Средства художественной выразительности (ИЗО, МХК). Художественные средства живописи

Широко распространено мнение, будто нет принципиальных отличий между способами изображения действительности в фольклоре и в художественной литературе. И там и здесь действительность изображается одинаково верно и правдиво. Так, например, М. М. Плисецкий в своей книге, посвященной историзму русских былин, никак не соглашается с теми, кто утверждает, что былина изображает не события той или иной эпохи, а ее стремления.

Почему же, спрашивает он, исторические события изображаются, например, в песнях о взятии Казани, о Степане Разине, почему «Слово о полку Игореве» может верно изобразить поход половцев против русских, почему Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» или А. Н. Толстой в романе «Петр Первый» могли изобразить множество исторических лиц и событий, а былина этого не может? «Почему это не разрешается былинам?» — восклицает автор. Итак, нет никакой принципиальной разницы в изображении действительности между былинами, историческими песнями, «Словом о полку Игореве» и историческими романами XIX—XX века.

Это мнение, в котором автор не считается ни с художественными средствами жанров фольклора и литературы, ни с социальной средой, создающей искусство, ни со столетиями исторического развития народа, несмотря на свою явную и несколько примитивную антиисторичность, довольно типично для целого ряда современных работ. Такое же правдивое изображение действительности, как для былин, допускается даже для сказки.

В сказках, например, ищут отражения тех форм классовой борьбы, какие имели место в XIX веке. Так, Е. А. Тудоровская пишет о волшебной сказке следующее: «Правдиво показана исконная классовая вражда между угнетателями-крепостниками и угнетенным народом». Но когда дело доходит до примеров, оказывается следующее: «Баба-яга, "хозяйка" леса и зверей, изображается как настоящий эксплуататор, угнетающий своих слуг-зверей...». По мнению Е. А. Тудоровской, классовая борьба в сказке приобретает «вид вымысла». «Это несколько ограничивает реализм волшебной сказки».

Таким образом, волшебная сказка реалистична, но она обладает одним недостатком в ней есть вымысел, и это снижает, ограничивает ее реализм Логическим следствием такою мнения будет утверждение, что, если бы в сказке не было вымысла, это было бы лучше.

О таких курьезных мнениях не стоило бы упоминать, если бы точка зрения Е. А. Тудоровской была единичной. Но ее разделяют другие. Так, В. П. Аникин пишет: «Непосредственный жизненный социально-исторический опыт — источник правдивого изображения действительности в устном творчестве народа». Аникин усматривает классовую борьбу в сказках о животных.

Он объявляет их аллегориями. «Социальный аллегоризм есть важнейшее свойство народных сказок о животных, и без этого аллегорического смысла сказка была бы не нужна народу». Таким образом, сказка как таковая народу не нужна.

Нужен только аллегорический социальный смысл. Автор пытается доказать, что волк — это «народный притеснитель». К таким же притеснителям принадлежит и медведь. В области волшебной сказки к народным притеснителям социального порядка отнесен Кощей и другие антагонисты героя.

Справедливость требует отметить, что в книге В. П. Аникина много верных наблюдений. Но в годы, когда писалась эта книга, подобные концепции считались в какой-то степени обязательными и про грессивными.

Мы не будем вдаваться в дальнейшую полемику, но попытаемся подойти к вопросу о том, как в фольклоре изображается действительность, какими средствами он для этого располагает и в чем специфические отличия фольклора от литературы реализма, не путем абстрактных умозрений, а путем изучения самого материала.

Мы увидим, что фольклор обладает специфическими законами своей поэтики, отличными от методов профессионального художественного творчества. Вопрос следовало бы поставить исторически; однако раньше чем это сделать, необходимо уяснить себе картину того, что имеется на сегодняшний день.

Фольклорные памятники мы будем рассматривать по записям XVIII—XX веков, отодвигая историческое изучение процесса сложения и развития на будущее. Рассматривать мы будем только русский фольклор. Такое описательное изучение необходимо сделать раньше, чем начать изучение историко-сравнительное.

Есть закономерности, общие для всех или многих жанров фольклора, и есть закономерности, специфические только для отдельных жанров. Мы рассмотрим вопрос по жанрам, отнюдь не стремясь к исчерпывающей характеристике их, а ограничиваясь рамками проблемы отношения фольклора к действительности.

Свое изучение мы начнем со сказки как жанра, в котором вопрос об отношении к действительности сравнительно прост. Вместе с тем именно сказка позволяет вскрыть и некоторые общие законы повествовательных жанров вообще.

Говоря о сказке, необходимо вспомнить высказывание В. И. Ленина: «Во всякой сказке есть элементы действительности...». Достаточно самого беглого взгляда на сказку, чтобы убедиться в правильности этого утверждения. В волшебных сказках этих элементов меньше, в других видах ее — больше.

Такие животные, как лиса, волк, медведь, заяц, петух, коза и другие, есть именно те животные, с которыми имеет дело крестьянин; из жизни перешли в сказку мужики и бабы, старики и старухи, мачеха и падчерица, солдаты, цыгане, батраки, попы и помещики.

В сказке отражена как действительность доисторическая, так и средневековые обычаи и нравы и социальные отношения феодальных времен и времен капитализма. Все эти элементы действительности тщательно изучаются советской и зарубежной наукой, и о них уже существует очень значительная литература.

Однако, присматриваясь ближе к словам Ленина, мы видим, что Ленин вовсе не утверждает, что сказка сплошь состоит из элементов действительности. Он говорит только, что они в ней «есть». Как только мы обратимся к вопросу, что же эти реалистические мужики, бабы, солдаты или другие персонажи делают в сказке, т. е. обратимся к сюжетам, как мы сразу окунемся в мир невозможного и выдуманного.

Достаточно взять указатель сказочных сюжетов Аарне-Андреева и раскрыть там хотя бы раздел «Новеллистические сказки», чтобы сразу же убедиться, что это так. Где в жизни эти шуты, обманывающие всех на свете и никогда не побеждаемые? Бывают ли в жизни такие ловкие воры, которые крадут яйца из-под утки или простыню из-под помещика и его жены? Так ли в жизни укрощаются строптивые жены, как в сказке, и есть ли на свете такие глупцы, которые глядят в дуло ружья, чтобы посмотреть, как вылетит пуля? В русской сказке нет ни одною правдоподобного сюжета.

Мы не будем входить в детали, а остановимся в качестве образца только на одном типичном примере. Это — сказка о злополучном мертвеце. В общих чертах дело происходит следующим образом. Дурак нечаянно убивает свою мать: она попадает в капкан или падает в яму, которую дурак вырыл перед домом.

Иногда, впрочем, он убивает ее намеренно; она прячется в сундук, чтобы узнать, о чем дурак говорит со своей семьей, и он это знает и заливает сундук кипятком. Труп матери он сажает в сани, дает ей в руки пяльцы или донце, гребень и веретено и едет. Навстречу несется барская тройка. Он не сворачивает с дороги, и его опрокидывают.

Дурак кричит, что убили его матушку, царскую золотошвейку. Ему дают сто рублей отступных. Он едет дальше и теперь сажает труп в погреб к попу; в руки он дает своей мертвой матери кувшин со сметаной и ложку. Попадья думает, что это воровка, и ударяет ее палкой по голове. Дурак опять получает сто рублей отступных. После этого он сажает ее в лодку и спускает ее по реке. Лодка наезжает на сети рыбаков.

Рыбаки ударяют по трупу веслом, он падает в воду и тонет. Дурак кричит, что утонула его мать. От рыбаков он тоже получает сто рублей. С деньгами он приезжает домой и говорит своим братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья убивают своих жен и везут их продавать. Жандармы забирают их в тюрьму, а имущество братьев достается дураку. С этим имуществом и привезенными деньгами он начинает жить припеваючи.

Есть и другая версия этой сказки, которую, впрочем, можно считать другой сказкой. Здесь дело происходит несколько иначе. Жена мужика угощает своего любовника. Муж подсматривает.

Пока она ходит в погреб за маслом, муж убивает любовника, а в рот засовывает ему блин, чтобы думали, что он подавился. Затем начинаются проделки с трупом, которые частично могут совпадать с предыдущей версией, частично имеют другую форму.

В этом случае от трупа надо отделаться, чтобы свалить с себя подозрение в убийстве. Мужик прислоняет труп к дому, где происходит свадебный пир, и начинает ругаться. Гости выскакивают, думают, что ругался мужик, прислоненный к стене, и бьют его по голове. Видя его мертвым, пугаются и, чтобы отделаться от мертвеца, привязывают его верхом к лошади и отпускают.

Лошадь забегает в лес и портит капканы охотника. Охотник бьет мертвеца и думает, что убил его. Он сажает труп в лодку, и действие кончается, как в предыдущей версии: злополучный мертвец от удара рыбака падает в воду, и труп исчезает.

Если бы современный советский писатель вздумал написать рассказ о том, как была убита мать и как потом убийца воспользовался трупом для вымогания денег, то ни одно издательство не напечатало бы такого рассказа, а если бы он был напечатан, то вызвал бы справедливое возмущение читателей.

Между тем сказка никакого возмущения у народа не вызывает, несмотря на то, что к покойникам крестьяне относятся с каким-то особым благоговением. Сказка эта популярна не только у русских, но у многих европейских народов. Она проникла даже к индейцам Северной Америки.

Почему такой возмутительный сюжет мог стать популярным? Это стало возможным только потому, что эта сказка — веселый фарс. Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности. К действительности его может и должен отнести исследователь и определить, какие стороны быта вызвали к жизни этот сюжет, но это относится уже к области не художественного восприятия, а научного. Это не сниженный, не ограниченный или сказочный реализм, это не аллегория и не басня, это сказка.

Мы потому так подробно остановились на этом примере, что для вопроса об отношении сказки к действительности он показателен и типичен.

Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность. «Сказка — складка, песня — быль», — говорит пословица. «Сказка складом, песня ладом красна». Окончив рассказ, говорят: «Сказка вся, больше врать нельзя». В современном языке слово «сказка» есть синоним слова «ложь».

Но чем же тогда привлекает сказка, если изображение действительности не составляет ее цели? Прежде всего она привлекает необычайностью своего повествования. Несоответствие действительности, выдумка как таковая доставляют особое наслаждение.

В сказках-небылицах действительность нарочито выворочена наизнанку, и в этом вся их прелесть для народа. Правда, необычайное имеет место и в художественной литературе.

В романтической прозе оно сильнее (романы Вальтера Скотта, Гюго), в реалистической — слабее (Чехов). В литературе необычайное изображается как возможное, вызывая эмоции ужаса, или восхищения, или удивления, и мы верим возможности изображаемого.

В народной же прозе необычайность такова, что фактически в жизни она была бы невозможна. Правда, в сказках бытовых в большинстве случаев нет нарушения законов природы. Все, о чем рассказывается, собственно говоря, могло бы и быть. Но все же события, о которых рассказывается, настолько необычайны, что никогда не могли происходить в действительности, и этим-то они возбуждают интерес.

В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г.

III. Музыка в произведениях.

II. Язык произведений.

Для произведений Эсхила был характерен возвышенно-мифологический, героический стиль, полный метафор из сферы войны и вооружения. Не случайно сам Эсхил называл свои трагедии “объедками со стола Гомера”. Другим источником его поэтического стиля было восточное искусство. Это и изобличает Еврипид:

Скамандры все, и крепости, и на щитах звенящих

Орлы-грифоны, медь и блеск речей головоногих, -

Понять их – величайший труд.

Действительно, язык произведений Эсхила – возвышенный, торжественный, не всегда понятный. Язык же Еврипида – простой и понятный. Его герои не “мямлят и вздора не городят”. Выходя, он всегда в первую очередь говорит о своем происхождении. Однако, судя по одной из фраз Диониса, сказанной в первой части, и у Еврипида язык не слишком хороший. Для его произведений характерна натуралистическая сниженность (“эфир –квартира Зевса”) и манерность (“лапа времени”).

Особое значение имеют прологи произведения. Так, у Эсхила герой говорит фразу, в которой два синонима означают одно и то же, что, по мнению Еврипида, является речевой избыточностью:

Притек и возвратился – в чем тут разница?

“Услышать, внять – тут тождество бесспорное”. Еврипид гордится тем, что в его прологах нет лишних слов. Он замечает, что Эсхил склонен к повторению одних и тех же устойчивых оборотов (“Почто не спешишь на подмогу усталым?”)

Эсхил замечает, правда, что прологи Еврипида построены одинаковыми способами, поэтому все их можно продолжить строчкой “потерял бутылочку”. Конечно, это со стороны Аристофана преувеличение, не все трагедии строятся по шаблону, а только те, которые выбрал он для своего произведения. Но многие действительно похожи по своему построению:

Бог Дионис, который, тирс в руке подъяв

И шкурою покрывшись, в блеске факелов

У Дельфов пляшет… потерял бутылочку.

Не может смертный быть во всем удачливым:

Один, достойный, погибает в бедности,

Другой, негодный… потерял бутылочку .

Это отрывки из несохраненных трагедий “Ипсипила” и “Сфенебея”.

О том, какая музыка сопровождала трагедии авторов, мы сказать не можем. Но Эсхил в комедии пародирует с помощью бубна изысканную манерность в музыкальной композиции хоровых песен Еврипида. Еврипид ввел в постановку монодии, одноголосные арии, по примеру дифирамбической музыки

Авторам, творившим в разные эпохи, присуще и разное восприятие мира. Эсхил писал в скором времени после победы греков в Марафонской битве. Его произведения прославляют мифических царей, великие деяния людей, отважных героев. Этого ему не может просить Еврипид, который утверждает, что в своих трагедиях Эсхил вывел людей кичливых, надменных пустозвонов. А Еврипид заговорил на простые темы, о привычном, более близком жизни. Его героем стал умник Ферамен, который слыл у древних примером изворотливого, но беспринципного политика. Ему даже дали прозвище “Ферамен-вертушка”. Еврипид считает заслугой то, что ввел в поэзию здравый разум. Но Эсхил считает, что произведения Эсхила оказали дурное влияние на афинян. Он утверждает в комедии Аристофана, что Еврипид сделал разумных, честных, правдивых людей негодяями. Люди, читавшие его произведения, в свое время были героями, молодцами, не плели дрязг, побеждали в войнах. Его произведения “Семеро против Фив” и “Персы” были полны духа войны и внушали у афинян стремление к победе. На его произведениях был воспитан знаменитый полководец Ламах, погибший в дни Сицилийской экспедиции. Что касается Еврипида, то он вывел, по мнению Эсхила, на сцену “потаскушку” Федру (в трагедии “Ипполит”). Образ влюбленной женщины совершенно чужд героическому творчеству Эсхила. Эсхил видит в изображении влюбленных женщин на сцене падение нравственности в Афинах. Он считает, что они недостойны изображения. Но Еврипид создал настоящую психологическую драму. Он изображает психологию каждого из персонажей. В произведениях Еврипида были часты безбожные изречения, в комедии он даже молится другим, а не Зевсу, богам. В конце этими же изречениями пользуется Дионис, избрав победителем Эсхила.



Комедия Аристофана “Лягушки” дает весьма субъективную характеристику двум величайшим трагикам. Фактически это критика Еврипида, творчеству которого Аристофан противопоставлял Эсхила. Конечно, Аристофан, как человек образованный, понимал, что новое время требует новых идей и средств художественной выразительности, поэтому он не мог не видеть прогрессивности драматургии Еврипида. С другой стороны, интерес Еврипида к внутреннему миру человека, к обуревающим его страстям и трагическому исходу конфликтов, к которому ведет несовместимость противоречивых чувств, так же разрушал цельность нравственных устоев, на которых базировалась афинская демократия, отдававшая предпочтение общественному перед личным, как и философия софистов . Аристофаном в комедии дана очень подробная характеристика их творческих принципов, их поэтического стиля и особенностей постановки.


43. Бытовая драма Менандра "Третейский суд" и его использование в
римской литературе ("Свекровь" Теренция).

Краткий пересказ комедии Менандра “Брюзга” . [До того, как началась история, но имело большое значение. Богатый юноша по имени Харисий в праздник Таврополий изнасиловал неизвестную ему девушку. По сути, он должен был на этой девушке жениться, но все происходило ночью, Харисий ничего не помнил, и они не узнали друг друга. Вскоре он женился на Памфиле, которая и была той обесчещенной, но он и она не помнили. Муж уехал куда-то, а она родила внебрачного ребенка. Что же делать? Муж бросит ее после этого! Она решает подкинуть ребенка. Об этом узнает раб мужа Онисим. Он все рассказывает хозяину. По законам Афин Харисий имел право вернуть Памфилу родителям, ведь его обманули насчет того, что она девушка. Но он не решается сделать это, а просто идет к своему соседу-приятелю Хэрестрату пить и развлекаться]. С этого начинается комедия. Харисий развлекается в гостях с флейтисткой по имени Габротонон, но она сама утверждает, что к ложу он ее не подпускает. Отец Памфилы, Смикрин, ничего не зная о родах, приезжает забрать дочь от неверного зятя, который только тратит приданое и не обращает на нее внимания. Но Памфила – девушка с характером. Она не желает уходить от своего мужа. В это время пастух Дав нашел подкинутого ребенка. При ребенке были богатые подарки и кольцо. Он взял ребенка, но вскоре понял, что не на что ему его кормить. Дары он оставил дома, а ребенка хотел кому-нибудь отдать. Встретил своего друга, угольщика Сириска. Сириск был рабом Хэрестрата и упросил отдать ему ребенка. Тот отдал. Но тут Сириск стал упрашивать его отдать богатые вещи, чтобы если найдутся родители малыша, то смогли его опознать. Тот не хочет. Тогда они просят Смикрина рассудить их. Смикрин, выслушав, в чем дело, оставляет дары и ребенка Сириску. В это время Онисим видит кольцо в руках Сириска. Он заявляет, что это кольцо его хозяина Харисия, и потерял он его на празднике Таврополий. Забирает кольцо, но не решается его показать Харисию, ведь тогда тому придется признать отцовство над неизвестным ребенком. Из дома Хэрестрата выходит гетера Габро тонон и видит Онисима с кольцом. Тот ей все рассаказывает, а она вспоминает, что на Таврополиях, где она была, одну девушку изнасиловали. Она знает ее в лицо, но не знает по имени. Она предлагает вначале испытать Харисия: прикинуться, что этой девушкой на Таврополиях была она, а потом, когда он признается в отцовстве, и матерь отыскать. Так она и делает. Потом она вместе с ребенком идет и встречает Памфилу, в которой узнает мать. Смикрин пытается забрать дочь от зятя, который, оказывается, еще прижил себе ребенка от гетеры, но та отвечает, что не бросит мужа в беде. Харисий подслушивает и, умиленный, понимает, что недостоин своей жены. Тут Габротонон объявляет ему, кто мать ребенка. Наступает всеобщее облегчение. Габротон, как спасительнице, даруют свободу.Краткий пересказ комедии Теренция “Свекровь”. Недавно поженившиеся Памфил и Филумена вынуждены расстаться на некоторое время. Во время их брака Памфил, все еще влюбленный в свою бывшую девушку Вакхиду, не трогает жену. Памфил уезжает по делам на Имброс , а у Филумены раньше времени рождается ребенок. Вернувшийся муж застает роды в доме родителей жены, к которым она вернулась, якобы не поладив со свекровью. Памфил подозревает жену в измене и больше не хочет ее видеть, а сам возвращается к своей старой подружке, гетере Вакхиде. Он никому не выдает тайны супруги и говорит, что сердит на нее, потому что она не уважает свекровь Сострату. Сострата готова ехать в деревню, только бы молодые были счастливы. Отец Памфила Лахет и отец невесты Фидипп также пытаются уладить конфликт. Этого добивается и гетера Вакхида, которой удается установить, что кольцо, которое носит Филумена, было дано ей Памфилом, совершившим насилие над ней до замужества, во время праздника, когда он был пьян. Комедия оканчивается счастливо, ребенок обретает отца, и все герои, не исключая гетеры, оказываются добрыми и благородными.

Менандр – последний поэт, которого родила Аттика. Он родился в Афинах в 342 г. до н.э. и прожил долгую жизнь до 293 г. Он творил в эллинистическую эпоху. Этот драматург стал создателем новоаттической комедии (IV-III вв. до н.э.). По сути, этот жанр можно охарактеризовать как бытовую драму с элементами трагедии и комедии. Менандр поставил более ста таких комедий, но современники его не любили. Он принадлежал к высшей аристократии, был предком Солона. После падения афинской демократии его близкий друг Деметрий Фалерский стал наместником Македонского в Греции.

Менандр создавал пьесы примирительного характера. Комедия больше не выражала общественных проблем, как это было при Аристофане. Автора волновали идеи ухода в частную жизнь, он пропагандировал принципы гуманности – отрицал жестокое обращение с рабами. Это была мягкая, гуманная, интеллигентная позиция. Он отражал то, что происходило в Аттике. Люди больше не интересовались политикой и углубились в частную жизнь. Также Менандр являлся последователем Фалеса, который проводил идею равенства всех граждан в государстве.

Драматургия Менандра – наследница древней комедии и трагедии Еврипида. Его комедии во многом продолжают традиции городской веселой игры на празднике Диониса, так как несмотря на все испытания, подстерегающие героев, конец пьесы всегда счастливый. Постоянные мотивы Менандра – насилие над девушкой, подкидывание детей, узнавание – использовал уже Еврипид. Но у Еврипида эти мотивы связаны с бытом, а у Менандра перенесены в быт.

Бытовые персонажи Менандра, которых он так мастерски обрисовывал в своей комедии, были обусловлены явлениями общественной жизни. Люди устали от войн, распрей и потрясений. Его персонажи тоже без высоких запросов. Их идеал – спокойная семейная жизнь в достатке. В его произведениях не было чисто комического, было смешение комического и трагического. Монолог и диалог у автора представляет собой бытовую речь. Здесь нет архаических выражений. Из комедии постепенно уходит хор. Так, в “Третейском суде” хоровые сцены есть только в конце действий, между актами.

Комедия “Третейский суд” . Она сохранилась примерно на две трети. Дата ее постановки неизвестна, но по мастерству психологических характеристик ученые ставят ее в конец творчества Менандра. Прежде всего эту комедию отличает мастерская обрисовка характеров. Менандр создал целую галерею типов, которые затем активно использовались в мировой литературе. Но что важно, он сумел обогатить типичные образы, сделать их живыми и достоверными. Это такие образы, как:

Старик. Бережливый, ворчливый отец девушки. Жаден. В “Третейском суде” роль эту играет Смикрин , отец Памфилы. Узнав о похождениях зятя, он решает забрать дочь домой, потому что боится, что Харисий истратит все придание на увеселения и гетер.

Гетера. Образованная женщина. Она умела вести беседу, была талантлива, умна, образована, на голову выше обычных домашних гречанок. В “Третейском суде” роль гетеры выполняет Габротонон – флейтистка. Она типичная комедийная гетера, но ее индивидуальными чертами становятся доброта, честность и свободолюбие. Она не только умна, но и хитра. Она знает, как устроить так, чтобы и влюбленные были вместе, и ей дали свободу. Она активно участвует в действии и способствует быстрейшему разрешению конфликта. По отношению к Памфиле она ведет себя благородно. Сначала она хотела воспользоваться подкидышем в своих целях, но потом восстановила семью.

“Третейский суд” считался классическим образцом новой комедии. В центре комедии – необычная история супружеской пары, перед домом которой разыгрывается действие. Происходит это недалеко от Афин.

Важные идеи: Когда ребенка Памфилы подбирает Сириск, он заявляет о правах ребенка на то, что подкинули вместе с ним. Впервые в комедии была выдвинута идея о том, что у брошенного ребенка есть права. Суть комедии в том, что счастье людей зависит от них самих, и судьба человека, не свободная от случайностей, всегда обусловлена его характером. Это говорит и раб Онисим, утверждающий, что все заботы богов о людях сводятся к распределению характеров.

Бытовая комедия, хотя и была реалистической, была совсем искусственной. Греческое общество утрачивало власть над своей судьбой. Оставалось строить воздушные замки, комедия все дальше уходила от действительности.

Выпендреж: Аристофан Византийский сказал: “Менандр и жизнь, кто из вас кому подражал? ”

Последующее использование в римской и европейской литературе . Менандр – родоначальник бытовой драмы, которая затем перешла в римскую литературу. Для его комедий характерно 5 актов, разработанная интрига с различными мотивами: похищение девушки, подкинутый ребенок, потеря памяти. Огромную роль в комедиях Менандра играет случай. Именно случай помогает разрешить конфликт. Такое решение конфликта было характерно для последующей массовой литературы.

Римские комедиографы широко использовали пьесы Менандра, особенно Теренций, который получил от Цезаря прозвище “Полу-Менандр”. Но римские писатели так произвольно относились к источникам, что выяснить своеобразие греческих оригиналов по латинским переделкам совершенно невозможно.

Публий Теренций (190-159 гг. до н.э.) – был вольноотпущенным рабом сенатора Теренция, привезен в Рим из Карфагена. Образование он получил в Риме, где познакомился с новоаттической комедией и стал писать свои пьесы на ее сюжеты. Он проявлял большой интерес к творчеству Менандра (4 его комедии восходят к Менандру). Он не только черпал сюжеты, но и стремился воссоздать тонкие менандровские характеры и гуманную направленность его пьес. Теренций создал комедию подражательную. Он передал не только сюжет, но т характеры и стиль новоаттической драмы. Сюжет его “Свекрови” не слишком отличается от “Третейского суда”. Он стремился лишь придать произведениям Менандра жизненное правдоподобие. Если герои Менандра – идеальные типы, то герои Теренция есть индивидуальности, более близкие к действительности. Так, в “Свекрови” есть сцена между рабом Парменоном и гетерой Филотидой, где она просит рассказать его о расстройстве брака Памфила, так как он бывший возлюбленный ее подруги Вакхиды. Поначалу Парменон отказывается, но она ему говорит: ”Ты же сам хочешь мне об этом рассказать!” А он со вздохом: “Да, тут мой самый большой порок”. Как и произведения Менандра, пьесы Теренция не пользовались большой популярностью.

Если в предшествующий период главным делом для римлян была государственная деятельность, то теперь все большее значение в жизни римлян стали приобретать занятия в часы досуга, литература, философия. Делами культуры занимались в частном порядке, дома, а не на площади, как это было принято в Греции. Творчество Теренция явилось отражением такого кружка образованных нобилей. Традиционная римская мораль подвергается пересмотру, идеалом становится жизнь греков.

В прологе к произведению “Свекровь” Теренций рассказывает, что зрители дважды срывали представление, покидая театр для того, чтобы посмотреть на канатных плясунов или игры гладиаторов. Хотя комедии Теренция и предназначены для немногих, его достижения в обрисовке характеров значительны и не прошли бесследно в истории литературы. Теренций пытался донести до зрителей тонкость менандровских характеров и изящество языка новоаттической комедии. В его пьесах нет грубых острот, площадных выражений, буффонады. Его пьесы принадлежат к жанру “трогательных драм”, “слезной комедии”. В отличие от Менандра, в пьесе больше философских моментов.

Сюжеты Теренция почерпнуты из новоаттической комедии. В его пьесах героями также выступают влюбленные юноши, гетеры, свободные девушки, строгие отцы, услужливые рабы, сводники. Но, как и Менандр, он стремится обогатить типичные образы индивидуальными чертами. Одним из центральных персонажей его произведений является юноша, находящийся во власти своих пылких чувств, выбирающий для себя линию поведения и размышляющий над тем, по какой дороге он должен идти. Проблема воспитания оказывается для поэта одной из главных.

Интересно, что свекровь в комедии вовсе не злая. А добрая и во всем стремится помирить молодых супругов.

Миша
44. Эллинистический эпос Аполлония Родосского "Аргонавтика".

Краткий пересказ:
Поэма начинается перечнем героев, которых Ясон собирает со всей греции для похода за Золотым Руном - шкурой золотого барана, на котором когда-то давно бежал из Греции царевич Фрикс (бежал он от народа, возбужденного на убийство мачехой Фрикса). Героев собрали, Арг построил корабль в 50 весел, сели и поплыли по Эгейскому морю. Попали на остров Лемнос, где живет племя типа амазонок. Некоторое время пожили там, потом прошли в Мраморное море и сделали там первую стоянку. Друг Геракла Гилас пошел в прибрежный лес, нагнулся к ручью и был утащен в воду нимфами. Геракл побежал его спасать. Остальные думали, что делать, тут из моря показалась огромная голова и сказала оставить Геракла и плыть дальше. На второй стоянке в Мраморном море Диоскур Полидевк, сын Зевса и аргонавт, подрался с местным вождем и сыном Посейдона, любившим мочить пришельцев в кулачном бою. Вождь проиграл, племя его побили и поплыли дальше. Третья стоянка тоже была в Мраморном море, и там они спасли от гарпий старого царя-прорицателя Финея, наслав на них (гарпий) неких крылатых Бореад. Финей же объяснил им, как плыть дальше. Дальше же оказалось то, что ныне называется проливом Босфор, а тогда было щелью между двумя блуждающими скалами. По совету Финея они запустили горлицу, и та успела проскочить, лишившись нескольких перьев из хвоста. Значит, и мы пройдем, решили аргонавты, сунулись туда и не без помощи Афины прошли, оставив в щели несколько досок от кормы. Скалы же замерли и стали берегами пролива Босфор. В Черном море они встречают разные земли (племена амазонок, резиденции Аполлона и Артемиды, гнезда медных птиц etc). В Колхиде они просят о помощи Афродиту, и та говорит Эроту влюбить дочь местного царя Медею в Ясона. Ясон выполняет невыполнимые испытания от царя Эета, с помощью Медеи похищает охраняемое драконом Золотое Руно, грузит его (и Медею заодно) на корабль и отплывает. По дороге их настигает сын Эета со своими людьми, они его убивают и плывут к Цирцее (западная часть Средиземного моря), чтобы искупить грех. Потом проплывают почти маршрутом Одиссея (перепрыгнуть через Сциллу и Харибду на морской волне им помогает мать Ахиллеса Фетида, а сирен заглушает своей музыкой аргонавт Орфей), и в Феакии их настигает вторая погоня из Колхиды. Царь феаков решает, что Медею нужно отдать, если она еще не жена Ясона, - и ночью в пещере тайно справляют свадьбу. Под конец буря сажает их на мель в Африке, они берут корабль в руки и 12 дней и ночей идут по пустыне. Потом попадают в оазис и по дохлому змею и разрушенным скалам понимают, что Геракл здесь уже побывал. Наконец приезжают в исходную точку и расходятся по домам. На этом действие поэмы заканчивается.


Импрессионистические способы изображения действительности в новелле Николая Хвылевого «Кот в сапогах»

Волновой после В. Стефаника и М. Коцюбинского создал в украинском писательстве свой стиль, своеобразную разновидность лирико-романтической, импрессионистической новеллы. Одна из новелл писателя, «Кот в сапогах», хоть и имеет в своей основе реалистический фундамент - сложные годы гражданской войны, содержит мощный лирико-импрессионистический струю. В этой новелле реалистичные события поданы словно сквозь призму импрессионистического восприятия действительности.

Для того, чтобы проанализировать новеллу «Кот в сапогах» с этой точки зрения, кратко вспомним сущность и эстетические принципы импрессионизма.

Импрессионизм - художественное течение в искусстве второй половины XIX - начала XX века Хоть он возник в кругу художников, но быстро принципы импрессионистического изображения окружающей среды перешли в литературу. Писатели пытались изящно, через художественные детали передать субъективные моментальные и меняющиеся впечатления от чего-то и малейшие оттенки от наблюдений окружающей действительности. А она находится в постоянной изменчивости. Следовательно, задачей импрессионистов было «поймать» и запечатлеть неповторимое мгновение впечатление от предмета, пейзажа или другой. Произведения, как ранее и полотна, писали деталями-мазками, что выражается в звуковых, зрительных, осязательных мікрообразах или его элементах. Динамизм, процессуальность, загадочность, розимкненисть в вечность - черты образа-импрессии.

Такие черты имеет, по моему мнению, и образ «кота в сапогах» - товарища Жучка. Новеллу «Кот в сапогах» можно проанализировать в трех аспектах: специфическая проблематика; композиционная организация; изобразительные средства.

Одна из важнейших проблем в этой новелле - проблема расхождения мечты и действительности. М. Волновой как импрессионист пытается изобразить приход желанного счастливого будущего через человечность и непосредственность товарища

Жучка, изображает личное время Жучка путем ухода от исторического времени, но неумолимая действительность показывает истинное положение дел.

А отсюда - два временные планы: воображаемое будущее (или манящее прошлое) и противопоставлено ему неприглядное настоящее.

Мечта: «...завязка - Октябрь, а развязка - солнечный возраст, и к нему идем». Реальность: падение моральных устоев в обществе за революционные годы; нехватка топлива и многое другое; нерешенный национальный вопрос (русские и украинцы); правда о товарища Жучка.

Если мы попытаемся определить композицию новеллы, то придем к выводу, что она отсутствует. Точнее, нет классической композиции с завязкой, развитием действия, развязкой, а есть отдельные сюжетные мазки. А это прямо указывает імпресіоністичність композиции произведения. Сам автор новеллы предупреждает: «А завязки-развязки так от меня и не дождетесь... Развязка в гитарных поэтов...» Какие мазки в композиции новеллы можно увидеть? Я считаю, что основных пять: изображение товарища Жучка; гражданская война, товарный поезд; случайная встреча лирического героя с товарищем Жучком по окончании войны; «дискуссия»; правда о товарища Жучка. Эти мазки между собой мало связаны непосредственно, но, если окинуть одним взглядом всех вместе, состоит более чем рельефная картина этого времени. Можно даже сделать прогноз развития общества, исходя из этих фактов.

Что же до импрессионистичности изобразительных средств, то здесь их много. Приведем лишь несколько ярких примеров.

Как автор новеллы изображает свою главную героиню? Неімпресіоніст начал бы это делать описательно. М. Волновой это делает по-другому: он будто ничего прямо не говорит о человеке, а определенное впечатление у нас складывается: «Гапка - глухо, мы ее не Гапка, а товарищ Жучок. Это так, а то - глухо». Или: «А вот вышивать - это ярко, потому что вышивать: вышивать золотом или серебром», «Расшитый - душистое слово, как бывает лан в сентябре или травы в сіновалах - травы, когда идет с ним дух у плавневой осоки». Автор для изображения товарища Жучка использует необычные ассоциативные и мгновенные образы: «Кот в сапогах»... теплый и близкий, как неньчина рука с синей жилкой, как прозрачный вечер в червонцах осени.

Следующий пример. М. Волновой только називними предложениями и звуконаслідувальними словам изображает всю буремнисть Долгих лет войны: «Плакать! Плакать! Плакать! Гу-у! Гу-у! Бах! Бах!

Плакать! Плакать! Плакать! Восток. Запад. Север. Юг. Россия. Украина. Сибирь. Польша. Туркестан, Грузия. Белоруссия.

Месяц, два, три, шесть, двенадцать... еще, еще, еще... Гу-у! Гу-у! Бах! Бах!

Мчались месяца».

Куда же делись «коты в сапогах» - товарищи Жучки? Ибо «Товарища Жучок №1 нет». Вместо - № 2, 3, 4 и т. д. Может, погибла во время бесконечных войн, может, превратилась, по словам самого М. Хвылевого, «на мировую сволочь», а может, стала обычным бюрократом. Но неповторимый образ товарища Жучка автором запомнился навсегда.

Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы - все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.

Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.

Живопись

Рисование - это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.

Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.

Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись - это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.

Архитектура

Строительство - монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.

Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.

Скульптура

Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.

В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.

Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.

Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.

Графика

Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами. Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения. А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.

Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья - это всевозможные этикетки, упаковки, марки.

Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.

Декоративно-прикладное искусство

Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.

Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.

Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая - это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.

От театрально-декорационного искусства до дизайна

На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.

А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.

Жанры изобразительного искусства

Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.

Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму - связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа.

Жанры - это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.

История и мифология

К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.

К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.

Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.

Война и быт

Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром. Само слово имеет французские корни и переводится как "война". Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.

В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни. Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.

Люди и природа

Портрет - изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна. Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута. Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.

Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.

Морская тематика

Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях. Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком. На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.

Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.

Предметы

Натюрморт - главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.

Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.

Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.

Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов. Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас. И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.