Пальчиковый театр для детей в детском саду. Методические рекомендации «Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. как средство развития мелкой моторики

Пальчиковый театр своими руками

Мастер-класс по изготовлению пальчиковых кукол из фетра

Автор: Демидова Екатерина Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №62 «Серебряное копытце», г. Курган

Театр – это мысли свободной полет,
Театр – здесь фантазия щедро цветет…

Владимир Миодушевский
Мастер-класс рассчитан на воспитателей и специалистов дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих личностей.
Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован в ходе непосредственно образовательной деятельности как сюрпризный момент. Он может стать прекрасной традицией вашей семьи.
Выбор материала – фетра обусловлен следующими критериями:
легкий в обработке, края не осыпаются;
широкая цветовая гамма, различная толщина и плотность;
натуральный, безопасен для здоровья!!!
Цель: изготовление пальчикого театра для развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
познакомить с технологией изготовления пальчиковых кукол из фетра;
развивать актерские и режиссерские способности детей;
развивать мелкую моторику;
содействовать обогащению и активизации словарного запаса, развивать монологическую и диалогическую речь;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
развивать навыки организации практической деятельности.
Материалы и инструменты:
фетр простой, на самоклеющейся основе;
кружево;
бусины, стразы, мелкие пуговицы, глазки для кукол мелкие;
нитки армированные;
портновские булавки;
игла;
мел портновский;
бумага для выкройки;
клей «секундный»;
ножницы;
швейная машинка.


Выкройки Лисички:


Технология изготовления пальчиковой куклы «Лисичка».
Прежде чем приступить к работе вспомним основные правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
храните иголки и булавки в определенном месте (игольнице). Не берите иголки, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду.
не используйте в работе ржавые иглы и булавки.
во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми.
не режьте на ходу.
Изготовление выкройки для пальчиковой куклы не займет у вас много времени. Для начала необходимо определиться с размером. Основа игрушки должна быть в высоту примерно с указательный палец. Прорисовываем туловище и остальные детали. Не забываем сделать припуски к тем деталям, которые вставляются в основу.
Подбираем материалы для нашей лисички. Детали переносим на бумагу и вырезаем.
Основа – 2 детали;
Голова – 1 деталь;
Мордочка – 1 деталь;
Ушки – 2 детали;
Хвост – 1 деталь;
Кончик хвостика – 1 деталь;
Лапки – 2 детали.


Переносим выкройку на фетр. Более крупные детали прикалываем к материалу булавками, мелкие обводим портновским мелом.


Распределяем детали по местам.


Настрачиваем правую лапку на основу. Выполняем закрепки.


Настрачиваем вторую лапку. Выполняем закрепки.


Настрачиваем мордочку на голову. Выравниваем края ножницами.


Пришиваем ушки к голове тройной закрепкой.


Оформляем хвостик - настрачиваем кончик хвостика на деталь. Выравниваем края ножницами.


Соединяем по контуру детали туловища. Не забываем вставить сбоку хвостик. Выполняем закрепки. Выравниваем края по контуру.


С помощью клея крепим голову к туловищу. С клеем работаем аккуратно, так как могут проявиться следы на поверхности материала. Глазки и носик делаем из крупного черного бисера. Их можно приклеить или пришить нитками в цвет.


Технология изготовления пальчиковой куклы «Машенька».
Отличительной особенностью выполнения будет обработка головы.
Прорисовываем выкройку. Подбираем материалы.
Основа (платье) – 2 детали;
Рукава – 2 детали;
Руки – 2 детали;
Лапти – 2 детали;
Голова – 1 деталь;
Косынка(передняя часть) – 1 деталь;
Косынка (вид сзади) – 1 деталь;
Коса – 1 деталь;
Носик – 1 деталь;
Челка – 1 деталь.


Выкройки куклы «Машенька»


Вырезаем заготовки. Располагаем детали по местам.


Настрачиваем рукава на платье, подкладываем по низу рукавов ручки (не настрачивая их).


Настрачиваем кружево по низу платья. Выполняем закрепки.


Настрачиваем лапти. Выполняем закрепки. Сшиваем платье по контуру. Выравниваем края по контуру.


Настрачиваем челку и носик на голову. Чтобы носик не скользил под лапкой швейной машины, его необходимо предварительно приклеить.


Приклеиваем голову к основе. Наклеиваем сверху косынку из самоклеющегося фетра. Закрепляем косу между двумя деталями косынки. Выравниваем края.


Закрепляем края косынки машинной строчкой. Выполняем закрепки.


Приклеиваем глазки – бусинки. Подрумяниваем щечки красным карандашом.


Глазки Машеньки можно оформить с помощью специальной фурнитуры для рукоделия – глазок.


Вот, что у нас получилось!


Мои первые работы.


Варианты оформления пальчиковой куклы «Лягушка».


Варианты оформления пальчиковой куклы «Петушок».


Варианты оформления пальчиковых кукол – человечков.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

В наше время каждый родитель знает о пользе пальчиковых кукол.
В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.
К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т.д. (развивается пространственное восприятие).
При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия.
По сути театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей).
С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
Например, обыграйте сказку-импровизацию: Лисенок не слушался маму и убежал от нее, оказавшись в незнаком месте. Дайте ребенку главную роль лисенка, пусть сюжет развивает ребенок, вы лишь задавайте наводящие вопросы (Каких зверей встречает лисенок, добрых или злых? Страшно ли лисенку в незнакомом месте или он ничего не боится? Возвращается ли лисенок домой?). Поведение героя ребенка поможет вам лучше понять своего малыша.
Пальчиковые театры можно купить в магазине игрушек или в Интернете. Вот несколько вариантов таких театров:


Самому можно слепить фигурки из специального материала (пластики), консистенция пластилина, которая потом запекается в духовке, как тесто, и становиться твердой.

Из обычной старой детской перчатки можно сделать различных персонажей, например бабочку. Отрежьте от перчатки пальчик- это будет туловище бабочки. Вырежьте крылышки из цветной бумаги и приклейте или пришейте к будущему туловищу. Подберите глаза и усики (это могут быть бусины, пайетки, ниточки, тесемки). Бабочка готова!


Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку:


Еще один вариант пальчиковых кукол, кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего). Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами, вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая. Осталось украсить куколку, приклеить глазки, волосики или разрисовать. Пусть это сделает ребенок на свое усмотрение.


Пальчиковую куколку можно сделать из квадрата бумаги.
Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис.1), поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу - получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис.2,3). Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис.4). Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис.5). Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги.(рис.6). Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис.7). Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!


Для тех, кто любит сам разукрашивать, можно купить деревянные наперстки для росписи и самим нарисовать нужных персонажей:

В идеале хорошо иметь набор из 10 и больше стандартных персонажей - семья, животные, чтобы разыгрывать известные русские народные сказки. Такой набор, состоящий из 24х деревянных наперстков можно купить.

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Сначала можно просто познакомить малыши с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной.
Поэтому - если у вас еще нет своего кукольного пальчикового театра, самое время подумать о его приобретении!

Рукан Наталья Валерьевна,

воспитатель

второй квалификационной категории

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель: развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;

Описание : вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук, декорации.

Подготовка: Установить декорации, распределить роли.

Вариативность использования:

Разучивание потешек;

Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;

Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»…;

Придумай свою сказку;

Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание);

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);

-«Назови какого цвета герой?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая).

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

Развитие мелкой моторики пальцев , обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух - основные методы формирования правильной речи ребенка как в детском саду, так и дома.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такую традиционную форму работы, как пальчиковый театр, особенно с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения (ОНР, заикание), ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность.

Детский п альчиковый театр :

  • развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;
  • помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость;
  • развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма. Прежде всего следует порекомендовать родителям сводить своего ребенка в настоящий театр на различные детские представления или организовать просмотр детских спектаклей в домашнем кинозале.

Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный - пальчиковый: «Пальчики - актеры, а мы с вами - режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.

Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению - игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями. Успехов вам!

Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников

Подготовка актеров. Развитие движений

На столе стоит настольный театр - ширма.

Логопед. Что это? (Театр.)

Кто играет в театре? (Актеры.)

Отгадайте загадку и назовите, кто в нашем театре будет актером.

Пять братьев,

Годами равные,

По росту разные.

Актерами в нашем театре будут пальцы, а мы, режиссеры, научим их правильно двигаться. Займемся их подготовкой.

Логопед встает за ширму и демонстрирует движения ребенку, тот их повторяет. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Дружно встали пальцы в ряд.

Дети ставят руки перед лицом, ладони поворачивают тыльной стороной.

Наклонились и опять

Сжимают и разжимают пальцы.

Потянулись вверх, размялись,

Шевелят кончиками пальцев.

Ровными стоять остались.

Очень весело играем,

Пальчики мы упражняем.

Соприкасаются подушечками одноименных пальцев.

Каждый пальчик, как крючок,

Зацепился за бочок.

Захватывают, начиная с правого мизинца, мизинцем левой руки, как крючком, каждый палец правой руки, затем те же движения мизинцем правой руки.

Мы продолжим тренировку,

Мы шагаем очень ловко.

Твердый шаг - успех во всем,

Очень бойко мы идем.

Шагают всеми пальцами.

Мы катались на качелях,

Пальцы вверх и вниз летели.

Сжимают руки в «замок»; прижимают пальцы правой руки к тыльной стороне левой ладони, выпрямляют пальцы левой руки; поочередно меняют положение пальцев обеих рук.

Вот такой аттракцион!

Был веселым очень он!

Пальцы в домике сидят,

Выглянуть они хотят.

Сжимают правой ладонью левую ладонь.

Мы поможем им немножко -

И получится окошко.

Соединяют и округляют большие и указательные пальцы обеих рук, затем большие и средние и т.д.

Дети, загляните в каждое окошко.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на речевое развитие, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, обусловленная добором воздуха на середине фразы. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести:

  • выработку свободного, плавного, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями;
  • воспитание умения произносить небольшие фразы

или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого. Выработке правильного речевого дыхания могут помочь приведенные ниже забавные игры-сценки. Для их использования нужно подготовить вместе с детьми декорации, персонажи, которые одеваются на пальчики, познакомить детей с текстом, распределить роли, провести репетиции. Можно брать несколько сценок, в которых участвуют разные дети. Ребята с удовольствием смотрят мини-спектакли, а еще больше желают участвовать в них.

На солнечной лесной полянке расцвел красивый большой цветок. Он тянул свой стебелек и листочки к солнцу. Ветер ласково трепал его лепестки. Но ему было очень одиноко. Однажды цветок услышал вдалеке: ж-ж-ж… Звук все усиливался: ж-ж-ж… Это был огромный шмель. Он долго летел и устал. Цветок предложил ему отдохнуть и угостил вкусным цветочным соком. Шмель был очень ему благодарен и предложил свою дружбу. Цветок больше не скучал. Шмель часто прилетал к нему в гости и развлекал своей любимой песенкой.

В лесу жила зайчиха с зайчонком. Мама-зайчиха каждое утро отправлялась на поиски еды, а маленький зайчонок оставался дома один. Чтобы он не потерялся, мама надела ему на шею звонкий колокольчик. Куда бы зайчонок не поскакал, раздавался веселый звук колокольчика: дзынь-дзынь-дзынь… Скачет зайчик по до­рожке: дзынь-дзынь-дзынь… Запутался в высокой траве: дзынь дзынь-дзынь… Застрял в густых кустах: дзынь-дзынь-дзынь… Мама, возвращаясь домой, без труда находит своего сыночка по звону колокольчика.

Попугай Гоша очень любит кокосы. Однажды, прогуливаясь по солнечному острову, он заметил на высокой пальме кокосовые орехи. Так как Гоша не умел летать высоко, он подошел и стал стучать клювом по стволу пальмы: т-т-т… Кокосы висели неподвижно. Он снова стал барабанить: т-т-т… Кокосы даже и не собирались падать. Что же делать? Мимо шел длинношеий жираф. Он без труда достал кокосы. Гоша расколол их своим крепким клювом: д-д-д… и друзья вместе насладились кокосовой мякотью.

Теплый день. На небе яркое лучистое солнышко. Решило оно повеселиться и отправило солнечных зайчиков на землю. Прыгнул один солнечный зайчик на цветок: скок… - стал цветок ярче. Прыгнул другой зайчик: скок-скок… на лужу - и полетели по воде солнечные брызги. Третий зайчик прыгнул на котенка, который спал на траве возле дома. Приятно было солнечному зайчику скакать по мягкой пушистой шерсти: скок-скок-скок… Котенок про­снулся и хотел поймать его, но не сумел. Зайчик быстро прыгнул на траву, с травы на куст, на дерево. Только его и видели: скок-скок-скок…

Дождевые капли жили в тучке. Вместе с ней они путешествовали по всему белому свету. Проплывали над морями, лесами, садами, домами, реками. Капельки никогда не выходили из своего домика - тучки и наблюдали за всей этой красотой из окошка. Но однажды тучка сказала: «Пора вам, доченьки-капельки, на землю - напоить живительной влагой цветы, деревья, растения и все живое. Очень плохо всем без воды». Первыми прыгнули из тучки самые смелые капельки: кап кап… Затем все остальные поторопились принести радость и добро на землю: кап-кап-кап…

Работал на железной дороге веселый паровозик. Он перевозил пассажиров из одного пункта в другой. Все его очень любили и ждали. Если где-то вдалеке начинает раздаваться: ту-у, ту-у… (Дети делают вдох через нос и на выдохе через рот произносят тихо.) Значит, наш друг паровозик уже в пути. Вскоре он появится и известит нас о своем прибытии звонким гудком: ту-ту-ту… (На выдохе произносят громким голосом.) Все радостно встречают его. Пассажиры рассаживаются в вагоны, и паровозик продолжает свой путь: ту ту ту… (На выдохе, с уменьшением громкости голоса.) Немного грустно, но он обязательно вернется и порадует звонкой песней: ту-ту-ту… (Произносят громко.)

Дует ветер на волны. Они ударяются о берег и шумят: ш-ш-ш… Мелкие камешки трутся друг о друга: ш-ш-ш… Мелкие песчинки пытаются выбраться на берег, но волны их возвращают в море: ш-ш-ш… А вот море выбросило на берег красивые ракушки. Если их приложить к уху, можно услышать шум волн: ш-ш-ш…

Над морем белые чайки машут огромными крыльями, сопротивляясь сильному ветру: ш-ш-ш… И все эти звуки сливаются в волшебную музыку моря.

У Саши и Маши в доме на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сообщает, который час. Когда дети приходят из школы, кукушка кричит им один раз: ку-ку (1 час дня); когда дети обедают: ку-ку, ку-ку (2 часа дня); когда учат уроки: ку-ку, ку- ку, ку-ку (3 часа дня); когда идут на прогулку: ку-ку, ку- ку, ку-ку, ку-ку (4 часа дня). Ребята всегда знают время и везде успевают.

Развитие диалогической речи

Диалог - первая ступень развития связной монологической речи. На современном этапе развития психологии и педагогики в общеметодических работах накоплен определенный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию научно обоснованной базы для формирования диалогической речи у нормально развивающихся детей.

Работы Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Лотмана, С.Л. Рубинштейна, О.М. Соколова, Л.П. Якубинского посвящены исследованию психических механизмов и закономерностей диалогической речи, ее взаимодействию с мышлением. Диалог как контакт субъектов, осуществляющих не только языковую коммуникацию, но и взаимодействие присущих им смысловых позиций, изучался Б.Г. Ананьевым, Н.И. Жинкиным, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, Е.И. Пассовым, Л.В. Щербой и др. Диалогическую речь как первичную естественную форму речевого общения рассматривали в своих исследованиях Л.И. Арюпина, А.С. Зимульдинова, А.П. Коваль, С.А. Леонов, М.Р. Львов. В работах И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко разработаны система заданий, направленных на развитие у детей различных видов и форм диалогической речи, критерии оценивания умений и навыков учащихся младших классов.

К сожалению, в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы методы и содержание работы по формированию диалогической речи у дошкольников с нарушениями речевого развития. Логопеды обращаются к обще-дидактическим рекомендациям и опираются подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей.

Это не всегда эффективно. Недостаточная разработанность этой проблемы вызвала необходимость создания пособия, способствующего формированию диалогической речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

К основным задачам по обучению дошкольников диалогической речи относятся.

  • Обогащение речевого опыта детей различными видами диалогических реплик.
  • Обучение пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и правильному реагированию на них.
  • Вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы ответы.
  • Развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать речевые образцы диалогических реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.

В работе целесообразно использовать игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам повыполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.

Обучение диалогическим репликам

Взрослый знакомит детей с персонажами Машей и Сашей. Предлагает подружиться и обыграть различные ситуации, происходящие с ними. Сообщает содержание сценки, распределяет роли, изготавливает вместе с детьми декорации, репетирует. Обращает внимание на четкость проговаривания реплик с учетом соответствующих интонаций. Сценки можно показывать отдельно или сразу несколько. Во время подготовки к другой сценке для зрителей можно провести различные игры.

Сценка 1. Заяц и поросенок

Заяц сорвал на огороде морковку.

Встретил поросенка.

Поросенок. Здравствуй, зайчик.

Заяц. Здравствуй, поросенок.

Поросенок. Дай морковку, зайчик.

Заяц. У меня она одна.

Поросенок. Дай, пожалуйста.

Заяц. Хорошо, я поделюсь.

Заяц разгрыз морковку пополам, одну часть оставил себе, вторую отдал поросенку.

Сценка 2. Телефонный разговор

Звонит телефон. Саша звонит Маше.

Маша. Алло.

Саша. Привет, это я.

Маша. Привет. Что ты хотел?

Саша. Пойдем в магазин.

Маша. Зачем?

Саша. Купим торт и пойдем пить чай.

Дети встретились, сходили в магазин за тортом. Потом пили чай и рассказывали друг другу веселые истории.

Сценка 3. Строим город

Саша строит из кубиков дом.

Маша. Что ты делаешь?

Саша. Я строю дом.

Маша. Можно построить город.

Саша. Иди ко мне, будем строить вместе.

Маша. Я построю магазин и детсад.

Саша. А я еще несколько домов.

Дети построили из кубиков замечательный город. Они заселили его игрушками и стали дружно играть

Сценка 4. Мамины помощники

Мама на работе. Маша и Саша решили приготовить обед.

Маша. Возьми кастрюлю, набери воды, пожалуйста.

Саша. Хорошо. Что мы будем готовить?

Маша. Борщ. Принеси овощи.

Саша. Посмотри, все ли я принес?

Маша. Нет, капусту забыл.

Саша. Я быстро. На, Маша, капусту.

Дети почистили, нарезали овощи. положили их в кастрюлю. Вода закипела и борщ сварился. Уставшая мама вернулась с работы, и дети накормили ее вкусным обедом. Мама похвалила детей.

Сценка 5. Большая стирка

Решила Маша поиграть со своими куклами, но увидела, что одежда у них грязная. Сняла ее и начала стирать.

Саша. Маша, что ты делаешь?

Маша. Я стираю.

Саша. А я испачкал рубашку. Можешь ее постирать?

Маша. Ну что с тобой поделаешь? Снимай.

Маша постирала Саше рубашку, а он помог ей вылить воду и повесить белье.

Сценка 6. Подарок маме

У мамы скоро день рождения. Саша и Маша решили нарисовать ей картину. Взяли большой лист бумаги и стали рисовать.

Маша. Что ты будешь рисовать?

Саша. Солнце. А ты что?

Маша. А я облака.

Саша. Что еще нарисуем?

Маша. Лес, цветы и речку.

Саша. А я нарисую на реке пароход.

Маме очень понравилась картина. Она вставила ее в рамочку и повесила в гостиной.

Сценка 7. Друг не бросает в беде

Маша сидела на берегу озера и плакала.

Саша. Маша, что случилось?

Маша. Мой мяч укатился в озеро.

Саша. Где он?

Маша. Вон там, далеко.

Саша. Не плачь, я возьму лодку и достану твой мячик.

Мальчик добрался до мячика на лодке, взял его и вернул Маше. Девочка была ему очень благодарна.

Сценка 8. За грибами

Отправились Маша и Саша в лес за грибами.

Саша. Маша, ты видишь грибы? Маша. Пока нет.

Саша. А ты смотри под кустами, под листьями.

Маша. Ура! Я нашла!

Саша. Гриб не ядовитый?

Маша. Нет. У него большая шляпка и толстая ножка.

Дети набрали полные корзинки грибов и вернулись домой. А мама испекла им пироги с грибами.

Заучивание и инсценировка готовых диалогов

Для формирования этой стороны речи разработаны сценки-диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их можно показывать как отдельно, так и включать в структуру занятия. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли детей младших групп, устроить театральные фестивали.

Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.

Перед показом сценок-диалогов проводится такая же подготовительная работа, как и в разделе «Формирование речевого дыхания ». Слова автора произносит взрослый, дети - слова персонажей диалогов.

Диалоги на грядке

Сладкий перец повстречал

Горького братишку:

— Что-то очень тонок стал,

Похудел ты слишком.

Горький перец отвечал:

— От того я тонок стал,

Что диету соблюдал,

Сладости совсем не ел,

От того и похудел.

Капуста и лук

Говорит капуста луку:

«Раздеваться мне не мука,

У меня ведь сто одежек

И они все без застежек».

Отвечал капусте лук:

«Я тебе, конечно, друг.

Ну а кто меня разденет.

Тот об этом пожалеет».

Морковь и свекла

На грядке, в темнице,

Сидят две сестрицы.

Свои косы заплетают.

Разговоры затевают.

Праздник урожая

Скоро к нам придет.

И наряд оранжевый

Очень мне пойдет.

Свекла Я тебе открою

Свой большой секрет:

У меня бордовый

Вязаный жилет.

Диалоги на ягодных кустах

Красная и черная смородина

В саду кустики растут,

На них ягодки живут:

На смородиновых ветках

Красные и черные детки.

Черные ягоды

Мы сверху черномазики,

Черны мы и внутри.

Полезным черным соком

До краев полны.

Красные ягоды

Рубиновые бусинки

На солнышке горят.

Ягоды смородиновые -

Витаминов клад.

Малина и виноград

Лето. Полдень. Солнце.

Вот малина, виноград.

Виноград

Угощать люблю друзей

Вкусной ягодой своей.

Я малина сладкая.

Очень ароматная.

Ягоды бывают разные -

Черные, зеленые, красные,

Маленькие и большие,

И полезные такие.

Вот смородина - мала,

Ну а дыня - велика.

А арбуз и дыня -

Ягоды отныне.

Ты, арбуз, похож на мяч:

Круглый, полосатый.

Только хвостик ты свой спрячь

Очень длинноватый.

Дождик очень долго лил

И водой меня поил.

Раздались мои бока,

И теперь я так кругла.

Не сердись, я не со зла.

Ты мне очень уж мила.

Мы подружимся с тобой,

Будем братом и сестрой.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковый театр имеет большое значение для развития ребенка.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Пальчиковый театр:

Стимулирует развитие мелкой моторики;

Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

Развивает воображение, память, мышление и внимание;

Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

Формирует творческие способности и артистические умения;

Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Так же пальчиковый кукольный театр развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Художественная литература имеет огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Наряду с героями русских народных сказок используются и новые, полюбившиеся детям современные герои "смешарики". Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, используются разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

"Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир", - эти слова С.И. Мерзляковой.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Старшие дети вместе со взрослыми принимают участие в показе пальчикового спектакля малышам, где они учатся работать в коллективе и где воспитывается доброе отношение к малышам. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Используемая литература.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателя детского сада. М., 1999.

2. Истомина З.М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника. Изв. АПН РСФСР. 1966.

3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1982.

4. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников. М., 1941.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 2007. №1.

6. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.

7. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. 2008. №3.