Итальянский танец фламенко. Женщина, танцующая фламенко. Смотреть что такое "Фламенко" в других словарях

Невероятно привлекательный и впечатляющий танец фламенко — экспрессия в чистом виде, без примесей. Это яркое, значительное проявление чувств, настроения, мыслей. Это спектакль, рожденный как пережитыми страданиями, так и наполненный любовью. Он необыкновенно хорош как коллективный, так и звучащий гимном индивидуальности.

Обучение танцу фламенко

В чем польза от занятий фламенко ? В этот танец влюбляются, И поначалу люди не обучаются танцевать фламенко по практическим соображениям. Этот испанский танец захватывает зрелищностью, темпераментом, его страстность отзывается в душе.

Однако, в процессе обучения, Вы вдруг замечаете в себе неожиданные изменения - осанка стала красивой, королевской , так как в течение занятий укрепляются соответствующие мышцы спины, грациозная постановка корпуса становится привычной. Талия утончается, так как в этом испанском танце постоянно присутствуют движения «скручивания» - плечи разворачиваются относительно бедер, что обеспечивает регулярную нагрузку на косые мышцы пресса, которые формируют талию. Это и координация движений всего тела, поскольку танец фламенко сочетает в себе их великое разнообразие - от замедленных и плавных до очень быстрых и четких.

Меняется ритм испанской музыки, меняется характер движений, а, следовательно, и Ваши эмоции. За один урок испанского танца можно испытать всю гамму чувств и переживаний: через движение выплеснуть накопившееся напряжение, внутренне раскрепоститься, набраться свежей энергии, ощутить раскрывающуюся внутри, как цветок, страсть и любовь.



Происхождение

Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане , расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия ; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.

Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.

В России

Международный Фестиваль Фламенко «¡VIVA ESPAÑA!». Самый крупный фестиваль фламенко в России, проводится в Москве (с 2001 года) .

1- Российский Фестиваль Фламенко «en Moscu» " - проводится впервые в 2011 г. Фестиваль соберет только выдающихся мировых звезд фламенко.

В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко».

В мире современной гитарной музыки в Калуге с 1997 года работает ежегодный фестиваль «Мир гитары» , участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании, и множество ярких имен зарубежных гитаристов, из всемирно известных, такие как Al di Meola (2004), Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Висенте Амиго (2006), Пако де Лусия (2007) и др.

В других странах


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фламенко" в других словарях:

    ФЛАМЕНКО, тоже, что Канте фламенко … Современная энциклопедия

    - (исп. flamenco) в музыке, см. Канте фламенко … Большой Энциклопедический словарь

    - [исп. flamenco] муз. испанский исполнительский стиль, а также музыка, песни, танцы, связанные с южноиспанским искусством. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. фламенко (исп. flamenco … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 стиль (95) танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    фламенко - фламенко. Произносится [фламэнко] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ФЛАМЕНКО - южноиспанский музыкальный, песенный и танцевальный стиль цыганского происхождения. Сложился в Андалусии в средние века. Пение и танец сольные, сопровождаются игрой на гитаре, кастаньетах, прищёлкиванием пальцами. С середины 19 в. распространяется … Этнографический словарь

| Фламенко - традиционный танец Испании

выберите страну Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Албания Ангилья Андорра Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Барбадос Беларусь Белиз Бельгия Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гаити Гана Гватемала Германия Гонконг Греция Грузия Дания Доминиканская республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Камбоджа Камерун Канада Кения Кипр Китай КНДР Колумбия Коста-Рика Куба Лаос Латвия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Маврикий Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальдивы Мальта Марокко Мексика Монако Монголия Мьянма Намибия Непал Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Парагвай Перу Польша Португалия Пуэрто-Рико Республика Корея Россия Румыния Сан-Марино Сербия Сингапур Синт-Мартен Словакия Словения США Таиланд Тайвань Танзания Тунис Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Французская Полинезия Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония

Фламенко - традиционный танец Испании

Фламенко (исп. flamenco) - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании. Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике; иногда - кастаньетами.

Что такое фламенко?

Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая, насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.

Фламенко по сути - продукт поглощения, впитывания, слияния различных культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков фламенко много лет назад сказал: "Можно петь в сопровождении оркестра, а можно - в сопровождении свирели, подо все можно петь!" Новое фламенко не родилось в 80-ые, это "другое" фламенко существует уже много десятилетий. Движение - вот, что важно. Движение означает жизнь.

Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков. История этого истинно андалузского продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение. О фламенко же известно, что оно существует около двух веков. Что в основе? Красивые мавританские мечтания, непостижимые фантазии, сладострастие, когда всякая логика утрачивает силу:?

В 19-м веке термин "фламенко" обретает более конкретное содержание, нам близкое и привычное. Кроме того, в середине века это определение начинает применяться к искусству. Согласно утверждениям исследователей, первые исполнители фламенко появились в Мадриде в 1853 году, а в 1881 уже публикуется первый сборник песен фламенко Мачадо и Альвареса. С появлением кафе кантанте, в которых исполнение фламенко начинает носить профессиональный характер, ведется непрерывная борьба между теми, кто яростно защищает чистоту искусства, и сторонниками дальнейшего распространения и развития фламенко.

В 20-м веке фламенко возрождается, обогащается за счет авторских интерпретаций, нововведений. Да, корни фламенко теряются в таинственном прошлом, но в течение последних двух веков оно обретает форму, претерпевая немногочисленные принципиальные изменения, с тех пор как вышло за рамки той первоначальной среды, его породившей. Практически не осталось места для экспериментов, что объясняется абсолютным культом традиционного исполнения. Несмотря на то, что в настоящее время песни исполняются так же протяжно, как и в былые времена, такого эмоционального надрыва, какой мы можем слышать на записях первой четверти 20-го века, уже нет.

Говоря об изменениях, мы имеем в виду авторские римейки и аранжировки, появляющиеся повсеместно, как снежный ком. В этом смысле стоит упомянуть громадный труд, составленный Антонио Майреной (1909-1983), который сказал, что пение фламенко не может носить глобальный характер. Несмотря на то, что этот певец является сторонником всеобъемлющего знания о данном виде искусства, возникло много споров о том, справедливо ли отнесение к фламенко различных песенных жанров, представленных в его труде.

Песенные стили уже сформированы, и к генеалогическому дереву больше нечего добавить. Фламенко - фольклорное творчество, находящееся за семью печатями, поэтому так хорошо сохранившееся почти в первозданном виде. В настоящее время наблюдается тенденция к сохранению искусства в чистом виде: фламенко тем лучше, чем более выдержанный вкус имеет.

Сделать революцию во фламенко по силам только выдающимся артистам исключительных способностей, которые чтят традиции. Стоит упомянуть дуэт величайших артистов фламенко, проработавших большую часть своих жизней вместе: Камарон и Пако. Четверть века назад появились творческие группы исполнителей с мировым признанием, среди которых Пако де Лусия и Маноло Санлукар (гитара), Антонио Гадес и Марио Майя (танец), Камарон и Энрике Моренте (пение). Диктатура кончилась, и фламенко начинает окрашиваться в иные цвета. Вводятся новые музыкальные инструменты, появляются новые музыкальные формы в пении и игре. Яркий тому пример - творчество Пако де Лусия и Камарона, которые для целого поколения дали новое определение фламенко.

Тем не менее всегда найдутся инакомыслящие и несогласные, как то: исполнители фламенко, отказавшиеся от соблюдения традиций, музыканты других направлений, интересующихся фламенко; беспокойные души от других музыкальных традиций. История фламенко - нескончаемая цепь нововведений и примесей, но любая эволюция всегда имеет двойственное значение.

Естественное развитие. Возникнув, фламенко исполнялось в семейном кругу и не выходило за его пределы. Дальнейшим распространением и развитием оно обязано истинным творцам-исполнителям, искавшим свои пути развития и именно поэтому оставившим след в истории.

Последний виток развития фламенко сводится к реинтерпретациям. Не имеется в виду прогресс как таковой (например, введение новых инструментов), а попытки возродить фламенко, вернуть ему былую славу. Нет смысла отрицать, что большая часть правил была создана для того, чтобы быть нарушенными, но как бесписьменное музыкальное творчество, как любое закрытое и потому хорошо сохранившееся фольклорное явление фламенко должно быть сдобрено страстью.

В конце 20 века можно говорить о "смешанном культурном элементе". Наибольшую ценность в этом смысле представляют смелые эксперименты, в которых должное уважение отдается первозданным ритмам. Чтобы говорить об авангардизме, необходимо вернуть те глубокие, затрагивающие душу чувства, которые с каждым разом все реже встречаются во фламенко.

Смешение различных культур в современной Испании не дань моде, но очень древняя история с глубоким смыслом. Испания - пограничная область Европы, состоящая из различных рас и культур как следствие. Её сила заключается в том, что она может все ненужное отфильтровать. Нельзя идти на поводу у моды и составлять мозаику из музыкальных групп, представляющих разные фольклорные течения. Необходимо проделывать двойную работу: привезти из-за границы то, что нужно, впоследствии тщательно переварить, пропустить через себя, чтобы сделать явлением собственной страны. Конечно, мы не призываем сесть на самолет, облететь земной шар, нахватать всякого-разного оттуда и отсюда, чтобы бросить потом в кастрюльку, а повар нам приготовит новый жанр и ритм по моде этого сезона.

Есть определенный смысл в том, что приверженцы фламенко чтят традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. В частности, строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Пение, стили, мелодия фламенко подобны живому организму: они заслуживают уважения, что означает постоянное развитие, а всякое движение, как известно, есть жизнь.

В таком стремительно развивающемся индустриальном обществе, как современное, где идеалы обесцениваются, где искусство перестает иметь значение, вполне понятны пессимистические настроения фламенкогологов, которые за искусством фламенко не видят будущего и описывают его в своим трудах, как если бы это было мертвое искусство. "Фламенкогология" (или "фламенковедение") как наука копается в прошлом. Книга с таким название была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название разделу искусствоведения, изучающего фламенко. Ввиду отсутствия письменных документальных доказательств, ученые много времени занимались гипотезами происхождения фламенко, что сделало его достаточно закрытым и непопулярным искусством. Дальше больше: постоянные нравоучения и вознесение на пьедестал идеалов.

В качестве доказательства тому, что фламенко до сих пор живо, выступает тот факт, что фламенко не чуждо другим культурным или социальным течениям. В начале 20 века его начали исполнять в кафе кантанте Фалья, Лорка, Нинья де лос Пейнес подняли его на интеллектуальный уровень; Маноло Караколь и Пепе Марчена способствовали появлению фламенко на радио и на аудионосителях; оно вошло в историю музыки с Майрена и приблизилось к культовой поэзии с Менесе. Пако де Лусия и Камарон добавили немного мотивов хиппи, Пата Негра - настроения панк-культуры, Кетама, Хорхе Пардо и Карл Бенавент - джазовых нот и ритмов сальсы.

Очень хотелось бы обратить внимание на то, что чистота исполнения фламенко превратилась в разменную монету, в аргументы, к которым прибегают журналисты, которым больше не о чем писать. Весьма радует то, что появилось поколение, которому удалось избежать споров о чистоте и нововведениях в искусстве фламенко.

В настоящее время достаточно затруднительно дать оценку тому, что происходит. Сейчас найдутся такие, кто скажет, что за последние 50 лет сильно ухудшились и техника исполнения, и ритмика, что достойно внимания только пение стариков. Другие считают, что лучшего момента для фламенко, чем в настоящее время, и не найти. "Фламенко только за последние 15 лет претерпело больше изменений, чем за всю свою историю", - утверждает Барберия, который, как многие другие, за точку отсчета нового видения фламенко принимает диск Камарона де ла Исла "Легенда времени", вышедший в 1979 г.

Чистое фламенко не старое фламенко, но древнее, от этого более ценное. Во фламенко умирающий почтенный старец подобен сожженной книге, сломанному диску. Если говорить о музыкальном примитивизме, чистоте и подлинности исполнения, становится очевидным сложность сделать что-то новое. Когда певец исполняет песню, а музыкант аккомпанирует ему на гитаре, они оба как бы осуществляют акт воспоминания. Чувства - это тень памяти.

Огонь, умирающий для того, чтобы родиться, - это фламенко". Такое определение дал ему Жан Кокто. Тем не менее, во фламенко очень много "клубов по интересам": наравне со сторонниками чистоты стиля есть и приверженцы новых форм и звучаний. Именно поэтому очень важно сотрудничество музыкантов, представляющих различные направления. Здесь уместно вспомнить совместные работы Пако де Лусия и Кетама.

И в довершение хочется привести высказывание Альвареса Кабальеро, одного из наиболее влиятельных современных критиков:"Только дуэт певца и гитариста на сцене встретишь крайне редко, это скоро станет архаизмом. Тем не менее, мне очень бы хотелось ошибиться в своих прогнозах". Он, безусловно, ошибется. "Чистое" фламенко не исчезнет.

Стилей фламенко очень много. Есть наиболее популярные и постоянно используемые, есть те, о которых знают немногие – знатоки этого искусства.

Считается, что сначала появились три вида песен — toná (тона), seguirilla (сегирийя) и soleá (солеа). Они впоследствии стали основами для базовых стилей фламенко. Тона исполняется а капелла, сегирийа и солеа – под гитарный аккомпанемент. Для каждого стиля пения была свойственна своя особая ритмическая структура (компас).

Все основные стили фламенко делятся на 10 групп.

SOLEA (СОЛЕА)

К группе solea относятся bulerías por soleá, bulerías, caña y polo, jaleos, alboreá, bambera, romances, giliana . Стили этой группы имеют 12-дольный компас с сильными долями на 3-6-8-12 для солеа и 12-3-6 для булерии. Это произведения трагического настроения.

Солеа — один из основных стилей фламенко, ведущий свое происхождение возможно из окрестностей Кадиса или Севильи. В жанровой классификации фламенко относится к классу канте хондо. Традиционно солеарес исполняются под аккомпанемент одной гитары.

Солеа - один из пало фламенко с наибольшим числом традиционных песен, что особенно ценится слушателями.

Компас (ритм) солеа состоит из 12 долей и наиболее широко используется во фламенко. Некоторые пало получили свой ритмический рисунок от солеа, например, вulerías por soleá , пало типа Cantiñas: алегриас, ромерас, мирабрас, караколес и в некоторой степени булериас . Ритмический рисунок солеа образуется группами и двух и трех долей, однако сильные доли располагаются в концах групп, а не в начале, как это принято в западной музыке.

Компас солеа (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Однако это только основная структура (фундамент), которая фактически не слышна в «palmas» (хлопках), в гитаре, или в ногах танцора. Это своего рода сетка, в которой исполнители фламенко сами создают ритм, который может меняться. Существует множество образцов ритмического рисунка солеареса (от очень простого до очень запутанного). Ритм зависит от настроения, которое артист хочет передать, или цели песни (для одиночного исполнения или для танца).

В отличие от булериаса или кантиньяса, которые исполняются в одном темпе, солеа обычно играется в рубато, то есть темп замедляется и ускоряется. В таких случаях стараются не использовать хлопки или ударные инструменты.

Солеа имеет много разновидностей, связанных с происхождением из той или иной местности Андалусии. Это солеарес из Алкалы, солеарес из Трианы, из Кадиса, из Хереса, из Лебрихи или Утреры.

CANTINAS (КАНТИНЬЯС)

К этой группе относятся alegrías, cantiñas, caracoles, mirabrás, romeras. Это 12-дольные ритмы с сильными долями на 12-3-6-8-10 , с веселым настроением произведений.

ALEGR Í AS (АЛЕГРИАС)

Это palo по ритму похоже с солеа. Название стиля дословно переводится как «радость». Веселый, жизнерадостный танец. Родина алегриаса — город Кадис, время появления – начало XIX века. Толчком для появления этого стиля стала победа испанцев и арагонцев над войсками Наполеона. Кадис был одним из немногих городов Андалусии, который благодаря своему географическому положению было сложно завоевать. Часто куплеты алегриаса повествуют именно об этом событии. В танце часто используются движения из национальной арагонской хоты.

Компас алегриаса (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Этот стиль входит в группу Cantiñas (исп.: народные песни) и обычно исполняется в быстром темпе (120-170 ударов в минуту). Мелодии с подобным темпом, как правило, используются для танцев, в то время как медленные мелодии алегриаса более предпочтительны для пения.

BULERIAS (БУЛЕРИЯ)

Булерия — это «живая грация цыганского юга Андалусии». Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для импровизации. В булериас присутствует отзвук всех песен Андалуcии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеа. Считается, что булерия зародилась на Средиземноморском побережье, их звучание напоминает о шуме моря — то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном. В булерии можно встретить все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, при этом всегда узнаваема. Она основана на импровизации, но, тем не менее, существуют довольно жесткие ритмические рамки. Другие особенности булерии — это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко. Сначала единственным предназначением пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость. Особенностью танца булерии — булерии фиесты — является образованный участниками полукруг, из которого они друг за другом выходят для исполнения сольной танцевальной части.

Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте в конце XIX века и исполнялась в качестве «десерта» после напряженного исполнения драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Компас булерии состоит из 12 долей, начинается с неакцентируемой ноты:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие варианты:

1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 1 2

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

T ANGOS (ТАНГОС) и TIENTOS (ТИЕНТОС)

К этой группе относятся: tangos, garrotín, tientos, marianas, farruca, tanguillo y zapateado, zambra. Стили этой группы имеют 4-дольный компас, хотя правильнее считать тангос на 8 долей, так, как это и делают испанцы.

T ANGOS (ТАНГОС)

Название «тангос» происходит от «tanga» — гулкий звук, шум от удара, также обозначает покачивание. Возможно другое происхождение – от глагола «tangir», т.е. играть на музыкальном инструменте. Слово стало использоваться для обозначения разных стилей танца по обе стороны Атлантики, что затрудняет поиск корней танца, хотя нетрудно выделить общие формы с аргентинским танго. Очевидно, на его развитие повлияла американская музыка – сказался результат контактов с кубинской музыкой, хотя именно в Кадисе этот танец берет свое начало. Здесь следует говорить о живом, ритмичном ударном стиле танца, который вместе с булериас составляет основу фламенко. Исполнялся в изящных и грациозных движениях, быстро и озорно. Ритм его легко запоминается, танец допускает вариативность поз и импровизацию. В своем простейшем варианте без сложных движений, свойственных профессионалам, тангос может исполнять любой почти любой человек.

Тангос следует андалузской тональности, хотя встречаются варианты, особенно в Триане или Гранаде, придерживающиеся мажора либо минора. Тангос и румба в настоящее время стали весьма похожи, хотя основные различия (в игре на гитаре) сохранились. Для танго характерно выделение аккордов, обозначение чета путем резкого перебора струн. В случае румбы гитара звучит непрерывно. Основные тональности: ля – си бемоль, ми-фа. Тангос — один из основных стилей фламенко, а также один из наиболее древних.

Существует множество разных видов тангоса в зависимости от места его происхождения — Кадиса, Севильи, Хереса или Малаги, но почти всегда – это пение, сопровождаемое танцем.

Компас тангоса:

Первая доля безударна, следующие три – ударные.

AMERIKANOS (АМЕРИКАНОС)

Отдельное место занимает группа стилей americanos. Сюда относят: guajiras, colombianas, peteneras, rumbas, milonga y vidalita , то есть все, что появилось под влиянием культуры Латинской Америки. Эти стили имеют 4-дольный компас.

RUMBAS (РУМБА)

У танца румба два источника — испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. По настроению — это праздничный стиль.

С одной стороны, в мелодическом плане румба схожа с моделями кубинского характера гуарачеро, с другой стороны, танец фламенко нашел в румбе один из самых чувственных ритмов в перечне стилей фламенко. Движения бедрами, также как и провокационное покачивание плечами, обратили танцевальное исполнение румбы в расточительность чувственности танцовщицы в самом чистом кубинском стиле, который способствовал быстрому распространению румбы фламенко как стиля для большого числа зрителей.

Испанская румба очень живая и праздничная, она ритмична и постоянно допускает импровизацию. Возможно, поэтому именно румба стала символом фламенко как вольного, свободного танца.

Компас румбы:

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

GUAJIRA (ГУАХИРА)

Этот танец и песня родом из Кубы. «Guajiro» в переводе значит: крестьянин, народная песня, очень распространенная на Кубе.

Гуахира, как танец, происходит из первой половины 20-го века, как сопровождение одноименного пения. Ведет свою ритмику и гармонию из кубинского пунто (punto cubano), стиля, заимствованного в свое время на Кубе и перенесенного на Канары, где произошло смешение с местными танцами. По мнению многих экспертов, этот стиль необходимо определять как кубинский пунто. Богатством своей мелодии гуахира обязана известному кантаору Pepe Marchena, который эволюционировал свою гуахиру в инструментальный стиль и очень красивую мелодию «Contigo me caso indiana». В 30-40 е годы этот стиль был весьма популярен, сопровождая танец с этим же наименованием, который в настоящее время практически исчез. Это песни в стиле фламенко на основе кубинского фольклора. Куплеты ее относятся, в основном, к Гаване и ее жителям, доминирующие темы — о любви и ностальгии. Куплеты по 10 восьмисложных стихов. По характеру гуахира очень веселая и ритмичная. Характеризуется мягкостью и имеет салонный характер. Игра идет только в мажоре. В традиционном варианте продолжительность игры невелика, т.к. как только начинается стук каблуков, аккомпанемент перестает быть мелодичным и лишь четко задает ритм для танцора. Напротив, инструментальные вариации на тему гуахиры, появившиеся позже оригинального варианта, очень мелодичны и изобилуют лирическими отступлениями. Непременным атрибутом танца является использование веера, также иногда используется шаль.
Компас гуахиры двенадцатидольный. В отличие от стилей группы солеа компас начинается с сильной доли (сильная доля в начале такта):

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие стили (информация готовится)

G ENEROS de FOLKLORE

Это народные «околофламенковые» или стили фольклорного направления: campanilleros, zambra del Sacromonte, nanas, panaderos, pregón, sevillanas, villancicos, zorongos. У нас наиболее часто встречается севильяна.

F ANDANGOS

Эта группа включает в себя фанданго всех родов и видов — fandangos naturales, fandangos por soleá, fandangos por bulerías, fandangos atarantados, fandangos comarcales (de Huelva: de Alosno, de Rebollo, del Cerro etc).

MALAGUENAS

Эти стили родом из города Малага: verdiales, malagueñas, jabera, rondeña, granaína y media granaína. Компас 6-дольный и 12-дольный.

(Информация взята из книги Эль Монте Анди «Фламенко. Тайны забытых легенд»)

Испания — удивительная страна, обладающая интересной самобытной культурой и историей. Жизнь каждого испанца насквозь пропитана обычаями предков. Главное наследие южного народа — фламенко. Этот танцевальный и музыкальный жанр — символ Испании. Он известен всем жителям планеты. Достоверно неизвестно, как удалось создать это уникальное творение — сочетание пения, танца и музыки. Однако ясно, что стиль появился в душе испанцев, которые проживали на юге страны в Андалусии.

История зарождения Фламенко

Точной даты появления фламенко нет. Однако историки выдвигают версию о том, что фламенко-танец в привычном для нас виде появился около двух веков назад. Он стал результатом коллективного творчества европейских и восточных народов. А что касается музыки и самого жанра искусства, то они куда древнее. Историки полагают, что сердцем фламенко стал испанский городе Тартесс, где проживали очень образованные люди, умеющие играть на музыкальных инструментах. Многие авторы отмечают, что даже законы города были написаны в стихах. Именно там зародилась музыка фламенко. А на формирование пения повлияла католическая церковь во II — X веках. Мелодичные ноты религиозного песнопения отпечатались в душе народа. Уже в VIII веке в Испании сложилась «андалусская музыка». На нее сильно повлияли приезжие арабы. Применив испанские музыкальные жанры к своим мелодиям, они создали новые ритмы, которые стали отличаться яркостью, чувством страсти, зноя. А в XV-XVI веке к арабам присоединились цыгане. Они перенимали местные музыкальные традиции и переделывали их на свой лад. Почти 300 лет фламенко вместе с цыганами находился в изгнании. При пламени костра, мелодии гитары цыгане пели о своей нелегкой судьбе — сиротстве, потерянности, изолированности от мира и дополняли печальные рассказы верой в счастливое будущее, которое было выражено любовью.

Многие считают, что фламенко — это творение андалусских цыган. И они правы, благодаря этому народу образовался именно тот танец, который мы знаем сейчас. Ровная спина, поднятые руки в изгибе, миг неподвижности, каблуки четко отбивают ритм, резкий поворот, пластичные и резкие движения — вот магия фламенко.

Позже искусство обрело свободу и стало появляться в тавернах и кафе. Исследователи выяснили, что первые публичные выступления в стиле фламенко проходили в заведениях Мадрида в 1853. Исполнители были профессионалами своего дела. Считают, что искусство передавалось от мастера к ученику и не терпело импровизации. Специфическая техника, сложный ритм были под силу немногим. Конечно же, были и противники дальнейшего развития и распространения стиля. Они боролись за чистоту искусства и не хотели, чтобы жанр фламенко попал на сцену. Однако об испанской традиции к тому времени уже узнали многие, и в 20 веке появилось более 50 разновидностей жанра. Например, такие как фламенко-джаз, фламенко-поп, фламенко-рок, джипси-румба.

Фламенко сегодня

Многие считают, что настоящий стиль фламенко исчез, и вместо чистоты традиций исполнители стремятся к зрелищности представлений. Однако много и тех, кто считает, что фламенко до сих пор «живет», а его разновидности — лучшие произведения в музыкальном жанре. Фламенко сегодня — это стиль жизни испанцев, их движение души и откровения сердца.

Молодежь с удовольствием посещает занятия, оттачивая свое мастерство. Любовь к стилю у них в крови. Фламенко умеют танцевать все испанцы. А те, кто не умеет, быстро учатся. Многие представители старшего поколения с удовольствием отплясывают дома и на танцевальных площадках, стараясь повторить традиционные движения, а молодёжь воспроизводит танец, дополняя его новыми, современными элементами, на вечеринках. Жители Испании говорят, что нет чувства, которое не под силу было бы передать фламенко!