Vii класс (68 часов) Роды и жанры литературы Богатства и разнообразие жанров. Средства художественной выразительности. Композиция произведения и чтение фрагментов

Урок 63. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Русская литература , в общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых писателей , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, М. Шолохов , Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, С. Есенин , М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики А. Твардовского , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946-1953 гг.); "оттепель" (1953-1965 гг.); застой(1965-1985 гг.), перестройка (1985-1991 гг.); современные реформы (1991-1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.

В основе эпического рода литературы лежит сюжетное повествование о жизни персонажей во всем ее многообразии. Эпическое произведение может «вобрать» в себя большое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, что недоступно произведениям лирическим и драматическим. Внутри эпоса выделяются следующие жанры: очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея, роман-эпопея.

Очерк - это малая эпическая форма. Как правило, в очерке изображается одна или несколько сцен, в которых воспроизводится встреча с тем или иным типом людей в очень короткий период времени. В качестве примера можно привести очерки М. Горького «В Америке».

Рассказ также является малой эпической формой, имеет небольшой размер. В центре рассказа находится судьба героя в определенный момент его жизни. В русской литературе XIX века мастером рассказа по праву считается А.П. Чехов. К этому жанру относятся «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, многие произведения В. Шукшина, целые циклы В. Распутина («Век живи – век люби», «Что передать вороне»).

Новелла - это тоже малая эпическая форма. В ее основе одно необычное событие, имеющее неожиданный финал, как, например, в «Господине из Сан-Франциско» И.А. Бунина.

Повесть - средняя эпическая форма. В ней есть одна сюжетная линия: история жизни одного человека в столкновениях с судьбами других людей. Повесть охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев. Повести создавали Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Л.Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), А.П. Чехов («Палата № 6»), В.Г. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» и др .

Роман - большая эпическая форма, в которой раскрывается история формирования характеров многих персонажей. В романе наличествует нескольких сюжетных линий, большое количество действующих лиц. Условно выделяют социально-бытовой роман: человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия («Обломов» И.А. Гончарова), психологический роман: столкновения внутреннего мира человека с внешним миром («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского); исторический роман: действие развертывается на фоне исторических событий («Капитанская дочка» А.С. Пушкина); философский роман: раскрываются главные проблемы человеческого бытия (« Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого»).

Э попея описывает момент истории, важный для судеб целого народа (государства). Этот жанр характеризуется значительным объемом, большим пространством действия, большим количеством персонажей (обычно представлены все слои населения). Например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, где насчитывается более 600 героев, описывается национально значимое событие -война 1812 года. Автор предоставляет право духовно ищущим героям внести свою лепту в спасение России (Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Драматическое произведение, как и эпическое, воссоздает поступки людей и их взаимоотношения. Однако в драме отсутствует развернутое описательное воспроизведение событий. Драматическая литература предназначена, прежде всего, для сценической интерпретации, поэтому основной ее текст – цепь диалогов и монологов персонажей.

В XVII веке драма делилась на трагедию и комедию. Трагедия отличалась «высокой» тематикой, наличием исторических героев и «трагической» развязкой (гибель героя). Особенностью трагедии было большое количество монологов.

Комедия противостояла трагедии. В ней говорилось о современности, использовались приемы комического. Как правило, в произведениях этого жанра преобладала счастливая развязка (свадьба героев).

В XVIII веке появилась драма . Она стала срединным жанром. Как и комедия, драма воспроизводила преимущественно частную жизнь людей, однако главной ее целю было не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготела к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия были не столь напряженными и допускали возможность благополучного разрешения.

Надо сказать, для XIX в. характерно смешение драматических жанров и разрушение твердых границ между ними. Так, например, до сих пор ведутся споры о том, к какому жанру можно отнести «Грозу» А.Н. Островского. К трагедии принадлежат «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Русские люди» К. Симонова; к драме - «Три сестры» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького; к комедии - «Ревизор» Н.В. Гоголя, многие пьесы А.Н. Островского («На бойком месте», «Горячее сердце», «Лес»), А.П. Чехова («Вишневый сад», «Чайка»), В.В. Маяковского («Клоп», «Баня») и др.

Литературные направления XX века

Символизм

Литературно-художественное направление конца 19-го - начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.

Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.

Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда - господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Акмеизм

Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.

Мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" акмеисты противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.

Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу "Цех поэтов" (действовала с 1911 - 1914, возобновилась в 1920 - 22гг.). В 1912 - 13гг. издавали журнал "Гиперборей" (редактор М.Л. Лозинский).

Футуризм

(Произошло от латинского futurum – будущее).

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.

Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием "человека толпы" хаотический пульс технизированной "интенсивной жизни", мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как "гигиены мира", что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:

а) "Гилея" (кубофутуристы) - В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;

б) "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;

в) "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;

г) "Центрифуга" - С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.

Имажинизм

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

http://raal100.narod.ru/index/0-477, http://www.ote4estvo.ru/

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество — фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народноетворчество еще называют и фольклором, который в переводе означает — народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны — это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п. Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей — что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка — тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление. Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня — гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак — защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение. Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева — это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость. Украинская народная песня — самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества. Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков. * Наша дума, наша песня * Не умрет не погибнет. * Вот где, люди, наша слава, Слава!

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

VII класс (68 часов)

Роды и жанры литературы

Богатства и разнообразие жанров

Богатства и разнообразие жанров всех трёх родов литературы. Постоянное обновление жанров, появление новых и угасание старых. Обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Методика. Использование материалов, изученных в V-VI классах и начальной школе.

Теория. Роды и жанры литературы.

Античная литература

Героический эпос древности. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Ахилл – герой поэмы. «Одиссея» рассказ о странствиях и трудном пути домой одного из героев легендарной троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Теория. Героический эпос.

Методика. Использование материалов, изученных на уроках истории.

Фольклор

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появление новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Теория. Жанры современного фольклора.

«Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры – все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

Теория. Жанры народного театра.

Методика.

Литература эпохи возрождения

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты. («её глаза на звёзды не похожи…» и др.).

Теория. Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: . «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»; . «Перебой ритма»; . «Хвала сонету»; . «Сонет к форме»; . «Сонет»; Игорь Северянин «Бунин» и др.(по выбору учителя).

Методика. Обращаясь к истории сонета, на уроке можно обратиться к одному - двум произведениям. Остальные предложенные тексты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе по истории сонета.

Литература эпохи просвещения.

Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена.

Теория. Комедия.

Методика. При изучении комедии необходимо активно использовать комментированное чтение по ролям.

Литература XIX века.

Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Теория. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературы Греция и Рима. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня XVIII века. Великий баснописец. Басни Козьмы Пруткова.

Теория. Басня и притча.

Методика. Поскольку жанр басни ученикам хорошо знаком, то на уроках можно провести конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разными авторами (например, «Ворона и Лисица»).

Теория.

Методика. Сопоставление повести и романа.

. «Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), эпиграммы и мадригалы, эпитафия. Различные жанры в творчестве поэта: богатства жанров лирики, лироэпические произведения (баллады, поэма). Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирики и поэме.

Теория. Рифма. «Словарь рифм» .

Методика. Целесообразно познакомить учеников со словарём рифм, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

. «Ревизор». История создания комедии. Отражение России XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличия социального зла в комедии. Городничий и чиновники города И. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Теория . Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

Методика. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» - исполнение пьесы или её отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядного материала (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). это помогает освоению специфики драматического произведения.

. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи» и др.). Последние годы творчества и последние произведения Тургенева – «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Теория. Стихотворение в прозе.

Теория. Стиль.

– Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась – идеалист». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том…» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки – повести. Герои – два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Карась – идеалист») и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» ().

Теория. Гротеск. Сатира – форма комического в лирике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.

. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов.

Сценическая история постановок сказа.

Теория. Сказ как жанр эпоса.

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Америка и её люди в зеркале сатиры Марка Твена. Произведение «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Марка Твена. Сюжет, герои и приёмы изображения. Гротеск как приём.

Теория. Памфлет.

. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказа «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьбы.

Теория. Юмореска.

Портрет героя в художественных произведениях различных жанров.

Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Теория. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров.

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях; поэме «Мцыри», повести «Барышня – крестьянка» и других произведениях.

Теория . Пейзаж.

Методика. В течение всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету (в предложении курса литературы в V – V классах). Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Так, удачно воссоздаётся портрет героя при анализе романа «Дубровский» (сравним описание внешности героя в документах жандарма и в словах испуганной барыни). Специфика жанров помогает уловить особенности описаний в художественных текстах.

Литература XX века.

Нравственная проблематика в лирике XX века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействий литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературе XX века. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.

Методика. Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике.

. «Хвала человеку», «Труд»; . «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; . «Бог создал мир из ничего…»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу…»; Р. Киплинг. «Если…» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); . «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…»; . «Гроза идёт»; . «я Не люблю…»; М. Карим. «Европа – Азия» и др. (по выбору учителя и учеников).

Теория. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

Методика. Возможна организация изучения поэтических произведений с учётом и их тематики.

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год. Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня – призыв. Смысл жизни героя. Приём контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларе. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпический жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей XX века.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду». Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Теория. Тонический стих Маяковского.

Теория. Драматическая сценка.

Методика. При знакомстве с произведением ученики убеждаются, что известный сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

. «Рождение рассказа». Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателей воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Теория.

. «О чём плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

. «Несравнённый Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьёзные проблемы весёлого жанра. Замысел незавершённого водевиля

Теория. Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. . «Радость творчества».

Теория. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе .

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман – эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетия раскрывалась тема войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений). . «Русский характер». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления рами. Эпизоды боёв в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Теория. Живой отклик искусства на события войны.

. «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны в военные годы. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Теория.

Жанры фантастики.

Р. Шекли. «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе . Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты 3 – М – 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия.

Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория. Жанры научной фантастики.

Жанры детективной художественной литературы.

Читатель классики и читатель детектива. Особенности произведений детективного жанра.

А. Конан Дойл. «Пляшущие человека». Конан Дойл и его Шерлок Холмс в оценки читателей XIX и XX веков. Особенности композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущие человечки» и герои новеллы. Причины творческого долголетия героя новелл Дойла.

Теория. Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико – сатирической литературы. Пародия и её роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародия. Фельетон., Карикатура.

Итоги.

Методика. Обзор изученных в V – VII классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатства форм её отражения в искусстве.

Роды и жанры литературы

Богатство и разнообразие жанров.

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех 3 родов литературы. Постоянное обновление жанров, появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Методика. Использование материалов, изученных в 5-6 классах и начальной школе.

Теория. Роды и жанры литературы.

Античная литература

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Героический эпос древности. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Ахилл – герой поэмы. «Одиссея» - рассказ о странствиях и трудном пути домой одного из героев легендарной троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Теория . Героический эпос.

Методика . Использование материалов, изученных на уроках истории.

Фольклор

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества. Жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Теория . Жанры современного фольклора.

«Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычный избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герой и участники пьесы – игры – все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

Теория. Жанры народного театра.

Методика. Ученики в роли «фофанцев». Знакомство с различными жанрами народной драматургии и их особенностями при непосредственном участии в представлениях.

Литература эпохи возрождения

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюблённых в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты («Её глаза на звёзды не похожи…» и др.)

Теория . Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: . «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»); «Хвала сонету»; . «Сонет к форме»; . «Сонет»; Игорь Северянин «Бунин» и др. (по выбору учителя).

Методика. Обращаясь к истории сонета, на уроке можно обратится к одному – двум произведениям. Остальные предложения тексты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе по истории сонета.

Литература эпохи просвещения

Мольер. «Мешанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена.

Теория. Комедия.

Методика . При изучении комедии необходимо активно использовать комментированное чтение по ролям.

Литература 19 века

Самые популярные жанры 19 века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы 19 века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров

Теория. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни . Басня в античной Греческая литература и Рима. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня 18 века. . Расцвет русской басни в начале 19 века. Великий баснописец. басни Козьмы Пруткова.

Теория. Басня и притча.

Методика . Поскольку жанр басни ученикам хорошо знаком, то на уроке можно провести конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разным авторами (например, «Ворона и Лисица»).

Из истории баллады . Истоки жанра баллады. Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей 19 – 20 веков. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

А. Жуковского. «Перчатка», «Светлана». Баллады. Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Теория. Баллада.

Методика . Сюжеты баллад обычно привлекают юны читателей. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***»(« Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Туча», «Друзьям», « 19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Бесы», «Моя эпитафия». Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы.

«Барышня - крестьянка» («Повести Белкина»). Героиня повести – Лиза (Бетси). Автор и его решения вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Дубровский». Незавершённый роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Из истории романа . Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

Теория. Жанры лирики и эпоса (повесть, роман).

Методика . Сопоставление повести романа.

. «Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), эпиграммы и мадригалы, эпитафия. Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллады, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

Теория. Рифма «Словарь рифм» .

Методика. Целесообразно познакомить учеников со словарём рифм,

Который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

. «Ревизор». История создании комедии. Отражение России 19 века в сюжете и героях комедии. Сила обличия социального зла в комедии. Городничий и чиновники города. N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Теория . Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приёмов создании образа.

Методика . Традиционно в ходе изучения «Ревизора» - исполнение пьесы или её отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядного материала (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Всё это помогает освоению специфики драматического произведения.

. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи», и др.). Последние годы творчества и последние произведения Тургенева – «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворения в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Теория . Стихотворение в прозе.

. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме.

Теория. Стиль.

– Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась-идеалист». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснения авторского названия «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (почему сказка названа повестью) сюжет сказки – повести. Герои – два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Карась – идеалист») и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» ().

Теория. Гротеск. Сатира – форма космического в лирике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.

. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Теория . Сказ как жанр эпоса.

Марк. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Америка и её люди в зеркале сатиры Марка Твена. Произведение как памфлет. Особенности сатиры Марки Твена. Сюжет; герои и приёмы изображения. Гротеск как приём.

Теория . Памфлет.

«Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургия». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобное книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказа «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьбы.

Теория. Юмореска.

Портрет героя в художественных произведениях различных жанров.

Искусство портрета в творчестве писателей 19 века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведений. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Теория. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров.

Искусство изображения картин природы в различных жанров. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня – крестьянка» и других произведениях.

Теория. Пейзаж.

Методика. В течении всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету. Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Так, удачно воссоздаётся портрет героя при анализе романа «Дубровский». Специфика жанров помогает уловить особенности описаний в художественный текстах.

Литература 20 века.

Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в разрешении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературы 20 века. Связь различных искусств и их влияния на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.

Методика. Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике.

. «Хвала человеку», «Труд»; . «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; . «Бог создал мир из ничего»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу»; Р. Киплинг «Если…» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…»; . «Гроза идёт»; . «Арбатский романс»; . «Я не люблю…»; М. Карим. «Европа – Азия» и др. (по выбору учителя и учеников).

Теория . Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

Методика . Возможна организация изучения поэтических произведений с учётом их тематики.

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старушка Изергиль», «Старый Год». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня – призыв. Смысл жизни героя. Приём контраста в романтическом произведении. «Старушка Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтическиё сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей 20 века.

. «Необычайное приключение, бывшей с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеде». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Теория. Тонический стих Маяковского.

. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка). Гоголь – любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Теория. Драматическая сценка.

Методика . При знакомстве с произведением ученики убеждаются, что известный сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

. «Рождение рассказа». Поэтические проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном сказа». Герой рассказ и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Теория. Замысел и его реализация в произведении искусства.

. «О чём плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком – автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Теория. Сюжет и аллегорические герои.

. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьёзные проблемы весёлого жанра. Замысел незавершённого водевиля.

Теория . Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. «Радость творчества».

Теория. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе.

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман – эпопея. Общий обзор богатство жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрылась тема войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

. «Русский характер». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боёв в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Теория. Живой отклик искусства на события войны.

. «Уроки французского».Трудные годы в жизни страны в военные годы. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Теория. Война на страницах послевоенной прозы.

Жанры фантастики.

Р. Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З – М – 22. что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория . Жанры научной фантастики.

Жанры детективной художественной литературы.

Читатель классики и читатель детектива. Особенности произведений детективного жанра

А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей 19 века и 20 века. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия героя новелл Дойла.

Теория. Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и её роль в истории литературы. Пародия в литературы разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.

Итоги.

Методика. Обзор изученных в 5 – 7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм её отражения в искусстве.

Ученик должен знать:

основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соответствии с особенностями рода и жанра произведения:

создать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

отличать стихотворную речь и её особенности, силлабо-тонический стих от тонического;

привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения:

работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями:

обнаружить связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

Урок 2

Тема : Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

Цель : кратко познакомить учеников с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы; сформировать представление о специфике древнерусской литературы, особенностях ее традиций; обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы

Задачи:

Предметные: Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; жанровые особенности. Понимать: патриотический пафос произведений Др.Руси Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи : история, русский язык.

Тип урока : урок усвоения новых знаний и формирования новых понятий.

Оборудование : учебник

Ход урока

I.Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

Слово учителя.

Вы уже знаете, что возникновение литературы на Руси связано с принятием христианства как государственной религии. Сегодня наша цель - получить самое общее представление о древнерусской литературе и познакомиться с одним из ее памятников.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения, написанные в 11-17 веках. Они представлены разными жанрами. Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Среди них летописи, хождения, поучения, жития, послания, сочинения ораторского жанра и др. Самый первый древнерусский памятник указать невозможно, так как первые памятники, первые книги не дошли до наших дней. Первый дошедший до нас памятник древнерусской литературы -

«Повесть временных лет».

Известно, что кроме церковных книг на Руси получили распространение книги, посвященные истории страны, связей ее с историей всемирной. Велись записи обо всем важном, что происходило в стране: о князьях и их борьбе за власть, о нападениях врагов и борьбе с ними. Такие книги получили название летописей.

Слово «летопись» произошло от двух слов: лето, и писать. Таким образом, летопись - это сочинение, повествование излагается по годичному принципу. Основу повествования в летописи - годовая запись (краткое сообщение о событии, без описания), летописная повесть (подробным рассказом о событии) и некрологическая характеристика (описание князя и похвала ему).

Будучи авторскими, литературные произведения, как правило, анонимны, так как, с одной стороны, древнерусские авторы редко указывали в рукописях свое имя, считая лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой - древнерусские тексты распространялись в рукописном ни I и древние книжники при переписывании могли перерабатывать и тексты, становились «соавторами». Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.

Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской лавры Никон, которого называл Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть...» - плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатания в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным, ученым-книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и все важное, что случалось за год, вносилось в летопись.

Еще выделяются следующие жанры древнерусской литературы:
Житие
Слово
Поучение
Повесть
также сюда относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Житие
Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития
Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
Святой не боялся смерти.
Заканчивалось житие прославлением святого.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слово
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.
Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.
Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

Повесть
Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Послание – обычно использовались в публицистических целях.

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Литература древней Руси
Общая характеристика периода

Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность.
Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык – это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека.
На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература.
Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Как писали древнерусские книги?
Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницы которых изготавливались из воловьей кожи. Книги переплетали в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необходимо было экономить. Именно поэтому древнерусские книги писали особым образом: в книгах между словами не было интервалов. Естественно, читать такие книги было очень нелегко. Кроме этого, многие часто употребляющиеся слова писали не полностью. Например, БГ – Бог, БГЦ – Богородица, НБ – небо. Над такими словами ставили знак «титла» - сокращение. Из-за дороговизны материала книги стоили целые деревни. Позволить себе иметь книги могли только богатые князья.

Книга – источник Божественной благодати
Одно из отличий древнерусской литературы от современной заключается в том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В Древней Руси понятия авторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукой книгописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доносит до людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера в это была сильна, поэтому долгое время никто не смел указывать в книгах свое имя. Но некоторые не могли удержаться и ставили неприметную, но так важную для них надпись типа «Азъ многогрЂшный (имя) руку къ сЂму приложилъ».
Сильна была вера в то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественную благодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом. Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, как минимум, недели.

Историзм древнерусской литературы
Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию – миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать все события, которые происходили на их земле, чтобы через книгу донести историю до потомков. Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устное бытование. Так в древнерусских текстах наряду с христианскими святыми упоминаются языческие божества. Это означало, что христианство существовало на Руси с исконной религией славян, которую принято называть язычеством, хотя сами язычники себя так не называли. Фольклор значительно обогатил древнерусскую литературу.
В древнерусской литературе не было лирики. Древнерусская литература, нося исключительно религиозный характер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтому в ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека. Максимальная объективность – один из основных канонов древнерусской литературы. Среди жанров в древнерусской литературе преобладали жития святых летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики, а также апокрифы. Древнерусскую литературу отличали религиозность и историзм.
Многие древнерусские книги до нас не дошли: их уничтожили пожары, часть была вывезена в Польшу и Литву, а часть уничтожили сами переписчики – старые надписи смывали, а поверх писали новые. Это делали в целях экономии дорогого материала, из которого книги изготавливались.

III Работа с высказыванием

Полезно, когда душа просит необычного»

А. С. Демин

Памятники Петру и Февронии:

Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета.

Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов.

Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность.

Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

В Самаре:

Памятник установлен в рамках программы “В кругу семьи”, появившейся в 2004 году по благословению патриарха Алексия II. В рамках этой же программы памятники святым Петру и Февронии сегодня открылись во Владивостоке и Омске, а за последние три года скульптурные композиции Муромским святым уже были установлены в Архангельске, Ульяновске, Ярославле, Сочи и Благовещенске.

Православные верующие 8 июля отмечают день памяти русских святых Петра и Февронии Муромских, покровителей супружеской верности и любви.

Святые благоверные Петр и Феврония – князья, правившие в Муроме в XIII веке. Супруги были образцом верности и любви друг к другу, в старости приняли монашество и вскоре скончались в один час. Будучи похоронены в разных могилах, их тела чудесным образом оказались рядом, гласит предание. После этого супругов похоронили в Муроме возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1547 году Церковь причислила их к лику святых.

IV . Закрепление пройденного материала

1. Беседа .