Народное декоративно прикладное искусство в доу. Народно- декаротивно -прикладное искусство в детском саду. Декоративно прикладное искусство в современном детском саду

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Организация: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика, детский сад "Солнышко"

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Очень важно прививать детям с ранних лет интерес к прикладному искусству, будь то рисование, вышивание или более сложные виды творчества - декупаж или папье-маше. Любая кропотливая ручная работа способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, что, в свою очередь, помогает быстрее развиваться мышлению ребенка, его речи и воображению.

На протяжении трёх лет я веду в своей группе кружковую работу «Декоративное рисование». Я знакомлю детей с русскими народными традициями, воспитываю их на материале истории нашего народа, знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

Главными задачами своей работы я считаю следующее:

- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (Дымковской, Городецкой, Хохломской и др.)

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, узоров той или иной росписи;

- умения создавать выразительные узоры на бумаге разного формата;

- воспитание чувства ритма, формы, симметрии.

- вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

- развивать творческие способности.

- воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством можно проводить практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных мастеров дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

В своей работе я использую наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Это элементы дидактических игр и пособие для занятий. В группе имеется уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания.

Проводя данную работу систематически, мои воспитанники приобрели определенные знания, умения, навыки. Обогащается словарь ребенка, содержательная деятельность, развивается игровой замысел: декоративное украшение предметов. Дети научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ. Работа стала доставлять детям много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, создавать свои собственные изделия.

«…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барыню, почувствовать радость творчества» А. А. Грибовской

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, социально-личного и интеллектуального развития. Она дарит детям много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, побуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Список литературы:

1. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

2.Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982.

3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

4. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.

5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

Декоративно прикладное искусство детском саду.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Очень важно прививать детям с ранних лет интерес к прикладному искусству, будь то рисование, вышивание или более сложные виды творчества - декупаж или папье-маше. Любая кропотливая ручная работа способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, что, в свою очередь, помогает быстрее развиваться мышлению ребенка, его речи и воображению.

На протяжении трёх лет я веду в своей группе кружковую работу «Декоративное рисование». Я знакомлю детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитываю их на материале истории нашего народа, знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

Главными задачами своей работы я считаю следующее:

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (Дымковской, Городецкой, Хохломской и др.)

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, узоров той или иной росписи;

Умения создавать выразительные узоры на бумаге разного формата;

Воспитание чувства ритма, формы, симметрии.

Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

Развивать творческие способности.

Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством можно проводить практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных мастеров дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

В своей работе я использую наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Это элементы дидактических игр и пособие для занятий. В группе имеется уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания.

Проводя данную работу систематически, мои воспитанники приобрели определенные знания, умения, навыки. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел: декоративное украшение предметов.

Результаты показали что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ. Работа стала доставлять детям много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, создавать свои собственные изделия.

«…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барыню, почувствовать радость творчества» А. А. Грибовской

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, социально-личного и интеллектуального развития. Она дарит детям много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, побуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Список литературы:

1. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

2.Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982.

3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

4. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.

5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.


Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества.
Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. А. М. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».
Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства.
Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер.
Вместе с тем это деятельность художественно-декоративная, так как она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное начала взаимосвязаны и дополняют друг друга. Художественная образность вещи делает ее приятной для применения. Утилитарное начало подчеркивает жизненность художественной отделки предмета.
С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в детских садах эти традиции находят свое отражение.
Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Поэтому надо подготовить и выбрать те, которые наилучшим образом подходят к осуществлению замысла. Это процесс постепенный, он развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.
Изобразительной деятельности детей уделяется значительное место в воспитательной работе детского сада. Существует достаточно продуманная программа обучения рисованию, лепке, аппликации. Занимаясь по этой программе, дети усваивают разнообразные умения и навыки. Усвоение декоративных приемов происходит одновременно с усвоением навыков рисунка, изготовлением пластических форм, аппликации.
Художественно-прикладная практика детей характеризуется образностью и утилитарным назначением, которые, однако, проявляются своеобразно, так как продукты детского творчества несовершенны и наивны.
Дети радуются, даря своим мамам скромные подарки (закладки для книг, подушечки для иголок и т. д.), видя, что на праздничных утренниках стены зала украшены приготовленными ими флажками или другими элементами, а на девочках в национальных костюмах надеты бусы, которые они сами сделали из глины. Но, разумеется, дети не только участвуют в украшении окружающего - они приобщаются к активной творческой деятельности. Следовательно, утилитарность здесь определяется воспитательными задачами.
Художественная образность в декоративно-прикладном творчестве детей своеобразна и выступает в виде условных символов, эмблем, графических изображений. Так, пушистые комочки ваты, висящие на серебряных нитях, символизируют зимнюю природу, на фоне которой инсценируются сказки в день новогодней елки. Условные символы, эмблемы, атрибуты заимствованы из богатейшего арсенала народного творчества и всегда выражают определенные чувства, мысли. Участвуя в изготовлении этих элементов, дети комбинируют, придумывают различные их композиции, сочетания фигур и цветов.
Продукция декоративно-прикладного творчества предназначается для украшения помещения и поэтому всегда сопоставляется с интерьером. Детн должны не только изготовить какой-либо предмет, но и разместить его так, чтобы он гармонировал с окружающим, т. е. они должны освоить художественно-декоративные приемы.
Следовательно, необходимо выяснить, в какой организационной форме происходит усвоение этих приемов; с какими приемами и в какой последовательности надо знакомить детей.
Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду осуществляется на занятиях, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.
Декоративно-прикладная деятельность имеет свое специфическое содержание, которое не всегда осуществляется в какой-либо одной организационной форме. Рисование, лепка, аппликация имеют свою программу и проводятся в основном на занятиях. Дети рисуют, лепят и по собственной инициативе. Декоративно-прикладная деятельность осуществляется в самых разнообразных формах и редко укладывается в предназначенное для занятий время. Процесс ее более длительный, распадается на различные этапы. Так, при подготовке декоративного оформления зала воспитатель показывает его эскиз и ведет детей в зал, чтобы они ясно представили, какие им нужно сделать элементы украшения и какое они займут место в общем оформлении. Затем деятельность детей переносится в группу на занятия. Ребята вырезывают элементы оформления (флажки, цветы и т. д.). В вечернее время, уже вне занятий, все дети собираются в зале и под руководством воспитателя участвуют в оформлении центральной стены зала.
На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности - рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой - устанавливаются тесные связи. Допустим, проходит обучение рисованию на заданную тему. Детям предлагается несколько необычное задание - передать свою тему различными способами. Поэтому одни начинают рисовать разноцветными карандашами, другие - краской (гуашью или акварелью), третьи могут использовать бумагу различного тона и размера; те, кто хочет коллективно выполнить свой замысел, выбирают длинные листы бумаги и т. д. Сравнивая свои рисунки, дети убеждаются в преимуществе того или иного способа. Так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это, в свою очередь, подготавливает ребят к декоративно-прикладной практике, которая отличается поисковым характером.
В игре ребенок сам подготавливает обстановку и макетирует помещение, на фоне которого развертывается сюжетное действие. Он стремится сделать интерьер этого помещения уютным и привлекательным. Так, играя в дочки-матери, ребенок делает из глины посуду и раскрашивает ее; на витринах кукольного магазина появляются фрукты, овощи. Развивая задуманный сюжет, дети в игре распределяют роли действующих лиц. Для этого они выбирают кукол по их характерной выразительности, наряжают их, готовят детали костюмов, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного ее оформления.
Труд в уголке природы, хозяйственно-бытовой и ручной - важный участок работы в детском саду. Ручной труд непосредственно связан с декоративно-прикладной деятельностью. Ведь работа с бумагой, картоном, тканью, травой, корой, деревом, листьями.
Изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки. Мастерит ли ребенок сувениры маме к 8 Марта, делает ли игрушки, шьет платье кукле, плетет ли из бересты коробочки - все это он стремится сделать привлекательным, красивым по форме и цвету. Но и трудовые поручения в связи с наблюдением за природой, хозяйственными обязанностями также могут быть художественно оформлены. Дети готовят условные значки, отмечая календарь природы или дни дежурства. Эта работа доставляет детям удовольствие, они понимают общественное назначение своей деятельности.
Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ведь каждый праздник - это синтез различных видов художественной деятельности. Ребята поют, танцуют, читают стихи, они могут также принимать участие в оформлении зала, в приготовлении выставок своих рисунков, подарков малышам и т. д. Вся подготовка к празднику наполнена тем радостным переживанием, когда ребенок чувствует себя активным участником всего происходящего: оказывается, от него также зависит успех предстоящего торжества.
В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы в соответствии со своими интересами и склонностями к тому или иному виду художественной практики. Содержание самостоятельной художественной деятельности связано с музыкой, литературой, театрализацией сказок, рисованием, лепкой.
Дети готовят персонажи для театра, строят макеты для драматизации, оформляют свои костюмы для выступления и т. д. Таким образом, декоративно-прикладная деятельность детей применяется в самых разнообразных формах и видах. Ребенку для выполнения замысла необходимо пользоваться разнообразными материалами.
Например, какую-либо часть работы надо выполнить в виде рисунка, другую - путем аппликации. Конструируя игрушку, ребенок ищет подходящий материал, нужные пропорции, цвет, форму. Отсюда вариативность приемов изображения. Вот почему сложно определить программу формирования декоративно-прикладной деятельности.
Авторы данной книги не ставят своей задачей дать развернутое и детальное обоснование подобной программы. Опираясь на свои исследования, проведенные в лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, авторы делятся опытом приобщения детей 5-7 лет к различным видам прикладной деятельности в детском саду.
Г. Н. Пантелеев освещает пути и методы приобщения детей к декоративному оформлению групповой комнаты, зала к праздничному утреннику путем изготовления аппликативных фризовых панно.
Ю. В. Максимов раскрывает богатые возможности выполнения детьми декоративных работ: роспись лепки, на ткани, бересте, выкладывание мозаики из керамической плитки и т. д.
Л. В. Пантелеева рассматривает декоративное рисование как одно из средств развития чувства цвета у детей, а также художественное конструирование из цветных аппликативных форм.
Авторы разработали и создали оригинальные художественные образцы по развитию чувства цвета у детей и восприятию декоративного оформления помещения к празднику. Ценность этих пособий в том, что они построены с учетом возрастных возможностей ребенка.
Формирование декоративного творчества у детей осуществляется поэтапно, посредством творческих заданий и создания необходимых условий.
Поэтапность зависит от вида деятельности. Так, в художественно-оформительской деятельности дети сначала рассматривают возможный вариант праздничного оформления зала, затем переходят к эскизу оформления центральной стены, к его макетированию и позже выполняют оформление в натуральную величину. Развитие чувства цвета у детей идет от освоения ими жизненных свойств красок и их сочетаний к использованию этих свойств в целях образного воплощения, сначала по заданию педагога, а затем в самостоятельном творчестве.
В декоративной деятельности под влиянием фольклора дети от восприятия образцов и их отдельных выразительных средств переходят к творческим композициям с использованием различных материалов.
Творческие задания предполагают совместные действия взрослого и ребенка. Их постановка во многом определяется взрослым, но выполнение заданий осуществляется детьми творчески, самостоятельно. Основу творческих заданий составляют определенные темы, которые делают образ наглядным и доступным. Лепя из глины, выкладывая мозаику, рисуя цветы, дети стремятся выполнить определенную композицию: «Платье для мамы», «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Весенние цветы», «Сверкающие звездочки» и многие другие темы.
Создание условий способствует развитию декоративно-прикладной деятельности. Прежде всего это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов: анилиновых, флуоресцентных красителей (гуашь, темпера), акварели, рельефной пасты, туши, цветной пастели, всевозможных кистей и губок для оформительских работ, различных тканей, керамической глины и плитки, глазури, бересты, цветных синтетических пленок. Детей необходимо познакомить с приемами пользования этими материалами, чтобы раскрыть возможности образного воплощения. Для свободного расположения эскизов, элементов оформления хорошо применять длинные (ленточные) столы.
Планирование декоративно-прикладной деятельности. Возникает вопрос: в каких взаимосвязях находятся декоративно-прикладная и собственно изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), как сочетаются они, дополняя и обогащая друг друга? Достаточно ли времени, которое отводится «Программой воспитания в детском саду»? (В подготовительной к школе группе в неделю проводятся два занятия по рисованию, одно занятие по лепке и одно - по аппликации.) Опыт показал, что этого времени достаточно. Только необходимо разнообразить саму изобразительную деятельность новыми видами и материалами.
Приводится примерное планирование занятий на две недели по разным видам изобразительной деятельности (с включением декоративно-прикладной) в подготовительной к школе группе детского сада. Предусмотрены обычные виды деятельности. Здесь и сюжетное рисование, рисование и лепка с натуры, вырезывание по контуру и т. д. Некоторые занятия включают задания по декоративно-прикладной деятельности: рисование декоративного фриза, аппликация из керамической плитки (цветок). На этих занятиях дети знакомятся с закономерностями построения узора на фризе, с его композицией, усваивают тональную гамму красок, создают аппликацию из керамической плитки и т. д. Вместе с тем на этих занятиях решаются другие задачи, указанные в «Программе воспитания в детском саду» по разделу рисования, - создание выразительного образа средствами цвета, формы, композиции.
Таким образом, декоративно-прикладная деятельность тесно связана с занятиями рисованием, лепкой, аппликацией. Как показали исследования, дети получают разнообразные знания и умения. У них развиваются художественные способности - творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость. Поисковый характер деятельности способствует развитию инициативы и самостоятельности.
Н. А. Ветлугина, доктор педагогических наук;
В. А. Езикеева, кандидат педагогических наук

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.

Программа «Я в мире» предусматривает такие задачи по декоративному рисованию: учить рисовать по мотивам украинской вышивки, керамики, ковроделия, писанкарства, народных игрушек; выполнять узоры на прямоугольнике, квадрате, круге, разных плоских бумажных формах, которые имитируют предметы быта. Формировать умение ритмически размещать элементы узора по всей площади, по краям, в середине; использовать элементы узора: линии, мазки, точки, кружочки, кольца; цветные объединения присущий для вышивки и керамики. Программой предусматривается знакомство детей с такими видами украинской декоративной росписи как: петриковская, дымковская, гжель, Полхов-Майдановская, знакомство детей с Васильковской, Косовской, Опишнянской керамиками.

Петриковская роспись. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве (приложение 1).

Дымковская роспись. На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству. (Приложение 1).

Гжельская роспись . Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «жгель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. (См. приложение).

Опошнянские гончарные художественные изделия

Опошнянские керамические изделия -- народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опошня Полтавской области, Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин. Развитие современного промысла ведет свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов для вина с туловом в форме баранки (куманцы) баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых -- вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-желтый черенок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная глина, в которую для ее уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25-- 30 % темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной -- шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. Обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшими добавлениями в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, желтый, вишневый, темно-коричневый, черный, ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передается из поколения в поколение; выполненные на бумаге, однако они не сковывают творчество мастериц: никто не копирует образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов. Ее наносят на поверхность подсохших. Но еще не обожженных изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют ее основные оси, направленность движения масштаб. Одновременно учитывается сочетание цветов, так как мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка, его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветовые пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей целостность и законченность. Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангоба выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется, главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями -- коричневой (марганцевой) и зеленой (медной).

Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом.

Наиболее распространенные мотивы -- горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется: рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того, чтобы свистулька внутри оставалась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козел, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности (приложение 1).

В материале перечислены виды росписей, которые используются для ознакомления с декоративно прикладным искусством детей дошкольного возраста. Перечислены способы и методы работы, необходимые для работы творческого потенциала дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №150 «Солнышко»

Доклад на тему:

Виды росписей декоративно-прикладного искусства, используемые в детском саду

Подготовила воспитатель

Метельникова И.Л.

Саратов 2014г.

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Петриковская роспись…………………………………….

Глава 2. Дымковская роспись………………………………………

Глава 3. Гжельская роспись………………………………………..

Глава 4. Хохлома……………………………………………………

Глава 5. Городецкая роспись……………………………………….

Глава 6. Полхов-Майданская роспись……………………………..

Глава 7. Опошнянские гончарные художественные изделия…….

Методическое обеспечение………………………………………….

Введение

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.

Программа по изодеятельности в детском саду предусматривает такие задачи по декоративному рисованию: учить рисовать по мотивам русской вышивки, керамики, ковроделия, писанкарства, народных игрушек; выполнять узоры на прямоугольнике, квадрате, круге, разных плоских бумажных формах, которые имитируют предметы быта. Формировать умение ритмически размещать элементы узора по всей площади, по краям, в середине; использовать элементы узора: линии, мазки, точки, кружочки, кольца; цветные объединения присущий для вышивки и керамики. Программой предусматривается знакомство детей с такими видами декоративной росписи как: Петриковская, Дымковская, Гжель, Хохлома, Городецкая, Полхов-Майдановская, Опошнянской керамиками.

Глава 1. Петриковская роспись

Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве (приложение 1).

Глава 2. Дымковская роспись

На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству.

Глава 3. Гжельская роспись

Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека.

Глава 4. Хохлома

Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

В хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента – “травка”, “кудрина”,” письмо под листок”, “письмо под фон”, восходящие к двум старинным традициям или системам хохломской росписи - «верховому» и «фоновому» письму. Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров.

Глава 5. Городецкая роспись

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец , инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов - розы-купавки, бутоны, травки.

Глава 6. Полхов-Майданская роспись

Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России.
Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области . Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек . Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов . С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой , красной , зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи .
Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак,
ромашка , тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы , "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца .

Глава 7. Опошнянские гончарные художественные изделия

Опошнянские керамические изделия - народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опошня Полтавской области, Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин. Развитие современного промысла ведет свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов для вина с туловом в форме баранки (куманцы) баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых -- вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-желтый черенок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная глина, в которую для ее уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25-30 % темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной - шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. Обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшими добавлениями в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, желтый, вишневый, темно-коричневый, черный, ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передается из поколения в поколение; выполненные на бумаге, однако они не сковывают творчество мастериц: никто не копирует образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов. Ее наносят на поверхность подсохших. Но еще не обожженных изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют ее основные оси, направленность движения масштаб. Одновременно учитывается сочетание цветов, так как мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка, его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветовые пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей целостность и законченность. Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангоба выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется, главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями - коричневой (марганцевой) и зеленой (медной).

Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом.

Наиболее распространенные мотивы - горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется: рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того, чтобы свистулька внутри оставалась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козел, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности.

Методическое обеспечение.

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М.: Просвещение,- 1975.
  2. Василенко К. Украинские народные узоры. К.: Искусство, 1995.
  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства-М.: Просвещение,- 1991.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Владос, - 2000.
  5. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 1998. - 294 с.
  6. Дубинская К.Н, Маерова К.С. Украинское народное прикладное искусство. К.: Просвита,1998.
  7. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
  8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М., 2006.
  9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Образование,- 2005.
  10. Корнилова С.,А. Галанов. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет - М.: Рольф,- 2000..
  11. Левин В.И. Воспитание Творчества-Томск: Пеленг, 1993.
  12. Мелик-Пашаев А., Ступени творчества. - М.: Просвещение,- 1987.
  13. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство - детям. - М.: Просвещение, 1976.
  14. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, -1982.
  15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. - М.: ТИТУЛ, 1996.
  16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М.: Владос, 2005
  17. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М.: Образование,- 2002.