Иллюстрации к повести карамзина бедная лиза. Иллюстрации к `Бедной Лизе` Н.М.Карамзина. Социальный статус героини

Произведения Карамзина в искусстве

Иллюстрации к произведениям Н.М. Карамзина

Многие художники иллюстрировали произведения Н.М. Карамзина, благодаря чему читатели легко могут представить себе атмосферу и культуру того времени. Даже один из лучших портретистов России О.А. Кипренский в 1827 г. изобразил главную героиню самой известной повести Николая Михайловича «Бедная Лиза».

В 1921 г. русский и американский художник Мстислав Валерианович Добужинский создал цикл иллюстраций к «Бедной Лизе».

В 1947 г. эту же повесть проиллюстрировали гравюры на дереве Геннадия Дмитриевича Епифанова - русского советского художника-графика.


«Бедную Лизу» иллюстрировал художник В. Третьяков и многие другие графики.



Русские художники не обошли вниманием и другие произведения Николая Михайловича.

«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

«Наталья, боярская дочь»


Для иллюстрации главного труда Н.М. Карамзина – «Истории государства Российского» – используют не только всем привычную книжную графику, но и репродукции полотен лучших русских живописцев, работавших в историческом жанре.

Произведения Н.М. Карамзина в драматургии

Драматурги 1800-х гг. неоднократно черпали сюжеты для своих произведений из повестей Карамзина. Популярная повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза» легла в основу пьесы В.М. Фёдорова «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» (1803). И.И. Ильин в 1802 г. написал пьесу «Лиза, или Торжество благодарности», сюжетно не связанную с повестью Карамзина, но отталкивающуюся от неё и даже вступавшую с ней в некоторую полемику. Повесть Николая Михайловича «Наталья, боярская дочь» легла в основу одноимённой исторической драмы С.Н. Глинки, поставленной на петербургской сцене в 1805 г. С повестью Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» перекликается одноименная трагедия Ф.Ф. Иванова, поставленная в 1809 г.

Произведения Н.М. Карамзина в музыке и театральном искусстве

По страницам книг Николая Михайловича неоднократно писались оперы и ставились спектакли. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский в 1869 г. создал оперу «Борис Годунов» в четырех действиях с прологом. Для написания либретто он использовал одноименную трагедию А.С. Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Премьера оперы состоялась 27 января (8 февраля) 1874 г. на сцене Мариинского театра. Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940).

Камерная опера «Бедная Лиза» по одноименной повести Карамзина была написана Леонидом Аркадьевичем Десятниковым в 1976 во время учебы в консерватории. В 1979 г. композитор сделал новую редакцию. Опера была поставлена в 1980 г. Московским камерным музыкальным театром под художественным руководством Бориса Покровского и долгое время была в его репертуаре. Потом не звучала более 20 лет. В преддверии пятидесятилетнего юбилея композитора «Бедная Лиза» была исполнена на международных музыкальных фестивалях в Сигулде (Латвия), Локенхаузе (Австрия), Костомукше (Карелия), а так же в Москве и Санкт-Петербурге на фестивале музыки Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» в 2005 году.

В 1987 г. на сцены оперных театров вышла опера-предание в четырех действиях по повести Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Либретто и музыку написал Владимир Сидоров. Были использованы стихи и проза Д. Балашова, Д. Веневитинова, Н. Гнедича, А. Григорьева, А. Дельвига, С. Есенина, В. Жуковского, М. Лермонтова, Л. Мея, И. Никитина, А. Одоевского, А. Пушкина, К. Рылеева, К. Случевского, В. Сосноры, Н. Станкевича, А. Толстого, Н. Языкова.

В театральном сезоне 1986/87 г. основатель и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Григорьевич Розовский поставил мюзикл «Бедная Лиза», стихи для которого написал Юрий Ряшенцев. В 1989 г. мюзикл стал лауреатом Эдинбургского фестиваля (премия «Первый на Фриндже»), в 2009 г. был награждён почетной грамотой на Международном музыкальном фестивале в городе Тэгу (Республика Корея).


Известный российский хореограф и режиссер Алла Михайловна Сигалова решила осовременить и вернуть «Бедную Лизу» на сцену. Она создала хореографическую новеллу для двух исполнителей на музыку камерной оперы Л.А. Десятникова, поставленную в 2009 г. в Государственном Театре Наций. Роли исполнили Чулпан Хаматова и Андрей Меркурьев, а с 2011 г. Лизу начала танцевать сама Сигалова.



Произведения Н.М. Карамзина в киноискусстве

2007 г. – «История государства Российского», анимационный документально-исторический сериал, руководитель проекта Валерий Бабич.

1998 г. – «Бедная Лиза», художественный фильм, режиссёр Слава Цукерман, в ролях: Барбора Бобулова, Габриэль Олдс.


1978 г. – «Бедная Лиза», кукольный мультфильм, режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников.


1967 г. – «Бедная Лиза», телеспектакль, режиссёры: Наталья Баринова, Давид Ливнев; в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.

О.Кипренский. Бедная Лиза.

Симонов монастырь.

Иллюстрации Г.Д Епифанова.

Лиза.

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу я новые приятные места или в старых новые красоты.

Но приятнее всего для меня место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря.

.

Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.

…Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве.

Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным.

Вдруг Лиза услышала шум весел - взглянула на реку и увидела лодку, а в лодке - Эраста.

После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать своего слова, всякий вечер виделись...

Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!

Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален.

На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она - Эраста. "Ах!" - закричала Лиза и бросилась к нему...

..."Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра"...

Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.

Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!

О.Кипренский. Бедная Лиза.

Симонов монастырь.

Иллюстрации Г.Д Епифанова.

Лиза.

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу я новые приятные места или в старых новые красоты.

Но приятнее всего для меня место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря.

.

Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.

…Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве.

Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным.

Вдруг Лиза услышала шум весел - взглянула на реку и увидела лодку, а в лодке - Эраста.

После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать своего слова, всякий вечер виделись...

Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!

Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален.

На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она - Эраста. "Ах!" - закричала Лиза и бросилась к нему...

..."Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра"...

Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.

Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!

Эраст восхищался своей пастушкой - так называл Лизу
- и, видя сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие
забавы большого света npeдставлялись ему ничтожными в сравнении с теми
удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С
отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде
упивались его чувства. "Я буду жить с Лизою,как брат с сестрою, - думал он,-
не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!"

Ну не прелесть ли? Дальше (и ближе) читать не обязательно, и так все ясно. Хорошо, что "Бедную Лизу" не проходили в школе, как "Недоросля" - двадцать лет потом он мне представлялся не образцом классицистской драматургии, а образцом невыносимой скуки. Текст "Лизы" не замылен плоским школьным литературоведением, его можно повернуть и так и этак, поиграть со смыслами. Представить в виде литературного памятника. В виде печальной истории, рассказанной невозможным языком. Или вообразить себя в роли маменьки чувствительной барышни, конфисковавшей у дочки новомодное безобразие (прочитала тайком, реве-е-ела... на людях и вслух ругая безнравственного сочинителя).

Или так: автор написал альтернативку. Слова такого тогда еще не было, поэтому никто не догадался - включая самого Карамзина (путешествие в описываемое настоящее ?). Действие происходит в параллельной Московии, где цветы растут круглый год, молодые люди носят имя Эраст, юные поселянки и дворяне нежной трепетностью чувств не уступают друг другу, а старушки крестьянки выражаются изящно, как образованные литераторы.

Книжечка, которую я хочу показать, - в карманном формате на мелованной бумаге со стилизованными иллюстрациями - вполне могла быть издана в той ветке реальности.

Тканевый переплет,

иллюстрации,



виньетки,

и виды Москвы.




Художник-иллюстратор И.Д. Архипов