Жанр пейзажа в китайской традиционной живописи. Некоторые общие сведения. Пейзаж в китайской живописи

По-китайски пейзаж обозначается словом 山水 (шань-шуй ), что на русский переводится как «гора и вода » или «горы и воды ». С одной стороны, само это сочетание красноречиво свидетельствует о том, какого рода пейзажи писали китайские мастера – это картины мира гор и рек. Но «гора» и «вода» - это не просто названия излюбленных изобразительных мотивов китайских живописцев. Прежде всего, это обозначения рядов объектов, относящихся к одному из двух классов. Бином 山水 аналогичен всем известному биному 阴阳 (инь-ян ).

    «Гора » - это альтернативное обозначение активной силы «ян »: гора направлена вверх, это символ восходящего янского движения. Вместе с тем «гора» - это и всё то, что на горе расположено и её динамике подчиняется: это камни, отдельные скалы, деревья, травы, кустарники, то есть горная растительность, равнинные прилегающие к горе участки и т.д. «Вода » в свою очередь – это отображение пассивного начала «инь »: «вода» всегда движется вниз, её динамика всегда подчинена особенностям сложившейся ситуации. К классу «вода» относятся все объекты, представляющие воду в её различных физических состояниях: реки и горные потоки, ручьи и водопады, снег и покрытые льдом речные поверхности, облака и туманы – непременный для пейзажной живописи и очень значимый живописный мотив. Таким образом, если в русле одного из традиционных китайских представлений о Вселенной, мир понимается как результат бесчисленных многообразных взаимодействий между силами «ян » и «инь», то пейзаж – картина «гор и вод» - является наглядным тому примером.

    Концепция «инь-ян », ставшая базовой для всей китайской культуры, изначально формулировалась в рамках одноимённой школы «инь-ян-цзя » (VI – IV вв. до н.э.). Для конфуцианства же с его педагогической направленностью основополагающим было представление Вселенной как места взаимодействия трёх сил-начал-сущностей : Неба, Земли и Человека. Поэтому на китайских картинах, представляющих «горы и воды», всегда и непременно звучит и тема Человека, Человека с большой буквы, который занимает причитающееся ему, должное место между Небом и Землёй – меж вод и гор. Тема человека представлена в пейзажной живописи весьма многообразно: это и отдельные фигуры людей, занятых разными делами (земледельцы, торговцы путешественники, рыбаки, отшельники), и многообразные архитектурные постройки (отдельные хижины, посёлки, лодочные пристани, монастырские постройки), и следы человеческой жизнедеятельности (дороги, мосты) и пр.

    • Китайский традиционный пейзаж не писался с натуры. С одной стороны, пейзажи в технике гунби (тщательная кисть) – а особенно если это монументальное вертикальное или многометровое горизонтальное полотно – писались подолгу, иногда – по нескольку месяцев. С другой, в традиции не было установки на передачу реального сходства с тем или иным конкретным местом. Реальный опыт переживания тех или иных природных красот, а также и всего накопленного предшествующей традицией живописного материала, осмыслялся художником – а результатом этих накопления и осмысления становилась новая картина. И каждый пейзаж представлял собой не портрет того или иного места, а своего рода обобщённую модель мира, его образ, сформированный и запечатлённый художником.

      Предполагаемыми зрителями и ценителями пейзажных свитков были люди, не уступавшие живописцам ни в образованности, ни в подкованности в вопросах традиции и культуры. Поэтому процесс создания и последующего восприятия живописного свитка всегда подразумевал своего рода диалог между художником и зрителем . Диалог шёл как минимум по двум уровням: зритель считывал, КАК написано и ЧТО написано. Раскрытие КАК свитка схематично можно представить в три этапа: сначала – это можно обозначить как макроуровень – пейзаж рассматривался в общем, оценивалась выбранная и разработанная художником композиционная схема, выделялись её особенности, делался вывод о типичности или, напротив, каких-либо новшествах, внесённых автором и т.д. Затем зритель переходил на средний уровень – уровень отдельных объектов, изображённых на свитке, и их взаимосвязей: деревья, камни, скалы, водопады, фигуры людей и постройки – КАК художник выстроил их друг относительно друга. Далее можно было погрузиться в КАК работы кисти художника: оценить виртуозность и мастерство владения кистью, её силу и используемые технические приёмы. На определённых этапах развития китайского традиционного пейзажа существовали внушительные пособия по живописи, в которых подробно описывалось и прорисовывалось, КАК (какими штрихами, пятнами, точками) дОлжно выписывать те или иные природные объекты. Это соответствует одному из шести живописных законов, сформулированных ещё в V в.н.э. художником и теоретиком по имени Се Хэ – закону о соответствии изображения роду вещей . Насладившись тонкостями создания изображения на микроуровне, зритель снова возвращался к пейзажу в целом, но теперь взгляд на картину подразумевал уже всю ту информацию, которая была получена на разных уровнях «включения» в изображение.

      ЧТО пейзажного свитка – это всегда послание художника зрителю, тема которого в сущности одна. «Горы и воды» - это всегда картина, модель мира , отражающая современные представления об особенностях его устройства и функционирования. Мир – и Человек в нём. Модель с течением времени претерпевала изменения, те или иные аспекты её устройства и принципы работы акцентировались или наоборот «уходили в туман», но закреплённое в теоретических трактатах отношение к пейзажу как к образу мира сохранялось. И в этой связи жанр пейзажа ценился больше других.

      Картины природы ценились также за высокую прикладную функцию , которую они имели в жизни образованного человека. Созерцание пейзажа было одной из излюбленных досуговых форм чиновников и ученых-интеллектуалов. Как известно, традиционные китайцы жили в условиях культурного синтеза трёх основных учений: конфуцианства, даосизма и буддизма. Конфуцианство определяло характер повседневной жизни чиновника: особенности его поведения в социуме, его служебные и семейные обязанности, нормы, позволявшие ему создавать и сохранять своё «лицо». Что касается даосизма и буддизма, то благодаря им возникало некое внутреннее пространство, свободное от рутины и формальностей, в которое человек мог удалиться, оставаясь в одиночестве или в кругу близких ему по духу людей. Наслаждение картинами «гор и вод» соответствовало тому, что в даосизме обозначалось как «свободное странствие духом», «мысленное путешествие». На заре становления даосизма, одним из истоков которого были шаманские ритуалы юга Китая, «мысленное путешествие», вероятно, совершалось адептами в состоянии транса, наркотического опьянения – и путешествовали шаманы по внутренним ландшафтам неких мистических пространств. Подобного рода состояния и позже очень ценились в среде творческой элиты, однако не только опьянение могло стать толчком для «полёта духа». Картина гор и вод давала основания для своего рода медитативного процесса, в ходе которого сознание зрителя могло, насладившись изображением, оттолкнуться от него и отправиться в собственное путешествие. Это могло быть вспоминание и переживание прошлого опыта реальных прогулок по горам или странствие по вымышленным местам, в которые разворачивалось принципиально незамкнутое пространство свитка, продолженное воображением зрителя или размышление над посланием, сформулированным художником и считываемым зрителем, располагающим сходным с ним багажом культурной памяти или размышление на философские темы…

      Можно привести отрывки из трактата «О возвышенной сути лесов и потоков» художника и теоретика живописи Го Си (жил при династии Северная Сун, в XI веке):

      "...Виды лесов и потоков, картины туманных далей часто открываются нам как бы во сне; глаза и уши наши их не воспринимают. Но под рукой искусного мастера они вновь появляются перед нами. И тогда, не выходя из дома, мы можем перенестись в глухие ущелья, услышать крики обезьян и гомон птиц, увидеть залитые светом горы и искрящиеся бликами потоки. Разве не доставит нам радость сие зрелище? Разве не тронет оно наше сердце? Вот почему в свете так ценят искусство живописи. Отнестись к нему легкомысленно - значит помутить свой духовный взор и загрязнить чистые порывы души..."

      "...Те, кто серьезно толкуют о живописи, говорят так: есть горы и воды, сквозь которые можно пройти; есть такие, на которые можно смотреть; есть такие, где можно гулять, и есть такие, где можно поселиться. Такую картину можно назвать воистину чудесной..."

      "...Вот одна гора, но разве можно вместе с ней не изучить вид множества других гор! Весной дымки и облака в горах стелются непрерывной чередой, и люди радостны. Летом горы прекрасны, на них густая тень от деревьев - люди безмятежно спокойны. Осенью горы прозрачно-светлые, точно качаются и падают, - люди строгие. Зимой горы скрыты темной мглой - люди затаившиеся. При рассматривании подобных картин у людей возникает такое ощущение, что они на самом деле находятся в горах. Это и есть смысл таких картин..."

      "...При виде белых дорог в серой дымке мысленно идешь по ним. При виде света вечерней зари в реках, на равнинах, мысленно наблюдаешь закат. При виде в горах отшельников и горных жителей мысленно живешь вместе с ними. При виде скал с родниками в неприступных местах мысленно бродишь среди них. У людей, рассматривающих эти картины, возникает такое настроение, точно они в самом деле находятся в этих местах. Это и есть внешняя прелесть таких картин..."

      "...Люди в свете, думают, что картины создаются простым движением кисти. Они не понимают, сколь многотрудно занятие живописью. У Чжуан-цзы сказано: «Художник сбрасывает свои одежды и сидит, скрестив ноги». Вот справедливое суждение о работе живописца! Мастер должен пестовать в своем сердце безмятежность и радость. Его думы должны быть покойными и гармоничными, ибо сказано: «пусть будет сердце невозмутимым». Тогда все человеческие чувства и все свойства вещей сами собой проявятся в сердце и столь же непроизвольно сойдут с кончика кисти на шелк..."

      В Китае не принято было хранить свитки в вывешенном состоянии. С одной стороны, это объясняется заботой о долговечности произведений: от длительного пребывания в растянутом состоянии основа свитка постепенно растягивалась, деформировалась, на работе могли возникнуть трещины, разрывы. Поэтому ценные свитки хранились в специальных помещениях в специальных футлярах. И сейчас в музеях и галереях живописи в Китае достаточно часто меняется экспозиция – работам, что называется, дают отлежаться. С другой стороны, как уже говорилось, наслаждение картиной было одной из излюбленных форм досуга образованных китайцев. Это могло быть, например, удачным поводом для встречи и совместного времяпрепровождения владельца картины и его друзей. Вертикальный свиток вывешивался на специальную раму, а зрители предавались созерцанию, расположившись вокруг него. Горизонтальный свиток – а они могли быть весьма длинными, по много метров в длину – разворачивали на специальном столе: справа налево, раскрывая его фрагмент за фрагментом, останавливаясь, рассматривая и двигаясь дальше – до его левого конца. А затем в обратную сторону – слева направо. Этот процесс разворачивания и сворачивания свитка мог длиться несколько часов.

      В Китае до знакомства с европейской живописью не было представлений о линейной перспективе. Зато сложилась весьма своеобразная концепция выстраивания пространства в пейзажном свитке. Речь идёт о «трёх далях» (三元) картины «гор и вод» . Это понятие сформулировал и развил уже упоминавшийся живописец и теоретик XI века Го Си. Есть его работа, посвящённая подробному разъяснению особенностей и свойств каждой из трёх далей и значения всей концепции в целом. Это очень интересная тема, но сложная – здесь мы её касаться не будем. Попытаюсь всего лишь наглядно показать, что подразумевается под каждой из трёх далей на композиционном уровне и отмечу особенности пространства свитка, построенного на основании этих далей.

      Три дали – высокая, глубокая и ровная .

      • Высокая даль подразумевает взгляд от подножия горы к её вершине. Объёмы преимущественно развиваются, вылепливаются по вертикали. В центре внимания зрителя оказывается одна гора, один горный массив (Гуань Тун "Задержка у переправы через горный ручей").

          • Глубокая даль – это множество накладывающихся друг на друга слоёв горных массивов с прорывами ущелий между ними. В этих ущельях нередко клубится туман. Взгляд, переходя с ближних объёмов на более дальние, как бы углубляется внутрь пространства картины (Го Си "МОнастырь в заснеженных горах" и Фань Куань "Глядя на поток, одиноко сижу")

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи , дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко » первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Знаменитые художники прошлого

Один из самых известных китайских художников XX века 齐百石 (1 января 1864 - 16 сентября 1957) - настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

(张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 -1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге.

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.

Провинция Ганьсу на северо-западе Китая по размеру примерно такая же, как Калифорния. Разнообразные местные ландшафты и драматические пейзажи провинции Ганьсу включают части пустыни Гоби, разноцветные горы, остатки Шелкового Пути и части .

Почему «поют» песчаные дюны - загадка, которая уже много веков пугает и притягивает человека. Удивительные песни дюн можно слышать лишь в некоторых регионах земного шара. Таинственные и пугающие звуки описывались многими знаменитыми путешественниками - Чарльзом Дарвином, Марко Полом и другими. Экспериментальным путем ученые подтвердили, что звук появляется когда песок осыпается вниз с гребня дюны.

Когда песок различного диаметра скатывается с поверхности, то создается вибрация песка, которая «выталкивает» звук, как мембрана динамика выталкивает воздух. Тысячи вибраций песчинок различного диаметра создают звуки разной высоты, которые и складываются в монотонный гул. (Фото Feng Li):

Ученые Симон Дегоэ-Бюи со своими коллегами занялся этим вопросом. Он записал звуки нескольких дюн и определил, что все они звучат на одной частоте - 105 Гц, иногда опускаясь до 90 Гц, или поднимаясь до 150Гц.

Как поют дюны, можно посмотреть в этом коротком ролике.

2. Рапсовые поля в провинции Ганьсу, Китай, 14 июля 2015. (Фото SIPA Asia via ZUMA Wire | Wangjiang | Corbis):

4. Майцзишань или «Пшеничная гора» - один из крупнейших буддийских пещерных монастырей Китая в форме муравейника 142-х метровой высоты. Начало монашеской жизни и строительства первых пещер относят к периоду династии Поздняя Цинь (384 — 417). (Фото Imaginechina | Corbis):

5. Всего в горе расположено 194 грота: 54 – на востоке, 140 – на западе. Они высечены на южном склоне горы, на высоте 80 м от подножья. Внутри находится более 7 200 глиняных и каменных скульптур, свыше 1300 кв.м. фресок, которые были созданы с 4-го по 19-й век. Здесь можно проследить этапы развития скульптурного искусства в Китае. Самая высокая скульптура достигает высоты 16 м. (Фото Imaginechina / Corbis):

6. Здесь проходит часть . (Фото Jason Lee | Reuters):

7. Осенние пейзажи на горе Дуншань в провинции Ганьсу, 7 октября 2015 года. (Фото Chen Yonggang | Xinhua | Corbis):

8. Лабранг - монастырь в посёлке Лабранг. Помимо всего прочего, монастырь является крупным образовательным центром буддизма - университетом с шестью факультетами. (Фото Carlos Barria | Reuters):

9. А вот и драматические пейзажи Китая. Это Национальный геологический парк Ядан расположен на месте бывшего русла реки на расстоянии в 185 км от города Дуньхуан. Протяженностью 25 км, парк состоит множества разрушенных ветром бесплодных пригорков причудливой формы.

Это один из самых редчайших парков, такие панорамы вы вряд ли увидите в другом месте. С наступлением сумерек, когда в полной тишине слышны лишь редкие завывания ветра, песчаные фигуры как будто оживают. (Фото Wang Song | Xinhua Press | Corbis):

10. Ландшафтом Данься в Китае называют уникальный тип земной поверхности, для которого характерны песчаники красного цвета и крутые скалы, созданные природой. Под звездным небом, снятым на длинной выдержке, ландшафт становится особенно загадочным. (Фото Zhang Zirong | Imaginechina | Corbis):

11. Сбор соли. (Фото Wang Jiang | Imaginechina | Corbis):

12. Солнечное затмение над Великой китайской стеной, 1 августа 2008. (Фото David Gray | Reuters):


13. Сельскохозяйственные террасы. Пластиковые щиты - защита культур для сохранения тепла и влаги. (Фото Sheng Li | Reuters):

14. Моторные лодки на «Желтой реке». (Фото Jose Fuste Raga | Corbis):

15. Бескрайняя пустыня Гоби - один миллион триста тысяч квадратных километров покрытые песком. Недалеко от Дуньхуаня находится одна из святынь Буддизма - Озеро Полумесяца. Оно удивительным образом расположено в самом центре поющих песков в низине, которая вот уже много веков, каким то чудом оберегается от наступающих со всех сторон огромных барханов.

Озеро по форме действительно похоже на полумесяц. Размером оно небольшое, около 150 метров в длину, глубина не более 5 метров, но вода в нем настолько прозрачна, что оно выглядит как драгоценный камень.

Раньше Дуньхуан являлся центром Шелкового пути и центром торговли между Китаем и Западом, сейчас же Дуньхуан в зависит от туризма. (Фото Ed Jones):

17. Ландшафты Данься - песчаники красного цвета и крутые скалы, созданные природой. (Фото Fan Peishen | Xinhua Press | Corbis):

18. Национальный геопарк Чжанъе Данься. Известный своими красочными скалами, парк был признан китайскими СМИ одним из самых красивых ландшафтных образований в Китае. (Фото Imaginechina | Corbis):

20. Пастух и древний город Yongtai. (Фото China Daily | Reuters):

21. Сельскохозяйственные террасы в провинция Ганьсу, 4 июля 2014. (Фото Wang Song | Xinhua Press | Corbis):

22. Тибетские монахи в монастыре Лабранг, о котором мы упоминали выше. (Фото Andy Wong):

23. Национальный геопарк Чжанъе Данься. Он известен своими необычными цветами скал, являющихся гладкими, острыми и достигающими высоты нескольких сотен метров. Они образованы отложениями песчаника и других полезных ископаемых, которые сформировались здесь в течение 24 миллионов лет. (Фото Sheng Li | Reuters):

24. Разноцветные горы в Китае встречаются на территории нескольких провинций в юго-восточной и юго-западной частях страны. Всемирно известный ландшафт Данься является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. (Фото Wang Song | Xinhua Press | Corbis):

Также смотрите « » и « » - места, недоступные взорам туристов.

– Какие цвета, так и хочется окунуться во всю эту природу!

– Бесподобно, ярко. Чувствуется стиль художника. Азиаты всегда умели делать качественную живопись.

– Радуга разлилась в райских уголках природы... "Испачкала" белоснежные парусники, заслепила глаза, привыкшие к серым будням, порадовала, вознесла душу высоко-высоко, а потом скинула с высоты в воду, подняв мелкую красочную водную пыль, разогнав ее по округе...

– Картины великолепные, завораживают сочными яркими красками и восхищают мастерством художника. НО говорить о высоком искусстве пока еще далеко! "Как до Китая пешком", как говорится!

Великолепные работы! Давно не встречала таких жизнеутверждающих, позитивных красок. Сразу понятно, что в душе художника все хорошо. Приятно глазу и сердцу, а то последнее время – что не работы, то депресняк какой-то...

– Практически у всех азиатских художников один узнаваемый стиль... Не кажется? Тем не менее, понравилось.

– Все это похоже на детские "раскраски", картинки плоские... живописи здесь нет.

– Очень красивые картины, каким богатым должен быть внутренний мир художника, чтобы написать такие вещи. Такая картина озарит и наполнит энергией любой уголок.

– Интересно, это реальность или фэнтези, а может быть – и то и другое? Впечатляет очень! И сразу хочется туда в этот мир красоты и чистоты, но к сожалению так не бывает.

– Это называется национальная самоидентичность, воспитание в традициях. У европейцев также есть узнаваемый стиль. Я бы сказал, что у европейской школы немного прямолинейный стиль, рисовать или то, что они видят (как фотографии, что не есть хорошо), либо падение в маразм (как например, картины Дали и Малевича). В Азии все гармонично.

– Нравится всегда читать комментарии к работам художников: типа лабудень или краски мрачноваты, или композиция не продумана. Во-первых, сами создайте что-то подобное, а во-вторых: порой придешь домой слегка нетрезва, краски, кисть, бумага, какая уж тут композиция, что вышло, то вышло, просто чувства.

– Он "просто" рисует не пейзажи, а образы. Сразу то, во что трансформируется реальный ландшафт "внутри мозга" после первичной обработки. Есть еще один художник, правда работавший на еще более глубинном уровне образов – Н. Рерих.

– Речь не о том пестра эта картина или нет, и к какому концу света она подходит. Зачем обращать на это внимание? Есть такие люди, которые в прекрасном ищут недостатки, вы к таким и относитесь. Но ведь картины и на самом деле красивые!

... далее обыватели-комментаторы начали спорить, и все это переросло в ругню с личными оскорблениями и даже маты, – вот так всегда бывает на уровне обычного бесталанного народа с заурядными людьми, берущихся обсуждать высокое искусство и живопись.

Пейзажная живопись в Китае появилась намного раньше, чем в других странах и пронесла свои традиции сквозь многие века. Еще в древности в стране полноводных рек и высоких гор сложилось особенное отношение человека к природе, которое не могло не проявиться и в искусстве. На заре Средних веков в Поднебесной была открыта связь живописи с миром и глубокими духовными идеалами. Природа давала жителям Китая пищу, жилище и тепло. В тоже время она могла быть и грозной властительницей их жизней. Само название китайского пейзажа «шань-шуй», воплощает ландшафты этой страны и происходит от иероглифов: «шань», обозначающего гору, и «шуй», обозначающего воду.

На сохранившихся самых ранних свитках, созданных еще до зарождения китайской пейзажной живописи, присутствуют лирические мотивы и изображения природы. В качестве фона картин пейзажные мотивы встречались в произведениях IV-V веков, хотя как самостоятельный жанр китайский пейзаж сформировался лишь к VII веку, а широкое распространение получил только к VIII-X векам.

Первоначально образы природы в китайских пейзажах были отвлеченными и символическими, однако, постепенно они усложнялись и развивались, становились более одухотворенными. Китайские художники, тонко чувствующие особенности национальной природы выработали собственные неповторимые приемы живописи.

Китайские пейзажи рисовались на лентообразных картинах-свитках, ориентированных вертикально или горизонтально. Пейзажи писались кистью, минеральными водорастворимыми красками и тушью. Художники работали быстро, обычно без всяких правок. У каждого мастера были свои особенности каллиграфической линии. В китайской живописи вообще широко применяется каллиграфия, различные символы и текстовые вставки, наполненные глубоким философским смыслом, а написание пейзажных картин приравнивалось к священнодействиям.

Китайские пейзажи «шань-шуй» с натуры никогда не рисовались и не являются изображением какой-либо конкретной местности. Китайский пейзаж ближе к поэтическому образу, показывающему восприятие природы глазами художника. Обычно внизу ближнего плана картин китайских пейзажей четко прорисовывались детали: камни, деревья и кустарники, которые от дальнего плана отделяются пеленой тумана, облаками или водой, создающей ощущение простора. В композицию включаются крошечные фигурки путников, несущих свою поклажу, рыбаков, прозябающих в лодках или бредущих по извилистой горной тропинке отшельников. Живописными приемами в китайском пейзаже передаются крики улетающих птиц, осенняя тишина и весеннее оживление природы. Композиция свитков китайского пейзажа не имеет четких границ, и зрителю предлагается домысливать подсказки художника.

Эти бумажные или шелковые, иногда многометровые полоски, после окончания работы клеили на плотную бумагу и сворачивали в рулон вокруг валика из дерева. Хранились свитки пейзажей в специальных футлярах, а вынимались из них только для просмотра. Картины постепенно разворачивались в руках и подобно рассказам читали, вживаясь в сюжет.