Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет»). Анализ «Гранатовый браслет» Куприн Идейный смысл рассказа гранатовый браслет

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2174.

Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.

  1. Любовь в жизни человека играет немаловажную роль, и эту мысль отлично доказывает Карамзин в своей сентиментальной повести «Бедная Лиза» . Главная героиня произведения отвечает на чувства молодого дворянина Эраста и уже не может представить жизнь без любимого человека. Однако героям приходится расстаться, так как Эрасту нужно вместе с полком выступить в поход. Через несколько месяцев Лиза встречает возлюбленного и узнает, что он помолвлен с богатой вдовой. Этого девушка выдержать не в состоянии, ведь чувства для бедной Лизы стоят превыше других ценностей. Повесть заканчивается довольно печально: так и не смирившись с потерей любви, девушка бросается в воду.
  2. Некоторым кажется, что любовь – вовсе не главное в жизни, поэтому они игнорируют чувства. Именно такую позицию мы наблюдаем у главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Евгений – нигилист, то есть человек, не отдающий предпочтения авторитетным ценностям и не склоняющийся перед ними. Для него главное – это наука и медицина. Однако, как бы он ни отстаивал свою правоту, в жизни даже такого противоречивого персонажа встречается любовь. Общаясь с Анной Одинцовой, Базаров обнаруживает романтика в себе. Для человека любовь имеет огромное значение, поэтому даже нигилист Базаров не может избежать ее влияния на свое поведение. Из-за своего пренебрежительного отношения к эмоциям он не выдержал испытания любовью и погиб в цвете лет.
  3. Любовь приносит одновременно и радость, и несчастье, окрыляет и разбивает сердце. Об этом неземном и противоречивом чувстве и о том, какую роль оно играет в жизни людей, пишет Достоевский в повести «Белые ночи» . Главный герой, мечтатель, влюбляется в юную девушку Настеньку, которая ожидает возвращения возлюбленного, которое должно уже состояться. Так и не получив от него весточки, девушка отвечает на чувства главного героя. Однако, встретив ожидаемого мужчину, Настенька бросает мечтателя. Главный герой, читая письмо с извинением Насти, прощает ее и понимает, что встреча с ней – самое яркое, что было в его жизни.

Верность и измена в любви

  1. Настоящей любви трудно обходиться без верности, хотя в жизни бывают настолько непредсказуемые ситуации, что иногда эти понятия вовсе не дополняют друг друга. Обратимся к роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин» . В юности Татьяна Ларина влюбилась в главного героя и призналась в своих чувствах в письме, на что Онегин мягко ответил девушке отказом. Однако спустя время нежные чувства проснулись и в Евгении, но на тот момент она — уже замужняя дама. Несмотря на так и не угасшие чувства к давнему знакомому, Татьяна осталась верной своему супругу.
  2. В пьесе Островского «Гроза» главной героине Катерине тяжело живется в кругу семьи, в особенности, из-за упреков свекрови Кабанихи. Когда девушка встречает Бориса, она хоть и испытывает муки совести, но все же ходит с ним на свидания. Спустя время она все-таки решает сознаться возвратившемуся мужу Тихону в измене, после чего ее выгоняют из дома. Девушка остается отверженной и Борисом, поэтому бросается в воду. Тихон, несмотря на упреки матери, понимал, что испытывает к провинившейся супруге только нежные чувства: ему жалко ее, поэтому он даже прощает ее за измену. Когда он прощается со своей женой, держа ее тело на руках и, наконец, дает отпор матери, читатель понимает, как искренне он любил Катерину.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой показывает читателю на примере собственных героев, что, к сожалению, верность не для всех имеет значение. Вспомним брак Пьера Безухова и Элен Курагиной: любви там не было, Элен вышла замуж за Пьера, узнав, что он является состоятельным наследником. Мужчина так же не испытывал ответные чувства к супруге, однако оставался ей верен до конца, чего нельзя сказать о героине. Брак для нее не играл важной роли, поэтому госпожа Безухова игнорировала свой статус замужней дамы. Возможно, за верность даже нелюбимой Элен судьба наградила Пьера счастливой семьей с Наташей Ростовой, в которой об измене не шло и речи.
  4. Самоотверженность во имя чувства

    1. Любовь часто расставляет преграды для людей и достается им с большим трудом. В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков доказывает, что ради любимого человека порой приходится многим жертвовать. Оказавшись в разлуке с Мастером, Маргарита не собирается сдаваться и жить без него. Ради своего любимого человека она принимает волшебный крем от Азазелло, превращаясь в ведьму. Так же она самоотверженно отдает свою душу Воланду, становясь королевой на его балу. Чего только не делает девушка ради того, чтобы ее возлюбленный и его многозначительная для них рукопись вернулись! Именно благодаря самоотверженности Маргариты герои воссоединяются.
    2. Самоотверженность во имя любви – качество, присущее не только рыцарям и воинам, но и более современным персонажам. Обращаясь к роману Гончарова «Обломов» , волей-неволей отмечаешь характер ленивого главного героя. Илья Ильич не хочет делать карьеру и покорять общепринятые вершины. Кажется, что ничто не способно поднять его с дивана. Однако Штольц знакомит друга с Ольгой Ильинской, и ради нее Обломов меняет свой образ жизни. Он переезжает за ней на дачу, предлагает Ольге стать его женой и получает согласие. Хоть дальше он сдается и возвращается к дивану, для возлюбленной он все же постарался изменить себя и свою жизнь.
    3. Когда любишь человека, хочешь сделать его счастливым – именно поэтому периодически приходится быть самоотверженными. Обратимся к повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» . Главный герой Георгий Желтков много лет был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Несколько раз в год он писал письма, пытался ей звонить, а Вера сказала ему, что без него ей было бы спокойнее. Решив больше не беспокоить возлюбленную, но и не представляя жизни без нее, герой решает застрелиться. Георгий пожертвовал жизнью ради любимой, а Вера не оказалась столь самоотверженной, слишком поздно поняв, что упустила настоящую любовь.
    4. Ревность: плюсы и минусы

      1. Часто любовь не может обойтись без чувства ревности, и многие литературные персонажи, как и реальные люди, испытывают негативные эмоции по отношению к другим из-за привязанности к любимому человеку. В комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву и навещает дом Фамусова. Он встречается с Софьей, которая уже предпочитает ему Молчалина. Конечно, ему неприятна эта ситуация, к тому же Молчалин не вызывает одобрения у Чацкого. Он обманывает Софью, стараясь завоевать внимание Лизы, и, когда это обнаруживается, Софья так же, как и главный герой, испытывает неприязнь и ревность. Однако это чувство – единственная настоящая искра жизни в болоте лицемерия и притворства светских салонов. Оно, как мы видим, присуще искреннему человеку вроде Чацкого, но совершенно чуждо всем обитателям московского общества. Испытав сердечные муки, Софья тоже преображается, ведь получает важный жизненный урок. Таким образом, ревность – это не всегда плохо, зачастую она свидетельствует о глубокой натуре и истинной любви.
      2. Любовь нередко является причиной ссор, недопонимания, войн, а чаще всего потакает этим разладам именно ревность. Вспоминается роман в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин» . После объяснения с Татьяной герою совершенно не хотелось оказаться на именинах, и он всерьез обозлился на своего друга Владимира Ленского за то, что он не учел его пожелания. Евгений стал ухаживать за Ольгой Лариной, что, конечно, совершенно не устроило молодого поэта. Ленский вызывает Онегина на дуэль, на которой он погиб сам. Из-за ревности все обрели только несчастья: и Евгений стал причиной смерти друга, и Ольга потеряла возлюбленного, и сам Владимир погиб.
      3. Часто странное поведение героев объясняется либо любовью, либо ревностью. В романе «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов показывает читателю, что ревность не приводит ни к чему хорошему. Как мы помним, у Печорина к Вере было особое отношение, он любил эту хрупкую белокурую даму. Вера – замужняя женщина, и эта мысль была очень неприятна Григорию. Подобное чувство было и у самой героини, когда она испытывала негодование насчет общения Печорина с Мэри, хотя она понимала, что для него это не так серьезно. Ревность не сблизила любовников, а, напротив, только отдалила их и разлучила навсегда. Вера в приступе меланхолии все рассказала мужу, и он увез ее от незадачливого кавалера.
      4. Воскрешающая сила чувства

        1. Любовь и доброта к людям способны помочь человеку выбраться из трудных ситуаций и разобраться в себе. Так, героиня романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» , Соня Мармеладова смогла спасти Раскольникова от ужасных последствий, связанных с обдумыванием совершенного им преступления. Родион чуть не сошел с ума, анализируя исход своей теории об обыкновенных и необыкновенных людях, и только благодаря отзывчивости и любви Сони он смог эмоционально спастись от самого себя. Девушка поддерживала героя, побуждала покаяться, направляя его на путь нравственного воскрешения. Именно благодаря ее поддержке Раскольников справился со своими мыслями и страхом.
        2. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь становится одним из главных стимулов жизни. Более того, именно это светлое чувство спасает героев от отчаяния и наполняет их существование счастьем. По прибытии в Москву Воланд обнаруживает, что многие жители озадачены «квартирным вопросом», и хотя Мастер и Маргарита не менее нуждаются в деньгах, для них главное – не материальное, а духовное превосходство. Ради своих чувств они преодолевают преграды, лишь бы воссоединиться и не расставаться. Их любовь и стала воскрешающей силой, навсегда соединившей героев.
        3. Любовь во многом влияет на человека, и даже способна превратить юношеский максимализм в расчетливость и меркантильность. В романе Гончарова «Обыкновенная история» главный герой, Александр Адуев рассчитывал, что его жизнь сложится совершенно иначе: встреча с Надей и влюбленность в нее дарили Александру новые надежды и светлые мечты. Возможно, если Наденька бы не увлеклась графом Новинским и не разбила бы сердце Александру, любовь стала бы для него неким воскрешающим символом. Однако сюжет складывается иначе, и перевоплощение героя начинается с разочарования в светлом чувстве. Иногда любовь способна спасти человека, но, к сожалению, бывает так, что она только разрушает идеальное представление о жизни.

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повести «Поединок» или «Гранатовый браслет».

С 1904 года в издательстве ʼʼЗнаниеʼʼ много печатается Куприн. Выходит сборник купринских рассказов. Первые творческие успехи, громкая заслуженная слава. Его проза приобретает новые черты и широкий диапазон обобщения. С одной стороны, рассказы 900-ых годов продолжают намеченные линии. Краткость и бессмысленность пребывания в мире человека. Конечность существования, смертность человека: на покое, в цирке. Переходные моменты в жизни исследует: болото, корь. Жанр рассказа не позволяет передать всё и он работает над большой повестью ʼʼПоединокʼʼ.

ʼʼПоединокʼʼ тематически продолжает рассказы об армии. Но острота и глубина осмысления. От солдат (подробно) и череда офицеров и командир полка. Живописно, образно. Духовное развитие происходит интенсивно. За кроткий период происходит прозрение. Байронический, демонический, лермонотовский, жалок и смешон. Контраст между тем, что думает и что из себя представляет. Подпоручик Ромашов. Духовная революция: одержим мечтами, планами. Далее – погружение в рутину, пошлость (в провинции), подвержен порокам. В конце концов переломный момент – встреча с Хлебниковым, душевный переворот, у человека открываются глаза на проблемы реальные, а не на мнимые. Само название – многопланое: раельный поединок между ромашов и николаевым. Поединок с самим собой ромашова. С теми всœеми плохими качествами, негативными. Поединок ромашова с обществом, с военной средой. Некрасивое, безобразное. Многозначный заголовок.

Ещё одна тема: взаимоотношения человека, искусства и действительности. Рассказ Гамбринус. Короткое повествование, но найдены художественные принципы для большой, многонаселённой картины. Гамбринус – кабачок. Много народу проходит перед читателœем. Пёстрая и разномастная: рыбаки, лодочники, водолазы, контрабандисты, юнги, матросы разных наций, воры, машинисты, грузчики.

Временные границы рассказа раздвинуты на несколько десятилетий м включают серьёзные вхи – англо-бкрская, русс-яп, револ 19005 года. Широкая историческая. Крупный пласт жизни через призму: песен и танцы талантливого скрипача-самоучки Саша. Все настроения через музыку. Героическая пьеса: (что звучит) Как музыка отражает настроения?

Люди в едином порыве испытывают единœение, английская свобода. Потом, после этого душевного подъёма, время погромов, реакции. Как меняются люди, которые пели и плясали вместе, дух парит, теперь те же самые люди шли убивать (еврейские погромы). Сашку калечат. Его талант пробуждает угасшие было добрые чувства. ʼʼЧеловека можно искалечить, но искусство всё перетерпит, всё победитʼʼ. Исследование подсознательной стороны. В каждом человеке живёт…ʼʼ

Гранатовый браслет 1911 о любви бедного чиновника к княгинœе.

Октябрьскую революцию не принял. В 14 году – призван в армию, перв мир война. Борьба с всœегда ненавистным германским милитаризмом. Позитивно воспринял войну. Победа обеспечит ʼʼотдыхʼʼ. Здесь сказалась мечта писателя о преодолении одного из зол мира.

После октябрьской революции попомгает сперва. К самому факту отнёсся отрицательно. Теоритически признал правильным, но считал, что рев. Произошла преждевременно. К. пугала разрушительная стихия классовой борьбы.

Осенью 19 года редактиоровал газету штаба Юденича и после отступления войск Купр уезжает в Эстониию, потом…. Сотрудничает в эмигр.
Размещено на реф.рф
Прессе. С обосновывается в Париже. Выдающихся произв не создаёт. Незадолго до смерти возвращается в СССр, испытывал ностальгию п родинœе, стремился попасть. То, что увидел не порадоволо его. Усугубило его болезненное состояние.

Гранатовый браслет

на протяжении долгих лет Куприн искал идеал любви в реальных условиях. Среди обычных он наблюдал утонченные переживания людей, способных сохранить благодарную верность своему избраннику. Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений - ʼʼГранатовый браслетʼʼ (1911).

Редчайший дар высокой и безответной любви стал ʼʼгромадным счастьемʼʼ, единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всœеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь ʼʼвеличайшей тайнойʼʼ Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. При этом не в данном контрасте таится главный нерв повествования.

С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осœеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с ʼʼточно выродившимисяʼʼ, мелкими розами, в ʼʼтравянистом, грустном запахеʼʼ предзимья. Сходно с осœенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посœещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсœем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа - прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное ʼʼсвиданиеʼʼ - поворотный момент в ее внутреннем состоянии. Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,- такого никогда не испытывала сама Вера. ʼʼВ эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нееʼʼ. Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом.

Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты - прослушать ее завещал Желтков - Вера как бы принимает в свое сердце всœе, что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает ʼʼжизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смертьʼʼ. Теперь эта жизнь навсœегда останется с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в ʼʼГранатовом браслетеʼʼ. Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа. И всœе-таки с первых слов предугадывается приближение потрясений Веры Шейной. Впечатление это создается будто объективированным описа нием, насыщенным, однако, ассоциациями с какими-то опасными явлениями.

ʼʼОтвратительные погодыʼʼ приносят холод, ураганный ветер, а затем приходят прелœестные солнечные дни, радующие Веру Шеину. Ненужнолго возвратилось лето, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ снова отступит перед грозным ураганом. И спокойная радость Веры не менее быстротечна. ʼʼБесконечность и величие морского простораʼʼ, притягивающие взор Веры и ее сестры Анны, отделœены от них страшным обрывом, пугающим обеих. Так предречен ʼʼобрывʼʼ тихого семейного благополучия Шеиных.

Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны, приезде гостей, передает юмористические историйки Шеина, которыми он развлекает собравшихся... Неторопливое повествование часто прерывается настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за столом сидят тринадцать человек - несчастливое число. В разгар карточной игры горничная приносит письмо Желткова и браслет с пятью гранатами - пятью ʼʼгусто-красными живыми огнямиʼʼ. ʼʼТочно кровьʼʼ,- думает Вера ʼʼс неожиданной тревогойʼʼ. Исподволь готовит автор к главной теме рассказа.

Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф ʼʼГранатового браслетаʼʼ). Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героинœе цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повести «Поединок» или «Гранатовый браслет». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повести «Поединок» или «Гранатовый браслет»." 2017, 2018.

Работа учителя

1

Учебный предмет

литература

2

Класс

9

3

Учебник

«Литература» в 2 частях, под редакцией В. П. Журавлёва, М.: Просвещение 2013 год

4

Вид урока

Комбинированный урок

5

Тема урока

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести А. И. Куприна.

6

Используемые технологии

* технологии сотрудничества, основанные на взаимодействии: учитель – ученик. (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко); * технологии Ильина с упором на личностный интерес ученика (внутренний посыл, а не приказ учителя); * ИКТ

7

Планируемые предметные результаты

* научиться определять проблематику произведения; * проектировать высказывание по заданному вопросу с использованием исходного текста в качестве аргументации; * практиковать обучающихся в определении художественных средств выразительности речи.

8

Планируемые мета предметные УУД

Коммуникативные: *использовать в речи точные ответы с целью отображения реальных знаний и умений по данной теме. Регулятивные: *проблемно-тематический анализ произведения; художественные средства выразительности языка; *выстраивать работу по карте-алгоритму «Проблематика текста. Авторская позиция». Познавательные: *открыть мастерство А. И. Куприна в изображении человеческих чувств через деталь; *определить понятие "любви» по А. И. Куприну; *определить проблематику повести и авторскую позицию.

9

Планируемые личностные результаты

* устойчивая мотивация к умению формулировать мысль на основе алгоритм; * навык работы в коллективе, группе; *воспитание чувства великой и вечной духовной ценности любви и уважения к чувствам других людей; *умение интерпретировать текст и формировать собственное мнение по главной проблеме.

10

Деятельность учителя

И

ученика.

    Организационный момент. *Приветствие. *Мониторинг отсутствующих. * Объявление темы урока. * 1 слайд Тема урока, постановка цели и задач урока. 2. Актуализация знаний повторение по карте-алгоритму « Проблематика текста. Авторская позиция » *Что такое проблема?

* Какие есть виды проблем?

Информация об А. И. Куприне. (Рослова В., Джунаева О.)

Какова история написания произведения? (Брюханов В)

Как рисует А. И. Куприн В. Н. Шеин? (Моторина И.)

Как рисует А. И. Куприн Г. Желткова? (Зиядинов Э.)

3. Проверка домашнего задания. 1)Какая тема повести является главной? (тема любви). 2) Какими эпитетами наделяет это чувство А. И. Куприн? (Моторина И., Михальчишена А.) 3)Какие проблемы автор поднимает в повести «Гранатовый браслет»? (Михальчишена А., Терехов В., Брюханов В.)

4. 2 слайд. Работа с таблицей. «Тематика. Проблематика. Авторская позиция».

    слайд. Эпиграф к повести. Соната Л. В. Бетховена. Перед тем, как прослушаете музыку великого немецкого композитора Л. В. Бетховена, подумайте: почему А. Куприн взял эту музыку в качестве эпиграфа к повести?

(*Во - первых, эти два слова ассоциируются между собой; * во-вторых, музыка и любовь вечны; *в-третьих, чувство любви Желткова настолько было возвышенным и чистым, что только высокой музыке было под стать.) 5. Рефлексия . В своём письме к Ф. Д. Батюшкову А.Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. - А в чём тогда? Как вы думаете? – В любви. Но в любви!». Именно эта фраза прозвучала в конце письма. Мир человеческих чувств писатель сумел преобразить, воскресить, облагородить и это ему удалось сделать благодаря сильному чувству главного героя. Создавая образ «маленького человека», писатель вывел личность, способную переродить других.

6. Итог урока. *Выставление оценок. Аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

Проблемно-тематический анализ повести.

Тема

проблема

маленький человек и его окружение

социально-нравственная проблема «маленького человека» в обществе именитых и власть имущих людей.

Даже «маленький человек» своей жизнью и поступками способен изменить мнение окружающих и заставить уважать себя.

Безответная любовь

*нравственная проблема безответной любви

Смерть от безответной любви может пробудить к жизни человека. + аргумент из текста

жизнь

*философская проблема смысла жизни *философская проблема любви.

Любовь может быть смыслом жизни. + аргумент из текста

Дополнительный материал / цитаты.

Проблема смысла жизни. Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую, сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь»

Проблема безответной любви. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера. Вере открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».

Проблема «маленького человека» и его окружения. В начале произведения, читая письмо Желткова, муж Веры Николаевн, князь Василий Львович, чувства влюблённого пародирует, вспоминая при этом некую историю любви, но князь Шеин меняет своё мнение о бедном влюблённом Желткове: «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…»(10 глава), «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 глава). И особую весомость имеет обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!