Как жил гарем султана в османской империи. Гарем султана в Османской империи: легенды и быль. Тело, достойное султана

Сколько романтических и не очень слухов, сколько пересудов и злословия, а порою, и прямого осуждения вызывает одно лишь упоминание слова "гарем". Чаще всего мы представляем себе эдакий восточный бордель, или, в случшем случае, в голове возникает образ из французского фильма "Анжелика и султан" с толпами обездоленных, страждущих внимания монарха, девиц, но на практике дело обстояло совсем не так...

Гарем (от арабского харам - отделённое, запрещённое) - закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома, в которой жили жёны высокопоставленного восточного государственного деятеля. Женщины, как правило, находились под присмотром первой жены или евнухов. Первая жена имела право разделять титул владельца гарема.

На деле же, гораздо чаще, халиф, говоря о своем «хурам» - множественное число того же слова - имел в виду женщин при дворе, и в более широком смысле слова, - всех, находящихся под его защитой. Хурам был скорее группой людей, чем определенным строением или физическим местоположением. Венецианец Оттавиано Бон, путешественник эпохи Возрождения, так описывает гарем: «В своём жилище женщины проживают как монашки в монастыре». И чуть ниже: «Девушки разрывают все прежние связи раз и навсегда, как только заходят в сераль. Они получают новые имена».

По-турецки гарем назывался «сараем» (saray), то есть большим домом или дворцом. Отсюда и французское «сераль», как любили называть покои султана в Европе в XVIII–XIX веках, рисуя в своем воображении сладострастный образ огромного публичного дома.
Венецианский посол в Турции, служивший там в XVII в., пишет, что комплекс строений, известный подэтим именем, включал множество зданий и павильонов, соединенных между собой террасами. Главным из них являлся великолепный резной павильон, где находился тронный зал.

Вся прислуга этого и других зданий, а также гарема состояла из мужчин. Сам гарем своим видом и внутренней композицией походил на огромный монастырь, где размещались спальни, трапезные комнаты, ванные и прочие помещения разного рода, призванные создать удобства для обитавших там женщин. Его окружали огромные цветочные клумбы и фруктовые сады. В жаркую погоду обитательницы гарема гуляли по кипарисовым аллеям и наслаждались прохладой, исходивший от фонтанов, которые там были устроены в немалом количестве.

Однако это были всего лишь праздные домыслы, хотя число султанских рабынь действительно не может не впечатлить. Так, при Мехмеде III (1568–1603) их было около пяти сотен.

За «честь» продать свою дочь в султанский гарем сражались даже знатные семьи. В султанском гареме было очень мало рабынь, они составляли исключение, а не правило. Пленницы-рабыни использовались на черновых работах и как служанки для наложниц. Наложницы же отбирались очень тщательно из девушек, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Пополнялся сераль и пленницами, захваченными в военных походах, купленными на невольничьих рынках или подаренными султану его приближенными. Обычно брали черкешенок, которыми тогда называли всех жительниц Северного Кавказа. В особой цене были славянки. Но в принципе в гареме мог оказаться кто угодно. Например, там провела большую часть своей жизни француженка Эме де Ривери, кузина Жозефины Богарне, будущей жены Наполеона. В 1784 году по пути из Франции на Мартинику она была захвачена в плен алжирскими пиратами и продана на невольничьем рынке. Судьба была к ней благосклонна - позже она стала матерью султана Махмуда II (1785–1839).

Обычно возраст молодых рабынь составлял 12–14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa - «начальник») - старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат.

Гаремы Константинополя, Аравии и некоторых других стран, связанных с различными индийскими и восточными религиозными концепциями, всегда охранялись евнухами. И только им позволялось заходить внутрь. Евнухов использовали из простой предосторожности - чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина.

Существовали три типа евнухов: полный, которого еще в детстве лишали органов воспроизводства; неполный, который лишался в юности только яичек, и, наконец, евнух, у которого яички атрофировались вследствие того, что в детстве их подвергали особому трению.

Первый тип считался самым надежным, другие два - нет, поскольку у них еще пробуждалось сексуальное желание в начале юношеского созревания. Первые, благодаря кастрации, менялись физически и ментально, у них не росла борода, гортань была маленького размера и поэтому голос звучал по-детски; по характеру они приближались к женщинам. Арабы утверждали, что они живут недолго и умирают еще до достижения 35 лет.

Главная идея состояла в том, что евнух был в сексуальном отношении нейтрален, у него не было ни женских, ни мужских признаков пола и, таким образом, его присутствие в гареме никак не нарушало атмосферу этого особого места, к тому же он оставался в любом случае верен хозяину сераля.

Попадая в гарем, девушки учились этикету, правилам поведения, церемониям и ждали того единственного мгновения, когда они увидят султана. Кстати, такого мгновения могло и не быть. Никогда.

Одним из самых распространенных слухов является тот, что султан вступал в интимные отношения со всеми женщинами. На самом деле это было совсем не так. Султаны вели себя гордо, с достоинством, и очень редко кто унижался до откровенного разврата. К примеру, уникальным случаем в истории гарема является верность султана Сулеймана своей жене Роксолане (Анастасии Лисовской, Хуррем). Долгие годы он спал только с одной женщиной - со своей любимой женой. И это являлось скорее правилом, чем исключением.

Большинство своих наложниц (одалисок) султан даже не знал в лицо. Бытует еще одно мнение, о том, что наложница была обречена на вечную жизнь в гареме. По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. Султан находил ей мужа и давал приданое. Рабыня получала документ о том, что теперь она является свободным человеком. К сожалению, семейная жизнь редко складывалась удачно. Привыкнув жить в безделье, довольстве, женщины покидали своих мужей. Гарем был для них раем, а дом мужа - адом.

Одалисок обычно заставляли предохраняться от беременности, используя гомеопатические мази и отвары. Но, конечно, такая защита была недостаточно эффективной. Поэтому в задней половине дворца Топкапы всегда раздавался щебет детских голосов. С дочками было все просто. Они получали хорошее образование и выдавались замуж за высших чиновников. А вот мальчики - шах-заде - были не только источником материнской радости. Дело в том, что каждому шах-заде, не важно, был ли он рожден от жены или наложницы, принадлежало право претендовать на престол. Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье. Но на деле были возможны разные варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями (и их союзницами), грезящими, что они когда-нибудь смогут получить титул валиде-султан.

Вообще, участь шах-заде была незавидна. С восьми лет каждого из них помещали в отдельную комнату, называемую кафес - «клеткой». С этого момента они могли общаться только со слугами и учителями. Родителей им доводилось видеть лишь в самых исключительных случаях - на больших торжествах. Они получали хорошее образование в так называемой «Школе принцев», где их учили письму, чтению и толкованию Корана, математике, истории, географии, а в XIX веке ещё французскому языку, танцам и музыке.

После завершения курса наук и наступления совершеннолетия шах-заде меняли прислугу: теперь рабы, обслуживающие и охраняющие их, заменялись на глухонемых. Такими же были и одалиски, скрашивающие их ночи. Но они не только не могли слышать и говорить, у них были удалены яичники и матка, дабы не допускать появления в гареме незаконнорожденных детей.

Таким образом, шах-заде были звеном, соединявшим гаремную жизнь со сферой большой политики, превращая мать, жен и наложниц султана в самостоятельную силу, оказывающую прямое влияние на государственные дела. Борьба партий временами приобретала исключительный по своей отчаянности характер. Дело в том, что, по распоряжению Мехмеда II (İkinci Mehmet, 1432–1481), новый султан должен был убить всех своих братьев. Так предполагалось избежать закулисной политической борьбы. Но на деле эта мера привела к обратному: обреченность шах-заде заставляла их ещё активнее бороться за власть - ведь, кроме своей головы, терять им было уже нечего. Клетка и глухонемая стража здесь не помогала, гарем был наполнен тайными связными и информаторами. Указ Мехмеда II был отменен только в 1666 году. Однако к этому времени гарем стал уже неотъемлемой частью внутриполитической жизни Оттоманской империи.

К дочерям были несколько иное отношение. Дочери султана (принцессы), закончившие обучение, должны были носить длинные одежды и покрывать голову чалмой. По достижении брачного возраста их выдавали замуж за принцев из соседних княжеств, а когда таковых не находилось – за визирей, пашей и других официальных лиц империи. В последнем случае султан приказывал великому визирю подыскать подходящую кандидатуру. Если кандидат, выбранный великим визирем, был женат, его заставляли развестись. У них не было права развестись с дочерью султана, в то время как последняя, напротив, могла это сделать с разрешения отца. К тому же, мужьям принцесс, носившим титул дамад (зять султана), приходилось навсегда забыть про наложниц.

Дочери султана устраивали великолепную свадьбу. Город украшался арками, флагами, по ночам в небе вспыхивали фейерверки, в гареме проходило празднество для невесты. Приданое выставлялось во дворце для того, чтобы его мог лицезреть народ. Возможно, самой яркой частью свадьбы был вечер хны, считавшейся символом благополучия и изобилия, когда невесте раскрашивали хной ногти и пальцы. Такая традиция до сих пор сохраняется в Анатолии.

В гареме выделялось несколько категорий женщин: рабыни, гюзиде и икбал, и жены султана.

Долгое время османские падишахи женились только на титулованных особах, чаще всего европейских и византийских принцессах, но после того, как появилась традиция брать в жены рабынь гарема, наибольшим предпочтением пользовались черкешенки, грузинки и русские.

Султан мог иметь четырех фавориток - гюзиде. Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто - шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана. Она ждала за дверьми, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, целовала ковер и лишь затем имела право разделить ложе. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Если наложница беременела, она переводилась в разряд счастливых - икбал. А после рождения ребенка (вне зависимости от пола) получала навсегда отдельную комнату и ежедневное меню из 15 блюд. Четырех жен султан выбирал лично. Жена получала новое имя, письменное свидетельство о своем статусе, отдельные покои, одежды, драгоценности, множество рабынь-служанок. И только одной из жен султан мог дать титул султанши. Султанша (самый высокий титул) получала опять новое имя, и только ее сын мог наследовать трон.

Первая жена называлась главной, остальные соответственно – второй и т.д. Новая кадын-эфенди получала письменное свидетельство, ей заказывались новые одежды, а затем выделялась отдельная комната. Главная хранительница гарема и ее помощницы вводили ее в курс имперских традиций. Султаны проводили ночи с кем хотели, но ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из своих жен. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к кади (судье). За очередностью встреч жен с султаном следила хранительница гарема.

Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.

“Умный журнал” приглашает заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.

Зачем в гаремах евнухи

Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.

В представлении европейцев жизнь султанского гарема (сераля) — это шикарные комнаты, купальни, фонтаны, благовония и, конечно, эротические утехи.

На деле же роскошью блистали лишь комнаты членов семьи султана и самых красивых наложниц — фавориток. Большинство же обитательниц гарема — отвергнутых или еще не представленных султану, ютились в скромных комнатах. Там же проживали африканские служанки, располагались кухни, кладовые и прачечные. Например, гарем султана Селима III, жившего в XVIII веке, насчитывал около 300 помещений.

Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.

Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.

Откуда брались евнухи

Надзор за гаремом и связь наложниц с внешним миром поддерживается с помощью рабов-евнухов — представителей особой придворной касты. Дословно “евнух” переводится как “охраняющий ложе”, хотя круг их обязанностей был значительно шире.

Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.

Обычно их покупали у работорговцев в возрасте восьми-двенадцати лет и совершали над ними процедуру оскопления — полное или частичное удаление половых органов с целью устранить возможные сексуальные связи с наложницами. После оскопления мальчику останавливали кровь, стерилизовали рану, а в мочеточник вставляли гусиное перо, чтобы отверстие не заросло.

Евнух османского султана, 1870-е

Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.

Евнухи бывали “черными” и “белыми”. “Черных” евнухов привозили из Судана и Эфиопии, а “белых” — с Балканского полуострова. Считалось, что чернокожие мальчики более выносливы и лучше переносят болезненное оскопение.

Как отбирали наложниц

Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.

Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.

Из девочек “лепили” идеальных собеседниц и любовниц: обучали турецкому языку, музыке, танцам, сочинению изысканных любовных посланий — в зависимости от способностей.

Но каждую из них обязательно учили главному — искусству доставлять мужчине удовольствие.

Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.

Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.

Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).

Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.

Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.

Сестры и жены последнего правителя Османской империи Абдула-Хамида II

Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.

Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.

Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.

Как проходили ночи любви

Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.

Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.

Ее мыли, одевали, делали макияж, эпиляцию, массаж и, конечно, тестировали на знание материала — где и как ублажать султана.

Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.

Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.

Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.

Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.

Конец султанского гарема

В 1908-1909 годах турецкие революционеры покончили с монархией, вынудив отречься от престола последнего самодержавного правителя Абдул-Хамида II, а главного евнуха его гарема толпа повесила на фонарном столбе.

Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.

При одном упоминании о гареме в голове возникают образы таинственных и прекрасных восточных женщин, которые могли покорить мужчину одним своим взглядом. Несмотря на то, что по сути наложницы были рабынями, обращались с ними достойно. Женщин в султанском гареме было много, но были и любимицы - те, которым посчастливилось родить султану сыновей. Они обладали особым уважением и почётом. Гарем султанаделился на три группы. В первой находились уже немолодые наложницы, в двух других - совсем юные. Все женщины обучались искусству флирта и грамоте.

Третья группа состояла из самых красивых и дорогих наложниц, которые дарили своё общество не только султанам, но и принцам. Когда девушки попадали во дворец, им давали новое имя (обычно персидское), которое должно было отображать их сущность. Вот некоторые примеры: Нергинелек ("ангелочек"), Назлуждамаль ("кокетка"), Чешмира ("девочка с красивыми глазами"), Нергидезада ("похожая на нарцисс"), Маджамаль ("луноликая").

До XV века в Османской империи было принято иметь помимо гарема ещё и законных жён, обычно ими становились иностранные принцессы. Брак был необходим для усиления власти и поддержки со стороны других государств. росла и набирала силы, уже не было необходимости искать поддержки, поэтому род продолжали дети наложниц. Гарем султана заменил и вытеснил законный брак. Наложницы обладали своими правами и привилегиями. никогда и ни в чём не нуждались, они могли покинуть своего господина при желании после девяти лет пребывания.

Тем, кто оставил дворец, дарились дома, выдавалось приданое. Эти женщины назывались дворцовыми и имели уважение в обществе, им дарились бриллианты, ткани, золотые часы, всё, что необходимо для обустройства дома, также выплачивалось регулярное пособие. Однако большинство девушек не желало оставлять гарем султана, даже если они не становились любимицами и не получали внимание господина, они становились служанками и воспитывали более юных девочек.

Любовь Сулеймана к Роксолане-Хюррем

Султан Сулейман Великолепный был достойным правителем, воином, законодателем и тираном. Этот человек был разносторонне развит, он увлекался музыкой, писал стихи, знал несколько языков, любил ювелирное и кузнечное дело. При его правлении Османская империя достигла наибольших высот. Характер правителя был противоречив: суровость, жестокость и безжалостность сочетались с сентиментальностью. В 26 лет Сулейман начал править Османской империей.

В этот период многочисленный гарем турецкого султана пополнился наложницей из Западной Украины. Прекрасную девушку звали Роксолана, она отличалась весёлым нравом, поэтому ей дали имя Хюррем, что означает "весёлая". Красавица сразу завоевала внимание султана. На тот момент любимой женщиной была Махидевран, которая, приревновав, расцарапала новенькой наложнице лицо, порвала платье и потрепала волосы. Когда Хюррем пригласили в опочивальню султана, она отказалась идти в таком виде к правителю. Сулейман, узнав о случившемся, разозлился на Махидевран и сделал Роксолану своей любимой женщиной.

В гареме было правило, гласившее, что наложница может иметь только одного ребёнка от султана. Сулейман был настолько влюблён в Хюррем, что подарил ей пятерых детей и отказался от встреч с другими женщинами. Помимо этого, было нарушено ещё одно традиционное правило - он женился, таким образом это был первый законный брак султана и наложницы в истории Османской империи. Хюррем была самой значимой личностью во дворце 25 лет и имела неограниченную власть над мужем. Умерла она раньше своего возлюбленного.

Последняя любовь Сулеймана

После смерти Хюррем у правителя вспыхнули чувства ещё только к одной наложнице - Гюльфем. Девушке было 17 лет, когда она попала в гарем султана. Хюррем и Гюльфем были совершенно не похожи. Последняя любовь султана была спокойной женщиной, несмотря на её невиданную красоту, привлекала Сулеймана в ней доброта и кроткий нрав. Все ночи он проводил только с Гюльфем, остальные же наложницы безумно ревновали, но ничего не могли с этим поделать.

Эта милая и спокойная женщина решила построить мечеть. Не желая огласки, она ничего не сказала об этом султану. Всё своё жалование она отдавала на строительство. Однажды деньги закончились, девушка не хотела просить возлюбленного о помощи, ведь это было ниже её достоинства. Она взяла средства у другой наложницы, которая согласилась отдать своё жалование за несколько ночей с султаном. Сулейман удивился, увидев другую в своих покоях, он хотел делить ложе только c Гюльфем. Когда несколько ночей любимая ссылалась на болезнь, а её приходила заменять другая наложница, Сулейман разгневался. Коварная соперница рассказала повелителю, что ночи с ним были проданы за жалование. Евнухи в гареме султана Сулеймана получили приказ отхлестать Гюльфем десятью ударами розог, но та от такого позора умерла ещё до наказания. Когда правитель узнал истинную причину поступка возлюбленной, он долго горевал и жалел, что не поговорил с ней до Мечеть достроили по приказу Сулеймана. Рядом была возведена школа. Гюльфем похоронили в саду этого небольшого кюллие.

Из Википедии: Гарем, точнее харем (от араб. حرم‎‎, харам - запретное, священное место) или сераль (итал. seraglio - «огороженное место, зверинец») - закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома, в которой жили жёны мусульман. Посещение гарема дозволено только хозяину и его близким родственникам. Женщины при гареме назывались хурам. Гарем как явление сложился и окончательно оформился в период правления халифов Аббасидов и стал моделью для последующих гаремов исламских владык. При первых халифах Аббасидах женщины правящей семьи имели свое домашнее хозяйство, и даже дворцы - подобные тем, в каких жили их родственники мужского пола. К началу X века женщины стали более замкнуты в огромном царском дворцовом комплексе, и гарем стал отдельной изолированной структурой. Так, например, Масуди, писавший в середине X века, утверждает, что Яхья Бармакид, надзиравший за хурамом Харуна ар-Рашида, запирал его ворота на ночь и уносил ключи с собой домой. Постепенно гарем халифа приобрел свой фантастический образ отдельного мира, замкнутой среды роскоши и сексуального возбуждения с привкусом жестокости и опасности. Существует несколько указаний на количество проживавших, со своими слугами, в гареме женщин. Гарун аль-Рашид имел в своем хураме более двух тысяч певичек и служанок. Здесь же жили двадцать четыре наложницы, которые вынашивали от него детей.

Итак, прогулка по гарему султанов Османской империи - месту, влиявшему на решения султана во всех областях политики.

2.

Султанский гарем располагается в стамбульском дворце Топкапы (Topkapı - Топкапи). Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын эфендилер), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни - джарийе). В гареме жило около 700 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы.

3.

Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

4.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

5.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

6.

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5-7 лет и воспитывали до 14-15 лет.
7.

Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.
8.

9.

10.

11.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто - шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

12.

13. Камин

14. Дымоход

15. Кто то спрятался в камине и наблюдает за комнатой
)

Султан мог иметь четырех фавориток - гюзде. Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых - икбал. После рождения ребенка она получала статус жены султана. Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок.

16.

17.

18.

Только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены были обязаны целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь мать султана - валиде. Cултанша, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример - Роксолана).

19.

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью». Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.
26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

41.

42.

43.

Самой интересной частью дворца Топкапы в Стамбуле является Гарем, по которому, собственно, мы и гуляем. И дело не столько в его притягательной запретности и множестве книжных и киношных сюжетов, действие которых происходит в восточных гаремах.
Это около 7 тысяч квадратных метров интриг, страстей и забытых историй, но сейчас самое интересное в нем - стены и потолки...

2. Вопросу наличия кранов с водой во дворце уделено большое внимание. Да и в городе их нередко можно встретить в стене дома, не говоря о непосредственной близости с мечетями. Расписные ниши выполняли роль полочек и шкафчиков.

3. Стены в большинстве доступных помещений покрыты керамикой с изумительной росписью.

До 16 века гарем находился в старом дворце, находившемся на расстоянии от Топкапы, основной функцией которого была официальная - править, общаться с послами и делегациями, исключительно государственный официоз.
И лишь Роксолана, украинская (а по другим данным русская) наложница, а позднее и жена султана Сулеймана I настояла на переносе гарема в Топкапы, чтобы быть ближе к супругу.
Обосновывалось это как "пожить какое-то время с рабынями рядом с султаном". Хотелось бы порадоваться за такую любовь, но подозреваю, дело было в нежелании терять власть и влияние на двор и султана.

4.

5.

6.

Поскольку помещения гарема достраивались, пристраивались и перестраивались, у него нет единого стиля или облика. Более 400 комнат, построенных в разные века, отличаются по стилю и наполнению.

7.

8.

9.

10.

11. Вполне может быть, что такое количество кафеля выполняло и чисто утилитарную, гигиеническую функцию - охлождало, легче мыть, дольше держится рисунок - это я тоже не знаю.
Знаю одно - у таких рисунков замираешь и не можешь оторвать взгляд, хочется рассмотреть!

12.

13.

14. Комната валиде-султан. Матери султана. Тут стоит вкратце рассказать о иерархии, царившей в гареме. Субординация там царила полувоенная. Пресловутые одалиски - одалык - были всего лишь служанками, которые и мечтать не могли разделить ложе с властелином.
Девушки, которым повезло больше, становились икбаль. Понравившаяся султану икбаль, которую вызывали к господину во второй раз, подвергала себя страшной опасности: за ней ревниво следили хасеки - жены султана, родившие ему сына.

Каждая из хасеки, в свою очередь, боролась за то, чтобы именно ее сын взошел на престол. В дело шло все: от доноса до кинжала и яда. Проигравшие оказывались в кожаном мешке на дне Босфора. Удачливая хасеки, чей сын становился-таки султаном, переходила в ранг валиде-султан - «матери султана» - и превращалась в главную женщину всего гарема и не только: в конце XVI века, например, властные валиде фактически правили империей вместо своих никчемных сыновей - пьяниц или безумцев.

15.

То есть главной в гареме была не любимая наложница и даже не пресловутая "любимая жена". А та, которой посчастливилось быть матерью действующего султана. В некоторых гаремах в покои жен султан проходил через покои матери!? Поначитавшись про строение Топкапы подозреваю, что возможно и здесь султан хаживал к дамам сердца через матушку. Вот это тотальный материнский контроль:)

16.

17. The Twin Kiosk. Оригинального русского названия не знаю, увидел дословое "Павильон близнецов", этим и довольствуюсь. Проще говоря - покои наследного принца.
Наследники трона и другие принцы жили в гареме до совершеннолетия, после чего становились губернаторами и наместниками (за исключением главного наследника, если ему удавалось дожить до трона,несмотря на дворцовые интриги).

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24. Стены в комнате были отреставрированы, а роспись потолка, краски, остались оригинальными, конца 16 - начала 17 века.

25.

26. Девушек для гарема покупали на невольничьих рынках, это если находились такие расписные красавицы, достойные султана, но для многих родителей было честью отдать дочь в наложницы. Иногда в гарем попадали маленькие девочки, выраставшие в нем и становившиеся со временем наложницами.

27.

28.

29.

30.

31.

32. Маленькие дворики были сосредоточением жизни простых наложниц. Фаворитки же, жены и мать султана имели воистину королевские условия. Например, больший двор для прогулок:

33. Куда выходят расписные стены и окна принцевых палат.

34.

35.

36.

Законы о наследовании трона устанавливали, что власть от умершего султана переходит не его сыну, а старшему мужчине из живущих членов семьи. Мехмед Завоеватель, хорошо поднаторевший в дворцовых интригах, сформулировал положения, которыми жила Османская империя на протяжении веков. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своей родни, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по наущению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.


«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок... Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов»,пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).
В 1666 году Селим II своим указом смягчил суровые уложения законов Завоевателя. По новому указу имперским принцам даровалась жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.
С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.
Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Мооришь. Гарем.

В гареме многие женщины умирали молодыми. Существует масса историй о жестоких убийствах и отравлениях. Английский посол в Стамбуле сообщал в 1600 году,
что таких случаев в гареме бессчетное множество. Многих женщин топили. Главный черный евнух хватал несчастных, заталкивал их в мешок и перетягивал шею. Такие мешки грузили в лодку, отвозили недалеко от берега и бросали в воду.
В 1665 году нескольких женщин двора Мехмеда IV обвинили в том, что они якобы украли из колыбели царского отпрыска бриллианты и, чтобы скрыть кражу, устроили пожар, который нанес значительный ущерб гарему и другим частям дворца. Султан распорядился немедленно удушить этих женщин.
Мехмед Завоеватель убил ятаганом свою жену Ирину. Позднее она была объявлена мученицей и, как все мученики, провозглашена святой, что отводило ей место в раю.
«Благословенна доставившая удовольствие своему повелителю, да предстанет она пред ним в Раю, - говорится в одном исламском тексте. - Как молодая луна, сохранит она свою юность и красоту, а муж ее будет всегда не старше и не младше тридцати одного года». Возможно, Мехмеду вспомнились эти слова, когда он поднял на нее ятаган.
Большой сераль, Золотая клетка и гарем - это было царство страстей и изощренных мучений, где запуганные женщины вместе с мужчинами, которых трудно было считать мужчинами в полном смысле слова, плели интриги против абсолютного монарха, десятилетиями державшего их всех вместе с детьми в роскошном узилище. Это был клубок бесконечных конфликтов и трагедий, где страдали и правые, и виноватые. А султан, Царь царей, Высший судия всего сущего, Владыка двух континентов и двух морей, Суверен Востока и Запада, сам в свою очередь был плодом союза монарха и невольницы. Его сыновья и вся династия османов разделяли ту же судьбу - это были цари, рожденные рабынями и воспроизводившие своих отпрысков с новыми рабынями.
Крутые повороты судьбы, причудливая игра добра и зла в жизни человека на Востоке рассматривается как проявление кисмета (рок, судьба). Там верят, что судьба каждого смертного заранее предопределена Провидением. Суждено ли человеку в жизни счастье или его ждет трагический конец - это кисмет. Верой в кисмет как рабов, так и властителей объясняется безропотное смирение тех и других перед лишениями, пытками, несчастьем и неожиданными неприятностями, которые обрушивались на обитателей гарема каждый день.
Общие горести порой порождали у обитательниц этого неспокойного дома удивительное по силе и глубине чувство сострадания. С ревностью и завистью в гареме уживалась глубокая привязанность женщин, горячо и преданно любивших друг друга. Крепкая и долговечная дружба помогала им выжить в житейских бурях и интригах. Ее примеры - самая трогательная тайна гарема.

Shopping for the Harem, Giulio Rosati

В 1346 году состоялась невиданная по своей пышности церемония бракосочетания султана Орхана и византийской принцессы Феодоры. Константинополь тогда еще не принадлежал туркам, и лагерь Орхана стоял на азиатском берегу Босфора. За
царственной невестой султан снарядил тридцать кораблей и большой эскорт из конницы. «По сигналу упал занавес, - пишет британский историк античности Эдуард Гиббон в своем труде «Упадок и крушение Римской империи», - и взорам предстала невеста, жертва сговора; ее окружали коленопреклоненные евнухи с брачными факелами; раздались звуки флейт и барабанов, возвещавшие о начале торжества; ее предполагаемое счастье воспевали в брачных песнопениях лучшие поэты века. Безо всякого церковного обряда Феодору отдали владыке-варвару; но было оговорено, что в гареме Бурсы ей будет позволено сохранить свою веру».
Первые правители Османской империи женились на дочерях византийских императоров и балканских королей, а также на анатолийских принцессах. Эти браки представляли собой исключительно дипломатические мероприятия. После завоевания Константинополя гарем султана стал заселяться в основном девушками из дальних стран. Эта традиция продолжалась до последнего дня империи. Поскольку девушки гарема согласно законам ислама считались собственностью султана, его рабынями, он не был обязан жениться на них. Но время от времени повелитель настолько попадал под очарование какой-нибудь девушки, что играл свадьбу, как это сделал Сулейман Великолепный.
Наложницы султана, в отличие от одалисок, считались его женами, их могло быть от четырех до восьми. Первая жена называлась баш кадин (главная женщина), за ней -- икинчи кадин (вторая), за ней -- ухунчу кадин (третья) и так далее. Если одна из жен умирала, следующая за ней по рангу могла возвыситься и стать на ее место, но не ранее чем старший евнух передаст разрешение на то султана.
Существует мнение, что султан действительно жил с сотнями женщин своего гарема.Но так было далеко не всегда. Например, когда умер Мурад III, в гареме качали около сотни колыбелей. Но некоторые султаны, как, например, Селим I, Мехмед III, Мурад IV, Ахмед II, ограничивались одной женой и, насколько можно сейчас судить, сохраняли ей верность.

Morelli La sultana e le schiave

Большинство султанов спали со своими любимыми наложницами по очереди, и во избежание столкновений между ними для этого устанавливалось определенное расписание. Для выявления легитимности появления на свет царских отпрысков главный казначей в специальный дневник заносил каждое «восшествие на ложе». Эта удивительная летопись помимо самых интимных постельных подробностей сохранила до наших дней такие сведения, как казнь одной из жен Сулеймана за то, что она продала свою очередь «восшествия на ложе» другой женщине. К большому разочарованию европейцев, никаких оргий султаны со своим гаремом не устраивали. Можно лишь предполагать, что сексуальные утехи кого-то из самых сумасбродных правителей, вроде Ибрагима, могли иметь экстравагантный характер.
Жерар де Нерваль как-то разговаривал о гареме шейха с самим шейхом:
Устроен гарем, как обычно... несколько маленьких комнатушек вокруг больших залов. Всюду диваны и единственный предмет мебели - это низкие столики с черепаховым покрытием. Маленькие ниши в закрытых панелями стенах уставлены курительными приборами, вазами с цветами и кофейной посудой. Единственное, чего в гареме не хватает, даже в самом богатом, это кровати.
- А где все эти женщины и их рабыни спят?
- На диванах.
- Но там же нет одеял.
~ Они спят одетыми. И на зиму тут есть еще шерстяные и шелковые покрывала.
- Прекрасно, а где же место мужа?
- О, муж спит в своей комнате, женщины в своих, а одалиски на диванах в больших комнатах. Если на диване с подушками спать неудобно, посреди комнаты кладут матрасы и спят на них.
- Прямо в одежде?
- Всегда в одежде, правда в самой легкой: шаровары, жилет и халат. Закон запрещает как мужчине, так и женщине обнажать друг перед другом что-либо ниже шеи.
- Могу понять, - сказал я, - что муж может не захотеть провести ночь в комнате, где вокруг него спят одетые женщины, и он готов спать в другом помещении. Но если он пару-тройку этих дам берет с собой в постель...
- Пару-тройку! - возмутился шейх. - Только скоты могут позволить себе такое! Боже праведный! Да разве есть в целом свете хоть одна женщина, пусть даже неверная, которая согласится разделить с кем-то свое ложе чести? Неужели такое творят в Европе?
- Нет, в Европе такого не увидишь; но у христиан одна жена, и там полагают, что турки, имея нескольких жен, живут с ними, как с одной.
- Если бы мусульмане были так развращены, как представляют себе христиане, жены тут же потребовали бы развод, даже рабыни были бы вправе уйти от них.

Когда благосклонность султана к своим женщинам была неодинаковой, это вызывало бурю страстей, недоброжелательности и ненависти. Султанша по имени Ма-хидерван, например, изуродовала лицо Роксалены, Гюльнуш столкнула со скалы в море одалиску Гюльбеяз, Хюррем удавили, Безмялем загадочно исчезла. Каждый стакан шербета мог оказаться отравленным. В гареме заключались союзы, плелись заговоры и велись бесшумные войны. Обстановка в нем сказывалась не только на моральном климате дворца, но и на государственной политике. «Жесткая дисциплина, превращавшая гарем в настоящую тюрьму, объяснялась бурным поведением женщин, способным привести их к такому умопомешательству, что не приведи Господь», - пишет по этому поводу историк Алэн Гросрихард в книге «Структура гарема» (1979).
Если одалиска попадала в постель принца, она могла стать его женой, когда принц занимал трон султана. Жены султана не могли сесть в его присутствии без разрешения и обладали подобающими манерами, говорили и двигались, соблюдая особые церемонии. Султанша мать встречала сына обязательно стоя и обращалась к нему «мой лев». Взаимоотношения между женами подчинялись определенному этикету. Если одной хотелось поговорить с другой, то это желание передавалось через секретаря гарема. Правила гарема требовали относиться к старшим почтительно и вежливо. Все женщины гарема в знак уважения целовали юбку жене султана, а та I вежливо просила этого не делать. Принцы целовали жене отца руку.
Глубокая тайна окружает могилу возле гробницы Мехмеда Завоевателя, в которой покоится безымянная женщина. Мусульманские богословы утверждают, что это могила Ирины, которую безумно любил султан и которую сам убил. Как писал Уильям Пойнтер в своей аллегории «Дворец наслаждений», «султан проводил с ней все дни и ночи, и все же ревность его съедала».
Он обещал ей все, но Ирина не желала отказаться от христианской веры. Муллы упрекали султана в потворстве неверной. Трагическую развязку описывает Ричард Дэви в книге «Султан и его подданные» (1897). Однажды Мехмед собрал всех мулл в саду своего дворца. Посредине стояла Ирина под сверкающим покрывалом. Султан медленно поднял чадру, открыв лицо сказочной красоты. «Смотрите, такой прелестной женщины вы еще никогда не видели, - сказал он, - она прекраснее гурий вашей мечты. Я люблю ее больше моей жизни. Но моя жизнь ничего не стоит в сравнении с моей любовью к исламу». С этими словами он взял Ирину за длинные светлые косы и одним ударом ятагана отсек ей голову. В поэме «Ирина» Чарльза Горинга читаем:
Ревнуя к империи и тщетной славе,
Сразил я мечом любовь ради трона
. Но ответь красавица на пламя той любви,
Я царство бы бросил к ее ногам.
Сулейман Великолепный казнил свою Гюльфему, когда та не пришла к нему на ночь. Султан Ибрагим во время одного из своих кутежей приказал ночью схватить всех своих женщин, завязать в мешки и утопить в Босфоре. Об этом рассказала одна из несчастных, которую спасли французские моряки и привезли с собой в Париж.
Среди самых знаменитых и могущественных султанш, живших, любивших и правивших в Серале, три заслуживают особого внимания. Каждая несет на себе особые черты столетия, в котором она жила. Роксолана (1526 - 1558) была первой женщиной, ставшей официальной женой султана, въехавшей в сераль со своим царским двором, и обрела нераздельное влияние на самого великого из султанов - Сулеймана Великого. Дольше всех правила султанша Кёсем. Легендарную жизнь прожила султанша Накшедиль, француженка Эмэ де Ривери.
Зарешеченные окна, извилистые коридоры, мраморные бани и пыльные диваны - это все, что осталось от обитательниц гарема. Но истории о женщинах под чадрой, этот отзвук страсти и неги «Тысячи и одной ночи», продолжает очаровывать и притягивать.