План проекта русская матрешка. В росписи одежды затейливый узор. Научный руководитель: Шатанова Ирина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка». г. Протвино, Московская область. Проект «История матрёшки» Подготовили проект: Зайцева Виктория Викторовна Миронова Нина Фёдоровна «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина. Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка« небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной. Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс. Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста. Цели:

  • воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке.
  • создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи:
  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  • Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  • Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  • Обогащать словарь детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предмет проекта: Матрёшка. Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико - ориентированный. Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители. Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели. Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Результат проекта:
  • Оформление альбома "История матрёшки".
  • Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
  • Выставка "Семейная матрёшка".
  • Досуг с детьми "Русский сувенир".
  • Презентация для родителей "История матрёшки".
  • Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"
Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Планирование работы.
  • Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  • Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
  • Методы и приёмы:
  • Опрос.
  • Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России".
  • Составление схемы "Модель трёх вопросов".
2 этап. Основной. Цели:
  • Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  • Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
  • Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  • Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, составлять рассказы.
  • Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность.
  • НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
  • НОД: Рисование "Русская матрёшка".
  • НОД: Лепка "Подружки для матрешки".
  • НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки".
  • НОД: "День рождения у матрёшки".
  • Изучение свойств дерева. Эксперементирование.
  • Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.
Развитие речи.
  • Рассматривание изображений разных матрёшек.
  • Чтение стихов и загадок о кукле.
  • Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
  • Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
  • Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
  • Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская, Вятская… матрёшки) Лепка. Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество). Аппликация. Тема: "Детская авторская матрёшка". Музыкально-художественная деятельность.
  • Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…".
  • Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
  • Игровая деятельность.
  • Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  • Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
  • Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный. Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы. Итог проекта:
  • Разработка конспектов НОД.
  • Выставка: «Книжка - малышка».
  • Презентация проекта.
  • Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Список литературы: 1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М: Просвещение, 2002г. 2. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. - М.: Советский художник, 1980. 3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995. 4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» - М.: Просвещение, 2002. 5. О. Я. Воробьёва «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010. Фотографии из личного архива авторов. Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей. Спасибо за внимание!

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?».
  3. ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. ОО «Матрёшка - как символ семьи».
  5. ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.

Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект: «Русская Матрёшка» Р УКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 2088 Г. МОСКВЫ « Грайвороново » К УЗИНА Е ЛЕНА Б ЕНЬЯМИНОВНА

Аннотация проекта Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Цель проекта Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Педагогические цели и задачи в рамках учебного проекта Когнитивные – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации. Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения. Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать. Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Проектная деятельность обучающихся Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Учебные исследования учащихся Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Карл Роджерс

о жидаемые результаты по проекту 1) Сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; 2) Сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; 3) Заинтересованное участие в образовательном проекте (учить интересоваться новым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); 4) Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Э тапы проекта Подготовительный Учитель: постановка и подведение детей к проблемному вопросу: какие бывают матрешки? Как они появились? Планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры. Дети: сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др. Учитель: задаёт положительно эмоциональный настрой. Дети: попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать мини музей своих неповторимых матрешек в классе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации мини экспозиции «Матрешка -народная игрушка ». Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) – создание своих неповторимых матрешек с использованием различных материалов: деревянных заготовок для росписи красками; ткани, пластилина и бумаги(мозаика)

Подготовительный этап проекта: сбор информации, чтение литературы. П ланирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: дети узнают как можно больше информации о разнообразии матрешек, матрешечном деле. П осещение « М узея м атрешки»

Решение проблемной ситуации: узнаем о происхождении матрешки. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение: русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни.

Решение проблемной ситуации: 1) Кто изобрел первую русскую матрешку? 2) Кто автор первой росписи русской матрешки? Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки, русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Решение проблемной ситуации: 1) Какие бывают Матрешки? 2) Виды росписи Матрешек.

Деятельностный этап проекта: будем создавать свои неповторимые матрешки

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Макаровой Дарьи. Роспись по дереву, гуашь. Работа Гейкера Андрея. Роспись по дереву, гуашь.

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Куприяновой Александры. Роспись по дереву, гуашь. Работа Булатовой Анастасии. Роспись по дереву, гуашь.

Р абота М акаровой Д арьи: 1) А ппликация, мозаика 2) к оллаж из ткани

Работа Драб Николая: 1) Аппликация, мозаика; 2) к оллаж из ткани.

Коллаж из ткани « Моя неповторимая матрешка» Авторы: Гейкер А., Рахновец Д.

Презентацию выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2088 « Грайвороново » Кузина Елена Беньяминовна В презентации использованы фотографии из личного архива автора и сети интернет.


Оксана Верещагина (Трофименко)

Актуальность проекта:

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К. Д. Ушинский

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи - все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». А. П. Усова писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри? Какая она, самая маленькая куколка? Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Этот проект поможет ещё глубже узнать традиции русского народа, еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Реализация проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Название проекта: «Русская матрёшка».

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.

Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрёшка, её многообразии;

Учить детей старшей группы составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);

Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Развивающие:

Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, частушек, специализированных терминов по теме проекта;

Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

Развивать творческо-исполнительские навыки детей при пении частушек, чтении стихотворений;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской народной культуре;

Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительный этап:

Работа велась в нескольких направлениях:

духовно-образовательном:

1. рассказ педагога об истории возникновения русской матрёшки, её мастерах; рассказывание сказок, историй из личного опыта;

2. использовались разнообразные педагогические, проблемные и игровые моменты и ситуации;

3. чтение произведений художественной литературы - В. Приходько «Матрёшка на окошке», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», Л. Некрасова «Веселые матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», С. Маршак «О матрёшках», матрёшкины частушки;

4. рассматривание иллюстраций по теме, слушание музыкальных произведений;

5. изготовление дидактических игр по теме проекта;

6. оформление картотеки игр с матрешками;

7. сбор коллекции игрушек – матрешек.

воспитательно-образовательном (игровая деятельность);

нравственно-трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Основной этап:

1. Беседа с детьми на тему «История возникновения русской матрёшки»,

Задача: дать детям элементарные представления об этой куколке.

2. Чтение произведений художественной литературы о матрёшке.

Задача: Познакомить детей с многообразием произведений русских поэтов и писателей об этом чудесной кукле.

3. Тематические занятия:

По познавательному развитию:

«Русская матрёшка».

Задача: Дать детям элементарные представления о многообразии матрёшек

По художественно-эстетическому развитию:

Рисование:

«Русская матрёшка»

Задача: Продолжать учить детей рисовать по представлению, используя нетрадиционные способы рисования.

«Сарафан для матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента.

Аппликация:

«Матрёшка».

Задача: Учить детей выполнять аппликацию из ткани.

Конструирование «Мебель для Матрёшки», «Дом для Матрёшки».

Задача: Продолжать учить детей создавать постройку по образцу, её обыгрывать.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Изучения свойств дерева».

Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Что лишнее», «Сложи картинку», «Больше, меньше», «Найди пару», «Найди матрёшку в группе» (работа с планом группы).

Задача: Учить детей ориентироваться по схеме, развивать творческое мышление, сообразительность.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

Слушание частушек о матрёшке, их заучивание.

4. Развлечение для детей «День рождения Матрёшки».

Взаимодействие с семьёй:

Консультация для родителей «Русская матрёшка в воспитании и развитии детей дошкольного возраста», «История возникновения матрешки», «Развивающие игры с матрешкой»;

Выставка совместных работ «Русская матрёшка», «Русский сувенир» в рамках темы «Русское народное искусство»;


Помощь родителей в разучивании песен, народных игр, хороводов;

Создание рукописной книги «Русская матрёшка», в которую вошли самостоятельно придуманные истории и сказки по теме проекта;

Родительское собрание «Русское народное искусство» с презентацией проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;

Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;

Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;

Сотрудничество с МОУ СОШ №4 г. Апатиты.

Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:

Консультативный материал для родителей;

Конспекты занятий, бесед, развлечений;

Картотека музыкальных произведений по теме проекта;

Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;

Картотека русских народных игр.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе реализации проекта:

Тематические выставки детских работ: «Русская матрёшка», «Сарафан для матрёшки», «Матрёшка».

Изготовление альбома с детскими рисунками “Русская матрёшка ”;

Изготовление рукописной книги с произведениями по теме проекта, которые дети придумали совместно с родителями.

Предполагаемые результаты:

Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о народном промысле – русская матрёшка. Знание истории происхождения Матрёшки;

Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;

В речи активно употребляются тексты стихов, частушек, термины по теме проекта.

Итог работы над проектом: В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Использованная литература:

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968

Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с.

И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.

Интернет-ресурсы:

1. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;

2. http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html ;

3. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

Описание материала: Данный материал может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста по теме «Русские народные промыслы», «Русское народное искусство». В сказочной форме это произведение знакомит детей с промыслом русской матрёшки.

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – Матрёшка;

2. Дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки.

Развивающие:

Развивать творческое воображение и фантазию, образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

Приложение 2. «День рождения Матрёшки».

Сценарий развлечения для детей старшей группы.


Цель: Создание у детей старшей группы радостного настроения.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей дошкольного возраста по теме «Русская матрёшка»;

Продолжать учить детей делать выводы, обобщать полученные знания.

Развивающие:

Развивать творческо-исполнительские способности детей при пении песен, частушек, чтении стихотворений.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному искусству.

Предварительная работа: празднично украшенный воздушными шариками зал, разучивание с детьми частушек про матрёшку, стихотворных поздравлений на тему «День рождения», танца и песни «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)

Материалы для проведения: 2 стола, 2 подноса, пазлы на тему «Матрёшка» (3 изображения, иллюстрации с изображением букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты, игрушки - деревянная лошадка, деревянный поезд, матрёшка и пластмассовые кубики, праздничный пирог, чай, костюмы Бабы-Яги и Матрёшки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, в музыкальном зале, чтобы поздравить нашу красавицу Матрёшку с Днём рождения. Но что-то я её не вижу. Вы не знаете, где она?

Дети: Нет.

(Под музыку на метле «залетает» Баба-Яга).

Баба-Яга: (Метле) Стоять! Уф, устала. (Оглядываясь) И что это мы все здесь делаем?

Воспитатель: Мы все собрались поздравить нашу Матрёшку с Днём рождения. Ты её не видела?

Баба-Яга: День рождения… Собрались они… Видела (хихикает). Я её заколдовала.

Воспитатель: Но как же так?

Баба-Яга: Она вас пригласила? Пригласила. А меня – нет. Вот я и обиделась.

Воспитатель: Но, может быть, тебя просто дома не было, когда она заходила с приглашением на праздник?

Баба-Яга (задумчиво): Может быть, и не было. Я новую метлу прикупила, вот и летаю теперь часто.

Воспитатель: Так, может, расколдуешь нашу Матрёшку?

Баба-Яга: Нет. Что я, зря старалась что ли? Выполните мои задания, тогда отпущу вашу Матрёшку.

Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы-Яги и помочь Матрёшке?

Дети: Да.

Баба-Яга: (Достаёт поднос с пазлами по теме «Матрёшка»). Вот первое задание: три картинки у меня. Надо собрать изображения, а то я забыла уже, что на них изображено.

Воспитатель: Это наши дети умеют делать. Приглашаем сюда, к столу, 6 человек (по 2 человека на каждую картинку).

Дети: (Выходят, собирают пазлы).

Воспитатель: Что за изображения получились?

Дети: Это изображения матрёшек.

Воспитатель: Баба-Яга, с первым заданием мы справились?

Баба-Яга: Справились. Оно лёгкое было.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Вот второе задание, архисложное. (Показывает иллюстрации залу). Посмотрите на изображения и скажите, что у них общего. (На столе лежат изображения букета цветов, праздничного стола, подарков, празднично украшенной комнаты).

Воспитатель:

Дети: (Выходят к столу, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше мнение?

Дети: Это всё можно увидеть на дне рождения: и цветы, и накрытый стол, и подарки, и украшенную комнату.

Воспитатель: Баба-Яга, отгадали наши дети твою загадку.

Баба-Яга (удивлённо): Отгадали. Какие умные дети!

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: Хорошо. Вот третье задание, творческое. Спеть частушки про Матрёшку.

Воспитатель: Петь наши дети тоже умеют. Приглашаю сюда 3 человек.

Дети: (Выходят, поют частушки про Матрёшку).

Баба-Яга (разочарованно): Всё-то умеют и знают ваши дети. Ладно, четвёртое задание. Есть у меня ещё игрушки (достаёт на подносе деревянную лошадку, деревянный поезд, матрёшку и пластмассовые кубики). Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лишнее из них и почему?

Воспитатель: Приглашаем сюда ещё 6 человек. Минута на размышление.

Дети: (Выходят, совещаются).

Воспитатель: Минута закончилась. Какое ваше решение?

Дети: Лишние здесь – кубики. Все остальные игрушки сделаны из дерева.

Воспитатель: Молодцы! Баба-Яга, дети правы?

Баба-Яга (уныло): Они правы.

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Дети: (Присаживаются).

Баба-Яга: И последнее задание осталось у меня. Хотелось бы, услышать песню обо мне.

Воспитатель: Такую песню наши дети знают и даже танец для тебя станцуют. Приглашаю всех детей на песню «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой).

Дети: (Танцуют танец).

Воспитатель: Баба-Яга, мы выполнили все твои задания. Где же наша Матрёшка?

Баба-Яга: Сейчас расколдую.

Матрёшка: (Заходит под музыку). Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Простите, пожалуйста, за опоздание. Сон внезапный меня сморил.

Воспитатель: Здравствуй, Матрёшка! Поздравляем тебя с Днём рождения!

Дети: (Хлопают).

Матрёшка: Спасибо большое!

Воспитатель: Наши дети приготовили для тебя поздравления. Послушай, пожалуйста.

Дети: (Читают поздравления).

Матрёшка: Я очень вам признательна за такие прекрасные слова. Приглашаю всех вас на праздничное чаепитие с праздничным пирогом в вашу группу.

Дети: (Под музыку уходят в группу).

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов – майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.
  5. Познакомиться с этапами создания матрешек.
  6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
  7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка – национальное культурное наследие России».
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. НОД «Эти разные матрешки»
  7. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  8. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»
  9. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек.
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток – вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)».

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы – весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства

Приложение 1

Детские стихи про матрешку – короткие и длинные

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

У мамы на комоде –

Стоят матрешки вроде.

Все яркие, нарядные –

Но что-то не по моде.

Среди моих игрушек

И кукол современных

Матрешки все ж в почете

Скажу вам без сомненья.

Матрешки тоже куклы

У них свои наряды.

Вот только их не снимешь

Не поменять ей платье.

На голове платочки

Есть красные и синие.

Ей не расчешешь волосы

Хотя видны косички.

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

Матрешки – лучшие друзья,

Скажу вам по секрету.

Они создания русские – как я

И сказано все этим.

Коллекция Тверских матрешек,

Хранится в комнате моей.

В ней персонажи сказок русских,

Дороже монстров и родней.

В матрешке - матрешка.

В матрешке - матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая -

И вырастет сразу матрешка большая.

Матрешка - чудное создание.

Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание -

Ещё три – каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком -

Настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка -

Так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки,

И хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся.

Им в жизни не о чем грустить.

Глаза красивые, блестящие

Полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие

В Матрёшке русские черты.

Матрешка - древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Приходько В.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще –

А там опять…

Найденыш!..

… Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьице матрешки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей.

Матрешка пестрая, красивая, забавная

Со всех сторон нарядная.

В косу волосы убраны

У русской красавицы,

И она всем нравится.

Приложение 2

Консультация «Русская матрешка».

Почти сто лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная

Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. «Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки!” Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: “Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!” Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произноситеслова: “Матрешка-матрешка, откройся немножко!” Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова (“Матрешка-матрешка, откройся немножко!”) пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра “в детский сад”.
Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую – пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше – в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

  1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
  2. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

3.На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

  1. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

И еще несколько советов.

После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином. Желаем Вам творческих успехов и взаимопонимания! Пусть дети обретут целостность и гармонию Духа, Души.

В заключение хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца «Сколько?» и стихотворением З.Медведевой «Матрешка»

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
– Вот тебе три игрушки.
– Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
– Давай считать, – сказал папа. – Одна?
– Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
– Две?
– Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
– Три?
– Три, – засмеялась Маша.
– То-то, – сказал папа.

Вот они все стоят!

Приложение 3

Конспект НОД «Весёлый хоровод матрёшек»

Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Закреплять знания детей о русской матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.

Повторение пословиц о труде. Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования, пластилинографию. Формировать творческие способности детей, самостоятельность, активность.

Активизация словаря: сувенир, Символ России, деревянная заготовка, роспись, семёновская, загорская, похлов – майданская

Оборудование:

Слайды с иллюстрациями к каждой части занятия.

Заготовки фигурок матрёшек, разные виды круп, гуашь, кисти, подставки, салфетки, клейстер.

Предварительная работа: Лепка матрёшек. Заучивание стихотворений и частушек к занятию. Заучивание пословиц о труде. Лепка матрёшек из солёного теста и их украшение. Пластелинография – украшение фартука матрёшки

(на фоне р. н. музыки)

Проходите, гости дорогие! (с поклоном)

Заждалась я вас, рада всех вас видеть. Рассаживайтесь по удобнее.

Я – Хозяйка страны Мастеров. Ко мне приходят те, кто умеет и любит создавать что – то новое, красивое – мастера.

Мастера России славятся своим умением во всём мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране тоже есть такой сувенир, он так же считается символом России, как флаг, герб, берёза. Догадались что это такое? Послушайте загадку:

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!!!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Конечно же, это всеми нами любимая матрёшка. (показ слайда)

У этой куклы есть внутри один секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Нет? Существует немало легенд о её происхождении. Мне очень нравится эта красивая сказка:

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка – село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. “Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку”, – сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

В другой легенде говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка – ритуальная кукла Дурума. Она изображала доброго и лукавого старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Дуруму пряталась вся его семья – 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу Матрёшку. (показ слайда)

А может – быть, матрёшка появилась благодаря «писанкам» – деревянным, расписным пасхальным яйцам, их уже много веков делают на Руси.

(показ иллюстрации)

Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

Первым мастером, который изготовил матрёшку на токарном станке, считают Василия Петровича Звёздочкина. (показ слайда портрета)

Первым художником, который расписал матрёшку – Сергеем Васильевичем Малютиным.

(показ слайда портрета)

Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка – россияночка.

С тех пор живёт матрёшка, как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете, и ей любуется весь мир.

Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, её дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрёшки остаётся прежней – бесконечность жизни, любовь и дружба.

Физминутка

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив).

Деревянные сестрицы.

чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А, может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал.

Откуда взялось такое имя? Почему кукла стала так называться? (ответы детей)

Раньше маленьким девочкам часто давали это ласковое имя – Матрена, Матрёнушка, Матрёшенька, Матрёшка. Так и закрепилось имя Матрёшка за игрушкой.

– А что означает имя Матрёна

– Имя Матрёна означает мать семейства – «матрона».

ИГРА «НАЗОВИ СРУЖНУЮ СЕМЬЮ МАТРЁШЕК»

(назвать семью матрёшек старинными русскими именами: Дуняша, Феклуша, Маняша и т. д.)

Существует три основных росписи матрёшек.

  1. Это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов – кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семёновской матрёшки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы. (показ слайда)

2.У мастеров из Полхова Майдана свой стиль декоративной росписи. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок у неё яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно – это фартук. На нём расцвёл чудо – букет. (показ слайда)

  1. Загорская (Сергиев Посадская) – на голове у них разноцветные платки в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, обязательно в фартуке. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. (показ слайда)

Не зря матрёшка наша в мире славится-

В любых она нарядах хороша,

Приятна взору русская красавица

И греет сердце русская душа!

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство.

Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)

  • Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу, сосну.
  • Вытачивают фигурку на станке.
  • Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.
  • Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
  • Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.
  • Просушивают.
  • Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.

А теперь посмотрим, кто был внимательным! Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. От какого слова произошло название матрёшки?
  2. Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки.
  3. Из какого материала делают игрушку?
  4. Какие росписи матрёшек вы знаете?

– Ведь вы не зря находитесь в Стране Мастеров. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  • «Мастер золотые руки»;
  • Делу время – потехе час;
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда;
  • Какие труды – такие и плоды;
  • Маленькое дело лучше большого безделья;
  • Умелые руки не знают скуки;
  • Каков мастер, такова и работа;
  • Хорошая работа два века живёт;
  • Солнце землю красит, человека труд

Приятно любоваться матрёшками, но ещё приятнее создавать красоту своими руками. Я предлагаю вам украсить сарафаны матрёшек.

(матрёшки, изготовленные заранее: объёмные из папье-маше, солёного теста, различного подручного материала)

Мастера, скорей за дело!

Украшай матрёшек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

На столах приготовлен различный материал для вашей работы. Проявите выдумку и фантазию.

(работа детей)

Молодцы. Потрудились все на славу. Какие красивые матрёшки получились! А как нам их объединить? Давайте соберём наших матрёшек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится весёлый, задорный.

(работы выставляются на заранее подготовленную поляну вокруг берёзки)

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Хозяйка Страны Мастеров: Я не привыкла напрасно хвалиться,

Но все называют меня мастерицей

За то, что сама я Матрёшку свою

Вяжу, вышиваю, шью, и крою,

Рисую, клею и леплю.

Вам подарить я их хочу.
(дарит подарки присутствующим – вязаные матрёшки по количеству гостей)

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наш детский сад в течение года будет работать над проектом

«Матрёшка – любимая детская игрушка», поэтому просим ответить на вопросы.

  1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
  1. Есть ли у вас дома эта игрушка?
  1. Нравиться ли вам матрешка?

Да, очень. Да. Ничего особенного.

  1. За что вам нравится матрешка? –

1). Очень красивая, оригинальная –

2). С ней можно поиграть –

3). Это игрушка с секретом –

4). Она веселая

5). Не знаю (затрудняюсь ответить) –

6). Не ответили –

  1. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?

1). Это игрушка, с ней можно поиграть –

2). По матрешке можно изучать историю нашей страны –

3). Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время –

4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать –

5). Не ответили –

6). Не знаю (затрудняюсь с ответом) –

  1. Другие особенности матрешки.