Техническая концепция развития дома культуры. Концепция развития кду. Новая модель Дворца культуры

Муниципальное учреждение культуры

сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ Согом

2011 - 2014

д.Согом

Программа развития культурно-досуговой деятельности в сельском поселении Согом на период с 2011 - 2014гг, утвержденная распоряжением администрации сельского поселения Согом от 26.10.2011 № 152-р «Об утверждение программы развития культурно-досуговой деятельности в сельском поселении»

Основные цели и задачи программы

Программа направлена на достижение целей государственной, региональной политики в области культуры, обеспечивающей решение проблем необходимых условий для удовлетворения культурных потребностей населения сельского поселения, совершенствование деятельности культурно - досугового учреждения, как центр общения, развития творческих способностей человека, удовлетворения духовных и досуговых интересов людей.

Для достижения этих целей необходимо выполнить ряд мероприятий направленных на:

Укрепление материальной базы учреждения культуры, его техническое оснащение современным оборудованием, техникой и музыкальными инструментами, художественное оформление здания и благоустройство территории;

Создание в культурно-досуговом учреждении комфортных условий для отдыха, общения и занятий творческом различных категорий населения;

Развитие новых форм культурно-досуговой деятельности, приоритетную поддержку работы клубного учреждения с семьями, детьми и молодежью;

Сохранение и дальнейшее развитие клубных формирований, создание условий для их участия в фестивалях и конкурсах самодеятельного творчества, поддержку и стимулирование труда руководителей творческих коллективов;

Создание и совершенствование законодательной и нормативной базы, позволяющую оказать материальную поддержку как учреждению, так и работникам культуры;

Совершенствование культурно-массовой работы, улучшить их качество и эффективность.

Основные направления программы

В целях эффективного осуществления деятельности культурно-досугового учреждения необходимо:

Наращивание материально-технической базы учреждения культуры, творческого и информационного ресурса;

Развитие культурно-досуговой деятельности;

Развитие детского народного творчества;

Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание условий для удовлетворения запросов, интересов населения в сфере культурного обслуживания.

Обеспечение досугом всех социальных слоев населения сельского поселения.

Увеличение числа участников всех клубных формирований.

Повышение профессионального уровня работников учреждения культуры, сохранение кадрового потенциала.

Укрепление материально-технической базы учреждения культуры.

Создание условий для творческого развития.

Источник финансирование программы

Целевая программа состоит из четырех основных разделов. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения и за счет иных привлеченных в установленном порядке источников.

Контроль за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет глава сельского поселения.

Разделы:

  1. 1. Укрепление материально-технической базы муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга»:

1.1. Приобретения.

1.2. Текущий ремонт.

  1. 2. Развитие культурно-досуговой деятельности.
  2. 3. Поддержка и развитие детского народного творчества.
  3. 4. Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Раздел 1. «Укрепление материально-технической базы учреждения культуры»

Сведения о состоянии муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» на 01.01.2011г.

1.1 Приобретение (основное)

Оборудование

Кол-во

Срок исполнения

Стоимость

(в тыс. руб.)

Приобретение сценических костюмов:

Баба Яга;

Скоморох;

Русские народные сарафаны

(5 взрослых, 10 детских);

Водяной.

8,0 х 15 =120,00

Компьютер в сборе

35,00 х 2 = 70,00

Проектор

Цифровая видеокамера

Обслуживание системы охранно -пожарной сигнализации

Спортивный инвентарь:

Мяч гимнастический;

Мяч футбольный;

Скакалка;

Шарик для пинг-понга;

Теннисная ракетка;

Рем комплект для кий;

Ботинки лыжные;

Палки лыжные;

Крепленья;

10,00 х 10 = 100,00

0,10 х 20 = 2,0

0,03 х 100 = 3,0

0,90 х 8 = 7,20

0,50 х 8 = 4,00

3,00 х 10 = 30,00

1,00 х 10 = 10,00

1,50 х 10 = 15,00

2,00 х 2 = 4,00

2,00 х 2 = 4,00

Световое оборудование

15,00 х 4 = 60,00

Музыкальная аппаратура:

Музыкальный центр

10,00 х 1 = 10,00

1.2.Текущий ремонт МУК «СДКиД»

Главная цель - реализация Федеральных Законов № 131-ФЗ, № 199-ФЗ, № 180-оз в сфере культуры в Ханты-Мансийском районе.

  1. Развитие традиционных и поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности, удовлетворяющие потребности населения в общении и творчестве.
  2. Особенностью 2011-2014гг. станет целенаправленная учеба работников муниципального учреждения культуры сельского поселения «Сельский Дом культуры и досуга» по нормативно-правовым аспектам и методике социально-культурной деятельности.
  3. Работа муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» по организации отдыха детей, подростков на дворовой площадке.
  4. Работа учреждения с семьями, молодежью.
  5. Активное участие в межрегиональных, районных мероприятиях.

Раздел 2. «Развитие культурно-досуговой деятельности

На 01.01.2011г. в муниципальном учреждении культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» трудятся шесть человек, которые имеют следующее образование:

директор - высшее;

художественный руководитель - высшее;

инструктор - незаконченное высшее;

киномеханик - среднее профессиональное;

библиотекарь - среднее;

уборщица - неполное среднее.

Два человека имеют стаж работы в данной сфере более 10 лет.

Муниципальное учреждение культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» является востребованным и пользуется поддержкой местных жителей, осознающих значение клуба, в ежедневном общении, в приобщении к художественно-творческой и любительской деятельности.

В социально-культурной сфере муниципального учреждения культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» существуют следующие актуальные проблемы, тормозящие развитие современного уровня культурно-досуговой деятельности:

Низкая материально-техническая обеспеченность;

Необходимость ведения в штат дополнительных ставок (руководителей клубных формирований, хореографа, музыканта);

Транспорт…

Немаловажное значение имеет наличие земельного участка на прилегающей к МУК «СДКиД» территории, который можно использовать под спортивную площадку, открытую летнюю площадку для проведения культурно-массовых мероприятий.

Раздел 3. «Поддержка детского народного творчества»

Для овладения действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, развития у детей общих танцевальных навыков через танцевальную деятельность, увлечение детей театром, вдохновение их на кропотливый труд, побуждения творческого воображения на 01.01. 2011г. в муниципальном учреждении культуры сельского поселения Согом «Сельский Дом культуры и досуга» разработаны программы 6-ти клубных формирований.

На базе МУК «СДКиД» ежегодно (с 2008 года) реализуются программы детских дворовых площадок. Режим дворовой площадки был определен работниками МУК «СДКиД», родителями и согласован с Главой сельского поселения Согом.

В творческой работе были ведены фото и видео съемка, которые впоследствии, демонстрировались зрителям после составления проектов, клипов, слайд-шоу. Многие мероприятия сопровождались аудиовизуальным материалом, который отражал самые разные события в сфере деятельности МУК «СДКиД». Фотографии с изображением жителей села их близких, видеосюжеты с участием детей более чувственно воспринимались, создавая добрую атмосферу, сближая людей.

Кроме того, такая форма как спектакль привлекает детей больше, нежели игровая или конкурсная формы. Поэтому в течение года мы постарались поставить как можно больше театрализованных представлений, спектаклей, сказок.

Конкурсные игровые программы, спортивные, вечера отдыха, путешествия проводились в интегрированной форме.

Ввели новые формы в работе с подростками, такие как - диспуты и деловая игра.

Состояние проблем

Работники дворовой площадки старались обеспечить активный отдых детей и подростков при минимальных финансовых затратах.

Для более эффективной работы детских дворовых площадок необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

Повышение квалификации персонала;

Обновление методической литературы, аудио, видео дисков;

Приобретение настольных игр;

Приобретение наглядного материала;

Привлечение узких специалистов для поведения мастер - классов;

Финансирование призового фонда.

Основные программные направления:

Развитие традиционных и поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности, удовлетворяющие потребности детей и подростков в общении и творчестве;

Формирование и развитие творческих способностей детей и подростков, удовлетворение их духовных потребностей в досуге, отдыхе, любительских интересах, создание условий для самореализации личности ребенка, развитие его инициатив, творческого потенциала;

Организация отдыха, занятости детей и подростков в летнее время;

Участие детских коллективов в районных фестивалях, смотрах, праздниках;

Приобщение детей и подростков к ДПИ;

Выявление юных дарований;

Расширение сферы интересов детей и подростков;

Создание условий для продвижения одаренной молодежи и ее дальнейшей учебе в образовательных заведениях округа.

Раздел 4. Сохранение и развитие библиотечного обслуживание населения.

Библиотечное обслуживание на селе является востребованным.

Необходимо выполнить следующие мероприятия для создания благоприятных условий:

Установка дополнительного освещения стеллажей;

Приобретение настольных ламп;

Приобретение формуляров для читателей, дневники учета, алфавитные указатели;

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

НА 2010-2020 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития клубного дела в Красноярском крае на 2010-2020 годы (далее – Концепция) разработана с учётом задач, стоящих перед Красноярским краем в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Основными направлениями стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009
№ 24-п.

Концепция направлена на создание основ для более эффективного, динамичного развития клубного дела и консолидированного участия в этом процессе органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления края и организаций, осуществляющих культурно-досуговую деятельность на территории Красноярского края.

Концепция учитывает взятый Правительством Красноярского края курс на совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

Актуальность разработки Концепции обусловлена, во-первых, динамикой происходящих изменений в социокультурной среде современного общества, во-вторых, современными тенденциями развития клубов как институтов, обеспечивающих сохранение нематериального культурного наследия народов России, и, наконец, необходимостью повышения уровня управляемости социальными процессами с помощью недирективных методов (культурных, информационных, просветительных, методологических и так далее).

Главная задача Концепции – определить базисные принципы и идеи, на которых будет построена стратегия развития клубного дела в Красноярском крае.

В документе используются понятия:

Капитал человеческий – капитальные ресурсы общества, вложенные в людей, человека; человеческие возможности участвовать в производстве, творить, строить, создавать ценности.

Клубное учреждение – одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренная законодательством Российской Федерации, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клубное формирование – добровольное объединение группы людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации, прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

Клуб по интересам – клубное формирование, создаваемое с целью организации общения людей с единым глубоким и устойчивым интересом к чему-либо, характеризующееся отсутствием деятельности по созданию культурных ценностей.

Клуб по контингенту – клубное формирование, создаваемое с целью организации досуга определённых социально-демографических групп населения.

Концепция (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов. Концепция описывает ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел.

Кружок – клубное формирование, в котором творческо-исполнительская деятельность предваряется учебно-тренировочными занятиями, составляющими преобладающую часть всех занятий. Во главе кружка стоит руководитель-педагог, значительно превосходящий участников по подготовке.

Курсы – клубные формирования, задачей которых является обучение людей прикладным навыкам и умениям и которые имеют периодически обновляемый состав участников.

Любительское объединение – клубное формирование, объединяющее людей с глубоким и устойчивым интересом к общему занятию, стремящихся обменяться результатами и навыками такого занятия; характеризующееся преобладанием среди учебных форм самообразования, обмена знаниями и умениями, первостепенной ролью поисков, накопления информации, изготовления предметов, имеющих культурное и прикладное значение; ведущее активную пропагандистскую работу среди населения.

Народный (образцовый) коллектив – коллектив любительского творчества, достигший высокого уровня художественного мастерства, ведущий активную исполнительскую и просветительскую деятельность.

Народные университеты – клубные формирования, задачей которых является организация гражданского образования населения в области культуры, науки, быта, техники и других отраслей знаний, характеризующиеся преобладанием лекционной и семинарской форм учебных занятий.

Недирективные методы – методы непрямого, косвенного воздействия, учитывающие интересы обеих сторон. Противоположность методам командного, административного воздействия.

Социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в художественной, исторической и духовно-нравственной сферах.

Социокультурная система – культурное наследие, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу.

Стратегия (др.-греч. στρατηγία, «искусство полководца») – общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период, способ достижения сложной неопределенной цели. Стратегия необходима в ситуации ограниченности наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование ресурсов для достижения основной цели.

Студия – коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи.

Правовую основу Концепции составляют документы, регламентирующие деятельность учреждений культуры клубного типа по оказанию услуг населению и взаимодействие с органами местного самоуправления :

1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 36121.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р /о социальных нормативах и нормах/.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 № 1683-р ( в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 1767-р) /о методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры/.

6. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

7. Закон Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре».

8. Постановление Совета администрации Красноярского края от 30.06.2007 № 278-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области культуры».

9. Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009 - 2020 годы, утверждённые постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 24-п.

10. Ведомственная целевая программа «Развитие культуры Красноярского края» на 2010 - 2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Красноярского края от 31.12.2009 № 1158-р.

11. Решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 № 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры», одобрившей Примерное положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

1. История развития клубного дела и характеристика современного состояния сети клубных учреждений Красноярского края

В конце XIX – начале XX вв. в России возникли первые клубные учреждения для народа – народные дома и рабочие клубы, в которых размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Они создавались на средства земств, организаций городского самоуправления, обществ грамотности и частных лиц.

В Сибири первые народные клубы появились в конце 20-х годов ХХ века. Рабочие клубы и избы-читальни стали центрами культурно-просветительной работы и ликвидации неграмотности.

В советский период истории России клубы и библиотеки благодаря активной государственной политике в этой области превратились в массовые культурно-просветительные учреждения, содействующие политическому просвещению, развитию культуры и народного творчества. Появились новые формы клубов, расширилась их география вглубь страны – сельские избы-читальни, красные юрты, красные яранги, передвижные агитационные поезда и пароходы. Расцвет клубной и библиотечной деятельности в России приходится на годы первых пятилеток. В это время была создана сеть централизованных клубных учреждений, которые стали центрами городской и сельской общественной жизни, главными концертными и лекционными площадками, пространством межличностного общения и местом проведения массовых общественно-политических мероприятий, являясь одним из важных элементов социокультурной среды, в которой происходило формирование необходимых для общества того времени ценностей.

Система управления клубным делом в Советском Союзе была полностью сформирована в 1960-е годы и соответствовала организационному принципу социалистического управления через исполкомы Советов народных депутатов, в структуру которых входили районные отделы культуры, осуществлявшие реализацию поставленных партией и правительством задач.

Ситуация в Красноярском крае принципиально не отличалась от других регионов Советского Союза, так как везде упор в клубной работе делался на идеологическое просвещение.

Несмотря на единую линию управления клубными учреждениями, в каждом регионе были свои особенности.

В Красноярском крае в 1937 году был создан краевой Дом самодеятельного творчества (ныне Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края» – далее ГЦНТ), который являлся организационно-методическим центром для кружков и коллективов художественной самодеятельности и руководящим (методическим) для Хакасского областного, Таймырского и Эвенкийского окружных Домов народного творчества.

В 1940 году в крае насчитывалось 1762 клубных учреждения всех ведомств. В художественной самодеятельности занималось 22,5 тысячи человек.

В 1950-е годы в крае разворачивается активное строительство клубов и Домов культуры, особенно при крупных предприятиях, таких как «Красмаш», «Сибтяжмаш», «Красцветмет». При отсутствии других ведомственных центров по руководству художественной самодеятельностью краевое управление культуры и краевой Дом самодеятельного творчества координировали эту деятельность, взаимодействуя с большим числом крупных производственно-профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры.

Деятельность учреждений культуры клубного типа края в 1980-е годы связана с активным участием в общественном движении «Превратим Сибирь в край высокой культуры», в рамках которого проводятся краевые конкурсы по всем жанрам художественного творчества , обменные концерты между районами на всей территории Красноярского края, фестивали «Весна КАТЭКа», «Студенческая весна», Дни народного творчества в районах края, краевые выставки любительского изобразительного искусства и многое другое.

Таким образом, основным направлением в деятельности учреждений культуры клубного типа к концу советского периода стала организация досуга населения посредством художественного творчества.

Все прочие задачи реализовывались другими ведомствами, то есть с течением времени произошла естественная специализация: просветительные задачи выполняло общество «Знание», социально-экономические – исполкомы и профсоюзы.

В 1990-е годы государство перестает быть монополистом в области формирования ценностей. В этой сфере появляется очень сильный конкурент – частный бизнес, главной целью которого является получение прибыли. Деньги становятся главным и чуть ли не единственным инструментом управления: право на существование имеют формы организации досуга, приносящие доход. Особенно тяжело экономические преобразования отразились на развитии государственных учреждений культуры, многие из которых были закрыты из-за отсутствия финансовых средств на их содержание. В результате сформировался свободный рынок досуговой деятельности, удовлетворяющий лишь эмоциональные запросы человека и не требующий глубокого осмысления и сотворчества.

С началом нового тысячелетия государство постепенно начинает возвращать утерянные им позиции управления в области формирования общественного сознания и предоставления населению качественной и доступной культурной услуги.

В последнее десятилетие современное законодательство сконцентрировало ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам на уровне органов местного самоуправления, отнеся к их компетенции, в том числе, решение вопросов собственности, финансирования, структуры и численности сети учреждений, определение уставных задач и механизмов их реализации. В связи с разграничением полномочий в ходе административной реформы и реформы местного самоуправления произошли кардинальные изменения в деятельности учреждений культуры клубного типа.

В результате с 2003 года на территории Красноярского края и по всей стране начался процесс активного сокращения клубных учреждений, а также ликвидации районных органов управления культуры. Наибольшее сокращение (28 единиц) клубной сети произошло
в 2005 году.

Несмотря на вышеперечисленные сложности, в Красноярском крае действует широкая сеть учреждений культуры клубного типа, которая включает в себя по состоянию на 01.01.2010 1282 муниципальных клубных учреждения следующих традиционных и новых видов:

сельский клуб – 576;

сельский Дом культуры – 509;

городской и поселковый Дом культуры – 74;

Дворец культуры – 12;

автоклуб, агиткультбригада, передвижной клуб – 29;

другие виды (центры культуры, досуга, культурно-социальные центры и т. п.) – 82.

На территории края действуют два типа централизации учреждений: централизованные клубные системы и интегрированные системы, объединившие клубные, библиотечные, спортивные сетевые единицы. В состав 223 централизованных клубных систем входят 812 сетевых единиц, в составе 47 интегрированных систем находятся 84 клубные единицы.

Важную роль в процессе организации и координации культурно-досуговой деятельности в Красноярском крае играют краевые государственные бюджетные учреждения культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края» и «Таймырский дом народного творчества», а также краевое государственное учреждение культуры культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия».

В условиях действия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при разграничении полномочий между муниципальными образованиями: муниципальным районом и поселением и наделении статусом юридического лица учреждений культуры клубного типа в крае образовалось пять моделей клубных сетевых единиц.

1. Клуб – самостоятельная сетевая единица в виде муниципального учреждения культуры (характерно для городских поселений, таких в крае насчитывается около 1,1% от общего числа клубных учреждений).

2. Клуб – подразделение органа управления культуры (например, 10 клубов в Северо-Енисейском районе).

3. Клуб – филиал централизованной клубной системы, созданной на базе районного Дома культуры (такая структура сформирована в Минусинском и Нижнеингашском муниципальных районах края).

4. Клуб – филиал сельского Дома культуры – головного учреждения централизованной клубной системы (фактически к этой модели относится подавляющее большинство сельских клубов и Домов культуры).

5. Клуб – подразделение администрации сельского поселения, не наделенное статусом юридического лица (наибольшее количество функционирует в Емельяновском, Курагинском, Дзержинском районах). По состоянию на 01.01.2010 не наделены статусом юридического лица 293 сетевых единицы, что составляет более 1/4 части от общего числа учреждений культуры клубного типа.

Последняя из представленных моделей организации учреждений культуры клубного типа является прямым нарушением законодательства и требует приведения в соответствие с нормами. Учреждения культуры клубного типа, имеющие оптимальную ресурсную базу, расположенные в культурных центрах края, в основном это городские Дворцы культуры, наиболее эффективно функционируют только как организации, наделённые статусом юридического лица. В компактных муниципальных образованиях с высокой плотностью населения, таких как Минусинский, Ермаковский, Нижнеингашский, Ачинский, Балахтинский, Козульский, Шарыповский районы, более эффективна централизация клубных учреждений на базе межпоселенческих Домов культуры, что позволяет объединять кадровые, финансовые, материально-технические и информационно-методические ресурсы. В муниципальных образованиях с низкой плотностью населения, географической удалённостью поселений не только от центра, но и друг от друга и слабо развитой коммуникационной сетью (Енисейский, Туруханский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский муниципальные районы) вынуждены идти по пути создания централизованных клубных систем на базе сельского Дома культуры.

На сегодняшний день в Красноярском крае имеет место децентрализация организации культурно-досуговой деятельности учреждений, для которой характерно отсутствие прямого управления, внутриведомственных взаимосвязей.

Сегодня клубное дело рассматривается не только как способ организации свободного времени, но и как институт реализации культурной политики. Клубные учреждения выполняют функции формирования духовно-нравственных ценностей, сохранения и популяризации нематериального культурного наследия, обеспечения доступности для населения любительской творческой деятельности (художественной, технической, научной), организации межличностного общения по интересам и полноценного отдыха работающего и учащегося населения. Этим самым они непосредственно способствуют развитию человеческого капитала.

2. Проблемы развития клубного дела в Красноярском крае

Анализ деятельности учреждений культуры клубного типа и условий функционирования клубной системы края в целом позволил выделить ряд проблем.

Основной проблемой развития клубного дела в Красноярском крае является несоответствие сложившейся реальной практики деятельности учреждений культуры клубного типа культурным запросам населения и задачам развития человеческого капитала.

2.1. Несоответствие ресурсной базы возрастающим потребностям населения

На протяжении ряда лет наблюдается несоответствие ресурсного обеспечения клубного дела современным запросам общества и задачам развития человеческого капитала, без чего невозможен переход Красноярского края к социально ориентированному инновационному типу экономики.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность учреждений культуры клубного типа, является кадровый ресурс. Недостаток квалифицированных специалистов – одна из сложнейших ресурсных проблем. На сегодняшний день профессиональный уровень специалистов клубного дела несоизмеримо отстает от уровня современных технологий культурно-досуговой деятельности.

Из учреждений культуры клубного типа происходит отток специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование:
в 2007 году насчитывалось 664 специалиста с высшим профессиональным образованием, в 2008 году их число сократилось
до 655 человек, т.е. уменьшилось на 1,4%. Количество специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, сократилось
с 1829 до 1716 человек, т. е. уменьшилось на 1,6%.

Кроме того, наблюдается тенденция старения кадров, что подтверждается ростом количества работников старше 50 лет и уменьшением количества работников до 30 лет. В 2007 году работники старше 50 лет составляли 22%, а в 2008 году – 23,3%, в то время как работники до 30 лет составляли в 2007 году 22%, а в 2008 – 19,9%.

Одной из причин дефицита специалистов клубного дела является отсутствие в краевом центре специализированных учебных заведений. Ситуация усугубляется отсутствием гарантированного жилья для молодых специалистов и достойной заработной платы. В результате наиболее перспективные кадры переходят в другие сферы с более высоким уровнем оплаты труда.

Вторым фактором, влияющим на эффективность работы учреждений клубного типа, является их слабая материально-техническая база.

При выборе собственной стратегии развития клубное учреждение опирается на имеющуюся ресурсную базу, которая в большинстве случаев является недостаточной для организации культурной деятельности и предоставления населению качественной культурной услуги. В соответствии с действующим законодательством ответственность за ресурсное обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры несут органы местного самоуправления, однако слабое финансирование сельских поселений не позволяет им в достаточной степени оснащать клубные учреждения.

Данные паспортизации сельских учреждений культуры, проведенной Краевым государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края», свидетельствуют о том, что основа материально-технической базы сельских учреждений культуры клубного типа сформирована
в 70-80 годы прошлого века, модернизация же на современном этапе имела эпизодический характер вплоть до 2008 года, когда министерством культуры Красноярского края в рамках краевых целевых программ стали выделяться субсидии муниципальным образованиям на укрепление материально-технической базы клубных учреждений.

Согласно данным статистического наблюдения за 2008 год,
269 (21%) клубных учреждений нуждаются в капитальном ремонте,
15 (1,5%) находятся в аварийном состоянии. Фактически даже те здания, которые находятся в удовлетворительном состоянии, для соответствия современным запросам жителей края и приобретения конкурентоспособного вида требуют ремонта.

Материально-техническая база клубных учреждений различается по уровню оснащенности. Наряду с достаточно современными типовыми клубными зданиями с залом на 360 посадочных мест, репетиционными помещениями, центральным отоплением, функционируют и деревянные строения с единственным помещением и печным отоплением.

Морально устаревшее оборудование, нехватка помещений, отсутствие средств на проведение косметического или капитального ремонта зданий, необходимость оснащения современными средствами пожаротушения и оповещения о пожаре, недостаточная компьютеризация клубных учреждений – вот далеко не весь перечень основных факторов, сдерживающих развитие современных форм просветительно-досуговой деятельности этих учреждений и информационно-образовательных услуг, оказываемых населению края.

Только в 45 учреждениях культуры клубного типа имеется доступ в Интернет, что составляет 3,5% от общего количества клубов, всего по краю – 615 автоматизированных рабочих мест. Основное препятствие для расширения компьютеризации клубов заключается в недостатке средств на приобретение техники, отсутствии условий для ее сохранности, обеспечения надлежащей эксплуатации и квалифицированного технического обслуживания.

2.2. Снижение просветительской и воспитательной роли клубных учреждений в Красноярском крае

Вследствие деполитизации и деидеологизации общества и происходящих в нем процессов в начале 1990-х годов содержание работы клубных учреждений значительно изменились. В их деятельности стал преобладать развлекательный компонент, тогда как культурно-просветительное направление практически исчезло. Изменилась структура и содержание культурных практик. В них отсутствуют такие важнейшие составляющие, как просвещение и неполитический диалог с населением.

Отсутствие жанрового предложения для организации разнообразных клубных формирований привело к упрощённому восприятию досуга населением, свело к минимуму деятельность учреждений культуры клубного типа по интеллектуальной составляющей в работе кружков, студий, любительских объединений, курсов, клубов по интересам и других форм клубной работы.

Интеллектуальный досуг как один из важнейших ресурсов формирования мировоззрения человека, направленный на мотивацию к здоровому образу жизни, помогает развитию инновационной среды.

Вместе с тем необходимость восстановления данного направления деятельности обусловлена задачами, которые ставит государство, провозгласившее своей целью развитие духовно богатой личности, активно осваивающей культурные ценности. Клуб вновь должен стать местом, где люди имеют возможность самовыражения и сотворчества, развивают познавательные и интеллектуальные способности, художественные умения и навыки во всём многообразии досуговых предложений.

Должна быть осуществлена модернизация традиционных форм культурно-просветительной деятельности исходя из современных реалий, потребностей населения и государственного (муниципального) заказа.

2.3. Недостаточное вовлечение в культурно-досуговую
деятельность населения трудоспособного возраста

Одновременно с активным вовлечением в работу клубных учреждений детей и пожилых людей из поля зрения выпала значительная в количественном отношении часть взрослого населения трудоспособного возраста, в том числе молодёжи.

Низкий процент участия активных, социально адаптированных и платёжеспособных людей, в том числе молодежи, в деятельности клубных формирований подтверждают данные статистического наблюдения межпоселенческих Домов культуры края. Так, в 2008 году 54% участников клубных формирований относились к возрастной категории «дети до 14 лет». Трудоспособное население и люди пожилого возраста вместе составляли всего 46% от общего числа участников. Из общего населения края на долю трудоспособного и старше трудоспособного возраста приходилось 83,2%. Отсюда явно следует, что население трудоспособного возраста практически не участвует в деятельности клубных формирований.

Эта ситуация обусловлена рядом факторов:

количественное и качественное несоответствие культурных предложений клубных учреждений потребностям и возможностям различных возрастных и профессиональных групп;

отсутствие культурно-просветительных форм в деятельности клубных учреждений, что влечёт за собой потерю интереса у интеллектуально зрелой части трудоспособного населения и особенно у молодежи;

слабая конкурентоспособность муниципальных клубных учреждений по сравнению с негосударственными развлекательными учреждениями, занимающимися организацией досуга населения, в том числе молодежи;

недостаточное использование современных технологий культурно-досуговой деятельности в клубных практиках;

отсутствие взаимодействия институциональных структур с самоорганизованными досуговыми объединениями (коммуникативные сообщества и досуговые корпорации).

2.4. Отсутствие анализа состояния и планирования развития
жанров народного творчества

Сохранение традиционной народной художественной культуры и развитие многообразия жанров народного творчества происходит неравномерно в разных муниципальных образованиях края.

В Красноярском крае в учреждениях культуры клубного типа на 01.01.2010 действуют 7541 клубное формирование самодеятельного народного творчества, что составляет 72,4% от общего числа клубных формирований. Это на 85 формирований больше по сравнению
с 2008 годом. В крае наблюдается тенденция развития таких видов любительского художественного творчества, как хореографическое, вокальное и декоративно-прикладное искусство. Это обусловлено современными запросами общества и индивидуальными потребностями населения. В то же время очень мало инструментальных оркестров и ансамблей, фольклорных коллективов, студий изобразительного искусства и театральных студий, кружков декламации, кино- и фотолюбителей, а также технического творчества.

Главными причинами являются, с одной стороны, недостаточный уровень профессионального мастерства руководителей клубных формирований и нехватка специалистов в указанных выше видах народного творчества. С другой стороны, нет планомерного государственного или муниципального заказа, не осуществляется поддержка исчезающих, но необходимых с точки зрения сохранения нематериального культурного наследия видов и жанров самодеятельного творчества.

Отсутствие планирования развития различных видов и жанров в учреждениях культуры клубного типа объясняется ещё одной причиной: нет мониторинга спроса населения, его потребностей.

Не разработана методика вовлечения населения в клубную деятельность. Не выстроены социокультурные связи, дающие возможность гибко и эффективно реагировать на изменения общественной жизни, анализировать ситуацию со всех сторон и находить оптимальное сочетание жанров любительского народного творчества в каждом конкретном муниципальном образовании.

2.5. Отсутствие эффективной системы взаимодействия различных субъектов клубного дела в Красноярском крае

Новые условия, при которых деятельность министерства культуры Красноярского края и Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края» в отношении работы клубных учреждений носит рекомендательный характер, отсутствие в территориях методических координационных центров привели к ситуации, когда общие по виду деятельности учреждения оказались разобщены.

Отсутствие единой сети активно работающих специалистов учреждений культуры клубного типа и межведомственного взаимодействия внутри муниципального образования ослабляет коммуникативную, просветительскую и методическую функции клубных учреждений в отношении формирования досуга населения.

Нескоординированное планирование, слабое взаимообогащение методическим и творческим опытом соседних территорий влечёт за собой ослабление роли учреждений культуры клубного типа.

2.6. Отсутствие нормативной базы организации клубного дела

Н а региональном и муниципальном уровнях отсутствуе т единый механизм планирования и распределения объемов финансирования учреждений культуры клубного типа , не урегулированы вопросы ресурсного обеспечения процесса предоставления клубными учреждениями услуг населению, нет Модельного стандарта деятельности учреждения культуры клубного типа, что осложняет работу учреждений данного типа и делает её малоэффективной.

МЕСТО УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА

В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2009 - 20 2 0 ГОДЫ

Достижение цели Концепции развития клубного дела соответствует пяти основным направлениям стратегии культурной политики Красноярского края:

1. Идентичность. Формирование регионального культурного самоопределения жителей Красноярского края через сохранение и развитие многонационального культурного наследия и многообразие жанров любительского народного творчества.

2. Интеграция. Включение любительской культуры Красноярского края в общероссийское и мировое культурное пространство посредством популяризации лучших образцов народного творчества и культурно-просветительской деятельности.

3. Инновации. Содействие возникновению инновационных моделей жизнедеятельности и развитию креативного потенциала Красноярского края с применением современных технологий культурно-досуговой деятельности.

4. Институты. Сохранение и модернизация сети учреждений культуры клубного типа с учетом стратегического развития муниципальных образований, социально-экономической ситуации и особенностей территории.

5. Индустрии. Поддержка и развитие творческой экономики посредством внедрения услуг учреждений культуры клубного типа на основе современных технологий культурно-досуговой деятельности, а также развития народных ремесел.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

На основе анализа проблемного ряда и сложившихся тенденций развития клубной системы в отрасли «культура» Красноярского края была поставлена стратегическая цель Концепции – создание в крае эффективной системы культурно-досугового обслуживания н аселения, способствующей духовно-нравственному самоопределению личности, развитию творческих инициатив широких слоев населения, сохранению и распространению нематериального культурного наследия.

Для достижения основной цели Концепции необходимо решение следующих задач :

обеспечение учреждений культуры клубного типа квалифицированными кадрами;

улучшение материально-технической базы учреждений культуры клубного типа;

формирование новых способов управления деятельностью учреждений культуры клубного типа;

обеспечение равного доступа всех категорий и групп населения к культурно-досуговому продукту независимо от места проживания;

расширение спектра предоставляемых населению культурно-досуговых предложений;

увеличение степени вовлечённости различных социальных групп в деятельность клубных формирований;

создание условий для массового охвата населения деятельностью учреждений клубного типа;

повышение просветительской роли учреждений клубного типа среди населения, особенно среди подрастающего поколения;

поддержание баланса инновационности и традиционности в деятельности учреждений клубного типа.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

НА 2010 - 2020 ГОДЫ

При реализации Концепции будут использованы базисные принципы общегосударственной политики социокультурного развития:

принцип открытости – позволяет выстраивать взаимоотношения с другими субъектами клубной политики, знакомиться с лучшими традиционными и инновационными формами и технологиями управления других видов культурной деятельности при равнодоступности услуг и предложений учреждений культуры клубного типа для каждого человека;

принцип преемственности – обеспечивает сохранение, развитие и пропаганду лучших образцов нематериального культурного наследия и их передачу последующим поколениям;

принцип государственно-общественного соуправления социально-культурными процессами – формирует механизмы координации деятельности учреждений культуры клубного типа через партнёрские отношения государства, общества и бизнеса в области культурно-досуговой деятельности;

принцип плюрализма – учитывает возможности, потребности и интересы всех культурных и субкультурных групп через толерантное сотрудничество с различными представителями социальных, национальных, религиозных, информационных групп общества независимо от их возрастного и гендерного состава;

принцип международной солидарности и сотрудничества – направлен на позиционирование в Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье лучших образцов культурного наследия учреждений культуры клубного типа, формирование имиджа Красноярского к рая как самобытной, социокультурно направленной и инвестиционно привлекательной территории.

Основной идеей реализации Концепции является создание условий и возможностей для максимального вовлечения каждого человека в разнообразные формы творческой и культурно-досуговой деятельности при недирективном, косвенном управлении культурными потребностями населения, с использованием современных технологий и с учётом конкурентной среды.

Для работников учреждений культуры клубного типа данная Концепция должна стать практическим эффективным инструментом, который поможет не только развивать управленческое мышление, но и сплотит людей в команду единомышленников, давая единое понимание происходящих процессов.

Основные направления реализации данной Концепции вытекают из поставленных перед культурно-досуговыми учреждениями целей и задач и формируются для создания адекватной и эффективной организационной структуры, способствующей творческому развитию личности.

Таким образом, можно обозначить следующие направления :

1. Формирование кадровой политики:

1.1. Разработка системы мер по обеспечению клубных учреждений квалифицированными творческими и управленческими кадрами через:

внедрение системы мониторинга потребности в специалистах,

внедрение системы государственного и муниципального заказа на подготовку творческих и руководящих работников,

организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки творческих и руководящих работников клубных учреждений.

1.2. Разработка и внедрение системы мер по стимулированию деятельности творческих работников клубных учреждений путём:

введения новой системы оплаты труда, ориентированной на результат;

организации и проведения конкурсов на присуждение денежного поощрения лучшим творческим работникам клубных учреждений;

повышения роли нематериальных форм поощрения специалистов клубной сферы.

2. Укрепление материально-технической базы:

2.1. Укрепление материально-технической базы клубных учреждений, включая оснащение их автотранспортом, лицензионным программным обеспечением, специальным современным оборудованием.

2.2. Проведение ремонта зданий муниципальных учреждений культуры клубного типа, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта.

2.3. Обеспечение учреждений культуры клубного типа необходимым современным специальным оборудованием.

3. Развитие научно-методической деятельности:

3.1. Разработка, принятие и внедрение Модельного стандарта деятельности муниципального учреждения культуры клубного типа Красноярского края с учётом описания предоставляемых культурных услуг, любительских формирований, методического обеспечения и ресурсной базы (нормативный, материально-технический, финансовый, кадровый, информационный ресурсы) с приложениями к Модельному стандарту (нормативные правовые акты, примерные перечни оснащения основными средствами, рекомендации по определению штатной численности, показатели отнесения учреждения к группам по оплате труда или категориям в условиях новых систем оплаты труда, подходы к определению показателей эффективности деятельности, рекомендации по формированию имиджа учреждения и др.).

3.3. Разработка обоснования создания базовой экспериментальной методической площадки ГЦНТ.

3.4. Анализ существующей нормативной правовой базы учреждений культуры клубного типа для предложений по ее совершенствованию.

3.5. Разработка методической и правовой основы создания научно-методических центров культуры на базе существующих или вновь созданных учреждений культуры клубного типа в макрорайонах края.

4. Распространение культурного продукта:

4.1. Изучение рынка спроса и предложения культурной услуги.

4.2. Изучение конкурентной среды, выстраивание партнёрских отношений.

4.3. Диверсификация услуг учреждений культуры клубного типа на территории Красноярского края.

4.4. Формирование системы продаж досуговой культурной услуги с учётом дифференцированного подхода к потребителю.

4.5. Обеспечение равномерного распределения культурного предложения по муниципальным образованиям.

4.6. Обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и малообеспеченных слоев населения.

5. Организация и модернизация культурно-досуговой деятельности:

5.1. Сохранение и увеличение имеющейся сети учреждений культуры клубного типа.

5.2. Разработка плана основных мероприятий макрорайонов с учётом Концепции и стратегии развития каждого муниципального образования.

5.3. Создание сети активно работающих, кадрово и материально оснащённых методических межпоселенческих центров.

5.4. Создание единой системы мониторинга состояния и развития клубного дела в Красноярском крае.

5.5. Разработка и внедрение комплекса мер по поддержке молодых специалистов.

5.6. Разработка и внедрение системы мер по повышению качества культурно-досуговой деятельности клубных учреждений через совершенствование культурно-просветительного, учебно-методического, научно-исследовательского подходов к деятельности учреждений культуры клубного типа.

5.7. Формирование единого информационного и имиджевого пространства в системе клубного дела путем информатизации межпоселенческих (районных) Домов культуры (приобретение компьютеров, подключение к сети Интернет).

5.8. Разработка и внедрение единой информационной базы данных о деятельности клубных учреждений в крае, издание журнала о работе клубов.

5.9. Сохранение и укрепление межпоселенческих (районных) Домов культуры.

5.10. Создание экспериментальных площадок, апробирование обновленных моделей клубных учреждений с учетом особенностей территорий (видов централизованных клубных систем, культурно-социальных комплексов).

5.11. Развитие внестационарных форм обслуживания населения.

5.12. Возрождение форм культурно-просветительской деятельности в практике клубных учреждений с учётом современности.

5.13. Привлечение творческой интеллигенции, в том числе молодёжи, к руководству культурно-просветительскими объединениями, клубными формированиями по интересам.

5.14. Организация совместного досуга детей и родителей, создание условий для их семейного творчества.

5.15. Оптимизация ресурсов отрасли через создание межведомственных социально-культурных центров, выездное и гастрольное культурное обслуживание, модификацию типовых учреждений культуры в историко-культурные, этнические центры, а также создание качественно новых моделей клубных учреждений.

5.16. Усиление роли ГЦНТ как научно-методического центра для учреждений культуры клубного типа.

5.17. Совершенствование информационного пространства учреждений культуры клубного типа.

6. Сохранение культурного наследия и содействие росту многообразия и богатства творческих процессов:

6.1. Содействие развитию национальных культур, традиций, обычаев и промыслов этнических общностей и национальных образований края.

6.2. Создание условий для развития народного художественного творчества, промыслов и ремёсел.

6.3. Создание базы данных о любительских коллективах, пропагандирующих лучшие образцы народного художественного творчества.

6.4. Информационная и методическая поддержка любительских коллективов, пропагандирующих лучшие образцы народного художественного творчества.

6.5. Создание архивов и реестров нематериального культурного наследия.

6.6. Пропаганда деятельности учреждений культуры клубного типа, сохраняющих культурное наследие во всём его многонациональном и жанровом многообразии.

6.7. Создание условий для выявления и продвижения молодых дарований.

6.8. Поддержка современной молодёжной культуры.

6.9. Развитие творческих индустрий как важнейшей составляющей креативной экономики, способствующей созданию новых рабочих мест, поддержке малого бизнеса в культурно-досуговой сфере, апробации форм сотрудничества, частно-государственного партнёрства.

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В современных условиях бюджетные ресурсы Красноярского края не позволяют в полном объёме финансировать все указанные в Концепции направления.

Предлагается концентрировать средства и ресурсы по приоритетам с использованием программно-целевого метода планирования. Концепция разработана с целью дальнейшего ориентирования на неё при создании целевых программ в сфере культуры (ведомственных целевых программ, долгосрочных целевых программ), при распределении на конкурсной основе средств субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию социокультурных проектов муниципальными учреждениями культуры клубного типа.

Основным механизмом реализации Концепции является создание комплекса целевых программ. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определяться содержанием программ.

Другим механизмом, обеспечивающим реализацию Концепции, является расширение системы поощрения, в том числе награждений премиями отдельных учреждений культуры и творческих работников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ КЛУБНОГО ДЕЛА

Реализация Концепции приведёт к созданию в Красноярском крае эффективной системы культурно-досугового обслуживания населения, направленной на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения посредством просвещения, совершенствования творческих способностей людей и организации межличностного общения.

Прогнозируемые результаты будут иметь суммарный эффект от решения программных задач Концепции и носить оценочный характер по следующим ориентирам.

2010 - 2012 гг.

Определение новых способов управления деятельностью учреждений культуры клубного типа.

Создание и апробация института кураторства (закрепление за сотрудниками ГЦНТ всей сети клубных учреждений края) – ежегодное увеличение методических выездов каждого куратора в территории до трех командировок к 2012 году.

Приведение деятельности учреждений культуры клубного типа в соответствие с разработанными стратегиями развития каждого муниципального образования – создание долгосрочных и ежегодных программ развития учреждений клубной сети во всех муниципальных образованиях края.

Изменение административных методов управления на недирективные с привлечением всех технологий современного маркетинга и менеджмента в соответствии с условиями реформы местного самоуправления – увеличение плановых платных показателей на 3%; увеличение привлечённых целевых, грантовых, спонсорских средств и субсидий на 5% по сравнению с 2009 годом.

Расширение доступа населения края к культурной услуге – увеличение количества проведённых мероприятий и количества посетителей на 10%; увеличение мероприятий, связанных с концертным обменом творческими делегациями муниципальных образований, на 5% по сравнению с 2009 годом.

Вовлечение в деятельность клубных учреждений разных социальных групп населения (анализ общественной жизни, потребностей населения, конкурентной и партнёрской среды) – увеличение количества клубных формирований для населения трудоспособного возраста, имеющего различные профессиональные навыки, на 3% по сравнению с 2009 годом.

Создание условий для массового охвата населения деятельностью учреждений клубного типа – увеличение количества клубных формирований, связанных с техническими и общественными интересами подрастающего поколения и населения трудоспособного возраста, на 3% по сравнению с 2009 годом.

Обеспечение разнообразия предоставляемых культурных услуг – увеличение спектра клубных формирований по интересам на 2% и новых форм массовых мероприятий на 3% по сравнению с 2009 годом.

Повышение качества работы учреждений культуры клубного типа, клубных формирований и любительских художественных коллективов, проводимых мероприятий – увеличение количества благодарственных писем разного представительского уровня на 3%; количества наград и призовых мест на краевых, всесибирских, международных конкурсах – в среднем на 5%; количества коллективов, имеющих почётное звание «Народный самодеятельный коллектив» и «Образцовый самодеятельный коллектив», – на 10%; количества специалистов, имеющих почётные звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Заслуженный работник культуры Красноярского края», – на 5% по сравнению с 2009 годом.

Развитие просветительской деятельности – увеличение мероприятий просветительного характера на 10%; количества изданий методических, репертуарных сборников и пособий на 5% по сравнению с 2009 годом.

Создание баланса инновационности и традиционности в основной деятельности – увеличение числа новых форм учреждений культуры клубного типа на 1%; числа экспериментальных площадок – на 2%; увеличение успешно зарекомендовавших себя традиционных форм работы на 2% по сравнению с 2009 годом. Разработка программы-обоснования и создание филиала ГЦНТ, являющегося краевой экспериментальной площадкой для всех работников учреждений культуры клубного типа.

Решение кадровых вопросов – увеличение количества специалистов учреждений культуры клубного типа, имеющих среднее профессиональное образование, на 5%; специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, – на 3%; работников, прошедших переподготовку или курсы повышения квалификации, – на 10%; увеличение количества обучающих тематических семинаров, погружений, тренингов и мастер-классов на 7% по сравнению с 2009 годом.

Укрепление материальной базы – увеличение количества учреждений культуры клубного типа, осуществивших капитальный ремонт, на 3%; учреждений, осуществивших текущий или частичный ремонт, – на 15%; количества учреждений, оснащённых пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения, – на 50%; улучшение материально-технической базы каждого учреждения на 15% по сравнению с 2009 годом.

2013 - 2015 гг.

Создание в пяти макрорайонах Красноярского края научно-методических центров культуры на базе существующих или вновь созданных учреждений культуры клубного типа, которые будут являться мобильными координирующими центрами культурно-досуговой, просветительской и методической деятельности для всех учреждений культуры клубного типа в каждом макрорайоне.

Все вышеперечисленные показатели по каждой из поставленных задач Концепции анализируются, претерпевают объективные изменения и после согласования со всеми заинтересованными сторонами корректируются для дальнейшей реализации Концепции в соответствии со средним увеличением показателей на 5% по сравнению
с 2012 годом.

2016 - 2018 гг.

Исходя из предыдущей динамики роста и при отсутствии возмущающих факторов все вышеперечисленные показатели по каждой из поставленных задач Концепции контролируются, анализируются, претерпевают объективные изменения и после согласования со всеми заинтересованными сторонами утверждаются в соответствии со средним увеличением на 10% по сравнению с 2015 годом.

2019 - 2020 гг.

Все показатели по каждой из поставленных задач Концепции анализируются, претерпевают объективные изменения и после согласования со всеми заинтересованными сторонами корректируются для дальнейшей реализации Концепции в соответствии со средним увеличением на 5% по сравнению с 2015 годом.

С 2019 года ГЦНТ осуществляет всесторонний анализ деятельности учреждений культуры клубного типа в соответствии с Концепцией.

В течение 2020 года Концепция пересматривается с учётом задач, стоящих перед Красноярским краем в соответствии с указом Президента Российской Федерации о стратегическом планировании в Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основными направлениями стратегии культурной политики Красноярского края и другими нормативными правовыми актами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция разработана Краевым государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный центр народного творчества Красноярского края» с учётом предложений специалистов учреждений культуры клубного типа.

Учреждения культуры Красноярского края клубного типа – один из важнейших региональных ресурсов его устойчивого и динамичного социально-экономического развития. Вклад клубного дела в сохранение культурного наследия, формирование качественной творческой среды, развитие человеческого капитала и социальную стабильность не вызывает сомнения, и повышение этого вклада будет усиливаться по мере расширения влияния культуры на общество, чему способствует реализация Концепции развития клубного дела в Красноярском крае на 2010-2020 годы.

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 11

Чтобы расширить свои возможности по удовлетворению спроса на культурно-досуговые услуги, Красноярский городской дворец культуры в 2011 г. разработал и согласовал с учредителем концепцию развития. Оптимизация площади учреждения, которую предполагается провести в рамках капитального ремонта, обновление содержания уставной деятельности - все это позволит не только охватить обслуживанием всех желающих, но и внедрить новую модель функционирования Дворца культуры.

Красноярский городской дворец культуры изменил свою организационно-правовую форму в 2008 г. Мы были одними из первых, кто решился на этот шаг, не только в краевой столице, но и в Красноярском крае. Для меня как директора условия работы в автономии не стали серьезным психологическим барьером, поскольку до этого я имел опыт руководства коммерческой структурой. Для сотрудников все также прошло безболезненно, ведь главное для творческих работников - это благоприятный психологический климат в коллективе и возможность совершенствовать мастерство в комфортных условиях.

Изменение типа учреждения не отразилось и на условиях труда. На момент перехода в АУ в 2008 г. не произошло существенных перемен ни в штатной численности, ни в оплате труда. Однако по мере работы в форме АУ размер средней заработной платы сотрудников удалось увеличить за счет деятельности, приносящей доход.

Иначе говоря, видимых минусов перехода и работы в автономии Дворец культуры не ощутил. За исключением, пожалуй, лишь того, что долго приходилось привыкать к новому слову "автономное" и отсутствию бюрократических процедур, сопровождавших ранее проведение платежей через Казначейство и организацию муниципальных закупок на выполнение работ, оказание услуг или приобретение товаров для нужд учреждения.

Культурно-досуговые услуги

В соответствии с полномочиями муниципалитета Дворец культуры оказывает жителям города одну услугу - организует досуг населения. Услуга эта подразделяется на такие подгруппы, как создание клубных формирований и проведение культурно-массовых мероприятий. В первую подгруппу входят занятия по различным видам и жанрам искусства: хореография, театр, фольклор, вокал, эстрада, цирк, художественное и декоративно-прикладное творчество. В 45 детских и взрослых коллективах занимаются жители города в возрасте от полутора до 80 лет. Вторую подгруппу составляют городские мероприятия, народные гуляния и концерты, фестивали, ярмарки и выставки, детские игровые программы и др.

Данные подгруппы и вошли в муниципальное задание в объеме среднестатистических показателей, сложившихся за последние три года. Все, что свыше этого объема или выходит за рамки наименований (например, запись фонограммы, прокат сценических костюмов, звуко- и видеосопровождение, написание сценария), предоставляется потребителям за плату.

Что касается деятельности, приносящей доход, можно с уверенностью сказать, что она активизировалась, ведь сам автономный статус предполагает самостоятельную жизнь. Так, за 2011 г. Красноярский городской дворец культуры уже заработал порядка 7 млн руб. Положительная динамика в увеличении внебюджетных доходов есть, но каким образом она меняется (ускоряется или замедляется рост доходов), пока сказать трудно. Динамику изменений можно будет адекватно оценить лет через пять после изменения статуса.

В общем объеме финансирования деятельность, приносящая доход, занимает долю 25% (в 2009 г. эта доля не превышала 5%). Однако мы ищем пути развития учреждения и, думаю, благодаря поддержке муниципалитета в последующем доведем этот показатель до 50%. Вместе с тем если сравнивать с финансированием уставной деятельности (без учета объема средств, направляемых на содержание имущества), внебюджетный доход составит 90% этой суммы.

Спрос опережает предложение

Среди дополнительных платных услуг, оказываемых Дворцом культуры с учетом имеющихся ресурсов, наибольший доход (67% всех заработанных средств) приносят тематические культурно-массовые мероприятия , проводимые по заказу различных учреждений, ведомств и коммерческих предприятий Красноярска. Среди таких заказчиков - образовательные учреждения, воинские части, полиция, пожарная служба, а также органы местного самоуправления (услуга по проведению культурно-массовых мероприятий для городского управления культуры предоставляется в рамках муниципального задания, однако для других управлений - в рамках платных услуг). За 37-летнюю историю учреждения сложилось так, что заказчики сами обращаются к нам за данной услугой, хотя мы все равно стараемся расширять круг клиентов.

Остальная часть внебюджетных доходов поступает от аренды помещений и работы платных кружков, творческих объединений и ансамблей. В дальнейшем, оптимизируя площадь здания, мы сможем увеличить сумму дохода от организации клубных формирований.

Дело в том, что во Дворце культуры в ближайшем будущем начнется капитальный ремонт. В процессе ремонта предполагается сократить административную группу, выделив за счет этого дополнительные площади, а после его проведения - отказать части арендаторов, которые в настоящее время размещаются в нашем здании. Новые площади будут отданы под клубные формирования, на них станет вестись приносящая доход деятельность.

Спрос населения на культурно-досуговые услуги на обслуживаемой нами территории очень велик. Достаточно сказать, что для проведения массовых мероприятий Дворец имеет 600 посадочных мест, однако в соответствии с социальными нормативами, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", учреждению необходимо 2050 посадочных мест. Если же говорить об организации работы клубных формирований, ежегодно мы не можем вместить порядка 500 человек, желающих посещать у нас кружки и творческие объединения. Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед Дворцом культуры, - оптимизировать площадь здания с целью высвобождения места под организацию клубов по интересам.

Высокая востребованность наших услуг позволяет предположить, что серьезных конкурентов у Дворца культуры нет. По деятельности в рамках муниципального задания, наверное, конкуренции не возникнет никогда, поскольку среди населения много желающих получить услугу за счет бюджета муниципалитета. А вот по деятельности, приносящей доход, конкуренты есть, однако они еще неопытны и не могут в полной мере соперничать с нами.

Дворец культуры имеет уникальное местоположение: он практически единственный на два огромных района Красноярска. А торгово-развлекательные центры и другие коммерческие структуры организуют лишь разовые массовые мероприятия, которые не перекрывают наши услуги по частоте и масштабу проведения.

Новая модель Дворца культуры

В 2011 г. мы разработали Концепцию развития Красноярского городского дворца культуры на 2011 - 2020 гг. и согласовали ее с учредителем - городским управлением культуры. Концепция, определяющая развитие учреждения в творческом и материально-техническом плане, также была одобрена министерством культуры и правительством Красноярского края.

Разработка этого документа позволила нам показать, чем Дворец культуры будет отличаться от других учреждений, и получить дополнительные средства на развитие. В частности, уже принято решение о выделении средств на проведение капитального ремонта. Причем он предполагает не только оптимизацию имеющихся площадей, но и строительство пристроя к Дворцу культуры, где будет располагаться зал-трансформер на 1200 посадочных мест.

Содержание деятельности также претерпит изменения - мы планируем внедрить новую модель Дворца культуры. Здесь учреждение преследует цель создать современный инновационно-экспериментальный центр творчества и досуга в соответствии с изменившимися культурно-досуговыми потребностями и предпочтениями жителей Красноярска. Ведь если раньше максимально востребованными были клубные формирования по хореографии, хоровому пению, сейчас наблюдается все больший интерес к традиционной народной культуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, начинает возрождаться техническое творчество, фотокружки. Возникают и совершенно новые потребности, например пенсионеры теперь желают обучаться компьютерной грамотности. Мы планируем осуществлять мониторинг постоянно меняющихся предпочтений и чутко реагировать на эти изменения.

Исследование культурно-досуговой деятельности предполагает создание пяти лабораторий , на которые будет гипотетически поделено пространство Дворца культуры:

  • лаборатория свободного досугового общения;
  • этносибирская лаборатория;
  • лаборатория семейного творчества;
  • лаборатория научно-технических инициатив;
  • лаборатория творчества и эксперимента "Арт-микс".

Возьмем, к примеру, первую лабораторию. Новым направлением деятельности в ее рамках станет организация досуга родителей, ожидающих своих детей - участников творческих коллективов. С этим тесно соприкасается понятие сервисности - создание таких условий, при которых потенциальные участники наших клубных формирований могли стать их реальными участниками или по крайней мере комфортно себя чувствовали и с пользой проводили время в учреждении. Например , родители, приведя ребенка на занятия, могли бы полистать периодику в читальном зале библиотеки или, подключившись к Wi-Fi, увидеть на мониторе, как их ребенок занимается в зале. А родители, сами пришедшие на занятия, отдали бы ребенка в игровую комнату для временного пребывания детей. И это только малая часть того, что должно соответствовать критерию сервисности.

Мы хотим стать экспериментальной площадкой среди дворцов культуры малых городов Красноярского края, на которой будут отрабатываться новые технологии клубной деятельности и методика работы по ним, чтобы потом транслироваться на другие учреждения. Новую модель мы планируем внедрить сразу после завершения капремонта - в соответствии с программой реализации концепции развития учреждения к 2015 г.

Первоочередные задачи

Здесь может возникнуть вопрос: зачем учреждению нужен такой документ, как концепция развития? Она дает системный подход к рациональному распределению средств. Более того, в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, учреждение благодаря разработанной концепции может спланировать конкретные результаты на каждом этапе деятельности и обосновать необходимость тех или иных расходов перед муниципалитетом. Вместе с тем все субъекты нашей деятельности (органы власти, потребители услуг, их создатели) четко понимают, в каком направлении продвигается развитие Дворца культуры, чем он отличается от других аналогичных учреждений.

На сегодняшнем этапе первоочередной задачей для нас является выполнение программы реализации концепции развития, в частности создание благоприятных условий для проведения капитального ремонта. Его планируется вести поэтапно в каждой из четырех функциональных зон Дворца культуры, так что ремонт не должен помешать ведению текущей деятельности. Сокращать ее объем мы не будем, иначе за время простоя можем растерять потребителей.

Параллельно мы должны скомплектовать лаборатории, направленные на развитие любительского творчества в экспериментальных и традиционных формах. Для этого потребуется выстраивание взаимоотношений и достижение договоренностей с различными организациями. К примеру, чтобы в будущем развить в учреждении направление по техническому творчеству, мы планируем начать сотрудничать с радиотехникумом, где уже существует технический кружок. В Сибирском федеральном университете есть рок-лаборатория, с которой мы могли бы поработать в рамках нашей лаборатории творчества и эксперимента.

Смелее к намеченной цели

На мой взгляд, чтобы работа в автономии оказалась успешной, прежде всего нужно проанализировать рыночную ситуацию с точки зрения востребованности оказываемых услуг на обслуживаемой учреждением территории. Посмотреть, каковы перспективы развития, подготовить концептуальные подходы к "осовремениванию" деятельности. А затем смело идти вперед к намеченной цели. И если бы мы сейчас стояли перед выбором, пойти в автономию или остаться бюджетным учреждением, то выбрали бы первое. Самостоятельная жизнь нам ближе и понятнее.

В.А.Кислицин

Директор

МАУ "Красноярский городской


2 Схема разработки Стратегии развития Соболёвского модельного Дома культуры на 2013 – 2017 г. нормативные документы областного и местного уровня, регламентирующие разработку программных документов, определяющие стратегическое планирование развития культурной политики. Анализ состояния модельного Дома культуры. Характеристика современного состояния учреждения Цели стратегии Приоритетные направления стратегического развития Творческие проекты Инновации Мониторинг и оценка результатов стратегии Общие положения. Аналитический блок Целевой блок Блок мероприятий Культурно- досуговые формирования.


3 Важнейшие проблемы развития культуры Российской Федерации Ключевые пункты социально- экономического развития области Использование в работе областных и районных программ Направления динамичного развития культуры Концептуальный блок Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


4 Аналитический блок Выбор приемлемых методов и форм разработки стратегии. Анализ факторов макроокружения: Анализ среды, в которой протекает деятельность модельного Дома культуры Оценка макросоциальной динамики Анализ современного состояния учреждения: Оценка экономического потенциала Оценка потенциала социальной сферы Культурно-досуговые формирования.


5 Материально – техническая база Соболёвского МСДК Звуковое оборудование. 1. Ударная установка «Торнадо». 2. Сабвуферы активные DB Technologies 3. Сателлиты активные DB Technologies 4. Микшерный пульт Allen&Heath 5. Радиомикрофоны «Пасгао» 6. Нетбук «Asus» 7. Ноутбук «Aser» 8. Видеопроектор с экраном 9. Звукоусилительный комплект «Ерасов» 10. Звуковая карта М – аудио Световое оборудование 1. Фонари светодиодные фонового света 2. Световой прибор светодиодный 8 сегментов 3. Световой прибор светодиодный 4 цвета 4. Световой прибор светодиодный «Revo 3» 5. Световой прибор светодиодный «Пинпост»


6 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Культурно-досуговые формирования. Кружки художественной самодеятельности 1. Вокальная студия «Палитра детских голосов" старшая группа. 2. Вокальная студия «Палитра детских голосов" младшая группа. 3. Ансамбль народной песни «Ивушка». 4.« Настольный теннис». КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ 1. Клуб «Патриот». ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 1. «Споёмте, друзья». 2. «Волшебный сундучок». 3. «СемьЯ» НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «Маэстро». НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «Субботея» ДОМ МАСТЕРА 1. Лоскутное шитьё. 2. Художественная вышивка. 3. Вязание крючком и на спицах. 4. Бисероплетение 5. Очумелые ручки.


7 Общее число участников любительских объединений, клубов по интересам, клубных формирований самодеятельного народного творчества Число формирований Клубные. формирования. самодеятельного народного творчества В том числе коллективов всего Для детей до 14 лет всего Для детей до 14 лет хоровых Народных промыслов прочие Всего единиц В них участн иков


8 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Приоритетные направления сферы творческой деятельности модельного Дома культуры. Развитие и популяризация народного художественного творчества Развитие проектной деятельности Поддержка новаторских поисков Развитие социального партнерства повышение квалификации кадров учреждения.




10 Творческие проекты. Инновации. Проведение молодёжного джазового фестиваля Развитие информационного поля сайта Дома культуры Предоставление Соболёвского МСДК в качестве экспериментальной площадки студентам ВУЗов для исследовательской деятельности и при написании квалификационных работ Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


11 Финансово-экономические показатели деятельности модельного Дома культуры. Поступило (руб.) Год. всегоВ т. ч. платные Расход (руб.) Год. всегоВ т. ч. платные


12 Сильные и слабые стороны модельного Дома культуры Сильные стороны: - высокий уровень профессионализма творческих работников учреждения и их активная жизненная позиция; - свобода в выборе форм и методов работы; - рост числа коллективов народного художественного творчества и создание любительских объединений; - развитие проектной деятельности; - новаторство в решении профессиональных задач; - развитие социального партнерства; - широкие творческие связи учреждения. Слабые стороны: - нехватка денежных средств для проведения массовых мероприятий; - отсутствие мастерской для мастеров декоративно-прикладного творчества; - отсутствие тренажёрного зала в Доме культуры - отсутствие интернета в Доме культуры; - отсутствие стационарного компьютера и множительной (сканер, ксерокс) техники. Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


13 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Планируемые мероприятия и проекты 2013 г. Проведение I районного открытого детско-юношеского джазового фестиваля 2014 г. Разработка и защита проекта организации и оснащения ансамбля народных инструментов «Затея» 2015 г. Активизация молодёжных проектов за здоровый образ жизни 2017 г. 310 годовщина восстания Кондратия Булавина 2016 г. Фестиваль народной песни «Белый Город»


14 9. Ожидаемый результат. Достижение конкретных положительных результатов в различных направлениях деятельности Дома культуры, создание благоприятной среды для реализации творческих и духовных потребностей населения. Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


15 Мониторинг и контроль реализации Стратегии. Управление культуры муниципального района «г. Валуйки и Валуйский район» Методическая служба Районного Дворца Культуры и Спорта Работники Соболёвского модельного сельского Дома культуры, администрация городского поселения «Посёлок Уразово». Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК

Программа развития культурно-досуговых учреждений необходима для того, чтобы как можно больше посетителей и увеличить доходы КДУ. Ее разработкой должны заниматься только специалисты, работающие в данном учреждении, поскольку они хорошо знают все особенности его деятельности

Культурно-досуговые учреждения являются достаточно важным ресурсом устойчивого и динамичного социально-экономического развития РФ.

Их вклад в сохранение культурного наследия, развитие человеческого капитала и формирование творческой среды не вызывает никакого сомнения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

И чем сильнее будет становиться воздействие культуры на общество, тем больше будет усиливаться повышение этого вклада. Именно этому и должна способствовать Концепция развития КДУ.

Особенности разработки Программы развития КДУ

Программа развития КДУ позволит привлечь внимание пользователей к деятельности учреждения, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению дохода. Также с ее помощью можно получить грант. Как видно, значение ее огромное.

Поэтому к разработке программы стоит подходить со всей серьезностью, привлекая к этому специалистов.С самого начала необходимо создать рабочую группу.

Лучше всего, если в ее состав войдут:

  • руководители подразделений;
  • маркетологи;
  • партнеры культурной организации;
  • представитель учредителя.

Не стоит поручать разработку специалистам извне. Все дело в том, что работать над ней должны те, кто хорошо знает специфику работы и другие особенности учреждения. В противном случае документ придется дорабатывать.

Эксперта стоит пригласить уже после того, как программа развития КДУ будет полностью готова. Он сможет оценить документ, указать на его недоработки.

Главная цель программы заключается в том, чтобы точно определить направления развития культурно-досугового учреждения. Поэтому изначально текущую ситуацию, оценив работу всех кружков и секций, которые действуют на текущий момент.

Оценку стоит проводить по следующим критериям:

  1. Количество участников кружка или секции.
  2. Доход, который получает учреждение от их функционирования.
  3. Наличие жалоб и пожеланий посетителей.

Данные анализа помогут решить многие актуальные вопросы, например, какие из кружков стоит закрыть, а какие стоит развивать еще более интенсивно. В этом может оказать помощь независимый специалист.

Такой подход позволит намного быстрее и более точно определить главные направления деятельности учреждения культуры. В таблице ниже представлены возможные варианты:

Направления деятельности

Виды досуга

Развлекающий

Творческий

Интеллектуальный

Традиционное

Концерты

Кружок народных танцев. Кружок кройки и шитья

Шахматный кружок

Социальное

Танцевальные ретро вечера для пенсионеров

Компьютерные курсы для пожилых людей

Инновационное

При разработке направлений некоторые КДУ берут за основу именно возраст посетителей. И это является большой ошибкой.

Ведь можно добиться намного больших результатов, если вместе в возрастными особенностями будут учитываться и другие характеристики, например:

  • профессионалы;
  • любители;
  • молодые семьи;
  • несемейная молодежь и прочее.

Что касается возраста, то в этом случае студии, кружки и секции лучше всего планировать не просто для школьников, молодежи, взрослых и пенсионеров, а согласно возрастным категориям:

  • от 0 до шести лет;
  • от 6 до 10 лет;
  • от десяти до 14 лет и так далее.

Также большое внимание стоит уделить подросткам. Для этой категории посетителей в концепцию лучше всего включить программы социализирующего и профориентационного характера.

К примеру, можно открыть музыкальную мастерскую, где подростков будут учить создавать песенные хиты. Ведь в детских школах искусств такому не учат, а значит данное направление будет востребовано.

Или же можно создать экспериментальную студию аудиовидеотехнологий, как это сделали в культурном центре ЗИЛ. Здесь школьники не только получают определенные знания, но и на практике занимаются программированием звука, графики и видео, работают над созданием интерактивных инсталляций.

Самой активной и, пожалуй, самой благодарной категорией посетителей КДУ являются пенсионеры. В большинстве подобных учреждений для них проводятся танцевальные ретровечера, хор русской песни, концерты и прочее. Однако, помимо этих традиционных направлений, стоит развивать и другие. Рассмотрим на примере культурного центра ЗИЛ.

На сегодняшний день для данной возрастной категории здесь действуют:

  • юридическая клиника;
  • вечерняя школа;
  • компьютерные курсы и другое.

Пенсионеры с удовольствием обучаются компьютерной грамоте, изучают физику, математику, литературу и другие предметы, выступают в качестве моделей на подиуме.

Отличным маркетинговым инструментом могут стать бесплатные программы. Ведь заинтересованный посетитель в этом случае будет уверен, что даже если ему придется заплатить за одну услугу, то вместе с этим он сможет воспользоваться еще несколькими бесплатными.

Работая над созданием программы развития КДУ, не стоит упускать из виду вопрос, касающийся обеспечения комфортных условий для посетителей. Необходимо хорошо продумать, как сделать так, чтобы при посещении учреждения каждый чувствовал себя по-настоящему уютно и комфортно.

Этому могут способствовать:

  • зоны отдыха;
  • работа кафетерия;
  • бесплатный wi-fi;
  • book-crossing и прочее.

Также следует уделить внимание и обновлению . Все сервисы должны быть простыми в использовании, предоставлять актуальную информацию. Нововведения в обязательном порядке нужно закрепить в программе.

Как оформить программу развития культурно-досугового учреждения

Программа может составляться как по собственному шаблону, так и на основании уже готовой формы.

К примеру, в одном из красноярских учреждений культурно-досугового типа рабочая группа выделила следующие основные разделы:

  1. Паспорт.
  2. Проблема.
  3. Информационно-аналитическая справка о деятельности учреждения.

В первом разделе описываются основные цели данной программы, задачи для достижения поставленных целей, а также ожидаемые результаты. Сюда же включен и бюджет.

Второй раздел отражает основные положения Стратегии государственной культурной политики до 2030 года.

Последний включает в себя несколько подразделов. Здесь описывается динамика деятельности учреждения за несколько последних лет, представлен перечень услуг и их получатели, раскрыты основные цели и задачи программы, ее целевые индикаторы и показатели. Особое внимание уделяется финансовому обеспечению.

Помимо этого, в информационно-аналитической справке раскрыты механизмы реализации. Они отражают конкретные меры, которые необходимо принять для достижения высокого уровня эффективности КДУ.

Не менее важным является подраздел «Основные целевые показатели социально-экономической эффективности результатов реализации программы». В нем указывается те количественные результаты, которые могут быть достигнуты учреждением.

Программа развития КДУ должна быть утверждена его руководителем. Также ее вправе утвердить и учредитель.

В случае функционирования в учреждении документ стоит вынести на обсуждение, после чего утвердить на одном из заседаний.

Материал проверен экспертами Актион Культура