Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании. Общая характеристика музыкально-компьютерных технологий

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании

Музыка является составной частью жизни человека, и потому она должна быть разнообразной, как и мир, который вокруг нас. Инновационный подход к педагогическому процессу в детском саду расширяет возможности использования разнообразных музыкальных жанров. Музыка оказывает положительный эффект на дошкольников. Иногда агрессивные дети, заходя в музыкальный зал, изменяются, вслушиваются в музыку и успокаиваются.

Во время пребывания детей в ДОУ необходимо создать самые оптимальные условия. Это является основной задачей педагогического коллектива, т.к. детский сад для ребенка – это его второй дом. Утром при приеме детей можно включать записи классических и современных произведений с мажорным, солнечным звучанием. В данный момент, музыка будет корректировать психофизическое состояние ребенка.

Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождений, необходимо использовать методику музыкально рефлекторного пробуждения малышей после сна. Здесь следует учитывать тип нервной системы ребенка. Для этого отводится 10 мин. Для плохо спящих детей - 1-2 мин и 6 -8 мин - для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Для пробуждения детей, надо использовать тихую, нежную, легкую музыку, чтобы пробуждение не вызнало отрицательных эмоций. Необходимо использовать постоянную музыкальную композицию, которая выработает у детей своеобразный рефлекс. Через месяц музыкальную композицию можно заменить на другую.

Следует обратить внимание во время пробуждения детей на текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Педагог должен произносить слова нежно и мягко.

Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка не всегда должна звучать постоянно, с первой и до последней минуты занятия.

1. Не все занятия должны быть обязательно озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.

2. Музыкальное сопровождение может быть частичным:

Для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;

Для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;

Музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент и нести определенную установку на будущее;

Музыкальное сопровождение можно использовать также во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

3. Музыкальное сопровождение может быть комбинированным, сочетать как живой аккомпанемент, так и самостоятельную игру детей на простейших музыкальных инструментах, прослушивание грампластинок и аудиозаписей.

Характеристика здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

Насколько они открыты сотрудничеству с медиками?

Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?

Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий. Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения. Ответственный.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания.

Ритмопластика не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.

Динамические паузы во время занятий , 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Воспитатели.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Воспитатели, руководитель физического воспитания.

Релаксация. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог.

Технологии эстетической направленности . Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. Все педагоги ДОУ.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Воспитатели, логопед.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Все педагоги.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Все педагоги.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели.

Гимнастика корригирующая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Воспитатели, руководитель физического воспитания.

Гимнастика ортопедическая . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании»

Подготовила: Музыкальный руководитель

МДОУ № 377

Емельянова Татьяна Михайловна

«...Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире... К каждому возрасту искусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным достоянием, его собственным языком... Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; где слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение... Такое направление эстетического воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и исполнять намеченное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...». Теоретические знания и методики, характеризующие новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса позволяют музыкальному руководителю достигнуть главной цели – сформировать представление воспитанника о деятельности Музыканта - композитора, исполнителя, слушателя - как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(моделирование художественно-творческого процесса)

Выполнила:

Музыкальный руководитель

МБДОУ « Детский сад № 1 «Якорек» комбинированного вида г. Гаджиево Мурманской обл.

Иванова Ю.П.

Проверила:

Головина Б.Г.

Мурманск 2012

Введение

Часть I. Теоретическая. Психолого – педагогический аспект.

1.1. Термин «технология» в педагогике.

1.2. Моделирование художественно – творческого процесса.

Часть II. Практическая. Формы и методы работы с детьми.

2.2. «Выбери музыку».

2.4. «Сочиняю музыку».

2.5. «Ребенок и музыка».

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из новых для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимости для правомерного использования степени сформированности.

Новизна подхода к исследованию процесса формирования музыкальной культуры заключается, в основном, в интерпретации полученных данных. На первый план выступают не отдельные по казатели по отдельным методикам (ходя они и дают известное представление о состоянии и уровне развития музыкальной куль туры), а понимание того или иного частного результата как формы выражения тех или иных сторон духовного развития ребенка, как формы духовно-эмоционально го отклика на высокие духовные ценности искусства. Идея такой интерпретации данных становится «ключом» ко всем методикам, где духовное обязательно присутствует и должно «прочитываться» воспитателем - исследователем (а музыкальный руководитель исследуя процесс раз вития музыкальной культуры детей, как бы «автоматически» об ретает этот статус) во всех единичных компонентах формирова ния музыкальной культуры. Потому в исследование входит специ альная методика, призванная образно выразить оценку ребенком своих взаимоотношений с духовной сущностью музыки.

Цель данного реферата – эксплицировать круг понятий, теоретических знаний и методик, характеризующих новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. Рассмотреть психолого – педагогический аспект, связанный с применением новых технологий в педагогике.
  2. Исследовать моделирование художественно – творческого процесса.
  3. В практической части отразить формы и методы работы с детьми.
  4. Сделать выводы в соответствии с поставленной целью.

Методами исследования является изучение методической литературы и интернет – ресурсов.

Часть I. Теоретическая.

Психолого – педагогический аспект.

  1. Термин «технология» в педагогике.

Развитие педагогической науки показывает, что появление термина технологии и направления исследований в педагогике не является случайностью. Почему же «случайный» переход термина «технология» из сферы информационных технологий в педагогику на самом деле не случаен и имеет под собой серьезную основу. Определение технологии, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При технологии музыкальный руководитель выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в музыкальном образовании. В качестве таковой может выступать определенный объем музыкального материала. Таким образом, основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Также можно выделить следующие задачи:

  1. привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  2. научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  3. способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  4. привить основы художественного вкуса;
  5. научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
  6. обучить основам музыкальной грамоты;
  7. сформировать потребность в общении с музыкой;
  8. смоделировать художественно – творческий процесс.
  1. Моделирование художественно – творческого процесса.

В качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на музыки (вообще на занятиях искусства), должно выступать моделирование художественно-творческого процесса, когда воспитанники ставятся в позицию творца-композитора, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себе и для других людей. Моделирование художественно-творческого процесса – это, по сути, и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее как бы «изнутри» и проживание самого момента воссоздания. Особенно это важно при освоении детьми сочинений, которые всегда были предназначены только «для слушания»; это важно и для освоения пласта народной музыки – фольклора, когда дошкольники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины; это важно и при освоении (разучивании) любой песни, и для инструментального музицирования. Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда ребенок в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Трудно ли различать «народную» и «композиторскую» музыку? Оказывается, это различие дети почти безошибочно чувствуют уже… с четырех лет!

Цель подобных вопросов ясна: прежде чем что-либо делать, ребенок должен понимать смысл своей деятельности. Потому и необходимо смоделировать творческий процесс, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, т.е. говоря научно, исследовал бы свои ценностные ориентации в этом мире: что значимо для него такое, что может стать значимым для всех людей. И это важное, называемое в искусстве «художествен ной идеей», будет затем определять выбор всех музыкальных средств. Только пройдя путь творца, ребенок может понять, что значит как делать мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать. Может быть, после таких опытов дети перестанут говорить, что они поют в хоре, «чтобы развивать свой голос, потому что вместе интересно»; хотят быть артистом, чтобы «выступать на сцене, мне будут хлопать»; хоро шо играть на инструменте - это значит «играть правильно все ноты и выполнять указания учителя» и многое другое. Понятно, что этот универсальный метод совершенно органи чески применим на занятиях музыки. А можно ли метод моделиро вания художественно-творческого процесса применить к занятиям ритмики, художественного движения, музыкального театра, и вообще в свободной музыкальной деятельности? Как это осуще ствить?

В связи с методом моделирования художественно-творческого процесса уместно поставить вопрос о пересмотре отношения к детскому музыкальному творчеству. Традиционно в музыкальном воспитании творчество рассматривалось как отдельный вид дея тельности, связанный прежде всего с импровизацией. Однако это «творчество» в прак тике сводилось к усвоению детьми традиционных «общемузыкальных» ритмических и мелодических формул, интонационных схем, когда мышление, внутреннее слышание детьми музыки движется по заранее определенному пути. Такой подход к творчеству является неправомерным, так как любая форма приобщения к искусству являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу, должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия.

Критерием творчества выступает не обязательно что-то законченное (например, заключительная фраза попевки, которая «досочиняется», но не требует ничего кроме поиска «мелодических штампов» в своем опыте), а та готовность к творчеству, когда воспитанник хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Результат может выразиться иногда всего в одной интонации, в одной поэтической фразе, движении, ли нии, а может поначалу даже и не проявиться вообще. Смысл готовности к творчеству в том, что внутри ребенка может звучать музыка, что он может иметь четкое представление о том, какая это должна быть музыка, однако его музыкальные мысли могут пока не материализоваться в четкой форме, в кон кретной мелодии. Именно эта внутренняя работа - про цесс мысленного экспериментирования с выразительными сред ствами, гораздо важнее законченного результата, особен но на начальных этапах вхождения в музыку.

Непо нимание природы и условий детского творчества, непременное желание музыкального руководителя обязательно получить результат могут привести к травмированию детской психики и нарушению естественности и свободы творческого процесса. Отсюда два важных следствия.

Во-первых, главным становится не столько развитие детей (обучение в «чистом виде»!), сколько наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром. И во-вторых, направленность на музыкальное развитие ребенка требует отказа от многих штампов и стереотипов педагогического мышления. Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер, а значит, и не нужно «тянуть» ребенка в музыку. Иными словами, в отношении музыкального развития не следует заниматься самообманом, фальсифицируя быстрый результат. Необходима та естественность процесса, когда музыкальный руководитель проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искус ства. Для этого надо быть уверенным: в правильности выбора цели - развитии личности воспитанника, его дарований, индивиду альности; в музыке, которая выбирается для детей и которая искренне прочувствована самим музыкальным руководителем; в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят музыкой; и, конечно, в том, что каждый ребенок - художник, и обязательно талантливый. Умение увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не подозревать, и убедить его в этом - высшее, что только и может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще.

Безусловно, это обобщенные критерии. Они будут выявляться уже непосредственно в методиках исследования через более частные, «технологические» критерии, где по уровню проявле ния общего в частном можно будет судить о сформированности того или иного параметра (компонента, элемента) музыкальной грамотности и музыкальной культуры в целом.

Часть II. Практическая.

Формы и методы работы с детьми.

2.1. «Музыкально-жизнен ные ассоциации».

Первую методику можно условно назвать «Музыкально-жизнен ные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия воспитанниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жиз ненному содержанию, выявляет эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку, опору восприятия на музыкальные закономерности. Выбранная для этой цели музыка должна содержать несколько образов, степень контраста которых может быть различ ной, но обязательно контраст должен «прочитываться» рельефно. При этом соблюдается одно условие: музыка должна быть незнакома детям. Можно рекомендовать, например: «Юмореска» П.И. Чайковского (подготовительная группа, октябрь).

Звучание музыки предваряется доверительным разговора музыкального руководителя с детьми с целью настроить восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, может на помнить события, которые происходили раньше, вызвать чув ства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизнен ной ситуации - успокоить, поддержать, подбодрить. Далее пред лагается послушать музыку и ответить на такие вопросы:

1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

2. Где в жизни могла бы эта музыка звучать и как могла бы повлиять на людей?

3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется в виду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, како вы ее выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Для исследования плодотворно предлагать детям разных возрастов одну и ту же музыку: это дополнительно позволяет выявить, что каждый возраст ищет, в музыке, на что опирается в своих ассоциациях. В зависимости от постановки воспитательного процесса третий вопрос мо жет иметь различную степень сложности, профессиональной содержательности: сколько образов, к каким жанрам отнесем, в какой форме написана музыка, как осуществляется единство изобрази тельных и выразительных средств и т.д. После прослушивания музыки с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа, при затруднениях с ответами детям напоминаются музыкальные фрагменты. Ответы лучше всего фиксировать в письменной форме (для «истории»: интересно через несколько лет сравнить ответы детей, чтобы проследить динамику музыкального развития). Обработка результатов ведется по следующим параметрам: точность музыкальной характеристики, развернутость и, художествен ность ассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов. Особое внимание уделяется направлению мышления детей: от общего к частному: от образного содержания музыки к выразительным средствам, элементам языка, жанру, стилю и пр. Если ответы детей, показывают, что они понимают форму произведения как явление вторичное, определяемое содержанием, то можно говорить о раз вивающемся у них целостном восприятии музыкального образа.

2.2. «Выбери музыку».

Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению род ственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении 3-4 фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамика звучания, элементы музыкальной речи, состав исполнителей, инструментарий и пр. Трудность методики в том, что произведения не контрастируют между собой. Например, можно предложить такие произведения:

1 вариант: «Марш» Д.Д. Шостаковича и «Марш» Д.Россини (средняя группа, январь);

2 вариант: «Дождик» А.Лядова и «Грустный дождик» Д.Б.Кабалевского (средняя группа, март).

После прослушивания воспитанники должны определить, какие произведения родственны по «духу» музыки и рассказать, по каким признакам они определили общность.

Методика позволяет выявить особое «чувство музыки». Главное в ней: что дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Опора только на средства свиде тельствует о низком уровне восприятия; опора только на свои эмоции - средний уровень. Высшим уровнем надо считать уста новление зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой, когда ребенок достаточно содержательно может расска зать, почему у него возникают именно эти эмоции, а не другие.

2.3. «Открой себя через музыку».

Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель про никнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное: на сколько дети «открывают себя» самим себе через музыку, насколько осознают свои чувства и переживания, ощущают ли свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям.

Для этого предлагается одно произведение, например, фрагмент из «Танца эльфов» Э. Грига, «Танца Феи Драже» П.И. Чайковского и «В пещере горного короля» Э. Грига и др., и с ним связываются три зада ния (старшая группа, апрель). В 1-м задании дети ставятся в позицию «собеседника музы ки». Она им о чем-то «повествует», и они должны затем расска зать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время «диа лога». 2-е задание предполагает раскрытие ребенком музыкально го содержания в пластике, в движении (это может быть пласти ческая миниатюрная пантомима-импровизация или, в крайнем случае, можно просто «подышать» руками). 3-е задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке. Особо подчеркнем: воспитанник рисует не музыку, которую слышит, а именно себя, каким он себя чувствовал во время звучания данной музыки. Это усло вие распространяется на все три задания методики, так как в ней нас интересует не сама музыка, а ребенок, его духовный мир в оценке его самого, т.е. самооценка, музыка же выступает здесь как ее источник, содержательный повод.

2.4. «Сочиняю музыку».

Четвертая методика «Сочиняю музыку» - проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Процедура проведения методики напоминает творческий про цесс. Дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации ребенком самостоятельной художественной дея тельности. Можно предложить несколько ситуаций, из которых воспитанники выбирают наиболее понравившиеся. Это могут быть, к примеру, такие ситуации: «Весенние голоса», «Летний день», «Зву ки большого города», «Зимняя дорога», сказочные события и пр. После выбора ситуации дети вместе с музыкальным руководителем (его уча стие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного со держания будущего произведения искусства. Например, как про буждается жизнь весной: снег тает, припекает солнышко, капель, падают сосульки, журчат ручьи - как услышать и выразить все это, и свое отношение к этому?... Или: «Зимняя дорога»: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, «прозрачный лес один чер неет»... Можно воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах (детских и народных), голосом, пластикой. Первая пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепен но появляющиеся персонажи (как правило, дети выбирают ска зочные персонажи и животных) разыгрывают придуманные дей ствия, музыкальный руководитель традиционно следит, какой характер персонажей, их взаимоотношения, как появляются, какие повадки и т.д. Организуя творческую деятельность как максимально самостоятельную, наблюдает за процессом воплощения художественного замысла: как дети ищут средства выразительности, подбирают инструмен тарий, включают голос, пластику - за всеми этими действиями легко «расшифровывается» мышление ребенка при создании ху дожественных образов, о содержании которых он рассказывает сам (или с помощью осторожных наводящих вопросов).

Творчество детей анализировать очень непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низ кого уровня, да и само творчество детей часто остается лишь на уровне замысла и эскизов к нему. Тем не менее, в качестве пара метров оценки можно выделить:

Степень осознанности замысла. Здесь выявляется самостоятель ность замысла, логичность его, ощущение в нем времени и про странства (о чем судим по содержательной стороне творчества);

Изобретательность, оригинальность, индивидуальность в вы боре средств воплощения. Здесь важную роль играет нестандарт ность, нетрадиционность, но желательно, чтобы она была аргу ментирована;

Насколько ребенок привлекает уже имеющийся у него му зыкальный опыт. Например, поручает ли персонажам исполнять известные ему песни, опирается ли на знания и представления о явлениях и фактах музыки.

Основное внимание при анализе детского творчества должно быть направлено на изучение того, как ребенок планирует свою деятель ность, начиная с мотива творчества и кончая реальным воплощени ем замысла. Основным критерием здесь выступает, как уже отмеча лось, степень гармонии атрибутов музыкально-творческой деятель ности: гармонии между «слышу-думаю-чувствую-действую».

Итак, каждому выделенному компоненту музыкальной культуры соответствуют определенные методики. Некоторые из них (анкеты, вопросы, наблюдения) носят традиционный характер, другие со зданы специально для программы изучения музыкальной культуры, являются авторскими (но и они близки к традиционным мотивам).

2.5. «Ребенок и музыка» .

Пятая методика «Ребенок и музыка». Музыкальный руководитель просит детей: «Представьте себе, что музыка - живое существо. Попробуйте это существо, эту личность так нарисовать, как вы ее чувствуете, понимаете, когда ее слушаете или исполняете. И не забудьте изоб разить себя в вашем рисунке». Отличие этой методики в том, что дети рисуют не конкретную музыку (впечатления от произведе ния) - их рисунок вообще не связан с живым звучанием. Цель методики: выяснить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. Он рисует музыку вообще. По рисунку можно узнать, чувствует ли он себя маленьким перед ней или чувствует себя ее частичкой, отожде ствляет себя с ней; насколько целостно он воспринимает «образ музыки» (например, выражая его в чем-то едином - цвете, по рыве, движении и пр.), или представляет его излишне детализи рованным. На эту процедуру отводится не более 15 минут, после чего в индивидуальной беседе с каждым ребенком можно уточ нить, почему он изобразил себя и музыку такими. Замечено, что через эмоциональную насыщенность и попытку ху дожественного выражения «образа музыки» у детей проявляется подлинное (подчас неосознанное) к ней отношение. Эта мето дика становится «заключительным аккордом программы диаг ностики музыкальной культуры дошкольников.

Заключение

«...Музыка должна научить свободно и непосредственно вы ражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире... К каждому возрасту ис кусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным досто янием, его собственным языком... Привыкнув свободно гово рить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, что бы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; где слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные други ми, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение... Такое направление эстети ческого воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и ис полнять намеченное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...».

Теоретические знания и методики, характеризующие новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса позволяют музыкальному руководителю достигнуть главной цели – сформировать представление воспитанника о деятельности Музыканта - композитора, исполнителя, слушателя - как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о боль шом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.

Список литературы

  1. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. Выпуск 1: Мир звуков, образов и настроений. СПб., 1999
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000
  3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1973
  4. Линченко Н.М., Кириллова О.А. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Мурманск, 2000
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти. 2001
  6. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
  7. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999
  8. Радынова О.П., Катенене А.И., Паландишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.

Методическая разработка «Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя»

В современном образовательном учреждении необходим педагог, владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового «полотна». Музыкальный руководитель, владеющий информационными технологиями так же, как клавиатурой фортепиано, способен увлечь детей разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром не только благодаря своим вокальным данным, академическим знаниям, но и компьютерным технологиям. Очевидно, что техническое начало не должно подавить ни в педагоге, ни в воспитаннике художника-творца с тонким музыкальным слухом и неудержимой фантазией.
Далеко не каждого педагога, использующего в своей практике готовые мультимедийные средства, удовлетворяет их качество, построение, управление, уровень содержания и т.п. Воспитательный процесс является в высокой степени индивидуальным, требующим дифференцированного подхода, зависящим от большого количества переменных.
Поэтому педагог дошкольного образования, музыкальный руководитель, мыслящий достаточно свободно, творчески, должен иметь возможность самостоятельно готовить мультимедийный материал для занятий, праздников и т.п.
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают новые возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора, художественного тезауруса обучаемых, и это делает обучение владению ими особенно актуальным.
Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.
Важнейшими сферами приложения и развития МКТ сегодня являются:
МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей);
МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения);
МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями;
МКТ как раздел дисциплины "Информатика", "Информационные технологии";
МКТ как новое направление в образовании специалистов технического профиля, связанное, в частности, с моделированием элементов музыкального творчества, звукотембральным программированием, что обусловливает возникновение новых творческих технических специальностей.

Использование МКТ в музыкальном образовании дошкольной организации решает следующие задачи:
1.существенно активизировать развитие музыкального слуха и мышления, что обусловлено их интенсивными обучающими возможностями, основанными на интеграции логико-перцептивных форм деятельности. Понимание элементов музыкального языка происходит с помощью ощущений и зрительно-наглядных представлений, что дополняет возможности вербального общения. Нетворческие формы труда преподавателя передаются компьютеру, что позволяет демонстрировать
2. выразительные возможности гармонии (прежде всего - конструктивную логику), наблюдать закономерности музыкальной морфологии и синтаксиса, упрощает получение навыков ориентирования в интонационно-семантической плоскости, слышания и осознания содержательно-образного плана, способствует сближению учебного материала с художественной практикой, наконец, обогащает тембровый слух воспитанников, их представления о красочно-многомерном качестве звука;
3. обучающие музыкальные программы могут найти самое широкое применение и в тех случаях, когда необходимо интенсивное восстановление навыков после длительного перерыва в обучении либо при необходимости быстрого и прочного формирования специальных музыкальных навыков.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

При создании мультимедийной программы необходимо четко себе представить, для кого и для чего она создается. Содержание информационных слайдов может быть составлено по какой-либо теме учебной программы предмета, либо носить развивающий характер для урочной и/или внеурочной деятельности.
Мультимедийная программа представляет собой сочетание динамики с разумными объемами передаваемой информации. Это синтез компьютерных технологий, объединяющий звук, видеофрагменты, информацию, неподвижные и движущиеся изображения. В отличие от видеофильмов им нужен значительно меньший объем передаваемой информации.
Создание мультимедийных программ, телекоммуникационных проектов предполагает разработку сценария, концепции, режиссерскую деятельность, редакторскую правку, монтаж, звуковое оформление (при необходимости).
Для создания мультимедийной программы, прежде всего, разрабатывается сценарий и определяется последовательность изложения материала с учетом процента использования текстового, визуального и звукового ряда. Совершенно очевидно, что нецелесообразно создавать мультимедийную программу, включая только текстовую информацию. Такой материал может быть подготовлен в рамках программы Microsoft Word. При поиске информации можно использовать ссылки на подборки образовательных сайтов, сайтов с подборкой изображений.
Отбирая материал для мультимедийной программы, необходимо помнить, что речь идет о создании такой информации, которая будет поступать и наращиваться в динамике по мере продвижения обучаемого в предложенном материале. Особенно это важно при индивидуальном обучении, когда пользователь может остановиться, записать главное для него, вернуться обратно для уточнения понятий и двигаться дальше (такие варианты предусмотрены).
Необходимо помнить, что представленный материал является емким изложением наработанного материала, где текстовое изложение часто заменяется символами, таблицами, диаграммами, рисунками, фотографиями, репродукциями.
Подбирается видеоряд и звук для своей программы.
Все это обеспечивает пользователю наиболее комфортные условия для восприятия материала. Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала.
Преимущества музыкальных занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point:
- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий это совсем новое направление в деятельности педагога и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. Занятия, проведенные в школах с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что создание и использование мультимедийных сценариев уроков - одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в школе. Однако при этом необходимо не забывать о научности, целесообразности, логичности подачи мультимедийной информации.

Обучающие интерактивные игры с триггерами

Что же такое триггер? Триггер - это средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку.
Именно использование триггеров в обучающих играх-презентациях позволяет сделать их интерактивными.
Рассмотрим алгоритм записи времени анимации с помощью триггера.
1. Подберем необходимые картинки и продумаем вопросы, если они предполагаются. Названия картинок лучше переименовать на удобные до помещения в презентацию. Объектом анимации и триггерами могут быть как картинки, так и текстовые объекты с которым по замыслу будет происходить действие.
2. На слайде разместить объекты, к которым будет применена анимация и триггер. Обдумать по содержанию применение анимации, к примеру:
Выделение: Вращение или Изменение размера;
Пути перемещения: Направление движения или Нарисовать пользовательский путь. (Рис.1)
Важно: Не брать анимацию Вход


3. Привяжем эффект анимации к объекту, чтобы он запускался на слайде по щелчку. Мы хотим, чтобы при нажатии на неправильные ответы объект, к примеру, исчезал, а при нажатии на правильный ответ - увеличивался со звуковым сигналом. Для этого выделить объект или «щелкните» стрелку рядом с эффектом в области задач (обведеннный прямоугольник), чтобы открыть раскрывающееся меню, и выберите команду Время (Рис.2).

В открытом окне активируйте кнопку Переключатели, она и отвечает за работу триггера. Выберите - Начать выполнение эффекта при щелчке. Внимание! В открывшемся списке справа выбрать нужный элемент из предложенных вариантов созданных нами анимационных эффектов. (Рис.3).
После данного действия увидим слово «триггер» над объектом в области задач Настройка анимации (Рис.4). Триггер создан.


При показе презентации курсор-стрелочка на объекте с триггером превращается в курсор-ладошку.
4. Повторяем все действия с оставшимися объектами.
5. Проверить себя можно в Настройке анимации: у каждого одноименного объекта есть анимация, триггер и музыкальный файл (если он есть).
6. Теперь настроим объекты на появление звука. Внимание! Звуковой файл должен быть небольшого размера! Вставим звук (аплодисменты или др.) через меню Вставка – Звук - выбираем нужный файл (из файла, из организатора клипов, собственная запись) и воспроизведение звука по щелчку (Рис.5).


Перетягиваем звук на нужный объект. Значок микрофона настраиваем на невидимый режим (Рис.2) (Параметры эффектов – Параметры звуков – Скрывать значок во время показа, ставим V).
7. Настраиваем звук: выделить объект «звук» или «щелкнуть» стрелку рядом со звуком в области анимации (обведеннный прямоугольник), чтобы открыть раскрывающееся меню, и выберите команду Время (Рис.2).
8. Внимание! (Рис.6)


Начало – После предыдущего.
Начать выполнение эффекта при щелчке – найти объект с которым будет звучать музыка.
9. Добавим кнопку перехода к следующему слайду. Выбираем в меню Вставка – Фигуры – Управляющие кнопки (Рис.7). Рисуем внизу (курсор стал +) выбранную фигуру. Открывается окошко Настройка действия.


10. Выполняем Настройку действия (Рис.8): По щелчку мыши – Перейти по гиперссылке – Выбрать в открывшемся окне слайд для перехода – ОК.
11. При показе презентации курсор-стрелочка на Управляющей кнопке превращается в курсор-ладошку, так же как и на объекте с триггером.
Применять триггеры не всегда удобно, например, к объектам WordArt. В них активна только поверхность букв и попасть в нее курсором сложно. В таких случаях используется прием прозрачных триггеров, когда триггер присваивается не к самому объекту, а к прозрачной фигуре, наложенной на этот объект.
1.Меню Вставка – Фигуры – выбираем, к примеру, прямоугольник и рисуем его на объекте WordArt. Выделяем его, щелкаем правой кнопкой и выбираем строку «Формат фигуры»: Заливка – Цвет белый, прозрачность 100%; Цвет линий – Нет линий.
2.К объекту WordArt применяем анимацию, и в ней - триггер к объекту. Поверхность прямоугольника активна, значит попасть по ней курсором легче.
Для некоторых игр удобно применять движущиеся триггеры, например, “стрельба” по двигающейся мишени, «Лопни пузырек» и др.
- Объекты начинают движение автоматически при смене слайдов: Анимация Пути перемещения – Начало первого объекта По щелчку, последующих – С предыдущим.
- Добавить к объектам Анимацию. Скорость движения объекта в Анимации выставляется (Рис.3) во вкладке Время.
- Чтобы при случайном щелчке мимо во время игры не происходила непредусмотренная смена слайдов, уберите галочки в смене слайдов «По щелчку» и установите управляющую кнопку или объект с гиперссылкой на следующий слайд.


Гиперссылка – это выделенный объект (текст или рисунок), связанный с другим документом или местом в данном документе и реагирующий на щелчок мыши.
Вначале создаем необходимое количество слайдов: мы рекомендуем использовать темы или макеты «Только заголовок» или «Пустой слайд».
Для создания одного уровня интерактивной игры нам понадобятся три слайда (один - с заданием; второй – со значением неверного ответа и возвратом на слайд с заданием; третий – со значением правильного ответа и переходом на следующий уровень) (рис.9).


На слайде с заданием помещаем объекты, которые будем связывать гиперссылкой с другим слайдом (местом в документе)
Выделяем объект, переходим во вкладку «Вставка», выбираем команду «Гиперссылка» (Рис.10)


В появившемся окне (Рис.11) в поле «Связать с» выбираем «Местом в документе». В поле «Выберите место в документе» щелкаем «Заголовок слайда», находим слайд, который нужно использовать как цель гиперссылки (в окне «Просмотр слайда» его можно увидеть). Нажимаем «ОК».


Если появляется необходимость удалить гиперссылку, в этом же окне (Рис.11) есть кнопка «Удалить гиперссылку», нажимаем «ОК».
Каждый объектом на слайде с заданием связываем гиперссылкой с нужным по смыслу слайдом.
Для того чтобы вернуться на слайд с заданием или перейти на следующий уровень игры можно создать гиперссылку текстовую, как на Рис.9, а можно воспользоваться Управляющими кнопками. Выбираем меню Вставка – Фигуры - Управляющие кнопки (Рис. 12).


Рисуем внизу (курсор стал +) выбранную фигуру. Открывается окошко Настройка действия. Выполняем Настройку действия (Рис.13): По щелчку мыши – Перейти по гиперссылке – Выбрать в открывшемся окне слайд для перехода (рекомендуем СЛАЙД)– откроется окно, где можно увидеть слайд, на который переходим - ОК.


Управляющую кнопку мы можем перетащить в любое место на слайде, уменьшить или увеличить ее размер, с помощью Средств рисования изменить цвет, заливку, написать текст и т.д.
Создаем необходимое нам количество уровней игры по аналогичной схеме и можем начинать игру. Дополнительно можно прикрепить звуковые файлы.

ЗАПИСЬ И ОБРЕЗКА ЗВУКА

Записать и смонтировать звуковой файл можно в профессиональной студии со специальными программами, а можно использовать подручные средства - стандартные программы и утилиты операционной системы Windows. Дополнительно к этому нам потребуются готовые файлы с различными разрешениями, микрофон для записи голоса и некоторые умения.

Звукозапись

Записать небольшой звуковой файл можно с помощью программы «Звукозапись», она является системной программой Windows и предназначена для записи, смешивания, воспроизведения и редактирования звукозаписей. Кроме этого, программа «Звукозапись» позволяет связывать звуки с другим документом или вставлять их в него. Источник звука – микрофон, дисковод CD-ROM или внешнее устройство.
Открываем программу: Меню Пуск – Все программы - Стандартные – Развлечения – Звукозапись. Чтобы записать звук в меню Файл выберите команду Создать. Чтобы начать запись, нажмите кнопку Запись. Чтобы остановить запись, нажмите кнопку Стоп. Получаем файл с разрешением WAV, длительностью звучания не более 60 сек.


Чтобы смонтировать несколько звуковых файлов в один или один файл вставить в другой в меню Файл - Открыть. Найти файл, который требуется изменить, переместите ползунок на место, в которое необходимо вставить другой файл. В меню Правка выберите команду Вставить файл и дважды щелкните файл, который следует открыть. Длительность звучания таким образом можно увеличить.
Файл можно воспроизвести в обратном порядке, для этого входим в меню Эффекты - Обратить и нажмите кнопку Воспроизвести, еще в меню Эффекты изменить файл - команда Добавить эхо.
Перезаписать музыкальный файл можно с помощью караоке-плеера. Настраивается в нужном темпе и тональности файл KAR или midi, затем включаем Воспроизведение всего файла или его фрагмента на плеере и одновременно Запись в программе «Звукозапись». Получаем на выходе и сохраняем файл с разрешением WAV.

Windows Movie Maker

Еще один вариант записи и монтажа файлов (звуковых и видео) с помощью программы Windows Movie Maker.


Записанный с помощью микрофона звук сохраняется как аудиофайл в формате Windows Media с расширением WMA. По умолчанию файл звукового комментария сохраняется в папке "Комментарий", размещенной в папке "Мои видеозаписи" на жестком диске. Программа позволяет добавлять звуковые эффекты: громкость звука плавно увеличивается до окончательного уровня воспроизведения или плавно уменьшается, пока звук совсем не исчезнет.
Для монтажа звука открываем файл через Запись видео - Импорт звука или музыки, на центральном поле появиться нотка, которую перетаскиваем на шкалу времени внизу.
Справа в окошке включаем Воспроизвести, кнопкой Разделение клипа на части (Рис.3) пользуемся при прослушивании. Не нужные фрагменты убираем Del на клавиатуре, подтягиваем оставшиеся фрагменты и получаем в итоге попурри, который затем Сохраняем на компьютере в формате Файл аудио Windows Media.


То же самое происходит с видео-файлом, только через Импорт видео.

Обрезать mp3 файл on line

Вашему вниманию представлена онлайн нарезка музыки в сети Internet. (http://mp3cut.foxcom.su/) . Раньше мы искали сложные программы редактирования файлов звуковых форматов. С бесплатным сервисом сайта mp3cut.ru нарезка стала проще, быстрее и удобнее (Рис.4).


Шаг 1. Жмем кнопку "Загрузить mp3", выбираем необходимый файл со своего компьютера и ждем, пока он загрузится. Как только файл станет доступен для редактирования, дорожка окрасится в розовый цвет, а кнопка воспроизведения покраснеет.
Шаг 2.Теперь можно резать mp3 файл. Бегунками-ножницами выставляем нужный отрезок композиции.
Шаг 3. Жмем кнопку "Обрезать", загрузка начнется мгновенно.

Особенности on-line программы для нарезки музыки

Программа для обрезки музыки поддерживает большинство аудио форматов: mp3, wav, wma, flac, ogg, aac, ac3, ra, gsm, al, ul, voc, vox, что позволяет использовать онлайн сервис в качестве конвертора звуковых фалов в mp3: wav в mp3, wma в mp3, ogg в mp3, flac в mp3 и т.д.
Наличие функции усиления/затухания звука в начале и в конце выбранного отрезка. Благодаря данной опции можно самостоятельно создать рингтон, который не будет пугать внезапным началом или неожиданно обрываться в конце.
Увеличение громкости нарезки в два раза. Функция позволяет увеличить громкость нарезки, что является часто необходимым, особенно при создании рингтона.
Длительность нарезки не имеет ограничения. А отрезок выбирается в точности до миллисекунд. Используя клавиатуру (стрелки влево/вправо), можно выставить очень точно начало и конец музыкального отрезка.
Возможность неоднократной обрезки одного звукового файла без дополнительной загрузки. т.е. из одной песни, мелодии, музыкальной композиции имеется возможность создать несколько рингтонов.
Размер файла практически неограничен

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. - М., 2008. - 84 с.
2. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123–138.
3. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint (+ CD) /под. ред. Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К. - М.: Интеллект-Центр. 2003 - 80 с.
4. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С.166-175.
5. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников. - Дубна, 2009. - 496 с.
6. Плотников К.Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных техно- логий: монография. СПб., 2013. 268 с
7. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.
8. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей" - М., 1978.
9. Ульянич, В.С. Заметки о компьютерной музыке / В.С. Ульянич // Музыкальная жизнь. - 2008. № 15.
10. Создание презентаций в программе Power Point - [Электронный ресурс]

Казалось бы, не так много лет прошло с того времени, когда первые компьютеры, занимавшие целые комнаты и при этом абсолютно не предназначенные для написания музыки, превратились в небольшие персональные компьютеры, сочетающие в себе возможности работы не только с расчетами, но и с графикой, видео, звуком и многим другим. В условиях роста во всех сферах деятельности, кажется, абсолютно логичным введение компьютера в образовательный процесс не только как такового, но и как вспомогательного средства для обучения.

Проведем краткий экскурс в историю возникновения первых попыток соединения бездушных машин с искусством.

Очень давно, еще со времен Пифагора, а может быть, и раньше, математики обратили внимание на формальную сторону организации музыки – временную и частотную шкалы. Однако механизмы, воспроизводящие музыку по программе, появились до механизмов-калькуляторов, поэтому мы рискнули бы назвать музыкантов самыми первыми программистами. Впрочем, и в письменном наследии древних культур, пожалуй, нотные записи как описание временного процесса, ближе всего к текстам программ. И в той и в другой форме есть блоки, условия, циклы и метки, только далеко не все программисты и музыканты знают об этих параллелях. Но если помнить о них, уже нельзя удивляться тому, что, создавая самые первые ЭВМ, инженеры заставляли их воспроизводить мелодии. Правда, музыканты не могли относить машинную музыку к настоящей, возможно, потому, что в ней не было ничего, кроме «мертвых» звуков или плана. Да и сам машинный звук, являвшийся на первых шагах простым меандром, был крайне далек от звучания акустических инструментов. Однако многочисленные эксперименты с электронными машинами, способными извлекать звук, привели к возникновению различных способов написания музыки, а отсюда и к появлению разнообразных стилей и направлений. Новое звучание, необычное и непривычное уху стало новаторством в музыке. Многие известные современные композиторы, например, К. Штокхаузен, О. Мессиан, А. Шнитке, несмотря на сложность работы с техникой, создавали произведения с применением новых электронных инструментов или только на них.

Следующим этапом развития музыкальных компьютерных технологий стали исследования и разработки методов синтеза звука.

Инженеры обратились к анализу спектров акустических инструментов и к алгоритмам синтеза электронных тембров. Вначале расчет звуковых колебаний выполнялся центральным процессором, но, как правило, не в реальном времени. Поэтому на первых ЭВМ создание музыкального произведения было очень утомительным процессом. Надо было закодировать ноты и назначить тембры, затем запустить программу для расчета звуковой волны и подождать несколько часов, чтобы послушать результат. Если музыкант, а точнее, программист-оператор, вносил какое-то изменение в партитуру-программу, ему снова до прослушивания приходилось несколько часов ждать. Понятно, что такая музыкальная практика не могла быть массовой, но исследователям феномена музыки хотелось пойти дальше, чем простое применение машины в качестве электронной музыкальной шкатулки. Так возникло другое – вполне естественное – направление в музыкальном использовании ЭВМ: порождение, генерация самого нотного текста.

Уже в 50-х годах, используя самые первые ЭВМ, ученые делали попытки синтезировать музыку: сочинять мелодию или аранжировать ее искусственными тембрами. Так появилась алгоритмическая музыка, принцип которой был предложен еще в 1206 году Гвидо Марцано, а позднее применен В. Моцартом для автоматизации сочинения менуэтов – написание музыки согласно выпадению случайных чисел.

Созданием алгоритмических композиций занимались П. Булез, Я.Ксенакис, К. Шеннон и др. Автором знаменитой «Иллиак-сюиты» (1957 г.) был, прежде всего компьютер, а соавторами – композитор Лейярен Хиллер и программист Леонард Айзексон. Три части близки к музыке строгого стиля, а в четвертой применены математические формулы, никак не связанные с музыкальными стилями. П. Булез и Я. Ксенакис создавали специальные программы для своих произведений, каждую к конкретному сочинению. Первым сочинением Я. Ксенакиса, демонстрирующим стохастический (или алгоритмический) метод музыкального сочинения, стал «Метастасис» (1954 г.) – произведение, в котором Я. Ксенакис вычислил алгоритм, примененный затем им, для осуществления архитектурного проекта Корбюзье в виде павильона «Филипс» на Всемирной выставке в 1958 году.

История развития музыкальных компьютерных технологий во многом связана с российскими учеными и исследователями. Л. Термен, Е. Мурзин, А. Володин создали уникальные средства синтеза звука не «после», а «до» западных коллег. Над проблемами распознавания и автонотировки работал А. Тангян. Анализу и генерации нотных текстов, созданию алгоритмических композиций посвятил свои исследования Р. Зарипов, «сочинявший» музыкальные пьесы на машине «Урал». Основой таких алгоритмов был детально прописанный процесс для различных элементов музыкальной фактуры (форма, ритм, звуковысотность и т. д.). Зарипов вывел целый набор математических правил для составления таких мелодий. «Уральские напевы», как назвал он эти мелодии, были одноголосными и представляли собой либо вальс, либо марш.

Причем это лишь имена тех исследователей, работы которых признаны за пределами России. Однако было много и других, локальных разработок. Не единственная, но одна из заметных – первая отечественная звуковая карта и MIDI-интерфейс для ПЭВМ «Агат-7» (аналог Aplle II) со своим музыкальным программным обеспечением. Все это было еще в середине 80-х гг. XX века, когда IBM-XT были еще далеко не во всех технических вузах, а рядовой пользователь понятия не имел о торговых марках Sound Blaster (Creative Labs, http://www.creat.com ) и Voyetra (Voyetra Technologies, http://www.voyetra.com ).

Как и в других областях (например, в графике и анимации), в музыкальных компьютерных технологиях разрабатывались два принципиально разных подхода. Первый связан с управлением параметрической моделью звука, партии, произведения, второй – с оперированием аналогом реального объекта. Оба подхода имеют как преимущества, так и недостатки и постоянно развиваются. В то время как одни инженеры добивались максимального правдоподобия в синтезе акустических тембров, другие разрабатывали методы оперирования реальным звуком. Если первые решали задачи оптимизации параметров синтеза и исполнительского управления, то вторые работали над компрессией и декомпрессией данных, т. е. над проблемами звуковых волн. Но для инженера всегда привлекательнее параметрические модели объектов, они значительно лучше подходят для оперирования и трансформации. Весь вопрос в том, насколько точно модели описывают реальный объект, если целью является достижение правдоподобия. Из исследований в области психологии восприятия известно, что особую роль в процессе распознавания образов играют пороги достоверности и механизмы восстановления образов. Непрофессионал сейчас уже не сможет отличить синтезированный тембр рояля от настоящего именно потому, что не обладает высоким порогом достоверности. И вполне возможно, что будущее музыкальных компьютерных технологий – за параметрическим моделированием.

Существующее сегодня огромное количество программ/сред основаны на трех базовых методах: стохастический, некоего фиксированного алгоритма и систем с искусственным интеллектом.

Стохастический метод основан на генерировании произвольных серий звуков либо музыкальных отрывков и может быть представлен как с применением компьютера, так и без него, как например, в творчестве Штокхаузена.

Собственно алгоритмический метод представляет собой набор неких алгоритмов, реализующих замысел композитора. Алгоритм может быть представлен как композиционная техника, так и модель, генерирующая звук. Возможно и объединение этих двух функций. Уникальной системой программирования звука является программа CSound, которая является основным инструментом музыкантов-элетроакустиков. Программа использует практически любой тип синтеза, включая FM, AM, субтрактивный и аддитивный, физическое моделирование, ресинтезис, гранулярный, а также любой другой цифровой метод. На основе CSound создано множество других систем (AC Toolbox, CYBIL, Silence и др.). Для музыканта создание композиций в такой среде несколько затруднено, так как требует навыков и знания по программированию (хоть разработчики и уверяют в обратном). Композитор записывает команды в два текстовых файла, один из которых отвечает за описание самого тембра/инструмента, во втором должна находиться собственно партитура. В программе существует бесчисленное количество операторов, тех кирпичиков, из которых и складывается программируемое нами звуковое пространство.

Не менее популярной средой для программирования виртуальных инструментов и создания алгоритмов интерактивного исполнения является программа MAX/MSP, разработанная парижским Институтом электронной музыки (IRCAM). Реализована она в виде программного приложения с объектно-ориентированным пользовательским интерфейсом. Возможности такой среды включает в себя в первую очередь создание интерактивной музыки (во время выступления, написанный заранее программный модуль взаимодействует с исполняемой музыкой посредством MIDI-интерфейса). Работать в такой среде – одно удовольствие, так как она дает полную свободу действий, как композитору, так и исполнителю. Эта программа широко используется во время живых концертов – звучание одной и той же пьесы на разных концертах будет другим, неизменным остается только алгоритм взаимодействия компьютера и исполнителя. Программу используют многие крупные композиторы такие, как Ричард Буланже (Richard Boulanger) и Дрор Файлер (Dror Feiler).

Наконец, возможно использование систем, применяющих искусственный интеллект. Это также системы, основанные на правилах, но главной их особенностью становится способность к обучению. Целью является создание композиций, обладающих чувством, тонкостью и интеллектуальной притягательностью. Созданный в результате алгоритм может быть как собственно автономной, но искусственно созданной, музыкальной системой, так и основанной посредством анализа творчества какого-либо композитора. Анализируя то или иное сочинение, выводится некий набор композиционных правил, инструкций по тематическому развитию, тембровому, фактурному. И здесь возникает парадоксальный случай, с одной стороны, мы имеем машину, способную выдавать продукт, более-менее приближающийся к человеческому эталону, но, с другой – несущую на себе печать техники данного композитора. То же можно сказать и о композиторах, создавших свои алгоритмические программы. В таких сочинениях четко разделяются функции композитора и собственно «композиторский процесс» программы.

Сегодня машина пока еще не способна превзойти человеческий интеллект и превратить свой продукт в искусство. Та или иная система не способна самостоятельно порождать мысли, чувства. При любой степени совершенства она никогда не станет не только «гениальным», но и «талантливым» композитором. Даже идеальная машина не сможет обрести то неуловимое, что всегда будет разграничивать живую природу и неживую (пусть и доведенную до идеальной степени совершенства). Однако она стала хорошим подспорьем в руках мастера, ком­позитора, избавив его от потери огромного количества времени на технологические расчеты и построения, которые усложняются в нарастающей прогрессии по мере расширения сферы выразитель­ных средств музыки.

Таким образом, сегодня для музыкантов компьютер открывает широкие возможности для творческого поиска. В таком специфическом виде деятельности, как музыкальное искусство, компьютер является не только отличным помощником, но, в некоторых случаях, советчиком и учителем. Можно перечислить лишь некоторые возможности музыкального компьютера: запись, редакция и печать партитур; запись, редактирование и дальнейшее исполнение паpтитуp при помощи компьютерных звуковых карт или внешних синтезаторов, подключенных с помощью интерфейса MIDI; оцифровка звуков, шумов, имеющих различную природу, и дальнейшая их обработка и преобразование с помощью программ секвенсоров; гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей и возможностью их редакции вплоть до изобретения своих собственных (стилей); сочинение мелодий на случайной основе путем последовательного выбора музыкальных звуков; управление звучанием электронных инструментов путем введения определенных параметров до начала исполнения; запись партий акустических инструментов и голосового сопровождения в цифровом формате с последующим их хранением и обработкой в пpогpаммах-pедактоpах звука; пpогpаммный синтез новых звучаний при помощи математических алгоритмов; запись звуковых компакт-дисков.

Все эти многообразные возможности компьютера позволяют использовать его как в области музыкального образования, так и в области профессионального творчества композиторов, звукорежиссеров, аранжировщиков.