Могучее царство Шопена. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ. Вечные темы искусства и жизни Актуализация опорных знаний

Могучее царство Шопена Гармонии задумчивый поэт, Он пел печали благородный свет, Высокую любовь в людских сердцах. А. Граши 1810-1849 Был одним из величайших пианистов мира, вдохновенным импровизатором, сочинявшим музыку во время игры… Этюды Прелюдии Сонаты мазурки полонезы скерцо… Святослав Рихтер. Этюд № 4 Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ. …сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, радуется, замирает, немеет… Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он писал: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил». Ноктюрн, прелюдия №20 В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально-освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… «Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется…В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…» Свое горе, гнев, возмущение Ф.Шопен излил в музыке. Появились такие произведения, как знаменитый Этюд №12, названный «Революционным», и Прелюдия № 24. Умер Шопен 17 октября 1849 года Стоит в Варшаве церковь. Там стена. Скрывает человечества святыню. Шопена Сердце. Тишина полна Биеньем сердца этого доныне……. Костел Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Шопена Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов. Шопен - Соната № 2, Си-бемоль минор Рекомендуемые ссылки: http://ru.wikipedia.org/wiki/Польская_война_1831 http://geraldika.ru/files/100410054549710.jpg http://podolsk.org/i/polish-rebellion.jpg http://www.by-time.ru/upload/iblock/571/53a4fbfb7b2b.jpg http://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2399/2655_1.jpg http://culture.natm.ru/images/autouploads/full/6229896.jpg http://www.renes.com.pl/Grafika_D/Portret/obrazki/br_0221_c.jpg http://www.intoclassics.net/_nw/153/63579403.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/351/40351533_shopen.jpg http://www.smart-kit.com/wp-content/uploads/2007/03/music-training.jpg http://www.youtube.com/watch?v=7VBczyIm-EI http://www.youtube.com/watch?v=EQH8cOdRtK4&feature=related http://josef-egipetsky.narod.ru/Knigi/List_Shopen/Images/glava07_clip_image002.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/206/49206899_1254069622_48216810_1 208880.jpg http://www.youtube.com/watch?v=8hOKcdZJJFU

6 класс. Урок 20. «Могучее царство Ф. Шопена».

Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена.

Задачи урока:

1) Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений;

2) развивающие: развивать наглядно – образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо – гармонический слух, певческие навыки;

3) воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Звучит фрагмент «Баллады g moll ».

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чья музыка прозвучала в начале урока?

Ученики: Музыка польского композитора Ф. Шопена.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена».

3. Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная

культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Слушание – «Вальс a moll » и «Вальс Es dur » Шопена.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Звучат два вальса.

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, – очень лиричный.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.

Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

4. Слушание – «Вальс с is moll » и «Вальс Es dur » Ф. Шопена.

Учитель: Что значит писать по – шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения. Но есть и другая грань творчества Фридерика Шопена: он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

5. Слушание – кода «Баллады g moll ».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

6. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

Фридерик Шопен, композитор-новатор и блестящий пианист, не писал симфоний и опер, не оставил ни одной увертюры и оратории. Своё дарование он сумел ярко отобразить в фортепианной музыке, обогатив её новыми музыкальными образами и жанрами, выразительными возможностями инструмента, заняв тем самым место среди величайших мастеров искусства.

Краткая биография

Фридерик-Францишек появился на свет 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля. Отец мальчика, Николай, был французом, мать Юстина - полькой. Через несколько месяцев после рождения мальчика семья переехала в Варшаву, где глава семьи получил место учителя в лицее.

Фридерик рос, окружённый музыкой: мать пела и играла на фортепиано, отец – на скрипке и флейте. К пяти годам мальчик уверенно исполнял несложные пьесы, обучаясь музыке под руководством сестры Людвики.

В семь лет его педагогом становится Войцех Живный, прививший своему ученику любовь к . Февраль 1817 года был ознаменован первым выступлением юного виртуоза, вызвавшим всеобщий восторг. Вскоре издаются первые произведения молодого дарования.

Одновременно с музыкальными занятиями Шопен изучает общеобразовательные дисциплины: иностранные языки, историю и литературу. К шестнадцати годам Фридерик завершает обучение в лицее. Помимо музыкальных способностей, мальчик проявляет себя как неплохой актер и способный карикатурист.

В 1826 году Шопен поступает в Высшую школу музыки, где под руководством Юзефа Эльснера совершенствуется в композиции. Созданные Фридериком два концерта для фортепиано с оркестром навсегда вошли в репертуар лучших мировых исполнителей. Во время учёбы он встречает свою первую любовь - Констанцию Гладковскую, которой посвящает две песни.

Вдали от родины

В 1829 году Шопен посещает Вену, где даёт несколько концертов, получивших большой успех. Венская публика тепло приняла молодого музыканта. По возвращении на родину Фридерик регулярно выступает с концертами, среди — концерты, мазурки, ноктюрны. 2 ноября 1830 года композитор решает покинуть Польшу.

Надеясь на прошлогодний успех, Шопен снова едет в Вену. Однако в этот раз судьба оказалась неблагосклонна: ему не удалось устроить ни одного выступления, а издатели соглашались издавать его сочинения только бесплатно.

Парижский период

В Польше начинается восстание против российского самодержавия. Узнав о нём, композитор, в юности участвовавший в восстании Тадеуша Костюшко, собирается вернуться на родину, однако родные смогли его отговорить. Осенью 1831 года Шопен отправляется в Париж. Под впечатлением от происходящих событий им было написано несколько прелюдий, баллада, а также знаменитый этюд, которому автор дал название «Революционный».

В Париже Шопен стал известен, прежде всего, как пианист. Издатели, не соглашались издавать его труды за гонорар, потому композитор был вынужден давать уроки музыки по несколько часов в день. Однако же, талант не был забыт, и в салонах польской диаспоры и французской аристократии слава молодого музыканта росла и умножалась.

В 1835 году произошла встреча Шопена с Марией Водзинской. Композитор был уверен, что нашёл женщину, с которой соединит свою жизнь; однако родители Марии воспротивились браку дочери с музыкантом. В ноябре того же года он тяжело заболел, во время болезни им был написан знаменитый похоронный марш.

В 1836 году Шопен знакомится с Жорж Санд, с которой связывает свою жизнь на долгие годы. Несмотря на то, что писательница в своих воспоминаниях описывает своё самопожертвование и заботу о композиторе, друзья и ученики отзываются о её отношении к возлюбленному весьма нелестно.

Зрелый период творчества

Шопен всё реже даёт концерты, посвятив себя творчеству. Парижане преклоняются перед талантом композитора: многие мечтают услышать его игру, брать же у него уроки было честью, доступной немногим.

Однако череда трагических событий потрясла великого мастера: смерть отца, близкого друга Матушинского, разрыв с Жорж Санд. Всё это подорвало здоровье, и он почти перестает писать.

После поездки в Англию, где Шопен последний раз выступил публично, болезнь прогрессирует, ее исход становится ясен как окружающим, так и самому музыканту. До последних дней жизни он не забывал о Жорж Санд, однако та не навестила его и не написала ни строчки.

Шопен умер 17 октября 1849 года на руках у своей сестры Людвики. На похоронах композитора были исполнены некоторые его собственные сочинения, среди которых и похоронный марш, и Реквием Моцарта. Похоронен он в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а сердце композитора, согласно его завещанию, было перевезено в Варшаву, где оно хранится до сих пор в костеле Святого Креста.

Урок музыки №27 6 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема: «Могучее царство Шопена». «Вдали от Родины».

Цель: осмысление принципа музыкального развития, построения музыкальной формы на примере творчества Фридерика Шопена.

Планируемые результаты

Предметные:

Умение видеть жизненные явления как основу искусства;

Умение видеть музыкальные образы, воплощенные в жанрах фортепианной миниатюры Шопена;

Знакомство с жанрами фортепианной музыки: прелюдии, вальсами, мазурками, этюдами Ф.Шопена

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).

Метапредметные :

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости;.

Тип урока:

Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.

Методы: деятельностный подход

Музыкальный материал :

    «Ноктюрн №2»

    «Революционный этюд»

    «Вальс №7»

    «Прелюдия №24»

ХОД УРОКА

    Организационный момент:

    Музыкальное приветствие

Мы знаем, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других.

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Как вы понимаете эти слова?

О чем пойдет разговор на уроке? (о связи музыки и поэзии). Узнайте, о каком композиторе идет речь?

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной –

Все это … (Фридерик Шопен)

Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

- Попробуйте определить тему урока:

(запись в тетради)

Что вы знаете об этом композиторе?

Сообщение о жизни и творчестве: Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Какой любимый инструмент Шопена? (фортепиано). Основную часть его творчества составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений. Во времена Шопена очень популярны были балы, на которых звучали вальсы, полонезы, мазурки. Не остался равнодушным к этим жанрам и Шопен.

Слушание «Вальса № 7»

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Этот вальс просто танец или вы услышали нечто большее?

Какие чувства вы услышали в музыке?

Что испытывал композитор при сочинении Вальса? (спокойствие, счастье) Почему? (потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких)

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия .

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

(Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой)

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Через некоторое время после отъезда Шопен узнает: в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен рвется домой, но родные и друзья удерживают его от этого шага. Послушайте, как о своих чувствах пишет Шопен в своем дневнике: «Если б не то, что отцу и без того тяжко, я бы немедленно вернулся. Я проклинаю час своего отъезда, Все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. [...] Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано. Никто мне не близок, со всеми я вынужден быть любезным». В начале сентября Шопен приезжает в Штутгарт. И здесь он узнает о падении Варшавы и разгроме польского восстания. Ему не с кем даже поговорить об этом, некому излить накопившиеся горькие чувства. Его собеседники - только фортепиано и бумага, и им он поверяет то, что терзает его душу.

А теперь что происходит в сердце Шопена?

Звучит «Революционный этюд»

Что вы слышите в этой музыке? ( призыв, ярость, гнев, борьба)…

Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

(«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина)

Прозвучал «Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности? (пунктирный ритм, быстрый темп, минор, мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация)

Этюд – это пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на инструменте, проще говоря, упражнение для пальцев. Просто ли упражнение для пальцев хотел создать Шопен?

Нет, конечно! Это полноценное глубокое по мысли концертное произведение, пробуждающее в душе слушателя бурю чувств и переживаний.

Слышим ли мы отдельно музыкальные партии правой и левой руки? Как звучат эти партии?

Разделите лист бумаги на два поля. В верхнем поле изобразите графически партию правой руки, в нижней части – партию левой руки. Объясните изображенное.

В левой руке быстрые стремительные пассажи, в правой руке – основная мелодия, твердая, героически. Партия левой руки – низвергающиеся, бурные, рокочущие волны звука. Когда мы говорим, что у нас внутри все бурлит, кипит? - Когда испытываем ярость, гнев, злость, возмущение, когда эмоции перехлестывают через край, когда человека переполняют чувства. Партия левой руки создает напряжение, которое захватывает человека и заставляет его проживать эти чувства вместе с композитором.

А как же звучала основная мелодия? (наигрываю) – Твердо, мужественно, гневно, призывно, громко. Можно представить, что она звучит тихо? – Нет! Это крик души!

Внимание, в мелодии две интонации - восходящая (громкая) и нисходящая, которая звучит тише, слабее. Что они выражают? (Пропеваю эмоционально, сопровождая выразительными жестами). – Удар! И Поражение!, Попытка вырваться из под гнета, и отчаяние, невозможность победы… А дальше? - Призыв не останавливаться, бороться, бороться….

В жанре этюда Шопен привнес много нового- он соединил техническую сторону с художественной. Шуман сказал: «это не столько этюд, сколько поэма»

Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…

Из письма Шопена: «Милая моя, далекая, единственная! …

Кому адресует это письмо Шопен? (родине)

… Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Еще одно произведение Шопен посвятил своей родине.

Слушание «Прелюдия№24»

Анализ прослушаннного произведения.

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»
- Можем ли мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Рефлексия .

Урок музыки 6 класс программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки». Тема урока «Могучее царство Шопена» Цель : знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф.Шопена. Задачи: Воспитательная : прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчестве Ф.Шопена. Образовательная: познакомить с эпохой романтизма и образами камерной музыки. Развивающая: учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен, Знать: основные моменты творчества Ф.Шопена; различные жанры фортепианной миниатюры.

Ход урока

Организационный момент. Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести.

Cлайд №2 и №3 Слушание Вальс и Полонез.

Догадались? Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить. - Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы - Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки. - Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Слайд №4 (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Слайд №5 - Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить? Слайд №6

Фрагмент документальной энциклопедии «Ф.Шопен», работа с карточками .

Фридерик Шопен не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет. Ближе всего ему были близки жанры миниатюры Слайд №7 (небольшие пьесы): прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец – это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым. Конечно, в современном мире слушателям классической музыки становиться, понятен музыкальный язык Ф.Шопена. В знак любви и уважения к творчеству Ф. Шопена петербургский композитор Сергей Савенков использует мелодию ноктюрна и пишет изумительную песню на стихи Татьяны Тарасовой. Песня имеет популярность среди детских коллективов, часто звучит и на радио. Слайд №8

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Слайд №9
Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой – трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац)

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное “движение и жизнь души”. Слайд №10

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф.Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает? Слайд №13 Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё! Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера Слайд №14, 15 - Этюд № 12 и Прелюдию № 24, что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке? Слайд №16 Слайд №17 Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист. Владимир Ефремович Шостак

    Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен. Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему. Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании? Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену. (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки) Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность) Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?
Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины. Слайд № 18 Какое на родине утро! Какие луга и леса, Сверкает роса перламутром. Родная земля...Эх! Краса! Здесь пахнет полынью, травою, Молодою зелёной листвой Ах, родина, только с тобой Я связан навек судьбой!
Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Слайд №19

Исполнение песни «Весна России» музыка А. Ермолова, слова Гулевской .

Слайд №20,№21, №22, №23,№24, №25, №26, №27 Домашнее задание: прочитать дополнительную литературу по любому из адресов, у кого нет Интернета можно в любой дополнительной литературе.

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

    Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”. Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке? Любимый инструмент Шопена. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?
Слайд №28 Здесь в зале сам Шопен, И сладок песен плен И чутко ловит слух Музыки длинный звук. Рояль, как белый дух, Мелодия плывет, То радость в сердце льет, То светится печалью. Мелодия плывет… И легкий вальс цветет – То плачет, то смеется, То к небу вознесется, То эхом отзовется - Любви воспоминанье И гения дыханье.
4