др. Рассказывали о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухи.

Неореалисты заложили фундамент здания современного итальянского кинематографа, однако процесс развития традиций неореализма не был простым. Начало 50-х. гг. в Италии - время политического и экономического кризиса, наступления католической реакции. И хотя в стране продолжалось демократическое движение, часть итальянских художников, разочаровавшись в надеждах на прогрессивные преобразования общества, отошли от активной гражданской позиции. Некоторые режиссёры продолжали работать в традициях классического неореализма. Но в новых условиях их фильмы утеряли тот революционный порыв, которым были пронизаны первые неореалистические ленты. Кроме того, итальянские власти развернули кампанию по борьбе с неореализмом. (1)
Поиски новых путей развития итальянского кино в 50-е гг. шли по пути углубления анализа отношений между людьми, отчуждённости человека в современном мире. К этой теме обращаются и уже признанные классики - Р.Росселлини и Л.Висконти, и дебютировавшие в нач.50-х М.Антониони и Ф.Феллини - будущие крупнейшие мастера мирового кино, с творчеством которых связан следующий этап не только итальянского, но и мирового киноискусства в направлении философского, поэтического кинематографа. Именно в этих картинах отразилась одна из ведущих тенденций западноевропейского кинематографа конца 50-х - середины 60-х гг. - исследование психологии современного человека, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и разобщённости между людьми. Об этом фильмы Феллини: «Дорога», «Маменькины сынки», "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной", картины Антониони "Хроника одной любви", "Крик"; так называемая "трилогия одиночества и некоммуникабельности" - "Приключение", "Ночь", "Затмение"; первая цветная картина режиссёра "Красная пустыня". (2)

Конец 50-х - 60-е годы - период преодоления экономического кризис, годы так называемого бума, "экономического чуда". Итальянская кинематография вновь набирает силу: её экономическая мощь выражается в рекордных цифрах годового производства картин. Это время дебютов, расцвета творчества ведущих мастеров, появления новых жанров. Многие режиссёры вновь возвращаются к антифашистской тематике, пытаясь глубже осмыслить недавнее прошлое. В таких картинах, как "Генерал Делла Ровере" Росселлини, "Долгая ночь1943 года" Ф.Ванчини, "Четыре дня Неаполя" Н.Лоя, вновь оживаю лучшие традиции неореализма. (1)

Но главными становятся остросоциальные ленты, посвящённые современности. Это уже упоминавшиеся картины Феллини и Антониони, в которых общество "всеобщего благоденствия" оказывается обществом всеобщей разобщённости и бездуховности. Это один из лучших фильмов Висконти - "Рокко и его братья", рассказывающий о трагической судьбе крестьянской семьи, перебравшейся в город. И, наконец, две первые картины П.П.Пазолини "Нищий" и "Мама Рома", открывающие новую страницу в истории итальянского кино, связанную с творчеством прославленного режиссёра, поэта, писателя, учёного и публициста, которые пришёл со своей особой темой, удивительно эмоциональным и выразительным языком, трагически-противоречивым, мятежным мироощущением.

В конце 60-х начале 70-х гг. наметилась общая тенденция к политизации искусства в связи с обострением политической борьбы, успехами левых сил, молодёжного движения протеста, всколыхнувшего высь западный мир. В картинах Пазолини, Б.Бертолуччи, Ф.Рози, М.Белоккьо, В. и П.Тавиани ещё ранее были затронуты темы молодёжного протеста против буржуазного общества, тема народной революции, разрабатывались новые принципы изображения: документализм в сочетании с метафорой, обобщением, символикой. В кон. 60-х.гг. начали складываться основные жанры и направления политического кино, которое в Италии достигло наивысшего расцвета в первой половине 70-х.гг. антифашистская направленность, критический социальный настрой сближают политической кино с произведениями неореализма. (1)
С Середины 70-х гг. начинается кризис итальянского кинематографа. Резко снижается посещаемость кинотеатров, кино не выдерживает конкуренции с телевидением, кинопроизводство попадает во всё большую зависимость от иностранного, прежде всего американского, капитала, резко возрастает число коммерческих чисто развлекательных картин.
Но в эти годы был создан и целый ряд картин, в которых критика капиталистической действительности прозвучала не менее остро, чем прежде. Уровень итальянской кинематографии в целом оказался высоким. Свидетельство тому - последние ленты Антониони и Феллини, картины так называемого "среднего поколения" режиссёров: Бертолуччи, братьев Тавиани, Рози, Скола и других. Такие фильмы, как "XX век" Бертолуччи, "Отец-хозяин", "Ночь святого Лоренцо", "Хаос" братьев Тавиани, "Дерево для башмаков" Э.Ольми, "Фонтамара" Лидзани, говорят о том, что режиссёры не утратили веру в возможность позитивных перемен, в силы, способные эти перемены осуществить. В названных картинах ставятся проблемы народной революции, оживают лучшие традиции неореализма, предпринимаются интересные попытки дальнейшего развития языка кино.(3)

Обнадёживающим являлось творчество режиссёров, дебютировавших в конце 70-х - начале 80-х гг.: Дж.Бертолуччи ("Я люблю тебя, Берлингуэр", "Секреты, секреты"), М.Т.Джордана ("Я люблю вас, проклятые", "Падение восставших ангелов"), Дж.Амелио ("Удар в сердце"), Н. Моретти ("Эчче Бомбо", "Золотые сны", "Бьянка", "Месса окончена"), комедиографов Р.Бениньи и М.Троизи, в фильмах которых реалистическое бытописание сочетается с эксцентрикой и бурлеском.
Наряду с политическими картинами так же с 50-60-х г.г. стали популярны мелодрамы, комедии и мафиозные детективы. К актёрам такого периода можно отнести: Нинетто Даволи, который играл в кино-картинах великого мастера итальянского кино - Пьера Паоло Пазолини, "Евангелие от Матфея" (1964),"Ястребы и воробьи" (1966), "Декамерон" (1971), "Рассказы Кентербери" (1972), "Арабские ночи" (1974). Советскому зрителю, пожалуй, этот актер, запомнился по роли Джузеппе в прекрасном итальяно-советском фильме Рязанова/Проспери "Невероятные приключения итальянцев в России" (1974). Актер с успехом продолжает играть в кино, хотя в последнее время все больше внимания уделяет телевизионной работе.
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни к середине 1950-х годов, снявшись более чем в 20 итальянских фильмах, Марчелло Мастроянни завоевал славу у себя на родине и приобрел всемирную известность. Роли в таких картинах, как `Белые ночи` (1957) Лукино Висконти, `Сладкая жизнь` (1960) и `Восемь с половиной` (1962) Федерико Феллини, `Вчера, сегодня, завтра` (1963) и `Брак по-итальянски` (1964) Витторио Де Сики, `Развод по-итальянски` (1962) Пьетро Джерми принесли Мастроянни звание одного из ведущих актеров мирового кинематографа.
Джина Лоллобрджида Снималась у знаменитых режиссёров, среди которых Витторио Де Сики, Джон Хьюстон, Марио Моничелли, Рене Клер, Жюль Дассен.


Является автором 6-ти альбомов жиссёр документальных фильмов об Индире Ганди и Фиделе Кастро.
Софи Лорен за фильм «Чочара» (1961) получила премию «Канского кинофестиваля» и «Оскар», став первой иностранной актрисой, завоевавшей его в номинации "Лучшая актриса".
В 1968 году Софи родила Карло Понти-младшего (дирижер Венского оркестра). А 1972 году - сына Эдуардо (режиссер). В 70-е годы актриса работала в Италии с Марчелло Мастроянни, в 1978 году снялась в двух голливудских фильмах, а в 1979-80 годах опубликовала автобиографическую книгу и выпустила телефильм. (4)

Джульетта Мазина подлинный успех и признание пришли после исполнения ролей Джельсомины и Кабирии в картинах Феллини «Дорога» (1954) и «Ночи Кабирии» (1957). Одной из лучших работ актрисы в 60-е годы стала главная роль в фильме Федерико Феллини «Джульетта и духи» (1964).
Ремо Джироне - итальянский киноактёр и режиссёр. Известен исполнением роли Тано Каридди в телесериале об итальянской мафии «Спрут» (1984-1999).

Всемирно известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони в своих фильмах расширил проблематику неореализма, включив в нее мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности. Среди его фильмов такие известные, как «Приключение» (1960), «Ночь» (1960), «Затмение» (1961), «Красная пустыня» (1964), «Забриски-пойнт» (1970), «Профессия: репортер» (1975), «Идентификация женщины» (1982), «Над облаками» (1995).
Отметим фильмы режиссера Ренато Кастеллани (1913-1985) - «Ромео и Джульетта» (1954), «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971) и «Жизнь Джузеппе Верди» (1982); а также режиссера Луиджи Коменчини (р. 1916) - «Хлеб, любовь ифантазия» (1953), «Мы ничего о ней не знаем» (1969), «Женщина на воскресенье» (1976), «Моя синьора» (1996).
Во всем мире известно имя выдающегося итальянского сценариста и кинорежиссера Федерико Феллини (1920-1993). Для стиля Феллини характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Феллини художественный сплав, в котором доминирует захватывающая эмоциональность. Среди фильмов мастера отметим: «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Восемь с половиной» (1963), «Амаркорд» (1974), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983), «Голос луны» (1990). (3)

В 50-е годы в Европе началось движение за доступный и демократичный народный театр. В Италии оно слилось с борьбой за стационарный театр, которого в стране просто не было. Первым таким театром стал «Пикколо театро» в Милане, основанный при участии молодого итальянского режиссера и театрального деятеля Джорджо Стрелера, ставшего впоследствии одной из ключевых фигур в итальянском театре второй половины XX века.
Нельзя не назвать имена известных итальянских режиссеров периода 2-й половины 20 века, которые внесли большой вклад в театральное искусство. Это: Лукино Висконти, Орацио Коста, Франко Паренти, Кармело Бене.
Из выдающихся ныне живущих итальянских режиссеров старшего поколения назовем такие имена, как Дарио Фо - драматург, актер, режиссер, лауреат Нобелевской премии по литературе 1997 года, и Лука Ронкони, работавший в театрах Рима, Генуи, Флоренции, Вены, Цюриха. Они немало сделали для обогащения театрального языка, их открытия широко используются в современной театральной практике. В настоящее время они продолжают успешно работать в итальянском театре.
Интересные работы середины 20 века представили на суд театральной общественности режиссер и актер, сын Эдуардо де Филиппо, Лука де Филиппо, режиссер Федерико Тьецци, режиссер и актер Джорджо Барберио Корсетти, режиссер Марио Мартоне.
Среди ушедших от нас выдающихся итальянских театральных актеров и актрис XX века - Тото (Антонио де Куртис), Пеппино де Филиппо, Паоло Стоппа, Уго Тоньяцци, Витторио Гассман,Анна Маньяни, Рина Морелли, Пупелла Маджо, Мариза Фабри. (2)

2.2 Музыка.

Слава итальянской музыки начала распространяться в средние века и чуть позже в эпоху Возрождения, причем не только вместе с мелодиями, которые творили итальянские композиторы и дивными голосами итальянских певцов, но и с музыкальными инструментами, которые снискали известность как самые лучшие, которые человек когда либо делал. Сама атмосфера Италии способствовала рождению прекрасной музыки, и недаром такие имена как Вивальди, Россини, Паваротти широко известны во всем мире.
Итальянская музыка в xx веке как никакая другая претерпела ряд удивительных метаморфоз. Конец 50-х - 70-е годы уже совершенно иная "песня". И в годы 80-е итальянская эстрада вошла еще раз неузнаваемо изменившись. (1)

Развитие симфонической музыки, расширение и усложнение состава оркестра, стремление к большей выразительности и красочности игры потребовали освобождения дирижера от участия в общем ансамбле, сосредоточили его внимания только на управлении коллективом музыкантов. Постепенно складывается современный профессиональный тип дирижера-исполнителя, не являющегося одновременно композитором или исполнителем.
Италия дала миру целый ряд выдающихся дирижеров. Назовем лишь несколько имен. Это - Артуро Тосканини, Туллио Серафин), Виктор Де Сабата Вилли Ферреро, Фернандо Превитали. Многие из этих дирижеров известны также как авторы опер, балетов, инструментальной музыки, работ по истории и теории музыки. (2)
Отметим творчество всемирно известных итальянских музыкантов, «живых классиков» XX века. Это американский композитор итальянского происхождения Джан Карло Менотти, дирижер Карло Мария Джулини композитор, пианист, виолончелист и музыкальный критик Риккардо Мальпьеро композитор, пианист и дирижер Франко Маннино.
Среди выдающихся итальянских исполнителей XX века назовем имена пианистов Карло Цекки, Артуро Бенедетти Микеланджели Альдо Чикколини, Бруно Канино и Маурицио Поллини, скрипачки Джоконды Де Вито, скрипачей Уто Уги, Сальваторе Аккардо, виолончелиста Энрико Майнарди.
и т.д.................

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи , Рафаэль и Микеланджело , писатели Данте , Петрарка и Боккаччо.

Литература

Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии – одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.

Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта – Лудовико Ариосто , автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи . В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.

Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д’Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество.

Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перлá; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии.

Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче , философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи.

Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа – Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда.

Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой.

Величайшим итальянским драматургом конца 19 – начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес – Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек – исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым – одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями.

Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма – движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его «герметическая» поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии – Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале – в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, – Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.

Искусство

Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.

В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли .

В конце 15 – начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне , Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе .

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини , создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо . Среди итальянских художников 18–19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези , который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова , работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860–1880-х годов – Маккьяйоли.

Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра , Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910–1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана , Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо «искусство нищеты» (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти , известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини . В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви , использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Музыка

Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина , чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства.

Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы.

Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини . В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 – начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи

(Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано).

Всемирную известность приобрели «Театро дель опера в Риме» и «Ла Скала» в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в «Театро Медитерранео» в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо , Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти ; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли.

Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д’Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине.

В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).

Недалеко от Форума находится символ Рима – Колизей. Большой амфитеатр был задуман императором Веспасианом, чтобы увековечить род Флавиев. Строительство Колизея продолжалось восемь лет. Для постройки были доставлены тысячи блоков травертина, которые скреплялись с помощью выдающейся по тем временам технологии – металлическими стержнями. Амфитеатр состоял из трибун, поднимающихся от овальной арены к балконам, и мог вмещать 50.000 зрителей. Такое большое количество людей имело возможность быстро войти внутрь благодаря 76 последовательно пронумерованным входам.

Очень давнюю историю имеет в Италии стекольное производство. Всемирную известность получили изделия венецианского острова Мурано: бисер, графины из тяжелого стекла с примесью свинца, тончайшие хрустальные вазы, люстры из цветного прозрачного стекла, изящные фигурки рыб, птиц и пр. Другой венецианский остров - Бурано прославился своими тончайшими кружевами.

В Италии регулярно проводится множество самых разных зрелищных мероприятий, фестивалей, выставок, ярмарок, массовых празднеств. Наиболее популярными и интересными из них являются международный кинофестиваль в Венеции и фестиваль двух миров в Сполето, во время которого проводятся оперные и балетные спектакли, театральные постановки, концерты. Самым ярким, сказочным праздником в Италии является венецианский карнавал, который ежегодно отмечается в феврале и длится десять дней. Все улицы, площади, каналы заполняются людьми в масках и карнавальных костюмах, В течение десяти дней во всех уголках Венеции проходят музыкальные программы, устраиваются театрализованные представления и фестивали

Культура и традиции в Италии

Италии сосредоточено около 60% памятников истории и культуры Европы, внесенных в Реестр культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Практически любой город - это своеобразный музей истории под открытым небом. В Италии насчитывается более 30 000 церквей и соборов, 20 000 замков, 700 музеев.

Кухня в Италии

Кухня Италии отличается большим разнообразием. Почти каждая область славится каким-либо блюдом. Пьемонтцы, например, по праздникам готовят так называемые аньелотти («ангелочки») - квадратные пельмени, начиненные фаршем из телятины и овощей. Лигурия известна ароматичностью своих блюд и большими блинами из чечевичной муки, называемыми фаринате. Эмилия-Романья прославилась на всю Италию своими жирными кушаньями и большим количеством сортов колбасы. Традиционное блюдо Тосканы - бистекка алла фьо-рентина (бифштекс по-флорентийски). Римляне славятся умением жарить поросят. Неаполитанским по происхождению блюдом считается пицца , распространенная теперь во многих других городах Италии и даже за ее пределами. В Неаполе функционирует множество пиццерий, где пиццы приготавливают в присутствии посетителей в больших круглых печах прямо на поду.

Добавить себе закладку на эту станицу:

В стране, где сиеста (послеобеденный сон) почти утверждена на законодательном уровне, любят больше отдыхать, чем работать. Какие традиции и обычаи Италии сохранились до наших дней? Какие изжили себя и забыты? Чем примечательны люди этой прекрасной страны? О самых интересных традициях и обычаях Италии можно узнать из публикации.

Население

На территории этого средиземноморского государства, которое на карте Южной Европы напоминает по форме сапог, проживает около 60 млн человек. В прославленной столице - Риме - примерно 3 млн. Официальным языком парламентской республики считается итальянский. Долгие годы в стране оставался достаточно однородный национальный состав (итальянское большинство). Однако в связи с создавшейся мировой геополитической ситуацией и большими миграционными потоками сегодня в Италии проживают албанцы, французы, немцы, греки и представители других народностей (численностью около 10%).

Неудивительно, что по религиозному составу преобладают католики (92%). Итальянцы обожают своего папу, практически каждый житель страны хотя бы один раз в жизни посетил государство-анклав Ватикан, которое находится на территории Рима.

В Италии также можно встретить протестантов, мусульман, православных и иудеев.

Традиционное жилище и костюм

Типичной постройкой в небольших поселениях остается домик средиземноморского типа. Согласно традициям и обычаям, в Италии их издавна строили в два этажа из камня. Уютно смотрится среди зеленых деревьев и кустарников черепичная двускатная крыша жилища. Постройка делилась по горизонтали на два уровня. Первый отводили под хозяйственные помещения, кухню, а на втором этаже была жилая часть. Внутреннее убранство отличалось массивной деревянной мебелью, которую сегодня редко встретишь в современных домах.

Жизнерадостные и энергичные представители нации, следуя традициям и обычаям Италии, носили очень яркие многообразные наряды. В основе женской одежды - длинная и широкая юбка, которую украшал белый или зеленый передник, рубаха с широкими рукавами, корсаж подчеркивал достоинства фигуры. Мужское население облачалось в короткие штаны, белые рубахи, куртки или безрукавки, шляпы или береты.

Настоящего итальянца всегда отличает аккуратность даже в мелочах. Здесь и мужчины уделяют много внимания своему облику.

Особенности национальной кухни

Согласно традициям и обычаям, в Италии на столе всегда присутствовало много свежих морепродуктов и разнообразных мучных изделий (спагетти, каннеллони). В наши дни кулинарные пристрастия населения этой страны изменились незначительно. Любимыми кушаньями остаются равиоли и тортеллини, лазанья, ризотто, пицца.

Популярным напитком в Италии является кофе, который часто подают с лимоном (espresso romano). Из алкогольных предпочтений можно выделить амаретто, граппу, кампари, самбуку, лимончелло. На десерт часто подают тирамису (кстати, в переводе с итальянского название лакомства означает "делает меня счастливым").

Праздники

Это особая строка - чем больше праздников для итальянца, тем лучше. Устраиваются гулянья, конечно же, с размахом, песнями, танцами. Свято чтут итальянцы Рождество (25 декабря), считая его исключительно семейным торжеством. Как и в нашей стране, здесь отмечают 8 Марта и 1 Мая. День отца (в честь Св. Джузеппе) проводят 19 марта, через два дня (21 марта) наступает День дерева, 1 апреля - День смеха, а День основания Рима (21 апреля) плавно переходит в День освобождения Италии (25 апреля), потом идет День матери (10 мая) и т. д. Итальянцы не только четко знают, но и чествуют дни всех своих святых покровителей. Эти даты не являются официальными, но де-факто банки, магазины и прочие заведения закрыты.

Национальный характер

Внутренний мир итальянцев полон парадоксов и противоречий. Центром вселенной для жителей этой страны является семья, причем в самом широком смысле этого слова. Люди очень трепетно относятся к матерям и детям, ценят и свято берегут дружбу. Это одна из немногих стран, в которой отсутствуют детские дома.

Итальянцы - прирожденные актеры, в компании очень любят выставлять себя напоказ. Этих людей отличает легкое отношение к жизни, оптимизм, любовь к веселью и смеху. Они очень общительны, разговаривают громко и эмоционально, четко выговаривая звуки. Нетерпимо относятся к неправильному произношению, очень часто поправляют речь иностранцев. Люди в этой стране активно жестикулируют во время общения. В то же время эта черта считается допустимой лишь для мужчин, женщине так вести себя неприлично. Однако общительность не означает открытость, с незнакомцами они держат себя очень осторожно, не болтают лишнего.

Виды туризма и достопримечательности

Обычно Италию посещают путешественники, которые любят горные лыжи, пляжный отдых, экскурсионный, лечебно-оздоровительный и деловой туризм. Последние 10-20 лет стремительно набирают обороты шоп-туры в страну именитых кутюрье и дизайнеров.

Культура Италии неразрывно переплетаются с ее историей, отследить которую можно, посетив самые известные достопримечательности страны. Столица государства примечательна античным Пантеоном, постройка этого храма датируется 27 г. до н. э. Также в Риме можно увидеть знаменитый Колизей, несколько триумфальных арок, Римский и Императорский форумы, термы (бани) Каракаллы. Базилики Св. Иоанна Латеранского, Св. Павла не оставят равнодушными религиозных ценителей. Обязательно нужно посетить Пьяцца Навона с тремя фонтанами, известность эта площадь обрела со времен Древнего Рима. Экскурсии в Капитолийский, Национальный Римский музей и галерею Боргезе непременно предлагаются посетителям столицы.

Милан славится доминиканским монастырем, в трапезной которого находится фреска "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи. Нельзя не посмотреть шикарное представление в знаменитом театре Ла Скала.

Чудо-город Венеция стоит на 122 островах, город пересекают 170 каналов и 400 мостов. Здесь можно увидеть собор Св. Марка, дворец Венецианских дождей. Флоренция знаменита собором Санта-Мария-дель-Форе, баптистерием Сан-Джованни, галереями Уффици и Питти, гробницей семьи Медичи.

Обычаи и традиции Италии хранятся до сих пор. Например, в этой стране принято ужинать строго в полном составе семьи, а по воскресеньям следует навещать любимых бабушек и дедушек. Если вы хотите расположить к себе делового партнера-итальянца, попросите его показать семейное фото. Не волнуйтесь, оно у него обязательно окажется в портмоне.

Жители Италии очень суеверны. Например, они боятся распространяться об успехах и здоровье своих родных, никогда не устраивают свадьбы в мае, а в Новый год каждому члену семьи непременно нужно съесть 12 виноградин. Кстати, есть традиция выбрасывать (не в окно, конечно) в уходящем году все старые и ненужные вещи. Возможно, кто-то распрощался и с телевизором.

Итальянцы - одна из самых добрых и милосердных наций. Например, за жестокое отношение к кошке можно получить до 3 лет тюрьмы. Несмотря на это, северяне и южане страны очень холодно и пренебрежительно относятся друг к другу. Южные итальянцы считают северных занудами, а северные уверены, что южане - непроходимые лентяи.

Вместо заключения

Мы рассмотрели кратко традиции и обычаи Италии, теперь стало понятно, почему эта чудесная страна занимает четвертое место в мире по посещаемости туристами. Здесь более 50 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - такой цифрой не может похвалиться ни одна другая страна нашей планеты.

Изучая обычаи и традиции важно помнить, что в этой стране очень любят родной язык, а иностранные изучают с неохотой. Поэтому стоит запастись разговорником, чтобы как следует проникнуться местным колоритом.

6.6k (135 за неделю)

Вклад Италии в становление западной цивилизации трудно переоценить. Несколько столетий она была ядром огромной Римской империи. В VIII веке возле Рима была образована Папская область, с тех пор этот город стал мировой столицей католичества. Что касается культуры, то мощный прорыв в её развитии наступил в эпоху Ренессанса , которая стала настоящей революцией во многих сферах человеческой деятельности по всему Старому Свету. В эпоху Возрождения происходили мощные трансформации творческого потенциала, воображения, мировоззрения и в целом человеческого интеллекта. Итальянский ренессанс подразделяют на ряд этапов (дученто, кватроченто и чинквеченто) , имевших свою очерёдность и культурные особенности.

Живопись

Итальянское изобразительное искусство существовало ещё в древности. Именно Италия в Древнем Риме стала сосредоточением архитектуры и искусства. Даже во время мрачного Средневековья в Италии работали талантливые художники, но с наступлением Ренессанса началось процветание искусства. Затем были другие стили: барокко, маньеризм, рококо, а в прошлом веке появился футуризм. Особенным художественным достоянием в Италии обладает Флоренция. Неоценимым вкладом Италии в мировую культуру стало творчество таких титанов Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и много других гениев. Туристов и сегодня поражают ватиканские расписные потолки Сикстинской капеллы, самый знаменитый в мире портрет Моны Лизы кисти да Винчи, находящийся в Лувре, или выставляемая в Германии «Сикстинская Мадонна».

Архитектура

Первые шедевры архитектуры были связаны с религией. В Древнем Риме научились строить монументальные и грандиозные сооружения храмов для античных богов. Поражает архитектура прекрасно сохранившегося Пантеона или Колизея , которому чуть меньше повезло в плане сохранности. В XI веке в архитектуре главенствовал строгий и простоватый романский стиль, который отражал ту мрачную эпоху. Вслед за ним пришла гораздо более изощрённая готика: дворцы Веккьо и Дожей, церкви Сан-Франческо и Сан-Петронио . С началом в конце XIV века эпохи Ренессанса архитектура жилых и общественных зданий стала более светской. Красоту и изящность архитекторы умело переплетали с элементами античности, такова ватиканская Сикстинская капелла, флорентийский дворец Питти, генуэзская церковь Мадонна-да-Кориньяно .

Скульптура

Основателем школы итальянской скульптуры стал Никколо Пизано , заложивший прочное основание для развития этого вида искусства. Его идеи были востребованы до середины XIV века и быстро распространились по территории страны. Одной из важнейших его работ было создание шестигранной кафедры из мрамора для баптистерия в Пизе.

Литература

Знаменитый поэт Петрарка в комедии «Филология» использовал новый стиль сонета, который после него использовал Шекспир. Писатель и философ Никколо Макиавелли в книге «Государь» размышляет о ценностях и методах управления страной. Идеи Макиавелли использовались многими политиками в последующие столетия, востребованы они и в наши дни.

Наука и техника

Эпоха Ренессанса оказалась чрезвычайно благотворной и для развития науки и техники. Галилей внёс несравненный вклад не только в развитие астрономии, но и в восприятии людьми нашего мироздания. Гораздо позднее физик Вольт много работал с электричеством, создавая батареи, а Энрико Ферми внёс огромный вклад в разработку квантовой теории. Ещё стоит отметить математика Лагранжа и сделавшего доступным к использованию принцип радио Маркони , который получил за это Нобелевскую премию.

Музыка

В итальянской музыке в разное время использовались разные стили: её вершиной были оперы выдающихся композиторов XIX века, в XX веке на смену опере пришла экспериментальная музыка и слащавая «попса». Традиционная народная итальянская музыка невероятно разнообразна по причине этнического разнообразия страны. Современная музыкальная инфраструктура Италии очень развита , здесь много не только концертных залов, театров и консерваторий, но и студий звукозаписи, телевизионных и радиостанций, центров изучения музыки. В стране проводится много музыкальных фестивалей, поэтому музыкальная жизнь страны необычайно оживлённая. А Миланский театр «Ла-Скала» продолжает оставаться эталоном оперной музыки.

Мода

Значение моды для итальянского общества также трудно переоценить. Стоит перечислить лишь названия таких домов моды, как Армани, Бриони, Гуччи, Прада, Валентино, Версаче , как станет ясно, кто задаёт тон в мировой моде. Неслучайно Милан является неофициальной мировой столицей моды и дизайна.

Религия

Расположенный в Риме Ватикан является средоточием всего католического мира и статус «государства в государстве». 92% итальянцев являются католиками . Для страны церковь по-прежнему имеет большое значение, в том числе и политическое. Современные отношения между церковью и государством регулируются на основе принятого в 1984 году закона о новом конкордате. Католическая ветвь христианства имеет в Италии явный приоритет , дистанцируясь от «некатолических» конфессий - иудейских, протестантских, мусульманских, хотя тем и предоставлены равные права с католиками.

Итальянскому этносу как таковому трудно дать емкую и однозначную характеристику - это народ противоречий, народ контрастов, как бы банально это ни звучало. Местная культура представляет собой сложнейшую смесь из нескольких десятков этнических традиций. В течение многих тысяч лет территория Апеннинского полуострова населялась людьми, причем многие народы оставили после себя удивительную культуру и памятники архитектуры, другие же прошли как будто бы незаметно для мировой истории, однако все племена в той или иной степени внесли свой вклад в формирование местного этноса и характерных черт современного итальянского народа.

Семейный уклад

Если потребуется найти что-то действительно важное для итальянца, то без сомнения на первое место можно ставить семью. Даже вера и любовь к родине, столь ярко выражающиеся в обыденной жизни, обычно отступают, когда речь заходит о семье. В течение многих столетий непростой итальянской истории семья здесь была зачастую единственным источником стабильности и силы в непредсказуемом мире, где правительства и границы постоянно менялись. Столь же важное значение она имеет и в наши дни, хотя реалии современной жизни наложили отпечаток и на этот аспект. Главное отличие современной итальянской семьи - её размер. Если в середине XX века идеалом считалась большая семья, по сути - клан, то сейчас местные семьи все ближе приближаются к общеевропейской пропорции "двое родителей - 1-2 ребенка". Коэффициент рождаемости в Италии понизился приблизительно до 1,2 ребенка на каждую женщину, хотя на юге сохраняется пропорция в 2,1 ребенка (для сравнения - в начале XX века этот параметр составлял 4,6 и 5,1 соответственно). Это означает, что население страны растет только за счет эмигрантов и нация стареет, однако во всем остальном местные семьи остались точно такими же, как и 200-300 лет назад.

Визитная карточка любой итальянской семьи - дети. Ими восхищаются, их балуют, ими гордятся и позволяют делать все что угодно. Тут трудно что-либо добавить - достаточно хоть раз увидеть выход итальянского семейства "в люди", чтобы понять - кто здесь главный. При этом местные жители умудряются совместить полную свободу отпрысков в пределах своей общины или семьи с достаточно серьезной мотивацией их на успех в жизни и социализацию в обществе. Дети посещают вместе с родителями рестораны и мессы, участвуют во всех семейных и общинных праздниках и при этом достаточно рано получают определенную финансовую самостоятельность. О большинстве младенцев заботятся бабушка с дедушкой или матери, если они не работают (последнее достаточно редко на севере и вполне распространено на юге). Обед или ужин - настоящий "час семьи", когда все проживающие совместно (или даже рядом) родственники собираются за столом. После обеда все обычно выходят на "пасседжиата" (passeggiata, вечерняя прогулка), чтобы расслабиться и поболтать с соседями или друзьями. Дети тоже имеют в рамках этого ритуала свою свободу - после "отбытия необходимого срока" они могут провести время в своей компании, пока родители пьют кофе где-нибудь в кафе поблизости.

Здесь, кстати, проявляется и суеверность итальянцев - на людях хвастать успехами ребенка в учебе или спорте, равно как и жаловаться на его здоровье, не принято. Действует целая система методов, призванная оградить чадо от сглаза, за которым, как водится, следят обычно бабушки, но исполняют ритуалы сами родители. Поэтому расспрашивать итальянца о его детях следует осторожно, не переходя границ местного этикета. Характерно также, что чем старше ребенок, тем меньше ему потворствуют все члены семьи, и тем большую нагрузку он несет в общих делах. Руководят такими "общественными работами" обычно старшие члены семьи, не брезгуя физическими наказаниями, но в пределах разумного - насилие над ребенком здесь попросту немыслимо. Однако социологи отмечают, что итальянские мужчины до сих пор больше привязаны к своей "первой семье" (матери, отцу, братьям-сестрам и даже к родственникам по материнской линии), чем к собственной семье - так велико влияние исконных методов воспитания.

Cоциальные вопросы

Итальянцы традиционно придают очень большое значение образованию, особенно высшему. Многие столетия положение человека в обществе определялось либо знатностью, либо его образованностью. И если первое преимущество можно было получить только по наследству, то второго человек мог добиться сам. Соответственно, и уровню обучения здесь всегда уделялось повышенное внимание. В стране действует множество признанных во всем мире учебных заведений, в том числе старейшие университеты Болоньи и Салерно. Однако парадоксальным является факт, что в наши дни Италия занимает последнее место среди "старых" членов Евросоюза по уровню расходов на образование.

В Италии принято обращаться к человеку по его должности, к педагогу любого уровня - "профессор", к врачу - "доктор", к тренеру - "маэстро" и даже "инженер" - очень уважительный титул для человека с техническим образованием. В этом есть элемент традиционной итальянской игры, призванной подчеркнуть статус собеседника, но есть и искреннее уважение к чужим знаниям. Бросается в глаза и отличное знание хороших манер практически всеми итальянцами - даже в глухой горной деревне стол будет сервирован по всем правилам этикета, а придержать дверь перед женщиной не забудет и самый расхристанный тинэйджер.

В итальянской культуре мужчины традиционно имели более высокий статус и влияние. Женщина обычно воспринималась лишь как мать и "душа семейства", в то время как мужчина был, если можно так выразиться, "головой". В южных районах страны, а также на Сицилии и Сардинии, эта традиция ярко наблюдается и сейчас, войдя во многие поговорки и расхожие штампы. Однако Италия не была бы Италией, если бы это правило соблюдалось всегда и везде. В действительности женщины здесь всегда имели гораздо больше "власти", чем принято считать. Причем это касается не только управления домашними делами, но и общей жизнью семьи, как на севере, так и на юге. В промышленно развитых провинциях самодостаточность женщин видна ярче, но на юге они часто имеют гораздо больше "полномочий". В настоящее время итальянских женщин считают наиболее эмансипированными и независимыми в Европе. Однако прилюдный спор женщины с мужчиной или открытое неповиновение ему считается верхом неприличия - все спорные внутренние вопросы принято решать в семье, не вынося их на улицу. Это нисколько не избавляет от достаточно характерных уличных сценок - тут просто следует иметь в виду, что если женщина на повышенных тонах разговаривает с мужчиной посреди площади, значит либо она имеет на это право (например мать или сестра - тут все просто - они "гораздо важнее" жены), либо супруга специально выстраивает "театральную сценку" с работой на публику с целью быстрее добиться своей цели.

Благосостояние

До сих пор наблюдается определенное неравенство в уровне доходов между севером и югом Италии, заметно и социальное разделение, характерное для индустриального общества. Италия имеет достаточно высокий уровень безработицы и столь же высокий уровень иммиграции, особенно с территории Балканского полуострова и Африки. Некогда обширная социальная поддержка государства в последнее время была значительно сокращена в соответствии с требованиями Евросоюза, и имущественное неравенство постоянно растет. Хотя благодаря своей находчивости и легкости нрава итальянцы способны приспосабливаться к любым условиям, что отражается в абсолютной незаметности многих внутренних проблем в глазах незнакомого с местными реалиями туриста.

Речь - наиболее яркий "маркер" социального статуса в Италии. Чем более образованный и преуспевающий человек, тем ближе его язык к литературному национальному и тем меньше в нем диалектного. Второй яркий элемент - стиль одежды, выбор продуктов питания и мест отдыха. Однако следует отметить, что все итальянцы, независимо от уровня достатка, стараются одеваться модно, поэтому на первый взгляд выделить статус человека бывает непросто - хороший костюм и галстук от престижного бренда есть практически у всех. У бедняков это будет, скорее всего, китайская подделка, но попробуй отличить это с одного взгляда! Впрочем, в последнее время принят ряд законов, жестко карающих за приобретение и ношение контрафактной продукции.

Другой стороной этой тенденции является явное стремление итальянцев экономить везде, где это можно сделать без потери престижа. Мотороллеры и велосипеды в ходу даже у достаточно обеспеченных горожан, а машины с дизельными двигателями зачастую преобладают в транспортном потоке. Однако никогда итальянец не позволит себе экономить на насущном - у каждой категории населения понятия о мере насущности, естественно, свои, но встретить неопрятно одетого человека здесь проблематично.

Менталитет

В то время как большинство итальянцев трудолюбиво и очень упорно трудится, при посещении страны постоянно складывается ощущение, что у всех каникулы! Однако это не совсем так - большинство местных жителей работает в среднем 36 часов в неделю, а в случае "авралов", как и во всем мире, трудится с полной самоотдачей. Впрочем, итальянцев нельзя назвать и трудоголиками - многие работают ровно столько, сколько нужно для выполнения насущных задач, и ни минутой больше. Этому способствует и достаточно либеральное законодательство в области охраны прав трудящихся, и профсоюзы, и общая обстановка в стране.

Есть и достаточно продолжительные перерывы в работе на завтрак и обед, в ходе которых вся организация обычно оккупирует окрестные кафе, создавая иллюзию праздности - офисов то много, а график работы у всех разный, плюс туристы. В промежуток между 12.00-13.00 и 16.00 большинство заведений бывает просто трудно застать открытыми - у всех сиеста, часто сопровождаемая "пенинкелла" (la pennichella - послеобеденный сон). Правительственные учреждения и офисы обычно работают по более жесткому графику, но сиеста соблюдается и здесь. Некоторые крупные магазины вообще открываются только в 11.00, в 13.00-14.00 уже закрываются на сиесту и открываются лишь к 16.00, однако часто работают при этом до 20.00 и даже 22.00. Рабочий день в частном секторе может быть очень длинным (с 8.00 до 19.30) и иметь всего получасовой перерыв на обед, но согласно итальянским законам и оплачивается такая работа совсем иначе.

Период отпусков почти у всех приходится на июль-август, когда многие предприятия в северных городах закрываются, а на юге работают только оживленные туристические центры. Жизнь в этот период значительно осложняется: многие магазины закрыты, и не всегда можно найти даже самое необходимое.

Хотя известная итальянская непунктуальность и "легкий" взгляд на любую проблему действительно могут попортить нервы кому угодно. Неуважение к распорядку здесь проявляется буквально во всем - от часов работы магазинов до графика движения поездов, от достаточно неупорядоченного дорожного трафика до полночного рева музыки из чьих-то окон. Однако эта проблема не так страшна, как кажется - сами итальянцы к своим вечно опаздывающим автобусам и поездам относятся философски, да и найти магазин взамен закрытого не составляет проблем. А шумные вечеринки с пьяными компаниями характерны, скорее, для крупных туристических центров и курортных районов - в небольших итальянских городах уже после 21.00 царят мир и покой.

Этикет и общение

Итальянская экспансивность прослеживается во всех сферах общественного поведения. Вполне допустимы объятия и поцелуи на публике, причем не только между лицами разных полов. Также допускается не просто прикасаться к собеседнику во время беседы, но и держать его за руку или обнимать за плечи. Вполне допустимо называть малознакомых людей "каро" или "кара" ("дорогой", "дорогая") и даже "белло" или "белла" ("милый", "милая"), хотя обычно обходятся неофициальной формой приветствия и прощания - "чао".

Итальянцы с детства вырабатывают особый стиль коммуникации, наиболее ярко проявляющийся во взгляде - это целая система мимики, жестов, закатывания и округления глаз, поз и интонаций, призванная подчеркнуть мнимые или истинные эмоции "исполнителя". Причем тут важно не столько донести свои мысли до собеседника, сколько почувствовать себя центром внимания и подчеркнуть свою значимость. Крайне важно показать окружающим свою уверенность и отсутствие слабостей, жизнерадостность и умение управлять своей жизнью. Причем зачастую это граничит с наглостью, но только не в глазах итальянца! Если он чего-то не знает - он будет уверенно вещать об этом как завзятый профессор, если он застрял в пробке - объедет её по бордюру, если видит собеседника в первый раз в жизни - будет обнимать его за плечи и заглядывать в глаза как лучшему другу. И в этом нет ничего надуманного - веками живущие с репутацией этаких мачо и секси, в прекрасной стране с уникальной историей и культурой, они искренне считают, что весь этот флер и пантомима придают образности и душевности беседе.

Впрочем, эта тенденция характерна, пожалуй, только для центральных районов Апеннинского полуострова - южане и северяне гораздо более сдержанны, а на Сицилии проявление своих эмоций на людях и вовсе могут посчитать неприемлемым. Но и здесь весьма ценится умение довести свои мысли до собеседника максимально доходчивым по местным меркам образом.

В беседе принято смотреть в глаза собеседнику, поскольку считается, что тот, кто не может смотреть в глаза, что-то скрывает. Отсюда и так настораживающая многих привычка людей на улицах всматриваться в глаза встречных или манера продавцов стараться заглянуть в глаза покупателя - для итальянца это вполне привычное дело. И при этом итальянец никогда не будет извиняться, если действительно не чувствует за собой вины, даже если обрызгал кого-то грязью из-под колес ("дороги такие!") или толкнул локтем ("а ты сам куда смотрел?"). И тут же можно увидеть трепетное, почти детское, отношение к друзьям. Для местного мужчины друзья - чуть ли не смысл жизни, с ними проводят большую часть свободного времени, у них ищут поддержки в трудные времена, их честь и достоинство отстаивают с не меньшим пылом, чем свои. У женщин все немного сложнее, но мнение подруг зачастую значит много больше, чем весь остальной мир - только мать и отец, пожалуй, имеют для итальянки больший авторитет. Причем чем дальше на юг - тем более ярко прослеживается эта черта.

Уважение к старшим всеобъемлюще - они первыми входят в комнату, первыми садятся за стол, да и вообще обычно руководят всеми церемониями. У них принято спрашивать совета по малейшему поводу, причем в случае, если за столом сидит несколько пожилых людей, ориентируются на самого старшего, даже если он не является членом семьи. Дети обычно выполняют всякие мелкие поручения или прислуживают старшим в меру приличия (открытое подобострастие здесь не поощряется). Традиция заставляет более молодых женщин публично подчиняться мужчинам и не противоречить им, однако старшие женщины в семье могут прерывать разговор мужчин без опасения. При этом для всех характерно обязательное сохранение "белла-фигура" (bella figura, образный перевод - "чуство собственного достоинства") как своего, так и собеседника. Это целый кодекс норм и принципов публичного поведения, включающий манеру одеваться, умение подать и представить себя в выгодном свете, а также умение создать о себе мнение, нужное именно в данной ситуации. Нанесение урона чьему-либо самомнению в Италии - достаточно опасная деятельность, поскольку именно оно обычно определяет статус человека в глазах общины. Именно это сложное сочетание иерархических элементов и традиций придает общению с местными жителями особый оттенок, запоминающийся обычно всем иностранцам.

В любой компании все быстро разделяются по половому и возрастному принципу - мужчины образуют свой круг, женщины - свой, бабушки обычно судачат отдельно от дедушек, даже дети разделяются на группки. Общительность итальянцев потрясающа - шумный и образный разговор, где зачастую никто не слышит друг друга, начинается практически сразу после дифференциации компании, да и просто при встрече знакомых людей. Эмоциональность и образность многих дискуссий завораживают даже несмотря на то, что обсуждаются зачастую вполне обыденные вещи. Есть у этой "говорливости" и отрицательная черта - водитель такси может всю дорогу болтать по телефону или с водителями соседних машин (в Италии возможно и такое), а водитель автобуса - с первым попавшимся пассажиром, полицейский может долго "лечить" проштрафившегося водителя, а остановить поток речи итальянской дамы, решившей вдруг объяснить продавцу потребный цвет и фасон новой шляпки, попросту невозможно.

Одежда и мода

Отношение к одежде здесь достаточно своеобразное. С одной стороны, Италия - строгая католическая страна, и в том же Риме слишком фривольная одежда не приветствуется. В шортах и футболке могут не пустить даже в магазин или отель, а уж на территорию музеев или соборов и подавно. При посещении храмов резкую неприязнь вызовут мини-юбки и открытое декольте. К явному отторжению приведут такие виды одежды и на юге, особенно на островах. Спортивный костюм считается атрибутом только стадионов и арен, а никак не улиц и площадей. Искреннее удивление вызывает также неопрятная или просто неглаженная одежда. Даже швейцары, полицейские и военные здесь выглядят как картинка из модного журнала - дизайн формы для них обычно разрабатывают лучшие кутюрье страны. Италия, пожалуй, единственная страна в Европе, где женщины предпочитают брюкам юбки, а мужчины носят галстук без стенаний по поводу его неудобства.

С другой стороны - улицы Италии полны людей в одежде самых невообразимых фасонов, начиная от изделий лучших домов высокой моды и заканчивая различными этническими костюмами, и никого это не смущает. В барах и ресторанах можно встретить как господ в строгих "тройках", так и людей в кожаных "косухах" или невообразимых рваных джинсах, за рулем дорогого "бугатти" может восседать едва прикрытая какими-то полосками ткани дама, а из битого жизнью и итальянскими дорогами ФИАТа запросто может выйти человек в костюме от Версаче. Тут многое зависит от статуса района и отношения к жизни самого носителя костюма, поэтому по большому счету в Италии можно не беспокоиться относительно одежды - главное, чтобы она была приличной с точки зрения самого хозяина. Ну и, естественно, не нарушала норм тех мест, которые он собирается посетить.