Проектная работа "народная мудрость в пословицах и поговорках. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Народная мудрость веками и тысячелетиями, из поколения в поколение накапливалась, хранилась и передавалась в форме афоризмов, притч, басен, мифов, сказок, легенд, былин, пословиц, поговорок, песен.
Сегодня человек очень часто обращается к поиску мудрости, к поиску смысла жизни. Люди не хотят видеть будущую жизнь бессмысленной.
Мудрые мысли, копившиеся веками, помогают человеку ориентироваться в вопросах нравственности, разрешить конфликты, решить многие проблемы, выбрать правильное, верное направление в жизни.

Презентацию "Народная мудрость бесценна и бесконечна" можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ « Адыгейская республиканская гимназия» Презентация к уроку литературы « Народная мудрость бесценна и бесконечна» Народная мудрость в афоризмах, притчах, баснях, мифах, сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013

Мудрость, принадлежащая народам России, называется народной Россия - это великая держава с великим духовным и культурным наследием! Российский народ, русская душа - это загадка, которую каждый иностранец пытается разгадать по-своему...

Россия - многонациональное государство. На её территории проживает 156 народов. Но даже самая маленькая народность имеет свою самобытность, свою историю, свои обычаи, свою древнюю культуру. Каждый регион России имеет свои сказки, легенды, предания, притчи. Россия - многонациональное государство

Афоризмы – это неисчерпаемый кладезь мудрости Афоризмы - это мудрость в портативной форме, концентрированный экстракт мыслей и чувств. У.Р. Олджер Афоризмы отражают мировоззрение цивилизации. Мысль, выраженная метким, убедительным афоризмом превращается в мудрость, пронизывающую, словно стрела, его величество время...

Притчи народов мира Притчи - это послания человечеству от Вселенной, послания от Высшего Божественного Разума. Они дают направление в жизни. Нужно только правильно их интерпретировать. В притчах заключена наибольшая часть человеческой мудрости. В. Сибирский Придется ль мне до той поры дожить, Когда без притч смогу я говорить? Сорву ль непонимания печать, Чтоб истину открыто возглашать? Джалалиддин Руми

Притчи народов мира Притчи - это непросто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце. Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

Притчи царя Соломона Легендарный правитель объединенного Израильского царства родился от царя Давида и его любимой жены Вирсавии (Бат-Шевы). Будущего царя нарекли именем Шломо (Соломон), которое в переводе с иврита означает «миротворец» («шалом» - «мир», «не война», и « шалем » - «совершенный», «цельный»). Царь Соломон

Мудрый и бесстрастный правитель Пору правления Соломона с 965 по 928 до н.э. называют эпохой расцвета монархии и еврейского могущества. За время своего 40-летнего царствования Соломон прославился как самый мудрый и бесстрастный правитель во всем мире, о его таланте к предвидению и чуткости сложено множество легенд и сказок и притч.

Вот одна из притч. Начало мудрости - страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения; глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой, если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас»,- сын мой, не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Начало мудрости – страх Господень

Басни Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век). Басни И. А. Крылова знаменовали расцвет этого жанра в России.

Жан де Лафонтен Басни Лафонтена принадлежат не одной только французской литературе, - они представляют собою одно из великих явлений всемирной литературы. 3начение, басен Лафонтена, не в одних только гениальных литературных достоинствах, но и в том также, что они представляют читателю в аллегорических образах практическую мудрость всех народов мира. Он высмеивает подлость, скупость, мелочность и трусливость, защищая тем самым общечеловеческие духовные ценности. Басни Лафонтена – это целый мир, пронизанный оригинальной и нестандартной философией автора. У Лафонтена учился знаменитый баснописец И. А. Крылов. Сам Пушкин восхищался баснями Лафонтена, считая их вершиной достижений шутливой западноевропейской поэзии.

Крылов Иван Андреевич Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 - 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Мифы и легенды Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Легенда - недостоверное повествование о фактах реальной действительности. Предание - это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому, подвергается метафорическим изменениям.

Мифы и легенды народов Кавказа В представлениях многих поколений людей Кавказ издревле считается краем невиданных чудес и приключений. Необыкновенная прелесть и первозданная красота живописных горных ущелий, густая сеть буйных стремительных рек, многоголосое журчание живительных минеральных источников, чарующая взор панорама сверкающих на солнце белоснежных вершин - все это никого не может оставить равнодушным и придает седому Кавказу неодолимую притягательную силу. Человек, хоть однажды посетивший этот красочный край, постоянно одержим жаждой встретиться с ним еще и еще раз. Можно сказать, что эта тяга к Кавказу уходит в глубины истории человечества.

С Кавказом связано множество легенд, мифов и сказаний. Отовсюду зримо ощутимые, но остающиеся недоступными, в то же время со страстной силой манящие к себе призрачные вершины казались простодушному воображению первобытных народов « сереброкованными престолами» грозных божеств, откуда небесные силы посылали свои карающие молнии, живительный свет и тепло солнечных лучей. И народы боготворили вершины Кавказа. По выражению Эсхила (древнегреческий драматург, отец европейской трагедии), «они воспринимали недоступные горные вершины как жилища богов, считали их подножием неба, которое они подпирают как могучие Атланты». Ни один горный хребет не занял столь популярного места в мифологии древних греков, как Кавказ. В определенной мере можно сказать, что Кавказ оплодотворил многие основополагающие сюжеты их мифологии. С Кавказом они связали свой бессмертный миф о Прометее, сюда, в золотоносную Колхиду, отправился их герой Язон со своими аргонавтами. Греческие мифы приурочивают к Кавказу борьбу стихийных богов земли - Титанов с новыми, более одухотворенными богами Олимпа, борьбу Тифея - подземного огня с Зевсом - огнем небесных молний. Очень примечательно, что Плутарх, комментируя книгу Клеанта «Борьба богов», рассказывает такой мифический сюжет: Гора Кавказ прежде называлась «Ложем Борея»(т. е. Ложем ветров) и вот почему: Борей силой увез Киону - дочь Арктура на так называемый холм Нифат и произвел там с нею Гирпака, который наследовал трон Гениоха. После того и гора стала называться «Ложем Борея». Имя же Кавказ она получила по причине того, что после борьбы Гигантов Сатурн, желая избегнуть угрозы Юпитера, бежал на самую высокую вершину Ложа Борея и спрятался там, превратившись в крокодила. Но Прометей зарезал одного из туземных пастухов по имени Кавказ и, осмотрев его внутренности, сказал, что недалеко находятся враги. Когда же пришел Юпитер туда, то связал своего отца плетеной шерстью и сбросил его в Тартар, а к горе, которую назвал в честь того пастуха Кавказом, привязал Прометея и заставил его страдать от орла. Таким образом, впервые появившийся в греческой мифологии термин «Кавказ» воспринимался как вполне определенный человек-пастух, обитавший у подножий гор. На нашем сайте, мы постараемся собрать, как можно больше лучших легенд, мифов и сказаний народов Кавказа. На долю кавказских народов выпало большое испытание. Степи и горы Кавказа помнят многое. Одни племена сменяли другие, одна цивилизация сменялась другой. История Кавказа живёт в легендах. В них красота человеческой души, благородство и чувство долга, в них любовь и самоотверженность, гордость за свой край. Всё, что есть в легендах – не вымысел. Каждая тропка, каждая речка или горная вершина несёт в себе тайну, имя которой – легенда.

Мифы и легенды Народов России Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас - у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно - движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога - Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным - хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа - берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.

Мифы и легенды адыгов Адыгагъэ - культурное достояние адыгов, которое начало формироваться в эпоху возникновения мифов и основного ядра Нартского эпоса

Сказки народов мира Сказки народов мира во всех разновидностях составляют бесценную сокровищницу демократической культуры человечества. Это искусство создано в веках на исторических путях народов в борьбе за жизнь и счастье.

Царевна лягушка Сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу…

Адыгейские народные сказки 1.Анзаур-удалец 2.Чудесная гармошка 3. Трудовые деньги 4. Бамбет 5. Нормэрышхо - большой Нормэр 6 .Муж и жена 7. Мал мала меньше 8. Кто глупее 9. Как дурак к аллаху ходил 10. Каждый молодец на свой образец 11. Заяц и его мать 12. Дочь одного старика 13. Гадальщица Бабочка 14. Бык-великан 15. Женщина-богатырь 16. Бедняк и бог 17. Аслануко - сын львицы и другие. КТО СИЛЬНЕЕ?

У трех братьев только и было богатства что единственный бык. Но был тот бык не простой. Был он так велик, что, когда стоял на одном месте, пасся на лугах семи гор. Ему не хватало всей воды рек Марта, Пшиша, Пчаша, он пил и из других рек – Лабы, Шхатдащи. Однажды братья решили отвести быка на водопой к большой реке Пшиз – Кубани. Старший из братьев сел на шею быка, средний – на спину, младший – у хвоста. Взяли они с собой провизии и отправились в путь. В пути встретился им всадник. Старший брат попросил его: – О мардж, когда встретишь моего среднего брата, скажи ему, чтобы живее подгонял быка. Всадник ехал целую неделю, пока не встретил среднего из братьев. – Старший брат велел передать тебе, чтобы ты живей подгонял быка, – сказал он. – Раз так, когда встретишь нашего младшего брата, поторопи и его! Всадник опять ехал неделю и, наконец, встретился с младшим из братьев и передал ему просьбу старших. И после этого братья еще ехали на быке целую неделю и, наконец, прибыли к Пшиз. Всю реку выпил бык-великан – ни одной капли не оставил. – Слава Богу, наконец наш бык напился, – сказали братья, – немножко отдохнем и вернемся домой. Расположились братья на берегу реки Пшиз. Вдруг налетел огромный орел, растерзал быка и почти всего съел. Осталась только одна бычья нога – он схватил ее и улетел. Долго летел орел. Вдруг один чабан, пасший на лугу овец, заметил в небе огромного орла. Он пристально смотрел вверх, а в это время из клюва орла выпала бычья нога и попала в глаз чабану. Вернулся чабан домой, обратился к своим семи молодым снохам: – Послушайте, садитесь-ка в лодки, возьмите по веслу и заплывайте в мой глаз, сегодня попала в него соринка, беспокоит меня, хорошо бы ее вытащить. Молодые женщины сели в лодки, взяли семь весел, заплыли в глаз свекру, поискали-поискали, с трудом нашли продырявленную орлиным клювом бычью ногу и выволокли ее. Чабан взял в руки бычью ногу, вынес ее из дому и выбросил. Бык – великан(адыгейская сказка)

(Продолжение сказки) Прошло много лет. Бычья нога покрылась землей и превратилась в высокий холм. Высокая трава росла на том холме, текли там звонкие ручьи – полюбилось то место людям,и они стали селиться здесь. Выросло на холме семь аулов. Возчики соли заезжают на подводах в дыру на бычьей ноге, едут семь дней, нагружают соль и едут семь дней и ночей обратно.Однажды возвратились семь подвод с солью. Старуха увидела их и попросила дочь: – Сходи, дочка, попроси у них горсточку соли и принеси сюда мне. Они высыпали ей на ладонь всю соль из семи подвод, но ее хватило, чтобы заполнить ладонь. Принесла дочь эту соль матери, старуха высыпала ее в рот и съела. Как-то лиса увидела продырявленную бычью ногу. Она начала грызть ее и, конечно, пошевелила ногу, вместе с ней затряслись все семь аулов. Стали люди удивляться – отчего это земля трясется.Так шло время, и однажды люди заметили лису, которая грызла кость. Они послали охотников, и те убили лису. Охотники сняли с лисы шкуру с одной стороны и сделали из нее папахи всем мужчинам семи аулов. Хотели снять шкуру и с другой стороны, но не смогли перевернуть лису. Убитая лиса лежала неподалеку от аула. Проходила однажды мимо молодая женщина. Увидела она лису. Взяла она в одну руку ведро, в другую – коромысло и крючком коромысла перевернула лису. – Может быть, хватит на шапку для моего маленького сыночка, – сказала она и сняла шкуру с оставшейся части лисы. Она добавила еще меху к шкуре лисы и сшила младенцу шапку. А теперь скажите, кто же был больше всех?

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Волъга.

Былины Алёша Попович и Тугарин Змеевич Вавила и скоморохи Вольга и Микула Селянинович Добрыня и Алёша Добрыня и Змей Иван - гостиный сын Илья Муромец и Калин-царь Илья Муромец и Соловей Разбойник Садко Ставр Годинович

Адыгейские притчи Наставления отца Суд Джебага Обычай Притча про деньги Старинная адыгейская притча Рецепт Поцелуй красавицы

Мудрость, успех, процветание Успех, процветание каждого народа заложено в его мудрости. И мире нет ничего невозможного. Будьте не только богаты и состоятельны, но и живите в свое удовольствие долго и счастливо!

Источники regobraz.ru/lib/lib_skaz010225.... tale-store.ru/ skazki - narodov -mi... allskazki.ru/world/adi.html hobobo.ru/catalog/ narodnye_skaz ... hobbitaniya.ru/ adigeya /adigeya27.php


Введение

Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.

Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые сказки и песни.

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.

Есть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ.

В ней вполне «словам тесно, а мыслям просторно». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - писал А.С. Пушкин. Высоко ценил народную мудрость Н.В. Гоголь. Он находил в пословицах необыкновенную «полноту ума, умение сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного выражения».

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов.

Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:

  1. понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
  2. владение известным запасом произведений данного жанра;
  3. умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
  4. выработка умения обоснованного употребления пословиц в речи.

Цели:

  1. Продолжить знакомить учащихся с многообразием устного народного творчества русского народа; изучить жанр «пословица».
  2. Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц; развивать воображение; выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи.
  3. Прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», (сост. Л.А. Ефросинина), репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», «живой цветок» - схема фольклор, дидактические игры: «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», презентация «Пословица – народная мудрость», выставка книг.

Ход урока

Структура урока Содержание урока Примечание
I. Организация класса. - Здравствуйте, ребята!
Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько.
Катилось яблоко Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет!

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выйди вон!

II. Проверка домашнего задания.

Скажите, что я использовала, чтобы посадить вас за парты? (Вы использовали считалки)

Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества)

Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.)

Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)

На доске.
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (Сказки, былины, скороговорки, считалки, песни, пословицы, потешки загадки, поговорки)

В конце ответа на доске появляется «живой цветок».
- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть.
- Давайте поиграем в игру «Кошки и Мышки». Выбираем Кошку и Мышек с помощью считалок, которые вы выучили.
Физминутка. Играем один раз.
Молодцы! Вы выучили много разнообразных считалок. И они помогли нам провести интересную игру.
III. Сообщение темы и цели. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске.
Поспешишь – людей насмешишь.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
На доске.
- Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами)

Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи.

IV. Работа по теме.
1. Понятие «пословица».

Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п.

Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.)

2. Работа по учебнику. - Открываем учебник страница № 23.

Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица».

Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии».

Презентация «Пословица – народная мудрость» Слайд 2.
В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя.
- А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» Слайд 4.

Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего. (Пословица – законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость)

Пословицы бывают разной тематики.

Читаем пословицы о Родине, написанные в учебнике. Оговариваем смысл пословиц.

Физминутка.
3. Пословица и ее место в нашей речи. - Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще. Слайд 5.
- По-хорошему, по-доброму говорят люди о Москве.
- Почему так тепло народ отзывается о Москве?
Слайд 6.
Читаем пословицы в учебнике и в ЦОР, раскрываем смысл пословиц.
Слайды 7 - 12.

Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим.

Где вы берете книги? (в библиотеке)

В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей.


На картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке» нарисованы читатели – школьники. Посмотрите, с каким нетерпением девочка ждет, когда ей подберут интересную книгу.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не пряник, а к себе тянет.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
На доске выписаны пословицы.

Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость)

А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет)

Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет)

О чем эти пословицы? (Они о книгах)

- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще. Слайд 13.

А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука».

Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи».

Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.

Люди давно заметили могущество слова, его силу.
Человеческое слово стрелы острее .
Слово горы ворочает .

Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами:
На словах густо, а на деле пусто .
Дело, словом не заменишь .

На все случаи жизни созданы народом пословицы.

Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. Учитель обращает внимание учащихся на подборку книг о пословицах, фольклоре.
Физминутка. (деление на группы)
В классе только девочки,
В классе только мальчики.
В классе только… (имена учащихся)
V. Закрепление изученного.
Работа в группах.
ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу»

На словах и так и сяк, покажи делом.
На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
Не храбрись словами, да скуп на деле.
Щедр на слова, а на деле ни как.

Какой темой можно объединить все эти пословицы? (Пословицы о слове)

ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу»

Землю солнце красит, а человека… (труд)
Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)
Без труда жить,… (только небо коптить)
Недаром говорится, что дело… (мастера боится)
Что посеешь,… (то и пожнешь)

Какой темой можно объединить эти пословицы? (Пословицы о труде)

ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»


(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.)

Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания.
VI. Итог.

Что такое пословица?

Чему учит нас пословица?

Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное:

Сильным – написать мини-сочинение по пословице. (Примеры работ учащихся)
Средним – прочитать пословицы в учебнике и подобрать свои по каждой теме, нарисовать рисунок к одной из своих пословиц.
Слабым – прочитать пословицы и раскрыть их смысл. Нарисовать рисунок к одной из них.

Литература

  1. Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. – М.: Издательство «Педагогика» 1976.
  2. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово./ Сост. Г. Науменко. – М.: «Детская литература», 1979. – 32с.
  3. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 160с.
  4. Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. – М.: Просвещение, 1989. – 431с.
  5. Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 195с.
  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
  8. Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116с.
  9. Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 176с.

Устное народное творчество, фольклор - это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения - эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Русское устное народное творчество - это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах моральн-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.

Кемерово МБДОУ №199
Тема: «Былины – как источник, народной мудрости».
Цель: Формирование представления детей о былинных героях Руси, их характерах, внешнем виде, доспехах.
Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о русских богатырях, о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызывать интерес детей к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за Богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально- художественная.
Прогнозируемые результаты: Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление подражать героям былин. Готовы к индивидуальному самовыражению. Эмоционально реагируют на ситуацию.
Содержание организованной деятельности:
1. Беседа.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую, да на складную, чтобы красные девицы послушали, а добры молодцы призадумались.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матушкой.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
- «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость, а кто же такие богатыри? (Это герои русских былин, защитники земли русской, которые совершали подвиги и прославляли свою Родину)
- А каких богатырей вы знаете? (Перечислить)
- Кто же придумал эти удивительные былины и как они сохранились до наших дней? (Сочинял эти истории русский народ. Передавались они из уст в уста, так как на Руси в то время не было письменности)
- Из былин мы узнали как люди жили в Древней Руси, какие события происходили. Скажите ребята. а наше время богатыри бывают? (Это смелые солдаты, пожарные, олимпийские чемпионы, а у нас в Кузбассе – это шахтёры!)
- Много богатырей на земле Русской, а какие качества объединяют их всех? (Сила, смелость, мужество, отвага, выносливость, храбрость ….)
2. Пословицы.
- Давайте вспомним пословицы о смелости и отваге русских воинов.
-Кто смел, тот на коня сел.
- Смелость города берёт.
- Богатыри ни с мечом, ни с калачом не шутят.
- Храбрый побеждает, а трус погибает.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
3. Игра-хоровод «Дуб- дубок»
- Кто помнит с каким деревом на Руси сравнивали богатырей? И почему?
(Дуб, он огромный. могучий, высокий, крепкий…)
- Уходя на битву, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Я вам тоже хочу подарить талисманы (Листочки дуба), чтобы вы были смелыми, сильными, храбрыми, как былинные герои
У нас рос дубок- вот таков!
Корень его- вот так глубок!
Листья его- вот так широки!
Ветки его – вот так высоки!
Ах ты, дубок, как ты могуч!
А на ветру как ты скрипуч!
Дай мне силы, отваги,добра!
Чтобы землю родную,
Защитить от врага!
4. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»
- Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в стихах и песнях, но и в творчестве художников. Кто написал эту картину? Кто изображен на ней? Куда смотрят богатыри? (Смотрят в даль, не видать ли врагов)
- Кто был надежным, верным другом богатырей? (Кони были под стать своим хозяевам; огромные, огромные, могучие, выносливые…)
5. Драматизация богатырских потешек.
- Предлагаю вам облачиться в богатырские доспехи, взять в руки щит и меч и представить себя богатырями! (Дети читают потешки)
Если богатырь на страже,
Может быть уверен каждый-
От врагов защищена
Наша матушка- земля!
Не скакать врагам по родной земле,
Не топтать коням землю русскую,
Не затмить им солнце красное
И не брать им в плен красных девушек!
Ой, вы гой еси, люди добрые,
Много ходим мы по родной земле,
Охраняем мы землю Русскую,
От врагов лютых. Гостей непрошенных,
Век стоит Русь, не шатается и века простоит не шелохнется!
- Как вы думаете, что нужно делать чтобы стать настоящими богатырями?
(Заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, слушаться взрослых, любить свою Родину, не обижать маленьких, помогать слабым…..)
6. Рассматривание богатырских доспехов.
- Обратите внимание на то, как одеты богатыри!
(Дети перечисляют доспехи, из чего они были сделаны, для чего нужны)
- Меч был главным оружием богатырей, его еще называли булавой. Меч был дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну, каждый меч украшали разными узорами. Верили что рисунок сделанный своими руками принесет удачу и послужит оберегом.
7. Рисование узора на рукоятке меча пером.
- Предлагаю вам самим расписать рукоятку мяча пером, ведь на Руси не было карандашей, ручек. Давайте вспомним, что изображали на щитах и мечах богатырей? (Солнце. траву, листья, птиц, животных, колосья – которые символизировали богатство…)
8. Итог.
- В былинах мы читали о богатырских яблоках. Кто их отведал, тот получал богатырскую силу, никогда не болел и если встречался с врагом, то выходил из боя победителем. Я для вас приготовила эти волшебные яблоки, мне очень хочется, чтобы вы выросли дружными, сильными, здоровыми, не давали в обиду слабых, берегли и прославляли свою Родину.

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.

Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

  • Сочинение-рассуждение Человек и мир природы

    На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живёшь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа всё равно окружает тебя всю жизнь.

  • Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения

    После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I

  • Одним из второстепенных персонажей произведения является Анна Павловна Шерер, представленная писателем в образе владелицы модного в великосветских кругах петербуржского салона.

    Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.