Петрушка как персонаж кукольных представлений. Исследовательский проект "народный кукольный герой петрушка"

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах.

Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).


Изначально куклы на представлениях «разыгрывали» сказочные сюжеты, главными героями которых были боги, позже популярными стали библейские сюжеты.

В средние века у каждого артиста-скомороха был свой «ручной» герой - насмешник-скалозуб, отпускающий скабрёзные и злые остроты в адрес властьимущих. Какой спрос с куклы?

Хозяева-скоморохи, бродячие актёры облачали шутников в соответствующий их титулу и сану красный колпак и давали своим шутам звучные, яркие имена. Первый итальянский Петрушка назывался Пульчинелла, что означает «петушок».

Итальянский Пульчинелла

Французского собрата Петрушки именовали Полишинель

В Германии Каспер или Гансвурст

Забавный англичанин мистер Панч


В Турции - Карагёз, в Испании - Дон Кристобаль. Русский Петрушка - румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений, перчаточная кукла в красной рубахе, холщовых штанах и колпаке с кисточкой.

Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так описал «Комедию с Петрушкою»:

Комедию с Петрушкою,

С козою с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

Комедия не мудрая,

Однако и не глупая,

Хожалому квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

Петрушке в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом более трех веков русские кукольники отдавали предпочтение неспроста. Шуты всегда считались на Руси особой кастой, которой позволялось сказать правду, облачая её в остроумную и искрометную шутку.

ПЕТРУШКА, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.И. Даль).

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Первое письменное упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Наиболее известной куклой того времени был Петрушка. Впервые его увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это произошло почти 400 лет назад! В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре и его главном герое.

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актёр таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он, то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Петром Ивановичем Укусовым», «Самоваровым», «Ванькой Ра-та-ту-ем».

Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ — их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «...была создана фигура... известная всем народам... Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам-жо остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причиной тому был жёсткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки ещё более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана.

Это любопытно

Прототипом ярмарочной куклы Петрушки является настоящее историческое лицо - любимый шут Анны Иоанновны, русской императрицы с 1730 по 1740 годы. Звали того шута Пьетро-Мира Педрилло, был он сыном итальянского скульптора. Педрилло приехал в Петербург ко двору императрицы в качестве музыканта, исполняющего роли буффа и играющего на скрипке. В самом начале своей карьеры у него произошел инцидент с придворными. Граф Бирон, фаворит императрицы, предложил молодому музыканту попробовать себя в качестве придворного шута.

Пьетро Педрилло с такой звучной фамилией, природным остроумием и блестящим умом, смог сделать головокружительную карьеру при дворе Анны Иоанновны. Он был её постоянным карточным партнером, щедро ею награжден и обласкан. Из России шут уезжал весьма состоятельным человеком после смерти императрицы. Его дворцовые клички были разнообразны - «Адамка», «Антонио», «Петрушка». Именно последним именем и был назван кукольный балагур всех ярмарок и балаганов того времени. Так итальянский придворный шут стал «отцом» русской куклы, навсегда оставшейся частью национального колорита.

Да и внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Вот что вспоминает о Петрушке в своей книге «Жизнь художника» (Воспоминания, том 2) Александр Бенуа: «На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пестрые ширмы, «музыкант» кладет свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами....

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо дает ему предпочтение. Петрушка в ярости бьет блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал еще вертлявее, еще подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: «это барашек». Петрушка в восторге, гладит «ученого, моченого» барашка и садится на него верхом. "Барашек" покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чёрт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает «жуткая» тишина...»

Всегда считалось, что Петрушка ведет свою родословную от Пульчинеллы, но его характер и проделки оказались настолько близки нашему народу, что об итальянском происхождении скоро забыли и веселый Петрушка стал русским народным кукольным героем.

А недавно прошел слух о том, что Петрушка появился на свет раньше, чем Пульчинелла. Последние археологические находки под Новгородом якобы доказывают, что петрушечный театр существовал в России еще в пятнадцатом веке. До сих пор мы имели точные исторические сведении лишь о петрушечниках семнадцатого века. Какие еще сюрпризы готовят нам носатые братцы-насмешники?

В семнадцатом веке кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. О том, как это происходило, можно прочитать в книге немецкого посла в России Адама Олеария: «Комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Там же виден рисунок автора, на котором изображен скоморох с Петрушкой во время выступления. Это первое историческое документальное упоминание о российском кукольном театре. Оно относится к 1636 году.

Сначала у Петрушки было несколько имен. Его называли Петром Ивановичем (Петровичем) Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем, а на Украине - Ванькой Ру-тю-тю. Но со временем все эти имена забылись - победил Петрушка.

Петрушка представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на Панча, Пульчинеллу и прочих «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой веселый рот и торопливый писклявый говорок. Можно сказать, что он не говорил, а верещал.

Это достигалось при помощи специального приспособления - пищика. Актер брал пищик в рот и говорил через него. Конечно, от этого речь Петрушки казалась неразборчивой. Выручал шарманщик, вместе с которым в более поздние годы кукольник вел представление. Шарманщик нарочно переспрашивал Петрушку, заставляя его повторять неразборчивые фразы.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста - румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский), поп и черт. Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость. Не удивительно что он оставался первейшим любимцем публики на протяжении не только многих лет, но и веков.

И веселой куклой восхищался не только простой народ. О нем с восторгом писали М.Горький и Ф.Достоевский. Н.Некрасов описывал представление с Петрушкой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Композитор И.Стравинский написал балет «Петрушка». А главное - сатирические народные представления с неунывающим Петрушкой дали начало русскому театральному искусству.

Но потом наступили тяжелые времена. Артистов театра Петрушки стали преследовать власти. Ведь Петрушка и его человеческие друзья не умели «прикусывать язычок» и на всю ярмарку, улицу или площадь «резали правду-матку», то есть говорили, - а точнее, верещали - обо всех глупостях, несправедливостях и прочих безобразиях, которые творились людьми, имеющими власть. Петрушечников пытались заставить замолчать, пряча в тюрьмы, за железные решетки. И русский народ официально надолго остался без своего веселого героя.

Кукла «Петрушка» на основе современной бытовой формы.

Кукла для перчаточного театра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото


Юмашева Антонина Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида г. Рассказово, Тамбовская область.
Описание: Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, детей младшего школьного возраста, воспитателей ДОУ, а так же любителей домашнего с детьми театра, будет полезен тем, кто любит поделки своими руками из бросового материала, бытовых форм, тем, кто хочет дать отслужившему предмету вторую жизнь.
Назначение: Поделка, подарок, кукла для кукольного театра своими руками, сувенир.
Цель: Создание оригинальной куклы для театра своими руками на основе современных бытовых упаковочных материалов.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с историей возникновения куклы Петрушка;
2.Научить видеть художественный образ в обычных формах;
3.Научить использовать куклу для театра, сделанную своими руками.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру;
2.Воспитывать уважение к собственному труду;
3.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Развивающие:
1.Способствовать развитию воображения, фантазии и творческого начала;
2.Развивать ручную умелость, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с ножницами:
1.Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3.При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу,
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7.Желательно, что бы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз после работы колющие предметы убирают на своё место.


Материалы для выполнения куклы детьми старшего дошкольного возраста самостоятельно с использованием пластилина:
1.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одной стороны.
2.Кусок пластилина жёлтого цвета.
3.Немного пластилина белого, чёрного, розового, оранжевого цвета.
4.Готовая рубашка из ткани размером 11х16 см.
5.Готовый колпак из картона.
Дополнительные материалы и инструменты к мастер – классу для изготовления куклы детьми младшего школьного возраста, взрослых из ткани и пряжи:
6.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одой стороны.
7.Пряжа жёлтого цвета.
8.Ткань для рубашки.
9.Ткань для колпака.
10.Ткань для подложки - круг, равный диаметру контейнера Kinder–сюрприза
11.Пластилин
12.Иголка с ниткой на магните.
13.Ножницы.
14.Наждачная бумага.

История рождения Петрушки, его устами говорил сам народ!


Как ни странно , Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, в Германии -Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, а в Турции - Карагёз, в Венгрии - витязь Ласло, в Индии - Видушака. Все они являются театральными куклами - марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. Традиционно Петрушка это кукла перчатка.
Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам… Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам - же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что, в конце концов - именно он преодолеет всё и всех»
Одежда у Петрушки , поэтому иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны.
Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Она отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно вырезано из дерева и обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным. Большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот - улыбка Петрушки, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).
Петрушка, как фольклорный персонаж , непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.


У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.
Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж.
Здравствуйте детишки
Девчонки и мальчишки!
Я в красивом колпачке,
С погремушкою в руке.
Я - веселая игрушка,
А зовут меня …Петрушка.

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство.
Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории.
Балет «Петрушка» порой отождествляют с эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль.
Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.
Способы управление перчаточной куклой Петрушка.
Указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони.


Изображение куклы, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.


И так начнём наш мастер - класс по изготовлению куклы Петрушки
1. Для изготовления куклы в форме-контейнере из-под Kinder–сюрприза (далее форма), необходимо сделать отверстие для указательного пальца. Отверстие должны сделать взрослые в целях безопасности. Отверстие маленькое, форма гладкая и нож может соскользнуть!
Отверстие нужно зачистить наждачной шкуркой от заусенец.
И так форма с отверстием для пальца готова. Рубашка из ткани, колпак из картона – сделаны предварительно детьми на ручном труде, сшили рубашку и склеили колпак по выкройкам, можно начинать!


2. Кусок жёлтого пластилина разделим пополам и одну часть, разминая, раскатаем в пластину это будущие волосы куклы. Оставшуюся часть дети используют для чёлки и по своему усмотрению. Скатаем два белых шарика и два чёрных – это глаза куклы. Для носы можно соединить два цвета – оранжевый и жёлтый, что бы приблизить к цвету формы. Рот сделать из красного пластилина.
Преимущества большого использования пластилина в кукле в том, что все детали соединяются без труда и созданная тяжесть помогает манипулировать ребёнку куклой.
Она отлично ведёт себя даже в танце.


3. Всё готово для оформления головы куклы, можно всё соединить, как показано на рисунке, на котором я соединила все этапы выполнения, используя слайд в Microsoft Office, этапы не сложные, а вместе воспринимаются лучше для быстрого и удачного соединения деталей.


4. Рубашка традиционно красная, но здесь она не красная, что бы в дальнейшем в мастер – классе отличались куклы.


5. И вот Петрушка готов!



Далее я предлагаю сделать куклу Петрушку с волосами из пряжи,
Такая кукла более привлекательна, долговечна и проста в хранении, её можно использовать для игр, как Ведущий на преставлениях и утренниках.
1. Для волос возьмём пряжу и намотаем по подложку, свяжем той же пряжей, отрежем по направлению стрелок, как показано на рисунке, который я сделала в редакторе Рисование. Получатся волосы с чёлкой.


2. На рисунке показано, как вырезать и сшить рубашку и колпак. Круг-подложка потребуется для крепления волос и колпака на форму.


3. Берём форму с вырезанным отверстием с одной стороны и приклеиваем круг с другой стороны. Этот круг позволит нам пришить к форме волосы и колпак.
Желательно круг приклеить в цвет волос, здесь я использовала контраст только для лучшей демонстрации.


4. Готовые волосы кладём на круг, кладем, так что бы чёлка находилась на переде – лице куклы, раздвигая волосы, пришиваем по всей длине окружности круга.



5. И вот наш задорный, озорной Петрушка, готов! Можно с ним поиграть!

Галина Морозова

Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка »

Составила и провела : Морозова Галина Викторовна

Место проведения занятия : МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл

Предмет : Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами , декоративное рисование.

Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут .

Организационный момент – 2 минуты.

Презентация «Петрушки разных стран » - 3 минуты.

Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.

Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки » способом оригами - 2 минуты.

Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.

Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут .

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки » - 2 минуты.

Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут .

Анализ работ – 2 минуты.

Материалы к занятию :

Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки .

Раздаточный материал : Дидактическая игра «Подбери заплатку» , квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.

Методы и приемы использованные на занятии :

Информационно– рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

В занятие включены : организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран » , дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.

Цель : Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой , обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.

Задачи :

Обучающие задачи :

Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;

Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.

Развивающие задачи :

Развивать конструктивное мышление , глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи :

Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.

Словарь :

Существительные : Петрушка , скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Прилагательные : красивый, озорной, смешной, веселый , нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.

Глаголы : играет, веселит , шутит, смешит, выступает.

Предварительная работа :

Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.

Пословицы

Что скоморошья жена, всегда весела .

Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.

Весел как вешний жаворонок.

Радует, как скоморох на своем гудке.

Скоморох как веник, по избе пляшет.

Отгадывание загадок :

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка ,

А зовут его… Петрушка

Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

Я веселый , озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Он в лавры громко бьет,

На праздник всех зовет.

Веселая игрушка , наш добрый другПетрушка

Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,

Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку

Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,

Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка

В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.

Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр

Беседа «Кто народ веселил » - скоморохи, шуты, петрушки

Энциклопедическая информация об объекте : Петрушка это кукла , которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия . Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка , по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак , с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка , который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма . Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю , лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты , как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек , живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением , без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Театральные куклы марионетки

Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка , в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол : лошадь, Петрушка и Цыган .

Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович , Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь . «Не конь, а диво : бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь!» - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются. Она то - летает с лихим наездником Петрушкой , то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику . Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.

Ход занятия

Педагог :

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему занятия назовёт .

Загадка : Наряд его пестрый, колпак острый,

Шутки смех, веселят всех !

Он – веселая игрушка , а зовут его…

Дети : Петрушка .

Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка

(все действия и текст за Петрушку говорит педагог , меняя интонацию своего голоса).

Петрушка : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Я Петрушка весельчак – это знает , всяк!

С вами буду я играть и заниматься помогать!

Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.

Петрушек из разных стран .

Хотите с нами познакомится?

Ответы детей

Петрушка : В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

Хотите с ними познакомиться?

Ответы детей

Петрушка : Давайте знакомиться?

Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Педагог : Ребята, посмотрите, каков Петрушка ! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

Нравится вам такой веселый герой ?

Ответы детей

Детям через проектор показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов» , педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку

Текст слайдов :

Петрушка : «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.

Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.

И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка . Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей » .

Педагог демонстрирует детям книгу.

В этой книге Петрушка еще совсем юный , но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.

1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»

2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд

Петрушка :

Ребята, понравились вам мои друзья?

Много у меня «родственников» в разных странах?

А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы , разноцветные?

Ответы детей

Петрушка : – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.

Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры : Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

Материал : Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры : На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Дети выполняют задание

Петрушка : Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать .

Хотите научиться?

Ответы детей

Петрушка : Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.

Что, сможете смастерить таких Петрушек , ручки то у вас умелые или так себе?

Педагог : Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак, - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка : интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.

Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки

Последовательность изготовления Петрушки

1. Сложим базовую форму «воздушный змей» , согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.

2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.

3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.

4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.

5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки .

6. Приклеим круглую головку, парик и руки.

Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.

Петрушка : Мы сами все веселые и веселим всех вокруг , а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки »

Мы веселые Петрушки ,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Шире рот откроем «А» , рожицы состроим.

Как скажу я слово «Три» , все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.

Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд

Петрушка : Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки , и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.

Дети разукрашивают костюмы Петрушкам .

Педагог : предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку » , спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек .

А что особенного у твоего Петрушки , как ты его узнал?

Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему : у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.

Петрушка : Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки .

Дети и педагог : Спасибо тебе Петрушка , ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил , интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.

Петрушка : Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.

Петрушка гладит всех детей по голове.

А сейчас откройте все глазки, занятие окончено , на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка » .