Молдавские традиции и обычаи. Молдова и взаимное влияние культур народов мира на современном этапе






Краткая информация

Небольшую Молдову часто просто не замечают на карте Европы. Почему-то считается, что Молдова – это своего рода «Румыния в миниатюре». Отчасти, это, конечно, верно. Но, тем не менее, Молдова – самостоятельное уникальное государство, которое понравится любому путешественнику. В Молдове есть средневековые монастыри, церкви, крепости, и другие интересные достопримечательности. Кроме того, в этой стране есть несколько бальнеологических курортов и, конечно же, много вина.

География Молдовы

Молдова находится в Восточной Европе. На западе она граничит с Румынией, а на севере, юге и востоке – с Украиной. Общая площадь Молдовы составляет 33 846 кв. км., а общая протяженность границы – 1 389 км.

Около 13% территории Молдовы занимают леса, самая высокая точка страны – гора Баланешты, чья высота достигает 430 метров.

Столица

Столицей Молдовы является город Кишинев, население которого сейчас насчитывает более 730 тыс. человек. Поселение людей на территории современного Кишинева появилось в первой половине XV века.

Официальный язык

В Молдавии официальный язык – молдавский, относящийся к романской языковой семье.

Религия

Подавляющее большинство населения Молдовы (более 93%) исповедует православное христианство. Однако, в стране есть также незначительное количество протестантов (более 1,9%).

Государственное устройство Молдовы

Согласно Конституции 1994 года, Молдова – это парламентская республика, главой котярой является Президент, избираемым депутатами местного Парламента. Молдавский Парламент состоит из 101 депутатов.

Депутаты молдавского Парламента избираются прямым всеобщим голосованием на 4 года.

Климат и погода

Климат в Молдове умеренно-континентальный с мягкой и сухой зимой и теплым летом. Средняя температура воздуха в январе от -4C, а летом +20C. Что касается осадков, то на севере Молдовы их в среднем за год выпадает 600 мм, а на юге – 400 мм.

Реки и озера

В Молдове есть несколько больших рек. Это, прежде всего, Днестр, Прут, и Реут. Кроме того, Молдова имеет 600 метров береговой линии Дуная.

Что же касается озер в Молдове, то их в этой стране насчитывается почти 60. Самые большие из них – Белеу, Драчеле, Манта, и Ротунда.

История Молдовы

Первые люди на территории современной Молдовы появились примерно 6 500 лет назад. В период энеолита в Молдове жили племена трипольской и гумельницкой культур. Затем на территории современной Молдовы жили киммерийцы, фракийцы, и даже скифы.

В начале VI века в Молдове появились славяне, а в X веке – половцы. Затем значительная часть Молдовы вошла в состав монголо-татарской Золотой Орды.

Только в 1359 году было образовано Молдавское княжество, которое находилось в зависимости от Польши. В 1456 году Молдавское княжество стало вассалом Османской империи.

В XVIII веке Молдавия попадает в сферу интересов Российской империи. В результате длительных войн с Османской империей, после Кючук-Кайнарджийского мира, Молдавское княжество фактически вошло в состав Российской империи.

В соответствии с Бухарестским мирным договором 1812 года Молдавия официально вошла в состав России, имея при этом большую автономию. В 1871 году Молдавия была преобразована в Бессарабскую губернию в составе России.

В январе 1918 года Бессарабия провозгласила свою независимость от России. В результате бурных событий первой половины XX века часть Молдовы (Бессарабия) была присоединена к Румынии, а на остальной территории страны образовали Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, в составе СССР.

В 1940 году Румыния, под давлением СССР, была вынуждены согласиться с присоединением Бессарабии к Молдавской ССР.

В 1970-80-х годах Молдавская ССР получала значительные средства из бюджета СССР на развитие промышленности, науки и для строительства жилья. В это время уровень жизни в Молдове был одним из самых высоких во всем СССР.

В августе 1991 года Молдова объявила о своей независимости. После этого в Тирасполе создали Приднестровскую Молдавскую Республику, которую относят сейчас к т.н. «непризнанным» республикам.

Культура

Молдова расположена на пересечении славянской и латинской (католической) культур. Благодаря этому молдавская культура является очень самобытной и неповторимой.

Самые популярные праздники в Молдове – Новый год, Рождество, День независимости, День национального языка, «Мэрцишор» (встреча весны), Пасха, Троица, и Национальный день вина.

Праздник «Мэрцишор» отмечается в Молдове каждый год 1 марта. В этот день молдаване дарят друг другу цепочки, украшенные цветами – Мэрцишоры. Это означает, что Весна побеждает Зиму.

Кухня Молдовы

Молдавская кухня очень похожа на кухню Румынии. При этом, на молдавскую кухню заметное влияние также оказали русские, украинские, и турецкие кулинарные традиции. Основные продукты молдавской кухни – мясо (говядина, свинина), картофель, капуста.

Туристам в Молдове мы обязательно рекомендуем попробовать суп «Зама», чорбу из баранины, борщ с кукурузными зернами, шницель по-молдавски, мамалыгу (каша из кукурузы), «оливанку» (блюдо из кукурузы, овечьей брынзы, свинины и муки), плацинду с самыми разными начинками (выпечка), сарали с творогом (напоминают пирожки), и многое другое.

Молдавия знаменита своими винами. Вообще в Молдавии существует своего рода культ вина. Каждый год во второе воскресенье октября в Молдове празднуют «День вина». Кроме того, молдаване изготавливают несколько хороших марок коньяка.

Достопримечательности Молдовы

Многовековая история Молдовы нашла свое отражение в большом количестве самых разных достопримечательностей. В десятку лучших молдавских достопримечательностей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Ново-Нямецкий монастырь
  2. Триумфальная арка в Кишиневе
  3. Винные подвалы в Милештий Мичь
  4. Крепость Сорока
  5. Памятник Стефану Великому в Кишиневе
  6. Монастырь Кэприяна
  7. Мемориальный комплекс «Шерпенский Плацдарм»
  8. Монастырь Хынку
  9. Монастырь Ципова
  10. Кэушенская церковь.

Города и курорты

Самые большие города в Молдове – Рыбница, Бельцы, и, конечно же, Кишинев.

В Молдове есть много термальных и минеральных источников. Возле некоторых из них построены бальнеологические курорты. Так, минеральные источники молдавского города Кагул были известны еще во времена СССР.

Сувениры/покупки

Часы работы учреждений

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.


Уроженцы Молдовы в мировой культуре

В 20-30-е годы послом молдавской культуры в Европе была блистательная оперная исполнительница, прославленное сопрано родом из - . Другая оперная знаменитость, примадонна национальной оперы Республики Молдова , став лучшей Чио-Чио-сан на Международном конкурсе в Японии (1967), уже несколько десятилетий дарит миру певческую национальную культуру. Ещё одна представительница Молдовы () - Лидия Амарфей стала одной из лучших оперных певиц России, выступая на сцене Большого театра в Москве.

Взаимное влияние мировых культур происходит благодаря усилиям деятелей культуры и искусства. По инициативе многих из них в Молдове организованы художественные мероприятия, ставшие у нас традицией и обретшие международную популярность. Так с 1967 года в республике проводится Международный фестиваль народной музыки «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», международные конкурсы спортивного танца «Кишинёв OPEN», на которых с неизменным успехом выступает многократный чемпион мира и Европы - . В этих масштабных культурных праздниках принимают участие видные коллективы и солисты музыкального современного искусства и хореографии из разных стран мира. Они знакомят молдавскую публику с достижениями своих талантов, а, уезжая к себе на родину, увозят впечатления от искусства нашего края.

Красоту народной песни пронесли далеко за пределы Молдовы любимцы молдавского народа , . Эстрадную музыку - с начала 70 годов - широко пропагандировал эстрадный ансамбль (позже «Contemporanul») под руководством Михая Долгана.

Именно так наше искусство, принимая гостей и выходя за родные пределы, знакомит мир с ценностями национальной культуры.

После окончания Кишинёвского института искусств активно вошла в эстрадную музыку. Большинство шлягеров популярной певицы, которые она талантливо исполняет на сценах Украины, России и других республик СНГ, основаны на молдавском фольклоре. На Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1985) его гимн «Avante, avante», исполненный молдавской эстрадной певицей , стал шлягером фестиваля, звучащим на разных языках народов мира.

Современная музыкальная культура народов бывшего СССР обогатилась шедеврами неофольклорной ориентации самых различных композиторов: Р. Щедрина, Е. Станкевича, Ю. Юзелюнаса, А. Тертеряна, М. Гаджиева. В Молдове она проявилась в творчестве композиторов , . Эта ориентация совпала естественным образом с пиком в эволюции Нового фольклорного вала, выраженного в творчестве композиторов из постсоветского пространства.

Многое сделал для пропаганды музыкальной культуры и облика нашей страны Национальный симфонический оркестр Гостелерадио под руководством дирижёра и композитора Г. Мусти. Благодаря многолетнему творческому поиску и неутомимой гастрольной работе, стал известен всему миру , долгие годы бессменно руководимый . Балетмейстер М. Кафтанат создал три балетные труппы во Вьетнаме.

Международные фестивали «Приглашает Мария Биешу», «Дни новой музыки», биеннале и театра одного актёра «One man show» с успехом знакомят мир с современным музыкальным и театральным искусством нашей страны. Молдавский кинематограф стал известен миру благодаря творчеству . Успешно работая на студии «Мосфильм», он помог приобрести широкую популярность и неизменно снимавшимся в его фильмах , . Театральный режиссёр , работая долгие годы в московских театрах, способствовал пропаганде молдавской театральной культуры и драматургии, ставя пьесы . Уникальное творчество этого поистине народного писателя Молдовы, живущего в Москве, обойдя всю Россию и мир, в миллионах людских сердец оставило неповторимый образ нашей земли и её героев-крестьян, наделённых душевной мудростью и красотой.

Вклад выходцев из Молдовы в мировую науку

Наши замечательные соотечественники, талантливо проявляясь в различных областях науки, оставили глубокий след в истории всемирной науки ХХ века. Один из них - выходец из Бендер Лев Берг (1876-1950). Известный советский физико-географ и биолог, профессор ихтиологии и географии, академик АН СССР, один из создателей Географического института и председатель Географического общества СССР, этот разносторонний учёный внёс огромный вклад во многие области физической географии, зоогеографии, ихтиологии. Развивая учение В. Докучаева о природных зонах земли, он - страстный исследователь и путешественник - изучил ландшафты Сибири, центральной Азии, Кавказа, Волжского региона и Украины, исследовал Аральское и Берингово моря, озёра Ильмень, Балхаш, Байкал, Иссык-Куль и ледники Памира, создав в результате теорию о ландшафтах земли. Бергом написано множество книг, среди которых есть и труды, посвящённые нашему краю: «Бессарабия. Край, население, экономика», «Население Бессарабии. Численность и этнографический состав».

Именем Берга назван вулкан на Камчатке, пик на Памире, ледники на Памире и Джунгарском Алатау, мыс на архипелаге Северная Земля, Зоологический музей МГУ, а также более 60 животных и растений.

Другим нашим выдающимся земляком - химик-органик мирового масштаба - является тираспольчанин Николай Зелинский (1861-1953). Один из основоположников учения об органическом катализе, он создал классические работы по органическому катализу, нефтехимии, разработал методы добычи ароматических углеводородов, служащих сырьём для синтеза каучука, красителей, пластмассы, медикаментов и т.д. Академик АН СССР, профессор МГУ, доктор наук, создатель крупной научной школы, внёсшей фундаментальный вклад в развитие органической химии, он многое сделал для жизни людей, откликаясь на самые болевые точки времени. Например, во время Первой мировой войны Зелинский создал угольный противогаз, спасший жизнь миллионам солдат воюющих армий. Его именем названы улицы в Кишинёве и Тирасполе. На фасаде дома, где жил Н. Зелинский, и школы, где он учился, установлены памятные доски.

Нашей национальной гордостью является академик Николай Димо, родившийся в Оргееве (1873-1959). Крупный советский почвовед, академик ВАСХНИЛ, один из организаторов Среднеазиатского и Кишинёвского институтов почвоведения, который с 1959 года носит имя учёного, Николай Александрович труд всей своей жизни посвятил - земле. Объектом его научных работ были география почв, засоление, биология, физика и мелиорация почв в центральных районах Европейской части СССР, Средней Азии, Закавказья, Молдавии. Изучив солевые почвы, великий учёный предложил серию мер по улучшению солонцов и солончаков, создал первую карту почв Центральной Азии и других регионов, установил взаимосвязь между содержанием гумуса и его структурой в молдавских чернозёмах. В его честь в Кишинёве названа улица.

Одним из видных архитекторов ХХ века был наш соотечественник, кишинёвец, академик АН СССР Алексей Щусев (1873-1949). Организатор и директор музея архитектуры в Москве, преподаватель знаменитого Строгановского художественно-промышленного училища, автор более 200 научных работ, он, чутко всматриваясь в традиции национальной архитектуры прошлого, разрабатывал самобытные решения современных зданий в Москве (Москворецкий мост, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая» и др.), Ташкенте (театр оперы и балета им. Навои), Баку, Батуми, Сочи. Пиком творческого достижения зодчего стал Мавзолей В. Ленина, благородные формы которого органично вписались в ансамбль древней Красной площади. После Отечественной войны А. Щусев много сил отдал реконструкции разрушенных городов - Новгорода, Истры, Киева. В 1947-1949 годы архитектор разработал план генеральной реконструкции столицы Молдавии. Его именем названа улица в центре Кишинёва.

Глубокий след оставили наши соотечественники и в румынской науке. Так академик Никита Смокинэ (1894-1980) - выходец из села Дубоссарского уезда - был крупным румынским славистом и историком приднестровских молдаван. А Михаил Губоглу (1911-1990), родившийся в , стал широко известным румынским историком-востоковедом. Будучи профессором университетов Бухареста, Парижа и Анкары, он опубликовал турецкие источники, пролившие свет на историю Румынии. Интересно ещё и то, что его племянник, - носящий ту же фамилию, - стал одним из крупнейших российских этнографов.

Нельзя обойти вниманием и Григория Обрежана (1911-1991), родившегося в селе Тигинского уезда. Инженер-агроном по профессии, он вошёл в науку как один из замечательных исследователей в области мелиорации почв, был избран академиком румынской, чехословацкой и советской Академий наук. Под его руководством были сделаны значительные научные открытия. Например, создан сорт риса Полизешты-28, известный во всём мире своими богатыми урожаями.

Молдавская наука на стыке ХХ-ХХI веков

Наука достигла успехов в самых различных областях. Наша страна дала цивилизации выдающихся учёных, среди которых свыше 30 членов Академии наук СССР, из них академики: географ Л. Берг, химики Н. Зелинский, Л. Писаржевский, А. Фрумкин, архитектор А. Щусев, почвовед Н. Димо, врачи-хирурги А. Склифософский и Н. Георгиу и т.д.; 79 членов румынской Академии наук- археолог И. Суручану, астрофизик Н. Донич, историк Ш. Чобану, славист А. Кочубинский (академик и чешской Академии наук), геолог К. Парфенгольц (академик и армянской Академии наук) и т.д. Эти видные учёные, яркие богатые личности не только осуществили фундаментальные научные открытия, но и основали научные институты, лаборатории, общества, школы, организовывали трудные и неожиданные исследовательские экспедиции, разрабатывали новейшие методы для продвижения самых смелых открытий в жизнь.

Старт для развития науки в нашей стране был дан, когда в Кишинёве создалась научно-исследовательская база Академии наук СССР (11 марта 1946 года), которая в 1949 году стала Молдавским филиалом Академии наук СССР. Эти преобразования завершились знаменательным событием 2 августа 1961 года, когда была основана Молдавская Академия наук - благотворный источник национальной науки и культуры. Первым её президентом был избран академик-историк Я. Гросул (1961-1976), позже главным научным центром страны руководили генетик А. Жученко (1977-1989), физик А. Андриеш (1989-2004), и в наши дни - химик Г. Дука (с 2004 г.). Год от года в стенах Академии зреют новые силы, появляются крупные научные имена, растёт конкурентоспособность исследований, формируются новые научные школы: в области химии - академика А. Блова и Г. Лазуревского; агрохимии и генетики - академиков И. Дикусара и А. Коварского; алгебры и физики кристаллов - академиков В. Андрунакиевича и Т. Малиновского; биологии - академика Б. Матиенко; лингвистики - академика Н. Корлэтяну; техники - С. Рэдэуцана. Известные академики братья Москаленко сказали своё слово в теоретической физике. Новые научные области открыли академики Т. Фурдуй в биомедицине и академик И. Бостан - в области планетарных трансмиссий. Академик-биолог А. Чиботару основал .

Сегодня Академия наук Молдовы - ведущий научный центр страны, объединяющий 31 научно-исследовательское учреждение со штатом 5600 сотрудников. Созданные за последние годы условия способствовали достижению новых научных открытий высочайшего уровня в области физиологии стресса, экологической генетики, геоинформационных систем, экофизиологии и т.д. Своими исследованиями обрели мировую известность медики В. Анестиади и И. Абабий, математик М. Чобану, биолог А. Урсу, политологи В. Бенюк и Г. Руснак, философы А. Рошка и В. Цапок, социолог А. Тимуш, историки А. Лазарев, Н. Тудоряну, Е. Чертан, А. Ешану; юрист А. Смокинэ и другие. Фундаментальной законодательной опорой для развития национальной науки стал Кодекс о науке и нововведениях в Республике Молдова (2004). Провозгласив научный и инновационный процесс стратегическим приоритетом в социально-экономической жизни страны, этот документ со всей серьёзностью подтвердил заинтересованность государства в научном прогрессе. Для стимулирования научной деятельности - за самые яркие достижения - учреждено 10 Государственных премий Республики Молдова, каждая в миллион лей.

Впервые в истории национальной науки был создан высший руководящий орган Академии наук республики - Ассамблея, состоящая из действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук Молдовы и из 78 докторов наук, избранных на демократической основе научным сообществом страны. Ассамблея в свою очередь создала исполнительный орган - Высший совет по науке и технологическому развитию.

Культура Молдовы в конце ХХ - начале ХХI века

Активное развитие культуры Молдовы, начавшееся после создания МССР, успешно продолжается и в наши дни. Сегодня в республике работают 14 профессиональных театров, три крупных концертных учреждения - Национальная филармония с двумя концертными залами, Органный зал и Национальный дворец, где занимаются творчеством многочисленные художественные ансамбли эстрадной и народной музыки. За эти годы театральные и музыкальные коллективы достигли высокого исполнительского мастерства, каждый раз пополняясь молодыми артистами, дирижёрами, режиссёрами, музыкантами - выпускниками самых престижных высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Одессы, где их обучали известные всему миру мастера-педагоги. Конкурсы, национальные и союзные фестивали, декады молдавского искусства и литературы в Москве и столицах республик бывшего СССР, гастроли по разным странам в совместных многонациональных группах - всё это, стимулируя творческий обмен и продвижение наших деятелей в большой мир искусства, обогащало палитру национального искусства. Сегодня - после достижения независимости - культурно-художественные связи со странами мира значительно расширились. Стали более частыми и разнообразными гастроли, конкурсы, фестивали, в которых участвуют и целые коллективы, и отдельные исполнители.

Проводя всевозможные культурно-художественные мероприятия республиканского значения, Молдова много делает для совершенствования международных художественных контактов. Среди них наиболее яркими являются Международный фестиваль звёзд оперы и балета «Приглашает Мария Биешу», много лет вдохновляемый солисткой Марией Биешу; музыкальный фестиваль «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», инициатором которого стал композитор Г. Чобану; детище режиссёра - биеннале театра им. Эжена Ионеско. Эти фестивали, собирая таланты со всего мира, превратились для кишинёвцев в народные праздники, в настоящее торжество высокого искусства.

Следует отметить роль и других художественных дарований, способствовавших славе национального искусства. Среди них режиссёр Э. Лотяну, фильмы которого, удостоившись премий на международных фестивалях, не только утверждали молдавский кинематограф, но и формировали в душах людей прекрасный и поэтичный облик нашей Молдовы. Широкая популярность прозы и пьес народного писателя Иона Друцэ, поставленных в сотнях театров бывшего СССР и привлёкших к себе внимание ведущих актёров и режиссёров мира, прославила мудрый образ молдавского крестьянина, героя друцэвских произведений. Расширились творческие связи молдавских художников, участвующих в многочисленных зарубежных выставках и творческих встречах. Отдельной строкой в их ряду стоят уникальные, не знающие аналога в современном искусстве труды народного художника Молдовы

Группа крестьян7белорусов на сенокосе. Поднепровье. Фото 1904 г .

вытеснять плуг с железным лемехом, который тянули за собой волы или лошади. После вспашки почву разрыхляли, очищали от травы, корней, выравнивали поверхность боронами . Зерновые жалисерпами . Теперь землю обрабатывают современной техникой.

Важнейшими культурами на территории Белоруссии оставались зерновые - озимая рожь (жито ), овес, ячмень. Просом, гречихой, горохом, кукурузой засевались небольшие площади, которые стали расширяться только в ХХ в.

Из технических культур в Белоруссии исстари культивируются лен и конопля, которые давали материал для производства одежды, мешков, веревок, а также для получения растительного масла. В XVIII-XIX вв. значительно увеличилось производство картофеля, подсолнечника, свеклы.

Рыболовство, охота, собирательство, пчеловодство, огородничество, садоводство служили хорошими подспорьями в хозяйстве. Как и домашние промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, столярное и плотницкое, бондарное, кожевенное и сапожное, прядильное, ткацкое, портняжное. Все они обеспечивали крестьян орудиями труда, предметами домашнего обихода, одеждой, обувью. А искусно вытканные белорусскими ткачихами вышитые полотенца (ручники ) и скатерти (абрусы ) были и остаются важной частью интерьера белорусского жилья.

Поселения. Наиболее распространенным типом сельского поселения у белорусов до сегодняшнего дня остаетсявёска, илисело, с преобладающим уличным типом застройки. Дома, окнами на улицы и входом со двора, строились вдоль дорог, а за ними размещались огороды и сады. Статус села получали сельские административные центры с волостным управлением, школой и церковью. Относительно мелкие поселения, территориально тяготеющие к селу,

назывались деревнями . Они имели широкое распространение в северных и севе- ро-восточных районах. В начале XX в. в западных областях Белоруссии появилисьхутора .

Города на территории Белоруссии возникли еще в IX-X вв. К числу таких древнейших центров относятся Полоцк, Брест, Гродно, Витебск, Пинск, Орша, Минск. В облике белорусских городов соединились черты разных исторических эпох. Старые белорусские города имели узкие кривые улицы с булыжным (брукаваным ) мощением. В их центрах располагались рыночная площадь, ратуша, церковь (или костел), кирпичные дома -каменицы, а окраины имели деревянную застройку, окруженную обширными палисадниками.

Предшественниками многих городов в Белоруссии были местечки - центры кустарного ремесла, домашних промыслов, торговли. Название это происходит от польского място и украинскогомисто , что означает «маленький городок».

В ХХ в. многие местечки стали крупными селами, районными центрами, городами.

В течение ХХ в. в Белоруссии выросли старые и появились новые города, поселки городского типа. В годы Великой Отечественной войны почти все белорусские города подверглись сильному разрушению. Заново отстроенные, они во многом изменили свой облик и планировку. После Второй мировой войны произошли заметные изменения в расселении белорусов, выразившиеся в перемещении их из сельских поселений в города. Ныне удельный вес горожан в населении республики составляет около 80%. Население крупных городов характеризуется пестрым этническим составом - при преобладании белорусов (70% в среднем по стране).

Свойственная для урбанистических процессов тенденция к унификации особенно заметна в материальной культуре, на изменение которой влияет науч- но-технический прогресс, распространение изделий фабричного производства.

В городской среде в целом меньше, чем в сельской, сохраняются элементы традиционной культуры.

Материальная культура. Традиционное белорусское жилище -хата - возводилось из бревен, внутри ее обмазывали глиной, крышу, как правило, двускатную чаще всего покрывали соломой, камышом или дранкой. Фасады часто украшали богатым орнаментом. На юге Белоруссии по сей день распространены жилища, оштукатуренные и выбеленные снаружи.

Планировка хаты могла быть однокамерной (состоящей только из избы ), двухкамерной (изба и небольшая пристройка для хранения предметов домашнего обихода -сени ) или трехкамерной (изба ,сени икамора - еще одно хозяйственное помещение).

В унифицированном городском жилище лишь некоторые элементы интерьера и художественного оформления содержат этнические черты. Индивидуальные дома отчасти сохраняют приверженность традиции - в конструкциях построек, декорации фасадов (украшении фронтонов, наличников).

Типичной пищей населения былквасной (кислый) хлеб из ржаной муки. Из зерна готовиликашу ,крупник (суп из пшеничной или ячменной крупы),затирку (жидкое блюдо из пшеничной муки),кулеш (жидкую кашу-суп из крупы),жур (овсяный кисель). Из ячневой, овсяной, гречневой, ржаной, пшеничной муки пеклиблины .

С рубежа XVIII-XIX вв. в состав основных продуктов питания белорусов вошел картофель, из которого они готовят, как утверждают, более двухсот блюд. Это исалоники (очищенный вареный картофель), идраники (блины из сырого тертого картофеля), ибульен (картофельный суп), и многое другое. К блюдам, приготовленным из зерновых или картофеля, обычно добавляли молоко.

Летом и осенью в пищу употребляли огурцы, лук, груши, яблоки, вишни, сливы, арбузы. Поздней осенью и зимой ко многим блюдам добавляли кусочки жареного сала с луком. Зимой по праздникам к столу подавали жареные свиные колбасы, студень .

В число любимых блюд белорусов входят яешня (яичница с салом или ветчиной),холодник - аналог русской окрошки,мочанка - густой жирный соус

с салом и т.п. Для северо-запада и юга Белоруссии, где промысловое значение имело рыболовство, в качестве повседневной пищи характерны блюда из рыбы. Из продуктов собирательства наибольшее значение имели и имеют грибы, щавель, дикие груши.

Традиционными напитками белорусов считаются березовый сок, медовый, хлебный и свекольные квасы.

Приверженность традициям проявляется и в способах заготовки мяса и овощей впрок, к которым относятся засолка, квашение, сушка, копчение.

Традиция бортничества, использования растений-дикоросов для питания и в народной медицине особенно пригодилась белорусским партизанам в годы Великой Отечественной войны.

Комплекс национальной белорусской кухни сравнительно устойчив. Белорусы, как и прежде, предпочитают ржаной хлеб и традиционные блюда; потребление картофеля у них почти в два раза выше, чем у русских и украинцев. Лучшие образцы традиционных рецептов сохраняются и распространяются через предприятия общественного питания. Впрочем, урбанизационные процессы, в том числе за счет миграции населения из других регионов, расширили употребление белорусами блюд других национальностей. Грожане наряду

с типично белорусскими блюдами употребляют украинский борщ, русские пельмени, грузинский суп-харчо, кавказский шашлык, узбекский плов и т.п. Общественное питание сглаживает различия в питании различных национальных групп.

Одежда. Белорусский национальный костюм (на основе комплекса крестьянской одежды) соединил в себе высокохудожественные элементы ткачества, вышивки, тканевого орнамента. Преобладающий цвет в нем - белый.

Традиционный мужской костюм состоял из домотканой полотняной туникообразной вышитой рубахи кашули , которая доходила до колен и подпоясывалась широким вышитым поясом,безрукавки из цветного сукна, белых полотняных штанов, черных сапог. По сей день сохраняют известность высокохудожественные украшенные золотом и серебромслуцкие пояса. Головным убором служила летом - соломенная шляпа с широкими полями (брыль ,капелюш ), зимой - меховая шапка (кучма ,аблавуха ).

Женский комплекс одежды состоял из туникообразной (с кокеткой или прямыми плечевыми вставками) рубахи ; разнофасонных юбок (андорак ,саян ,летник ); надеваемой поверх юбкипанёвы , сшитой из суконных полотнищ;фартуков , украшенных кружевами и цветными поясами, и цветнойбезрукавки .

Головной убор девушек состоял из узеньких орнаментированных ленточек (скидочка, шлячок ) ивенков с налобником, которые составляли единый комплекс со старинной девичьей прической - распущенными волосами. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур ), носили полотенчатый головной убор (намитку ) и платки (хустки ).

И мужскую, и женскую верхнюю одежду шили из валяного некрашеного сукна (сярмяга ,бурка ,свита ) и овчины.

Обыденная обувь белорусов - лапти из липового лыка, кожаныепостолы , зимой -валенки . Праздничной обувью служили сапоги (боты ) и ботинки.

Еще и сегодня в некоторых районах Полесья можно встретить женщину в национальной одежде, однако чаще бытуют отдельные элементы традиционного костюма, вкрапленные в современную одежду (дубленые овчинные кожухи, не выходящая из моды мужская рубаха с вышитым орнаментом), а также традиции покроя, цветовой гаммы.

Тенденции к унификации материальной культуры в современном белорусском городе затронули и одежду белорусов. Однако, несмотря на повсеместное распространение фабрично-заводских изделий и европейского городского костюма, народные традиции и теперь живут в выборе тканей, комплектации составных частей одежды, приемах орнаментации.

Глава 27. БЕЛОРУССИЯ, УКРАИНА И МОЛДАВИЯ: СТРАНЫ, НАРОДЫ...

Своеобразный тип жилища, одежды

имеют белорусы-полещуки . Природно-гео-

графические условия Полесья способству-

ют сохранению в быту, материальной и

духовной культуре ряда архаических черт.

Семья. До конца XIX в. белорусские

крестьяне жили большими отцовскими и

братскими семьями . До начала XX в. в де-

ревнях сохранялись элементы общинной

организации: односельчане помогали друг

другу коллективным исполнением работы

(талока, сябрына ). Важнейшие дела реша-

лись на деревенских сходах, в которых

принимали участие главы семей (гаспада-

ре ). Здесь выбирали старосту, назначали

опекунов, обсуждали семейные конфликты.

Обряды. Фольклор. Календарный обря-

довый цикл белорусов отличается разнооб-

разием. Накануне Рождества устраивали

постный ужин с обязательной ячменной

кашей. Девушки гадали о своей судьбе.

Белорусский головной убор замужней

Святки проходили с участием ряженых с

женщины - хустка с намиткой.

На Масленицу пекли блины, катались на лошадях. На Пасху (вяликдзень ) дворы обходиливолочебники , пели волочебные песни с пожеланиями урожая, богатства в доме и т.п. Особые -купальские - песни сопровождали архаический праздник в ночь на Ивана Купалу (купалье ), когда парни и девушки жгли костры, прыгали через них, искали «цветок папоротника», купались, гадали.

Некоторые элементы семейных обрядов и сегодня являются частью ритуальной жизни белорусов. Среди них можно упомянуть сажание (пасад ) невесты (а иногда и жениха) надзяжу (квашню), постригание и прижигание волос молодых, «раздел» каравая. Важным моментом родильной обрядности остается выбор крестных родителей, «раздел» «бабиной каши».

Продолжают также бытовать народные гулянья: дажынки (праздник окончания жатвы, когда плетут дажинковый венок, украшают последний сноп и устраивают праздничную трапезу),дзяды (день поминовения усопших), уже упоминавшеесякупалье .

В городах и селах Белоруссии, а также в местах компактного расселения белорусов за пределами их этнической территории продолжают звучать народные песни, исполняться народные танцы («Бульба», «Ленок», «Янка», «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка» и др.). Помимо песенного наследия белорусами сохраняются навыки игры на музыкальных инструментах (гуслях ,дудках ,бубнах ). Для белорусов типичен многострунный ударный музыкальный инструмент

цимбалы.

В ХХ в. белорусскими композиторами (Н. Аладов, В. Войтик, Е. Тикоцкий,

А. Туренков) создано много ярких произведений оперной, балетной, симфони-

576 Раздел IV. НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ческой, камерной музыки, популярных песен. В современной белорусской музыке слышны фольклорные мотивы. Широко известны во- кально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Верасы».

Фольклор белорусов включает в себя также легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты. В народе бытуют яркие, характерные пословицы (приказки ) и поговорки (примоуки ).

В XIX-ХХ вв. сложилась национальная белорусская литература. Повсеместно стали известны имена белорусских писателей и поэтов: Франтишка Богушевича, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Петруся Бровки, Максима Танка, Алеся Адамовича, Василя Быкова.

Другие этнические группы в Белоруссии. Как

уже говорилось, Белоруссия - не моноэтнич-

ное государство. Кроме титульного этноса в

республике наиболее многочисленны русские,

поляки, украинцы и евреи (о последних расска-

Коза - элемент колядочного

зано особо в конце главы). Это характерно как

для городов, так и для сельской местности.

реквизита. Брестская обл.

Из небелорусов сегодня в республике боль-

ше всего русских (1142 тыс. человек). Русские стали селиться на территории Белоруссии со времен войны России с Речью Посполитой (1654-1667). Позднее стали возникать поселения русских-старообрядцев, искавших здесь убежище от религиозных преследований у себя на родине и живших обособленно. В годы советской власти численность русских постоянно возрастала за счет миграционного притока из различных районов РСФСР. Он особенно возрос после Великой Отечественной войны, так как восстановление народного хозяйства республики требовало значительного количества квалифицированных трудовых ресурсов.

Украинцы (237 тыс. человек) живут как в сельских местностях (прилегающих к украинской территории), так и в городах Белоруссии. Их поселения с давних пор существуют в южных районах - Полесской зоне. Сегодня большая часть украинского населения сосредоточена в юго-западных и юго-восточных районах Белоруссии.

Формирование польской общины в Белоруссии началось со времени вхождения белорусских земель в состав Польского государства. Массовое переселение поляков на белорусскую территорию имело место в 1921-1939 гг., когда западные районы Белоруссии находились под властью Польши. Сегодня поляки (396 тыс. человек) по преимуществу расселены в сельской местности на западе Белоруссии и в белорусско-литовском порубежье. Некоторые исследователи полагают, что большая часть жителей Белоруссии, ныне причисляющих себя к полякам, это в действительности ополяченные белорусы - те, чьи

предки во времена нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой перешли в католичество и восприняли польский язык.

Кроме перечисленных национальностей в Белоруссии проживает до 3 тыс. татар . Они стали селиться с конца XIV в. на западе белорусской территории,

в таких городах, как Новогрудок, Лида, Ошмяны; места их компактного расселения получали соответствующие названия - Татарская улица, Татарский конец.

В Двинском, Люцинском, Режицком уездах Витебской губернии Российской империи проживали латыши , что явилось основанием при заключении

в 1920 г. мирного договора между Советской Россией и Латвией для передачи их Латвии. Деревни с латышским населением до недавнего времени сохранялись на территории Витебской области Белоруссии.

К более малочисленным, по сравнению с перечисленными, национальным группам в составе населения Белоруссии относятся армяне (10 тыс. человек),

цыгане, литовцы, азербайджанцы, немцы, молдаване, грузины.

2. Украина и украинцы

Основная область расселения украинского народа в настоящее время - Республика Украина, где численность украинцев (самоназвание) составляет более 38 млн человек. Кроме Украины, представители этого этноса проживают в России (4,4 млн человек) и ряде государств ближнего и дальнего зарубежья: Казахстане (свыше 900 тыс.), Молдавии (около 600 тыс.), Белоруссии (более 200 тыс.), Киргизии (свыше 100 тыс.), Канаде (550 тыс.), США (535 тыс.), Польше (350 тыс.), Аргентине (120 тыс.) и проч. Общая численность украинцев в мире - около 46 млн человек.

Украинцы вместе с русскими и белорусами составляют группу восточных славян. В антропологическом отношении они, как и другие восточнославянские народы, относятся к европеоидной расе, точнее среднеевропейской малой расе переходной ветви европеоидной расы.

Говорят украинцы на украинском языке славянской ветви индоевропейской семьи. Различают северное наречие (левобережные, правобережные, волынскополесские говоры), юго-западное наречие (волынско-подольские, галицкобуковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное наречие (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Последние в XVI в. стали основой староукраинского книжного языка, а среднеприднепровские говоры на рубеже XVIII-XIX вв. - современного украинского литературного языка. Письменность на украинском языке (на базе кириллицы) получила распространение с XIV в.

Сегодня на Украине распространенны также русский и отчасти польский языки.

Верующие украинцы в основном православные. На Западной Украине значительная часть населения - униаты, в основном византийского обряда (грекокатолики).

Этногенез и этническая история. Существует несколько теорий происхождения украинцев. В отечественной науке наибольшее распространение получила

концепция общевосточнославянской древнерусской этнической общности. Внутри древнерусской народности формировались общие для восточных славян свойства культуры, но само это этнокультурное образование оставалось неоднородным, сочетало в себе локальные варианты социальной жизни, что создало предпосылки для возникновения русской, украинской и белорусской народностей. Исторической основой для складывания украинского этноса стала часть восточнославянского населения, проживавшая в IX-XII вв. на юго-за- паде Киевской Руси, на территории по обе стороны среднего Днепра. Более конкретно речь идет о Киевском правобережье, землях Переяславского, Чер- нигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств.

Формирование украинской народности и государства осложняли - особенно начиная со времени феодального дробления Древней Руси - непрекращавшиеся попытки Венгрии, Литвы, Польши и Турции захватить украинские земли

и подчинить их население своей власти. К счастью, это не привело к ассимиляции этого населения.

В XV-XVI вв. этническая территория формирующейся украинской народности значительно расширилась за счет заселения ее юго-западных окраин беглыми крестьянами. В ту же эпоху сложилась Запорожская Сечь - организация казаков, которая, как полагают, сыграла немаловажную роль в формировании украинского этноса, его самосознания и культуры. Непрекращавшаяся в XVI-XVII вв. борьба с иноземными завоевателями существенно консолидировала украинскую народность.

В XVI-XVII вв. на Украине сложилось два разговорных литературных языка: славяно-русский и так называемаяпроста мова , илируська мова - украинская разговорная речь на основе древнерусского языка. В процессе формирования украинской народности украинский язык приобрел типические общеукраинские черты, соединив черты основных диалектов Украины.

С объединением Литвы и Польши в Речь Посполитую украинские земли (кроме Закарпатья, Буковины и Чернигово-Северской области) попали под власть польских магнатов. Брестская церковная уния 1596 г. объединила на территории Речи Посполитой украинскую и белорусскую православную церковь с католической в униатскую, что оказало влияние и на этнокультурное развитие украинцев.

В XVII в. произошло перемещение значительных групп украинцев с находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток

и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование Слободской Украины (территории современной Харьковской и частично Сумской областей Украины, а также южной части Курской, Белгородской и Воронежской областей России), которая заселялась одновременно как украинцами, так и русскими. В середине XVII в. здесь возникли слободские полки (как административные подразделения): Харьковский, Острогожский, Сумской, Изюмский.

В январе 1654 г. на Переяславской раде состоялось провозглашение политического воссоединения Украины с Россией. К концу века с Россией воссоединились Левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями, Запорожье

и Чернигово-Северская земля.

Победы России над Османской Турцией в войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг. привели к включению в состав Российского государства Северного Причерноморья и присоединению к украинской этнической территории Новороссии и земель между Южным Бугом и Днестром. Привлекаемые льготами, сюда устремились потоки переселенцев. И хотя основную роль в заселении и хозяйственном освоении южноукраинских областей сыграли украинцы, изначально численно здесь преобладавшие, а также русские, значительным было и участие неславянских переселенцев - молдаван, греков, гагаузов, армян, немцев и отчасти южных и западных славян (преимущественно болгар).

В результате второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795) к России присоединились вся Правобережная Украина и Левобережная Волынь. Это ускорило этнокультурную консолидацию украинцев, укрепление внутриукраинских экономических связей, включение Украины во всероссийский рынок, рост национального самосознания, развитие культуры, языка.

Название Украина, применявшееся еще в XII-XIII вв. для обозначения южных и юго-западных земель Древней Руси, к XVII-XVIII вв. закрепилось (в значении «краина», т.е.страна ) в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонимаукраинцы (наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-вос- точной группе рассматриваемого населения:козаки ,козацкий народ ,руськи ). В российских официальных документах XVI - начала XVIII в. украинцы Среднего Поднестровья и Слобожанщины часто именовалисьчеркасами , а позже -малороссиянами ,малороссами илиюжнороссами .

Судьба западных областей Украины складывалась по-разному. Восточная Галиция и Буковина после первого раздела Польши (1772) отошли к Австрийской империи. Земли Правобережной и Южной Украины с 90-х гг. XVIII в., а придунайские украинские земли - с первой половины XIX в. вошли в состав России.

Таким образом, складывание в современную нацию в XVIII-XIX вв. проходило для украинцев на фоне необходимости противостоять колонизации, в рамках сложной этносоциальной структуры, в которой слились их собственные господствующие социальные слои с высшими социальными слоями австрийцев, поляков, русских. На рубеже XVIII-XIX вв., на завершающем этапе формирования украинской нации, сложился современный новоукраинский литературный язык.

Аграрное перенаселение, политический и национальный гнет заставляли сотни тысяч украинцев покидать пределы своей этнической территории. Из украинских губерний в составе России переселение шло в восточные области империи - Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ и Дальний Восток, а из Западной Украины, находившейся под властью Австро-Венгрии, - в страны американского континента. Тем не менее численность украинского населения в пределах этнической территории возрастала.

Во всех этих районах в быту, культуре и иных сторонах жизни украинцев, проживавших в тесном взаимодействии с представителями других этносов (главным образом с русскими), происходили многообразные взаимодействия и взаимовлияния. В 20-х и 30-х гг. ХХ в. на Украине, как и в других регионах

СССР, интенсивно осуществлялась «коренизация» (в данном случае - украинизация) административных кадров, что конечно же способствовало укреплению позиций украинского языка. В ту же эпоху происходило интенсивное развитие украинской советской литературы, театра, кинематографии и проч. Тем не менее все эти процессы носили противоречивый характер. Так, имело место некоторое сокращение численности украинцев, считавших украинский язык родным. Впрочем, оно не было значительным: в 1959 г. называли родным языком украинский 87,7% украинцев, а в 1970 г. лишь немногим меньше, а именно 85,7%.

Завершение воссоединения украинских земель было связано с событиями Второй мировой войны: 1 ноября 1939 г. была включена в состав СССР и воссоединена с Советской Украиной Западная Украина. В июне 1940 г. Румыния возвратила Советскому Союзу Бессарабию и передала ему Северную Буковину, после чего 2 августа 1940 г. в состав Украины были включены Северная Буковина и Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии. И наконец, по Советско-Чехословацкому договору от 29 июня 1945 г. в состав Украины вошло Закарпатье.

В 1960-1980 гг. наблюдался быстрый рост украинской научно-техниче- ской и гуманитарной интеллигенции. В 1991 г. Украина стала независимым государством, начался процесс политического стимулирования расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни при сокращении преподавания русского языка и сферы его функционирования. Согласно принятой в июне 1996 г. конституции, украинский язык признан единственным государственным языком. Активизировались контакты с украинской диаспорой. Часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР

переселилась на Украину. В последние годы после провозглашения независимости в культурной ориентации Украины определяющей становится западная составляющая. Проявились противоречия - главным образом по политическим причинам - между Украинской и Русской православными церквами, а также между украинцами западной и остальных частей Украины.

После получения Украиной государственной независимости (1991) при деятельном влиянии органов власти в широких массах стали распространяться националистические взгляды и идеи. Поставлены под сомнение общие истоки этногенеза белорусов, украинцев и русских; отрицается прогрессивное значение присоединения к России Украины под руководством Богдана Хмельницкого на Переяславской раде (1654); одобрительно трактуется измена гетмана И. Мазепы в период Северной войны (первая четверть XVIII в.); положительно оцениваются предательские действия против законных властей бандеровско-мельни- ченковского подполья в годы Великой Отечественной войны и после нее.

По сохранившимся до наших дней локально-бытовым признакам Украину можно разделить на центральный, северный и западный этнографические районы. Им примерно соответствуют три основные группы диалектов в составе украинского языка Население ряда регионов сохраняет более ощутимые отличия в культуре, быте, языке. Они обусловлены географическими и историческими условиями и этнокультурными контактами. Речь идет прежде всего