Культурные ценности: теория и история. Культурные ценности

Культурные ценности - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные, в историко-культурном отношении, территории и объекты.

Что такое культурные ценности? Культурные ценности - это достояние определённой этнической, социальной, социографической группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств.

При этом обязательным условием принадлежности произведений искусства к культурным ценностям является их возможное воздействие на психику и сознание людей с целью донести до них в той или иной форме информации о идеологических и духовных ценностей, которые сложно передать другим путём. Культурные ценности в разные временные эпохи различались между собой и даже для одного и того же народа - культурные ценности представляют собой нечто не обязательно однородное по своему наполнению.

Многие эпохи человечества хранят в себе истоки культуры, истоки духовности, истоки настоящих гуманных человеческих ценностей и тенденций. Для того, чтобы иметь возможность с ними познакомиться у современного человека намного больше возможностей по причине того, что информационное пространство соединено в единое целое благодаря множественным сетям коммуникации, Интернету, телевидению. А ведь 30 лет назад, к примеру, разве мог кто-то предположить о том, что для того чтобы ознакомиться с Лувром или экспозицией Национального Британского Музея Искусств не будет никакой необходимости путешествовать к ним. А всё это можно сделать за экраном монитора в Белгороде или Орле. Мир стал ближе, намного ближе, чем это было доступно до этого. Мы находимся на этапе массового смешения культур и проникновения Запада и Востока в своих подходах друг в друга. Сейчас понятие культурных ценностей меняется и модифицируется в соответствии с тем, каким образом меняется и совершенствуется человек. Развитие новых отраслей культуры происходит на стыке старых и новых понятий о культурных ценностях, на пороге новых открытий и развития самых тончайших технологий нового поколения.

Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений.

Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования - ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.

Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность. Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно--денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности. В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности - от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные. На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по-своему. В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др. У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности. Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.

, художественные промыслы и ремесла , произведения культуры и искусства - синоним: культура

  • результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость - научные ценности, знания, наука
  • здания , сооружения , объекты, предметы (культа), технологии , уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты - исторические ценности
  • Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      Культурные ценности молодёжи. Мнение народа.

    Субтитры

    Термины, опубликованные в научной литературе России

    Всякая культурная ценность(КЦ), по своему составу может быть представлена в виде формулы:

    где ρ - степень вероятности подлинности предмета, α - его ценность, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта .

    Универсальная культурная ценность (КЦ Σ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:

    КЦ Σ = αρ + βq + γr;

    где α - ценность предмета (объекта) для государства , β – ценность предмета (объекта) для религиозной организации , γ – ценность (предмета) объекта для корпорации (сословия, самодеятельного профессионального союза, творческого объединения граждан, национального образования народов населяющих Российскую Федерацию) . Знаки ρ, q, r – соответствующие вероятности подлинности предмета.

    Первое условие существования ценности: её обособленность от окружающего мира, выделение сознанием человека нечто из гомогенной среды, т. е нечто должно объективно существовать, а не потенциально представляться.

    Второе условие существования ценности: закреплённость феномена в материальном носителе, объектная оформленность.
    Третье условие существования ценности (необходимое и достаточное): предмет обладающий ценностью должен иметь собственника, т. е. пройти операцию отчуждения.

    Выявление культурной ценности (Антиномия первого порядка) : «материальное - духовное» указывает на динамическую природу феномена культурных ценностей присущих материальной статической форме объекта реального мира.

    При разрешении антиномии содержание понятия первоначально, в момент выявления, концентрируется антитезисе (духовной составляющей), в то время как тезис (предмет - носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на которую посредством творческой деятельности членов социума переносится носится содержание из антитезиса .

    Музейный предмет – культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление .

    Процесс научной атрибуции культурной ценности: Субъект атрибуции (S A) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции O A (a, b, c) некоторому количеству признаков (a i , b i , c i) объекта (О i), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции - OSA, которое является проекцией мира универсума множества - О на сознание субъекта атрибуции.

    Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта OA(a, b, c) э Оi(ai, bi, ci), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта Оi(ai, bi, ci), который, вероятно, имеет место в реальном мире - O.

    Фактор вероятности (ρ) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (Оi) соответствуют реальному положению его в Универсуме - O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) - известным признакам объектов сравнения Оi, Оj, Оk.... Оn-1.

    При этом не исключены варианты при которых объект атрибуции O A (a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.

    Следствие 1: Атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса , при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершенной :

    А эn ⊃ А эn-1 .... ⊃ А ни ⊃ А фзк ⊃ А дх (1)

    Где Адх – атрибуция предмета при поступлении в музей, А фзк - атрибуция предмета фондово-закупочной комиссией, А ни - атрибуция в процессе научной инвентаризации, А эn , А эn-1 - атрибуция дополнительными экспертными мероприятиями (экспертиза на подлинность, экспертиза при организации выставок, экспертиза при реставрации и т. п.).

    Формула (1) показывает, что задача атрибуции предельна конкретна - провести идентификацию объекта атрибуции с некоторой степенью вероятности, а последовательность и зависимость атрибутивных действий указывает на глубинную цель атрибуции - выявить истинное имя предмета, получить которое можно только располагая всей полнотой знаний о культурной ценности и Универсуме .

    Следствие 2: Атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы , что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности . Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.

    Следствие 3: наличие структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции на основе принципов структурно-функционального анализа, с учётом вероятности подлинности и коллективного согласия .

    Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

    • а) ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
    • б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);
    • в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей". Драча Г.В. Культурология. - Рн/Д, 2000.С. 37.

    Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые. Стешенко Л. А.. Охрана памятников истории и культуры в СССР // Советское государство и право.

    М. 1975. - №11. С. 17-24.

    Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула "движимость следует за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей. Дьячков А.Н. Памятники истории и культуры в системе предметного мира культуры. Памятники и современность. -М., 2007.С.251.

    В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты". Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612- I

    (в ред. от 1.12.2014)

    В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

    • -культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
    • -культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
    • -культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
    • -культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
    • -культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
    • -культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности". О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. от 23.07.2013г)

    "Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

    • 1. Исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
    • 2. Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
    • 3. Художественные ценности, в том числе:
      • -картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
      • -оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
      • -оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
      • -художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
      • -гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
      • -произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
      • -изделия традиционных народных художественных промыслов;
      • -составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
    • 4. Старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
    • 5. Редкие рукописи и документальные памятники;
    • 6. Архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
    • 7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты;
    • 8. Почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
    • 9. Старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
    • 10. Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
    • 11. Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры". О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. от 23.07.2013г)

    Таким образом, данным Законом исчерпывающим образом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

    Не смотря на то, что международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности", общая специфика остается неизменной: культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие "культурные ценности" охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.

    Мир ценностей разнообразен. В аксиологии предложены различные варианты их классификации. К примеру, согласно классификации Ерасова, имеют ценность следующие понятия:

    § Витальные (vita – ʼʼжизньʼʼ): это жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние;

    § Социальные: семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство;

    § Политические: гражданские свободы, закон, Конституция, мир и т.д.;

    § Моральные: добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям;

    § Религиозные: вера, Бог, Священное писание;

    § Эстетические: красота͵ стиль, гармония.

    Система ценностей может складываться у отдельного человека, внутри социальных групп, внутри культурных эпох. Личные ценностные ориентации появляются у каждого человека, начиная с детства. С их помощью он ориентируется в мире понятий, которые имеют ценность, и определяет, какие понятия являются для него более значимыми, а какие менее. Так формируется ценностная иерархия . У социальных групп, живущих в сходных условиях, создается сходная иерархия ценностей:

    1. Порядочность (чистая совесть);

    2. Дружба;

    3. Успешная карьера;

    4. Материальное благополучие;

    5. Любовь;

    6. Рождение и воспитание детей;

    7. Семейное счастье;

    8. Процветание и безопасность страны.

    Со временем система ценностей, иерархия ценностей изменяется, особенно при значительных переменах в жизни общества. К примеру: в древнегреческой культуре большую ценность имели философия и искусство, в древнеримской культуре – политика и право, в Средние века – религия, в Новое время – наука. Иерархия ценностей в данном случае связана с идеалами данного типа культуры, эпохи. Идеал - ϶ᴛᴏ эталон, на который можно ориентироваться. Эталон формирует культуру как целостность, является одним из базовых условий ее существования и развития. К примеру: в эпоху Средневековья (к. 5 – 14 вв.) сложились три эталона жизни человека:

    1. Христианская церковь в качестве идеала назвала жизнь Христа͵ а также жизнь христианских мучеников;

    2. Простой народ выразил идеал в фольклоре, герой которого, прежде всœего, веселый, трудолюбивый, смекалистый и удачливый человек;

    3. Рыцарство сформировало культурный эталон, в базе которого – кодекс рыцарской добродетели.

    Утверждающиеся в культуре эталоны, образцы, как правило, фиксируются в виде культурной нормы. Культурные нормы - ϶ᴛᴏ правила, регулирующие человеческое поведение, разрешающие или запрещающие что-либо делать. Эти правила являются общепринятыми, ожидаемыми в определœенном культурно-историческом обществе. Иными словами, они устанавливаются обществом. Узаконенность и признанность культурных норм поддерживаются как государственными распоряжениями (к примеру, юридическими законами, закрепленными Конституцией), так и силой общественного мнения. К культурным нормам относятся: привычки, манеры, обычаи, традиции, нравы (обычаи, имеющие моральное значение), законы, табу. Совокупность этих элементов принято называть нормативной системой культуры .

    Культурные нормы подразделяются на несколько видов:

    1. Институциональные нормы - ϶ᴛᴏ нормы, зафиксированные в каких-либо официальных документах и поддерживаемые с помощью власти. Οʜᴎ выражаются в государственных аконах, уголовных кодексах, постановлениях церкви.

    2. Этнографические нормы. Имеют неофициальный характер и складываются стихийно в виде массового обычая поступать так а не иначе. Οʜᴎ часто совпадают с этническими традициями.

    3. Конвенциональные нормы. Создаются в процессе общественного договора, часто не имеют силы закона. Это бывают правила сосœедского поведения, нормы дружеских взаимоотношений, нормы этикета.

    4. Эталонные нормы. Служат в качестве образца для подражания. Чаще всœего так создаются религиозные или художественные нормы.

    Коротко охарактеризуем некоторые культурные нормы:

    Обычаи - ϶ᴛᴏ отобранные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Обычаи не требуют обязательного выполнения (к примеру, римские полководцы в большинстве случаев обращались к жрецам накануне битвы и начинали ее, только получив благоприятное предсказание). Обычай чаще всœего проявляется на бытовом уровне поведения людей - ϶ᴛᴏ распределœение ролей и функций в семье, отношение к старшему поколению. К обычаям относятся бытовой этикет, обрядово-ритуальные (посœещение могил родственников). Отменить или изменить обычай с помощью власти практически невозможно. Зарождение обычаев связано с особенностями природной среды, хозяйственной деятельностью, историческими условиями существования.

    Традиция - ϶ᴛᴏ установившаяся норма поведения, остающаяся неизменной в течение веков. Традиции, в отличие от обычаев, обязательно пополняются. Так, звучание национального гимна и поднятие национального флага на международных спортивных соревнованиях в честь победителя является традицией. Как правило, соблюдение традиций не требует понимания того, почему это нужно делать именно так, а не иначе. Традиции очень устойчивы: на их изменение также нельзя повлиять ʼʼсверхуʼʼ. Так, в советское время не удалось отменить традицию празднования религиозных праздников (особенно Пасхи). Православная религия, в свою очередь, не смогла запретить некоторые языческие праздники (масленица, день Ивана Купала).

    Обряды всœегда связаны с верой и носят религиозный характер.

    Нравы общества – понятие, близкое к обычаям; они регулируют не столько поведенческую сторону обыденной культуры людей, сколько их обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации.

    Совокупность обычаев, нравов, культурных традиций, наряду с ментальностью общества (психологическими особенностями, лежащими в базе поведения людей) составляет образ жизни. Также образ жизни зависит от природных условий существования общества, его материально-технической базы, системы социальных институтов. Благодаря изучению образа жизни людей можно прогнозировать пути изменения конкретной культуры в целом.

    §3. Классификация культуры. Культура Востока и Запада

    Проблема классификации культур в культурологии

    Весь окружающий человека мир неоднороден и разнообразен. Для того чтобы упорядочить представления о нем, в культурологии используют метод классификации. Для этого исследуют отдельные культурные явления, сопоставляют их и группируют по какому-либо основанию. Существует множество классификаций:

    § Археологическая

    В ней культурные типы различаются по использованию конкретного материала.

    § Культурно-историческая

    В ее базе лежат культурные различия.

    § Формационная

    В ее базе производственные силы и производственные отношения

    § Расово-национальная

    Она основана на принадлежности человека к разным расам и разным народам.

    § Коммуникационная

    Означает, что смена типа коммуникации влечет за собой изменение культуры. Типы:

    Дописьменная (безписьменная) культура;

    Письменная культура;

    Экранная культура (с 1895 ᴦ.);

    Информационные технологии (сотовый телœефон, Интернет);

    § Религиозная

    Сюда относится языческая культура, Библейская культура, атеистическая культура.

    § Социальная классификация

    Рассмотрим некоторые виды, типы и формы данной классификации. Виды культуры - ϶ᴛᴏ совокупность правил, норм, моделœей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры. Т.е. виды культуры являются частями одного целого. Сюда относятся этническая, национальная культуры, субкультуры, контркультура, официальная культура, маргинальная культура.

    Этническая культура (коротко). Этнос формируется на базе совместного проживания большой группы людей на единой территории, крайне важно сти обороны от общих врагов, а также схожести хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, религиозные представления, что и формирует единую этническую культуру.

    Национальный тип культуры представляет собой преобразованный вариант этнической культуры. Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего этнически однородного общества. В корне национальной культуры, помимо этнических признаков, экономический интерес и стремление к государственному объединœению.

    Субкультура – культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и особенности, но не противоречащая развитию доминирующей культуры общества. Отличия бывают конфессиональными, возрастными, профессиональными и т.д., но по основной массе элементов культура субкультуры очень близка к базовой. Примеры субкультур: культура интеллигенции в XIX в., старообрядцы, культура молодежи.

    Контркультура - ϶ᴛᴏ культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и явно противостоящая культуре общества в целом. Пример: контркультура уголовного мира, движение хиппи в 60 гᴦ. XX в. Культура хиппи была контркультурой, пока правительство европейских стран боролись с этим течением молодежи. После того, как государственные структуры перестали преследовать хиппи, смягчили политику по отношению к ним, исчезла агрессивность этого молодежного движения. Сейчас хиппи можно определить как субкультуру.

    Важным понятием, формирующим представление о структуре культуры является понятие официальной культуры . Официальной принято называть культура, которая передается сверху и признается (чаще всœего молчаливо) большинством общества в качестве определœенного стандарта.

    Маргиналы - ϶ᴛᴏ та часть общества, которая утратила свои социальные связи, оторвалась от культурных корней (обычаев, традиций), избавилась от особенностей речи собственной культуры, однако не приобщилась и не освоила культуру другого слоя общества, не вписалась в новую социокультурную ситуацию (к примеру, житель деревни приезжает в Москву на работу).

    Типологическая характеристика Запада и Востока

    Региональная классификация:

    § Запад (в настоящее время: Европа, Северная Америка, прошлое: Древняя Греция и Древний Рим);

    § Восток (в настоящее время: Китай, страны арабо-исламского и индо-буддийского мира);

    § Север (Запад);

    § Юг (африканский континœент, Океания, Меланезия).

    1.3.1. Типы ценностей

    Среди ценностей, формирующих культуру, выделяются две основные группы – материальные и духовные. Первую составляет совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного, религиозного творчества: произведения живописи, литературы, памятники архитектуры, ремесленные изделия и т. д. Вторая включает социальный опыт общества, «наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п., то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми…» [Флиер 2000: 252]. Другими словами, это социальный опыт общества, приобретенный в результате адаптации к социальной среде, система представлений о том, как должны строиться взаимоотношения между людьми и каким должен быть человек.

    Многие ценности, накопленные человечеством на протяжении истории, являются универсальными. Однако значимость тех или иных ценностей, их иерархия на ценностной шкале в разных культурах различна. Именно это и определяет оригинальность каждой из культур, ее своеобразие и уникальность. Общность культурных ценностей и традиций наряду с языком является одним из важнейших признаков этноса [Караулов 2002: 47]. В основе любой культуры лежит свойственная ей система ценностей, которые выступают как основные жизненные ориентиры и, в конечном счете, определяют культуру данного общества. Для восточной традиции, например, характерны такие ценности, как единство общества и человека, семья, уважение к родителям и старшим, самосовершенствование личности, взаимозависимость, гармония в межличностных отношениях, скромность. Для западной традиции – противопоставление личности и общества, приоритет индивидуальных ценностей над общественными, независимость, свобода личности, равенство и др.

    Познавая другую культуру, люди, как правило, болезненно реагируют на различия в ценностной системе, исходят из своих представлений о значимости тех или иных ценностей, что порой приводит к достаточно резким суждениям и оценкам. В качестве иллюстрации приведем пример того, что пишут об англичанах русские парни, прожившие несколько месяцев в Лондоне:

    Пресловутый британский традиционализм, на самом деле, есть некое подобие компьютерной программы, от которой британец не отступит ни на йоту в течение всей своей жизни. Правил-традиций очень много, и менталитет британца целиком состоит из них. британцы это не люди, а какие-то киборги [Сакин, Спайкер 2002: 178].

    Их негативное впечатление об англичанах усиливается после знакомства с результатами опроса, проведенного в английских университетах, где информантов спрашивали, что для них является главным в жизни и ради чего они живут:

    Результаты были ошеломляющие. Впереди с гигантским отрывом от всех остальных пунктов шло money-making (59 % опрошенных), на втором месте – карьера (около 40 %)… Традиционные и естественные, как показалось бы русскому человеку, ценности – семья, дружба, любовь, дети – либо занимали последнее место этого «хит-парада», либо вообще отсутствовали [Сакин, Спайкер 2002: 181].

    Для преодоления этноцентризма в восприятии представителей иной культуры и лучшего понимания важно знать особенности их ценностной системы. Американские антропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек выделили пять основных параметров, по которым взгляды представителей разных культур на окружающий мир различаются и которые определяют их ценностную ориентацию. По их мнению, это: а) отношение человека к природе (man-nature orientation); б) его отношение к деятельности (activity orientation); в) отношение ко времени (temporal orientation); г) характер взаимоотношений между людьми (relational orientation); д) природа человека (human-nature orientation) . На основе этих отношений и складывается система ценностей народа, формируются его взгляды, концепции, культура. Кратко остановимся на некоторых из этих отношений в рассматриваемых нами культурах и попытаемся найти свидетельства их проявления в коммуникации.

    Смотрите также

    По всем правилам орфоэпического искусства
    Не пугайтесь этого не знакомого вам термина: орфоэпией называют учение о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразие литерату...

    Людские и лошадиные
    …А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия?.. Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылий? Нет, не Кобылий… Жеребцов, нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия л...

    ГЛОКАЯ КУЗДРА
    Мы теперь хорошо знаем, что́ такое слово, целое живое слово, – слово, так сказать, «видимое снаружи». Мы рассматривали разные слова. Нам известно кое-что и об их жизни. Мы знаем: подобно т...