Анализ и проектирование рабочего места. Этапы анализа рабочего места

Основным элементом системы управления персоналом является рабочее место.

В этом понятии можно выделить две его основные составляющие: 1) технические, организационные и экономические задачи, связанные с проектированием рабочих мест, их аттестацией, разработкой технологии, организации труда, оперативным планированием производства; 2) задачи планирования трудовых ресурсов и капитальных вложений.

В задачах первой группы рабочее место рассматривается как зона трудовой деятельности одного рабочего или звена (бригады), как часть производственного пространства (например, цеха).

Рабочее место - это зона трудовых действий работника (группы работников, выполняющих одно задание), оснащенная для выполнения операций производственного процесса или управленческой функции. Оно должно быть в максимальной степени приспособлено для высокопроизводительной, и эффективной работы с минимальными затратами времени и усилий. Рабочее место является первичным и основным объектом организации труда, так как именно на нем взаимодействуют элементы производственного процесса, превращающие сырье в готовую продукцию заданного качества.

Организация рабочего места предполагает его оснащение всем необходимым для эффективного выполнения операций, планировку средств и предметов труда и его обслуживание. Конкретное содержание элементов организации рабочего места в значительной мере зависит от его характеристик: типа производства, уровня механизации, формы организации труда.

Успешное функционирование рабочих мест требует помимо основных средств труда (технологическое, транспортное и контрольное оборудование) оснащения, включаемого в понятие организации рабочего места. Это - технологическая и организационная оснастка, создающие возможность для эффективного использования средств и предметов труда, рациональных приемов и методов работы.

Технологическая оснастка включает: инструменты и приспособления, приборы для контроля и ведения технологического процесса. Конкретный состав диктуется технологией производства. Конструкция оснастки должна создавать оптимальные условия, обеспечивать заданную точность и качество продукции, экономию времени.

К организационной оснастке относятся: производственная мебель, производственная тара, подъемно-транспортные приспособления, средства сигнализации, связи и информации; канцелярские принадлежности, средства уборки рабочего места и ухода за оборудованием, приспособления по безопасности труда и улучшения его условий. Состав организационной оснастки зависит от характера технологии, состава и конструкции основного технологического оборудования, особенности организации обслуживания рабочих мест (при централизованном обслуживании меньше, чем при самообслуживании), а также от санитарно-гигиенических условий.



Технологическую и организационную оснастку рабочих мест совершенствуют на основе обследования рабочих мест, изучения и обобщения опыта передовых предприятий отрасли и других отраслей. Практика показала, что рационализация оснащения рабочих мест повышает производительность труда на 5-15%.

Для задач второй группы (назовем их трудоресурсными) рабочее место надо рассматривать с позиции обеспеченности производства рабочей силой или населения работой. В трудоресурсном аспекте рабочее место - это сфера приложения труда одного работника соответствующей квалификации или совокупность функций, которые он должен выполнять . Например, если для обслуживания одного станка (агрегата) требуется участие двух рабочих, то в технологическом и эргономическом аспектах данная система будет рассматриваться как одно рабочее место, а в трудоресурсном аспекте - как два рабочих места в каждую смену.

В практической деятельности по управлению человеческим фактором в организации можно выделить определенные шаги, первым из которых, несомненно, является анализ рабочего места (АРМ). Этот первый шаг связан с целым рядом ключевых понятий и видов деятельности, которые формируют сам процесс менеджмента персонала.

Среди них важную роль играет проектирование рабочего места (ПРМ), а также связанные с ПРМ задачи по улучшению качества производственной среды и трудовой жизни.

Анализ рабочего места представляет собой дифференцирование рабочего места, с одной стороны, через задачи (деятельность), которая на нем совершается, а с другой - через требования по отношению к образованию, опыту и ответственности, необходимым для успешного выполнения деятельности на этом месте. АРМ, как правило, состоит из двух частей:

· описание рабочего места - перечисление видов деятельности (задач, трудовых условий, средств оборудования и материалов, которые используются на данном рабочем месте);

· спецификация рабочего места - перечисление необходимых требований к опыту, квалификации и способности успешно выполнять задачи (справляться с работой) на данном рабочем месте.

Анализ рабочего места проводится для последующего решения многих важных организационных и кадровых проблем:

· для проектирования рабочего места;

· для поиска необходимых организации сотрудников;

· для объективного отбора сотрудников;

· для осуществления формальной оценки совершенной сотрудником деятельности (проделанной им работы);

· для квалификационной подготовки и переподготовки персонала;

· для организации карьеры сотрудников;

· в связи с материальным и моральным стимулированием персонала;

· в связи с задачей обеспечения техники безопасности труда.

Анализ рабочего места даёт ответы на следующие вопросы:

1. Сколько времени необходимо для выполнения основных производственных операций?

2. Какие производственные операции можно сгруппировать в более общее понятие рабочего места?

3. Как организовать рабочее место таким образом, чтобы увеличить производительность труда работников?

4. Какой режим работы целесообразен для данного рабочего места?

5. Какими личностными характеристиками должен обладать работник для выполнения данной производственной операции?

6. Как может использоваться информация, полученная в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом предприятия?

Анализ должности проводится в следующих случаях:

1. Введение новой должности в штатное расписание.

2. Отсутствие Паспорта рабочей должности для существующей должности, необходимость которого выявлена при начале процедуры анализа профессионально- важных качеств.

3. Изменение содержания деятельности на рабочем месте, произошедшее по причин реорганизации подразделения, внедрения новой технологии или оборудования.

4. Устное или письменное распоряжение руководителя подразделени о необходимости оценки нагрузки одного, нескольких или всех сотрудников.

Анализ рабочего места (процесса) тесно связан с разработкой программ управления персоналом и осуще­ствляется по следующим направлениям:

1. Подготовка описания рабочего места. В полном виде описание включает краткое изложение рабочего процесса, обязанности работника и степень его ответственности, а также некоторые сведения об условиях работы.

Использование информации, полученной в ходе анализа рабочего места (процесса)

2. Спецификация рабочего процесса. В ней указаны личностные характеристики работника, необходимые для выполнения данного процесса.

3. Проект рабочего места. Информация, полученная в результате анализа, используется для выработки или видоизменения структуры элементов, обязанностей и за­дач, связанных с данной рабочей должностью.

4. Подбор сотрудников и прием их на работу. Анали­тическая информация обязательно учитывается при отбо­ре работников на определенную должность, поскольку помогает подобрать претендентов, которые будут трудить­ся с максимальной отдачей и чувствовать себя комфортно на данной работе.

5. Оценка результативности труда. Здесь сравнива­ется фактическая и «плановая» производительности тру­да. Анализ рабочего процесса используется для того, что­бы рассчитать «приемлемый» уровень производительнос­ти труда для конкретного рабочего места.

6. Подготовка кадров и совершенствование квалифи­кации. Информация, полученная в результате анализа рабочего процесса, используется для разработки и вне­дрения программ подготовки кадров и совершенствова­ния квалификации. Описание рабочего места помогает ус­тановить навыки и умения, необходимые для выполне­ния данного процесса.

7. Планирование карьеры и продвижение по службе. Перемещение работников с одной должности на другую, с одной операции (процесса) на другую получает четкую и подробную информационную основу.

8. Оплата труда. Заработная плата обычно напрямую увязывается с навыками, умением, условиями работы, риском для здоровья и т.д. Анализ рабочих мест дает ис­ходную базу для сопоставления и соответствующей опла­ты работников.

9. Безопасность труда. Она во многом зависит от правильного расположения рабочих мест, соблюдения определенных стандартов рабочего процесса, самого обору­дования и других условий. Информация о том, что прису­ще данному рабочему процессу и какого рода работники необходимы для его выполнения, может быть получена именно в ходе анализа рабочих мест.

Ограничения проведения анализа рабочего места

1. Контроль своевременности и качества выполнения работ по анализу должности осуществляет сотрудник, назначенный ответственным исполнителем.

2. В случае возникновения обстоятельств, которые затрудняют проведение анализа рабочего места, анализатор пишет докладную записку с указанием оснований для прекращения работ на имя руководителя.

3. В случае необходимости введения новой должности проведение анализа рабочего места может быть отложено, но необходимо письменное распоряжение руководителя.

4. Анализ рабочих мест в подразделениях может проводиться по непосредственной инициативе Генерального директора, зафиксированной в соответствующем приказе, для оценки уровня загрузки сотрудников подразделения. В данном случае работы выполняются непосредственным контролем по специально составленному плану работ.

Анализ рабочего места выполняется путем ответа на следующие вопросы:

Ø Структура организации. Место рабочего процесса (рабочего места) в ней.Основой любой организации является некоторое количество рабочих мест (производственных процессов) и операций, выполняемых ее сотрудниками, которые должны быть согласованы, скоординированы и увязаны с задачами организации, ее организационной структуры. Основным признаком формирования организационной структуры является разделение труда (т.е. относительное обеспечение различных видов деятельности) и его кооперация. Различают следующие виды разделения труда в организации: функциональное (предполагает выделение отдельных групп персонала, например, руководители, специалисты, рабочие); технологическое (основано на выделении стадий производственного процесса и видов работ; различают предметное и профессиональное разделение труда) и квалификационное (определяется различием работ по их сложности). Разделение труда предполагает его кооперацию (организацию бригад).

Построение организационной структуры позволяет определить основные направления деятельности, установить полномочия и функции для структурных подразделений, должностных лиц, определить место каждого рабочего процесса (рабочего места) в структуре организации. К основным типам организационных структур организации традиционно относят линейную, штабную, функциональную. На практике доминирует смешанная структура, включающая в себя элементы трех перечисленных организационных структур.

Ø Цели и задачи анализа рабочего места.Анализ рабочего места (РМ) призван дать ответы на следующие вопросы:

¾ Сколько времени необходимо для выполнения основных производственных операций?

¾ Какой режим работы целесообразен для данного рабочего места?

¾ Как организовать рабочее место, чтобы увеличить производительность труда работников?

¾ Какими личностными характеристиками должен обладать работник для выполнения данной работы?

Анализ рабочего места - это характеристика рабочего процесса путем описания задач, режимов присущих ему, а также уровня знаний, обучения и ответственности, необходимых для успешного выполнения рабочего процесса.

Анализ, ориентированный на рабочее место, концентрирует внимание на характеристике работ, заданий, которые выполняет работник; анализ, ориентированный на рабочий процесс, концентрирует внимание на режимах работы, действиях, которые необходимо выполнить работнику в данном процессе (например, подсчеты на компьютере, координацию, ведение переговоров и т.д.).

Для описания РМ, выработки требований к ним отбираются типичные рабочие места в рамках организации, используется документация, описывающая аналогичные работы в других организациях.



Ø Выбор метода анализа РМ. К методам сбора информации для анализа работ относятся наблюдение; интервью (собеседование); опрос (опросные листы, анкета); ежедневник/журнал работника (список обязанностей работника); количественные методы.

К анализу работы привлекаются линейные руководители и исполнители работы, которые должны четко представлять все этапы процесса, знать предлагаемые процедуры. Ответственность за данный этап лежит на специалистах подразделения по персоналу.

Ø Описание рабочего места производится в соответствии со следующей последовательностью:

1. Наименование работы и ее место в цепи производственных или управленческих операций, наименование должности. При сборе информации желательны стандартизация и систематизация работ и должностей.

3. Обязанности: указывается, что должен делать каждый исполнитель, как он должен вы­полнять ту или иную работу.

4. Подчиненность: указывается, кому подчиняется данный работник.

5. Осуществляемое руководство: приводится количество исполнителей, находящихся в подчинении у данного работника, и наименование выполняемых работ.

6. Комплекс требований к уровню специального и общего обра­зования, к квалификации и производственному опыту.

7. Состояние здоровья и требуемые для выполнения работы спе­цифические физические качества: объем и виды затрат труда
по операциям, необходимая сноровка, требования по координации работы органов зрения, рук и ног, способность различать цвета и другие качества.

8. Ответственность: за выполнение плановых заданий, за руководство коллективом, за соблюдение технологии производства, за технику безопасности, за правильность сведений, сообщаемых работником в вышестоящие инстанции и т. п.

9. Личностные качества: склад психики, инициативность, умение управлять другими работниками и т.п.

10. Условия труда: описываются условия, в которых протекает труд.

11. Техника безопасности: формируются основные требования к соблюдению техники безопасности.

12. Права, которыми наделяется работник для выполнения своих обязанностей.

Ø Спецификация РМ. Спецификация рабочего процесса вытекает непосредственно из описания рабочего места, отвечает на вопрос: «Каковы черты характера и каким должен быть опыт человека для того, чтобы он успешно выполнял рабочий процесс?». Знание состава функций, выполняемых на рабочем месте, характера, условий и организации труда позволяют перейти к установлению профессиональных и личностных требований к работнику со стороны рабочего места, составлению спецификации РМ. Спецификация РМ технологично описывает участок работы и требования, которые этот участок предъявляет к сотруднику. Такими требованиями могут быть, например, обязательное ежедневное медицинское обследование; требование специальной подготовки; личностные характеристики.

Спецификация рабочего места дает информацию, необходимую для приема на работу и осуществления выбора сотрудников и включает следующие основные разделы: подготовка и опыт работы; образование; знания, навыки и способности; степень ответственности.

Ø Разработка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик: конечная цель и продукт анализа работы. Хорошо подготовленные описания функциональных обязанностей и требования к работникам позволяют эффективно организовывать работу по управлению персоналом организации, утвердить должностные инструкции к рабочим местам.

Ø Периодический анализ и корректировка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик. Любая организация работает в постоянно изменяющихся условиях, что определяет необходимость систематической корректировки функциональных обязанностей в соответствии с новыми требованиями.

Для осуществления АРМ необходимо предварительно сделать общий анализ всей организации и деятельности, которая совершается в ней, для достижения ее основных целей. Этот анализ осуществляется с помощью использования двух моделей (схем): организационной и процессуальной.

Организационная схема показывает отношения между различными структурными звеньями в рамках той или другой организации. С ее помощью наглядно демонстрируются формальные связи и взаимодействия. Это значительно облегчает формирование общего представления об организационной структуре той или иной фирмы в целом (см. схему 3.2.2).


Схема 3.2.3.Схема процесса деятельности в организации

Проведение достоверного анализа рабочих мест - дело хорошо обученных профессионалов.

Работник, проводящий анализ, должен понимать людей, рабочий процесс и иметь представление об общей организационной структуре предприятия. Важно и понимание им характера связей процедур управления персоналом с общей структурой организации.

Аналитик рабочего процесса должен избрать наилучшие способы и методы проведения анализа. Основой для этого выбора является предварительный обзор организации и взаимодействия отдельных служб, отделов и рабочих мест.

Такая связь хорошо иллюстрируется структурной схемой, где указываются функции работников, выполняющих отдельные обязанности. С помощью таких схем аналитик получает общую картину того, какие подразделения существуют в организации, какова их иерархия и как осуществляется связь между ними. Дополнение к указанной схеме составляет комплект схем взаимодействий отдельных рабочих мест.

Такие схемы более детализированы и более точны. На них показываются связи между рабочими местами (процессами).

Для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса, используются по отдельности или в сочетании четыре метода: наблюдения; собеседования (интервью); анкеты; список обязанностей работника; дневник.



_________________________

При любом из этих методов вначале собираются данные о рабочем месте, а затем изучается сам процесс, для чего рассматриваются те рабочие задания, которые выполняет соответствующее лицо. Такой тип анализа именуется «анализом, ориентированным на рабочее место». Иным образом анализ может быть сконцентрирован на режимах работы, действиях, которые необходимо выполнить работнику в данном процессе (например, подсчеты на компьютере, координацию, ведение переговоров и т.д.). Такой анализ называется «анализом, ориентированным на рабочие процессы».

_______________________________________________________________________________________



Схема 3.2.4.Использование информации анализа рабочего места (процесса)


Схема 3.2.5. Организационная схема учреждения.

Источником базовой информации для анализа могут служить анкеты типа «Информационный стандарт анализа рабочего места» (ИСАРМ).

Анкета заполняется работниками, занятыми на данном рабочем месте. Образец ИСАРМ представлен на схеме 3.2.6.

Название Вашей работы ___________ Код _______ Дата ______

Ваш разряд__________________ Сектор _____________________

Ваша фамилия _________________ Отдел ___________________

Должность Вашего начальника _______ Подготовлено (кем?) _______

Фамилия Вашего начальника __________ Кол-во отработанных часов _________________

Схема 3.2.6. Информационный стандарт анализа рабочего места

1. Какова основная цель рабочего процесса, который Вы выполняете?

2. Чем Вы занимались до этого? Укажите, если Вы работали в другой организации.

3. На какие повышения по службе Вы рассчитываете?

4. Если Вы регулярно проверяете работу других, то укажите их фамилии и название работ.

5. Если Вы проверяете работу других, какими из приведенных ниже занятий Вы занимаетесь:

Прием на работу

Советы по трудоустройству

Обучение

Планирование

Повышение квалификации

Инструктирование

Консультирование

Ассигнования

Управление

Учет производительности труда

Продвижение работников по службе

Учет заработной платы

Наблюдения за дисциплиной

Увольнения

Прочие виды работ.

6. Что Вы можете сказать об успешности и результатах Вашей работы?

7. Ваши обязанности. Обрисуйте вкратце, что Вы делаете и, если это возможно, как Вы это делаете. Назовите те обязанности, которые Вы считаете наиболее важными или наиболее трудными:

а) обязанности одного рабочего дня _______________________

б) периодические обязанности ____________________________

_______________________________________________________

(укажите период - еженедельно, ежемесячно или раз в квартал)

в) обязанности, которые Вы выполняете время от времени

_______________________________________________________

г) как долго Вы выполняете эти обязанности?

д) выполняете ли Вы сейчас какие-либо ненужные обязанности? Если да, то опишите их;

е) какие бы обязанности, не входящие в Вашу работу сейчас, Вы хотели бы выполнять?

8. Уровень образования. Выберите из приведенных ниже тот уровень образования, который необходим для выполнения Вашей работы (но не Ваш собственный уровень образования):

а) не нужно никакого образования;

б) ниже уровня средней школы;

в) аттестат об окончании средней школы или его эквивалент;

г) незаконченное высшее образование;

д) законченное высшее образование.

Укажите, пожалуйста, уровень образования, с которым Вы пришли на Вашу должность.

9. Опыт. Выберите из приведенных ниже критериев тот, который необходим для выполнения Вашей работы:

а) никакого;

б) менее 1 месяца работы;

в) от 1 до 6 месяцев работы;

г) от 6 месяцев до 1 года;

д) от 1 до 3 лет;

е) от 3 до 5 лет;

ж) от 5 до 10 лет;

з) более 10 лет.

Укажите, пожалуйста, степень Вашего опыта, когда Вы пришли на эту должность.

10. Навыки. Укажите все навыки, необходимые для выполнения Вашей работы (например, степень точности, внимания и аккуратности при использовании инструментов, методов или систем и т.д.).

Укажите, пожалуйста, те навыки, с которыми Вы пришли на эту должность.

11. Оборудование. Требует ли выполнение Вашей работы использования какого-либо оборудования? Да _ Нет _. Если «да», то укажите, как часто Вам приходится пользоваться оборудованием:

12. Требования, предъявляемые работой к здоровью человека. Укажите, пожалуйста, все ненужные требования, предъявляемые к Вам, и как часто Вам приходится их соблюдать:

13. Отрицательные эмоции. Укажите нежелательные эмоции, которые вызывает у Вас работа, и как часто это случается:

14. Расположение Вашего рабочего места. Считаете ли Вы его удовлетворительным или неудовлетворительным?

Расположение рабочего места

15. Окружающая обстановка. Считаете ли Вы окружающую Вас на работе обстановку неудобной, располагающей или отличной.

16. Состояние окружающей среды. Укажите нежелательные факторы, с которыми Вам приходится иметь дело во время работы и как часто Вы с этим сталкиваетесь:

17. Здоровье и безопасность. Укажите все нежелательные факторы, влияющие на состояние Вашего здоровья и безопасность, и как часто во время работы Вам приходится с ними бороться.

Подпись ________________ Дата _____________

Замечания и уточнения начальника

Прочтите ответы работника на вопросы анкеты: точно ли он обрисовал требования, предъявляемые к работе, и соответствует ли его понятие о данной работе со степенью ответственности, которую к ней предъявляют?

Да _______________ Нет

Если «нет», то объясните, почему и укажите возможные упущения; если у Вас есть добавления, то, пожалуйста, внесите их.

Дата __________ Должность ________ Подпись

Метод прямого наблюдения применяется в случаях, когда рабочий процесс требует ручного, стандартизированного труда, или когда он непродолжителен. Примером таких рабочих процессов могут служить действия рабочего на сборочной линии автозавода, работа клерка, составляющего картотеку в страховой компании, или опись вещей, которую составляет на складе служащий. Аналитик изучает действия одного из нескольких работников, выполняющих данный процесс.

_______________________________________________________________________________________

Метод прямого наблюдения мало приемлем в случаях, когда рабочий процесс включает умственную деятельность (работа исследователя, адвоката или математика). Чтобы использовать метод прямого наблюдения, аналитик должен быть обучен наблюдению за действиями лиц, осуществляющих рабочий процесс. Проведение такого рода наблюдений следует проводить как можно более незаметно, без помех рабочему процессу.

Метод собеседования (интервью) с работником, выполняющим процесс, часто сочетается с методом наблюдения. Метод собеседования чаще применяется для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса. Он дает аналитику и работнику возможность поговорить друг с другом.

_______________________________________________________________________________________

Во время разговора работник также может задавать аналитику различные вопросы: таким образом, аналитик объясняет работнику, как будет использоваться полученная информация. Собеседование может проводиться с одним работником, группой или с начальником, который располагает сведениями о рабочем процессе. Используется обычно стандартный набор вопросов, что позволяет сравнивать ответы.

_______________________________________________________________________________________

Уязвимость метода в том, что информация может быть неточной. Например, если работник узнает, что информация, полученная во время собеседования, будет использоваться для установления заработной платы, он дает ее искаженной. Поэтому последовательные интервью более чем с одним человеком (работником и его руководителем), тщательное планирование беседы и правильный отбор вопросов, равно как и установление хорошего контакта с работником чрезвычайно важны. Это отнимает немало времени, но улучшает качество получаемой информации. Полученная в ходе собеседования информация дополняется в дальнейшем данными наблюдений и анкет.

Использование анкет - метод, который требует наименьших денежных затрат. Он достаточно эффективный метод для того, чтобы получить большое количество информации за короткий период времени. Анкета ИСАРМ, представленная на схеме 3.2.6, стандартная. Она включает в себя вопросы о рабочем месте и процессе, требованиях к ним, условиях работы и оборудовании. Менее стандартный подход - это попросить работников своими словами описать их работу. Такой, более свободный, подход дает работникам возможность выразить собственные идеи и описать рабочий процесс своими словами.

Целесообразная степень стандартизации анкет является постоянным источником споров. В принципе, не существует какого-либо идеального стандарта анкеты. Но вот несколько советов, которые упрощают составление и использование анкет:

· анкета должна быть как можно более короткой, потому что люди, в принципе, не любят заполнять анкеты;

· объясните, как будет использоваться анкета - человек должен знать, для чего он заполняет анкету;

· анкета должна быть простой по содержанию и не содержать обилия технических терминов. Вопросы и указания должны быть написаны простым языком;

· проверьте анкету перед тем, как использовать ее - дайте ее заполнить каким-либо работникам, а потом попросите дать комментарии, чтобы выявить возможные упущения.

_______________________________________________________________________________________

Список обязанностей работника, занятого данным рабочим процессом, включает (помимо самих обязанностей, выполняемых работником) то, как часто он их выполняет и время выполнения. Для этого метода необходимо, чтобы работник вел ежедневные записи (дневник). Регулярное ведение дневника является методом, который используется при анализе рабочего места в том случае, когда мы имеем дело со сложными видами деятельности, которые с большим трудом поддаются наблюдению и описанию (научные работники, эксперты, высшие руководители). Используя дневник, можно сравнивать ход рабочего процесса по дням, неделям и месяцам. Дневники особенно полезны при анализе рабочих процессов, не поддающихся наблюдению (работа инженера, ученого или старшего администратора).

________________________________________________________________________________

Любые из перечисленных четырех методов могут использоваться в различных комбинациях. В принципе, для получения всесторонней информации о рабочем процессе можно использовать все четыре метода. Аналитики рабочего процесса очень часто применяют особый, количественный способ анализа, который включает в себя особенности всех четырех обычных методов.

Существует много специфических методов проведения анализа рабочего процесса. Один из них фокусируется на рабочем процессе, другие на поведении работника во время выполнения работы, описывая должностные характеристики через стандарты поведения работника.

_______________________________________________________________________________________

Основой любой организации является некоторое количество рабочих мест (производственных процессов) и операций, выполняемых ее сотрудниками. Все эти процессы и операции должны быть согласованы, скоординированы и непосредственно увязаны с задачами организации в целом (если она хочет добиться успеха). Поэтому изучение рабочих мест, процессов и операций является обязательной частью программы управления персоналом.

Анализ рабочего места (АРМ) представляет собой дифференцирование рабочего места, с одной стороны, через задачи (деятельность), которые на нем выполняются, а с другой - через требования по отношению к образованию, опыту и ответственности, необходимым для успешного выполнения деятельности на этом месте.

При этом АРМ проводится для последующего решения многих важных организационных и кадровых проблем: проектирования рабочего места, поиска необходимых организации сотрудников, объективного отбора сотрудников, осуществления формальной оценки совершенной сотрудником деятельности (проделанной им работы), квалификационной подготовки и переподготовки персонала, организации карьеры сотрудников, в связи с материальным и моральным стимулированием персонала, а также в связи с задачей обеспечения техники безопасности труда.

Анализ рабочего места, как правило, состоит из двух частей: описание рабочего места - перечисление видов деятельности (задач, трудовых условий, средств оборудования и материалов, которые используются на данном рабочем месте), стандартов и регламентов деятельности;

- спецификация рабочего места - перечисление необходимых требований к опыту, квалификации и способности успешно выполнять задачи (справляться с работой) на данном рабочем месте.

Описание рабочих мест является одним из результатов проведения систематического их анализа. Хотя какие-либо стандарты описания рабочих мест отсутствуют, обычно они включают следующие разделы:

  • - название должности;
  • - краткое (одна-две фразы) описание должностных функций;
  • - действия работника во время выполнения своих должностных функций. Описание выполняемых задач, используемых материалов, степень контролируемости действий работника и контроля, осуществляемого с его стороны по отношению к другим;
  • - условия работы и рабочая среда - температура, освещенность, уровень шума и вредные воздействия па рабочем месте;
  • - социальное окружение - информация о размере рабочей группы и отношениях между работниками, необходимых для выполнения работы.

Анализ рабочего места (процесса) дает ответы па следующие вопросы:

  • - сколько времени необходимо для выполнения основных производственных операций;
  • - какие производственные операции можно сгруппировать в более общее понятие рабочего места (процесса), как организовать рабочее место таким образом, чтобы увеличить производительность труда работников;
  • - какой режим работы целесообразен для данного рабочего места;
  • - какими личностными характеристиками должен, по возможности, обладать работник для выполнения данной производственной операции;
  • - как может использоваться информация, полученная в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом предприятия?

В организации анализ рабочего места проходит несколько основных стадий.

Первая стадия дает общую картину организации в целом. Здесь рассматривается место каждого рабочего процесса в данной организации. В завершение первой стадии составляются итоговые таблицы по структуре организации и диаграммы рабочего процесса.

На второй стадии аналитику предстоит решить, как будет использоваться информация по анализу и проектированию рабочего процесса. Поскольку анализ всех рабочих мест процесса требует длительного времени и немалых затрат, следует выбрать какой-либо типичный образец.

На третьей стадии основное внимание уделяется отбору тех рабочих мест, которые будут конкретно анализироваться.

На четвертой стадии с помощью определенных методов собираются необходимые характеристики рабочего места, выявляются целесообразные режимы работы и качества, необходимые соответствующему исполнителю.

Информация, полученная на данной стадии, используется затем на следующей, пятой, стадии при описании рабочего места.

На шестой стадии вырабатывается спецификация рабочего места (процесса).

Данные, собранные на всех стадиях, используются затем на седьмой стадии для проектирования рабочего процесса. Под проектированием рабочего процесса подразумевается выбор рационального сочленения рабочих элементов, обязанностей и задач работника с тем, чтобы работник достигал наилучших результатов и сам испытывал при этом чувство удовлетворения. Варианты проекта тщательно оцениваются и анализируются с целью выявления и устранения их недостатков, что и делается на седьмой стадии.

Работник, проводящий анализ рабочего места, должен хорошо понимать людей, рабочий процесс, иметь четкое представление об общей организационной структуре предприятия, понимать характер связей процедур управления персоналом с общей структурой организации, должен выбирать наилучшие способы и методы проведения анализа. Основой для оптимизации этого выбора является предварительный обзор организации и взаимодействия отдельных служб, отделов и рабочих мест.

Для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса, используются по отдельности или в сочетании четыре метода: наблюдение, собеседование (интервью), анкета, список обязанностей работника.

Независимо от выбора методов вначале собираются данные о рабочем месте, затем изучается сам процесс, для чего рассматриваются те рабочие задания, которые выполняет соответствующее лицо. Такой тип анализа называется "анализ, ориентированный на рабочее место".

Несколько иначе анализ может быть сконцентрирован на режимах работы, действиях, которые необходимо выполнить работнику в данном процессе (например, подсчеты на компьютере, координация, ведение переговоров и т.д.). Это называется "анализ, ориентированный на рабочие процессы". Источником базовой информации для анализа могут служить анкеты типа "Информационный стандарт анализа рабочего места" (ИСАРМ). Анкета заполняется работниками, занятыми па данном рабочем месте.

Метод прямого наблюдения применяется в случаях, когда рабочий процесс требует ручного, стандартизированного труда или когда он непродолжителен. Аналитик изучает действия одного из нескольких работников, выполняющих данный процесс. Метод прямого наблюдения мало приемлем в случаях, когда рабочий процесс включает умственную деятельность (работа исследователя, адвоката или математика). Чтобы использовать метод прямого наблюдения, аналитик должен быть обучен наблюдению за действиями лиц, осуществляющих рабочий процесс. Проведение такого рода наблюдений следует проводить как можно более незаметно, без помех для рабочего процесса.

Метод собеседования (интервью) с работником, выполняющим процесс, нередко сочетается с методом наблюдения. Метод собеседования чаще применяется для получения информации, необходимой для анализа рабочего процесса. Он даст аналитику и работнику возможность поговорить друг с другом. Во время разговора работник также может задавать аналитику различные вопросы, а аналитик объясняет работнику, как будет использоваться полученная информация. Собеседование может проводиться с одним работником, группой или с начальником, который располагает сведениями о рабочем процессе. Используется обычно стандартный набор вопросов, что позволяет сравнивать ответы.

Недостаток данного метода состоит в том, что информация может быть неточной. Например, если работник узнает, что информация, полученная во время собеседования, будет использоваться для установления заработной платы, он дает ее искаженной. Полученная в ходе собеседования информация дополняется в дальнейшем данными наблюдений и анкет.

Использование анкет - метод, который требует наименьших денежных затрат. Он достаточно эффективен для того, чтобы получить большое количество информации за короткий период времени. Анкета ИСАРМ является стандартная, она включает в себя вопросы о рабочем месте и процессе, требованиях к ним, условиях работы и оборудовании. Менее стандартный подход - это попросить работников своими словами описать их работу. Такой более свободный подход дает работникам возможность выразить собственные идеи и описать рабочий процесс своими словами.

Список обязанностей работника, занятого данным рабочим процессом, включает (помимо самих обязанностей, выполняемых работником) то, как часто он их выполняет и время выполнения. Для этого метода необходимо, чтобы работник вел ежедневные записи (дневник). Используя дневник, можно сравнивать ход рабочего процесса по дням, неделям и месяцам. Дневники особенно полезны при анализе рабочих процессов, не поддающихся наблюдению (работа инженера, ученого или старшего администратора).

Перечисленные методы могут использоваться в различных комбинациях. Для получения всесторонней информации о рабочем процессе можно использовать все четыре метода. Аналитики рабочего процесса очень часто применяют особый, количественный способ анализа, который включает особенности всех четырех обычных методов.

Специальные количественные методы анализа. Приведенные четыре метода дают основу для ряда более сложных количественных подходов, которые позволяют получить информацию о том, какого рода обязанности выполняет работник и каковы должны быть его навыки и знания для выполнения данного рабочего процесса. Три наиболее распространенных количественных метода - это функциональный анализ рабочего процесса, должностное анкетирование и анкетирование административных лиц.

Функциональный анализ рабочего процесса служит для характеристики сущности рабочего процесса, описаний рабочего процесса и получения данных, необходимых для описания требований к работникам.

Достоинством метода является то, что рабочий процесс получает количественные оценки. Таким путем все рабочие процессы могут быть классифицированы, например, для установления уровня заработной платы работника.

При использовании должностного анкетирования для количественной оценки должностей обычно используется стандартизированная анкета. Ее заполняет сам аналитик рабочего процесса. Исследователь рабочего места (должности) решает, какие из пунктов, приведенных в анкете, важны для выполнения конкретно рассматриваемого рабочего места. Анкета может быть разбита на шесть основных разделов:

  • 1) источники служебной информации (откуда и как исследуемое должностное лицо получает необходимые для его работы данные);
  • 2) умственная работа (какого рода решения, аналитические или проектно-планировочные процедуры выполняет работник, занимающий данную должность);
  • 3) затраты физического труда (какие физические затраты требуются и какие инструменты необходимы для данного рабочего процесса);
  • 4) контакты с другими людьми (какого рода взаимодействия с окружающими необходимы для выполнения работы данным должностным лицом);
  • 5) условия на рабочем месте (в каких физических и социальных условиях трудится работник);
  • 6) прочие данные о рабочем процессе.

Существуют компьютерные программы для количественной оценки рабочих должностей. При этом используются семь параметров - характер принимаемых решений, взаимосвязи, ответственность, необходимость рабочих навыков и обучения, наличие и характер затрат ручного труда, использование оборудования и транспортных средств, обработка информации. Эти оценки позволяют дать краткое описание рабочего места (должности) и проводить сравнения различных процессов.

Достоинством метода можно считать его апробированность, недостатком - большие затраты времени и труда. Кроме того, поскольку данный метод не описывает особых, специфических действий, присущих именно данному рабочему месту, описания совершенно различных должностей могут выглядеть почти одинаково (так, должности милиционера и домохозяйки выглядят "сходными", поскольку обе "связаны с устранением неисправностей и урегулированием кризисных ситуаций") - анкетный метод дает только самую общую картину рабочей должности.

Существует много специфических методов проведения анализа рабочего процесса. Одни из них фокусируются на рабочем процессе, другие - на поведении работника во время выполнения работы, описывая должностные характеристики через стандарты поведения работника.

6.6. Анализ и проектирование рабочего места

Основным элементом системы управления персоналом является рабочее место. В этом понятии можно выделить две его основные составляющие: 1) технические, органи­зационные и экономические задачи, связанные с проек­тированием рабочих мест, их аттестацией, разработкой технологии, организации труда, оперативным планирова­нием производства; 2) задачи планирования трудовых ре­сурсов и капитальных вложений.

В задачах первой группы рабочее место рассматривает­ся как зона трудовой деятельности одного рабочего или звена (бригады), как часть производственного пространства (например, цеха). Для задач второй группы (назовем их трудоресурсными ) рабочее место надо рассматривать с по­зиции обеспеченности производства рабочей силой или населения работой. В трудоресурсном аспекте рабочее ме­сто - это сфера приложения труда одного работника соот­ветствующей квалификации или совокупность функций, которые он должен выполнять. Например, если для об­служивания одного станка (агрегата) требуется участие двух рабочих, то в технологическом и эргономическом аспектах данная система будет рассматриваться как одно рабочее место, а в трудоресурсном аспекте - как два рабо­чих места в каждую смену.

В практической деятельности по управлению челове­ческим фактором в организации можно выделить опреде­ленные шаги, первым из которых, несомненно, является анализ рабочего места (АРМ).

Важную роль играет проектирование рабочего места (ПРМ), а также связанные с ПРМ задачи по улучшению качества производственной среды и трудовой жизни.

Анализ рабочего места представляет собой дифферен­цирование рабочего места, с одной стороны, через задачи (деятельность), которая на нем совершается, а с другой - через требования по отношению к образованию, опыту и ответственности, необходимым для успешного выполне­ния деятельности на этом месте. АРМ, как правило, со­стоит из двух частей:

1) описание рабочего места - перечисление видов деятельности (задач, трудовых условий, средств оборудо­вания и материалов, которые используются на данном ра­бочем месте);

2) спецификация рабочего места - перечисление не­обходимых требований к опыту, квалификации и ус­пешно выполнение задачи (справляться с работой) на дан­ном рабочем месте.

Анализ рабочего места проводится для последующего решения многих важных организационных и кадровых проблем:

1) для проектирования рабочего места;

2) для поиска необходимых организации сотрудников;

3) для объективного отбора сотрудников;

4) для осуществления формальной оценки совершен­ной сотрудником деятельности (проделанной им работы);

5) для квалификационной подготовки и переподготов­ки персонала;

6) для организации карьеры сотрудников;

7) в связи с материальным и моральным стимулирова­нием персонала;

8) в связи с задачей обеспечения техники безопасности труда.

МЕТОДЫ и ПРОЦЕДУРЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АРМ

Для осуществления АРМ необходимо предварительно сде­лать общий анализ всей организации и деятельности, кото­рая совершается в ней, для достижения ее о сновных целей. Этот анализ осуществляется с помощью использования двух моделей (схем): организационной и процессуальной.

Организационная схема показывает отношения между различными структурными звеньями в рамках той или другой организации. С ее помощью наглядно демонстри­руются формальные связи и взаимодействия. Это значи­тельно облегчает формирование общего представления об организационной структуре той или иной фирмы в целом (см. схему).

В отличие от организационной процессуальная схема показывает, как различные задачи и виды деятельности в организации связаны между собой. Если организацион­ная схема дает представление о структуре организации, то с помощью процессуальной схемы можно сделать де­тальный анализ конкретных видов деятельности в ней (см. схему).

Организационная схема

Методы сбора необходимой для АРМ информации. Существует четыре метода сбора данных, необходимых для анализа рабочего места. Это - наблюдение, интервью, ан­кета и ведение дневника.

На основе этих четырех методов можно собрать всю необходимую информацию, базовые данные для рабочего места.

Наблюдение, то есть прямая регистрация событий, име­ет некоторые преимущества по сравнению с другими мето­дами. Во-первых, информация регистрируется наблюдате­лем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свер шения ; в-третьих, регистрировать можно только объектив­ные факты, а не факты сознания. Наблюдение является научным методом и отличается от обыденного анализа тем, что оно подчинено определенной исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее проду­манной процедуре; все результаты наблюдения фиксиру­ются. Этот метод используется только при анализе стан­дартных и простых задач с коротким циклом.

Наблюдение практически не используется при изуче­нии высококвалифицированной деятельности, например, научно-исследовательской.

Схема процесса деятельности в организации

* Спецификация - технический документ в форме таблицы с де­тальным описанием прибора, машины, оборудования и т. д., документ с перечислением условий, которым должен отвечать производственный заказ.

Интервью - целенаправленная беседа, задача которой получить ответы на вопросы, предусмотренные програм­мой исследования. В процессе интервью исследователь дол­жен учитывать следующие требования: 1) создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получить достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов.

Анкета. Это один из наиболее часто встречаемых мето­дов для АРМ, который позволяет за сравнительно корот­кий срок собрать всю необходимую информацию. Вопро­сы анкеты принято классифицировать по следующим ос­нованиям. Во-первых, по содержанию их условно делят на две группы: вопросы о деятельности, фактах в про­шлом и в настоящем, и вопросы о мнениях, оценках, мо­тивах респондентов (опрашиваемых). Во-вторых, по фор­ме их делят на «открытые», когда ответ может быть дан в любой форме, как пожелает респондент, без каких-либо регламентации; и на «закрытые», если в его формулиров­ке содержатся варианты возможных ответов (альтерна­тив), респондент должен остановить выбор на каком-либо из них.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для рес­пондентов. Вопросы в анкете должны быть краткими и ясными, желательно «закрытыми». Практика анкетирова­ния показывает, что для большинства категорий опра­шиваемых анкета должна быть составлена так, чтобы рес­пондент на ее чтение и заполнение не затрачивал более 15-25 минут.

В качестве примера представляем следующую анкету.

ПРИМЕРНАЯ АНКЕТА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА (См. Практикум)

Дневник. Регулярное ведение дневника является мето­дом, который используется при анализе рабочего места в том случае, когда мы имеем дело со сложными видами деятельности, которые с большим трудом поддаются на­блюдению и описанию (научные работники, эксперты, высшие руководители).

Для анализа рабочего места могут быть использованы как все четыре вышеперечисленных метода в комплексе, так и в различных комбинациях. На основе собранной информации (с помощью указанных выше методов) спе­циалисты производят проектирование рабочего места (ПРМ).

Все трудовые процессы и операции должны быть со­гласованы, скоординированы и непосредственно увязаны с задачами предприятия в целом, если оно хочет добиться успеха. Поэтому анализ рабочих мест, процессов и опера­ций является обязательной частью программы управле­ния персоналом.

Анализ рабочего места (процесса) дает ответы на сле­дующие вопросы:

1. Сколько времени необходимо для выполнения ос­новных производственных операций?

2. Какие производственные операции можно сгруппи­ровать в более общее понятие рабочего места (процесса)?

3. Как организовать рабочее место, чтобы увеличить производительность труда работников?

4. Какой режим работы целесообразен для данного ра­бочего места?

5. Какими личностными характеристиками должен, по возможности, обладать работник для выполнения данной производственной операции?

6. Как можно использовать информацию, полученную в результате анализа рабочего места, для создания про­граммы управления персоналом предприятия?

Анализ рабочего места (РМ) состоит из нескольких ста­дий, показанных на схеме. Предполагается, что анализ рабочего места проводится на уже действующем предпри­ятии (организации).

Очень важна 1-я стадия, которая дает общую картину функционирования организации в целом: рассматривает­ся роль каждого рабочего места (процесса) в данной орга­низации. После завершения 1-й стадии составляются ито­говые таблицы по структуре организации и диаграммы рабочего процесса. На 2-й стадии аналитику предстоит решить, как будет использоваться информация по анали­зу и проектированию рабочего процесса.

Поскольку анализ всех рабочих мест (процессов) тре­бует длительного времени и немалых затрат, следует выб­рать какой-либо типичный образец. На 3-й стадии основ­ное внимание уделяется отбору тех рабочих мест, кото­рые будут конкретно анализироваться.

Стадии анализа рабочего места (процесса)

Описание РМ

Оценка и внедрение проекта модифицированного рабочего места

На 4-й стадии с помощью определенных методов собира­ются необходимые характеристики рабочего места, выявляются целесообразные режимы работы и определя­ются качества, необходимые соответствующему исполни­телю. Полученная информация используется на 5-й ста­дии при описании рабочего места. На 6-й стадии выраба­тывается спецификация рабочего места (процесса).

Данные, собранные на стадиях 1-6, используются за­тем на 7-й стадии для проектирования рабочего процес­са. Под проектированием рабочего процесса подразу­мевается выбор рационального сочленения рабочих эле­ментов, обязанностей и задач работника, чтобы он дости­гал наилучших результатов и сам получал при этом чув­ство удовлетворения. Варианты проекта тщательно оце­ниваются и анализируются на предмет выявления и уст­ранения их недостатков, что делается на 8-й стадии.

Анализ рабочего места (процесса) тесно связан с разработкой программ управления персоналом и осуще­ствляется по следующим направлениям:

1. Подготовка описания рабочего места. В полном виде описание включает краткое изложение рабочего процесса, обязанности работника и степень его ответственности, а также некоторые сведения об условиях работы.

Использование информации,

полученной в ходе анализа рабочего места (процесса)

2. Спецификация рабочего процесса. В ней указаны личностные характеристики работника, необходимые для выполнения данного процесса.

3. Проект рабочего места. Информация, полученная в результате анализа, используется для выработки или видоизменения структуры элементов, обязанностей и за­дач, связанных с данной рабочей должностью.

4. Подбор сотрудников и прием их на работу. Анали­тическая информация обязательно учитывается при отбо­ре работников на определенную должность, поскольку помогает подобрать претендентов, которые будут трудить­ся с максимальной отдачей и чувствовать себя комфортно на данной работе.

5. Оценка результативности труда. Здесь сравнива­ется фактическая и «плановая» производительности тру­да. Анализ рабочего процесса используется для того, что­бы рассчитать «приемлемый» уровень производительнос­ти труда для конкретного рабочего места.

6. Подготовка кадров и совершенствование квалифи­кации. Информация, полученная в результате анализа рабочего процесса, используется для разработки и вне­дрения программ подготовки кадров и совершенствова­ния квалификации. Описание рабочего места помогает ус­тановить навыки и умения, необходимые для выполне­ния данного процесса.

7. Планирование карьеры и продвижение по службе. Перемещение работников с одной должности на другую, с одной операции (процесса) на другую получает четкую и подробную информационную основу.

8. Оплата труда. Заработная плата обычно напрямую увязывается с навыками, умением, условиями работы, риском для здоровья и т.д. Анализ рабочих мест дает ис­ходную базу для сопоставления и соответствующей опла­ты работников.

9. Безопасность труда. Она во многом зависит от правильного расположения рабочих мест, соблюдения определенных стандартов рабочего процесса, самого обору­дования и других условий. Информация о том, что прису­ще данному рабочему процессу и какого рода работники необходимы для его выполнения, может быть получена именно в ходе анализа рабочих мест.

Проведение достоверного анализа рабочих мест - дело хорошо обученных профессионалов, которые должны пони­мать людей и рабочий процесс, иметь представление об общей организационной структуре предприятия и харак­тере связей процедур управления персоналом с общей структурой организации.

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА(См Практикум)

КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА

Нельзя говорить о АРМ и ПРМ без анализа концепции реинжиниринга , или бизнес-реинжиниринга . Несомнен­но, что эта концепция вносит (или более точно - обобща­ет) некоторые качественно новые подходы относительно управления организациями в целом и персоналом фирм в частности. Само понятие реинжиниринга возникло после появления книги Майкла Хаммера и Джеймса Чампи «Реинжиниринг в корпорациях». Согласно определению, реинжиниринг представляет собой коренное переосмыс­ление и качественное изменение всего бизнес-процесса и целого качественного переустройства прежних стандартов, касающихся себестоимости, качества, обслуживания, сро­ков, поставок и других функций хозяйственной деятель­ности любой производственной и торговой организации.

Сама идея концепции реинжиниринга опирается на по­нимание того, что в современную эпоху эффективно дей­ствующие организации следует создавать не на разделе­нии и специализации, а наоборот, на объединении отдель­ных задач и операций в целостные процессы. Реинжини­ринг в определенном смысле представляет собой возврат на качественно новом витке спирали общественного раз­вития к докапиталистическим формам производства. Именно ремесло построено на отсутствии внутрипроизвод­ственного разделения труда, и весь этот целостный про­цесс совершается от начала до конца, как правило, одним высококвалифицированным специалистом.

Сегодня мы должны иметь дело с новым типом работни­ка - процессно-ориентированным, на практике можно го­ворить о качественно новом рабочем месте. Реинжиниринг , по словам авторов вышеупомянутой книги, является изобретением качественно нового подхода к структуре ос­новного производственного процесса, при котором отдель­ный сотрудник отвечает за порученный ему процесс (рабо­ту, дело) от начала до конца. Такой сотрудник обозначает­ся понятием « case worker », то есть работник по случаю.

Важным моментом при использовании системы реин­жиниринга является составление карты процессов в организации, а также карты всех межорганизационных взаи­модействий.

Если исходить из представлений о процессном харак­тере труда, то можно провести примерный реинжиниринг рабочего места по схеме, который будет выглядеть так:

Примерная схема проектирования рабочего места (ПРМ)