Какие народы жили в древнем крыму. Какие народы жили в Крыму до появления татар. Украинские земли в III-I вв. до н.э

Уникальное географическое положение и удивительная природа полуострова Крым позволили ему стать домом для множества народов, сменявших друг друга или соседствовавших на протяжении всей человеческой истории. Земледельцы находили здесь плодородные земли, кочевники-скотоводы — обширные горные и равнинные пастбища, купцов и торговцев привлекали удобные морские гавани на пересечении великих торговых путей. Поэтому национальный состав крымского населения почти всегда был — да и поныне остаётся — пёстрым.

Первые жители

Самые древние стоянки первобытных людей, обнаруженные археологами на полуострове, относятся к раннему палеолиту, их возраст около 300 тысяч лет.
Первым населявшим Крым народом, чьё название сохранилось в ассирийских, греческих и иудейских летописях, были киммерийцы — племена индоевропейского происхождения, пришедшие в Крым, по-видимому, из степей примерно пять тысяч лет назад. Этот воинственный народ упоминается в Библии как «народ Гомер». От его названия, по некоторым версиям, произошли грузинское слово «гмири» — «богатырь», и русское «кумир».

Киммерийцы населяли преимущественно долины, а в горах в это время обитали племена тавров. Их этническая принадлежность неясна: вероятно, это греческое название было собирательным для группы разных, возможно, неродственных племён, часть из которых была потомками первобытных людей, населявших Крым со времен раннего палеолита, а часть — пришлыми из других мест.

Первые достоверные археологические свидетельства, говорящие об освоении степной части Крыма скифами-кочевниками, датированы VII веком до н.э. Представители европеоидной расы (язык их принадлежал к группе индоевропейских языков), скифы несколько сотен лет господствовали в Азии и Европе, но затем были побеждены и изгнаны с части своих земель. К началу нашей эры скифы почти полностью смешались с племенами тавров, и народ стал называться «тавроскифами».

Греки и римляне

Цивилизацию в Крым в VIII-VI столетиях до н.э. принесли эллины (греки) — кочевавшие по морю обедневшие, безземельные младшие сыновья аристократов. Они основали города-полисы: Пантикапей и Тиритаку, Херсонес Таврический, Керкинитиду (сейчас соответственно Керчь, Севастополь, Евпатория), Феодосию — этот город сохранил своё греческое название.

Приблизительно за 300 лет до начала новой эры скифские поселения были сметены нашествием сарматов с востока. Неукрепленные греческие посёлки, очевидно, также были уничтожены, сохранились только города-крепости. Греки, которые проживают в Крыму на сегодняшний день, происходят не от первых эллинов-колонизаторов, они являются преимущественно потомками солдат Греческого батальона, участвовавшего в Крымской войне, а затем расселённого близ Балаклавы.

В первом столетии до н.э. Крым захватывают римляне и фракийцы, и он становится восточной окраиной Римской империи. Римлянами были возведены крепости Алустон и Гурзувиты (сегодняшние Алушта и Гурзуф). В V веке от Восточной Римской империи Крым «по наследству» достаётся Византии.

Средневековье

Во времена раннего Средневековья Крым одновременно или поочерёдно населяли готы, гунны, хазары, печенеги, иудеи (давшие начало караимам и крымчакам), и множество других народов, в этот же период здесь впервые ненадолго появлялись славяне.

В XII-XV веках Крым осваивают итальянские купцы — генуэзцы, пизанцы, венецианцы. Их вклад в формирование этнического состава населения полуострова оказался очень существенным: у крымчаков до сих пор встречаются итальянские фамилии.

Тюркские народы

В начале XIII века Крым захватывает войско Чингисхана, и он становится улусом Золотой Орды. Затем, с 1475 г., после падения татаро-монгольского государства, Крымское ханство переходит в подчинение Османской империи. Основное население Крыма в этот период — тюркское, именно тогда из потомков печенегов, половцев, татар, хазар формируется крымскотатарский этнос, долгое время — больше трёх веков — являвшийся самым многочисленным на полуострове.

Славяне

После вхождения полуострова в 1783 г. в Российскую империю большая часть татар и турок покидает полуостров, переселяясь в Турцию, а Крым всё больше заселяют славяне, в основном русские и украинцы. Примерно тогда же начинает увеличиваться количество евреев-ашкеназов. Этнический состав всё больше приближается к современному.

Сегодня в Крыму живут представители 125 народов, из них 70 считаются основными: то есть и в сельской, и в городской местностях проживает хотя бы одна семья этой национальности — как минимум один мужчина и одна женщина, — и хотя бы 5% представителей данного этноса считают родным его язык.

Самым многочисленным народом являются русские (58% населения), за ними идут украинцы (24%), крымские татары (12%), белорусы (около 1,5%). Менее 1% населения — но довольно многочисленные группы — составляют татары, армяне, евреи, молдаване, поляки, азербайджанцы.

Таким образом, Крым всегда был и остаётся многонациональным. И как бы непросто иногда ни складывались отношения между некоторыми народами, места на этом маленьком полуострове должно хватить всем.

Население. Этническая история Крыма

Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.

Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.

Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).

Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.

Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.

Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.

В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).

После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва - Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.

Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров - крымские армяне.

Любопытно, что христианство крымские армяне приняли от итальянцев и потому были католиками, а их разговорный язык мало отличался от крымско-татарского. Естественно, смешанные браки никогда не были редкостью, и большинство коренных крымчан в родстве с половиной мира.

Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.

Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.

Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…

Крымские цыгане, называвшие себя "урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века "произошла" современная крымско-татарская музыка.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.

Древние народы Крыма

Во времена Юрского периода Земли, когда человека еще не было, на месте горного Крыма располагалась северная окраина суши. Где сейчас расстилаются крымские и южно украинские степи, разливалось огромное море. Вид Земли постепенно менялся. Поднималось дно моря, и там, где были морские пучины, появлялись острова, выдвигались материки. В иных местах острова материки опускались, и их место занимала безбрежная морская гладь. Громадные трещины раскалывали материковые глыбы, доходили до расплавленных недр Земли, и гигантские потоки лавы изливались на поверхность. Груды пепла многометровой толщей отлагались в прибрежной полосе моря…История Крыма имеет похожие этапы.

Крым в разрезе

По тому месту, где теперь тянется полоса побережья от Феодосии до Балаклавы , в свое время прошла огромная трещина. Все, что располагалось к югу от нее, погрузилось на дно моря, что находилось севернее, поднялось. Там, где были морские глубины, появился низкий берег, где была прибрежная полоса — выросли горы. А из самой трещины вырвались огромные столбы огня в потоки расплавленных горных пород.

История формирования рельефа Крыма продолжалась, когда кончились извержения вулкана, затихли землетрясения и на вынырнувшей из глубин суше появились растения. Если внимательно присмотреться, например, к породам Кара-Дага можно заметить, что этот горный массив пронизан трещинами, здесь часть встречаются редкие минералы.

На протяжении лет Черное море оббивало прибрежные скалы и выбрасывало их осколки на берег и сегодня на пляжах мы ходим по гладенькой гальке, нам встречаются зеленая и розовая яшмы, полупрозрачные халцедоны, коричневые гальки с прослоями кальцита, белоснежные кварцевые и кварцитовые обломки. Иногда также можно встретить камешки, которые ранее были расплавленной лавой, они коричневого цвета, как бы наполненные пузырьками - пустотами или вкраплениями молочно-белого кварца.

Так сегодня каждый из нас может самостоятельно окунуться в это далекое историческое прошлое Крыма и даже прикоснуться к его каменным и минеральным свидетелям.

Доисторический период

Палеолит

Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Коба.

Мезолит

Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до 6 тыс. до н.э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, территорию современного Азовского моря. Около 5500 тыс. г. до н.э., в результате прорыва вод из Средиземного моря и образования Боспорского пролива, за довольно краткий период были затоплены значительные территории, и образовался Крымский полуостров.

Неолит и энеолит

В 4-3 тыс. до н.э. через территории к северу от Крыма происходили миграции на запад племён, предположительно носителей индоевропейских языков. В 3 тыс. до н.э. на территории Крыма существовала Кеми-Обинская культура.

Кочевые народы Северного Причерноморья I тысячелетия до н.э.

В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообщества выделилось племя киммерийцев. Это первый народ, проживавший на территории Украина, о котором упоминается в письменных источниках - «Одиссее» Гомера. Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историк V в. до н.э. Геродот.

памятник Геродоту в Галикарнасе

Упоминания о них находим также в ассирийских источниках. Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии с древнеиранской - «подвижный конный отряд».

Киммериец

Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая - это древнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ. Вторая - киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранской степной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.

Археологи находят вещественные памятники киммерийцев в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем течении Днестра и Дуная. Киммерийцы были ираноязычными.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, в связи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводили в основном лошадей, на которых учились ездить верхом.

Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен, которые возглавлял царь-вождь.

У них было большое войско. Оно состояло из подвижных отрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, луками и стрелами, боевыми молотами и булавами. Киммерийцы воевали с царями Лидии, Урарту и Ассирии.

Киммерийские воины

Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железные и стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лесостеповиками или кавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел, украшения. Они имели высокий уровень развития керамического производства. Особенно хороши были кубки с лощеной поверхностью, украшенные геометрическим орнаментом.

Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивыми были у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до наших дней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.

Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать. Этому в большой степени способствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседних племен и народов.

Религиозные представления киммерийцев известны по материалам захоронений. Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечников для стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотые и бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.

Археологические находки показывают, что у киммерийцев были связи с племенами Приазовья, Западной Сибири и Кавказа. Среди изделий искусства находили женские украшения, украшенное оружие, каменные стелы без изображение головы, но с тщательно отраженным кинжалом и колчаном со стрелами.

Наряду с киммерийцами центральную часть украинской лесостепи занимали потомки белогрудовской культуры эпохи бронзы, носители чернолесской культуры, которых считают предками восточных славян. Основным источником изучения жизни чорнолисцив есть поселения. Найдено как обычные поселки с 6-10 жилищ, так и укрепленные городища. Линия из 12-ти городищ, построенных на границе со степью, защищала чорнолисцив от нападений номидив. Расположены они были на закрытом природой площадках. Городища окружал вал, на котором строилась стена из деревянных срубов и ров. Чернолесской городище, южный форпост обороны, защищали три линии валов и рвов. Во время нападений за их стенами находили защиту жители соседних поселений.

Основу хозяйства чорнолисцив составляло пашенное земледелие и приусадебное скотоводство.

Незаурядного уровня развития достигло металлообрабатывающее ремесло. Железо использовалось прежде всего на производство оружия. На Субботовском городище найдено крупнейший в тогдашней Европе меч со стальным клинком общей длиной в 108 см.

Необходимость постоянной борьбы с нападениями киммерийцев заставила чорнолисцив создать пешее войско и конницу. В захоронениях найдено немало частей конской сбруи и даже скелет коня, положенного рядом с покойником. Находки археологов показали существование киммерийской суток в Лесостепи достаточно мощного объединения праславян-земледельцев, которое долгое время противостояло угрозе со Степи.

Жизнь и развитие киммерийских племен были прерваны на начала VII в. до н.э. нашествием скифских племен, с которыми связан следующий этап древней истории Украины.

2. Тавры

Почти одновременно с киммерийцами в южной части Крыма проживало коренное население - тавры (от греческого слова "Таврос" - тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова -Таврида, введенная царским правительством после присоединения Крыма к России в1783 Древнегреческий историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек -земледелием, а на черноморском побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были умелыми гончарами, умели прясть, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы.

Со второй половины I тысячелетия до н.э. в тавров, как и у других племен, появилась имущественное неравенство, сформировалась родовая аристократия. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления. Совместно с соседями - скифами воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал их земли.

современные развалины Херсонеса

Дальнейшая судьба тавров была трагической: сначала - в II в. до н.э. - Их покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска.

В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавших Крым. Самобытная культура тавров была утрачена.

Великая Скифия. Античные города-государства в Северном Причерноморье

3.Скифы

С VII в. к III в. до н.э. ужас на племена и государства Восточной Европы и Ближнего Востока нагоняли племена скифов, Пришедшие из глубин Азии и вторглись в Северное Причерноморье.

Скифы завоевали огромную по тем временам территорию между Доном, Дунаем и Днепром, часть Крыма (территорию современной Южной и Юго-Восточной Украине), образовав там государство Скифию. Обстоятельнее характеристику и описание жизни и быта скифов оставил Геродот.

В V в. до н.э. он лично посетил Скифию и описал ее. Скифы были потомками индоевропейских племен. Они имели свою мифологию, обрядность, поклонялись богам и горам, приносили им кровную жертву.

Геродот выделял среди скифов следующие группы: царские скифы, Живших в низовьях Днепра и Дона и считались верхушкой союза племен; скифы-пахари, Проживавших между Днепром и Днестром (историки считают, что это были побеждены скифами потомки чернолесской культуры); скифы-земледельцы, жившие в лесостепной зоне, и скифы-кочевники, которые поселились в степях Причерноморья. Среди названных Геродотом племен собственно скифами были племена царских скифов и скифов-кочевников. Они господствовали над всеми другими племенами.

Наряд скифского царя и военачальника

В конце VI в. до н.э. в причерноморских степях формируется мощное государственное объединение во главе со скифами - Большая Скифия, в состав которого вошло местное население степных и лесостепных регионов (сколоты). Великая Скифия, согласно Геродоту, делилась на три царства; одно из них возглавлял главный царь, а два других - младшие цари (вероятно, сыновья главного).

Скифское государство - первое политическое объединение на югеВосточной Европы в раннем железном веке (центром Скифии в V-III вв.до н.э. было Каменское городище близ Никополя). Скифия разделялась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Наивысшего подъема достигло Скифия в IV в. до н.э. Оно связано с именем царя Атея. Власти Атея распространялась на огромные территории от Дуная до Дона. Этот царь чеканил собственную монету. Мощь Скифии не пошатнулась даже после поражения от македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского).

Филипп II в походе

Мощной оставалась государство скифов и после смерти 90-летнего Атея в 339 г. до н.э. Однако на границе IV-III вв. до н.э. Скифия приходит в упадок. В конце III в. до н.э. Великая Скифия под натиском сарматов прекращает свое существование. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малые Скифии. Одну, которая называлась Скифское царство (III век до н.э. - III в.н.э.) со столицей в Неаполе скифском в Крыму, другую - в нижнем течении Днепра.

Скифское общество состояло из трех основных слоев: воинов, жрецов, рядовых общинников (земледельцев и скотоводов. Каждая из слоев вела свое происхождение от одного из сыновей первопредка и имела свой священный атрибут. Для воинов это был топор, для жрецов - чаша, для общинников - плуг сигом. Геродот говорит, что особым почетом у скифов пользовались семь богов; именно их считали прародителями людей и творцами всего сущего на Земле.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют, что основу скифского производства составил скотоводство, поскольку оно давало почти все необходимое для жизни - лошадей, мясо, молоко, шерсть и войлок для одежды. Земледельческое население Скифии выращивало пшеницу, просо, конопля и др., причем хлеб сеяли не только для себя, но и на продажу. Земледельцы жили в поселениях (городищах), которые располагались на берегах рек и укреплялись рвами и валами.

Упадок, а затем - распад Скифии были вызваны рядом факторов: ухудшение климатических условий, высыхание степей, упадок экономических ресурсов лесостепи т.д. Кроме того, в III-I вв. до н.э. значительную часть Скифии завоевали сарматы.

Современные исследователи считают, что первые ростки государственности на территории Украины появились именно в скифские времена. Скифы создали самобытную культуру. В искусстве доминировал так называемый. «Звериный» стиль.

Широко известны памятники скифской эпохи курганы: Солоха и Гайманова Могилы на Запорожье, Толстая Могила и Чертомлык на Днепропетровщине, Куль-Оба и др. Найдено царские украшения (золотая пектораль), оружие и т.д.

Скифская золотая пектораль и ножны с Толстой Могилы

Серебряная амфора. Курган Чертомлык

Председатель Диониса.

Курган Чертомлык

Золотой гребешок. Курган Солоха

Интересно знать

Геродот описал обряд погребения скифского царя: Прежде чем похоронить своего царя священной территории - Герра (Приднепровье, на уровне Днепровских порогов), -скифы возили его забальзамированное тело по всем скифских племенах, где над ним совершали обряд памяти. В Герра тело хоронили в просторной гробнице вместе с женой, ближайшими слугами, лошадьми и пр. У царя клали золотые вещи, драгоценные украшения. Над гробницами насыпали огромные курганы - Чем знатнее царь, тем выше курган. Это свидетельствует о имущественное расслоение у скифов.

4. Война скифов с персидским царем Дарием I

Скифы были воинственным народом. Они активно вмешивались в конфликты между государствами Передней Азии (борьба скифов с персидским царем Дарием и др.).

Примерно в 514-512 гг до н.э. скифов решил покорить персидский царь Дарий I. Собрав огромное войско, он переправился наплавного моста через Дунай и двинулся вглубь Великой Скифии. Войско Дарья I, как утверждал Геродот, насчитывало 700 тыс. воинов, однако, как считают, эта цифра в несколько раз преувеличена. Скифское войско насчитывать, вероятно, около 150 тыс. бойцов. По плану скифских военачальников, их войско избегало открытого боя с персами и, постепенно уходя, заманивало врага в глубь страны, уничтожая на его пути колодцы и пастбища. В настоящее время скифы планировали собрать силы и нанести поражение ослабленным персам. Эта "скифская тактика", как назвали ее позднее, оказалась удачной.

в лагере Дария

Дарий построил лагерь на берегу Азовского моря. Преодолевая огромные расстояния, Персидская армия тщетно пыталась отыскать врага. Когда скифы решили, что силы персов подорваны, они стали действовать решительно. Накануне решающей битвы скифы прислали царю персов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Содержание" Скифского дара" Дарию его советник истолковал так: "Если, персы, вы не станете птицами и не полетите высоко в небо, или мышами и не спрячетесь в землю, либо лягушками и не попрыгаешь в болота, то вы не вернетесь к себе, вас потеряют эти стрелы ". Неизвестно, о чем думал Дарий I, Несмотря на эти дары и на скифов, которые строили отряды в бой. Однако ночью, оставив в лагере раненых, которые могли поддерживать костры, он с остатками своей армии бежал.

Скопасис

Царя савроматов, жившего в VI веке до н. э., упоминает в своих книгах отец истории Геродот. Объединив скифские армии, Скопасис разгромил персидские войска под командованием Дария I, пришедшие к северным берегам Меотиды. Геродот пишет, что именно Скопасис регулярно вынуждал Дария отступать к Танаису и не давал ему вторгнуться в Великую Скифию.

Так позорно закончилась попытка одного из мощнейших обладателей тогдашнего мира покорить Великую Скифию. Благодаря победе над персидской армией, которая считалась тогда самой сильной, скифы завоевали славу непобедимых воинов.

5. Сарматы

В течение III в. до н.э. - III в. н.э. в Северном Причерноморье господствовали сарматы, Которые пришли из Приволжско-приуральских степей.

Украинские земли в III-I вв. до н.э.

Как называли себя эти племена мы не знаем. Греки и римляне называли их сарматами, что переводится с древнеиранской как «опоясаны мечом».Геродот утверждал, что предки сарматов жили к востоку от скифов за речкой Танаис (Дон). Он также рассказывал легенду о том, что сарматы ведут свою родословную от амазонок, которых взяли скифские юноши. Однако хорошо овладеть языком мужчин они не смогли и потому сарматы разговаривают испорченном скифском языке. Часть истины в утверждениях «отца истории» являются: сарматы, как и скифы принадлежали к ираноязычной группы народов, и у них очень высокий статус имели женщины.

Заселение причерноморских степей сарматами не было мирным. Они истребляли остатки скифского населения и превратили большую часть их страны в пустыню. Впоследствии на территории Сарматии, как называли эти земли римляне, появляется несколько сарматских племенных объединений - аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Поселившись в украинских степях сарматы стали нападать на соседние римские провинции, античные города-государства и поселения земледельцев-прославь, львовян, зарубинецкой культуры, лесостепи. Свидетельством нападений на праславян стали многочисленные находки наконечников сарматских стрел при раскопках валов зарубинецких городищ.

Сарматский всадник

Сарматы были скотоводами-кочевниками. Необходимые продукты земледелия и ремесленные изделия они получали от оседлых соседей путемобмена, дани и обычного грабежа. Основой таких отношений была военное преимущество кочевников.

Большое значение в жизни сарматов имели войны за пастбищаи добычу.

Наряд сарматских воинов

Ни сарматского поселения археологами не найдено. Единственными памятниками, которые они оставили являются курганы. Среди раскопанных курганов есть много женских захоронений. У них найдены великолепные образцы украшений, выполненных в "Зверином" стиле. Непременным принадлежностью мужских захоронений является оружие и снаряжение для лошади.

Фибула. Нагайчинський курган. Крым

В начале нашей эры владычества сарматов в Причерноморье достигло высшей точки. Состоялась сарматизация греческих городов-государств, течение длительного времени сарматская династия правила Боспорским царством.

В них, как и у скифов, существовала частная собственность на скот был основным богатством и главным средством производства. Значительную роль в хозяйстве сарматов играла труд рабов, в которых они превращали захваченных во время непрерывных войн пленных. Однако родоплеменной строй сарматов держался довольно стойко.

Кочевой образ жизни сарматов и торговые связи со многими народами (Китая, Индии, Ирана, Египет) способствовали распространению среди них различных культурных влияний. Их культура сочетала в себе элементы культуры Востока, античного Юга и Запада.

С середины III в. н.э. сарматы теряют ведущее положение в причерноморских степях. В это время здесь появились выходцы из Северной Европы - готы. Совместно с местными племенами, среди которых были и аланы (одно из сарматских сообществ),готы совершали опустошительные нападения на города Северного Причерноморья.

Генуэзцы в Крыму

В начале XIII в., после того, как в результате четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) рыцари-крестоносцы захватили Константинополь, возможность беспрепятственно проникать в Черное море получили принимавшие активное участие в организации похода венецианцы.

штурм Константинополя

Уже в середине XIII в. они регулярно посещали Солдайю (современный Судак), поселялись в этом городе. Известно, что дядя знаменитого путешественника Марко Поло, Маффео Поло, владел домом в Солдайе.

крепость Судак

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобождает Константинополь от крестоносцев. В этом ему способствовала республика Генуя. Генуэзцы получают монопольное право мореплавания по Черному морю. В середине XIII в. генуэзцы победили в шестилетней войне венецианцев. Это было началом двухсотлетнего пребывания генуэзцев в Крыму.

В 60-е годы XIII века Генуя обосновывается в Каффе (современная Феодосия), которая становится крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье.

Феодосия

Постепенно генуэзцы расширяют свои владения. В 1357 г. захвачен Чембало (Балаклава), в 1365 г. - Сугдея (Судак). Во второй половине XIV в. захвачен южный берег Крыма, т. н. "Капитанство Готия", входившее ранее в состав княжества Феодоро - Лупико (Алупка), Музахори (Мисхор), Ялита (Ялта), Никита, Горзовиум (Гурзуф), Партенита, Луста (Алушта). Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний. Основной вид деятельности генуэзцев в Крыму - торговля, в том числе и работорговля. Кафа в XIV - XV вв. была крупнейшим невольничьим рынком на Черном море. На кафинском рынке ежегодно продавалось более тысячи рабов, а постоянное рабское население Кафы достигало пятисот человек.

В то же время, к середине XIII в., складывается огромная империя монголов, образовавшаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его потомков. Владения монголов простирались от тихоокеанского побережья до степей Северного Причерноморья.

Кафа активно развивается в это же время. Однако ее существование было прервано в 1308 г. войсками золотоордынского хана Тохты. Генуэзцы успели бежать морем, но город и пристань были сожжены дотла. Только после того, как в Золотой Орде воцарился новый хан Узбек (1312-1342 гг.), генуэзцы вновь появились на берегах Феодосийского залива. К началу XV в. в Таврике складывается новая политическая ситуация. В это время окончательно ослабевает и начинает разваливаться на части Золотая Орда. Генуэзцы перестают считать себя вассалами татар. Но их новыми противниками становятся набирающее силу княжество Феодоро, претендовавшее на прибрежную Готию и Чембало, а также потомок Чингисхана Хаджи-Гирей, стремившийся к созданию в Крыму независимого от Золотой Орды татарского государства.

Борьба Генуи и Феодоро за Готию длилась с перерывами почти всю первую половину XV в., причем феодоритов поддерживал Хаджи- Гирей. Крупнейшее военное столкновение между противоборствующими сторонами произошло в 1433-1434 гг.

Хаджи-Гирей

На подступах к Солхату генуэзцы были неожиданно атакованы татарской конницей Хаджи-Гирея и в короткой битве потерпели поражение. После поражения в 1434 г. генуэзские колонии вынуждены были уплачивать ежегодную дань Крымскому ханству, которое возглавил Хаджи-Гирей, поклявшийся изгнать генуэзцев из их владений на полуострове. Вскоре у колоний появился еще один смертельный враг. В 1453г. турки-османы завладели Константинополем. Византийская империя окончательно перестала существовать, а морской путь, связывающий генуэзские колонии в Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы потери всех своих черноморских владений.

Общая угроза со стороны турок-османов заставила сблизиться генуэзцев и с другим своим непримиримым врагом. В 1471 г. они заключили союз с владетелем Феодоро. Но никакие дипломатические победы не могли спасти колонии от гибели. 31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. К этому времени дал трещину антитурецкий блок "Крымское ханство - генуэзские колонии - Феодоро".

Осада Кафы продлилась с 1 по 6 июня. Генуэзцы капитулировали в момент, когда средства для обороны их черноморской столицы вовсе не были исчерпаны. По одной из версий власти города поверили обещаниям турок сохранить им жизнь и имущество. Так или иначе, но крупнейшая генуэзская колония досталась туркам на удивление легко. Новые хозяева города отобрали имущество генуэзцев, а их самих погрузили на корабли и вывезли в Константинополь.

Солдайя оказала туркам-османам более упорное сопротивление, чем Кафа. А после того, как осаждающим удалось ворваться в крепость, ее защитники заперлись в церкви и погибли в пожаре.

На протяжении длительного времени, народы, проживавшие на территории Крымского полуострова, участвовали в формировании этнических обществ. Эти процессы исчислялись столетиями. В пору до нашей эры эта местность была населена таврами, кочевыми киммерийскими, скифскими и сарматскими племенами. В средние века оставили свой след греки, татары, аланы, готы, турки. Татаро-монголы, переплетаясь с греками и половцами, образовали ядро этнической группы, называемой крымскими татарами, которая представляла основное население Крымского ханства, существовавшего с XV по XVIII в. После завоевания Крыма, с 1783 г. шло постепенное переселение на эти земли русских, украинцев, болгар, греков, евреев.

К нашему времени сложилась современная многонациональная общность народов. Этот этнический симбиоз насчитывает представителей около 125 национальностей. Самая многочисленные группы – это русские (65 %), украинцы (16 %) и крымские татары (12 %). С учетом такой структуры населения в Крыму применяются и закреплены на законодательном уровне как государственные, три языка: русский, украинский и крымско-татарский. Другие национальности представлены не так широко, но все они занимают свое место в национальной палитре и оказывают влияние на культуру этого региона. По статистическим данным переписи населения в Крыму постоянно проживают 2,3 млн. человек (учитывая город Севастополь). Русский язык наиболее распространен и используется во всех сферах жизнедеятельности, а также является универсальным для межнационального общения.


Русские

Представительство русского народа в Крыму было довольно значительным еще с глубокой древности. В период Крымского ханства там пребывали пленники из Руси, российские дипломаты, купцы, монахи. Они являлись частью местного населения на протяжении веков и после завоевания Крыма остались там, в качестве российских подданных. Массовое поселение русских людей началось после присоединения Крыма к России в 1783 году. Переселенцами стали военные, которые получали преференции от государства за вызов своих родных для постоянного места жительства на полуострове. Приезжали вдовы и незамужние девушки для создания семей. Дополнительным толчком послужил уход крымских татар на территорию современной Турции и освобождение плодородных земель для начала новой жизни переселенцев. Миграция русских в Крым продолжалась в течение всего XIX века. Благодатный климат и природа южного побережья привлекали множество туристов для лечения и отдыха. Именно в это время стали появляться великолепные дворцы для царствующих и влиятельных особ, которые сегодня выступают в качестве достопримечательностей и мест паломничества отдыхающих. Итогом этих процессов стало преобладание русского этноса в Крыму в начале прошлого столетия.

Украинцы

После революций и войн в России в 20-30-х годах в Крым стали переселяться и украинцы. Массовое переселение малороссов началось после присоединения Крыма к УССР в 1954 г. Выполняя планы правительства, в колхозы Крымской области потянулись переселенцы из западных регионов Украины, чиновники и служащие.

Крымские татары

Крымские татары являются третьей по численности этнической группой Крымского полуострова. Это народ сложной и драматической судьбы, этнококтейль из смешения разных народов, формировавшийся несколько столетий. Появлению особого тюркского этноса способствовало проживание в обособленной местности, преобладание ислама и общность языка. Изначально татары обитали в степном Крыму, но распространение ислама расширяло зону их влияния. К ним примыкали жители горных районов и южного берега, принимавшие новую религию. Присоединение Крыма к России способствовало оттоку коренных жителей с полуострова, а переселение славянских народов снижало долю татар в численности населения. Еще один драматический исход крымских татар случился при их депортации из Крыма в 1944 г. Но в конце двадцатого века начался обратный процесс возвращения татар на свою историческую землю и в последние годы наблюдается стабильный прирост численности этой этнической группы. Основная плотность заселения крымских татар приходится на сельскую местность в степной части полуострова.

Другие народы

Помимо этих трех крупных народов, на территории Крыма проживает еще большое количество средних и малых этносов, чьи корни накрепко срослись с крымской землей. Это крымские греки, крымские армяне, евреи, караимы и крымчаки, цыгане, азербайджанцы, молдаване, поляки, немцы, болгары. Крым – многонациональный, разноязыкий и исповедующий многие религии полуостров, такой маленький по площади и такой большой по сердечной теплоте и дружбе.

Интерес к национальной культуре крымчан, к истории представителей различных национальностей и народов Крыма вполне закономерен. Познакомиться с народами проживающими на полуострове в различные эпохи предлагаем и Вам.

С этническими особенностями и составом населения Крыма Вы можете ознакомиться в статье История народов Крыма . Здесь же речь пойдёт о народах Крыма населявших его на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке.

Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».

Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)

Скифы . Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.

Древние греки (эллины) . Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.

Сарматы . Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

Римляне (Римская империя) . Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.

Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.

Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».

Готы . Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны . В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя) . Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.

Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается.

Крымские греки . В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Славяно-русы (Киевская Русь) . Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы . Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне переселяются в Крым в XI-XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы . Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы) . Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

Крымские татары . (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя) . Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Русские, украинцы . На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Евреи . Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы . После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

Поляки, чехи, эстонцы . Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.