«Современное отношение к творчеству М. Горького. Семь мифов о горьком. Горький — создатель соцреализма

Место человека в обществе - одна из главных тем в творчестве Максима Горького. На раннем этапе своей литературной деятельности эту идею писатель излагал на примере романтических персонажей. В более зрелых произведениях характер героев раскрывался с помощью философских рассуждений. Но основой являлось всегда убеждение, что человек - неповторимая индивидуальность, которая все же не способна существовать отдельно, вне общества. Сочинение по творчеству Горького является темой этой статьи.

Жизнь и творчество

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная - Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

"Детство"

В этом рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького - это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, - это тема, которую обойти невозможно.

«Детство» - это произведение, в котором нашли свое отражение самые ранние воспоминания автора. Своего рода исповедью является Человек в творчестве Горького - это если не борец, то личность, которой свойственно обостренное чувство собственного достоинства. Этими качествами обладает Алеша Пешков. Однако окружение его представляет собой довольно бездуховное общество: пьяницы-дядья, дед-самодур, тихие и забитые двоюродные братья. Эта обстановка душит Алешу, но в то же время именно в доме родственников формируется его характер. Здесь он научился любить и сострадать людям. Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок (приемный сын деда) стали для него примером добра и сострадания.

Тема свободы

В раннем творчестве писатель воплотил свою мечту о красивом и свободном человеке. Жизнь и творчество Горького не случайно служили примером для советского человека. Мотивы свободы и общности людей являлись ведущими в культуре нового государства. Горький со своими романтическими идеями о самоотверженности появился как раз вовремя. «Старуха Изергиль» - произведение, посвященное теме свободного человека. Рассказ автор разделил на три части. В них Максим Горький рассмотрел основную тему на примере абсолютно разных образов.

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода - это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди - всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький показывает читателю, каково может быть наказание за гордыню и эгоизм. Ларра страдает от одиночества. И в том, что он стал подобно тени, виноват он сам, а вернее его презрение к людям.

Легенда о Данко

Характерные черты этого персонажа - любовь к людям и самоотверженность. В этом образе заключается идея, которой подвержено раннее творчество Горького. Кратко о Данко можно сказать, что этот герой воспринимает свободу как возможность помогать людям, жертвовать собой для их спасения.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.

В сочинение «Человек в творчестве Горького» можно включить сравнительный анализ этих персонажей. На их примере автор сформулировал три уровня свободы. Стоит несколько слов сказать и об Романтическое творчество Горького посвящено осуждению индивидуализма и восхвалению героического поступка во имя счастья и свободы народа. На этой идее основаны все ранние произведения писателя.

Образ человека в позднем творчестве

Человек для Горького представлял огромный неисследованный мир. На протяжении всего творческого пути он стремился постигнуть эту величайшую загадку. Духовной и социальной природе человека писатель посвятил поздние произведения. Творчество Максима Горького необходимо рассматривать с учетом времени, в котором он жил. Создавал он свои произведения тогда, когда разрушена была старая система, а новая еще только формировалась. Горький искренне верил в нового человека. В своих книгах он изображал идеал, который, по его убеждению, существовал. Однако позже оказалось, что подобные преобразования не могут происходить без жертв. За бортом остались люди, которые не относились ни к «старым», ни к «новым». Этой социальной проблеме Горький посвятил свои драматические произведения.

"На дне"

В этой пьесе автор изобразил существование так называемых бывших людей. Герои этой социальной драмы - те, кто по какой-либо причине утратили все. Но, пребывая в жалких условиях, они беспрестанно ведут глубокие философские беседы. Герои пьесы «На дне» - обитатели ночлежки. Они прозябают в нищете материальной и духовной. Каждый из них по каким-либо причинам опустился на откуда возврата нет. И лишь фантазии пришлого странника Луки могут на время зародить в их душах надежду на спасение. Новый обитатель успокаивает каждого, рассказывая небылицы. Философствования его мудры и исполнены глубокого милосердия. Но в них нет правды. А потому и нет спасительной силы.

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. ГОРЬКОГО

1868, 16 (28) марта В Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны из мещанского рода Кашириных родился сын Алексей.

1871, весна Пешковы переезжают в Астрахань.

1873-1878 Пешковы живут в Нижнем Новгороде в семье деда Алеши Василия Васильевича Каширина, владельца красильного заведения. Дед учит внука грамоте по Псалтырю и Часослову. Каширины разоряются. Алеша учится в нижегородском слободском Кунавинском начальном училище, одновременно подрабатывая ветошничеством.

1879- 1884 Дед отправляет Алешу «в люди».

1884 Алексей Пешков уезжает из Нижнего Новгорода в Казань. Безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях. Посещает собрания революционной молодежи.

1885-1886 Работает в крендельном заведении и булочной В. Семенова.

12 декабря В результате мучительного разлада между мечтой и действительностью Алеша Пешков пытается покончить с собой.

1889, конец Знакомится с В. Г. Короленко. Приносит ему на отзыв поэму «Песнь старого дуба». Короленко довольно жестко раскритиковал поэму.

1891, 29 апреля Уходит из Нижнего Новгорода путешествовать «по Руси». Обошел Поволжье, Дон, Украину, Крым, Кавказ.

Ноябрь Пришел в Тифлис. Служит в мастерской Закавказской железной дороги. Знакомится с народовольцем А. М. Калюжным. По егр совету начинает писать.

1892, 12 сентября В тифлисской газете «Кавказ» напечатан рассказ «Макар Чудра» за подписью «М. Горький».

1894 В газете «Волгарь» частями печатается первая повесть Горького «Горемыка Павел».

Август По совету Короленко пишет рассказ «Челкаш» для журнала «Русское богатство».

Октябрь Сотрудничает в «Самарской газете» и при помощи Короленко становится ее постоянным сотрудником.

Июнь В «Русском богатстве» выходит рассказ «Челкаш». В столичной критике начинаются первые разговоры о Горьком.

Сентябрь В журнале «Русская мысль» публикуется рассказ «Ошибка».

Октябрь Заболевает туберкулезом.

1897 Сотрудничаете журналах «Русская мысль», «Новое слово» и «Северный вестник». Выходят рассказы: «Коновалов», «Зазубрина », «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и др.

1898 Выходят в свет «Очерки и рассказы» М. Горького в двух томах в издательстве С. Дороватовским и А. Чарушникова. Книги имеют исключительный успех. В 1899 г. выходит второе издание.

Лето Посылает «Очерки и рассказы» А. П. Чехову, с которым завязывается обширная переписка.

1899 В журнале «Жизнь» выходят рассказы «Кирилка», «Еще о черте», «Двадцать шесть и одна» и повесть «Фома Гордеев».

Март - апрель Живет в Крыму, встречается с Чеховым.

Октябрь Знакомится с И. Е. Репиным, Н. К. Михайловским и В. В. Вересаевым. Присутствует на банкете в редакции «Жизни» (всего 50 человек). Выступает на литературно-музыкальном вечере, читает «Песню о Соколе». Огромный успех.

13 декабря Знакомится с писателем Н. Д. Телешовым, организатором литературного содружества «Среда». Становится членом этого содружества.

1900 В издательстве «Знание» К. П. Пятницкого начинается публикация сочинений М. Горького («Рассказы», т. 1-4).

13 января Знакомится с Л. Н. Толстым в Москве. В этот же день присутствует на спектакле «Дядя Ваня» Чехова в Московском Художественном театре.

Февраль Отдельным изданием выходит «Фома Гордеев».

Май - июнь Совершает поездку на Кавказ вместе с Чеховым, В. М. Васнецовым, А. Н. Алексиным, Л. В. Срединым. В Тифлисе встречается с А. М. Ка-л южным.

1901 Вместе с К. П. Пятницким становится во главе издательства «Знание».

4 марта Участвует в демонстрации в Петербурге на площади возле Казанского собора. В числе других литераторов и общественных деятелей подписывает протест против насилий во время разгона демонстрации. В ночь Арестован и привлечен к ответственности за революционную деятельность. Л. Толстой хлопочет об освобождении Горького по состоянию здоровья.

25 сентября Закончил работу над пьесой «Мещане». Для ознакомления с ней в Нижний Новгород приезжает Вл. И. Немирович-Данченко.

Ноябрь - декабрь Встречается с Толстым в Гаспре.

1902, 25 февраля Академия наук на заседании Отделения русского языка и словесности избирает Горького почетным академиком.

5 марта Николай II на докладе о выборах Горького в почетные академики пишет: «Более чем оригинально!»

10 марта В «Правительственном вестнике» объявлено об отмене избрания Горького в почетные академики, ввиду того что он привлечен к дознанию по политической статье.

26 марта В Московском Художественном театре во время гастролей в Петербурге - первое представление «Мещан».

1904 Работает над пьесой «Дачники». Живет в Нижнем Новгороде.

1905 Активно участвует в революционном движении. Снабжает деньгами большевистские газеты. Вступает в РСДРП.

9 января На улицах Петербурга видит расстрелы рабочих. В Публичной библиотеке выступает на митинге. Создает воззвание - «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», в котором призывает бороться с самодержавием.

11 января Арестован в Риге в связи с обвинением в «государственном преступлении» - в составлении воззвания.

12 января Доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. Общественные круги в России и Германии организуют протесты в защиту Горького. Присоединяются общественные круги Австрии, Италии, Англии, Дании и других стран.

1906, январь Работает над романом «Мать». Пишет ряд заметок революционного характера. Встречается с Лениным в Гельсингфорсе.

Июль Печатает в американском журнале очерк «Город Мамоны». Широкий резонанс в печати.

Апрель Едет на V съезд РСДРП в Лондон. В журнале «Русская мысль» выходит статья Д. Фил ософова «Конец Горького».

Июнь В издательстве И. П. Ладыжникова (Берлин) выходит вторая редакция романа «Мать».

1908, апрель На Капри проходит съезд литераторов-партийцев с А. Богдановым и Луначарским. В. И. Ленин приезжает на съезд, выражая свое несогласие с философской линией «богостроительства », заявленной Горьким, Богдановым и Луначарским.

1909 Выходят «Лето», «Городок Оку-ров», статья «Разрушение личности».

Август - ноябрь Читает в партийной рабочей школе на Капри лекции по русской литературе.

1910 Выходят «Чудаки», «Васса Железнова». Апрель Премьера «Варваров» в театре К. Незлобива в Москве.

1912 Выходят циклы « Сказки об Италии », «Русские сказки» и «По Руси». Начинает редактировать обновленный журнал «Современник», дает согласие на заведование беллетристическим отделом.

1913 Выходит повесть «Хозяин». Работает над пьесой «Фальшивая монета» и автобиографической повестью «Детство».

1914 Живет в Финляндии, Петербурге, Москве. Работа над повестью «В людях».

Март Снимает себе в Петербурге квартиру на Кронверкском проспекте, где живет до своего отъезда за границу в 1921 г.-

28 сентября Подписывает написанное Ив. Буниным воззвание «От писателей, художников и артистов» с протестом против немецких зверств. Потом жалеет о своей подписи, занимает пацифистскую позицию, которая во многом совпадала с позицией Р. Роллана и заключалась в осуждении насилия в целом.

1915 Создает издательство «Парус». Редактирует журнал «Летопись», в котором печатает ряд острых статей против насилия, а также поднимает вопросы национальной самокритики («Две души»), за что даже близкие ему люди обвиняют Горького в ненависти к России (Л. Андреев).

1916 Работает в журнале «Летопись» и издательстве «Парус».

1917 Выходит новая серия «Русских сказок» и рассказы из цикла «По Руси».

21 апреля В газете «Новая жизнь» начинают появляться заметки из цикла «Несвоевременные мысли». В этот же день Ленин в статье «С иконами против пушек, с фразами против капи-тала» критикует позицию газеты.

25 октября Побеждает Октябрьская революция. В газете «Новая жизнь» Горький отрицательно оценивает ее победу.

1918 Ведет большую культурную и общественную работу. Печатает «Несвоевременные мысли». Выходят «Русские сказки», «Ералаш и другие рассказы».

4 сентября Заключает договор с большевиками об образовании издательства «Всемирная литература».

28 декабря Избирается в Исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов.

1919 Активная работа в издательстве «Всемирная литература».

Март Широко отмечается 50-летие Горького.

1920 Переписка с Лениным. Попытка спасти от расстрелов интеллигенцию. Доклады и лекции о культуре.

13 января Создается «комиссия по улучшению быта ученых». В нее входят М. Горький, С. Ольденбург, А. Бадаев и др.

1924 Пишет «Дело Артамоновых». Выходят «Заметки из дневника». Начинает выходить первое в Советском Союзе собрание сочинений Горького. Ведет переписку с молодыми писателями.

1925 Живет в Сорренто и Неаполе. Завершает «Дело Артамоновых» и пишет предисловия к книгам русских писателей, издаваемых в Америке. Начало работы над романом «Жизнь Клима Самгина».

1927 Выходят воспоминания о Н. Гарине-Михайловском, Н. Анненском. Работа над «Самгиным».

Май - июнь Начинает печататься «Жизнь Клима Самгина».

Сентябрь - октябрь Общественность России отмечает

35-летний юбилей литературной деятельности Горького.

6 и 25 ноября Премьера спектаклей «Достигаев и другие» в Большом драматическом театре (Ленинград) и Театре им. Е. Вахтангова (Москва).

1934 Работа над четвертым томом «Сам-гина». Многочисленные публицистические статьи. Руководство подготовкой I съезда писателей.

17 августа Открывается I Всесоюзный съезд советских писателей. Горький в качестве председателя произносит речь.

1935 Встречается с Р. Ролланом, приехавшим в Москву.

Август Совершает поездку по Волге.

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Е. Замятин

М. ГОРЬКИЙ

В Петербург я вернулся только осенью 1917 года и тогда в первый раз встретился с Горьким. Так случилось, что с революцией и с Горьким я встретился одновременно. Поэтому в моей памяти образ Горького встает неизменно связанным с новой, послереволюционной Россией.

Маленькая белая комната - кабинет редактора журнала «Летопись». Осенний петербургский вечер. Где-то на улице постреливают. Аккомпанемент этот для редактора - видно, дело привычное и нисколько не мешает оживленному разговору.

Этот редактор - Горький, но тема разговора - отнюдь не литературная; вопрос о моем рассказе - это уже дело решенное, Горькому он нравится и уже сдан в набор. Но вот построенные мною ледоколы, и техника, и мои лекции по корабельной архитектуре... «Черт возьми! Ей-богу, завидую вам. А я так и помру - по математике неграмотным. Обидно, очень обидно!»

Самоучка, за всю свою жизнь только полгода пробывший в начальной школе, Горький не переставал учиться всю жизнь и знал очень много. И к тому, что он не знал, у него было трогательное, какое-то детски-почтительное отношение. Эту черту мне приходилось наблюдать в нем много раз.

За окном выстрелы слышались ближе. Я невольно вспомнил вслух о налетах немецких цеппелинов и аэропланов на Англию, о способах, которые там применялись для борьбы с налетами. Опять что-то новое для Горького, то, чего он не знал - и что, конечно, должен был знать. Но в дверь уже не один раз заглядывала секретарша с письмами и гранками. «Слушайте, если вы можете подождать меня немного, мы пойдем ко мне обедать, а?» - предложил мне Горький.

Он жил в верхнем этаже огромного петербургского дома. Совсем недалеко, вправо, из окон видны серые стены и золотой шпиц Петропавловской крепости...

Хозяев было двое: Горький и его вторая жена, М. Ф. Андреева, бывшая актриса Московского Художественного театра. Но за столом сидело не менее десяти-двенадцати гостей. Иные, как я не без удивления узнал потом, жили «гостями» в доме Горького уже несколько лет - так, как это водилось в русских помещичьих домах.

Когда Горький имел дело с новым, чем-нибудь заинтересовавшим его человеком, он умел быть обворожительным, как женщина. Для этого ему нужно было немного: только начать рассказывать о каких-нибудь свои приключениях и встречах с людьми. Рассказчик он был превосходный, люди, о которых он говорил, оживали и садились с нами за стол, их можно было видеть и слышать. Некоторых из этих людей я встретил позже в книге Горького - и мне показалось, что Пешков в тот вечер рассказал о них еще лучше, чем Горький в своей книге.

Льстецов около Горького в ту пору было достаточно. Один из них, на заседании редакции «100 томов», начал восторженно перечислять произведения Горького, обильно поливая каждое соусом комплиментов. Горький смотрел вниз и сердито дергал усы. Когда оратор назвал его известное стихотворение в прозе «Песнь о буревестнике» - одну из его ранних вещей - Горький перебил говорившего: «Вы, вероятно, шутить изволите. Мне об этой вещи даже вспомнить неловко. Это - вещь очень слабая». Когда названо было несколько пьес Горького, и опять - с комплиментами, он снова вмешался: «Извините, господа, но этот автор, о котором вы говорите, - драматург плохой- кроме одной пьесы «На дне» - все остальное, по-моему, никуда не годится»...

Едва ли не лучшей вещью из всего, написанного Горьким после революции, были его замечательные воспоминания о Льве Толстом. Для меня эта вещь особенно памятна потому, что она открыла мне какую-то дверь внутрь Горького, в те душевные апартаменты, в которые мы стыдимся пускать посторонних.

В Петербурге был устроен литературный вечер; «гвоздем» было выступление Горького, читавшего тогда еще не опубликованные воспоминания о Толстом. Высокий, худой, сутулый, он стоял на эстраде; надетые для чтения очки сразу состарили его на десять лет. С моего места в первом ряду мне было видно каждое его движение. Когда, читая, он стал подходить к концу своих воспоминаний, началось что-то очень странное: казалось, он перестал видеть через свои очки. Он стал запинаться, останавливаться. Потом сдернул очки. И тогда стало видно: у него лились слезы. Он всхлипнул вслух, пробормотал: «Простите...» и вышел из зала в соседнюю комнату. Это был не писатель и не старый революционер Горький, а просто человек, не смогший спокойно говорить о смерти другого человека.

Я знаю: человека-Горького с благодарностью вспоминают многие в России, и особенно в Петербурге. Не один десяток людей обязан ему жизнью и свободой.

Всем было хорошо известно, что Горький - в близкой дружбе с Лениным, что он хорошо знаком с другими главарями революции. И когда революция перешла к террору, последней апелляционной инстанцией, последней надеждой был Горький, жены и матери арестованных шли к нему. Он писал письма, ругался по телефону, в наиболее серьезных случаях сам ездил в Москву, к Ленину. Не раз случалось, что его заступничество кончалось неудачей. Как-то мне пришлось просить Горького за одного моего знакомого, попавшего в ЧК. По возвращении из Москвы, сердито пыхтя папиросой, Горький рассказал, что за свое вмешательство получил от Ленина реприманд: «Пора бы, говорит, вам знать, что политика - вообще дело грязное, и лучше вам в ети истории не путаться».

Но Горький продолжал «путаться». По моим впечатлениям, тогдашняя политика террора была одной из главных причин временной размолвки Горького с большевиками и его отъезд за границу.

В. Шкловский

ГОРЬКИЙ - КАК ОН ЕСТЬ

Стара в нем только его похудевшая шея. А стоит он на своих высоких ногах и носит круглую шляпу с прямыми полями со своею особой элегантностью сильного мужчины.

Он много рассказывает и все помнит: книги, которых прочел так много, как только может прочесть самоучка, читающий все подряд, села, которые проходил, знакомых своих, знакомых - с отчествами и женщин, которых целовал.

Помнит так много, что кажется, что он смотрел на жизнь восьмью или больше глазами, равномерно расположенными вокруг головы. Он видел все, как будто даже не поворачивая шеи. Это придает знанию его, особенно книжному, монотонность. В мире, который знает Горький, не хватает поэтому координат, в нем нет верха и низа, левого и правого, он слишком мало расчленен и слишком густо застроен. Горького много и плохо учили. Учили восьмидесятники, социалисты просто, большевики, русские писатели, академики из Дома ученых и переводчики из «Всемирной литературы». Из всех вещей в мире Горькому больше всего нужны органы или приборы, которые закрывали бы отверстие ушей так, как закрывается глаз. Горький обременен количеством так, как старая Россия во время войны была обременена двенадцатимиллионной армией. У него развит больше всего пафос сохранения, количественного сохранения культуры, - всей. Лозунг у него - по траве не ходить. Он сам писал об этом, говоря о садовнике, который во время революции сгонял солдат с клумб.

Горький как ангар, предназначенный для мирового полета и обращенный в склад Центросоюза. Я нежно и верно люблю Горького. Он писатель до конца.

Еще больше, чем мыслью о том, что вода состоит из кислорода и водорода, потрясен он делом писания. Из-под учительских задач, через громадный песенный лиризм тянется он к единственно нужному- к мастерству и нарядности.

Н. Минский

Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверхбосяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства... Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной... Философия Ницше предстает у Горького в весьма искаженном виде... Едва ли кто-нибудь из последователей Заратустры согласится на замену сверхчеловеческой свободы русской удалью и стремлений по ту сторону добра и зла бегством по ту сторону Кубани...

М. Меньшиков

Нижегородский мещанин Пешков, цеховой малярного цеха, заговорил в журналах «как власть имеющий», заговорил с художественной увлекательностью, раскрывая со страшною откровенностью скандальную сторону нашей общественности... Можете себе представить, какой - после некоторого оцепенения - неописуемый скандал почувствовался в нашем благополучном обществе, в нашей выметенной и прибранной литературе! Уже одного этого скандала было бы достаточно для самой оглушительной славы... Для всех лагерей, как правдивый художник, г. Горький служит иллюстратором их теорий; он всем нужен, все зовут его в свидетели, как человека, видевшего предмет спора - народ, и все ступени его упадка...

Д. Мережковский

О Горьком, как о художнике, именно больше двух слов говорить не стоит. Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания... В произведениях Горького нет искусства; в них есть то, что едва ли менее ценно, чем самое высокое искусство: жизнь, правдивейший подлинник жизни, кусок, вырванный из жизни с телом и кровью. И как во всем очень живом, подлинном, тут есть своя нечаянная красота, безобразная, хаотическая, но могущественная, своя эстетика, жестокая, превратная, для поклонников чистого искусства неприемлемая, но для любителей жизни обаятельная... Это вещие видения вещей души...

В. Боровский

Таким безумцем, пожелавшим навеять человечеству сон о святой правде, явился сам Максим Горький. В те грустные дни, когда на всей нашей общественности еще лежал тяжелый покров реакции восьмого десятилетия, когда на поверхности жизни уныло бродили вялые, полинявшие чеховские типы, а то новое, бодрое, сильное, что уже народилось где-то в глубине, еще скрывалось в недрах общества, - в эти грустные дни. М. Горький выступил дерзким глашатаем безумства храбрых. И с тех пор вся деятельность М. Горького - и как художника и как публициста - представляет одно сплошное искание правды...

К. Чуковский

Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество - до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего... Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой; сын мастерового и внук бурлака мог внести в наши русские книги такую небывалую тему. До него лишь поэзия неделания была в наших книгах и душах. Он, единственный художник в России, раньше всех обрадовался при мысли о том, что человечество многомиллионной артелью устраивает для себя свою планету, перестраивает свое пекло в рай... Религия Горького - земная, безнебесная. Он весь в людском муравейнике, конечном, здешнем, временном...

Г. Адамович

Судить Горького, конечно, никто сейчас не вправе. Однако мы вправе сказать, что он всегда претендовал, - и претендовал основательно, - на авторитет не только узкохудожественный, но и моральный, что он был у самой черты духовного величия - и потерпел под конец жизни ужасное крушение. Он сам, со своим умом, со своим чутьем, не мог этого не понимать. Фимиам не мог его одурманить. Он чувствовал, вероятно, что игра проиграна, что развязка ее во всяком случае не соответствует заданию... Кто утверждает, что в судьбе Горького все законно, естественно и даже прекрасно, служит памяти его очень дурную службу.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.

2. «Безумство храбрых» и «мудрость жизни» в произведениях М. Горького.

3. Пафос романтических произведений Горького.

4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.

5. Особенности драматургии М. Горького (на материале одной из пьес).

6. Проблемы прекрасного в романе М. Горького «Мать».

7. Библейские мотивы в романе М. Горького «Мать» и их значение.

8. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.

9. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.

10. Своеобразие раскрытия темы «отцов и детей» в романе М. Горького «Мать».

11. Трагические судьбы «людей дна» в произведениях М. Горького.

12. «Человек» в произведениях М. Горького («Фома Гордеев», «На дне» и др.).

13. «Свинцовые мерзости» русской жизни в ранних рассказах М. Горького.

14. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.

15. «Каждый сам себе судьба» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергилъ»).

16. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне».

17. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».

18. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького «Мать».

19. «Очень своевременная книга» и «Несво-временные мысли» М. Горького (по роману «Мать» и «Несвоевременным мыслям»).

20. Роман «Мать» - художественное произведение или инструкция о том, как стать революционером.

21. Три поколения Артамоновых в романе М. Горького «Дело Артамоновых».

22. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).

23. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе «На дне»),

24. «Человек- вот правда!» (по пьесе «На дне»).

25. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина».

26. Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне».

27. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе «На дне».

28. Устарел ли Максим Горький?

29. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).

30. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?

ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ

СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой.

Беранже

Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей.

Л. Леонов

I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди «с солнцем в крови» герои ранних произведений писателя.

II. Человека Горький ищет везде, даже «на дне» жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.

III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?

IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина - основной драматургический конфликт пьесы.

V. Жизненная философия Луки: «Не всегда правдой душу вылечишь». Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди «странники» и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь «устроиться» в ней, «приспособиться». Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о «праведной земле»).

VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин - обличитель лжи как «религии рабов и

хозяев», прибежища нищих духом. Правда Сатина - «бог свободного человека», правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.

VII. Человек Луки - отдельная, конкретная личность («я всякого уважаю»), Человек-Сатина - это общность людей, человечество («Это не ты, не я, не они... нет! Это - ты, они, старик» Наполеон, Магомет... в одном»).

VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки - это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.

I.. Гуманизм Горького в пьесе «На дне», философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.

ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) - для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых... Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: «Он очень одинок, хотя никогда не бывает один», «в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает». И уж совсем красноречивый вывод: «у старого медведя на губе кольцо».

II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ... Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества... Вероятно, написано талантливо.

III. Романтические песни «Старуха Изер-гиль» - все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, «цветистый» язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.

IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»). «Свинцовые мерзости русской жизни» и в то же время «здоровое, яркое, творческое», что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.

V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. «Дачники», «Дети солнца», «Васса Железнова», увиденные по телевизору, достаточно интересны. «На дне» - пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники - живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту («молодец старик»).

VI. Больше всего спорить хочется с романом «Мать». Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый «забрызгать кровью небеса» во имя идеи) - абсолютно неприемлема для меня. Думается, что «своевременность» этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.

VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.

VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто «сделал себя сам». Как это ни банально звучит, в разное время

Горький был разным (это доказывают его «Несвоевременные мысли»), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исцолненной глубокого смысла судьбы.

РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО

Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий... Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.

А. Н. Толстой

I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергйль - герои, зовущие к подвигу.

III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко - подвиг есть следствие огромной любви к людям.

IV. «Безумство храбрых» и «мудрость жиз-. ни» в ранних произведениях А. М. Горького.

V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.

VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.

VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся - «свободная стихия». Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.

VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка - смерть, Уж - Сокол, Ларра - Данко, Буревестник-- глупый пингвин и т. д.).

IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.

ТЕМА РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО
(На примере пьесы «Егор Булычев и другие»)

I. Тема российского купечества в творчестве М. Горького («Фома Гордеев», «Дело Артамоновых», «Васса Железнова» и др.). Продолжение традиций русской классики. Купцы в изображении А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, И. Шмелева.

П. Противоречивость характеров русских купцов. Отвращение и гнев, любование и смех - вот что вызывают образы купцов, созданные русскими писателями.

III. «Егор Булычов и другие» - пьеса о русском купечестве начала XX в.

IV. Егор Булычов как тип русского купца во всей его сложности и многогранности.

V. Мастерство Горького в изображении «великого грешника». Егор Булычов представлен в самый страшный период его жизни - в момент прощания с жизнью/Страстный протест Егора Булычева против несправедливости смерти. Бунт Булычева - олицетворение силы и мощи его натуры.

VI. Правда горьковского образа. Это не исчадие ада, а человек. Булычевым порождена не только мерзость, он способен на сильные, глубокие, истинно отцовские чувства.

VII. Попытка Булычева откупиться от неизбежной судьбы российского купечества. Сочувствие, заигрывание, сделка с революцией. Символическое значение трагедии «всех Булычевых» (мечта об обновлении, искуплении через прикосновение к будущему нереальна: революция несет им смерть. «Марсельеза» звучит похоронным маршем).

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

1. «Горький» - псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию.

2. Какие названия имел город, в котором родился М. Горький? Как он называется сейчас?

3. Как звали деда Горького?

4. Ё каких произведениях рассказал Горький о своем детстве и юности?

5. Какую роль в жизни Горького сыграл повар Смурый?

6. Как называется первый печатный рассказ Горького? Где и когда он был напечатан?

7. Кто посоветовал Горькому написать этот рассказ?

8. Кто из писателей оказал большое содействие молодому Горькому в его литературной деятельности?

9. Какое крупное произведение Горького периода 90-х годов названо по имени и фамилии основного героя?

10. Кого из персонажей рассказов Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя первым на земле и, кроме себя, не видел ничего?

11. Кто из персонажей романа «Фома Гордеев» и кому говорит: «Жизнь... очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи... Тут, брат, подходя к человеку, держи в Левой руке мед, а в правой нож...»?

12. Кто крму в романе «Фома Гордеев» говорит: «Пятак ваш бог»?

13. Кого называет Горький в пьесе «Дачники» временными жильцами в своей собственной стране, дачниками?

14. Какую пьесу Горького, по словам артиста Качалова, зрители встречали «бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурим звала»?

15. Цель какого своего романа Горький определил так: «Моя задача поддержать падающий дух сопротивления темным и враждебным силам жизни»?

16. В каком романе Горький изобразил три поколения одной буржуазной семьи, показал в истории этой семьи основные этапы развития русского капитализма?

17. В каком произведении Горький охватывает повествованием основные этапы развития России за сорок лет (с конца 70-х годов до 1917 г.) в самых различных ее социальных слоях, в самых различных направлениях идеологической борьбы?

18. В каком из памфлетов Горький особенно страстно заклеймил людей, подчиняющихся власти золота?

19. Назовите имя, отчество и фамилию двух главных героев романа «Мать».

20. Кто явился для Горького прототипами этих героев?

21. За что Горький 12 января 1905 г. был заключен в Петропавловскую крепость? Какое произведение он создал в Петропавловской крепости?

22. Какое крупное произведение Горький создал в том же году, что и роман «Мать»?

23. Какие романы и пьесы были созданы Горьким после Октябрьской революции?

24. Кто из художников создал иллюстрации к роману Горького «Дело Артамоновых»?

27. По мотивам каких романов М. Горького созданы кинофильмы?

1. «Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые».

2. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями...»

3. «...юноша красивый и сильный... глаза его были холодны и горды, как у царя птиц... Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу».

4. «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды., горят, а улыбка - целое солнце...»

5. «О ней... словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

6. «...старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий смелый вор».

7. «...молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе...»

8. «И вот перед ним женщина - босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд, черные волосы ее были распущены, чтобы прикрыть голую грудь, лицо ее - как бронза, а глаза - повелительны, и темная рука, протянутая... не дрожала».

9. «Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты...»

10. «Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

11. «...сухорукий человек, с добрым лицом в светлой бородке и умными глазами, обладал лучшей в городе библиотекой запрещенных и редких книг».

12. «Порою являлся большой, широкогрудый человек с густой окладистой бородищей и по-татарски бритой головой».

Кто из персонажей произведений Горького...

1. «...разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», пылавшее «факелом великой любви к людям», и, «освещая им путь», вывел людей из смрадного, непроходимого леса?

2. ...гибнет ночью во время грозы в степи, убежав в ужасе от умирающего деда?

3. ...когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, «встал ногой на ее грудь, так что из уст кровь брызнула к небу»?

4. ...шел на казнь и трубку курил. «Идет себе и курит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился»?

5. ...умирая, восклицает: «О счастье битвы!»?

6. «В гневе грома... он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!»?

7. ...так играл на скрипке, что «проведет, бывало, по струнам смычком - и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз - и замрет оно...»?

8. ...готов был на преступление из-за «двух радужных» (двухсот рублей) и даже душу погубить не боялся?

9. ...умолял Бога отсрочить ему смерть, чтобы он мог воспитать внука, которому шел только одиннадцатый год?

10. ...победила смерть своей любовью?

11. ...понюхав табаку, начинала рассказывать «какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе»?

12. ...перекрасил праздничную скатерть в синий цвет и был за это высечен «до потери сознания»?

13. ...учил маленького Алешу Пешкова, как легче перенести розги?

14. ...свою жену забил до смерти, «может быть, за то, что была она лучше его, а ему завидно»?

15. ...все свои скромные доходы отдавал «на помощь людям, которые верят: «счастье народа прежде всего»?

16. ...заявляет, что у него, «кажется, нет характера»?

17. ...не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я рабочий человек... и с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу»?

18. ...мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?

19. ...живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви?

20. ...верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще немного на свете пожить?

21. ...«лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не желаю»?

22. ...говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «...замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубь прыгнуть»?

23. ...прикрываясь служением Богу, грабит людей! «...и я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть...»?

24. ...возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Давать бы им бить друг друга свободно... стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше...»?

25. ...очутился в ночлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее, ревнуя к другому?

26. ...всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции... яко дым от огня...»?

27. ...избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее забрали в тюрьму?

28. ...утверждал: «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»?

ОТВЕТЫ

1. Пешков. 2. Нижний Новгород, город Горький, Нижний Новгород. 3. Василий Каширин. 4. В трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». 5. Повар Смурый пристрастил Алешу к чтению книг, когда он работал посудником на пароходе «Добрый». 6. «Макар Чудра», в тифлисской газете «Кавказ», 12 сентября 1892 г. 7. Революционер-народоволец А. М. Калюжный. 8. В. Г. Короленко. 9. «Фома Гордеев». 10. Юношу Ларру; рассказ «Старуха Изергиль». 11. Купец Маякин так поучает Фому Гордеева. 12. Фома Гордеев - купцам. 13. Буржуазных интеллигентов-обывателей. 14. Пьесу «На дне». 15. Так определил Горький цель романа «Мать». 16. В романе «Дело Артамоновых». 17. В романе «Жизнь Клина Самгина».

18. В памфлете «Город Желтого Дьявола».

19. Пелагея Ниловна Власова и ее сын Павел Михайлович Власов. 20. Петр Андреевич Заломов и его мать Инна Кирилловна. 21. После «Кровавого воскресенья» 9 января Горький написал гневное воззвание, в котором призывал к свержению самодержавия, за что и был арестован. В крепости он написал «Дети солнца». 22. Пьесу «Враги». 23. Романы «Дело Артамано-вых», «Жизнь Клина Самгина», пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие». 24. Художник Д. А. Шмаринов. 25. Художник И. И. Бродский. 26. И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская, 3. Г. Иванова. 27. По мотивам романов «Мать», «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев».

Знаешь ли ты персонажей произведений Горького? Чей это портрет?

1. Молдаване; рассказ «Старуха Изергиль». 2. Старуха Изергиль; рассказ «Старуха Изергиль». 3. Ларра; рассказ «Старуха Изергиль». 4. Лойко Зобар; рассказ «Макар Чудра». 5. Цыганка Радда; рассказ «Макар Чудра». 6. Чел-каш; рассказ «Челкаш». 7. Гаврила, деревенский парень, персонаж рассказа «Челкаш» 8. Женщина-мать, рассказ «Слава Матери!» в «Сказках об Италии». 9. Дед Каширин; повесть «Детство». 10. Бабушка Алеши; повесть «Детство». 11. Андрей Деренков, владелец бакалейной лавки; «Мои университеты». 12. Михаиле Ромась; «Мои университеты».

Кто из персонажей произведений Горького:

1. Данко; рассказ «Старуха Изергиль». 2. Мальчик Ленька; рассказ «Дед Архип и Ленька». 3. Ларра; рассказ «Старуха Изергиль». 4. Гуцул (разбойник); рассказ «Старуха Изергиль». 5. Сокол; «Песня о Соколе». 6. Буревестник; «Песня о Буревестнике». 7. Лойко Зобар; рассказ «Макар Чудра». 8. Гаврила; рассказ «Челкаш». 9. Дед Архип; рассказ «Дед Архип и Ленька». 10. Девушка; сказка «Девушка и смерть». 11. Бабушка Алеши Пешкова; повесть «Детство». 12. Алеша; повесть «Детство». 13. Ваня Цыганок; повесть «Детство» 14. Дядя Яков; повесть «Детство». 15. Андрей Деренков; повесть «Мои университеты». 16. Барон. 17. Слесарь Клещ. 18. Вор Васька Пепел. 19. Настя. 20. Анна, жена Клеща. 2,1. Сапожник Алешка. 22. Квашня, торговка пельменями. 23. Косты-лев, хозяин ночлежки. 24. Полицейский Медведев. 25. Бубнов. 26. Странник Лука. 27. Наташа, сестра Василисы. 28. Сатин.

Горький М. Поли. собр. соч. Художественные произв.: В 25 т. М., 1968-1976.

Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1949-1955.

Горький М. О литературе. М., 1980. Архив М. Горького. М., 1939-1976. Т. I-XIV.

Переписка М. Горького. М., 1986. Т. 1-2.

М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания. М., 1951.

А. М. Горький и В. Г. Короленко. Переписка. Статьи. Высказывания. М., 1957.

В. И. Ленин и А. М. Горький. 3-е изд., доп. М., 1960.

Литературное наследство. Т. 70: Горький и советские писатели. М., 1963.

Литературное наследство. Т. 72: Горький и Леонид Андреев. М., 1965.

Литературное наследство. Т. 95: Горький и русская журналистика начала XX века. М., 1988.

Балухатый С. Критика о М. Горьком: Библиография статей и книг, 1893-1932. Л.; 1934.

Балухатый С. Литературная работа М. Горького. М., 1936.

Балухатый С., Муратова К. Литературная работа М. Горького. Дополнительный список текстов и авторизованных изданий, 1889- 1936. Л., 1941.

Муратова К. Д. Литературная работа М. Горького. Второй дополнительный список первопечатных текстов и авторизованных изданий, 1888-1936 // Горький М. Материалы и исследования. Л., 1951. Т. IV.

Летопись жизни и творчества А. М. Горького. М., 1958-1960. Вып. 1-4.

А. М. Горький в изобразительном искусстве. 1868-1968. М., 1969.

Иванов А. С. Горький в музыке. М., 1969.

Муратова К. Д. М. Горький. Семинарий. М., 1981.

Груздев И. Горький и его время. М., 1962.

Горький и его современники. Л., 1968.

Федин К. Горький среди нас. М., 1968.

Зелинский К. На рубеже двух эпох. М., 1970.

Бабаян Э. Ранний Горький. М., 1973.

Вайнберг И. За горьковской строкой. М., 1976.

Бялик Б. Горький-драматург. М., 1977.

Леонов Л. Слово о Горьком. М., 1979.

Овчаренко А. М. Горький и литературные искания XX столетия. М., 1982.

Воронений А. О Горьком // Воронский А. Искусство видеть мир. М., 1987.

Тагер Е. Б. Горький и Чехов. О стиле Горького. Жанр Литературного портрета в творчестве // Тагер Е. Избранные работы о литературе. М., 1988.

Полонский Вяч. Максим Горький // Полонский Вяч. О литературе. М., 1988.

Горький и его эпоха. М., 1989. Вып. 1-2.

Шкапа И. Семь лет с Горьким. М., 1990.

Баранов В. Огонь и пепел костра. Горький, 1990.

Сухих С. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Нижний Новгород, 1992.

Спиридонова Л, М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

Примочкина Н. Писатель и власть. М., 1996.

Гангнус А. На руинах позитивной эстетики // Новый мир. 1988. № 9.

Аннинский Л. Откровение и сокровение. Горький и Платонов // Лит. обозрение. 1989. № 9.

Басинский П. Логика гуманизма // Вопр. лит. 1991. № 2.

Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопр. философии. 1991. № 8.

Парамонов Б. Горький, белое пятно // Октябрь. 1992. № 5.

Горький — писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции — человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориенти­рованного на пролетариат взгляда в определенный (после рево­люции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький вошел в сознание многих поколений преимущественно как писатель социалистического реализма.

Творческий путь Горького начинается с 1892 г. рассказом «Макар Чудра». Для произведений 90-х годов характерно роман­тическое мироощущение, изображение героя, стремящегося к свободе. Правда, в этот период свобода понимается Горьким как независимость от общества. Но романтический герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».

На рубеже веков наступает новый период в творчестве Горь­кого. В 1899 г. печатается роман «Фома Гордеев», реализовавший принципы критического реализма. Горький обращается к дра­матургии («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Его интересует тема интеллигенции.

После революции 1905 г. Горький пишет роман «Мать» и пье­су «Враги», в которых проявились черты нового творческого метода — социалистического реализма.

С 1906 по 1913 г. Горький живет на Капри, где увлекается тео­рией богостроительства, в которой социализм превращался в но­вую религию, основанную на вере в неизбежное торжество социа­листических идей, а народ становился богостроителем. Творчество этого периода очень плодотворно — повесть «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина», пьесы «Последние» и «Васса Железнова», сатирические «Русские сказки».

Возвратившись в Россию в 1913 г., Горький до 1921 г. пере­живает вместе со страной катаклизмы Первой мировой войны, революции, гражданской войны. «Сказки об Италии», «По Руси», «Детство», «В людях» написаны до революции. С октября 1917 по июнь 1918 г. в газете «Новая жизнь» публикуются статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». В них Горький критикует отрицательные явления, которые принесла с собой революция. С позиций писателя-гуманиста он оценивает страш­ные факты насилия над человеческой жизнью, творимые «анархо-коммунистами».

С 1921 по 1929 г. Горький живет в Италии, где написаны «Мои университеты», «Дело Артамоновых», начата эпопея «Жизнь Клима Самгина». В этот же период писатель работает над литературными портретами Л. Толстого, Чехова, Королен­ко и др. В 1931 г. Горький возвращается в СССР, проводит очень большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских писателей, положившего начало унификации лите­ратуры, сведению ее стилевого многообразия к социалистиче­скому реализму.

Горький Максим

Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936)

М. Горький, безусловно, один из крупнейших русских писателей XX века. Его творческое наследие по-прежнему представляет жи­вой интерес. Писатель работал в разных родах и жанрах литерату­ры, многое сделал в публицистике, оставил след как издатель (соз­дал знаменитые книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта») и редактор.

Велика роль Горького в развитии русского театра. Многие его пьесы до сих пор привлекают внимание театров и входят в репер­туар столичных и провинциальных коллективов.

В советский период Горького называли основоположником со­циалистического реализма. Его считали деятелем культуры, безо­говорочно принявшим революцию и служившим ей своим талан­том художника. Это упрощенное представление. Одним из шагов к более адекватному восприятию взглядов Горького и его таланта была публикация в начале 90-х годов его очерков о революции «Не­своевременные мысли». Очерки печатались в 1918 году в издавав­шейся Горьким газете «Новая жизнь». В них выражена тревога пи­сателя и гражданина по поводу происходящих событий и дана со­всем неоднозначная оценка революции. Горький в «Несвоевремен­ных мыслях» вступал в противоречие с созданным марксистской критикой образом писателя - «буревестника русской революции». Задача современных исследователей и читателей - попытаться по­нять творчество Горького как художественное явление, освободив­шись от идеологической предвзятости.

Принципиальное новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Уже в ранний романтический период ге­рой писателя - активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко - один из первых героев этого типа). Впоследствии в автобиографической повести «Детство» Горь­кий достаточно четко сформулировал новый принцип взаимосвязей героя и среды: «Я очень рано понял, что человека формирует сопро­тивление среде ». Герой - носитель идеалов автора - должен пре­одолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит. Не случайно в пьесе «Мещане» машинист Нил так убежденно гово­рит: «Да, хозяин тот, кто трудится... И я на все средства души моей удовлетворю мое желание вмешаться в самую гущу жизни... месить ее и так и эдак...» . Он не просто уходит из мещанского дома Бессеме­новых: он строит свою жизнь на «сопротивлении» среде.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опы­та жизни. В той же повести «Детство», произведении чрезвычайно важном для понимания художественного мира Горького, мы читаем: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, се­рые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щед­ро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание все-таки мед» . Эта позиция обусловила тя­готение Горького к реализму, стремление отражать типические яв­ления жизни, создавать типические характеры, тем самым избегая субъективизма. Тем не менее, несмотря на богатство жизненных впечатлений, опору на реальную действительность, в концепции че­ловека Горького очевиден романтический утопизм.

В поэме «Человек» обобщенно-условный герой устремлен в бу­дущее. Вооруженный силой мысли, он героически преодолевает все преграды: «Так шествует мятежный Человек - вперед!» и - выше! все - вперед! и выше!» Ритмизованная проза, восклицательная интонация этой поэмы передают патетичность горьковской концеп­ции личности.

Представление писателя о человеке, его роли и месте во многом определило мировоззренческие и художественные искания Горь­кого и драматизм его судьбы. С одной стороны, вера писателя в че­ловека, его силы рождала оптимизм. Герой Горького, человек с боль­шой буквы учился распрямлять спину, осознавать свое достоинст­во. Герой Горького - личность в полном смысле этого слова. Таки­ми показаны Павел Власов и Пелагея Ниловна в романе «Мать». Раз­мышляя о феномене Горького, один из интереснейших писателей- современников А. Ремизов замечал: «Суть очарования Горького именно в том, что в круге бестий, бесчеловечья и подчеловечья за­говорил он голосом громким и в новых образах о самом нужном для человеческой жизни - о достоинстве человека» . С другой сторо­ны, переоценка Горьким возможностей человека, идеализация им нового человека привели его самого к компромиссам со сталинским режимом, к морализаторству и учительству в литературе.

Несмотря на противоречия мировоззрения Горького, его твор­чество - художественно значимое явление, оно заслуживает вни­мательного изучения и анализа.

Творческий путь писателя начался в 1892 году, когда в газете «Кавказ» (А.М. Пешков в это время находился в Тифлисе, куда его привели странствия по Руси) был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Тогда же родился псевдоним - М. Горький.

А в 1895 году три апрельские номера «Самарской газеты» позна­комили читателей с рассказом «Старуха Изергиль ». Стало очевидно, что в литературу пришел новый яркий писатель. Горький начал свой литературный путь как романтик. Его первые произведения вполне вписывались в философию и поэтику романтизма как творческого метода. Герой в произведениях романтиков - исключительная лич­ность, вступающая в борьбу с целым миром. Он подходит к действи­тельности с позиции своего идеала. Люди, окружающие романтиче­ского героя, не понимают его. Герой-романтик одинок. Равное себе начало он видит лишь в стихийных силах природы. Поэтому огром­ную роль в романтическом произведении играет пейзаж, передаю­щий таинственную могучую и неукротимую силу природы. Только она может быть адекватна романтическому сознанию. Романтиче­ский герой не соотносим с реальными жизненными обстоятельст­вами. Он отторгает реальность, живя в мире своих идеальных уст­ремлений. Этот принцип романтического художественного мира называется принципом романтического двоемирия. Противостоя­ние героя и действительности - одна из важнейших черт роман­тизма как литературного метода. Герои вышеназванных рассказов писателя именно романтические. Все художественные средства подчинены раскрытию романтического характера.

И Макар Чудра, и Изергиль (их именами названы оба произве­дения) не случайно в центре авторского внимания. Они герои-рас­сказчики. Из их уст мы слышим удивительные легенды о красивых людях Лойко Зобаре и красавице Радде («Макар Чудра»), о герое, спасшем свой народ, Данко («Старуха Изергиль»). Но, пожалуй, эти рассказы в рассказе (использование легенд, преданий, былей, ска­зочных элементов - характерный прием в творчестве писателей- романтиков) прежде всего выражают представления об идеальном и антиидеальном в человеке самих рассказчиков и автора.

Макар Чудра и Изергиль как романтические герои устремлены к одной цели, они носители одной мечты, страсти. Для Макара Чудры - это безудержное стремление к свободе, воле; Изергиль подчинила всю свою жизнь любви. И герои рассказанных ими легенд также носите­ли единственного начала, доведенного до максимальной степени. Дан- ко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям. Ларра - его романтический антипод - крайний индивидуа­лизм, эгоцентризм (по представлениям автора - антиидеал).

Романтический герой - цельная натура, ни при каких обстоятель­ствах не способная к компромиссу. Когда жизнь искушает, «провоци­рует», в его сознании возникает неразрешимое противоречие. Так происходит с Лойко и Раддой. Они не в силах сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Верные своему идеалу, они предпочитают смерть. И герой-рассказчик, Макар Чудра, сам роман­тик, воспринимает такое разрешение как естественное и единствен­но возможное. По представлению Макара, только таким образом мож­но было сохранить свою свободу, дороже которой для Лойко и Радды нет ничего. Закономерен вывод рассказчика из романтической исто­рии о гордых цыганах: «Ну, сокол, ...век свой будешь свободной пти­цей» , - но при одном условии - надо запомнить историю молодых цыган на всю жизнь. Таким образом, можно сказать, что идеал ге­роев и рассказчика единый. Композиция повествования - встав­ные легенды и были - помогает раскрыть представления о ценно­стях жизни, идеалы автора и рассказчика.

Немаловажную роль играет композиция в создании образа Изергиль. Две легенды, рассказанные ею, - о Данко и Ларре - как два выраже­ния идеала и антиидеала. Между ними автор помещает рассказ Изер- гиль о своей мятежной жизни, в которой главным началом была лю­бовь. Изергиль полагает, что сама она близка Данко силой любви, но в ее рассказе о бывших возлюбленных читатель видит эгоистический характер любви героини. Она совершенно равнодушно отвечает на рас­спросы повествователя о судьбе ее возлюбленных. Даже о смерти их говорит безразлично. Это сближает Изергиль с Ларрой. Ее любовь, дей­ствительно всепоглощающая, не несла в себе света ни тем, кого она любила, ни ей самой. Не случайно, в старости она показана как испепе­ленная и опустошенная, она даже напоминает тень. Как мы помним, и Ларра вечной тенью бродит по свету. В портрете, данном глазами пове­ствователя, оценка личности Изергиль дается средствами поэтической образности, которые подчеркивают ее близость с Ларрой: «...Сидит ря­дом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с серд­цем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень» . Антиэстетич­ные детали портрета «тусклые черные глаза», «черные ямы щек» гово­рят об отношении автора к героине. Он не считает ее жизнь служением идеалу любви. Напротив, Изергиль так же эгоистична, как и Ларра. И потому одинока, далека от людей.

Очевидно, что представление об идеале повествователя в этом рассказе связано с образом Данко. Именно такой герой, любовь которого к людям ведет его к подвигу самопожертвования, близок автору. Свет его подвига из древних времен дошел до наших дней. Его сердце рассыпалось искрами по степи, и эти голубые искры, как живые, являются людям перед грозой.

Кроме композиции повествования, особую роль, как уже отме­чалось, в горьковских романтических рассказах играет пейзаж. Природа у Горького одушевлена. Она дышит свободой и тайной. Старый цыган Макар показан во «мгле осенней ночи». Ночь, как живая, «вздрагивала и пугливо отодвигалась, открывала на миг сле­ва - безграничную степь, справа - бесконечное море». Еще более торжествен и выразителен пейзаж в рассказе «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точ­но прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, раз­вевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся во­круг их голов. Это делало женщин странными и сказочными» . Пей­заж кроме того играет роль фона для героя.

Важнейшим средством создания образа и необычной атмосфе­ры у Горького является язык. Язык и стиль повествования экспрес­сивен, насыщен изобразительно-выразительными средствами. То же относится и к языку героя-рассказчика. Прием инверсии (в дан­ном случае расположение эпитета после определяемого слова) уси­ливает выразительность тропов: «Их волосы, шелковые и черные», «ветер, теплый и ласковый». Сравнения характеризует тенденция к гиперболизации, выявлению исключительного; «Сильнее грома крикнул Данко»; сердце «пылало так ярко, как солнце». Нередко портрет персонажа строится на сравнении: «очи, как ясные звез­ды, горят, а улыбка целое солнце... стоит весь, как в огне крови, в огне костра» (портрет Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра»).

Необходимо отметить и роль синтаксиса: повтор однотипных син­таксических конструкций делает повествование ритмичным, усили­вает эмоциональное воздействие на читателя всего произведения.

Романтическое творчество Горького, его мечта о свободном че­ловеке, воспетый им герой, совершающий подвиг самопожертво­вания во имя любви к людям, оказали определенное революциони­зирующее влияние на русское общество того времени, хотя автор не вкладывал прямой революционный смысл в образ своего Данко.

Романтический период в творчестве Горького был достаточно коротким, но цельным в содержательном и стилевом отношении. Горьковский идеал свободной, активной, созидающей личности нашел воплощение в романтически приподнятом стиле его расска­зов. Для них характерна обобщенно-лирическая характеристика героев, использование сказочно-легендарных образов и сюжетов, торжественная лексика.

Пьеса «На дне» (1902) - одна из лучших пьес М.Горького. В статье «О пьесах» он писал: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюде­ний над миром «бывших людей», к числу которых отношу не только странников, обитателей ночлежки, вообще люмпен-пролетариат, но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарован­ных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано понял, что люди эти - неизлечимы» . Спектакль в Московском худо­жественном театре был сначала запрещен цензурой, но после упор­ной борьбы все-таки выпущен на сцену. Он принес автору славу и стал настоящим событием в общественной и культурной жизни Рос­сии. Красноречив отзыв современницы Щепкиной-Куперник: «На­стоящее впечатление разорвавшейся бомбы произвело «На дне». Зрителя словно бичом хлестнуло. «На дне» прозвучало настоящим воплем о справедливости. Многие после него не спали ночей... И про­шумела эта пьеса над Россией настоящим буревестником» .

Пьеса поразила современников не только неожиданными для те­атра героями - выброшенными из жизни «бывшими людьми», бося­ками, - мрачным и беспросветным колоритом костылевской ночлеж­ки, но и смелым экспериментом в драматургической форме. Горький в этой пьесе продолжал новаторские опыты Чехова-драматурга.

Критика социальной действительности, доводящей человека до положения люмпена, потерявшего живые связи со своей средой, в пьесе, несомненно, была. «Ужас жизни» ощущается в вариантах названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». Со­циальный конфликт в пьесе есть. Так, антагонистичны отношения хозяев ночлежки супругов Костылевых и ночлежников. Но вряд ли можно сказать, что именно эти отношения определяют драматур­гическое действие. У обеих сторон своя, ставшая привычной роль, и они исполняют ее монотонно, лишь время от времени возникает некая напряженность в их извечном противостоянии. Есть свои социальные драмы и у каждого обитателя ночлежки, например, у Васьки Пепла. Отец его был вором, и это определило судьбу сына. Но истории эти в прошлом, за сценой. В драматургическом действии перед нами результат. Социальный конфликт не является основным, несмотря на впечатляющую констатацию социального неблагополу­чия в России, очевидным фактом которого является самое существо­вание костылевской ночлежки и ее обитателей, выброшенных из жизни людей. Есть в пьесе и любовные истории: любовный треуголь­ник Василиса - Пепел - Наташа и другой - Костылев - Василиса - Пепел. Разрешение любовного конфликта трагично: Наташа изуве­чена, Пепла ждет каторга (он убил Костылева). Только Василиса мо­жет торжествовать. Она отомстила изменившему ей Пеплу, распра­вилась с соперницей (искалечила родную сестру) и освободилась от ненавистного мужа. Но и любовный сюжет периферийный в этой драме. Он не захватывает всех персонажей, они всего лишь сторон­ние наблюдатели разыгравшейся драмы.

По всей видимости, конфликт пьесы не связан с внешним дейст­вием, прямо не определяется социальными противоречиями жизни. Экспозиция откровенно статична, все герои, кроме Клеща, смири­лись со своим положением. Внутреннее движение в драме начина­ется с появления в ночлежке Луки. Это завязка конфликта. Именно Лука - битый жизнью, снисходительный человек - пробуждает сознание ночлежников. Казалось бы, безнадежно потерянные люди (актер - без имени, аристократ - без прошлого, женщина - без любви, рабочий - без работы) под влиянием Луки, его интереса к каждому, его способности пожалеть и поддержать обретают надеж­ду. Они задумываются о смысле своей жизни, о возможности выхо­да из того социального тупика, в который загнала их жизнь. Таким образом становится очевидной философская проблематика пьесы. Действие движет философский спор о человеке, его достоинстве, о правде и лжи. Носители различных представлений о человеке - Буб­нов, Лука, Сатин. Но в спор так или иначе втянуты все персонажи.

Важно разобраться в философской позиции Луки. Она сложна и противоречива, как и отношение к ней автора. Желая добра, он не способен бороться за него. Лука - тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объек­тивной сути: «Во что веришь, то и есть...» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоя­щую любовь наконец найти... Ночлежники, поддержанные со­страдательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людь­ми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказы­вается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещан­ное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлеж­ников возвращается в прежнее страшное русло.

В то же время нельзя сказать, что в пьесе «На дне» однозначно осуж­дается утешительная позиция, ложь Луки во спасение, и утверждается беспощадная правда. Это противопоставление сузило бы философский смысл пьесы. Не случайно антагонист Луки правдолюб Бубнов, умный и злобный, показан автором негативно. Он говорит правду, желая ули­чить, разоблачить и унизить человека. В его позиции нет места любви к человеку и веры в него. Такая правда неприемлема и отрицаема авто­ром. Горький убежден, что человеку необходима любовь, но только со­единенная с истиной. Любовь и правда, преобразующие жизнь.

По мысли автора, самая возможность гуманистического отно­шения к человеку, вера в ценность личности, составляющие осно­ву мировосприятия Луки, пробуждают способность к активному сознанию. Не зря Сатин говорит: «Старик? Он - умница!.. Он по­действовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» В авторском отношении к Луке мы ощущаем противоречие: несо­мненное неприятие философии героя и симпатия к его личности. не случайно так колоритна речь Луки, она насыщена пословицами и поговорками, мелодична.

Призыв к новому отношению к человеку прозвучал в пьесе, прав­да, среди ее персонажей нет никого, кто смог бы воплотить его в жизнь. В знаменитом монологе о человеке Сатин как герой-резо­нер лишь озвучивает авторскую мысль.

Пьеса «На дне» - реалистическая социально-философская дра­ма. Ее основной предмет - социальные конфликты русской дейст­вительности и их отражение в сознании героев. В противоречивом сознании ночлежников - неудовлетворенность жизнью и неспо­собность к ее изменению - отразились некоторые черты русского национального характера. Особое значение имеет философская проблематика - философский диспут о человеке. В «На дне» Горь­кий продемонстрировал блестящее искусство диалога, речевого ансамбля. И хотя среди персонажей пьесы автор не нашел носите­ля своего положительного идеала, в реальной жизни он уже видел людей активной жизненной позиции.

В статье «О пьесах», осмысляя свой опыт в драматургии, Горький писал: «Пьеса-драма, комедия - самая трудная форма литературы, трудная потому, что требует, чтобы каждая действующая в ней еди­ница характеризовалась и словом и делом самосильно, без подска­зываний со стороны автора». В пьесе «На дне» он продолжал и раз­вивал чеховскую драматургическую традицию. Эта драма с «подвод­ным течением»: в ней два плана - социальный и философский. Так же, как и у Чехова, судьба общества, состояние мира - источник драматургического действия. Столкновения персонажей в пьесе ско­рее в сфере различия мировосприятия, разного понимания ценно­стей жизни, чем в сфере поступков. Процесс действия по сути про­цесс размышлений персонажей, поэтому так велика в горьковской пьесе роль речевых характеристик, речевого ансамбля.

Пьеса «На дне» имеет счастливую сценическую судьбу, привле­кая различных режиссеров до сих пор. Ее многоплановость, ост­рота философской проблематики делают ее постановку актуаль­ной и в наши дни.