Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?". Конспект НОД по пластилиннографии. Главное произведение писателя

Проект «По страницам сказов П. П. Бажова»

Актуальность реализации проекта:

Родина…… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок-его родной город. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей древнего Урала. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Разработанный проект «По страницам сказов П. П. Бажова» даёт детям возможность познакомиться с Кокованей и волшебным козликом, с Подарёнкой и её кошкой.
Цель: формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством уральского писателя П.П. Бажова;
- формировать чувство гордости за свой родной край;
- развивать творческие способности детей;
- привлечь родителей к сотрудничеству;
- заинтересовать детей в участи в конкурсах.
Автор проекта: воспитатель: Останина Виктория Александровна
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Ожидаемые результаты:

расширение кругозора детей в области знаний творчества уральских писателей, развитие творческих способностей ребят, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Место проведения: МДОУДС №53 «Серебряное копытце».
Сроки проведения: 2 неделя февраля.
Режим работы: вне занятий.
Количество участников проекта: 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети - 17 чел., родители-23 чел.
Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, выставка книг и иллюстраций «По страницам сказов П. П. Бажова» (совместная деятельность родителей, детей и воспитателей), изготовление аппликаций «Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце» (коллективные работы), изготовление работ для участия в городском конкурсе «Урал Демидовых и Строгановых» (совместная работа воспитателя и детей).

Материал и оборудование:

Книги П. П. Бажова, иллюстрации к сказам П. П. Бажова, «малахитовая» шкатулка, демонстрационный набор «Камни Урала», цветная бумага, клей - карандаш, гуашь, кисти, ватман, картон, бисер, клей ПВА.

Знакомство детей и родителей с темой проекта. Объяснение его ценности и значимости для детей. Привлечение родителей к оформлению выставки в группе, посвящённой творчеству писателя.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наш детский сад?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Наш детский сад называется «Серебряное копытце». А кто из вас ребята знает, почему он так называется. Откуда появилось это название?
Ответы детей.
Воспитатель: Это название пришло нам из сказов уральского писателя-сказителя Петра Петровича Бажова. Он написал много интересных сказов о нашей с вами земле, об Урале. Именно в его произведении жил волшебный козлик, которого и звали Серебряное копытце. Давайте прочитаем этот сказ, чтобы всем стало понятно, о чём идёт речь. (Воспитатель читает детям сказ «Серебряное копытце»)
После прочтения сказа дети отвечают на вопросы:
- Кто главные герои произведения?
- Кто вам понравился больше всего. Почему?
- Надо ли было ловить Серебряное копытце?
- Существует ли на самом деле такой козлик?

Организация деятельности проекта.
3.1. Художественно-речевая деятельность.
Цель: расширять знания детей в области творчества уральского писателя П. П. Бажова, воспитывать любовь и уважение к родному краю, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение сказов П. П. Бажова.
Беседа: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?», «Уральские профессии».
Чтение пословиц и поговорок о жизни людей, о родном крае.
Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать и слышать музыку, выполнять движения в такт музыки, следовать полученному заданию, пробовать мимикой и жестами показывать заданного героя, передавать его характер, умело входить в роли героев сказок.

3.2. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности, учить быть аккуратными при работе с бумагой и клеем, продолжать учить рисовать гуашью.
Аппликация из рваной бумаги «Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце»;
Изготовление работ на конкурс «Урал Демидовых и Строгановых», номинация «Тайны и легенды Древнего Урала».
3.3. Выставка книг и иллюстраций «Павел Петрович Бажов и его сказы»
Цель: привлечь внимание к творчеству уральского писателя П. П. Бажова, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективные работы «Иллюстрации к сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»»
4.2. Выставка книг и иллюстраций в группе «Павел Петрович Бажов и его сказы».
4.3. Изготовление работ для участия детей в конкурсе «Урал Демидовых и Строгановых», номинация «Тайны и легенды Древнего Урала»

Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Разработчик: Лямина Светлана Сергеевна

Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»

2015 год.

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

    формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

    познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

    создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

    развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

    формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : февраль, март.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

- обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
-
Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Детские творческие работы в рамках проекта.

Совместное художественное творчество по сказам Бажова

Поделки к сказке «Серебряное копытце»

Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»

(совместное творчество)

Пословицы и поговорки о Родине.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне.

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Кто за Родину горой, тот и герой.

    В каком народе живёшь, того обычая держись.

    Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

    Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Пословицы и поговорки о труде.

    Без труда и отдых не сладок.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Всякое уменье трудом дается.

    Где хотенье, там и уменье.

    Дела словами не заменишь.

    Делу - время, потехе - час.

    Каков мастер, такова и работа.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Копнешь, так и найдешь.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

Конспект итогового занятия

по творчеству П. П. Бажова

«Добрый сказочник П. П. Бажов»

Возраст детей : 5-6 лет.

Форма организации: сказочная гостиная.

Форма совместной деятельности: групповая.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Развивать у детей речевую активность, активизировать словарь;

3. Совершенствовать умения выразительно рассказывать стихотворения, отвечать на вопросы полным ответом;

4. Формировать навыки совместной деятельности, вызвать эмоциональный отклик;

5. Воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова.

Ход занятия.

В группе оформлены выставки: книжная(со сказами писателя), творческая(с детскими рисунками и поделками по сказам).

(1 слайд- тема занятия)

Ребята, сегодня тема нашего занятия «Добрый сказочник Павел Петрович Бажов». Мы постараемся с вами вспомнить все то, что говорили и читали об этом замечательном человеке, о его волшебных и поучительных сказах. Все мы с вами знаем, что Павел Петрович родился на Урале.

(2-3 слайды- фото Урала)

Сейчас давайте послушаем стихотворения о земле писателя.(Дети рассказывают стихотворения)

1.То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

2.Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

3.Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

4.И становится делом слово,

В каждом камне - цветы цветут...

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

(4 слайд- заставка)

    Девочки танцуют хороводный танец с платочками (под русскую народную песню « Ходила младешенька по борочку»(-)

- Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами. Есть одна легенда об Урале:

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят - изумруд да малахит, озёра - горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, - чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые... Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.

(5 слайд)

А кто, ребята, помнит, в каком городе родился писатель?(В Сысерти)

(6 слайд) Воспитатель читает стихотворение, написанное на слайде.

(7 слайд)

Давайте еще раз заглянем в комнату писателя.

Я вам напомню, что писательский талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» - «Малахитовая шкатулка» (Воспитатель показывает книгу). Павел Бажов говорил, что в основе его сказов -«быль с элементами сказочного».

Ребята, а кто помнит, чем отличается сказ от сказки?(Сказка - это вымысел, а сказ - это описание реальных событий, но с элементами фантастики.)

Правильно! Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов - крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и талантливы.

(8 слайд)

Сейчас я предлагаю ответить на загадки из малахитовой шкатулки, а заодно проверить, какие сказы вы запомнили. Готовы?

(9 слайд)

О ком идет речь?

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(10 слайд- заставка)

    Проводится игра «Шел козел по лесу».

(11 слайд)

Из каких сказов эти строки?

«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье»

(12 слайд)

«Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

    Проводится игра «Собери каменья»

(13 слайд)

«Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.»

(14 слайд)

В кого превращалась Хозяйка Медной горы?

(15 слайд)

Из какого камня Данилушка сделал каменный цветок? Молодцы, ребята, со всеми загадками справились. Сейчас давайте пройдем к выставке, еще раз полюбуемся вашими рисунками и поделками к сказам.(Дети проходят к выставке. Воспитатель спрашивает детей, к каким сказам выполнены их работы.

Итог занятия.

(16 слайд-фото писателя)

Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. По сказам Бажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

(17 слайд)

В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом- музей.

Ребята, чему учат нас сказы П. П. Бажова? (Высказывания детей) На этом мы закончим наше занятие. Все сегодня молодцы!

Сценарий мероприятия «Богатство Урала»

Задачи:

    Систематизировать и закреплять знания детей о богатстве родного края;

    Развивать у детей речевую и двигательную активность; активизировать словарь;

    Формировать у детей навыки совместной деятельности, обеспечить эмоциональный комфорт.

    Совершенствовать навыки простейших вербальных и невербальных способов передачи настроения (жестами, интонацией, имитационными движениями);

    Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в обществе, уважительное отношение к Родине.

Средства:

Мультимедийные: презентация «Моя Родина-Россия»;

Литературные: стихотворения о России, Качканаре;

Музыкальные: аудиозапись песен «Гори, гори ясно» , «Моя Россия», «Родина наша».

Оборудование : экран, проектор, карта России; 2 шкатулки, украшенные под малахит; «камешки»; конфеты; самодельная гора; гирлянда с огоньками; 3 елочки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.

Ход мероприятия

Вед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине-месте, где мы с вами живем.(1 слайд. На экране появляется фото России)

Ребенок.

Родина наша- это страна, очень и очень большая она,

Родина наша- это наш дом, где мы все вместе дружно живем

(Исполняется песня « Родина наша»)

Вед. Ребята, давайте хором скажем, как называется наша Родина.(Россия) Давайте послушаем красивые стихотворения о России.

(2 слайд. Природа России)

1.Россия…Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

2.Люблю тебя,моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

3.Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

4.Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей

Вот она по имени Россия

От морей простерлась до морей!(показать на слайде)

(Исполняется танец под песню «Моя Россия»)

Вед. Ребята. а давайте покажем Россию на карте. (ищет карту) Ой, а где же она? Она ведь здесь была. Ничего не понимаю.

Кикимора. (заходит с картой)

Так-так-так, интересненько!

Очень даже интересненько!(рассматривает карту)

Вед. Здравствуйте, уважаемая! Вы кто?

Кикимора. Здрасьте, здрасьте! Я- кикимора. Ну а мне можете не представляться, некогда мне с вами возиться. Я, вон, с картинкой никак разобраться не могу.

Вед. Кикимора. А это не картинка, это похоже наша карта, которую мы с ребятами потеряли.

Кикимора. Карта? А вы что, клад где-то зарыли? Ну и где же, быстро показывайте!

Вед. Да нет же, Кикимора. Мы с ребятами хотели показать на карте где находится Россия.

Кикимора. А! Ну-ну, давайте показывайте.

Вед. Кто, ребята, хочет показать?

Кикимора. Ого! Какая она огромная ваша Россия! Да она еще и вся разноцветная.

Вед. Да, Кикимора, Россия на карте изображена разными цветами. В России много лесов, рек, озер…

Кикимора. (перебивает) И Кикимор тьма тьмущая! Лес и болото- мой дом родной. Только я не из России, я на Урале живу. Слыхали про такой?

Вед. Эх, Кикимора! У нас даже все ребята знают, что Урал- это частичка России. Сейчас они тебе покажут где он находится.(ребенок показывает на карте Урал и рассказывает стихотворение)

(3 слайд. Фото Урала)

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

По красоте твоей и силе

Мне не с чем Урал сравнить.

Иной здесь кажется Россия:

Суровой, строже, может быть.

Вед.

Найдешь ли прекрасней Уральского края!

Здесь горные речки в ущельях играют,

Здесь горы в лохматых зеленых уборах,

Здесь клады глубоко в горах и озерах…

Кикимора. Ну и какие же клады скрыты в Уральской земле?

Вед. Давайте, ребята, хором расскажем о богатствах Урала.(дети хором рассказывают стихотворение)

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью – малахиты

Железо, мрамор и гранит.

Кикимора. А я тоже, между прочим, очень богата! У меня есть шкатулочка, мне ее сама Хозяйка Медной горы подарила. Слыхали про такую? А, вам наверно сказки Бажова читали? Ну и из какого камня сделана эта шкатулочка?

Вед. Ребята, давайте позовем в гости Хозяйку Медной горы.(дети хлопают)

Хозяйка Медной горы. (входит под музыку)

Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Я дочь железного змея Великого Полоза. Мой отец стережет недра этих гор, таящих в себе огромные богатства. Иногда я помогаю людям разные богатства отыскивать, показывать не показываю, а на след навожу.(Берет шкатулку и показывает камешки)В моей шкатулке каменья разные, они особенные- в каждом таится загадка для вас. Вы готовы отгадать мои загадки? (Да!) Хорошо! Если вы со всеми загадками справитесь, то гора засверкает своими драгоценными камнями.

1 загадка(4 слайд. Деревья)

Листья каких деревьев вы видите на экране? Все ли эти деревья растут на Урале?

2 загадка(5 слайд. Животные)

Назовите только тех животных, которые обитают в лесах Урала.

3 загадка.(6 слайд. Качканар)

Урал- большой край, здесь много областей и городов. А в какой области и каком городе вы живете?

Как называют жителей вашего города?

Как называется главная улица вашего города?(7 слайд. Улица Свердлова)

В каком микрорайоне находится ваш детский сад?(8 слайд. 8 микрорайон)

Назовите самое большое предприятие вашего города.(9 слайд. ГОК)

Назовите уголки вашего города, которые изображены.(10 сайд.)

Какой водоем есть в вашем городе?(11 слайд. Пруд)

(Кикимора проводит игру «Переплыть водоем»)

4 загадка.

На каком водоеме растет ягода- клюква?

Назовите правильно ягоды земли Уральской.(12 слайд. Ягоды)

Кикимора. Хозяюшка, у тебя в шкатулочке последний камешек остался. Можно я ребятам задам вопрос?

А скажите-ка мне, ребятки, и откуда это вы все знаете? Книжек много читаете? Или передачи умные-разумные смотрите?

Вед. Ну об этом, Кикимора, нам с ребятами придется долго рассказывать. Давайте лучше все вместе посмотрим, как ребята изучают родной край.

(Просмотр презентации «Моя Родина- Россия» с 13 по 20 слайды)

Вед. Уважаемые, гости! Ребята хотят исполнить для вас танец «Гори, гори ясно».

По окончании танца загорается огоньками гора.

Кикимора. Ого! Красота-то какая! Никак ребята на все загадки ответили верно?

(21 слайд)

Хозяйка Медной горы. Да, Кикимора, ребята просто молодцы! И я не могу их не наградить. А ну, неси скорей еще одну шкатулку с каменьями. Я хочу вознаградить таких любознательных детишек.

(Кикимора приносит шкатулку. Хозяйка Медной горы раздает детям «камешки»)

Хозяйка Медной горы. Эти камешки не простые, они с сюрпризом.(В фольгу завернуты конфетки)

Мне очень жаль, но нам прощаться пора.

Я встречу с вами не забуду никогда!

Кикимора. Пока! Пока! Наши маленькие друзья!

Вед. Ребята, давайте попрощаемся с гостями.(Дети машут вслед, говорят «до свидания!»)

Имя: Павел Бажов (Pavek Bazhov)

Возраст: 71 год

Деятельность: прозаик, фольклорист, журналист, публицист

Семейное положение: был женат

Павел Бажов: биография

Биографы Павла Петровича Бажова поговаривают, что у этого писателя была счастливая судьба. Великий сказатель прожил долгую и умиротворенную жизнь, насыщенную событиями. Все политические перевороты мастер пера воспринимал относительно спокойно и в те смутные времена умудрился добиться признания и славы. На протяжении многих лет Бажов занимался любимым делом - старался сделать быль сказкой.


Его произведения до сих пор пользуются популярностью у молодежи и старшего поколения. Пожалуй, немного найдется людей, которые не видели советский мультфильм «Серебряное копытце» или не читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», куда входят сказы «Каменный цветок», «Синюшкин колодец» и «Дорогое имячко».

Детство и юность

Павел Петрович Бажов родился 15 (27 по новому стилю) января 1879 года. Будущий писатель рос и воспитывался в среднестатистической семье. Его отец Петр Бажов (изначально фамилия писалась через букву «е»), выходец из крестьян Полевской волости, работал на горнодобывающем участке в городке Сысерти, что в Свердловской области. Позже Бажовы переехали в поселок Полевской. Родитель писателя зарабатывал на хлеб тяжелым трудом, а сельским хозяйством не занимался: в Сысерти не было пахотных земельных участков. Петр был трудолюбивым человеком и редким специалистом в своем деле, но начальники мужчину не жаловали, поэтому Бажов-старший сменил не одно рабочее место.


Дело в том, что глава семейства любил пригубить горячительного напитка и нередко уходил в запои. Но не эта вредная привычка становилась камнем преткновения между руководителями и подчиненным: подвыпивший Бажов не умел держать язык за зубами, поэтому критиковал рабочую верхушку в пух и прах. Позже «разговорчивого» Петра, которого по этой причине прозвали Сверлом, брали обратно, потому что такие профессионалы ценятся на вес золота. Правда, заводское начальство не сразу снисходило до прощения, Бажову приходилось вымаливать рабочее место в течение долгого времени. В моменты раздумий кормчих семейство Бажовых оставалось без средств к существованию, спасали случайные заработки главы семейства и поделки его супруги Августы Стефановны (Осинцевой).


Мать писателя происходила из польских крестьян, вела домашнее хозяйство и воспитывала Павла. В вечернее время увлекалась рукоделием: плела кружева, вязала ажурные чулки и создавала прочие уютные вещички. Но из-за этой кропотливой работы, которая велась в темное время суток, у женщины сильно испортилось зрение. Кстати, несмотря на своенравный характер Петра, у него с сыном сложились дружеские отношения. Бабушка Павла даже говаривала, что отец все время потакал чаду и прощал любые проказы. А у Августы Стефановны был и вовсе мягкий и покладистый характер, поэтому ребенок воспитывался в любви и гармонии.


Павел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на отлично. Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятерками в дневнике. Бажов вспоминал, что благодаря сумел получить достойное образование. Будущий литератор взял томик великого русского писателя в местной библиотеке на суровых условиях: библиотекарь в шутку велел, чтобы юноша выучил все произведения наизусть. Но Павел отнесся к этому заданию серьезно.


Позже его школьный учитель рассказывал об ученике другу-ветеринару как об одаренном ребенке из рабочей семьи, который назубок знает творения Александра Сергеевича. Впечатленный талантливым юношей, ветврач подарил мальчику путевку в жизнь и обеспечил выходцу из бедной семьи достойное образование. Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем поступил в Пермскую духовную семинарию. Юноше было предложено продолжить обучение и получить церковный сан, однако молодой человек не желал служить в церкви, а мечтал корпеть над учебниками на университетской скамье. К тому же Павел Петрович был не религиозным, а скорее революционно настроенным человеком.


Но денег на дальнейшее образование не хватило. Петр Бажов умер от болезни печени, приходилось довольствоваться пенсией Августы Стефановны. Поэтому, не получив университетского диплома, Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.


У девочек в училище имелся своеобразный обычай: они прикалывали любимым учителям бантики из разноцветных атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова не оставалось свободного места на пиджаке, ведь «знаков отличия» у него было больше всех. Стоит сказать, что Павел Петрович участвовал в политических событиях и воспринял Октябрьскую революцию как нечто должное и основополагающее. По его мнению, отречение от престола и большевистский переворот должны были покончить с социальным неравенством и обеспечить жителям страны счастливое будущее.


До 1917 года Павел Петрович был членом партии социалистов-революционеров, в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал подполье и разрабатывал стратегию на случай падения советской власти. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью. В 1918 году мастер слова вступил в коммунистическую партию Советского Союза.

Литература

Как известно, будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге и Перми, где вместо живой природы вокруг были сплошные железные дороги, а вместо небольших домиков - каменные квартиры в несколько этажей. В культурных городах жизнь била ключом: люди ходили в театры и обсуждали светские мероприятия за столиками ресторанов, но Павел обожал возвращаться в родные края.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Хозяйка медной горы"

Там он и познакомился с полумистическим фольклором: местный старичок по прозвищу Слышко («Стаканчик») – сторож Василий Хмелинин – обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Огневушка-поскакушка"

Дедушка Василий Алексеевич пояснял, что все его повести основаны на быте и описывают «старинное житие». Это отличие уральских сказов от сказок Хмелинин подчеркивал особенно. Местная детвора и взрослые внимали каждому слову деда Слышко. В числе слушателей состоял и Павел Петрович, который впитывал удивительно-волшебные истории Хмелинина словно губка.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Серебряное копытце"

С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Голубая змейка"

Поэтому издание возглавил Бажов. Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. Бажов знал о паспортизации, однако ее не проводил. Также мастер пера придерживался принципа: герои его произведений – выходцы из России или Урала (даже если эти предположения противоречили фактам, литератор отвергал все, что было не в пользу его родины).


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Малахитовая шкатулка"

В 1936 году Павел Петрович опубликовал первое произведение под названием «Девка Азовка». Позже, в 1939-м, в тираж вышел сборник «Малахитовая шкатулка», который при жизни автора пополнялся новыми сказами со слов Василия Хмелинина. Но, по слухам, однажды Бажов признался, что не переписывал свои рассказы с чужих уст, а сочинял их.

Личная жизнь

Известно, что на протяжении долгого времени Павел Петрович не был вовлечен в отношения с женщинами. Писатель не был обделен вниманием милых дам, но в то же время не был и донжуаном: Бажов не окунался с головой в мимолетные страсти и романы, а вел аскетичную холостяцкую жизнь. Почему до 30 лет Бажов оставался одиноким, объяснить сложно. Литератор увлекался работой и не хотел распыляться на проходящих мимо барышень, а также верил в искреннюю любовь. Впрочем, так оно и случилось: 32-летний фольклорист предложил руку и сердце 19-летней Валентине Александровне Иваницкой, бывшей ученице. Серьезная и образованная девушка ответила согласием.


Это оказался брак на всю жизнь, возлюбленные воспитали четверых детей (в семье родилось семеро, но трое умерли в младенческом возрасте от болезней): Ольгу, Елену, Алексея и Ариадну. Современники вспоминают, что в доме царил уют и не происходило случаев, чтобы супругов обременяли бытовые или иные разногласия. От Бажова нельзя было услышать имени Валя или Валентина, потому что Павел Петрович называл возлюбленную ласковыми прозвищами: Валянушка или Валестеночка. Писатель не любил опаздывать, но, даже уходя на собрание в спешке, возвращался на порог, если забывал поцеловать на прощание горячо любимую жену.


Павел Петрович и Валентина Александровна жили счастливо и поддерживали друг друга. Но, как и у любого другого смертного, в жизни писателя бывали как безоблачные, так и горестные дни. Бажову пришлось пережить страшное горе – смерть ребенка. Юный Алексей погиб из-за несчастного случая на заводе. Также известно, что Павел Петрович хоть и был занятым человеком, но всегда выделял время на разговоры с детьми. Примечательно, что с отпрысками отец общался как со взрослыми людьми, давал право голоса и выслушивал их мнения.

«Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого», – говорила Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери».

Смерть

Незадолго до смерти Павел Петрович перестал писать и начал читать лекции, которые укрепляли дух народа во время Великой Отечественной войны.


Великий писатель скончался зимой 1950 года. Могила творца расположена на холме (центральная аллея) в Екатеринбурге на Ивановском кладбище.

Библиография

  • 1924 - «Уральские были»
  • 1926 - «За советскую правду»;
  • 1937 - «Формирование на ходу»
  • 1939 - «Зелёная кобылка»
  • 1939 - «Малахитовая шкатулка»
  • 1942 - «Ключ-камень»
  • 1943 - «Сказы о немцах»
  • 1949 - «Дальнее – близкое»

Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова».

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П.Бажова.

Задачи:

Создать условия для реализации проекта.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Актуальность:

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

Мы решили изучить особенности языка его сказов, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Гипотеза:

Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут иметь представление о творчестве П.П.Бажова.Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи

Реализация проекта:

I этап - подготовительный :

- подобрать материала о П.П.Бажове;

- провести анкетирование родителей;

- рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап – исследовательский:

- провести экскурсию в библиотеку;

- провести беседу «Что мы знаем о П.Бажове».

- изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

- - моделирование (аппликация) малахитовой шкатулки.

- изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки»,

III этап – заключительный:

- оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;

- создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

    Коммуникация

Занятия:

Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»;

заучивание стихов о сказах П.Бажова;

экскурсия в библиотеку.

Чтение :

Сказы:«Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка»,«Синюшкин колодец».

Цели:

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

    Познание

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг П.П.Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Цели:

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

3.Художественное творчество

Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».

Аппликация:

«Малахитовая шкатулка».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Цели:

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

    Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»

    Анкетирование родителей

Анализ:

В результате работы над проектом «Сказы Бажова»

-в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

-произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

-выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

-отмечается рост творческой активности детей;

-отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации

-через сказы великого Бажовадети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

- дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

- дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Литература:

    З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».

    «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.

    Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова».

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П. Бажова.

Задачи:

Создать условия для реализации проекта.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Актуальность:

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

К юбилею писателя решили изучить особенности языка его сказов, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы № 7, воспитатель.

Гипотеза:

Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут имеют представление о творчестве П.П. Бажова. Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи

Реализация проекта:

I этап - подготовительный:

Подобрать материала о П.П. Бажове;

Организовать выставку книг П.П. Бажова;

Провести анкетирование родителей;

Рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап – исследовательский:

Провести экскурсию в библиотеку;

Провести беседу «Что мы знаем о П. Бажове».

Изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

Изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки», «Каменный Цветок».

Моделирование (аппликация) ювелирных изделий.

III этап – заключительный:

Оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;

Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

  1. Коммуникация

Занятия:

Беседа «Что мы знаем о П. Бажове»;

заучивание стихов о сказах П. Бажова;

экскурсия в библиотеку.

Чтение :

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».

Цели:

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П. Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

  1. Познание

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг П. П. Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Цели:

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

3. Художественное творчество

Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Аппликация:

«Моделирование ювелирных изделий»,

«Кулоны, броши».

Цели:

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

  1. Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»
  1. Анкетирование родителей

Анализ:

В результате работы над проектом «Сказы Бажова»

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации

Через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Литература:

  1. З. И. Смирнова, О. В. Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
  2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
  3. Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Медной горы хозяйка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

«Каменный цветок».